Что значит проиллюстрировать прочитанные высказывания

Высказывания выдающихся писателей о русском языке

Высказывания выдающихся писателей о русском языке

Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гиб­кое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мыс­ли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего. А. Н. Толстой

Русский язык — это прежде всего Пушкин — неру­шимый причал русского языка. Это Лермонтов, Лев Толстой, Лесков, Чехов, Горький.

Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по его могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейско­му языку не уступает. И для того нет сомнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое со­вершенство, каковому в других удивляемся. М. В. Ломоносов

Наш русский язык, более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. Я. А. Добролюбов

Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. В. Г. Белинский

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опо­ра, о великий, могучий, правдивый и свободный рус­ский язык. нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! И. С. Тургенев

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жем­чуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. Н. В. Гоголь

Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А. И. Куприн

Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуж­дого примеса, течет как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, есть ли надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! Н. М. Карамзин

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могу­чий и поистине волшебный русский язык. К. Г. Паустовский

Русский язык открывается до конца в своих поис­тине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чув­ствует сокровенную прелесть нашей земли.

Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. П. Мериме

Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. М. Горький

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам на­шими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.

Источник

Что такое афоризмы? Примеры

Афоризмы — это лако­нич­ные изре­че­ния, содер­жа­щие глу­бо­кую мысль, осно­ван­ную на житей­ском опыте.

Узнаем, что такое афо­риз­мы в речи, их виды и осо­бен­но­сти. Приведем при­ме­ры афоризмов.

Наша речь состо­ит не толь­ко из эпи­те­тов, мета­фор и оли­це­тво­ре­ний как худо­же­ствен­ных средств, слу­жа­щих для при­да­ния ей осо­бой выра­зи­тель­но­сти. В сво­ей речи мы опе­ри­ру­ем как отдель­ны­ми сло­ва­ми и сло­во­со­че­та­ни­я­ми, свя­зан­ны­ми в пред­ло­же­ние, так и гото­вы­ми язы­ко­вы­ми стро­е­вы­ми еди­ни­ца­ми — фра­зео­ло­гиз­ма­ми и язы­ко­вы­ми афоризмами.

В зави­си­мо­сти от про­ис­хож­де­ния язы­ко­вые афо­риз­мы делят­ся на посло­ви­цы и пого­вор­ки и на кры­ла­тые выра­же­ния. Рассмотрим виды афо­риз­мов в рус­ском язы­ке, выяс­ним их отли­чия друг от друга.

Что значит проиллюстрировать прочитанные высказывания

Пословицы и поговорки — это языковые афоризмы

Пословицы и пого­вор­ки явля­ют­ся выра­же­ни­ем дли­тель­но­го обще­ствен­но­го опы­та людей. Они фор­ми­ро­ва­лись и шли­фо­ва­лись, как алма­зы, в тече­ние веков, акку­му­ли­ро­ва­ли кол­лек­тив­ный чело­ве­че­ский опыт, пере­да­ва­лись от поко­ле­ния к поко­ле­нию. Эти язы­ко­вые еди­ни­цы слу­жат источ­ни­ком изу­че­ния исто­рии и куль­ту­ры носи­те­лей язы­ка. В крат­кой фор­ме в посло­ви­це или пого­вор­ке выра­жа­ет­ся веко­вая житей­ская муд­рость народа.

К при­ме­ру, при­ве­дем обще­из­вест­ную пословицу:

Готовь сани летом, а теле­гу зимой.

Эта посло­ви­ца исполь­зу­ет­ся в виде жиз­нен­но­го сове­та: преду­смот­реть всё надо зара­нее, что будет необ­хо­ди­мо в будущем.

Например, посло­ви­ца «Не плюй в коло­дец, при­го­дит­ся воды напить­ся» име­ет как бук­валь­ный смысл, так и ино­ска­за­тель­ный: «не делай зла нико­му, не вре­ди, так как в буду­щем можешь лишить себя помо­щи или под­держ­ки».

Пословица пред­став­ля­ет собой не поня­тие, а связ­ное опре­де­лен­ное суж­де­ние. Как язы­ко­вой афо­ризм, она в лако­нич­ной фор­ме харак­те­ри­зу­ет явле­ния, кон­ста­ти­ру­ет свой­ства людей, даёт им оцен­ку или пред­пи­сы­ва­ет образ действия:

Старый конь бороз­ды не испортит.

Этим посло­ви­цам харак­тер­на своя син­так­си­че­ская фор­ма — повест­во­ва­тель­ное пред­ло­же­ние.

Другие посло­ви­цы име­ют вид сове­та, предо­сте­ре­же­ния, поэто­му они оформ­ле­ны как побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния:

На Бога надей­ся, а сам не плошай.

Поговорками явля­ют­ся язы­ко­вые афо­риз­мы, отли­ча­ю­щи­е­ся осо­бой крат­ко­стью и име­ю­щие толь­ко бук­валь­ное содержание.

Как уже выяс­не­но, у посло­виц и пого­во­рок нет кон­крет­но­го авто­ра. С этой точ­ки зре­ния посло­ви­цы и пого­вор­ки как фольк­лор­ное насле­дие отра­жа­ют бога­тую куль­тур­ную исто­рию наро­да. Известный фольк­ло­рист В. П. Аникин так пишет о позна­ва­тель­ной цен­но­сти посло­виц и поговорок:

Историк ищет в посло­ви­цах и пого­вор­ках сви­де­тельств о далё­кой ста­рине и памят­ных собы­ти­ях древ­но­сти. Юрист ценит посло­ви­цы и пого­вор­ки как непи­сан­ные зако­ны народ­ной жиз­ни. Этнограф усмат­ри­ва­ет в народ­ных изре­че­ни­ях и мет­ких образ­ных опре­де­ле­ни­ях и харак­те­ри­сти­ках отра­же­ние уже исчез­нув­ших обы­ча­ев и поряд­ков. Философ через посло­ви­цы и пого­вор­ки пыта­ет­ся понять строй народ­но­го мышления.

Эти язы­ко­вые стро­е­вые еди­ни­цы харак­те­ри­зу­ют­ся посто­ян­ством фор­мы и обла­да­ют свой­ством вос­про­из­ве­де­ния. К при­ме­ру, если в раз­го­во­ре при­ве­сти нача­ло посло­ви­цы «Чему быть…», то ваш собе­сед­ник вполне пой­мет, о чем идет речь, и даже может под­хва­тить вашу мысль и закон­чить её сам: «…того не мино­вать».

Пословицы и пого­вор­ки явля­ют­ся мас­со­вы­ми афо­риз­ма­ми в отли­чие от инди­ви­ду­аль­ных афо­риз­мов, кото­рые часто назы­ва­ют кры­ла­ты­ми выражениями.

Афоризмы — это крылатые выражения

Индивидуальные афо­риз­мы, или кры­ла­тые выра­же­ния, обя­за­тель­но име­ют сво­е­го авто­ра. Эта груп­па афо­риз­мов объ­еди­ня­ет кры­ла­тые выра­же­ния, вошед­шие в нашу речь из лите­ра­ту­ры, изре­че­ния исто­ри­че­ских лиц, крат­кие цита­ты, образ­ные выра­же­ния. Человечество на про­тя­же­нии всей сво­ей исто­рии отби­ра­ло, филь­тро­ва­ло и усва­и­ва­ло ори­ги­наль­ные мыс­ли луч­ших сво­их представителей.

Крылатые выра­же­ния широ­ко исполь­зу­ют­ся в речи, но в отли­чие от посло­виц и пого­во­рок у них обя­за­тель­но пред­по­ла­га­ет­ся или суще­ству­ет кон­крет­ный автор:

Какая смесь одежд и лиц (А. С. Пушкин «Братья-разбойники»).

Кричали жен­щи­ны: ура!
И в воз­дух чеп­чи­ки бро­са­ли (А. С. Грибоедов «Горе от ума»).

Афоризмы исполь­зу­ют­ся в речи для дости­же­ния эффек­та инфор­ма­тив­но­сти, точ­но­сти и образ­но­сти. Крылатые выра­же­ния вно­сят струю эмо­ци­о­наль­но­сти в любую речь, текст или выступ­ле­ние. А ещё афо­риз­мы под­креп­ля­ют мне­ние гово­ря­ще­го, исполь­зу­ют­ся для боль­шей убе­ди­тель­но­сти его слов.

Истина — это то, что выдер­жи­ва­ет про­вер­ку опы­том (А. Эйнштейн).

Человек есть не что иное, как ряд его поступ­ков (Г. Гегель).

Надежда живёт даже у самых могил (И. Гёте).

Примеры афоризмов

Опираясь на народ­ный опыт или фило­соф­скую мысль извест­но­го чело­ве­ка, ора­тор дости­га­ет наи­боль­шей убе­ди­тель­но­сти и выра­зи­тель­но­сти сво­ей речи. В каче­стве при­ме­ров при­ве­дем кры­ла­тые выра­же­ния вели­ких людей о смыс­ле жиз­ни и жиз­нен­ных ценностях.

Афоризмы о смысле жизни

Жить — это бороть­ся; бороть­ся — это жить (П. Бомарше).

Для меня жить — зна­чит рабо­тать (И. К. Айвазовский).

Чтобы дой­ти до цели, надо преж­де все­го идти (О. Бальзак).

В жиз­ни нуж­но стре­мить­ся обго­нять не дру­гих, а само­го себя (М. Бабкок).

Кто хочет мно­го достиг­нуть, дол­жен ста­вить высо­кие тре­бо­ва­ния (И. Гёте).

Истинное назна­че­ние чело­ве­ка — жить, а не суще­ство­вать (Джек Лондон).

Человек живет на зем­ле не для того, что­бы стать бога­тым, но для того, что­бы стать счаст­ли­вым (Стендаль).

Никакая цель не высо­ка настоль­ко, что­бы оправ­ды­вать недо­стой­ные сред­ства для её дости­же­ния (А. Эйнштейн).

Читая кни­гу или ста­тью, мы раду­ем­ся вер­ной и глу­бо­кой мыс­ли, мет­ко­му выра­же­нию, умно­му и ярко­му срав­не­нию авто­ра, обле­чен­но­му в лако­нич­ную фор­му. Такие корот­кие фра­зы лег­ко усва­и­ва­ют­ся и запо­ми­на­ют­ся и впо­след­ствии поки­да­ют стра­ни­цы печат­но­го изда­ния и ста­но­вят­ся кры­ла­ты­ми выражениями.

Вспомним сло­ва Л. Н. Толстого, кото­рый считал:

Настоящая муд­рость немногословна.

Итак, афо­риз­мы — это муд­рость чело­ве­че­ства, про­се­ян­ная сквозь сито времени.

Особенно часто цити­ру­ет­ся Иван Андреевич Крылов, кото­рый в сво­их нра­во­учи­тель­ных бас­нях сочи­нил мно­же­ство выра­же­ний, полу­чив­ших вто­рую жизнь вне тек­ста его про­из­ве­де­ний и став­ших впо­след­ствии афоризмами.

Афоризмы И. А. Крылова

А вы, дру­зья, как ни сади­тесь, всё в музы­кан­ты не годитесь.

Беда, коль пиро­ги нач­нёт печи сапож­ник, а сапо­ги тачать пирожник.

Из даль­них стран­ствий возвратясь.

Кукушка хва­лит пету­ха за то, что хва­лит он Кукушку.

Наделала сини­ца сла­вы, а моря не зажгла.

От радо­сти в зобу дыха­ние спёрло.

Чем куму­шек счи­тать тру­дить­ся, не луч­ше ль на себя, кума, оборотиться?

Источник

Прочитайте высказывания. ГДЗ, Упр. 322, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Прочитайте высказывания А. Толстого (п. I), Н. Гоголя (п. II) и Н. Карамзина (п. Ill) о русском языке. На основе приведённых ниже и других известных вам высказываний о русском языке сделайте свои обобщения и изложите их в форме небольшого сочинения-рассуждения.

Используя свои знания о слове, выполните полный лексический анализ этих текстов.

Русский язык! Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие сво­ ей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего.
А. Н. Толстой.
Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он бес­ пределен и может, живой как жизнь, обогащаться, ежеминутно, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных своих наре­ чий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, недоступной никакому друго­ му языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятли- вейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт.
Н. В. Гоголь.
Да будет же честь и слава нашему языку, который в самом родном бо­ гатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, ве­ личественная река — шумит и гремит — и вдруг, если надобно, смягчает­ ся, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключается только в падении и возвышении человеческого голоса!
Н. М. Карамзин.
Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет ни­ какого сомнения.
В. Г. Белинский.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это дос­ тояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых бли­ стает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могуществен­ ным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!
И. С. Тургенев.
Русский язык — это национальный язык русского народа, язык русской нации. Близкие по происхождению народы имеют и родственные языки, которые по своему словарю и грамматике близки друг к другу. Так, все славя- не говорят на родственных языках. Русский язык входит в славянскую группу языков, которые произошли из общеславянского языка.
Русский язык — это язык культуры, науки и техники. На русском языке созданы произведения выдающихся русских писателей — Пушкина, Лер­ монтова, Гоголя, Тютчева, Тургенева, Толстого, Чехова, Бунина, Горького, Маяковского и многих-многих других.
Русский язык — один из богатейших языков мира. Он имеет большой лексический запас, располагает развитыми выразительными средствами для обозначения всех необходимых понятий в любой сфере человеческой дея­ тельности.
Русский язык — один из общепризнанных мировых языков. На русском языке говорят на всемирных конгрессах, международных совещаниях.

Источник

Фразеологизм

Что значит проиллюстрировать прочитанные высказывания

3 класс, 6 класс, 10 класс

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Определение фразеологизма

В лексике русского языка есть не только отдельные слова, которые помогают описывать окружающую действительность, но и словосочетания, которые называют фразеологизмами. Например:

На примерах видно, что значение фразеологизма не связано с семантикой каждого отдельного слова в его составе. Компоненты фразеологизма теряют все самостоятельные признаки слова, кроме звукового облика: лексическое значение, формы изменения, синтаксическую функцию. Связь между словами в составе фразеологизма тесная, можно сказать — неразделимая.

Фразеологизмы — это устойчивые выражения из двух и более слов. Они отлично живут в нашей культуре, при этом их невозможно дословно перевести на другие языки — для иностранца такой перевод будет звучать странно и непонятно.

Что значит проиллюстрировать прочитанные высказывания

Виды фразеологизмов в русском языке

Выделяют три основных вида фразеологизмов: идиомы, фразеологические единства и фразеологические сочетания.

Фразеологические сращения (идиомы) — устойчивые выражения, которые имеют смысл только в неизменном виде. При замене или перестановке слов смысл идиомы потеряется. Например: «бить баклуши», то есть бездельничать.

Фразеологические единства — устойчивые образные выражения, смысл которых понятен из смысла отдельных слов. Например, обороты «грызть гранит науки» или «попасться на удочку» можно понять даже при переводе на другой язык. Смысл фразеологического единства не потеряется, если заменить «удочку» на «крючок» или вставить в оборот лишнее слово.

Фразеологические сочетания — устойчивые, но гибкие обороты, смысл которых определяется через отдельные ключевые слова. При этом не ключевые слова можно заменять синонимами. Пример: можно «умирать от любви», а можно «умирать от восторга» — смысл обоих словосочетаний понятен.

Приглашаем на увлекательные курсы изучения русского языка в онлайн-школу для детей и подростков Skysmart!

Признаки фразеологизмов

Как мы уже выяснили, фразеологизм — это устойчивое по составу и структуре образное выражение из двух и более слов. У фразеологизма как самостоятельной лексической единицы языка есть свои отличительные черты.

1. Фразеологизм состоит из двух и более слов

2. У фразеологизмов есть устойчивый состав

Лексический состав фразеологизма нельзя никак изменять, так как при этом теряется его смысл.

Для примера попробуем поменять слова в устойчивом выражении «висеть в воздухе», что значит «оказаться в неясном, неопределенном положении»:

В результате этого языкового эксперимента фразеологизм рассыпался, как карточный домик, из которого неосторожно вытащили одну карту. Глагол «висеть» потерял свое переносное значение, и смысл фразеологизма испарился.

3. Главный признак фразеологизмов — воспроизводимость

Мы не придумываем фразеологизмы в процессе диалога, а берем их из языковой памяти, как готовые кирпичики для построения образной и выразительной речи. Именно поэтому в школьные годы важно много читать, чтобы пополнять словарный и фразеологический запас.

В острог его посадят, например, — он попросит водицы испить в ковшике: ему принесут ковшик, а он нырнет туда, да и поминай как звали (И. Тургенев).

Но случай сей произвел еще большее впечатление на Марью Кирилловну. Воображение ее было поражено: она видела мертвого медведя и Дефоржа, спокойно стоящего над ним и спокойно с нею разговаривающего. Она увидела, что храбрость и самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее (А. Пушкин).

Я, Софья Павловна, день целый
Нет отдыха, мечусь как словно угорелый.
По должности, по службе хлопотня,
Тот пристает, другой, всем дело до меня!
(А. Грибоедов)

Задачка: попробуйте понять, какие русские фразеологизмы изображены на картинках. Правильные ответы — в конце статьи.

Что значит проиллюстрировать прочитанные высказывания
Что значит проиллюстрировать прочитанные высказывания
Что значит проиллюстрировать прочитанные высказывания

4. Переносное значение фразеологизмов сложилось исторически

Иногда переносное значение фразеологизма нельзя понять, не обратившись к истории его возникновения.

Например, фразу «на козе не подъедешь» трудно понять, особенно иностранцам, которые изучают русский язык. На самом деле оно тесно связано с речью шутов и скоморохов, которые в старину веселили народ на ярмарках и праздниках, наряжаясь в козу, медведя и других персонажей. Но на особо важных и угрюмых людей даже эта уловка не действовала, с тех пор и говорят «на козе не подъедешь» о неприступных, гордых, важных людях.

5. Все слова одного фразеологизма — это один член предложения

Рассмотрим пример: «Сегодня мы (что делали?) работали до седьмого пота». Фразеологизм «работали до седьмого пота» выполняет роль сказуемого.

Фразеологизм может быть синонимом одному слову:

ставить точку в споре

Фразеологизмы делают нашу речь образной и живой, они помогают передать больше смысла и сделать это эмоционально и выразительно.

Примеры фразеологизмов с объяснением

Вот несколько примеров фразеологизмов, которые пришли к нам из древних мифов, и их значений в русском языке.

Источник

Что значит проиллюстрировать прочитанные высказыванияmiumau

simply miu

Здравствуйте, Яна. Меня зовут Женя. Мой вопрос про то, какие книги можно иллюстрировать начинающему иллюстратору.

Я хочу проиллюстрировать какую-нибудь книгу для портфолио (выложить в сеть, отправить на конкурс, может, даже поучаствовать в какой-нибудь выставке или печатном сборнике иллюстраций). Однако, я не знаю, какую из доступных в сети книг я могу использовать.

Нужно ли мне писать непосредственно автору данного текста и спрашивать, могу ли я проиллюстрировать его книгу. Или компании, которая владеет правами. Возникнут ли проблемы с авторским правом, если я возьму любую уже известную книгу из сети, проиллюстрирую ее и выложу в сеть в качестве саморекламы? Или мне можно брать только фольклорные произведения, не имеющие автора? и произведения людей, которых уже нет в живых?

Сейчас например, проходит один конкурс иллюстраций, а я не могу определиться с выбором книги, потому что вот такой вопрос мучает до сих пор.

Здравствуйте!
Раз уж у нас столько раз была такая дискуссия, давайте наконец называть вещи своими именами. Вы о правах на использование спрашиваете.
Авторское право нельзя купить и продать, и отнять тоже нельзя. Автор навсегда останется автором своего произведения. Нарушение авторских прав, это когда кто-то где-то публикует чужую работу, и подписывает своим именем, делая вид, что он это сам придумал и сделал.

И вообще, мы живем в такое время, когда этот вопрос стал очень болезненным. С появлением интернета очень многие вывалили туда свое богатство. И многие другие его там нагло украли, заработали денег, надругались, приписали себе и.т.д. Поэтому сейчас, если кто-то где-то видит свой материал, опубликованный или использованный без спроса, он первым делом напрягается! И переключается в состояние войны и обороны! Даже если через пять минут выяснится, что сделавший это ничего дурного не хотел сделать, ничего не зарабатывает, и сделал это из чистой любви к этому прекрасному произведению.

Например, я представляла на ютюбе несколько книжек, где очень красивые иллюстраторы, а текст (если он вообще там есть) и идею придумали сами авторы.
Например вот смотрите, я показывала серию книг «похожих на атласы».

Просто шикарная карта мира:
https://youtu.be/w_105aZMCxg
Те же авторы издали уже несколько версий книги «Welcome to MOMOKO» (смотрите ее на амазоне и везде). Суть той книги в том, что это просто книга-мельтешилка, где куча всего происходит (как и положено в мельтешилке). А в начале книги представлена охапка героев, которых надо в каждой картинке найти. И в некоторой степени каждый из этих героев в течение книги проходит некую свою историю, свой путь. Т.е. в принципе это не такая уж замысловатая идея. Тут важно, чтобы картинки юыликрутыми.

И нарисованная в виде старинной карте биография Дарвина
https://youtu.be/7eDIwdGIiFQ

Вот книга, практически без слов, про цирк:
https://youtu.be/7XVIP-Mh0B8

P.S. Да, я понимаю, что бывают особые случаи, когда именно в одно конкретное произведение влюблен, именно его хочется порисовать. Но тут явно не та ситуация. И если вопрос стоит «чего бы такого забойного порисовать на конкурс», то лучше уж придумать крутое свое-свое. 🙂

Каждый час, который я тут сижу и пишу, ходит неглаженной кисонька!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *