Что значит профильный предмет
Что такое профильные предметы и как их выбрать?
Содержание
Чтобы поступить в университет на основании результатов ЕГЭ, нужно учитывать, что специализация зависит от выбранных предметов, которые студент сдавал. Комбинация различных 2-4 предметов может скорректировать выбранное направление. К тому же, существуют профильные классы, о которых необходимо знать для выбора дальнейшей профессии. Они и помогают усвоить программы, которые будут изучаться в ВУЗах. Также профильные лицейские классы помогают скооперироваться с факультетами ВУЗов, которые помогают студентам поступить.
Что такое профильный класс?
Профильный класс – это обучение в старших классах с определённым уклоном, куда ученики поступают для изучения более углублённых предметов. Например, профильных лингвистический класс будет делать упор на изучение языковых основ, а не только грамматики. Лицеи, гимназии и образовательные центры также имеют право проводить школьную подготовку:
В соответствии с распоряжением Правительства РФ №1756-р и Концепцией модернизации российского образования, были созданы «системы специализированной подготовки». Это и есть профильное обучение в старших классах, которое необходимо тем, кто изначально решил, куда поступить и на какую специальность.
Важно! Даже окончив профильный класс с математическим уклоном, абитуриент вправе поступить на факультеты юриспруденции, лингвистики и не только. При этом класс по определённому профилю не может заставить ученика сдавать предметы, которые изучались по программе усиленной подготовки. То есть, если ученик окончил лингвистический класс, он может сдавать профильную математику, если уверен в своих силах. Результаты ЕГЭ будут влиять на возможность поступления. Профили школьного обучения на это не влияют никоем образом.
Выбор дальнейшего направления
В конце 9 класса ученики должны выбирать заранее, куда они хотят поступить. Желательно при этом учитывать особенности поступления:
Исходя из этого нужно выбирать профильный предмет, который можно выучить в школе. В противном случае можно пойти на курсы. Профиль класса не всегда влияет на поступление, если только это не актёрская школа и не школа мастерства, после которой можно поступить в ВУЗ. Кстати, если абитуриент желает поступить по программе специалитета, он может выбрать 2 разных предмета для сдачи ЕГЭ, но с ними нельзя поступить на бакалавриат, если не удастся поступить с первого раза.
Чтобы быть зачисленным в профильный класс, нужно дождаться комплектования направлений, которые будут преподаваться ученикам. Также школьники могут самостоятельно выбрать предметы для изучения, чтобы сформировать свой класс по конкретным профилям.
Выбор специальностей – сотрудничество с ВУЗами
Поскольку многие школьные программы в профильных классах заранее программируются ВУЗами, то можно уже в старших классах выбрать профильные предметы для поступления на факультеты университетов:
ВУЗ и вид обучения
Математические и физические науки
МАДИ – ВУЗ предоставляет бессрочный договор на образовательные процессы в рамках ГОУ СОШ. Технический ВУЗ принимает абитуриентов, которые участвуют в олимпиадах по физике и математике. Некоторые могут быть зачислены на льготных условиях.
Российский государственный ВУЗ также предоставляет обучение в профильных классах, кто желает поступить на математические и физические науки. Для прикладных наук нужно сдавать профильную математику. Также в рамках ускоренного обучения можно заранее составить списки льготников и выделить бюджетные места для них.
Для сдачи ЕГЭ нужно выбрать любой предмет, который будет отнесён не к точным, а гуманитарным наукам. Предпочтение отдаётся всем ученикам, кто сдаёт географию, историю, иностранный язык и обществознание.
Московская финансово-промышленная академия разработала несколько программ обучения для прикладных наук и гуманитария. Можно поступить на экономические игры, принять участие в тестированиях для 9 и 11 классов, получить сертификаты и поступить, как льготник.
Во всех программах от ВУЗов есть профильные программы:
Выбрав один из вышеуказанных предметов, нужно помнить, что именно он задаёт профиль обучения. То есть, обществознание является профильным предметом, вместе с которым можно сдать ещё 1 дополнительный, чтобы поступить на ту или иную специальность. Физика и математика также являются профильными, однако последнее может быть прикладной в рамках профиля математических наук.
Первый и второй профильный предмет: как определить?
Смотришь на пороги ЦТ 2021 и не можешь понять, как определить первый профильный предмет и второй? Адукар знает, что есть что, и спешит раскрыть тебе секрет.
Где посмотреть первый и второй профильный предмет
Чтобы определить, какой предмет для твоей специальности первый профильный, а какой второй, обратись к сайту вуза. Найди в разделе «Абитуриенту» документ «Порядок приёма». В нём перечислены вступительные экзамены. Профильные испытания в таблице стоят по степени важности. Например, в БГУ на специальности «Ядерная физика и технологии» первый профильный предмет — физика, а второй — математика.
Посмотреть профильные предметы можно и в каталоге вузов Адукар. Выбираешь университет, кликаешь на специальность и перед тобой открывается описание программы. ЦТ по русскому или белорусскому нужно сдавать в любом случае, а вот дальше по очерёдности указаны профильные предметы. Например, для специальности «Государственное управление и право» в АУпПРБ первым профильным будет обществоведение, а вторым — иностранный язык.
Чем отличается первый и второй профильный предмет
Разница в минимальном балле на ЦТ. Для первого профильного порог ЦТ на 5 баллов выше второго. Только для филологических специальностей русский или белорусский языки профильные, и проходной балл для них 25. Для других программ — 10.
Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, Facebook.
Профильные классы в школах
С сентября 2020 года российские школы работают по новому образовательному стандарту (ФГОС). Он предусматривает учебу в профильных классах на третьей, завершающей, ступени среднего образования – в 10 и 11 классах.
Что такое профильный класс
В профильных классах ученики углубленно изучают предметы, соответствующие заявленному профилю обучения. С остальными обязательными для среднего общего образования дисциплинами – знакомятся на базовом уровне, достаточном для итоговой аттестации. Учеба в профильном классе – это не профессиональная подготовка, это, скорее, профориентация, которая помогает выбрать будущую профессию и определиться с тем, в какой вуз и на какую специальность поступать после школы.
Идти в профильные классы стоит еще и потому, что в них лучше готовят к олимпиадам и ЕГЭ по нужным для поступления предметам. Самые сложные и «дорогие» задания в КИМах Единого госэкзамена рассчитаны как раз на выпускников профильных классов с углубленной подготовкой по предмету экзамена. Так что меньше, а то и вовсе не придется тратиться на занятия с репетиторами и на дополнительных курсах.
Направления профильных классов
Приказ Минобрнауки № 413, утверждающий новый ФГОС, предполагает 4 направления учебы в профильных классах:
Для старшеклассников, не определившихся с предпочтениями, есть пятый – универсальный профиль.
У школ есть полномочия в рамках четырех основных профилей открывать более узконаправленные классы. Сейчас уже есть примерно полтора десятка таких довольно стандартных и редких специализаций:
Особая разновидность узконаправленного обучения в старшей школе – профильные классы при вузах (предуниверсарии). Их открывают университеты, они сами отбирают кандидатов, чтобы два года готовить их не только к поступлению, но и к учебе по программам высшего образования выбранному направлению. Например, химический факультет МГУ открыл профильный класс в московской школе № 171, МИФИ – физико-математический в лицеях № 1511, 1523, НИУ ВШЭ – экономический в школе № 1535.
Профильные классы открывают не только вузы, но и госкорпорации, например, «Газпром». Будущих нефтяников он начинает готовить со школьной скамьи в 26 профильных классах. Только три из них в Санкт-Петербурге, остальные – в нефтедобывающих регионах.
Предметы
Учебные планы для профильных классов школы составляют самостоятельно, учитывая то, что в программе должно быть 7 обязательных предметных областей:
Какие именно предметы из каждой области и на каком уровне изучения – базовом или углубленном – профильном включать в учебный план, решает школа. К примеру, из общественных наук в качестве обязательных, скажем, для математического класса, одна школа может выбрать географию, другая – право, третья – историю, четвертая – экономику, пятая – обществознание.
В программе класса профильного уровня есть:
Какой профиль открыть и углубленному изучению каких предметов отдать предпочтение, устанавливает учебное заведение, исходя из своей материально-технической базы и наличия учителей в штате.
Поступление
Правила набора в профильный 10 класс разрабатывают региональные министерства образования. Обычно отбор проходит с учетом результатов ОГЭ по профилирующим предметам – именно их надо выбрать в дополнение к обязательным русскому и математике, записываясь в 9 классе на выпускной экзамен.
ФИПИ рекомендовал (не в ультимативном порядке) уровень проходных баллов для зачисления в профильные 10 классы. В целом школы придерживаются уровня этих отметок.
Профили обучения
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) предполагает профильное обучение в старших классах. Если девятиклассник решает идти в 10-й класс, он должен выбрать профиль для дальнейшего обучения. Основные цели профильного обучения в рамках СОО:
Cистема профильного образования в России включает следующие типы учебных дисциплин:
Дополнительной формой организации деятельности обучающихся стал индивидуальный учебный проект — это учебное исследование или учебный проект, выполняемые обучающимися в рамках одной или нескольких учебных дисциплин, курсов избранного профиля обучения. Иными словами это — творческая работа исследовательского характера, выполняемая обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, внеурочной деятельности.
Исследовательская деятельность обучающегося связана с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов. Этапы для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научные комментарий, собственные выводы.
Профили обучения
Школа, осуществляя образовательную деятельность, должна обеспечить реализацию учебного плана одного или нескольких профилей обучения. Очень часто образовательная организация выявляет предпочтения обучающихся и на основе данного анализа планирует, какие именно профили будут реализовываться в школе. Профильные общеобразовательные предметы — это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены федеральным государственным стандартом среднего общего образования.
Перечень профилей, которые может предложить школа обучающимся на среднем уровне образования следующий (п.18.3.1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413).
Естественно-научный профиль
— ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и т.д. В данном профиле на углубленном уровне изучаются следующие учебные предметы:
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
Предметы, поддерживающие профиль:
Индивидуальный учебный проект
Гуманитарный профиль
Профессии гуманитарного профиля — это специальности, связанные с человеком и его жизнедеятельностью. В их основе лежат гуманитарные науки, которые противопоставляют точным. Профиль ориентирован на такие сферы деятельности, как общественные отношения, юриспруденция, международные отношения, педагогика. Профильные предметы для углубленного изучения:
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
Предметы, поддерживающие профиль:
Индивидуальный учебный проект
Социально-экономический профиль
ориентирован на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, а также с управлением, предпринимательством и др. Предметы, изучаемые на углубленном уровне:
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
Предметы, поддерживающие профиль:
Индивидуальный учебный проект
Технологический профиль
ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферу деятельности. Профильные предметы:
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
Предметы, поддерживающие профиль:
Выполнение индивидуального учебного проекта
Универсальный профиль
— ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки заданных профилей. Он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения предметов, что даст возможность получить необходимый уровень знаний по всем предметам.
Предметы для углубленного изучения:
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
Индивидуальный учебный проект
Данный профиль подходит тем обучающимся, которые не определились с выбором профессии, сфера интересов ребенка не вписывается в рамки других профилей. Универсальный профиль позволяет обучающемуся ограничиться только изучением базовых предметов, не исключая углубленного изучения предметов. Требования ФГОС среднего общего образования выбрать 3–4 предмета для углубленного изучения не распространяются на универсальный профиль.
Учебный план профиля обучения
Учебный план профиля обучения и/или индивидуальный учебный план должны содержать 11/12 учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области. Общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия».
Также учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее ¾ учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.
В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов). Индивидуальный проект-это обязательный элективный курс, который представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся. Индивидуальный проект обучающиеся могут выполнять по любому направлению. Индивидуальный проект можно выполнять в течение 1–2 лет. Курирует работу по проекту работник школы или работник со стороны организации-партнера. На элективный курс «Индивидуальный проект» школа обычно выделяет не менее одного часа в неделю. Учебный план достраивается элективными курсами профильной направленности и курсами по выбору общеразвивающей направленности.
Элективные курсы
Отличие элективных курсов от факультативных
Пункт 5 части 1 статьи 34 Закона закрепляет за обучающимися академическое право на выбор факультативных курсов и элективных курсов. Факультативные курсы — это необязательные курсы для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки, а элективные курсы — те курсы, которые обучающийся должен выбрать в обязательном порядке.
Обучающийся вправе выбрать освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ (п.6 ч.1 ст.34 Закона).
Элективные учебные предметы — обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют функции «надстройки» профильного учебного предмета, тогда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным.
При наличии необходимых условий и средств для организации профильного обучения, в том числе изучения элективных курсов, возможно деление классов на группы с меньшей наполняемостью.
На сайтах платформы Дион.Школа создан специальный раздел Профильное обучение, в котором размещается информация и нормативно-правовые документы школ — клиентов платформы. Подробнее.
Словарь абитуриента: основные понятия и термины для поступающих
При подготовке к поступлению в вуз абитуриенты встречают много терминов, которые не всегда понятны. Мы собрали список основных понятий и дали им расшифровку. Читайте и запоминайте.
Разберитесь в терминах, которые нужны для поступления
О зачислении
Контрольные цифры приема (КЦП) – количество мест в вузе, на которые будут принимать абитуриентов. Устанавливаются цифры бюджетных и платных мест по каждому направлению на разные формы обучения.
КЦП можно найти на сайте вуза
Источник: Фото: https://pk.mipt.ru/bachelor/2018_places/
Волна первая – первый этап зачисления, в который заполняются 80 % бюджетных мест вуза. Проходят абитуриенты, которые набрали наибольшее количество баллов и вовремя принесли оригиналы документов. 1 августа завершается прием оригиналов и заявлений о согласии на зачисление. 3 августа публикуются списки поступивших.
Волна вторая – второй этап зачисления, в который заполняются оставшиеся 20 % бюджетных мест. Формируется он из абитуриентов из рейтингового списка. Последний день приема оригиналов документов и заявлений о согласии на зачисление – 6 августа. Приказ публикуется 8 августа.
*Все даты указаны для 2018 года поступления.
На примере НИУ ВШЭ можно увидеть процесс зачисления в разных волнах
Фото: Презентация ДвФУ
Целевой прием – абитуриенты поступают в вуз по направлению от организации, в которой должны отработать после окончания обучения установленный договором срок. Обучение производится за счет будущего работодателя.
Квота – предоставление льгот при поступлении на бюджет определенным категориям абитуриентов: инвалидам, сиротам, ветеранам боевых действий. Квота должна составлять не менее 10 % от общего количества бюджетных мест. Таким абитуриентам нужно пройти вступительные испытания и набрать минимальное количество баллов.
О экзаменах
БВИ – поступление в вуз Без Вступительных Испытаний. Таким правом могут воспользоваться победители и призеры некоторых видов олимпиад: Всероссийской и перечневых I категории.
ДВИ (Дополнительные вступительные испытания) – экзамены или творческие конкурсы, которые проводят вузы. Чаще всего сдавать их требуется для поступления на творческие специальности (дизайн, мода, журналистика и т. д.). Также некоторые топовые вузы страны могут провести ДВИ по профильным предметам. Связано это с высоким уровнем конкурса и большим спросом среди абитуриентов.
Внутренние испытания – экзамены по профильным предметам, которые проводят вузы вместо ЕГЭ для некоторых категорий абитуриентов: лиц с инвалидностью, иностранных граждан, крымчан, выпускников колледжей и техникумов, лиц, получивших образование в иностранном учебном учреждении.
Вступительные испытания – для поступления нужно сдать ЕГЭ по профильным предметам и пройти ДВИ в вузе.
Топовые вузы страны проводят ДВИ
Индивидуальные достижения – достижения абитуриента, за которые вуз начисляет дополнительные баллы. Максимальное их количество – 10.
Проходной балл – количество баллов последнего зачисленного в прошлом году. В разные года цифра меняется. По проходному баллу можно понять престижность вуза.
О деньгах
Обучение за счет средств федерального бюджета – студент не платит за обучение, имеет право на получение стипендии. Для этого нужно поступить на бюджетное отделение.
С полным возмещением средств (внебюджет) – студент платит за обучения сам на основании договора, заключенного с вузом.
О ступенях образования
Среднее профессиональное образование (СПО) – это образование, полученное в среднем специальном учебном заведении (ССУЗ): колледже или техникуме.
Бакалавриат – первая ступень высшего образования. Оно дает общую базовую подготовку по выбранному направлению. Обучение происходит по ускоренной программе – 4 года. Некоторые программы сжать не удалось, поэтому они остались в формате специалитета.
Прикладной бакалавриат – программа обучения, в которой сделан особый акцент на практике и получением студентов прикладных профессиональных навыков. Большое внимание уделяется производственной практике. После прикладного бакалавриата выпускник максимально готов к трудовой деятельности.
Специалитет – система непрерывного высшего образования в вузе. Обучение длится 5 или 6 лет. По итогам студент получает диплом специалиста и может занимать исполнительские и руководящие должности.
Магистратура – вторая ступень высшего образования после бакалавриата или специалитета. Обучение предполагает более глубокое погружение в выбранную специальность. Длится оно – 2 года. По окончании выдается диплом магистра, который дает более широкие возможности в трудоустройстве по сравнению со степенью бакалавра.
Аспирантура – ступень послевузовского образования, которая нацелена на подготовку научных сотрудников высшей категории. Срок обучения – 3 года. После успешной защиты диссертации аспиранту присваивают звание кандидата наук.
Ординатура – форма повышения квалификации выпускника медицинского вуза, которая дает врачу право вести врачебную деятельность. Срок обучения 2 года.
Докторантура – вторая ступень послевузовского образования, которая следует за аспирантурой. Срок обучения – 3 года. После присваивается научная степень доктора наук.
Об обучении
Образовательная программа – уникальный учебный план со своими дисциплинами, который обеспечивают получение знаний по профессии.
Образовательные программы можно выбрать по желаемому направлению подготовки
Форма обучения – способ организации учебного процесса. Есть несколько видов: