Что значит произвольная форма
Заявление в свободной форме: нормы и требования, порядок составления и подачи, образец
Рано или поздно в жизни каждого происходят события, когда необходимо задуматься об оформлении документов. Во многих официальных процедурах инициирование процесса рассмотрения бумаг начинается на основе письменного заявления в ту или иную организацию. В связи с этим правильное составление заявления в свободной форме является важным этапом, от грамотности которого зависит скорость прохождения дальнейших процедур.
Где используется этот формат заявлений?
Формат заявления является универсальным и широко используется во многих организациях, таких как банки, органы государственной власти, предприятия-работодатели и др. Как правило, при работе с населением составляются рекомендации касательно того, как написать заявление в свободной форме. Делается это для облегчения жизни как составителей, так и проверяющих правильность составления документа.
Однако случаи бывают разными, и далеко не всегда образец имеется перед глазами. В связи с этим крайне актуально понимать, по каким принципам составляется заявление в произвольной форме. Знание основ поможет избежать досадных ошибок и существенно сократить время на разработку самого документа.
Структура документа
Заявление представляет собой документ, который в письменной форме сообщает о намерении заявителя осуществить свои права или защитить интересы.
Несмотря на то что в целом изложение ситуации в заявлении может быть довольно свободным, существуют некоторые структурные элементы, которые должны присутствовать обязательно: шапка, заголовок, основная часть, просительная часть, приложения, заключительная часть.
С чего начать оформление заявления?
Шапка документа располагается вверху справа. Представляет собой блок, содержащий информацию о получателе и составителе заявления в свободной форме: ФИО того, кому направлено обращение, должность этого сотрудника и наименование организации. Первый блок шапки отвечает на вопрос «Кому/чему?».
Этот же блок содержит информацию о заявителе, а именно: ФИО, должность или адрес и другие контакты для последующей связи в случае надобности. Второй блок шапки отвечает на вопрос «Кого/чего?».
Генеральному директору ООО «Тайм»,
Петрова Петра Петровича,
главного специалиста отдела экологического анализа».
Оформление заглавия
Заголовок документа. В нашем случае это слово «заявление». По строгим правилам оформления этот заголовок должен прописываться со строчной буквы, а в конце не должна стоять точка. Принято считать, что шапка и заголовок образуют одно предложение.
Требования к основной части
Далее излагается основная часть документа. Она посвящена описанию той ситуации, которая стала причиной для написания заявления в свободной форме. Не существует универсального ответа на вопрос о том, насколько большим должен быть этот раздел: основная часть может быть изложена одним предложением или на нескольких листах.
Например, достаточно большую основную часть содержит заявление о возврате товара продавцом, так как в этом случае нужно детально прописать ситуацию покупки, ее детали, обосновать недовольство качеством товара, привести ссылки на нормативно-правовые акты и другие документы (с указанием названия, номера, даты и уполномоченного органа).
Каким образом оформить просительную часть?
Следующим разделом в заявлении является так называемая просительная часть. Сама суть заявления состоит в том, что заявитель просит или требует выполнить определенные действия. В этом блоке нужно четко и понятно изложить необходимые для вас действия второй стороны. Для стандартизации здесь часто применяют клишированные формулировки. Например, «В связи с изложенным выше прошу…» или «Таким образом, с учетом приведенных фактов требую…» и т. п. Иногда для комплексного решения вопроса целесообразно представить просительную часть в виде списка или алгоритма действий.
Что прилагать к заявлению?
Приложения к заявлению в свободной форме обычно присутствуют в случае необходимости подтверждения какой-либо информации. Важно четко и по пунктам изложить перечень тех документов, которые прилагаются к заявлению. Обычно приложения прописываются по следующей структуре: название документа (лучше указать полное название во избежание разночтений), его вид (чаще всего копия или оригинал), а также количество страниц в документе.
Как грамотно завершить оформление заявления?
Заключительная часть заявления подтверждает согласие заявителя с изложенной информацией. Оно выражается в простановке даты составления бумаги, личной подписи и ее расшифровки (инициалы и фамилия).
Стилистические требования
Как уже отмечалось выше, в целом форма заявления довольно произвольная. Однако лучше придерживаться делового стиля в изложении, чтобы документ был максимально понятным.
Примеры составления заявлений
После рассмотрения основных общих требований перейдем к реальным примерам составления заявлений в произвольной форме. Образец такого документа может выглядеть так:
«Генеральному директору ПАО «Магнит»
Прошу предоставить мне ежегодный оплачиваемый отпуск в период с 1 по 13 августа продолжительностью 14 календарных дней.
15.07.2019 г. (подпись) /М. А. Сидорова/»
Заявление на прием в школу
Важным этапом для детей и их родителей является начало обучения в школе. Для того чтобы определить ребенка в образовательное учреждение, также требуется составить заявление в свободной форме. В школу направляется документ на бумажном носителе, также можно воспользоваться электронной формой, если такая процедура предусмотрена в вашем городе или регионе. Общее содержание документа можно представить следующим образом:
«Директору МБОУ СОШ № …
проживающего по адресу:
Прошу Вас принять моего ребенка (ФИО ребенка, дата и место рождения), проживающего по адресу: …, прибывшего из (наименование дошкольного учреждения) в (номер) класс Вашей школы.
Согласен на размещение информации о ребенке (ФИО, фото- и видеоматериалы) на официальных интернет-каналах и порталах, в т. ч. на сайте школы.
Согласен на обработку персональных данных своих и ребенка.
Перечень действий с персональными данными, на совершение которых даю свое согласие: бумажная, электронная и смешанная обработка персональных данных для решения вопросов по предоставлению муниципальных услуг. Согласие даю на срок обучения моего ребенка во вверенной Вам школе.
Даю свое согласие на преподавание в рамках предмета «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» (русского / татарского / иврита)
СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ:
ОТЕЦ: (ФИО отца полностью, контактный телефон)
МАТЬ: (ФИО матери полностью, контактный телефон)
С Уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, локальными актами, образовательной программой, правами и обязанностями обучающихся ознакомлен.
Условия пребывания в школе:
С условиями пребывания в школе моего ребенка согласен.
Также будьте готовы приложить необходимые документы к заявлению в свободной форме. Образец в школе потребует наличия свидетельства о рождении ребенка или иного документа, подтверждающего родство (например, справка из органов опеки и попечительства), а также свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства.
Заявление в налоговые органы
Довольно часто необходимость написать заявление возникает в случае обращения в налоговые органы. Одной из распространенных причин составления свободной формы заявления в налоговую является ситуация получения налогового вычета. В этом случае текст заявления будет следующим:
«Начальнику Инспекции ФНС России № … от… проживающего(ей) по адресу: … ИНН: …
заявление о предоставлении имущественного налогового вычета
В соответствии с положениями пп. 2 п. 1, п. 2 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации прошу по доходам 201__ года предоставить мне имущественный налоговый вычет по суммам, затраченным на приобретение недвижимого имущества (покупка квартиры, комнаты, строительство жилого дома и т. п.), расположенного по адресу: … в размере … рублей.
Прилагаю следующие документы: …
В последние годы зачастую заявление на возврат в свободной форме составляется в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика, доступ к которому открывается на основе получения индивидуального номера налогоплательщика (ИНН). При использовании цифровых решений форма документа составляется автоматически, данные налогоплательщика вносит сама система, подписание проходит с использованием электронной цифровой подписи клиента сервиса.
Варианты подачи заявлений
Важно понимать, каким образом ваш документ поступит на обработку. От этого во многом зависит, как писать заявление в свободной форме. Наиболее часто встречающимися являются пять основных вариантов:
Несмотря на разнообразие вариантов, чаще всего используется вариант, подразумевающий личное присутствие заявителя. Однако набирают популярность электронные форматы, так как в этом случае существенно экономится время за счет отсутствия необходимости посещения инстанции или почтового отделения.
Заявление в свободной форме
Документирование просьб, предложений, требований граждан, обращающихся в официальные инстанции, происходит посредством заявлений. Заявление, являясь официальной формой обращения, унифицированного бланка не имеет, поскольку поводов для обращений может быть множество. Все разнообразие ситуаций отражается в документе, написанном в свободной форме. Выражение «свободная форма», однако, не означает, что любой текст-обращение может быть принят официальными инстанциями. Рассмотрим, как правильно составить заявление в свободной форме, и приведем для наглядности несколько примеров.
Что такое «свободная форма»
Понятие свободной формы имеет отношение не ко всему документу, а к той его части, в которой непосредственно излагается обращение. Заявитель формулирует и записывает суть заявления своими словами без использования шаблонных фраз и выражений. Такая форма позволяет сделать описание проблемы более полным, учесть все ее нюансы.
В то же время необходимо соблюсти деловой стиль, указывать фактическую информацию, которая необходима для принятия управленческого решения.
В заявлении исключаются:
Небрежного написания, грамматических ошибок также крайне желательно избегать. Текст должен быть составлен так, чтобы исключить двоякое толкование.
Действующее законодательство не содержит исчерпывающих требований к такому заявлению. ФЗ-59 от 2/05/06 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан» устанавливает, что по общему правилу должно содержаться в заявлении:
При наличии указанных сведений обращение должно быть принято к рассмотрению.
Если заявление было отправлено электронно, указывается также адрес электронной почты. При необходимости пояснить изложенные факты, подтвердить их документально к заявлению прилагаются соответствующие материалы (по тексту ст. 7 ФЗ-59).
На заметку! Указывать номер телефона, иные оперативные средства связи с заявителем закон не требует. При приеме документа заявителю могут лишь рекомендовать сделать это.
Оптимально размещение текста на одной странице листа А4 для удобства восприятия информации. Он может быть печатным или написанным от руки. При написании заявления необходимо ориентироваться на действующий ГОСТ (Р 7.0.97-2016) и оставлять в документе поля: левое, верхнее и нижнее должны быть не менее 2 см, а правое – от 1 см.
Как написать заявление без ошибок
Заявление в свободной форме состоит из следующих ниже информационных блоков. Эта схема универсальна, она подходит для написания любого заявления, вне зависимости от тематики и адресата:
Приведем далее несколько примеров заявлений в свободной форме:
Образцы содержат условные данные.
Образец заявления о снятии ареста с имущества в ФССП
Служба судебных приставов по г. Азову и Азовскому району
Судебному приставу Сидорову Петру Алексеевичу
адрес: г. Азов РО, улица Привокзальная, 12
от Курилина Степана Сергеевича
адрес: с. Маросеево Азовского района, РО, ул. Вольная, 7
телефон: 89288306240
17 мая 2019 года судебным приставом-исполнителем был наложен арест на имущество, а именно дом, расположенный по адресу: улица Красная, 10, с. Маросеево Азовского района, РО, на основании исполнительного листа по делу №4-17647/2019 о взыскании долга с должника Капитонова С.И. в пользу Михайлова К.С. денежных средств в размере 800 тыс. рублей.
Арест произведен незаконно. Указанный дом должнику Капитонову С.И. не принадлежит. Собственником имущества являюсь я на основании договора купли-продажи от 5 октября 2018 года.
В связи с вышеизложенным прошу снять арест с имущества, расположенного по адресу улица Красная, 10, с. Маросеево Азовского района, РО.
В случае отказа оставляю за собой право обратиться с исковым заявлением в суд.
Образец заявления об отсрочке уплаты госпошлины в суд общей юрисдикции
В Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону
г. Ростов-на-Дону, пер. Газетный, 36
Кривошеева Михаила Ивановича
г. Ростов-на-Дону, переулок Журавлева 1, кв. 5а
14 февраля 2019 года я подал иск о взыскании с Куролесова Григория Макаровича 72 тыс. рублей заемных средств. В соответствии с действующим законодательством причитающаяся мне к уплате госпошлина составляет 2360 руб.*, но в настоящее время я не имею возможности уплатить эту сумму в связи со сложным финансовым положением – уволен в связи с ликвидацией фирмы, нахожусь в поиске работы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 333.41 НК РФ, прошу отсрочить уплату государственной пошлины по моему иску к Куролесову Г.М. до окончания рассмотрения дела.
Приложение: справка Центра занятости.
*Расчет госпошлины осуществляется согласно ст. 333.19 НК РФ. По иску от 20001 до 100000 руб. госпошлина 800 руб. плюс 3% от суммы свыше 20000 руб. 72000-20000= 52000 руб. 52000 *3% = 1560 руб. 1560 + 800 = 2360 руб.
Образец заявления о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет
Директору ООО «Электра»
Никодимову Артему Филипповичу
от менеджера
Супруновой Маргариты Петровны
Прошу предоставить мне отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет (дочь Супрунова Мария Ильинична родилась 3.04.19 г.) с 13 июня 2019 года. Прошу производить расчет и выплачивать мне ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет на счет зарплатной карты.
Приложения:
В заявление на отпуск, как правило, сразу же вписывается и просьба о выплате пособия, иначе придется писать еще одно заявление на получение денежных средств.
Как передать
Традиционным надежным способом передачи заявления считается личная передача. Заявитель готовит два экземпляра заявления и собственноручно передает один из них в секретариат организации, куда он обратился. На втором экземпляре, остающемся в распоряжении заявителя, секретарь проставляет входящий номер, дату, ставит свою подпись с пометкой о принятии документа.
Если передать документ лично по каким-либо причинам невозможно, его отправляют по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении адресату. Современные интернет-технологии позволяют отслеживать прохождение письма и доставку его в организацию по специальному почтовому номеру.
Все большее распространение принимает электронный документооборот. В некоторых случаях заявление в свободной форме можно передать и этим способом, к примеру, если речь идет о заявлении на увольнение. У заявителя обязательно должна быть электронная цифровая подпись, которой он подпишет заявление перед отправкой. В ином случае документ принят не будет. Такую возможность дает ФЗ-63 от 6/04/11 г., приравнивающий электронный документ, оформленный должным образом, к аналогичному бумажному, подписанному гражданином лично.