Что значит продуктивный характер деятельности
10 законов продуктивности, помогающих в работе
Если сравнить людей, известных благодаря их достижениям или успехам в какой-то сфере человеческой деятельности, можно заметить, что все они обладали общими чертами характера, которые позволили им сделать свой труд продуктивным.
Что означает слово «продуктивность»
И разве бывает труд непродуктивный? Бывает. Потому что трудиться продуктивно – это значит плодотворно, с высокой производительностью и хорошими результатами. Только продуктивный труд позволяет человеку реализовать свои идеи и добиться успехов.
Само слово «продуктивный» произошло от английского «productivity». Вначале оно употреблялась в животноводстве и сельском хозяйстве для обозначения лучших экземпляров животных – плодовитых и дающих хорошее потомство. Со временем, когда начала развиваться промышленность, его стали применять и при характеристике производства.
В русском языке слово «продуктивность» имеет синоним – производительность. Всем нам знакомо словосочетание «производительность труда». Не так давно его стали употреблять, характеризуя деятельность людей творчества, как бы подчеркивая тем самым их «плодовитость» и высокие результаты. Таким образом, можно сказать, что продуктивность – это способность за определенное время что-то создать или совершить какое-то количество действий.
Говоря о чьей-то продуктивности, можно измерять ее не только количеством, но и давать ей эмоциональную оценку. Например, низкая продуктивность или высокая продуктивность. О продуктивности нельзя сказать, что это врожденное свойство человека. Скорее всего, это навык, который при желании можно приобрести, развивать и повышать.
Какой труд можно назвать продуктивным
Знать личную продуктивность и уметь управлять ею важно, чтобы добиться успехов. В бизнесе о продуктивности можно судить по росту прибыли. А из каких критериев исходить, чтобы определить, продуктивен ли наш труд? Немецкий социолог Эрих Фромм считал, что личная продуктивность зависит от умения использовать свои силы и реализовать способности, заложенные от природы.
Чем бы ни занимался человек, его труд можно будет назвать продуктивным, если он:
Исходя из этого можно заключить, что продуктивность работы не зависит от количества затраченного на нее времени. И не правы те работодатели, которые пытаются повысить продуктивность труда сотрудников и, соответственно, прибыль, путем увеличения продолжительности рабочего дня.
Что мешает работать продуктивно
Прежде чем настроиться работать продуктивно, нужно понять, что нам мешает это делать. Ведь нередко мы затрачиваем на работу массу времени, расходуем силы и энергию, а результаты оставляют желать лучшего.
Одна из причин, не позволяющих нам работать продуктивно, – упорство. Возможно, иногда это качество проявить необходимо. В то же время некоторые люди часто продолжают двигаться к поставленной цели даже в случае, когда она уже утратила свой смысл. Скорее всего, они делают это по инерции или не заметив произошедших перемен. Поэтому чтобы не двигаться безнадежным курсом, важно время от времени пересматривать свои цели и задавать себе вопрос, по-прежнему ли они актуальны.
Еще одна ловушка, снижающая продуктивность, называется красивым словом амплификация. Известно, что каждая работа требует приложения определенного количества усилий, но нередко на достижение цели люди затрачивают больше времени и сил, чем необходимо, – растрачивают их попусту. Для амплификации характерно повторение одних и тех же действий с целью снова и снова убедиться, что все сделано правильно.
Сделать свою работу продуктивно мешает и такой фактор, как фиксация, когда продвижение к цели блокируется. Вместо того, чтобы действовать, человек погружается в состояние ожидания – вдохновения, телефонного звонка, разрешения, следующего месяца, отпуска и пр. Фиксация является чистой потерей времени, другими словами – его убийством.
Негативно отражается на продуктивности работы и реверсия – мысленное возвращение к прошлому, проигрывание жизненного сценария, сожаление о нереализованных возможностях, бесконечные размышления о том, как надо было поступить, чтобы не произошло то, что уже произошло.
Опережение событий – также ловушка, снижающая продуктивность. Во-первых, строя планы на будущее, мы часто затрачиваем время впустую, поскольку не можем заранее предусмотреть все детали и опираемся на возможности, которые в дальнейшем могут исчезнуть. Во-вторых, сосредоточившись на будущих задачах, мы забываем о текущих.
Затягивание. Наверно, каждому приходилось обещать себе: я займусь этим в понедельник (после Нового года, и т. д.). Этим мы обманываем себя, и в душе прекрасно это понимаем. Такой постоянный перенос срока никогда не позволит нашей работе стать продуктивной.
Как повысить свою продуктивность на работе
Казалось бы, чего проще: на работу приходят работать. Но все понимают, что мало кто продуктивно работает все 8 часов. Кроме времени, отведенного на обед, делаются перерывы на чай, разговоры, «прогулки» по Интернету и пр.
Для того чтобы рабочий день прошел продуктивно, нужно:
1. Составить план работы на весь день
Если этого не сделать сразу после прихода на работу, то велика вероятность, что мы будем вовлечены в бесплодные разговоры или займемся чтением личной электронной почты, отложив дела как минимум на час.
2. Не распыляться
Чтобы получить реальные результаты, не стоит планировать выполнение более трех задач в рабочий день. Зато все силы можно будет направить на их решение, не забывая делать короткие перерывы после каждой из них.
3. Сложные задачи нужно решать в первую очередь
В противном случае проблема будет висеть, как дамоклов меч, отвлекая от других задач.
4. Придумать конкурента
Многим людям не чуждо стремление быть лучшим в своей профессии. Выбрав среди сотрудников человека, с которым мысленно можно соревноваться, мы получим дополнительный стимул работать продуктивнее.
5. Не заходить без необходимости в интернет
Если же трудно удержаться от соблазна, нелишне поставить приложение, «выбрасывающее» нас из сети.
6. Решать однотипные задачи вместе
Например, просмотр почты или телефонные звонки займут меньше времени, если сделать их сразу, а не периодически отвлекаться на них в течение дня.
7. Быть пунктуальным
Чтобы решение одной задачи не растягивалось на весь день, необходимо контролировать время, затрачиваемое на ее решение, и соблюдать временные рамки.
8. Уметь говорить «нет»
Не овладев этим умением, мы будет расходовать свое ценное время на выполнение чужих дел и задач, на бесполезные разговоры. Кто-то сказал: «Наше время – это самое ценное, что мы можем подарить другим людям». Поэтому не стоит им разбрасываться.
9. Не откладывать самое сложное дело на последний рабочий час
В это время лучше расслабиться и подвести итоги. Хотя многие, наоборот, спохватываются и начинают работать лишь тогда, когда рабочий день близится к завершению.
10. Не переводить на зимние время свои внутренние часы
Нередко самым продуктивным оказывается именно этот утренний час, когда все домашние еще спят.
Как повысить продуктивность своей работы дома
Существует мнение, что работать дома намного эффективнее, ведь высвобождается время, затраченное на дорогу до работы и обратно. Также нет отвлекающих факторов в виде сотрудников, желающих поделиться какими-то своими впечатлениями. Но стоит взять работу на дом, как понимаешь, что сделать ее не так просто, как кажется.
Однако и здесь есть правила, соблюдая которые, можно продуктивно работать, не засиживаясь до полуночи.
1. Работать за закрытой дверью
Домашние должны привыкнуть к тому, что, пока вы заняты работой, заходить без приглашения не следует.
2. Правильно оценивать свои силы
Как мы знаем, есть люди, которые более продуктивно работают утром, а есть и те, кому лучше работается по вечерам. Поэтому каждый должен организовать свое рабочее время в соответствии с этими пожеланиями.
3. Не тратить время зря
Рабочие инструменты: блокнот, ручки, телефоны и пр. – должны находиться в рабочей зоне, поскольку при их поиске легко отвлечься и переключиться на другие дела. Также на время работы стоит закрыть все окна с социальными сетями, чатами, новостями, почтой и пр., чтобы избежать соблазна «на минуточку» заглянуть на сайты, не касающиеся работы.
4. Не засиживаться за работой дольше отведенного времени
Планируя работать дома, не стоит рассчитывать на то, что теперь мы можем сидеть хоть до глубокой ночи. Наоборот, у нас есть прекрасная мотивация закончить работу раньше, чтобы получить больше свободного времени.
5. Работать в наушниках
Правильно подобранная негромкая музыка создаст рабочий настрой, отвлечет от окружения и поможет сосредоточиться.
6. Не работать в домашней одежде
Она расслабляет и «призывает» к отдыху, кофе- или чаепитию, общению с домашними. Удобная деловая одежда дисциплинирует и настраивает на рабочий лад.
7. Не кушать за рабочим столом
Чтобы работа была плодотворной, от нее нужно время от времени отвлекаться. Перерыв на обед как раз и будет поводом передохнуть.
8. Приобрести второй компьютер или ноутбук
Один будет служить только для работы и не даст возможность отвлечься. Второй же может быть только «развлекательным».
9. В минуты отдыха отойти от компьютера
При первых признаках усталости нужно сразу же покинуть рабочее место и пойти подышать свежим воздухом, подвигаться, полистать журнал, почитать книгу, выпить чаю и пр., а не сидеть за компьютером, продолжая «разглядывать» монитор.
Деятельность человека
9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Деятельность — это способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку. Только человек может ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, подбирать средства для ее осуществления и корректировать деятельность по мере необходимости.
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Структура деятельности
Схематично можно представить структуру деятельности таким образом:
Разберем компоненты этой схемы по порядку.
Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом.
Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество.
Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям.
Цель деятельности — образ желаемого результата.
Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность.
Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата.
Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта.
Чтобы лучше понять структуру деятельности, давайте рассмотрим ее на конкретном примере — поиск работы.
Субъект деятельности
Объект деятельности
Статус на рынке труда
Цель
Трудоустройство в хорошую компанию на высокую зарплату
Мотивы
Мотивы могут быть разными у каждого субъекта деятельности. Для примера пусть мотивами нашего соискателя будут желание купить квартиру в центре города и необходимость помогать старенькой маме
Средства
Сайты поиска вакансий
Действия
Поиск вакансий на соответствующих сайтах, рассылка резюме, участие в собеседованиях
Результат деятельности
Смена статуса с безработного на имеющего полную занятость
Деятельность человека и активность животного
Может показаться, что не только люди могут быть субъектами деятельности. Ведь животные тоже могут вполне увлеченно и осознанно — на первый взгляд — выполнять какие-то действия: умываться, будить хозяина, охотиться, заботиться о потомстве.
Действительно, между деятельностью человека и активностью животного есть сходства, но человека отличает творческо-преобразующее отношение к миру.
Деятельность человека
Активность животного
Человек приспосабливается к окружающему миру через его масштабную переработку, вплоть до создания искусственной среды вокруг себя
Животное приспосабливается к миру через перестройку своего организма (мутационные изменения)
Человек осознанно ставит цели и задачи на основании анализа ситуации
Животное, каким бы осознанным оно ни выглядело, подчиняется инстинкту
Человек создает орудия труда, которые усиливают его физические возможности
Животное воздействует на окружающую среду непосредственно через свое тело
Деятельность человека носит созидательный характер
Активность животного носит потребительский характер
Отличительные признаки деятельности
Для деятельности характерны такие отличительные черты:
Сознательность, то есть сознательная постановка целей.
Продуктивность, то есть направленность на получение результата.
Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя.
Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.
Виды (формы) деятельности
В рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение.
Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям.
Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков.
Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.
Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.
Мотивы деятельности
Как мы уже упомянули выше, мотивы деятельности могут существенно различаться от субъекта к субъекту. В таблице собрали основные виды мотивов, которые могут вдохновлять человека на деятельность.
Потребности — нужда человека в необходимом для жизни и развития.
Социальные установки — ориентация человека на что-либо.
Убеждения — эмоционально-ценностные отношения к действительности
Интересы — реальная причина действий, которая стоит за мотивами.
Влечения — психические состояния, которые выражают неосознанную необходимость.
Классификация деятельности
В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.
В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.
Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.
Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:
познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;
ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;
прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.
Творческая деятельность
Особым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые.
Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя.
Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности:
комбинировать уже существующие знаний;
создавать новые образы в сознании (воображение);
создавать яркие, сильные представления (фантазия);
получать знания неосознанно (интуиция).
Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.
Вопросы для самопроверки
Вспомните четыре основных вида деятельности и раскройте значение каждого из них.
Кто может быть субъектом деятельности?
Ученики 5А класса средней школы №151.
В чем особенность игры как вида деятельности? Как связана детская игра с другими видами деятельности?
В чем уникальность творчества как вида деятельности? Какими двумя способами можно понимать творчество в контексте деятельности?
Какие два основных типа деятельности вы знаете и в чем их принципиальное различие?
Приведите пример активности животного, которая похожа на деятельность человека. Объясните, почему при внешнем сходстве активность животного все же нельзя назвать деятельностью.
5 правил продуктивных людей
Большинство людей убеждено, что успех приходит только к тем, кто много и тяжело работает. Действительно, ни один успешный бизнесмен не достиг своих целей случайно, сидя в кресле и ничего не делая. Например, Антон Ёлгин прежде, чем найти один необходимый ему бизнес-инструмент, вложил колоссальные ресурсы в своё личное развитие. Однако вместе с тем миллионы работящих людей навсегда остаются наёмными работниками. Разница между этими категориями — в продуктивности их труда. Продуктивный человек — это тот, кто понимает, как сделать свою работу максимально эффективной: структурированной, плодотворной, занимающей лишь необходимый минимум времени.
Продуктивность и занятость
Как выглядит продуктивный человек, какой это работник, чем он отличается от просто занятых коллег?
Главное отличие в том, что эффективному человеку всегда хватает времени на свои потребности: он высыпается, имеет возможность уделять достаточно внимания своей семье, заниматься здоровьем, иметь увлечения.
Давайте посмотрим, какие признаки отличают продуктивного человека от просто занятых людей.
Итак, что означает термин «продуктивный человек»? Это работник или предприниматель, который чётко представляет себе конечный результат своего труда и последовательно выстраивает цепочку действий, необходимых для достижения поставленной цели.
Если вам удастся повысить собственную эффективность (или продуктивность бизнес-процессов), вы получите не только прекрасные результаты. Вы будете приятно удивлены тем, как мало усилий вам приходится теперь затрачивать, притом не жертвуя качеством выполняемой работы. Продуктивность — залог спокойствия, отсутствия усталости и морального выгорания.
Заманчивая перспектива, однако реализовать её удаётся далеко не каждому. Ниже разберём, какие приёмы и правила могут помочь любому человеку, желающему повысить свою продуктивность.
Как повысить продуктивность
У любого человека есть продуктивные качества: целеустремлённость, инициативность, настойчивость. Вопрос только в том, насколько сильно они выражены. Продуктивность — это навык, который вполне можно развивать как у себя, так и у своих подчинённых.
Правила личной эффективности
Трудно ли стать продуктивным человеком? Конечно, развитие любого навыка требует определённых усилий. Однако если знать, на какие аспекты стоит обратить внимание в первую очередь, то работа над собой пойдёт быстрее и легче.
Чтобы расходовать своё время разумно и эффективно, используйте нехитрые правила. Составляйте план рабочего дня, поместив на первое место наиболее сложные задачи. Если вы испытываете сложности с усидчивостью, попробуйте устанавливать таймер на небольшие промежутки времени, не позволяя отвлекать вас чему бы то ни было, пока не прозвучит сигнал.
Кроме того, старайтесь не распыляться: погрузиться в прерванную работу сложнее, чем выполнять её «на одном дыхании». Так, отзывчивость и пунктуальность — прекрасные качества, однако дело не пострадает, если вы будете отвечать на звонки либо личные обращения в строго отведённое время.
Производительность коллектива
Существует множество причин низкой мотивации, но, чтобы понимать, какие факторы сработали в том или ином случае, необходимо выстраивать обратную связь с подчинёнными. Иногда эффективность сотрудника бывает низкой с самого начала, но случается и так, что прежде продуктивный сотрудник вдруг начинает ощутимо сдавать позиции.
Энтузиазм подчинённых может разрушаться под влиянием многих условий: неравномерная загрузка, стрессовая атмосфера, монотонная работа, отсутствие чётких алгоритмов и ориентиров. Руководителю необходимо отслеживать обстановку в компании и вовремя принимать соответствующие меры.
Что стимулирует людей работать более продуктивно?
Если сотрудники не заинтересованы в результатах своего труда, испытывают скуку или имеют недостаточно времени для отдыха, то не стоит рассчитывать на высокую производительность коллектива.
Заключение
Управляя эффективностью коллектива или развивая личную продуктивность, необходимо время от времени проводить своеобразную «ревизию» своей деятельности. Составьте индивидуальный чек-лист. Например: актуальны ли ещё задачи, которые я выполняю; не пора ли пересмотреть некоторые приоритеты; все ли выполненные задачи завершены на должном уровне или стоит вернуться и переделать/доработать некоторые участки?
Список контрольных вопросов поможет вам мгновенно ориентироваться в ситуации и гибко реагировать на изменившиеся условия.
Виды деятельности человека
Человек – существо деятельное. Собственно, целенаправленная деятельность и отличает человека от животного. Точнее, животные тоже осуществляют определённые виды деятельности, но большинство из них являются неосознанными и имеют целью удовлетворение самых элементарных индивидуальных потребностей.
Деятельность человека связана с его общественной сущностью. Действительно, многие действия современного человека направлены на поддержание определённого состояния общества, его развитие и совершенствование, а не на удовлетворение своих физиологических потребностей. Большая часть населения развитых стран посвящает свою жизнь занятиям в таких сферах, как наука, искусство, общественная деятельность, развлечения и игры, общение. С другой стороны, во многих развивающихся странах превалирует деятельность «низшего звена»: добыча пищи, обеспечение личной безопасности и др. Общественная составляющая в таких занятиях не столь важна, поэтому какие-либо социальные нормы могут не соблюдаться: в этих странах процветают преступность, дикие нравы и порядки, крайний индивидуализм, отстранённое и подозрительное отношение к окружающим. Из этого следует, что различные виды деятельности человека формировались в процессе его эволюционного и общественно-исторического развития.
Действительно, было время, когда многих профессий и родов занятий, характерных для современного общества, вообще не существовало. Лишь относительно недавно (по историческим меркам), например, из всей массы людей выделились учёные – деятели, профессионально изучающие окружающий мир и способы воздействия на него. Ещё позже разделились теоретическая и практическая наука, различные научные дисциплины: так, ранние древнегреческие философы занимались буквально всем – и геометрией, и медициной, и астрономией, рассуждали о природе вселенной и изобретали механизмы. Постепенно усложнение научного знания привело к своеобразному разделению интеллектуального труда.
Что такое деятельность
Особое значение для человека и животных имеет ориентировочно-исследовательская деятельность, которая по мере эволюционного усложнения организмов становилась всё более разнообразной. Такая активность позволяет животным выживать, оставлять потомство и вообще следовать тем или иным инстинктам, практически взаимодействуя с окружающим миром. Деятельность человека носит иной характер, поскольку инстинкты в его психике упразднены и в своей жизни он руководствуется интеллектом.
Структура и характер деятельности
В отличие от поведения животных, сознательная активность человека обладает определённой структурой.
Различные виды деятельности человека состоят из нескольких этапов:
В процессе своей активности человек осознаёт себя и свои действия, сравнивает свои потребности со своими возможностями и в соответствии с этим строит программу действий. При получении новых знаний и опыта программа действий может корректироваться и изменяться. Все эти компоненты отсутствуют в поведении животных: так, кошка будет пытаться забраться на дерево даже в том случае, если ей отстригли когти. Инстинктивный характер деятельности животных можно проиллюстрировать одним известным примером: петух, которому отрезали голову, но сохранили жизнь с помощью искусственного введения пищи, пытался клевать зерно, кукарекать и производить другие действия, характерные для его «здоровых» собратьев. Головной мозг в его жизнедеятельности оказался не нужен (сохранён был лишь шейный отдел мозга).
Формы человеческой деятельности
Видов деятельности человека очень много, и все они подразделяются на две категории: практическую (материальную) и духовную.
Материально-практическая деятельность имеет целью изменение окружающего мира. А поскольку этот мир состоит из природы и общества, то и практическая деятельность может быть или производственной (изменяющей природу), или социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества).
Между материально-практической и духовной активностью, однако, нет чётких границ. Это условное деление, и в реальности духовная и материальная стороны нашей жизни неразрывно связаны друг с другом. Любая деятельность человека имеет материальную сторону, поскольку она направлена на взаимодействие с окружающим миром и использует некие материальные средства, и духовную, поскольку предполагает целеполагание, создание программы действий, оценку результатов действий и т. д.
Виды деятельности человека
Пришла пора разобраться с основными видами активности человека.
Это основной вид человеческой активности, которому подчинены некоторые другие. Под трудом принято понимать создание полезных для общества продуктов, удовлетворяющих материальные или духовные потребности людей. В процессе труда человек изменяет действительность, используя для этого те или иные средства и методы.
В понятие труда в разное время вкладывался несколько различный смысл. Ещё относительно недавно под этим словом понималась главным образом физическая активность, тогда как интеллектуальная считалась бесполезной. В наше время центральное значение придаётся именно интеллектуальной (научной, творческой) деятельности, поскольку в её результатах общество нуждается больше всего; а вот физическая активность оказывается всё более убыточной, поскольку автоматика делает такую работу более качественно, чем человек, а ресурсов потребляет меньше, поэтому понятие «труд» для такой активности становится всё менее корректным.
Считается, что именно труд, наряду с речью, стал тем фактором, который предопределил превращение животного в человека. На самом деле это не совсем так, поскольку исключительно человеческим видом активности, не имеющим аналогов и прообразов в животном мире, является лишь творчество.
Учение
Это процесс систематического получения знаний, навыков, умений, которые необходимы в трудовой деятельности. Учение выделилось в специальный вид человеческой активности, когда количество накопленных человечеством знаний стало очень большим; для того, чтобы усвоить эти знания, стали необходимы значительное количество времени и ресурсов.
Это человеческая активность, которая не направлена на создание какого-либо материального продукта. В процессе игры человек (чаще всего это ребёнок) усваивает определённые социальные нормы, учится жить в обществе. В детском возрасте игра носит развивающий характер, а во взрослой жизни она становится средством отдыха и общения.
Игра предполагает активность в условных ситуациях, упрощённо воспроизводящих реальные. В процессе игры человек отрабатывает действия и сценарии, которые затем будут применяться в «настоящей» жизни. Игры имеются не только у человека, но и у многих животных, и чем они более сложно устроены, тем сложнее игры. У высших животных, особенно у обезьян, наблюдаются манипулятивные игры, предполагающие использование каких-либо предметов.
Общение
Активность, состоящая во взаимодействии двух или более людей с целью обмена информацией. Эта информация может быть не только познавательного, но и аффективно-оценочного характера. Общение тоже существует у многих животных, особенно общественных. Так, пчёлы с помощью специального языка телодвижений сообщают друг другу, где находится пища.
Возникновение общения связано с усложнением жизнедеятельности, нахождением в условиях, препятствующих индивидуальному выживанию организма. При таких условиях стало необходимым разделение труда, которое также наблюдается у общественных животных. Общение позволяет членам группы координировать свои действия и добиваться общего результата.
Творчество
Это наиболее высшая ступень человеческой жизнедеятельности. Творчество присуще только людям. Внешне оно напоминает обычную трудовую активность, но сущность творчества принципиально иная.
Творчество – это создание принципиально новых вещей, предметов, духовных ценностей. Главными критериями в творчестве являются уникальность продукта и его общественная польза.
Впервые разграничивать труд и творчество начали ещё античные мыслители. По словам Аристотеля, труд осуществляется в силу жизненной необходимости (нужда в пище, одежде, жилье), а также по чьему-то приказу; творчество же является свободным актом, не имеющим чисто утилитарного смысла. Осознать это античным философам, как ни странно, помогло рабовладение: повседневные действия раба и свободного человека существенно различаются. Конечно, в те времена у греков существовали также образованные и творчески одарённые рабы, хозяева которых давали им больше свободы; в конечном итоге такие рабы отпускались на свободу, и впоследствии многие из них стали выдающимися личностями.
Значительно сложнее было осознать смысл творчества жителям Древнего Рима, которые были более простодушными и жили в более суровых условиях. «Учёных рабов» у римлян долгое время не было (мода на них пришла гораздо позже из Греции), и все римские рабы содержались в одинаково строгих условиях. Рабы и свободные граждане в Риме отличались друг от друга главным образом списком доступных профессий, а не возможностью или невозможностью «творить». Долгое время всё искусство и теоретическая наука в Риме являлись прямыми заимствованиями у греков и этрусков.
Указанное разграничение видов человеческой активности, однако, не является жёстким. Все они могут совмещаться друг с другом. Например, учебная деятельность очень часто осуществляется в виде игры, а «обычный» труд сочетается с творческой активностью.
Основные сферы жизнедеятельности общества
Любой вид человеческой активности (труд, игра, общение и т. д.) может протекать в какой-либо сфере.
Таких сфер традиционно принято выделять четыре:
При этом каждого человека затрагивают одновременно все четыре сферы. Каждый из нас принадлежит какому-либо народу, социальному классу, имеет определённый возраст и пол, вступает в экономические отношения, имеет некоторый уровень образования и определённое мировоззрение.
Однако не все виды человеческой активности в каждой из сфер равнозначны. Так, в духовной сфере главенствующее положение занимает наука, её «отражениями» являются образование и искусство; мораль зависит от уровня коллективной осведомлённости общества, а религия – это уже следствие чрезвычайно низкого уровня этой самой осведомлённости. Характер социальной активности может изменяться со временем: в одну эпоху среднестатистический человек может трудиться ради процветания своей нации, в другую его труд может быть направлен на удовлетворение потребностей всего человечества в целом, ибо деление на народы и нации отсутствует.
Примеры деятельности человека
Казалось бы, деятельного человека видно сразу. Он может строить дома, лечить людей, писать картины, читать лекции. Отличать «деятельного» от «бездеятельного» человека мы привыкли по наличию в его действиях какой-либо пользы. Но как правило, под пользой мы нередко понимаем только собственную выгоду либо выгоду для тех, у которых мы находимся в зависимости: занятия «государственными делами» мы считаем полезными, хотя выгоду от них получают чаще всего лишь госслужащие; точно так же когда-то крепостной крестьянин считал полезными занятия, удовлетворяющие желания его господина.
Слишком заигравшихся детей (нередко ими могут быть и взрослые) мы часто именуем бездельниками, хотя в действительности это некорректно. Игра может приносить огромную пользу для самих играющих, способствуя формированию у них каких-то важных знаний и навыков; а это, в свою очередь, может в дальнейшем принести пользу и окружающим.
Порой мотивы жизнедеятельности человека скрыты от глаз наблюдателя и не соответствуют внешним проявлениям. Известны случаи, когда полные люди приходили работать на кирпичный завод, чтобы сбросить вес. Широко известна притча о трёх людях, которые ворочали камни; когда их спросили, что они делают, то первый ответил: «Горбачусь», второй – «Деньги зарабатываю», а третий, устремив взор на небо, сказал – «Храм строю». Чисто внешне они занимались одной и той же работой, но конечная цель этих действий для каждого из них была разной.
Даже человек, занимающийся «имитацией бурной активности», всё равно является деятельным, ибо его действия имеют совершенно определённый смысл (обычно это сокрытие от начальства своей некомпетентности, принципиального нежелания заниматься данной работой или лени).
В настоящее время чрезвычайно важным видом человеческой деятельности является информационная. В различные занятия этого рода вкладываются существенные денежные и материальные ресурсы, тогда как финансирование многих других профессий уменьшается. Однако реальная значимость «информационных» профессий неодинакова: получение и обнародование научных знаний, к примеру, имеет выраженную общественную значимость, а вот производство рекламы направлено в основном лишь на получение личной выгоды. Производство полезной информации соседствует с производством «информационного шума».