Что значит профессиональный водитель
Требования к профессиональным водителям
Профессиональный стандарт для водителей – это новинка в области обеспечения безопасного дорожного движения, которая выстрадана сотнями тысяч жертв на дорогах. Теперь помимо национального водительского удостоверения водитель-профессионал должен соответствовать профессиональным требованиям.
Речь о необходимости разделения обучения на профессионалов и любителей шла давно. Наконец-то мы приближаемся к этому вплотную.
Приказ Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287 вступает в силу в июне 2016 года. Он регламентирует профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся перевозками людей и грузов.
Кто попадает под новые требования?
Под новые требования к профессионализму и квалификации попадают следующие категории водителей:
Давайте рассмотрим самые основные требования к профессиональным водителям.
Профессиональный водитель легкового автомобиля
Если вы профессиональный водитель категории В и ВЕ, например, таксист, то Вам помимо знаний ПДД необходимо знать:
Не стоит забывать о знании состава аптечки, правил ее использования, методике оказания первой помощи пострадавшим.
Конечно же профессиональный водитель должен безопасно управлять автомобилем, уметь обеспечивать безопасность пешеходов и велосипедистов на дороге.
Требования к стажу профессиональных водителей легкового автомобиля предъявляется лишь для таксистов. Это три года общего водительского стажа. Если Вы только что окончили автошколу – Вы не имеете права быть таксистом.
Что должен уметь профессиональный водитель?
Знаний для водителя мало, нужны и умения. На одной теории далеко не уедешь. Кроме умения безопасно водить автомобиль и соблюдения ПДД к профессиональному водителю есть еще требования:
К тому же водитель-профессионал обязан совершенствовать свои навыки управления автомобилем. Как это должно подтверждаться: обучением, повышением квалификации или еще как-то? Приказ Минтранса не говорит об этом, будем ждать разъяснений.
Требования к водителю грузовика
Водитель грузовика помимо основ, которые прописаны для водителя легкового автомобиля, должен знать следующее:
В добавление к умениям водителя категорий В, ВЕ водитель грузовика должен уметь безопасно размещать и закреплять грузы, уметь использовать различные виды тахографов. Сегодня в рейс без прибора учета режима труда и отдыха выезжать нельзя. За это нарушение штраф от 1000 до 3000 руб. для водителя, а для должностного лица 5000-10000 руб.
Требования к опыту работы (стажу) водителя грузовика не предъявляются, главное умения и знания, ну и конечно же российское национальное водительское удостоверение соответствующей категории.
Профессия водитель опасна и трудна!
Отвечать за жизни пассажиров, за жизни других участников дорожного движения должен каждый водитель, но к профессиональным водителям особенное отношение. Ведь они должны быть действительно профессионалами своего дела, а не любителями. Наконец-то появился на свет для них профессиональный стандарт, значит не за горами и специализированные программы обучения профессиональных водителей.
Автор: Дмитриев Виталий, дата публикации: 04.02.2016
Перепечатка запрещена. Авторские права охраняются законом.
Новый закон о водителях любителях и профессионалах
Новая отметка в правах: «Профессионал и любитель».
Министерство Транспорта РФ подготовило существенные изменения в Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года. В случае вступления в силу этих изменений, в нашей стране водителей разделят на любителей и профессионалов. Так, планируется, что водители, управляющие автомобилями, осуществляющие предпринимательскую деятельность либо работающие водителями, должны будут раз в 5 лет проходить переподготовку в автошколах и сдавать экзамены. Успешную сдачу экзаменов будет подтверждать специальная отметка в водительских правах.
То есть Минтранс РФ предлагает вернуть назад старую систему выдачи прав, разделив таким образом водительское удостоверение (права) на любителей и на профессионалов. Чтобы этот закон заработал планируется также внести поправки и в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В рамках этих поправок будут разработаны новые программы обучения для автошкол, которые будут разделены между водителями любителями и водителями профессионалами.
В частности, для водителей любителей будут разработаны облегченные программы подготовки, в рамках которых можно будет обучиться только на категории «A1», «A», «B1», «B», «D1», «D1E», «С1», «C1E».
Чтобы получить права категории «C», «D», «Е» (и их подкатегории для транспортировки прицепов) для работы по найму, водителям будет необходимо пройти специальную программу профессиональной подготовки, а затем сдать специальные экзамены в ГИБДД получив там отметку в водительские права.
В этом случае всем профессиональным водителям необходимо будет проходить переподготовку 1 раз в 5 лет в специальном учебном учреждении, после чего сдать снова экзамены в ГИБДД. По результатам экзаменов будет проставляться новая отметка на 5 лет, которая разрешает управлять автомобилем при использовании машины в предпринимательских целях.
В настоящий момент законопроект о разделении водителей-любителей и водителей-профессионалов опубликован на Едином портале проектов правовых актов для общественного обсуждения. Мы провели традиционный анализ нового закона и решили ответить на вопросы, которые могут возникнуть у автомобилистов в связи с возможным его введением в ближайшие годы.
Можно ли будет принимать на работу водителей-любителей?
Согласно нового закона, который разработал Минтранс РФ, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений с отметкой о профессиональной компетентности водителя с указанием срока ее действия.
То есть, по сути, в случае вступления закона в силу, водители, не имеющие специальную отметку в водительских правах не смогут устроиться на работу. Те же водители, кто будет работать водителем в момент вступления закона в силу скорее всего будут направлены работодателями на переподготовку в автошколу, с последующей пересдачей экзаменов, которые подтвердят профессиональную классификацию водителей работающих по найму.
Какая ответственность будет предусмотрена в случае, если водитель-любитель будет управлять автомобилем на котором осуществляется предпринимательская и трудовая деятельность?
Данный законопроект Минтранса РФ, который вносит изменения в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» предусматривает, внесение изменений в статью 25. Так данную статью предлагается дополнить пунктом 4.1.
Вот выдержка из нового закона:
. 4.1 Право на управление транспортными средствами при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности подтверждается водительским удостоверением с отметкой о профессиональной компетентности водителя с указанием срока ее действия.
То есть, в случае вступления нового закона в силу управление автомобилем для предпринимательской или трудовой деятельности без специальной отметки органов ГИБДД будет запрещено. Так что запомните, в будущем подобное нарушение будет приравнено к езде без прав.
На какой срок будут выдаваться права водителя-профессионала?
Согласно законопроекта планируется, что профессиональные права будут выдаваться сроком на 5 лет. Это будет регулироваться пунктом 6.1 статьи 25 закона «О безопасности дорожного движения». Вот выдержка из нового закона:
. 6.1. Отметка о профессиональной компетентности водителя подтверждает право водителя на осуществление предпринимательской и трудовой деятельности, связанной с управлением транспортными средствами, на срок 5 лет.
Что нужно делать водителю профессионалу после истечения 5-летнего срока?
Согласно нововведениям предусматривается, что после истечения пятилетнего срока водители-профессионалы для осуществления предпринимательской и трудовой деятельности за рулем автотранспортных средств обязаны будут пройти профессиональное обучение по программе повышения квалификации. Затем они должны обратиться в ГИБДД предоставив туда медицинскую справку об отсутствии противопоказаний для управления ТС и сдать квалификационные экзамены. После успешной сдачи экзаменов, в правах водителя-профессионала проставляется специальная отметка подтверждающая допуск водителя к управлению транспортом.
Какие категории можно открыть в правах водителю-любителю?
Согласно нового закона водитель-любитель, пройдя укороченный курс подготовки в автошколе может получить в правах следующие категории: «А», «А1», «В», «В1», «D1», «D1E», «С1», «C1E».
Какие категории можно открыть в правах пройдя только профессиональную подготовку в автошколе?
Согласно нового законопроекта, в случае подписания и вступления его в законную силу, чтобы открыть в правах категории «D», «DE»,»С», «CE» нужно пройти специальную подготовку в образовательном учреждении и сдать соответствующие экзамены в ГИБДД. Эти категории в правах нужно будет подтверждать каждые 5 лет проходя соответственно переобучение и пересдачу экзаменов в Госавтоинспекции.
В противном случае водитель-профессионал потеряет право управлять транспортными средствами категорий «D», «DE»,»С», «CE», и сможет сесть за руль автомобилей следующих категорий: «D1», «D1E», «С1», «C1E».
Что будет с правами легковых категорий?
Согласно нового закона, для осуществления предпринимательской и трудовой деятельности за рулем легкового автомобиля водители должны пройти специальное профессиональное обучение по программе подготовки к управлению автомобилями категории «В». Помимо этого, в рамках подготовки водителям будет разрешено осуществлять управление автомобилем категории «В1» в предпринимательских целях и для трудовой деятельности.
Если же водитель не собирается управлять автомобилем для осуществления предпринимательской и трудовой деятельности, то он сможет пройти упрощенный курс подготовки.
Обучение по общеразвивающим программам в сфере управления транспортными средствами проводится для получения права на управление транспортными средствами категорий: «A1», «A», «B1», «B», «D1», «D1E», «С1», «C1E».
Профессиональное обучение проводится для получения права на управление транспортными средствами категорий: «A1», «A», «B1», «B», «D», «DE», «C», «CE» D1″, «D1E», «С1», «C1E», «Tm», «Tb» при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности.
Кстати, вот еще очень важный пункт в новом законе:
«Лица, незаконно осуществляющие предпринимательскую и трудовую деятельность, связанную с управлением транспортными средствами, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.»
О чем это нам говорит? О том, что если вы являетесь водителем-любителем, в правах которого нет специальной отметки о подтверждении прохождения профессиональной подготовки, будете управлять автомобилем в целях осуществления предпринимательской или трудовой деятельности, то будете привлечены к административной ответственности.
Когда новый закон о водителях-любителях и водителях-профессионалах начнет действовать?
Пока говорить об этом рано. Ведь данный законопроект только проходит общественное обсуждение и только после этого поступит на согласование в Правительство РФ и далее уже в Государственную Думу РФ. Но мы со своей стороны думаем так, что новый закон не найдет ни каких препятствий и в скором времени его примут и подпишут.
Правда в законную силу он все-равно сразу не вступит, так как согласно проекта закона, данные нововведения вступят в силу только по истечении двух лет со дня его официального опубликования.
Водители получат отметку
Не успела отгреметь одна реформа подготовки водителей, как ей на смену спешит новая. Законопроект, подготовленный министерством транспорта, предполагает отделить водителей-любителей от водителей профессионалов. Это может стать полной революцией в системе подготовки водителей.
Тем, кто собирается работать водителем по найму, придется пройти именно профессиональную подготовку и получить в водительском удостоверении соответствующую отметку.
При этом водители-профессионалы должны будут раз в пять лет проходить переподготовку и сдавать экзамены в ГИБДД на права, подтверждая эту отметку. Причем это касается всех водителей, работающих по найму, независимо от того, к какой категории транспортных средств относится их машина.
И если они не подтвердят отметку, то лишатся права работать водителями. А водители грузовиков и автобусов, то есть те, у которых открыты категории «С», «СЕ», «D», «DE», лишатся права управления этими машинами без соответствующей отметки.
В личных целях можно будет управлять машинами только подкатегорий «С1», «С1Е», «D1», «D1E». То есть собственник «КАМАЗа», который возит к себе в огород грунт и навоз, не сможет этого делать, не получив профессиональной отметки в правах.
Законопроект появился не на пустом месте. Аварийность именно среди перевозчиков растет из года в год. К тому же на этом рынке активно трудятся и водители из соседних государств. Поэтому было дано поручение президента, а позже поручение правительства о принятии мер для повышения квалификации водителей-профессионалов.
Казалось бы, этот проект должен быть выгоден автошколам. Ведь водителям-профессионалам придется повторно пройти обучение, чтобы сдать экзамен в ГИБДД. А потом проходить переподготовку раз в пять лет. Кроме того, чтобы повысить квалификацию, водителю придется пройти обучение с нуля, поскольку ему потребуется перейти на программы подготовки для профессионалов.
Но и автошколы высказались против такой реформы. Ведь после принятия закона, чтобы готовить водителей-любителей, им придется получать новые лицензии. А также поменять под новые программы всю материально-техническую базу, заново согласовывать программы и получать документы о соответствии в ГИБДД. В общем, пройти заново все, что только что прошли. Надо сказать, что требования по получению отметки для категорий и подкатегорий «М», «А», «А1», «В1» и «В», а также лишение права управления категориями «С» и «D» противоречат директиве Европарламента о квалификации водителей, занятых в перевозке.
А ее можно решить менее кардинальными мерами. Представители Госавтоинспекции напомнили, что в Законе «О безопасности дорожного движения» в статье 20 есть требование об обязательном повышении квалификации водителей, которые работают по найму, раз в пять лет. При этом никаких дополнительных отметок в правах не требуется.
Минтрансу необходимо установить периодичность повышения квалификации, а также разработать соответствующие программы, поскольку водители-профессионалы, задействованные в перевозках, это его зона ответственности.
Этапы становления водителя профессионала
Глядя на проносящиеся мимо потоки автомобилей на улицах города, каждый хоть раз в жизни задумывается над вопросом: “До каких пор человек за рулем считается новичком?”. Столько машин пролетает мимо за какие-то считанные секунды, за рулем которых водители различных категорий от “А” до “Е. Но все ли из них могут похвастаться первоклассным умением управления автомобиля.
Этапы становления профессионала, как стать профессионалом,водители профессионалы
Для того чтобы стать прекрасным водителем, несомненно, нужно обладать определенным даром: быстро реагировать на происходящую ситуацию и принимать единственно верное решение от которого, зачастую, зависит жизнь и здоровье людей. У кого-то этот дар врожденный, как говорят “водитель от бога”, а кому-то приходится этот навык у себя вырабатывать.
Но, не смотря на то врожденные это навыки или приобретенные, зарубежные психологи выделили несколько этапов поведения, через которые проходит каждый водитель на пути достижения им высокого уровня безопасной езды. Они интересны и актуальны еще и тем, что, знакомясь с ними, становится видна типичность данной проблемы для всех автолюбителей.
1 ЭТАП. Преодоление чувства постоянного присутствия опасности. Этот этап длится первые дни, иногда недели вождения. Эта стадия требует большого психического напряжения. У новоявленного водителя преобладает новизна решаемых задач, для овладения которыми нет ни знаний, ни опыта. Поэтому на первом этапе он старается, по возможности, избегать не только критических, но даже конфликтных ситуаций.
2 ЭТАП. Переоценка безопасности. Здесь чувство опасности принижено по сравнению реальностью. В результате уклонений от критических обстоятельств на первом этапе водителю не приходилось лично сталкиваться с грубыми формами дорожного поведения или попадать в ДТП. Но это обстоятельство он может ложно принять за собственное водительское умение. Поэтому такой водитель ведет автомобиль в более рисованной манере, попадая или создавая критические ситуации.
2 этап становления может длиться 3,5-4 тыс. км пробега.
3 ЭТАП. Коррекция повышенного чувства безопасности. На этом этапе накопление практического опыта вождения постепенно снижет чувство безопасности. Но одновременно это чувство все еще остается обманным.
4 ЭТАП. Объективная оценка опасности. На этом этапе проявляются все навыки, приобретенные в результате всего опыта вождения, что помогает не забывать об опасностях на дорогах.
5 ЭТАП. Снижение чувства безопасности. Оно соответствует первым 3-4 годам вождения и считается наиболее опасным. Соответствует примерно 100 тыс. км пробега.
Это интересный феномен, так как он ставит под сомнение непосредственно положительное влияние стажа вождения на надежность дорожного поведения. Психологи объясняют этот факт так. Высокий уровень профессионально умения водителей может сыграть негативную роль – может притупиться бдительность и произойдет потеря осторожности. Статистика говорит, что самые тяжелые ДТП часто происходят именно у опытных водителей. Но все же эта негативная сторона не идет в сравнение с положительным влиянием опыта вождения.
Отмечается, что с увеличением стажа вождения существенно падает количеств ошибок в исполнительской деятельности, в оценках пространственно-временных показателей ситуации, улучшаются пространственно-временные показатели движения. Но возрастает количество ошибок в результате отвлечения от управления, нарушения внимания, неправильно принятых решений.
Результаты исследований немецких психологов позволяют говорить, что в среднем 7-8 лет соответствует фазе, после которой не происходит повышения водительских способностей. Результаты исследований российских психологов показали, что после 5-6 лет уже не происходит повышения способностей водителя.
Интересный результат был получен в исследованиях американских психологов. Так, американские профессиональные автогонщики при своем поведении в обычных условиях дорожного движения имели больше ДТП дорожных правонарушений, чем соответствующая выборка обычных водителей. Этот результат говорит в пользу того, что на безопасность движения влияет не столько опыт вождения, сколько другие качества, связанные с психологией самих водителей.
Этапы становления профессионала, как стать профессионалом,водители профессионалы
Немецкий психолог Клебельсберг приводит следующие качества профессионала с точки зрения безопасности поведения на дорогах:
— знание взаимосвязей факторов дорожной ситуации;
— понимание окружающей обстановки;
— предусмотрительность;
— уверенное принятие решений;
— умение замечать обманчивость “спокойной” ситуации;
— динамика чувства опасности (т.е быт готовым к опасности);
— способность видения периферическим зрением;
— способность управлять автомобилем с малой амплитудой движения руля.
Российский психолог Котик добавляет:
— быстрое восприятие ситуации;
— быстрая ориентировка в ней;
— адекватная оценка собственных возможностей.
Эти перечисленные качества являются признакам профессионального водителя автомобиля.
Конечно, можно родиться отличным водителем или приобрести эти навыки, но все-таки в большей мере мастерство вождения зависит от усердия и настойчивости человека во время обучения вождению. И не последнюю роль в процессе обучения играет инструктор по вождению, которого Вы себе выберете.
Как же найти первоклассного специалиста среди большого числа автоинструкторов?
Для начала просто задайте вопросы и пообщайтесь с инструктором. Если ответы на Ваши вопросы будут не сухими, шаблонными фразами, а внятными разъяснениями с желанием помочь и научить, то Вы сделали правильный выбор! Не стесняйтесь задавать вопросы, ведь от правильного ответа в дальнейшем зависит Ваша жизнь и жизни других людей!
Водительские права разделят на профессиональные и любительские
В России водительские права могут разделить на профессиональные и любительские, сообщает «Коммерсантъ». Соответствующий законопроект уже подготовил Минтранс. Ранее с такой инициативой выступили Союз автошкол Москвы и Гильдия автошкол. К каждой из категорий водителей предлагается установить свои требования. Кроме этого для них будет значительно различаться и система обучения в автошколах.
Основная цель нововведения, по словам авторов проекта, повысить уровень подготовки водителей-профессионалов. В случае если документ будет одобрен, разработкой программ обучения займется Минобрнауки. В ведомстве пообещали, что необходимые документ будут подготовлены в течение года после вступления закона в силу.
Ожидается, что для профессиональных водителей, будет введены дополнительные курсы вождения «во внештатных ситуациях», «отработкой вождения сочлененного и двухэтажного автобуса», а также основам безопасности при перевозке пассажиров и опасных грузов. В свою очередь, для кандидатов-любителей, из программы обучения уберут «принципы организации перевозок массовых навалочных и сыпучих грузов», «диспетчерское руководство работой подвижного состава» и «организацию таксомоторных перевозок».
После прохождения обучения профессиональные водители получат в правах специальную отметку — код «95». Без нее устроиться на работу таксистом или дальнобойщиком будет невозможно.
В России с сентября 2016 г. вступили в силу новые правила сдачи экзаменов на водительские права. Изменения подытожили серию реформ системы подготовки водителей, которая была запущена в России два года назад, когда были утверждены новые образовательные программы и ужесточены требования к автошколам.
К примеру, неправильный ответ на вопрос теоретической части влечет за собой дополнительные вопросы, а за неверные действия во время практики ученик получает больше штрафных баллов. В то же время срок на подготовку к практическому экзамену после сдачи теории увеличился с трех до шести месяцев.