Что значит прогрессивный рок
Прогрессив рок
Прогрессивный рок (англ. Progressive rock ) — стиль рок-музыки, возникший в конце 60-х, достигший пика популярности в начале 70-х годов XX века, и с тех пор продолжающий существование как музыкальная форма. По сравнению с «классической» рок-музыкой, он может быть охарактеризован как эклектический и, иногда, амбициозный и величественный стиль. Прогрессивный рок начал своё распространение в Англии и оставался в основном европейским движением, хотя существует и ряд значимых групп из США, Канады и других стран. Это музыкальное направление берёт многое из классической музыки и джаз-фьюжна, в отличие от американского рока, больше вобравшего от ритм-энд-блюза и кантри. За годы появилось множество поджанров прогрессивного рока, такие как симфо-рок, арт-рок, мат-рок и прогрессив-метал.
Пионеры прогрессивного рока стремились отойти от ограничений популярного рока и поп-музыки, и «продвинуть» рок до новых форм, часто, но не всегда обращаясь к джазу, академической или народной музыке, авангарду. В этом, также как и в виртуозности музыкантов, и заключается основное отличие прогрессивного рока: в обычном роке тоже есть очень талантливые инструменталисты, которые работают исключительно в простых метрах и гармониях.
Прогрессивный рок трудно чётко и ясно определить. Больше всего повлиявшие на жанр в 70-х годах (Emerson, Lake and Palmer, Jethro Tull, King Crimson, Pink Floyd, Gentle Giant, Van der Graaf Generator, Space и Yes) звучали не особенно похоже — хотя многие (включая и некоторых членов этих коллективов) считают, что они играли прогрессивный рок. Принадлежность нескольких других групп и музыкантов (таких как Black Sabbath, Дэвид Боуи, Tool и Фрэнк Заппа) к этому жанру менее очевидна.
Содержание
Характеристика прогрессивного рока
Единственной универсальной характеристикой прогрессивного рока является усложнение музыкальной формы (по сравнению с «классическим» роком 1960-х годов, а также тяжелым роком, хард-энд-хэви и рокабилли последующих периодов).
Однако можно перечислить характеристики, не универсальные, но типичные для тех или иных прогрессивно-роковых исполнителей, альбомов и отдельных произведений.
История прогрессивного рока
Истоки (1960-е—начало 1970-х годов)
Прогрессивный рок родился из множества музыкальных веяний в конце 1960-х. Поздние Beatles и многие психоделические группы начинали совмещать традиционный рок с инструментами классической и восточной музыки. Психоделический рок продолжил это экспериментальное направление и начал создавать длинные композиции, хоть и без продуманной структуры (например, «In-A-Gadda_Da_Vida» группы Iron Butterfly). Такие группы, как The Nice и Moody Blues начали сознательно комбинировать рок с классикой, создавая продолжительные композиции с продуманными структурами. Эти группы иногда называют «ранним прогрессивом» или «протопрогрессивом», а иногда — переходным жанром между психоделикой и прогрессивом.
Подъем жанра (1970-е годы)
Многие музыкальные историки указывают на King Crimson как на первую «истинную» прогрессивную группу; впервые они появились в Феврале 1969 года. За ними быстро последовали английские группы, играющие прогрессивный рок, включая Emerson Lake and Palmer, Jethro Tull, Pink Floyd, Van der Graaf Generator и Yes.
Остались в тени не менее талантливые британские коллективы : Rare Bird, T2, Gentle Giant, Gnidrolog, East of Eden,- обогатившие и расширившие диапазон прогрессивного рока.
Прогрессивный рок получил толчок к развитию, когда многие фанаты рока разочаровались в движении за «мир и любовь». Прогрессивный рок отмежевался от «улыбок и солнца» поп-музыки 60-х и затрагивал более тёмные, а в чём-то и жестокие темы. Например Trespass Genesis включает «The Knife» (англ. нож ) о жестоком демагоге, и «Stagnation» (англ. стагнация ) о выживании при ядерной атаке.
Помимо Великобритании, прогрессивный рок стал популярен и в континентальной Европе, в первую очередь в Италии и Франции. В эту эру существовало множество европейских групп, таких, как Premiata Forneria Marconi, Banco del Mutuo Soccorso, и Le Orme из Италии, и Ange и краут-рок; к нему относят такие группы как Can, Neu!, Tangerine Dream и другие.
Фанаты и историки по разному категоризируют виды прогрессивного рока 70-х годов. Кентерберийский рок можно считать поджанром прогрессивного рока, или просто ещё одной категорией прогрессивных рок-групп. Другие группы вели жанр в более коммерческом направлении; эти группы, включая Electric Light Orchestra, иногда относят ещё и к «коммерческому року» или «симфоническому попу». Пика своей популярности прогрессивный рок достиг в середины 70-х, когда про-музыканты регулярно завоёвывали голоса читателей в популярных музыкальных журналах Англии и Америки. В это время сформировались несколько прогрессивных групп из нового света, включая Канады), Канзаса), и Dixie Dregs (из Джорджии).
Кризис (1980-е годы)
С появлением панк рока в конце 70-х, внимание общественности и критиков в Англии и Штатах повернулось в сторону более агрессивного и простого стиля. Прогрессивный рок всё больше забывался, как что-то претенциозное и напыщенное. Такое отношение является обычным и по сегодняшний день, хотя оно начало изменяться с 2004 года.
В ранних 1980-х наблюдалось некоторое обновление жанра, которое возглавляли IQ, Кейт Буш. Группы, появившиеся в это время, иногда называют неопрогрессивными. Примерно в тоже время некоторые приверженцы прогрессивного рока изменили направление, упрощая музыку и начиная использовать доступное массовому слушателю электронное звучание. В 1982 обреченная на популярность группа Yes), Карл Палмер (ELP), Джон Веттон (King Crimson) и Джефф Доунс (Yes) неприятно удивили фанатов прог-рока своим тривиальным дебютным альбомом. В 1983 Genesis получила всемирное признание с песней «Mama» с акцентом на тяжёлой партии ударных. В 1984, Yes выпустила неожиданный хит «Owner of a Lonely Heart», наполненный современными электронными эффектами и достаточно доступный, чтобы его можно было пускать на дискотеках, позднее снабжённый транс-миксом. Многие фанаты прогрессивного рока были очень расстроены этими тенденциями.
Следует отметить, что термин «прогрессивный» в ранних 70-х использовался чтобы подчеркнуть новизну групп, но к 80-м он стал названием специфического музыкального стиля. В результате некоторые группы, которые продолжали изменять свои песни, не всегда являлись «прогрессивными», тогда как новые самопровозглашённые «прог»-группы покупали меллотроны, чтобы возродить звук ранних 70-х. И фанаты, и привередливые критики согласились называть «прогрессивным роком» жанр, так что изначальный смысл слова «прогрессивный» в этом случае потерялся.
Современное состояние (1990-е годы—начало XXI века)
Второе перерождение жанр прогрессивного рока пережил в 1990-х, во время так называемой «Третьей Волны», было предпринято такими группами, как шведская The Flower Kings, британская Porcupine Tree, и Spock’s Beard из США. Одна из наиболее важных групп движения альтернативного рока, The Smashing Pumpkins развила прогрессивный рок в свой собственный, эклетический стиль, даже выпуская два альбома с одинаковым концептом.
Работа современных музыкантов, таких как Ween и пост-рок групп наподобие Sigur Ros и Godspeed You! Black Emperor, можно отметить, вобрала в себя некоторые экспериментальные элементы прогрессивного рока, кое-где совмещённые с эстетической чувственностью панк-рока, вместе создающие музыку, которую можно назвать многообещающей и образной. Более хорошим примером современной построк-группы, наверное, является The Mars Volta, которая нарочито смешивает панк с прогрессивным роком, два противоположных стиля. Из других экспериментирующих музыкантов можно назвать японского композитора Такаси Ёсимацу, отмечающего значительное влияние прогрессивного рока на свою работу.
Также существует некоторое количество современных прог-групп — таких как Mostly Autumn, сочетающая кельтику, отчасти язычество и влияние ранних стилей про-рока. Другие группы вкладывают прогрессивный рок в своё звучание, явно и неявно, включая Blood Brothers, Dog Bone Sanctuary, Coheed and Cambria, Dolour, Foo Fighters, Ruby Doe, Turn to Fall, Vendetta Red, Vindaloo.
В России действует множество групп прогрессивного рока. Среди них группы Soundivers, Маленькие трагедии, Оргия Праведников, Nabokov Dreams, The Gourishankar, Сезон дождей, Glass Reason, Kostarev Group, Algabas и многие другие.
Прогрессивный рок
Принадлежность групп к прогрессивному року трудно чётко и ясно определить. Больше всего повлиявшие на стиль в 70-х годах исполнители (Camel; Caravan; Emerson, Lake & Palmer; Genesis; Gentle Giant; Jethro Tull; King Crimson; Pink Floyd; Supertramp; Van der Graaf Generator; Yes; Sweet Smoke; Майк Олдфилд) звучали не особенно похоже — хотя многие (включая и некоторых членов этих коллективов) считают, что они играли прогрессивный рок. Принадлежность иных групп и музыкантов (таких как Queen; Radiohead; Tool; Uriah Heep; Фрэнк Заппа) к этому стилю менее очевидна. Следует отметить, что сам термин «прогрессивный» в ранних 70-х использовался, чтобы подчеркнуть новизну групп, и только потом [когда?] он стал (с общего согласия критиков и поклонников) названием специфического музыкального стиля. Изначальный смысл слова «прогрессивный» при этом потерялся. Это привело к следующим сложностям в определении «прогрессивности» группы:
Содержание
Характеристика
Единственной универсальной характеристикой прогрессивного рока является усложнение музыкальной формы (по сравнению с «классическим» роком 1960-х годов, а также тяжелым роком, хард-энд-хэви и рокабилли последующих периодов). Это приводит к следующим явлениям:
Усложнение музыкальных форм и диалог с другими направлениями в прогрессивном роке часто (но не всегда) ведётся следующими приёмами:
Следующие черты зачастую присущи прогрессивному року, но не являются для него характеристическими:
История
Истоки (1965—1969)
Прогрессивный рок получил толчок к развитию, когда многие фанаты рока разочаровались в движении за «мир и любовь». Прог отмежевался от «улыбок и солнца» поп-музыки 60-х и затрагивал более тёмные, а в чём-то и жестокие темы. Например альбом «Trespass» включает «The Knife» (англ. нож ) о жестоком революционере и «Stagnation» (англ. стагнация ) о выжившем после ядерной атаки.
Расцвет (1969 — конец 1970-х)
Многие музыкальные историки указывают на King Crimson как на группу, записавшую первый «по-настоящему» прогрессивный альбом («In the Court of the Crimson King»). За ним быстро последовали прог-альбомы других английских групп: «Atom Heart Mother», «Emerson, Lake and Palmer», «The Least We Can Do is Wave to Each Other», «Trespass» и многие другие. Любое перечисление будет лишь каплей в море — прог-альбомов записывалось очень много, некоторые прог-группы добились к середине 70-х популярности на уровне мейнстрима. Не менее талантливые коллективы выступали на одной сцене с популярными прог-группами, но так и остались в тени (Gnidrolog (англ.) русск. ; T2).
Также необходимо отметить успешный синтез джаза и рока в те же годы (1969—1972) в виде джаз-рока в США (Blood, Sweat & Tears, Chicago), Германии (Embryo (англ.) русск. ), Финляндии (Tasavallan presidentti (англ.) русск. ; Wigwam (англ.) русск. ) и кентерберийского рока в Англии (Caravan; Soft Machine) и ряде европейских стран (Moving Gelatine Plates; Supersister (англ.) ).
Тогда же во многих странах возникает прогрессивный фолк-рок, соединяя местные (или восточные) народные мотивы с прогрессивным роком. Однако популярности добиваются, в основном, английские группы: Gryphon, Jethro Tull, Strawbs и другие.
Пика своей популярности прогрессивный рок достиг в середине 70-х, когда группы этого стиля регулярно завоёвывали голоса читателей в популярных музыкальных журналах Англии и Америки. К этому времени прог-группы появились не только в почти всей Европе, но и в Австралии (Sebastian Hardie (англ.) ), Канаде (Maneige (англ.) русск. ; Rush), США (Kansas, ставшая одной из самых успешных прог-групп в мире; Pavlov’s Dog; Utopia (англ.) русск. ), Южной Америке (Aquelarre (англ.) ; Los Jaivas (англ.) ), Японии (Hiro Yanagida).
Кризис (конец 1970-х — конец 1980-х)
Начало возрождения (конец 1980-х — конец 1990-х)
Второе оживление, на этот раз более обширное и затяжное, прогрессивный рок пережил в начале 1990-х, во время так называемой «Третьей Волны». О причинах этого возрождения пока нет единого мнения, но можно выделить несколько вероятно связанных с ним факторов:
Возрождение происходило следующим образом. Вдобавок к не перестававшим появляться группам аван-прога (Nimal (1987), X-Legged Sally (англ.) русск. (1990), Xaal (1991) [28] ) и нео-прога (Collage (1990), Jadis (1992), Landmarq (1992)) в Европе начали записываться симфопроговые (преимущественно) коллективы: Ezra Winston (1988), Nuova era (1988), Sithonia (1989), Malibran (1990), Deus ex machina (1991), Calliope (1992), Il castello di atlante (1992) из Италии, венгерские After Crying (1990) и итало-словенские Devil Doll (англ.) русск. (1989). В Швеции Isildurs Bane в 1989 возвращается [29] к симфопрогу, а с 1992, при поддержке Шведского арт-рок сообщества, начинают выступать группы Anekdoten, Änglagård, Landberk и Pär Lindh Project, успех альбомов первых двух из которых у фанатов прога по всему миру показал актуальность слегка осовремененного симфопрога 70-х.
Также в 90-е в Японии группами Happy family, Koenji hyakkei и Ruins (англ.) русск. возрождается zeuhl, приобретая при этом жёсткий и энергичный облик.
Популярным прог стал к концу 90-х усилиями шведских The Flower Kings и Pain of Salvation, британской Porcupine Tree, американских Dream Theater, Glass Hammer (англ.) русск. и Spock’s Beard, а также проекта Ayreon. Также добавило популярности прогу формирование жанра пост-рок в середине 90-х и лавинообразное появление пост-рок групп, из которых наиболее повлиявшими оказались Godspeed You! Black Emperor, Mogwai, Sigur Rós, Tortoise. Однако уровень популярности прога 70-х достигнут не был.
Текущее состояние (конец 1990-х — 2010)
Наиболее популярной европейской прогрессивной рок-группой является в этот период Porcupine Tree, начавшая с 2000-х утяжелять свой «пинкфлойдовский» звук и использовать элементы метала. Также она вдохновила целый ряд исполнителей, старающихся играть «как Porcupine Tree». Наиболее же популярной американской прогрессивной рок-группой является The Mars Volta, включающая в свою музыку элементы джаз-фьюжна, хард рока, латиноамериканской музыки и ритмическую сложность мат-рока.
Что такое — Прогрессивный рок.
Прогрессивный рок (англ. Progressive rock) — стиль рок-музыки, возникший в конце 60-х, достигший пика популярности в начале 70-х годов XX века, и с тех пор продолжающий существование как музыкальная форма. По сравнению с «классической» рок-музыкой, он может быть охарактеризован как эклектический и, иногда, амбициозный и величественный стиль. Прогрессивный рок начал своё распространение в Англии и оставался в основном европейским движением, хотя существует и ряд значимых групп из США, Канады и других стран. Это музыкальное направление берёт многое из классической музыки и джаз-фьюжна, в отличие от американского рока, больше вобравшего от ритм-энд-блюза и кантри. За годы появилось множество поджанров прогрессивного рока, такие как симфо-рок, арт-рок, мат-рок и прогрессив-метал.
Пионеры прогрессивного рока стремились отойти от ограничений популярного рока и поп-музыки, и «продвинуть» рок до новых форм, часто, но не всегда обращаясь к джазу, академической или народной музыке, авангарду. В этом, также как и в виртуозности музыкантов, и заключается основное отличие прогрессивного рока: в обычном роке тоже есть очень талантливые инструменталисты, которые работают исключительно в простых метрах и гармониях.
Прогрессивный рок трудно чётко и ясно определить. Больше всего повлиявшие на жанр в 70-х годах (Emerson, Lake and Palmer, Genesis, Jethro Tull, King Crimson, Pink Floyd, Gentle Giant, Van der Graaf Generator, Camel, Caravan, Supertramp и Yes) звучали не особенно похоже — хотя многие (включая и некоторых членов этих коллективов) считают, что они играли прогрессивный рок. Принадлежность нескольких других групп и музыкантов (таких как Uriah Heep, Rush, Radiohead, Tool и Фрэнк Заппа) к этому жанру менее очевидна.
Прежде чем говорить об истории этого направления, стоит разобраться, что же такое «прогрессивный рок» (Progressive rock), арт-рок (art-rock), симфо-рок (sympho-rock)… На самом деле, доподлинно этого никто не знает (и я тоже), некоторые только смутно догадываются и делают вид, что понимают. Но есть какие-то основные моменты, о которых в данном случае можно говорить с определенной долей уверенности. Вот о них-то и пойдет речь. Для начала стоит определить «три источника и три составные части» прогрессивного рока. Корни этого явления лежат в психоделии шестидесятых, развитие которой во многом способствовало становлению прогрессива как стиля. Если для ранней психоделии в основном характерны песенные формы и простые и незатейливые минималистические аранжировки, то впоследствии, когда исповедовавшим это направление музыкантам надоело просто бренчать и они стали обращаться к более изысканным и сложным музыкальным структурам, в конце концов, окончательно эмигрировав из страны песенок в мир Музыки, из психоделии постепенно стало выкристаллизовываться новое музыкальное направление. Уход от песенности и обращение рок-музыкантов к сонатной форме построения композиций во многом способствовал развитию нового музыкального мышления в роке. И третьим мотивом к образованию прогрессива стало обращение к рок-музыке исполнителей, хорошо ориентировавшихся в джазе, фольклоре, авангарде, классической музыке, зачастую имевших консерваторское образование (Rick Wakeman, Manfred Mann, Kerry C. Minnear, Adrian & Paul Gurvitz…), которые заставили рок отчалить от привычного блюзового берега и отправиться на освоение новых музыкальных территорий.
Итак, приведем основные черты характерные для прогрессивного рока.
1. Обращение к наследию европейской классической музыки, скрещивание рока и классики (иногда явное, иногда завуалированное), за счет отхода от черных блюзовых корней, нередко с привлечением средств из арсенала джаза, фольклора, авангарда и этнической музыки.
2. Частое использование сонатной формы композиций, иногда сопровождаемое концептуализмом альбомов и связанное с этим особое музыкальное мышление.
3. Поиск совершенно новых форм и созвучий, обращение к авангарду, переосмысление устоявшихся музыкальных традиций при сохранении живого рок-н-ролльного драйва.
4. Лирика этих групп чаще всего была далека от попсовых опусов в духе «девочка мальчика любит – мальчик девочку не любит», или примитивного панковского «fuck the system». Во многих случаях она носила концептуальный характер, а иногда была связана с известными литературными произведениями. В качестве примеров можно привести YES, которые нередко брали за основу сказки модного в то время «у них» Толкиена, или альбом ALAN PARSONS PROJECT «Tales of mystery and imagination» по произведениям Эдгара Алана По.
Надо оговориться, что эту характеристику не стоит рассматривать как окончательное определение, так как стилистические рамки зачастую слишком размыты и неопределенны, да и личные вкусы и пристрастия автора (нашли от кого объективности требовать) играют немаловажную роль в осмыслении музыки. Так же, не стоит слишком всерьёз воспринимать слово «прогрессивный», ведь это просто название стиля. Многие прогрессивные группы вовсе не так сложны для восприятия и в плане техники исполнения. Вообще, это прилагательное может быть вполне применимо к музыке, имеющей к прогрессивному року как к стилю весьма опосредованное отношение. Например, музыка Фрэнка Заппы (Frank Zappa) или LED ZEPPELIN, при всей её прогрессивности, к данному стилю не относится. В подобных случаях корректно говорить лишь об элементах прогрессива.
Теперь стоит разобраться с недоразумениями, связанными с различиями между такими понятиями, как «прогрессивный рок» и «арт-рок». Тут возможны разные точки зрения. Я, лично, придерживаюсь той, которая гласит, что «прогрессив» – более общее понятие, которое включает в себя понятие «арт-рок» (или «симфо-рок», что одно и то же) как основную составляющую. К прогрессиву отсносятся так же такие стили, как краут-рок, рок-авангард, кентерберийцы, но об этом позже, а пока, давайте поговорим о том, как происходило развитие и становление прогрессива (по выражению Фрэнка Заппы) на «одном жалком островке, расположенном вблизи северного побережья Франции».
За свою многолетнюю историю прогрессивный рок развил многочисленные течения. Наиболее важные из них:
Adult-oriented Rock (AOR): Adult-oriented rock – это мелодичная гитарная рок-музыка 80-х годов. Отличительная черта – гармонический вокал, а также склонность к перфекционизму и некоторая напыщенность. AOR родственен мелодик-року. Значимые группы этого жанра – Alan Parsons Project (поздние альбомы), Asia, Saga, Toto, Journey и Survivor.
Artrock: Арт-рок – это рок музыка претендующая на особую художественность и прогрессивность. Это направление дополняет считающуюся простой рок-музыку музыкально сложными деталями, увеличивая художественную ценность музыки. Это выражается, к примеру, также и в компоновке альбомов и концертов. Арт-рок родственен стилю арт-поп. В обоих стилях отмечается широкое использование синтезаторов и сэмплеров. Наиболее важные представители арт-рока – это Pink Floyd, Peter Gabriel, Supertramp, Kate Bush, Tori Amos, The Alan Parsons Project, David Bowie и Bjork.
Canterbury Sound: Кэнтербери Саунд – это тяготеющий к джазу прогрессивный рок. Название этому стилю дал английский город Кэнтербери, в окрестностях которого возникли некоторые характерные группы. Стилеопределяющие черты – это английский юмор в музыке в текстах. Группы этого стиля нередко меняются музыкантами. Самые видные представители: Soft Machine, Caravan, Henry Cow и Quiet Sun.
Krautrock: Краут-рок – это течение, возникшее в Германии в конце 60-х – начале 70-х годов. Краут-рок сцена объединяет несколько различных и самостоятельных течений, отличительными чертами которых могут быть экспериментальная неровность (джаз-рок), космическая психоделичность (спейс-рок) или электронные изыскания. Понятие «краут-рок» восходит к английскому разговорному слову «Krauts» – так англичане и американцы прозвали немецких солдат во время Второй мировой войны. По-немецки Kraut – это «(сорная) трава», «ботва», «капуста», «зелень». В английском языке это слово в начале имело лишь негативную окраску, но вскоре стало «товарной маркой» немецкой прогрессивной поп- и рок-музыки, которая стала известной во всём мире. Группы стиля «краут-рок» – это Jane, Amon Duul, Kraan, Can, Kraftwerk, Neu! и Guru Guru.
Math-Rock: Math-rock берёт своё начало в прогрессивном металле 90-х годов. Основа math-rock’а – это роковые рифы с математически точными неровными тактами и нечётными размерами, необычными ритмами и диссонасными гармониями. Самая известная группа, играющая math-rock, – это Spastic Ink.
Neo-Prog: Нео-прог – это возрождение классического прогрессивного рока 80-х годов. Практически все группы стиля нео-прог ориентируются в своём творчестве на таких гигантов как Genesis, Yes и King Crimson Музыка отличается более современной инструментовкой, что обусловлено использованием более современных синтезаторов. Ещё одна черта – это более простые композиции по сравнению с группами-эталонами. Главные предстаители – Asia, ранний Marillion, IQ, Pendragon, Saga и Porcupine Tree.
New Artrock: Новый арт-рок – это группы, дополнившие прогрессивный рок электроникой, а также элементами альтернативной музыки. На переднем плане – наряду с композиционной сложностью и инструментальной виртуозностью – создание особой атмосферы. Примеры – немецкие группы RPWL, The Amber Light, польская Riverside, финская Overhead. Понятие «New Artrock» было введено в обиход в 2005 году журналом Eclipsed.
Progressive Metal: Прогрессив-метал – это течение, оформившееся на прог-сцене в конце 80-х годов. Группы этого течения испытали на себе влияние хеви-метала, и дополнили его прогрессивными элементами. Прогрессив-метал – это в первую очередь виртуозная и технически сложная исполнительская техника. Яркие примеры – Dream Theater, Evergrey, Fates Warning, Opeth, Pain of Salvation, Shadow Gallery, Threshold и Tool.
Postrock: Пост-рок пытается преодолеть традиционную рок-музыку и развить её дальше. Здесь можно привести аналогию между эпохой модерна и пост-модерна. Результат этой попытки – это зачастую чрезвычайно длинные атмосферные произведения, где типичный рок-инструментарий используется для дополнения нетипичных для рока звуков. Значимые представители: Tortoise, Godspeed You! Black Emperor, Mogwai, Sigur Ros, Explosions in the Sky, а также поздний Talk Talk.
Retro-Prog: Под понятием ретро-прог подразумеваются рок-группы 90-х годов, испытавшие сильное влияние прог-рока 70-х и использующие старые стилистические средства в новой трактовке. Речь идёт о таких группах как Spock’s Beard, Anglagard, The Flower Kings и Echolyn.
RIO – Rock in Opposition: RIO – «рок в оппозиции» – это камерная рок-мзуыка с элементами классического авангарда 20-го века. Другое название этого течения – AvantProg. Здесь стоит назвать в качестве примеров Henry Cow, Univers Zero, Art Zoyd и Present.
Space Rock: Спейс-рок берёт своё начало в психоделической музыке конца 60-х годов. Посредством повторяющихся паттернов и «космических» тембров произведения этого стиля создают футуристическую атмосферу. На концертах музыка обычно сопровождается пышными световыми шоу. Примеры: Pink Floyd, Hawkwind и Gong.
Symphonic Rock: cимфоник-рок – это рок-музыка, ориентирующаяся в композиционном отношении на классическую музыку. Произведения часто строятся по примеру крупных классических форм таких как симфония или сюита. Музыкальные темы подхватываются в разных частях произведения и варьируются. Наиболее примечательные произведения – это альбом Close to the Edge группы Yes, а также записи Emerson, Lake & Palmer. Более молодые представители симфоник-рока – это Spock’s Beard и The Flower Kings. Творчество этих групп пересекается также с ретро-прогом.
Zappaeske Musik:
— этим термином называют музыкантов, для которых важнее не эстетические концепции, а противоречия. Их творчество может принимать самые различные формы. Характерные черты – сочетание совершенства и гротеска, что часто встречается у основателя стиля Фрэнка Заппы. Один из ярких представителей Zappa-музыки – бывший гитарист Заппы Mike Keneally.
Zeuhl: Zeuhl – это жанр, ставший достаточно самостоятельным. Это подтверждается тем фактом, что многие тексты пишутся на уникальном для этого жанра кабаянском языке. В музыкальном отношении Zeuhl – это ритмичный, фри-джазовый рок с повторяющимися структурами и театрализованным пением. Стиль был основан французской группой Magma и начал бурно развиваться в середине 90-х годов, преимущественно в Японии. Представители нового, более агрессивного варианта Zeuhl – Ruins, Koenjihyakkei и Daimonji.
Вот, такие направления и течения существуют в прогрессином роке.