Что значит проиллюстрировать примерами в обществознании

5 способов создать свой банк примеров для ЕГЭ по обществознанию

Что значит проиллюстрировать примерами в обществознании

Большинство школьников выбирают обществознание для сдачи ЕГЭ. Но невозможно хорошо подготовиться к этому экзамену, если вы полностью равнодушны к тому, что происходит в обществе. Так считает репетитор Александр Чернышёв. Он рассказывает про пять способов создания своего банка примеров для ЕГЭ.

Каждый раз, когда знакомлюсь с результатами ЕГЭ по обществознанию, узнаю с печалью, как мало учеников (меньше трети в 2017 году!) способны иллюстрировать примерами свои рассуждения в мини-сочинении. И хотя критерии оценивания прямо указывают на источники примеров, проблемы возникают прежде всего с подбором самих фактов. Это могут быть факты истории, ситуации из литературных произведений и даже примеры из личного опыта. Казалось бы, все эти источники — вот они, под руками. Ан нет. Мне, как репетитору, постоянно приходится акцентировать внимание учеников на факты, которые, оказывается, как камушки, разбросанные под ногами: только нагнись и подбери.

Самый лучший способ — создание банка примеров на каждую тему и каждодневное его пополнение. Примеров вроде много, разбросаны они везде, рождаются в процессе работы, учёбы, общения. А то и просто неожиданно возникают в голове. Нужно систематизировать их, чтобы получить хорошие баллы на экзамене.

1. Сначала внимательно изучите кодификатор

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников — один из документов, регламентирующих разработку КИМов. Он представляет собой перечень элементов обязательного минимума содержания среднего и основного общего образования по учебному предмету, в котором каждому элементу содержания присвоен собственный код. Проще говоря, это перечень тем, по которым составляются задания экзамена.

Вот, скажите, к какой теме кодификатора по обществознанию можно отнести такой исторический факт, как соляной бунт?

Что значит проиллюстрировать примерами в обществознании

А медный бунт? Когда это вообще было? С трудом вспоминаете? А с такими школьными предметами, как история, география, литература вы дружите? Сколько нужной информации проходит мимо вас! Так вот, приучите себя обращать внимание на каждый факт. Со временем вы, может быть, запомните, как называются все восемьдесят три темы кодификатора по обществознанию. И уже непроизвольно будете обращать внимание на любую информацию, напоминающую о них. Добейтесь этого, и вы всегда вспомните нужный пример.

Постоянно носите с собой кодификатор. Услышали новость. Сверились с кодификатором. Есть тема такая? Значит, всё внимание на факт. Когда читаете учебник или решаете задания, то сразу выписывайте или копируйте примеры. Главное, не пропускайте ничего. А сколько примеров содержится в КИМах! Обратите внимание, когда решаете. Выписывайте примеры из ключей в конце сборников типовых вариантов. Ничего придумывать не надо! Просто надо понимать, к какой теме кодификатора относится тот или иной факт. Невозможно предусмотреть, когда возникнет необходимость им воспользоваться. Но она возникнет! И ваши труды будут вознаграждены.

Ну- ка, потренируйтесь: к каким темам кодификатора относятся этот факт и этот?

2. Не пренебрегайте новостной лентой

Сначала просто житейский совет. Проверен собственным опытом изучения обществоведения ещё в советской школе. Утром перед школой за завтраком включаете телевизор. Попадаете не на видеоклипы, а на канал «Россия 24».

Кладёте рядом кодификатор и прислушиваетесь. Оп! Услышали слово «инфляция», смотрим, есть в кодификаторе? Есть. Слушаем или смотрим уже внимательно.

О чём идёт речь в сюжете? О последствиях инфляции? О видах инфляции? О причинах инфляции? Запомните, всё это вас могут спросить на экзамене и ещё потребуют проиллюстрировать примерами. Вот так и я ещё школьником смотрел выпуск программы «Время», и у меня в голове запечатлевались наименования и полномочия органов власти в СССР. А вы хоть вспомните, как сейчас называется российский парламент? Не-а, не Государственная Дума. Особенно выпускники затрудняются в установлении связи той или иной государственной функции с соответствующей ветвью власти. Можно, конечно, выучить нужные статьи Конституции РФ, но более естественный и совсем не тягостный путь запоминания — через примеры.

Вот, допустим, о каком органе власти вы можете узнать по этой информации? Какое полномочие этого органа иллюстрирует данный факт? Посмотрите и послушайте. Уверяю вас, после этого вы уже не сделаете ошибку в задании 14.

Прямо на уроках делайте обзор новостей из СМИ по определённой тематике. Я сам регулярно делаю репосты новостей ученикам во «ВКонтакте».

3. Поможет школьная программа по литературе

Примеры вы ведь приводите не только на уроках обществознания. Вы пишете сочинения по литературе и русскому языку, а ведь, заметьте, проблемы из книг часто пересекаются с обществоведческими темами. Например, в обществознании есть тема «Мораль», и в сочинениях часто предлагают раскрыть проблему нравственности по произведениям художественной литературы. Положите рядом кодификатор по обществознанию и подумайте, к какой теме можно привязать тот или иной литературный аргумент. Нужно добиться узнаваемости факта.

Вот один из самых любимых моих литературных примеров. На одном таком монологе можно сформулировать не одну проблему (тему) обществознания. Устройте состязание: кто больше назовёт? Я начну первый: «Вишнёвый сад как фактор производства». Продолжите…

4. Попросите учителей проводить интегрированные уроки

Допустим, учителя обществознания и литературы одновременно в классе проводят урок. Один рассказывает о влиянии общества на природу, а второй предлагает выразить своё отношение к фразе Евгения Базарова о «природе как мастерской». Смотрите осовремененные театральные и кинопостановки русской классики, и вы поразитесь её вечной актуальности. OnLinеТеатр — это сервис регулярных трансляций с ведущих российских площадок (Театр Сатиры, Театр Маяковского, Театр Вахтангова).

Я практикую такой приём: темы школьных сочинений по литературе мы с учениками переформулируем ближе к современным социальным реалиям, превращаем их в обществоведческие.

Вспомните темы школьных сочинений по литературе. Многие из них могли бы стать основой для постановки социологических научных проблем. Составьте подборку тем по литературе, используя социологические понятия. Например, «Социальный конфликт в произведениях А. С. Пушкина». Посоревнуйтесь, кто больше сформулирует подобных тем. А теперь попробуйте снова написать сочинение по литературе, но используя обществоведческие понятия. Пусть их проверят и учитель литературы, и учитель обществознания. Подозреваю, диалог между ними состоится любопытный.

5. Будьте активными по жизни

Больше общайтесь. С умными людьми разных профессий и интересов. Они, а не учебники, дадут вам примеры, факты, ситуации, то есть всё то, что вам пригодится во второй части экзамена. Введите традицию в семье ежедневно обсуждать с родителями новости: например, пить вечером чай и говорить о какой-то актуальной информации. Спорить. Приводить аргументы. Принимайте активное участие в общественной жизни класса, школы, района. Займитесь волонтерской деятельностью. Приглашайте ветеранов на классные часы, организуйте ток-шоу после коллективного кинопросмотра, собирайте информацию для школьной газеты.

Невозможно сочетать успешное изучение курса обществознания и полное равнодушие к тому, что реально происходит в обществе

Помните, что российские образованные люди всегда отличались особой отзывчивостью к острейшим социальным вопросам их времени. От декабристов начала XIX века до шестидесятников века XX. Если в вас это заложено, то вы успешно сдадите экзамен по обществознанию.

Источник

Как приводить примеры по обществознанию

Всем привет! На связи с вами Андрей Пучков.

Приводить примеры по обществу к заданиям второй части теста ЕГЭ — это головная боль для 99 % ребят. Многим кажется, что достаточно выучить теорию — по факту вызубрить определения понятий, и всё будет нормально. Однако, это глубокое заблуждение!

Знали бы вы, сколько людей (и родителей, и выпускников) обращаются ко мне в апреле-мае с такой проблемой, что обществознание знаем, а тесты ЕГЭ решать не умеем. Кстати, такая же глобальная проблема. К сожалению, в апреле-мае — за месяц, два до реального ЕГЭ сформировать навык приведения примеров — просто нереально. А это именно навык, и его надо целенаправленно формировать.

Достигается это систематическим выполнением заданий под моим присмотром и с моей поддержкой. Полностью это можно осуществить на наших курсах подготовки (с моей поддержкой), или (частично) в Продвинутом Практикуме ЕГЭ по обществознанию. Однако были случаи, что ребята, пройдя этот мой практикум сдавали ЕГЭ на 90+ баллов. То есть база у них хорошая, а Практикум позволил им поставить точку в подготовке к ЕГЭ на максимальные баллы. И эта точка сыграла ключевую роль в их успехе!

В этой статье я лишь покажу, как приводить примеры. А сформировать навык Вам придется самим. Но лучше воспользуйтесь моим Продвинутым Практикумом.

Что такое пример и как их приводить

Пример в ЕГЭ — это конкретная и воображаемая или реальная ситуация, с конкретными именами людей, названиями организаций и государств.

Чтобы привести пример, вам надо следовать следующему алгоритму (порядку действий):

Шаг 1. Задайте себе вопрос: «Что меня спрашивают в этом задании?», «О чем должен привести пример? Что я должен им проиллюстрировать?»

Шаг 2. Вспомните необходимый раздел теории, который соответствует этому заданию.

Шаг 3. Создайте в воображении ситуацию, которая иллюстрирует то, что спрашивается в задании.

Пример задания: назовите любые три «лифта» вертикальной социальной мобильности и проиллюстрируйте примером каждый из них.

Что надо вспомнить по теории: Что социальный лифт — это механизм, позволяющий перейти из одной страты в другую. И что вертикальная социальная мобильность — это повышение уровня дохода, власти, образования и престижа. Соответственно в воображении создаем ситуацию, когда человек повышает уровень дохода престижа власти и образования через и какой-то лифт. Кстати, узнать подробнее о социальной мобильности можно здесь.

Второй пример смотрите в видео, опубликованном в начале поста. А на этом всё! Поставьте лайк и репост — поделитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях. Вам, может, все равно, а мне приятно 🙂

Источник

Разбор задания №26 ЕГЭ по обществознанию

Двадцать шестое задание ЕГЭ по обществознанию предполагает раскрытие теоретических положений на примерах. Например, нужно назвать три органа государственной власти нашей страны и привести по одному примеру их полномочий, или же указать три функции государства и проиллюстрировать их примерами. Максимально возможный первичный балл за это задание – 3. Его присуждают, если верно указаны, допустим, три органа власти и приведены три полномочия. 2 балла дают, если названы 3 органа и указаны 2 полномочия, или же если названы 2 органа, но 3 и более полномочий. Один балл можно получить, если названы 1-3 органа и указано только одно полномочие, или если назван один орган, но указано 2-3 и более полномочий, или же названы только 2 органа. Если же не назван ни один орган, но полномочия написаны, не поставят ни одного первичного балла. В общем-то задание не сложное, и получить если не 3, то уж 1-2 первичных балла на нем точно можно. Давайте рассмотрим некоторые возможные варианты 26 задания.

Здесь важно не перепутать права работника с его обязанностями. Например, он имеет право на вступление в профсоюзы, но не обязан этого делать – может вступать, а может и не вступать. Давайте рассмотрим ряд обязанностей работника по Трудовому кодексу РФ:

Проиллюстрируем их примерами (мы иллюстрируем 5, на экзамене достаточно трех)

Основные обязанности работника, закрепленные Трудовым кодексом РФ:

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Как мы помним, социальной стратификацией называется дифференциация членов общества (деление их на различные группы – например, сословия, касты, классы) в зависимости от различных признаков. Вот эти признаки нам и нужно назвать в задании. Чаще всего выделяют три вида социальной стратификации – политическая, экономическая и профессиональная. Следовательно, основаниями для дифференциации служат: доступ к власти, размер получаемого дохода и выполняемые профессиональные функции. Однако основанием может служить также богатство и образование. Придумываем примеры.

Человек, у которого есть доступ к власти, может влиять на жизнь общества и изменять проводимую государством политику

Уровень жизни основной массы населения ниже, чем уровень жизни богатых людей

У богатых людей больше возможностей для получения образования за границей

Если у человека престижная профессия, он получает больший доход

Чем выше уровень и качество образования, тем больше шансов для получения хорошей работы

Ответ: смотрите решение

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Социальная функция государства направлена на обеспечение социальной защищенности граждан, создание нормальных условий для их жизни. К социальным функциям относится обеспечение занятости населения, установление прожиточного минимума и МРОТ, поддержка тех, кто по объективным причинам не может трудиться, пенсионное обеспечение, здравоохранение, страхование. Придумать примеры здесь не так сложно. Один из вариантов ответов выглядит так:

В каждом районе есть центр занятости населения и биржа труда, куда могут обратиться люди, ищущие работу

Государство выплачивает пенсии и стипендии

В каждом районе есть государственные поликлиники и больницы, бесплатно проводится вакцинация

Государство каждый год устанавливает размер прожиточного минимума, с которым совпадает минимальный размер оплаты труда.

Ответ: смотрите решение

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Источник

Что значит проиллюстрировать примерами в обществознании

Автор пишет об отношениях между правом и государством. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «государство».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Прочитайте текст и выполните задания 17−20.

Право представляет собой систему, которая состоит из целого ряда элементов. К таким элементам относятся отрасли права, а также правовые нормы.

Отношения между государством и правом в действительности очень сложные. Так, деятельность государства в нормальном случае ограничивается правом. При таком положении право является набором норм, действительным не только для людей, но и для государства как субъекта общественной жизни. Другими словами, государство, как и обычные граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает нормы, то должно нести ответственность.

В то же время между государством и правом возможны и противоположные отношения, когда государство оказывается выше права. Такое положение достаточно опасно, так как может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства. По крайней мере, отказ государства действовать в соответствии с юридическими нормами практически всегда приводит к негативным последствиям, так как большинство граждан начинает осознавать, что государство не действует в соответствии с установленными им же самим нормами.

Фактически между государством и правом одновременно имеют место оба типа отношений. По крайней мере, именно государству принадлежит право последнего голоса при принятии того или иного закона, следовательно, право является продуктом в том числе и государственной деятельности. Обычно после того, как закон был принят, государство подчиняется ему и начинает действовать в соответствии с ним. А это уже означает, что право превалирует над государством. В нормальном случае государство не может отменить ту или иную правовую норму, не прибегая к достаточно сложным процедурам, опять-таки установленным законодательно, то есть не может изменять правовые нормы произвольно.

С другой стороны, отношения между государством и правом нельзя рассматривать только как антагонистические. В действительности они могут иметь и взаимодополняющий характер. Государство устанавливает правовые нормы, обеспечивает их выполнение.

Источник

Что значит проиллюстрировать примерами в обществознании

Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примером три любые цели познавательной деятельности, названные в тексте (всего три примера). (В каждом случае сначала укажите цель познавательной деятельности, затем приведите пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Прочитайте текст и выполните задания 17−20.

Для познавательной деятельности необходимо наличие потребности в познании. Важной особенностью потребности в познании является её направленность не только на результат, но и на сам процесс получения нового знания. Субъект познавательной деятельности испытывает положительные эмоции в ходе её осуществления, и благодаря этому сама потребность в познании в развитой форме становится ненасыщаемой. Это отличает познавательную потребность от других побудителей умственной деятельности (например, от потребности в достижении и потребности в признании).

Субъектом познавательной деятельности является ученик, и поэтому в центре учения стоит его личность, сознание, отношения и к познаваемому миру, и к самому процессу познания, и к соучастникам познавательной деятельности: к школьникам и учителям, организующим и направляющим его учение. Другой отличительной особенностью познавательной деятельности школьника является характер её протекания. Процесс учения, в который включается ученик, может протекать по-разному, с различным

приложением сил, активности, самостоятельности субъекта (школьника). В одних случаях этот процесс протекает как подражательный, репродуктивный, в других — как творческий.

Познавательная деятельность характеризуется целями и мотивами.

Целями ученика могут быть: познание нового, неизвестного ученику, установление связи известного с неизвестным, создание новых образов, понятий, объектов, применение новых, оригинальных приёмов и способов в деятельности, необходимость решить практическую или интеллектуальную задачу.

Мотивами познавательной деятельности могут являться разнообразные психические состояния, побуждающие ученика получить информацию о внешнем мире и о самом себе. К таким побуждениям относится стремление исследовать окружающую среду, желание удовлетворить любопытство и любознательность, проявить пытливость, интерес и увлечённость.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *