Что значит прогали у османов
Паргалы Ибрагим-паша
Парга, ныне в Греции
Константинополь, Османская империя
Паргалы́ Ибраги́м-паша́ (1493 или 1494—1536), также известный как Френк («европеец») Ибрагим-паша. В 1523 году он заменил Пири Мехмеда-пашу, который был назначен Великим визирем в 1510 году отцом Сулеймана Великолепного, предыдущим cултаном — Селимом I, и оставался на этом посту в течение 13 лет. Он достиг уровня власти и влияния, с которым могли соперничать лишь несколько Великих визирей империи, но в 1536 году он был казнён султаном, а его имущество было конфисковано государством.
Биография
Ибрагим родился на территории современной Греции, в семье металлурга из Парги. В детстве он был похищен пиратами и продан в рабство во дворец в Манисе в Западной Анатолии, где наследные принцы (шах-заде) Османской империи получали образование.
Там он подружился с наследным принцем, который был его сверстником. Ибрагим получил образование вместе с Сулейманом. Изучил множество языков и стал очень эрудирован. После вступления Сулеймана на Османской престол в 1520 году он был удостоен различных званий.
Ибрагим был блестящим полководцем, переговорщиком и дипломатом. Он доказал свое мастерство в многочисленных дипломатических встречах и военных кампаниях. Это способствовало его быстрому продвижению по службе и в какой-то момент он попросил Сулеймана не продвигать его слишком быстро, из страха возбудить зависть и вражду других визирей, которые рассчитывали сами занять те должности, которыми Сулейман жаловал Ибрагима.
В знак уважения к Ибрагиму и довольный его скромностью, Сулейман якобы поклялся, что Ибрагим никогда не может быть казнён во время правления Сулеймана. После назначения на пост визиря Ибрагим-паша продолжал получать другие дополнительные должности и титулы от султана, и его влияние в Османской империи стало почти столь же абсолютным, как и влияние самого Сулеймана.
Ибрагим-паша женился на сестре султана Хатидже.
Его дворец на площади Султанахмет в Стамбуле в настоящее время — музей турецкого и исламского искусства. Дворец построен с явно оборонительной концепцией и мог выдержать длительную и мощную осаду (Ибрагим имел грозных соперников).
Опытный командир армии Сулеймана, он в конце концов попал в немилость после неосторожности, совершённой во время кампании против персидской империи Сефевидов, когда он наградил себя прозвищем, включающим слово «султан». В частности, этот титул именовался Султан Сераскир, что было серьёзным оскорблением для Сулеймана. Этот инцидент запустил серию событий, которые в итоге привели к его казни в 1536 году. По мнению ряда авторитетных источников он пал жертвой интриг Роксоланы, султанской жены.
Хотя он уже давно принял ислам, он поддерживал родственные связи и даже вывез своих родителей, чтобы жить с ними в османской столице.
В искусстве
Великий визирь Ибрагим-паша — один из главных героев популярного турецкого телесериала «Великолепный век». Роль играет Окан Ялабык. В украинском телесериале «Роксолана» (1996-2003) роль Ибрагима исполнил Рафаэль Котанджян.
Великие визири Османской империи | |
---|---|
XIV век | Алаэддин-паша • Сулейман-паша • Низамуддин Ахмед-паша • Хаджи-паша • Синануддин Факих Юсуф-паша • Кара Халил-паша • Чандарлы Али-паша |
XV век | Чандарлы Ибрагим-паша • Байязид-паша • Чандарлы Ибрагим-паша • Чандарлы Халил-паша • Коча Мехмед Низамеддин-паша • Чандарлы Халил-паша • Махмуд-паша Ангелович • Рум Мехмед-паша • Исхак-паша • Махмуд-паша Ангелович • Гедик Ахмед-паша Арнаут • Мехмед-паша Караманли • Исхак-паша • Дервиш Коча Давуд-паша • Ахмед-паша Эрсекоглу • Ибрагим-паша • Ахмед Месих-паша |
XVI век | Хадим Али-паша • Ахмед-паша Эрсекоглу • Хадим Али-паша • Ахмед-паша Эрсекоглу • Коча Мустафа-паша • Дукагинзаде Ахмед-паша • Ахмед-паша Эрсекоглу • Хадим Синан-паша • Мустафа-паша • Пири Мехмед-паша Караманли • Паргалы Ибрагим-паша • Айаз-паша • Хаджи Лютфи-паша • Хадим Сулейман-паша Таваши • Дамат Рустем-паша • Кара Ахмед-паша • Дамат Рустем-паша • Семиз Али-паша • Тавил Мехмед-паша Соколович • Юсуф Синан-паша • Тавил Мехмед-паша Соколович • Семиз Ахмед-паша • Лала Мустафа-паша • Коджа Синан-паша • Сиявуш-паша • Осман-паша Эздемиоглу • Хадим Месих-паша • Сиявуш-паша • Коджа Синан-паша • Ферхад-паша • Сиявуш-паша • Коджа Синан-паша • Ферхад-паша • Коджа Синан-паша • Лала Мехмед-паша • Коджа Синан-паша • Дамад Ибрагим-паша • Хадим Хасан-паша • Джеррах Мехмед-паша • Дамад Ибрагим-паша |
XVII век | Йемишчи Хасан-паша • Йавуз Али-паша • Лала Мехмед-паша • Мурад-паша • Насух-паша • Дамад Окюз Мехмед-паша • Кайсерли Халил-паша • Челеби Гюзельче Али-паша • Хусейн-паша • Дилавер-паша • Кара Давуд-паша • Мюрре Хусейн-паша • Лефкели Мустафа-паша • Гюрджу Мехмед-паша • Мюрре Хусейн-паша • Кеманкеш Кара Али-паша • Черкес Мехмед-паша • Хафиз Ахмед-паша • Халил-паша • Хюсрев-паша • Хафиз Ахмед-паша • Топал Реджеб-паша • Мехмед-паша • Байрам-паша • Таятоглу Мехмед-паша • Кеманкеш Кара Мустафа-паша • Султанзаде Мехмед-паша • Салих-паша • Ахмед-паша • Софу Мехмед-паша • Кара Мурад-паша • Мелек Ахмед-паша • Али Сиявуш-паша • Гюрджу Мехмед-паша • Тарханчу Ахмед-паша • Дервиш Мехмед-паша • Дамад Мустафа-паша • Кара Мурад-паша • Сулейман-паша • Дели Хусейн-паша • Али Сиявуш-паша • Мехмед-паша • Кёпрюлю Мехмед-паша • Фазыл Ахмед-паша • Мерзифонлу Кара Мустафа-паша • Кара Ибрагим-паша • Сулейман-паша • Абаза Сиявуш-паша • Нисанджи Исмаил-паша • Мехмед-паша • Мустафа-паша • Фазыл Мустафа-паша Кёпрюлю • Арабаджи Али-паша • Хаджи Али-паша Мерсифонлу • Бозоглу Мустафа-паша • Али-паша Сюрмели • Эльмас Мехмед-паша • Амджазаде Хусейн-паша |
XVIII век | Далтабан Гази Мустафа-паша • Рами Мехмед-паша • Каваноз Нисанчи Ахмед-паша • Дамад Хасан-паша • Каляликос Хаши Ахмед-паша • Балтаджи Мехмед-паша • Дамад Зорлулу Али-паша • Кюпрюлизаде Дамад Нуман-паша • Балтаджи Мехмед-паша • Ага Юсуф-паша • Силахдар Сулейман-паша • Ибрагим Хока-паша • Дамад Силахда Али-паша • Хаши Халил-паша • Нисанчи Мехмед-паша • Невшехирли Дамад Ибрахим-паша • Дамад Силахдар Мехмед-паша • Кабакулак Ибрахим-паша • Топал Осман-паша • Хекимоглы Али-паша • Гёрче Исмаил-паша • Силахдар Сейид Мехмед-паша • Мухсинзаде Абдулла Зелеби • Джеген Мехмед-паша • Хаши Иваззаде Мехмед-паша • Нисанши Хаши Ахмед-паша • Хекимоглы Али-паша • Саид Хасан-паша • Тиряки Хаши Мехмед-паша • Боинуэгри Абдулла-паша • Дивитдар Мехмед-паша • Кёсе Бахир Мустафа-паша • Хекимоглы Али-паша • Наили Абдулла-паша • Нисанчи Бийикли Али-паша • Мехмед Саид-паша • Кёсе Бахир Мустафа-паша • Коча Мехмед Рагиб-паша • Хамза Хамид-паша • Кёсе Бахир Мустафа-паша • Мухсинзаде Мехмед-паша • Салахдар Махир Хамза-паша • Ягликизаде Нисани Мехмед Эмин-паша • Хаши Молдаванчи Али-паша • Иваззаде Халил-паша • Силахдар Мехмед-паша • Мухсинзаде Мехмед-паша • Иззет Мехмед-паша • Дервиш Мехмед-паша • Дарендели Джебиджизаде Мехмед-паша • Калафат Мехмед-паша • Силахдар Сейид Мехмед-паша • Иззет Мехмед-паша • Джеген Хаши Мехмед-паша • Халил Хамид-паша • Сахин Али-паша • Коча Юсуф-паша • Кетуда Зеркес Хасан-паша • Джезаирли Гази Хасан-паша • Русуклу Джезайирли Хасан-паша • Коча Юсуф-паша • Дамад Мелик Мехмед-паша • Иззет Мехмед-паша • Юсуф Зияддин-паша |
XIX век | Хафиз Исмаил-паша • Хилми Ибрагим-паша • Челеби Мустафа-паша • Алемдар Мустафа-паша • Мемис-паша • Чархаджи Али-паша • Юсуф Зияуддин-паша • Азиз Ахмед-паша • Хуршид Ахмед-паша • Мехмед Эмин Рауф-паша • Дервиш Мехмед-паша • Сейид Али-паша • Бендерли Али-паша • Хаджи Салих-паша • Абдулла-паша • Турнаджизаде Силяхдар Али-паша • Мехмед Саид Галип-паша • Бендерли Мехмед Селим Сырры-паша • Дарендели Топал Иззет Мехмед-паша • Решид Мехмед-паша • Мехмед Эмин Рауф-паша • Коджа Мехмед Хюсрев-паша • Мехмед Эмин Рауф-паша • Дарендели Топал Иззет Мехмед-паша • Мехмед Эмин Рауф-паша • Мустафа Мехмет Решид-паша • Ибрагим Сарим-паша • Мустафа Мехмет Решид-паша • Мехмед Эмин Рауф-паша • Мустафа Мехмет Решид-паша • Мехмед Эмин Аали-паша • Дамат Мехмед Аали-паша • Гиритли Мустафа Наили-паша • Кыбрыслы Мехмед Эмин-паша • Мустафа Мехмет Решид-паша • Мехмед Эмин Аали-паша • Мустафа Мехмед Решид • Мустафа Наили-паша • Мустафа Мехмед Решид • Мехмед Эмин Аали-паша • Кыбрыслы Мехмед Эмин-паша • Мутерджим Мехмед Рушди-паша • Кыбрыслы Мехмед Эмин-паша • Мехмед Эмин Аали-паша • Кечеджизаде Мехмед Эмин Фуад-паша • Юсуф Камиль-паша • Кечеджизаде Мехмед Эмин Фуад-паша • Мутерджим Мехмед Рушди-паша • Мехмед Эмин Аали-паша • Махмуд Недим-паша • Ахмед Шефик Мидхат-паша • Мутерджим Мехмед Рушди-паша • Мехмед Эсад-паша • Ширванлызаде Мехмед Рушди-паша • Хусейн Авни-паша • Мехмед Эсад-паша • Махмуд Недим-паша • Ахмед Шефик Мидхат-паша • Мутерджим Мехмед Рушди-паша • Ат-Туниси Ибрагим Эдхем-паша • 1878 должность вакантна • Ат-Туниси Хайреддин-паша • 1879—1880 должность вакантна • Кючюк Мехмед Саид-паша • Ахмед Вефик-паша • Кючюк Мехмед Саид-паша • Кыбрыслы Мехмед Камиль-паша • Ахмед Джевад-паша • Кючюк Мехмед Саид-паша • Кыбрыслы Мехмед Камиль-паша • Халиль Рыфат-паша |
XX век | Кючюк Мехмед Саид-паша • Мехмед Ферид-паша • Кючюк Мехмед Саид-паша • Кыбрыслы Мехмед Камиль-паша • Ахмед Тевфик-паша • Хусейн Хильми-паша • Ибрагим Хаккы-паша • Кючюк Мехмед Саид-паша • Гази Ахмед Мухтар-паша • Кыбрыслы Мехмед Камиль-паша • Махмуд Шевкет-паша • Саид Халим-паша • Мехмед Талаат-паша • Ахмед Иззет-паша • Ахмед Тевфик-паша • Дамат Мехмед Ферид-паша • Али Рыза-паша • Салих Хулуси-паша • Дамат Мехмед Ферид-паша • Ахмед Тевфик-паша |
Полезное
Смотреть что такое «Паргалы Ибрагим-паша» в других словарях:
Ибрагим Паша — Ибрагим Паша, Ибрагим паша, Ибрагимпаша мужское имя. Ибрагим Паша Ибрагим Паша Бушати албанский паша из знатного рода Бушати. Ибрагим паша Ибрагим паша (1789 1848) паша Египта, приёмный сын Мухаммеда Али. Паргалы Ибрагим паша (1493 или 1494 1536) … Википедия
Ибрагим Хаккы-паша — тур. İbrahim Hakkı paşa … Википедия
Кючюк Мехмед Саид-паша — Küçük Mehmet Sait Pasha … Википедия
Мерзифонлу Кара Мустафа-паша — Кара Мустафа паша Мерсифонлу Merzifonlu Kara Mustafa Paşa … Википедия
Мехмед Талаат-паша — Талаат паша осман. طلعت پاشا, тур. Mehmed Talat Paşa … Википедия
Мехмед Эмин Аали-паша — Mehmed Emin Âli Paşa … Википедия
Джезаирли Гази Хасан-паша — Cezayirli Gazi Hasan Paşa … Википедия
Мидхат-паша — Ахмед Шефик Мидхат паша احمد شفیق مدحت پاشا Ahmed Şefik Midhat Paşa … Википедия
Али Рыза-паша — Али Рыза тур. Ali Rıza … Википедия
Ахмед Мухтар-паша — тур. Ahmed Muhtar paşa … Википедия
Споры о том, как завершилась жизнь Ибрагима Паши (Pargalı İbrahim Paşa), великого визиря Османской империи, не утихают по сей день. Каковы же причины того, что падишах Сулейман, так сильно привязанный к другу юности и безгранично доверявший ему, погубил его собственными руками? Ведь глава государства, наделяя ближайшего товарища властью, поклялся беречь Ибрагима даже от самого себя!
Интересные факты о Паргалы Ибрагим Паше
Миниатюра Ибрагим Паша в Топкапы
Гибель Ибрагима Паши
Садразам Паргалы Ибрагим Паша
Основной причиной гибели Ибрагима Паши стала его гордыня. Когда из простого сокольничего он неожиданно возвысился до второго человека в государстве, им овладела мания величия, справиться с которой было невозможно. Ибрагим, всегда бывший простым рабом, возомнил себя равным падишаху и стал совершать проступки один за другим. Такое поведение настолько огорчило Сулеймана Великолепного и подорвало в нем веру в друга и соратника, что он нарушил данное обещание.
Подробности кончины Ибрагима Паши описал Исмаил Метин в литературно-историческом творении «Кровавая история Османов».
Паргалы — от тур. Pargalı (именно так очень часто называл султан Сулейман Ибрагима, по месту его рождения – Парга) только возвратился из очередного военного похода. Шел священный месяц Рамадан. Падишах пригласил визиря поужинать, они долго и мирно беседовали, как в старые времена. Когда трапеза завершилась, Ибрагим хотел поехать к себе во дворец, но государь пожелал, чтобы тот остался переночевать. Визирь покорно ушел в комнату и лег спать. Когда было понятно, что Паргалы заснул, государь приказал позвать палачей, накинувших затем на шею приговоренного веревку. Паша неожиданно очнулся и оказал рьяное сопротивление палачам. Завязалась настоящая драка, шум которой слышал не только государь, но и другие жители дворца.
Вообще, вокруг казни Ибрагима Паши было много сплетен и слухов. Некоторые утверждали, что на стенах спальни были следы крови. Вероятно, визирь был настолько силен и с таким упорством боролся за жизнь, что вынудил палачей пустить в ход кинжалы.
Ибрагим Паша умер в комнате Сулеймана
Рисунок «Смерть Ибрагима Паши»
Последние минуты жизни Ибрагима Паши описаны в нескольких литературных источниках, и не всегда слова и мысли писателей сходятся. Например, Айкут Джан в своем произведении под названием «Смерть Паргалы» описывал совсем иное развитие событий. Автор книги утверждал, что визирь умер непосредственно в султанской комнате. Якобы, Сулейман Великолепный для усыпления приближенного подложил ему в еду снотворное. Но снадобье было очень сильным, и Паргалы отошел ко сну, даже не встав с того мечта, на котором находился. Палач прятался в этих же покоях. Когда повелитель подал знак, он вышел, сначала ударил приговоренного к смерти кинжалом, а затем применил шелковый шнурок.
Великий Визирь все знал
Миниатюра «Казнь Ибрагима Паши»
Еще есть информация, что Ибрагим Паша был в курсе всего происходящего. Падишах поведал ему о том, что получил фетву на смертную казнь ровно за 7 дней до роковых событий. И ежедневно после этого разговора визирь ужинал наедине с государем в его покоях, вплоть до последнего часа. На протяжении недели султан, по сути, предоставлял Ибрагиму пути для спасения – Паргалы не содержался под стражей и мог легко сбежать из страны, спастись от неминуемой смерти. Но визирь не сделал этого, смирившись с решением правителя.
Об этом интересном факте говорят многие историки, которые ссылаются на записи самого Паргалы в личном дневнике. Из писем было ясно, что Ибрагим всё действительно знал, но до конца остался верен падишаху, уповая на его справедливость.
Говорят, что после казни визиря Сулейман заметно изменился. Очевидно, повелитель сожалел о содеянном, сомневаясь в своей правоте. И свои чувства он отразил в стихотворных строках. Даже 2 десятилетия спустя правитель продолжал писать пронзительные стихи о дружбе с Ибрагимом Пашой, не забывая при этом упомянуть некоторые не слишком положительные черты характера своего друга, которые его и сгубили.
Похороны Ибрагима Паши
Гробница Ибрагима Паши в Стамбуле
В ночь с 15 на 16 марта 1536 году великий визирь Османской империи простился с жизнью. В некоторых источниках указывают, что вслед за ним были казнены и сыновья Паргалы, чтобы закончился его род, но эта информация не подтверждена.
И о мертвом теле визиря ходили разные слухи. Одни утверждают, что его труп длительное время лежал возле ворот Топкапы, запугивая людей. Другие говорят, что захоронили тайно, сразу после казни. А в некоторых источниках указывается, что бездыханное тело Ибрагима было выброшено с лодки в воды Босфора.
Согласно сценарию сериала, Сулйеман приказал похоронить визиря тайно. Организовать всё он поручил ближайшему другу покойного визиря Матракчи Насух Эфенди. Сулейман повелел оставить место захоронения в тайне, оно было известно лишь ему одному.
Эту информацию подтверждает достаточно известная художественная миниатюра. На картине много людей, часть из которых несет гроб с мертвым визирем. Другие люди шепчутся друг с другом и держат в руках горящие факелы. То есть, можно смело утверждать, что хоронили Ибрагима ночью. С правой стороны, на некотором отдалении, изображен человек, который руководил процессией. Скорее всего, это и был Насух Эфенди.
Матракчи переправил тело друга через реку и повелел отнести его в густой лес, на окраину Галаты. Среди вековых деревьев, как и приказал султан, Ибрагим Паша нашел свое успокоение. Могила его была совершенно неприметной. О захоронении в этом месте человека можно было догадаться лишь по небольшому безымянному камню. Так хоронили простолюдинов.
Теперь могила Ибрагима Паши располагается в стамбульском районе Фындыклы, на окраине улицы Джанфеда. С двух сторон от захоронения стоят невысокие постройки. Густые лесные заросли здесь сохранились до сих пор.
Неизвестно, каким образом удалось установить, что погребенное в могиле тело принадлежало великому османскому визирю. Возможно, захоронение вскрывали и проводили анализ ДНК. Но табличка с указанием имени Ибрагима Паши повешена явно неспроста.
Предпосылки к казни Ибрагима Паши
Почему Султан Сулейман казнил Ибрагима Пашу?
Было несколько очевидных нюансов при жизни великого визиря Ибрагима Паши, которые неумолимо приближали его к смерти и вынуждали султана Сулеймана пойти на такой сложный шаг, как казнь лучшего друга:
Слово Султана Сулеймана и фетва
*Фетва, или фатуа — в исламе, является решением по какому-то вопросу или проблеме, принимаемое факихом или муфтием (высшее духовное лицо). Такие решения основываются на принципах ислама в сочетании с юридическим опытом.
Ибрагим Паша совершал множество ошибок на жизненном пути, но падишах постоянно прощал ему то, за что других бы казнил незамедлительно. И существовала веская причина такому поведению государя.
Дело в том, что, назначив Ибрагима Пашу на пост великого визиря Османской империи, султан Сулейман опрометчиво поклялся ему, что человек, наделенный такими правами и титулами, не может быть казнен. По сути, падишах сам развязал приближенному руки, лишив его всякого страха за свою жизнь. Безнаказанность вела Ибрагима Пашу в бездну. Но дав клятву, султан не мог просто так забрать свои слова обратно. Поэтому на казнь визиря ему нужно было получить разрешение от муфтия (фетву). Разрешение было получено по законам ислама, но в искупление Сулейман Великолепный должен был построить новую мечеть в Стамбуле.
О Садразам Паргалы Ибрагим Паше, его жизни и службе при Султане, написано много книг, среди них как турецкие авторы, так и иностранцы. Наиболее известные из них — авторов Камиль Фейзиоглу (Kamil Feyzioğlu), Хестер Дональдсон Дженкинс (Hester Donaldson Jenkins), Назим Текташ (Nazim Tektaş).
10 «темных» секретов Османской империи, о которых не любят вспоминать в Турции
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Братоубийство
Ранние Османские султаны не практиковали первородство, при котором старший сын наследует все. В результате, зачастую на трон претендовали ряд братьев. В первые десятилетия нередкими были ситуации, при которых некоторые из потенциальных наследников укрывались во вражеских государствах и доставляли массу проблем в течение многих лет.
2. Клетки для шехзаде
Политика братоубийства никогда не была популярной у народа и духовенства, и когда Ахмед I внезапно умер в 1617 году, от неё отказались. Вместо того чтобы убивать всех потенциальных наследников престола, их начали заключать в дворец Топкапы в Стамбуле в специальные помещения, известны как Kafes ( «клетки»). Принц Османской империи мог провести всю свою жизнь в заключении в Kafes, под постоянным охранников. И хотя наследников содержали, как правило, в роскоши, многие шехзаде (сыновья султанов) сошли с ума от скуки либо стали развратниками-пьяницами. И это понятно, ведь они понимали, что в любой момент их могут казнить.
3. Дворец как тихий ад
Даже для султана жизнь в дворце Топкапы могла быть крайне мрачной. В то время бытовало мнение о том, что султану неприлично говорить слишком много, поэтому была введена специальная форма языка жестов, и правитель проводил большую часть своего времени в полной тишине.
Мустафа I посчитал, что это просто невозможно вынести и попытался упразднить подобное правило, но его визири отказались утвердить этот запрет. В итоге Мустафа вскоре сошел с ума. Он часто приходил на берег моря и бросал в воду монеты, чтобы «хотя бы рыбы куда-то тратили их».
Атмосфера во дворце была буквально пропитана интригами — за власть боролись все: визири, придворные и евнухи. Женщины гарема приобрели большое влияние и в итоге этот период империи стал известен как «султанат женщин». Ахмет III как-то писал своему великому визирю: » Если перехожу из одной комнаты в другую, то в коридоре при этом выстраивается 40 человек, когда я одеваюсь, то за мной наблюдает охрана. Я никогда не могу побыть один «.
4. Садовник с обязанностями палача
Правители османов имели полную власть над жизнью и смертью своих подданных, и они пользовались ею без стеснения. Дворец Топкапы, в котором принимали просителей и гостей, был ужасающим местом. В нем были две колонны, на которых размещали отрубленные головы, а также специальный фонтан исключительно для палачей, чтобы те могли вымыть руки. Во время периодических чисток дворца от неугодных или провинившихся во внутреннем дворике складывали целые курганы из языков жертв.
Для провинившихся чиновников существовал единственный способ избежать гнева султана. Начиная с конца 18-го века, появился обычай, когда осужденный великий визирь мог избежать своей судьбы, победив главного садовника в гонке через дворцовые сады. Визиря вызывали на встречу с главным садовником и после обмена приветствиями ему вручали кубок замороженного шербета. Если шербет был белым, то султан предоставлял визирю отсрочку, а если он был красным, он визиря должны были казнить. Как только осужденный на казнь видел красный шербет, то он немедленно должен был бежать через дворцовые сады между тенистых кипарисов и рядов тюльпанов. Цель состояла в том, чтобы добраться до ворот на другой стороне сада, которые вели к рыбному рынку.
Проблема была в одном: визиря при этом преследовал главный садовник (который всегда был моложе и сильнее) с шелковым шнуром. Тем не менее, несколько визирей сумели сделать это, в том числе Хачи Салих-паша, последний визирь, который последним участвовал в такой смертельной гонке. В итоге он стал санджак-беем (губернатором) одной из провинций.
6. Козлы отпущения
Несмотря на то что во власти великие визири теоретически уступали во власти только султану, их, как правило, казнили или бросали в толпу на растерзание в качестве «козла отпущения» всякий раз, когда что-то шло не так. За время Селима Грозного сменилось столько великих визирей, что они начали всегда носить с собой свои завещания. Один визирь как-то попросил Селима дать ему знать заранее, если его вскоре казнят, на что султан ответить, что на замену ему уже выстроилась целая очередь желающих. Визири также должны были успокаивать народ Стамбула, который всегда, когда ему что-то не нравилось, приходил толпой к дворцу и требовал казни.
7. Гарем
Пожалуй, самой главной достопримечательностью дворца Топкапы был султанский гарем. В нем состояло до 2000 женщин, большинство из которых были купленными или похищенными рабынями. Этих жен и наложниц султана держали взаперти, а любого постороннего человека, который увидел их, казнили на месте.
Сам гарем охранялся и управлялся главным евнухом, который из-за обладал огромной властью. Об условиях жизни в гареме информации сегодня немного. Известно, что наложниц было так много, что некоторые из них почти никогда не попадались на глаза на султану. Другие же сумели получить на него такое огромное влияние, что принимали участие в решении политических вопросов.
Так, Сулейман Великолепный безумно влюбился в украинскую красавицу Роксолану (1505-1558), женился на ней и сделал ее своим главным советником. Влияние Роксоланы на политику империи было таково, что великий визирь послал пирата Барбароссу на отчаянную миссию, чтобы похитить итальянскую красавицу Джулию Гонзага (графиню Фонди и герцогиню Траетто) в надежде, что Сулейман обратит на нее внимание, когда ее привезут в гарем. План в итоге провалился, Джулию так и похитить так и не смогли.
8. Кровная дань
Набранных мальчиков османские чиновники собирали вместе и отвозили в Стамбул, где их заносили в реестр (с подробным описанием, на случай, если кто-то убежит), обрезали и насильственно обращали в ислам. Самых красивых или умных отправляли во дворец, где их обучали. Эти ребята могли добиться очень высоких чинов и многие из них в итоге становились пашами или визирями. Остальных мальчиков изначально отправляли на работы на фермах в течение восьми лет, где дети параллельно учили турецкий язык и развивались физически.
К двадцати годам они официально становились янычарами, элитными солдатами империи, которые славились железной дисциплиной и верностью. Система кровной дани изжила себя в начале 18 века, когда детям янычар было позволено вступать в корпус, который таким образом стал самоокупаемым.
9. Рабство как традиция
Хотя от девширме (рабства) постепенно отказывались в течение 17 столетия, это явление продолжало оставаться ключевой особенностью Османской системы до конца 19 века. Большинство рабов завозили из Африки или с Кавказа (особенно ценились адыгейцы), в то время как крымскотатарские набеги обеспечивали постоянный приток русских, украинцев и поляков.
Изначально было запрещено порабощать мусульман, но об этом правиле тихо забыли, когда начал иссякать приток немусульман. Исламское рабство в значительной степени развилось независимо от западного рабства и, следовательно, имело ряд существенных отличий. Например, османским рабам несколько легче было получить свободу или достичь какого-то влияния в обществе. Но при этом нет никаких сомнений в том, что османское рабство было невероятно жестоким.
Миллионы людей погибли во время набегов за рабами или от изнурительной работы. И это даже не говоря о процессе кастрации, который применялся, чтобы пополнить ряды евнухов. О том, какой была смертность среди рабов, свидетельствует тот факт, что османы завозили миллионы рабов из Африки, тогда как в современной Турции осталось очень мало людей африканского происхождения.
10. Массовые убийства
При всём перечисленном, можно сказать, что османы были довольно лояльной империей. Помимо девширме, они не делали никаких реальных попыток обратить в свою веру немусульманских подданных. Они принимали евреев, после того, как те были изгнаны из Испании. Они никогда не подвергали дискриминации своих подданных, а империей зачастую управляли (речь идет о чиновниках) албанцы и греки. Но когда турки чувствовали угрозу, то они поступали очень жестоко.
Селим Грозный, к примеру, был очень встревожен шиитами, которые отрицали его авторитет в качестве защитника ислама и могли быть «двойными агентами» Персии. В результате, он вырезал почти весь восток империи (погибли, по меньшей мере, 40 000 шиитов, а их деревни сровняли с землей). Когда греки впервые стали добиваться независимости, османы прибегли к помощи албанских партизан, которые совершили ряд страшных погромов.
По мере того, как влияние империи снижалось, она утратила большую часть своей былой терпимости к меньшинствам. К 19 веку массовые убийства стали намного более распространенным явлением. Это достигло своего апогея в 1915 году, когда в империи, всего за два года до ее распада, вырезали 75 процентов от всего армянского населения (около 1,5 миллиона человек).
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: