Что значит профильная биология
СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО БИОЛОГИИ
ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Изучение биологии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии);? строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
· овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
· воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
· использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Строение и функции молекул неорганических и органических веществ. Взаимосвязи строения и функций молекул.
Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки. Химический состав, строение и функции хромосом.
Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.
Клетка – генетическая единица живого. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз, его фазы. Развитие половых клеток у растений и животных.
Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и животных под микроскопом; приготовление микропрепаратов, их изучение и описание; опыты по определению каталитической активности ферментов ; сравнительная характеристика клеток растений, животных, грибов и бактерий, процессов брожения и дыхания, фотосинтеза и хемосинтеза, митоза и мейоза, развития половых клеток у растений и животных.
Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Оплодотворение. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Причины нарушений развития организмов. Жизненные циклы и чередование поколений. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Проведение биологических исследований: составление схем скрещивания; решение генетических задач; построение вариационного ряда и вариационной кривой; выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), изменчивости у особей одного вида; сравнительная характеристика бесполого и полового размножения, оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных, внешнего и внутреннего оплодотворения, пород (сортов); анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства.
Развитие эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.-Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида. Учение Ч.Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Движущие силы эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Синтетическая теория эволюции. Популяция – элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди-Вайнберга. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.
Микро- и макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Пути и направления эволюции (А.Н. Северцов, И.И.Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса.
Отличительные признаки живого. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Гипотезы происхождения человека. Этапы эволюции человека. Происхождение человеческих рас. Критика расизма и социального дарвинизма.
Проведение биологических исследований: выявление ароморфозов, идиоадаптаций, приспособлений к среде обитания у организмов; наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию; сравнительная характеристика разных видов одного рода по морфологическому критерию, искусственного и естественного отбора, форм естественного отбора, способов видообразования, микро- и макроэволюции, путей и направлений эволюции; анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле, происхождения человека и формирования человеческих рас.
Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм.
Понятия «биогеоценоз» и «экосистема». Видовая и пространственная структура экосистемы. Компоненты экосистемы.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот. Биогенная миграция атомов. Эволюция биосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.
Проведение биологических исследований: наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов, абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей); сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем; описание экосистем и агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений); исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; с оставление схем круговоротов углерода, кислорода, азота; анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен
· основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
· строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
· сущность биологических процессов и явлений : обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
· современную биологическую терминологию и символику ;
· объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
· устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
· решать задачи разной сложности по биологии;
· составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
· описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
· выявлять приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
· исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
· сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез, митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
· анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
· осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· грамотного оформления результатов биологических исследований;
· обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
· оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
· определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
Как сдать ЕГЭ по биологии — 2022
Разделы ЕГЭ по биологии, система начисления баллов и советы от преподавателя «Фоксфорда»
Вместе с преподавателем «Фоксфорда» разбираемся, как сдать ЕГЭ по биологии: структура экзамена, разделы, вопросы, система начисления баллов.
Структура ЕГЭ по биологии
ЕГЭ состоит из двух частей. Примерно 75% всех вопросов входят в тематический блок «Общая биология».
Первая часть содержит 21 задание двух уровней сложности: 12 заданий базового уровня и 9 заданий повышенного.
Во второй части представлено 7 заданий с развёрнутым ответом высокого уровня сложности.
Всего 28 заданий, на выполнение которых даётся 3 часа 55 минут, или 235 минут.
В обеих частях есть задания разных типов из всех разделов биологии. Например: из раздела «Анатомия и физиология человека» в первой части есть задание на выбор 3 верных ответов из 6 предложенных, задание на соотношение множеств и задание на определение правильной последовательности процессов, а во второй части — вопрос высокого уровня сложности на ту же тему. Так же проверяются ваши знания по ботанике и зоологии, экологии, теории эволюции.
Особое внимание стоит обратить на задание 27. Это сложный вопрос по биосинтезу белка или клеточному циклу. Задание 28 — это задача по генетике.
Как начисляются баллы на ЕГЭ по биологии
В ЕГЭ есть 1, 2 и 3-балльные задания. В ней содержатся вопросы на 1 и 2 балла. За первую часть можно получить максимум 38 первичных баллов — это примерно 65 вторичных.
Вторая часть содержит 3-балльные вопросы. За неё можно получить максимум 21 первичный балл — это примерно 35 вторичных баллов.
Максимально можно набрать за экзамен 59 первичных баллов, которые по специальной таблице перевода пересчитываются в 100 итоговых баллов.
Что нужно знать для ЕГЭ по биологии
Знание школьной программы на базовом уровне, то есть базовых школьных учебников, обычно даёт менее 60 баллов, поэтому для успешной сдачи экзамена нужно знать весь курс биологии 5–11-го классов на углублённом уровне.
Для подготовки необходимо использовать учебники углублённого уровня, дополнительную биологическую литературу, решать задания ЕГЭ последних лет.
Разделы биологии для подробного изучения
1. Биология как наука. Методы научного познания
2. Клетка как биологическая система. Биохимия и цитология: строение клетки, клеточный цикл, метаболизм в клетке
3. Организм как биологическая система: генетика, онтогенез, особенности размножения различных организмов, адаптации, селекция
4. Система и многообразие органического мира: систематика и признаки различных систематических групп
5. Организм человека и его здоровье: анатомия, морфология и физиология человека
6. Эволюция живой природы: развитие эволюционного учения, теории эволюции Дарвина и Ламарка, движущие силы эволюции, механизм эволюции
7. Экосистемы и присущие им закономерности: экология и учение о биосфере
Как сдать ЕГЭ по биологии на высокий балл. Советы преподавателя
— Составляйте собственные конспекты. Собирайте материал в понятном для вас порядке — его будет удобно использовать для экспресс-повторения.
— Упорядочивайте материал с помощью схем, таблиц и рисунков. Не переписывайте чужие таблицы — делайте всё сами, раскладывая по полочкам в своей голове. Обязательно делайте подписи к рисункам.
— К заданиям второй части надо готовиться, изучая дополнительную литературу и вникая в суть биологических процессов. Например, с помощью отдельных глав «Биологии» Грина, Стаута, Тейлора.
— Решайте варианты ЕГЭ по биологии прошлых лет, особенно задания 2020–2021 годов. Используйте банки ФИПИ, «СтадГрада», сборники Рохлова. Изучайте эталонные ответы не для того, чтобы их запомнить, а чтобы понять логику этих ответов. Скорее всего, вам попадутся другие вопросы, но вы должны понимать, чего от вас ждут и насколько полным должен быть ответ.
— Отрабатывая очередную тему, уделите внимание и уже пройденному материалу. Нужно постоянно освежать в памяти пройденные темы, например решая хотя бы по одному целому варианту в неделю. Повторяйте темы, в которых допускаете ошибки.
Изображение на обложке: tubik.arts / Dribbble
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ЕГЭ по биологии, математике, русскому: куда поступать
С биологией, профильной математикой и русским языком можно поступить больше чем на два десятка направлений подготовки с несколькими специализациями на каждом. Мы собрали 13 самых перспективных с точки зрения будущего трудоустройства и сгруппировали их по сферам работы. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Куда поступить с ЕГЭ по биологии, математике и русскому, чтобы работать в медицине
Медицинские специальности традиционно пользуются популярностью у абитуриентов. В вузах Москвы и Санкт-Петербурга проходной балл в среднем выше на 12–15 пунктов, чем в университетах других регионов. Для поступления на «Лечебное дело» или «Педиатрию» надо сдавать единый госэкзамен по химии. С результатами ЕГЭ по биологии и математике вы можете поступить на факультеты, занимающиеся подготовкой клинических психологов и медицинских кибернетиков.
Медицинская кибернетика
Профессии: биолог, врач-лаборант, врач, инженер-исследователь.
Код специальности: 30.05.03.
Выпускники программ подготовки медицинских кибернетиков легко найдут работу в исследовательских центрах, медицинских учреждениях, лабораториях в любом регионе России. Студенты изучают:
Сейчас на специальность «медицинская кибернетика» можно поступить в 11 вузов:
Срок обучения – 6 лет (только на факультете нано- и биомедицинских технологий Саратовского госуниверситета – 5 лет), форма – очная, как и для многих других специальностей медицинской направленности.
Медицинских кибернетиков даже без опыта работы охотно принимают в штат крупные исследовательские центры и лечебные учреждения. Молодые специалисты получают оклад от 30 тыс. руб., опытные могут претендовать на ставку от 80–100 тыс. руб. в месяц.
Клиническая психология
Профессии: штатный психолог в клинике или компании, психолог-консультант, валеолог, спортивный психолог.
Код специальности: 37.05.01.
Выбирая, куда поступить с профильной математикой и биологией, рассмотрите такой вариант, как клиническая психология. По статистике, около 21 % граждан РФ хоть раз в жизни прибегали к услугам психологов. Направление близко к медицине, оно находится на стыке психиатрии и психологии, поэтому абитуриенты в рамках образовательной программы в вузах изучают такие дисциплины:
Получив диплом, клинический психолог сможет работать в любой сфере, связанной с профилем его подготовки: это могут быть социальная помощь, спорт, корпоративный бизнес, медицина и т. д. Получить эту специальность вы можете, например, в следующих вузах:
*Для поступления в МГУ абитуриенты сдают письменное ДВИ по биологии.
Срок учебы – от 5 до 5,5 лет, форма обучения – очная, в некоторых вузах есть и очно-заочная.
Средний оклад детского психолога в Москве – от 50 тыс. руб., штатного психолога в муниципальных учреждениях – от 30 тыс. руб., психолога-лектора, проводящего вебинары, – от 45 тыс. руб. Стоимость частной консультации – минимум 2 тыс. руб.
Куда поступить с биологией, математикой и русским, чтобы работать с животными и природой?
Если хочется работать с животными или природой, надо поступать в аграрные вузы или академии ветеринарной медицины. Статистика показывает, что более 50 % студентов трудоустраиваются сразу же после того, как получают диплом о высшем образовании.
Ветеринария
Профессии: ветеринар.
Код специальности: 36.05.01.
Вы можете посвятить свою жизнь работе с животными, выбрав специальность «Ветеринария» 36.05.01 (специалитет) или направление бакалавриата «Ветеринарно-санитарная экспертиза» 36.03.01. Став ветеринаром, вы будете заниматься:
Найти работу можно как в государственных, так и в частных клиниках ветеринарии, зоопарках, питомниках, лабораториях, пунктах контроля. В программе изучаются особенности физиологии и болезни разных видов животных: лошадей, кошек, птиц, собак, домашнего скота и т. д.
Получить образование вы можете, к примеру в РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева, РУДН, МГУПП, а также в СПбГАВМ, КрасГАУ, СГСХА. В московских вузах проходной балл превышает 230, в региональные можно поступить, набрав за три ЕГЭ (по биологии, математике и русскому языку) от 170 баллов.
Зоотехния
Профессии: зооинженер.
Код специальности: 36.03.02.
Зоотехния перекликается с ветеринарией, разница лишь в том, что это направление подготовки имеет глубокий производственный уклон. Изучая зоотехнию, вы можете выбрать следующие профили:
Работа зооинженеров тесно связана с правильным кормлением, содержанием, разведением, селекцией разных представителей фауны – от крупного рогатого скота до пчел. Трудятся они на предприятиях с полным циклом производства. Вакансии найдутся в научно-исследовательских центрах, на частных фермах, в питомниках, занимающихся выращиванием редких пород птиц и других видов животных.
Направление подготовки «Зоотехния» есть, к примеру, в следующих вузах:
С биологией, математикой и русским на направление «Зоотехния» можно поступить в более чем 60 вузов в разных регионах.
Рынок труда нуждается в квалифицированных зооинженерах, а конкурсы на направление их подготовки небольшие, при этом проходные баллы, пожалуй, самые низкие среди всех вузовских специальностей. Например, для поступления в Белгородский ГАУ за ЕГЭ по трем предметам: биологии, русскому и математике – надо набрать 132 балла, в МВА им. К. И. Скрябина – 204 балла, в ОмГАУ – 143.
Почвоведение
Профессии: почвовед.
Код специальности: 06.03.02.
Для этого направления подготовки предусмотрена одна форма обучения – очная. Профильные факультеты готовят почвоведов, прекрасно разбирающихся сразу в нескольких сферах:
Почвоведы работают в научных центрах, агрохолдингах, занимаясь изучением, улучшением почвы и другими процессами, повышающими урожайность, качество и состав грунтов. По долгу службы почвоведы трудятся как в лабораториях, так и под открытым небом, собирая образцы, занимаясь мелиорацией.
Если вы хотите стать почвоведом, то можете обратить внимание на следующие вузы:
Количество бюджетных мест в вузах составляет от 10 до 20, проходной балл по биологии, математике и русскому языку – от 39,7 до 76,7.
Работа почвоведов интересная, часто она связана с путешествиями и научно-исследовательской деятельностью, но зарплаты небольшие: средний оклад редко превышает 20–25 тыс. руб.
Какие еще есть факультеты, куда можно поступить с ЕГЭ по биологии и математике
Занимаясь поисками хорошей специальности, на которую можно поступить с биологией и профильной математикой, рассмотрите следующие направления:
В МСХА им. К. А. Тимирязева открыты направления подготовки «Садоводство» (код 35.03.05) и «Агрономия» (код 35.03.04), на которых студенты изучают виноградарство, овощеводство, агробизнес, защиту растений, другие профильные дисциплины. Проходной балл составляет 186 и 181, открыто 100 и 115 бюджетных мест соответственно.
В МГТУ им. Н. Э. Баумана есть направление «Лесное дело» (код 35.03.01), его выпускники работают в сфере защиты зеленых насаждений, лесного хозяйства. В РАНХиГС, СПбГУ, МГУ и другие престижные вузы с биологией, профильной математикой и русским языком можно поступить на специальность «Психология служебной деятельности» (код 37.05.02), в МГГЭУ на – «Психологию» (код 37.03.01).
Поступая в вуз с ЕГЭ по биологии и математике, вы будете изучать преимущественно естественно-научные дисциплины, а после окончания учебы сможете работать по профессиям, которые предполагают разные объекты взаимодействия: природу, людей, животных. Как вариант – можно заниматься научно-исследовательской деятельностью.
Искреннее надеемся, что наш небольшой обзор вузов и направлений подготовки поможет вам выбрать лучшую профессию, освоить которую можно, сдав для начала на ЕГЭ три экзамена: обязательный русский язык и «выборные» биологию, профильную математику.