Что значит проанализировать статью

План и пример написания анализа научной статьи

Разбор печатных или цифрового формата статей, которые в открытом доступе представляют уже имеющиеся по интересующей теме наработки, нужен не только при написании реферата, курсовой или доклада на конференцию, но и на этапе сбора информации для собственной обзорной или исследовательской публикации. Хороший пример анализа научной статьи поможет разобраться, как быстро, но при этом детально и продуктивно изучить результаты работы коллег по академическому или эмпирическому цеху. Но для начала давайте разберемся, по какому алгоритму действовать.

План анализа

Первостепенная задача анализа научной статьи – оценить значимость публикации как источника достоверной и актуальной информации, поэтому логично начать с внимательного прочтения материала. Если в тексте присутствуют непонятные термины, придется разобраться с их значением, затем вновь перечитать работу. Только после того, как изложенная тема станет абсолютно ясна для понимания, стоит приступать к анализу статьи.

Чтобы ничего не упустить и не потерять лишнего времени, советуем использовать шаблон анализа научной статьи:

Советы

Что значит проанализировать статьюАнализировать материал лучше всего по его распечатке или в текстовом редакторе, например, Evernote. Так удобно делать заметки на полях и выделять отдельные участки текста. Перед началом работы убедитесь, что нумерация страниц в оригинале и копии совпадет – это нужно для того, чтобы правильно ссылаться на статью при ее анализе.

После ознакомительного прочтения нужно проанализировать текст более детально, чтобы выделить главные тезисы, основные аргументы, на которых настаивает автор. В ходе анализа вы должны будете к ним вернуться, чтобы оценить, насколько убедительно он доказывает свою мысль. Удобнее всего это сделать, отмечая абзацы, несущие ключевую информацию, а затем сформулировав смысл каждого фрагмента одним предложением.

Если в работе указаны статистические данные, необходимо установить их достоверность. Следует отмечать сведения, которые не подкреплены доказательством или объяснением.

Если в ходе анализа некоторые вопросы остались без ответа, их стоит пометить. Это поможет понять, можно ли улучшить статью, проведя дополнительные исследования или предоставив больше доказательств. Как вариант: написать собственную работу, посвященную нераскрытым аспектам – новизна вашей публикации будет обеспечена.

Пример анализа научной статьи

После того, как все необходимые сведения будут собраны, осмыслены и структурированы, работу надо оформить по общепринятым стандартам. В этом поможет обещанный в начале образец анализа научной статьи.

В заключение нужно обязательно проверить написанное, исключить грамматические, стилистические и орфографические ошибки. Даже если тема близка и понятна и на анализ не потребовалось много времени и сил, он все равно должен быть отредактирован как минимум один раз.

Источник

Методика анализа научной статьи

Что значит проанализировать статью

Анализ научной статьи представляет собой всестороннюю оценку научных изысканий автора на основании ряда характеристик (содержательность, стилистика, актуальность и прочие).

Что включает готовый анализ

Структура корректно подготовленного документа содержит следующие элементы:

Виды анализа

Сегодня выделяют следующие разновидности анализа научных работ.

Для чего выполняется анализ научных статей

Изучение статей по различным темам является отличной возможностью для редакторов и самих исследователей для улучшения имеющихся знаний, расширения области научной деятельности. Как правило, анализ статей выполняются для решения трех ключевых задач:

Как делать анализ научной статьи

Главной задачей при анализе является оценка значимости работы как источника объективной и ценной для практики и теории информации. В связи с этим план анализа научной статьи начинается с ее детального изучения.

Если в ней встречаются неизвестные термины, необходимо сначала изучить и разобрать их значение, а затем перечитать текст еще раз. К методике анализа научной статьи необходимо переходить только после того, как тема стала понятной. Чтобы не упустить важные моменты, рекомендуется использовать шаблон с критериями для проверки.

На чем необходимо сосредоточить внимание

Место публикации и автор

Есть ли в труде новые сведения, которые можно оценить как ценный вклад в науку

Отвечает ли представленный материал действующим требованиям написания научных работ и академического письма:

Качество выполненного литературного обзора

Количество использованных источников, их авторитет и релевантность основной тематике

Ведущее внимание необходимо уделять присутствию объективных и достоверных данных: результатов опросов, выполненных экспериментов, мнений экспертов, официально подтвержденных данных и сведений и так далее. Их количество и качество составления определяет информативность всего материала

Теоретическая и практическая ценность исследования

Обоснование сделанных выводов

Можно ли соотнести сделанные автором выводы и факты, которые были приведены в тексте

Также полезно изучить рекомендации специалистов:

Источник

Пример анализа научной статьи

Что значит проанализировать статью

Пример анализа научной статьи

Реферат научной статьи представляет собой краткое изложение документа с указанием основных целей, поставленных перед исследователем, выбранной методологии и достигнутых результатов, а также проведением анализа научной деятельности автора статьи. Как написать реферат? Какие требования предъявляются к работе? Как правильно дать оценку материалу? Читайте далее.

Оценка научной статьи: пример

Главной задачей анализа научных статей в реферате является оценка публикации, указывающая значимость, новизну, актуальность и достоверность проведенного исследования. Умение правильно анализировать представленный материал позволяет:

Для каких целей проводится анализ научных статей? Анализирование материала позволяет решить следующие задачи:

Отзыв на научные статьи пишется по определенному образу. Перед составлением оценки рекомендуется:

Что значит проанализировать статью

План анализа

Чтобы корректно составить анализ публикации по научной теме рекомендуется использовать следующий план:

После написания отзыв необходимо проверить на наличие грамматических и орфографических ошибок, правильность стилистического оформления и при необходимости отредактировать.

Что значит проанализировать статью

Пример анализа научной работы

С образцами аналитического анализирования научных работ можно ознакомиться в журналах, интернете, библиотеках. Пример отзыва на статью Захаровой А.И. по теме «Школьное образование в эпоху информатизации», опубликованную в 2015 году в журнале «Образование и наука» №3 представлен далее.

Что значит проанализировать статью

Реферирование научных статей

Анализ публикации может являться как отдельной работой, так и составляющей частью реферата. Реферирование научной статьи – это краткое изложение труда ученого с раскрытием основных аспектов, к которым относятся цели работы и полученные результаты.

В настоящий момент времени выделяют:

Структура реферата научной статьи

Что должно указываться в реферате? Согласно установленному образцу, доклад состоит из следующих разделов:

Что значит проанализировать статью

Чтобы оформить реферат – рецензию по образцу рекомендуется соблюдать следующий порядок работы:

Требования к содержанию

Реферат должен составлять не более 15% объема литературного источника. Основные требования к оформлению работы представлены в ГОСТ 7.32-2001 и ГОСТ Р 7.0.11-2011. Дополнительные требования могут регламентироваться внутренними правилами высшего учебного заведения и методическими рекомендациями.

Правильно написанный реферат:

Написание рефератов с проведением полного анализа научного труда позволяет научиться студентам, магистрантам, аспирантам знакомиться с научным стилем написания работ, анализировать собранную информацию, выделять главные мысли работы и излагать материалы в сжатом виде.

Готовые рефераты способствуют быстрому поиску необходимой для научной деятельности работы и быстрого ознакомления с основной статьей без детального прочтения объемного материала.

Источник

Анализ научной статьи, что это такое и как его написать?

Анализ научной статьи – это объективная оценка написанного документа по нескольким параметрам (смысловая нагрузка, информативность, содержательность и т.д.), основанная на теоретической/практической значимости исследований, проведенных автором.

Для чего нужен анализ?

Основные моменты, исследуемые в процессе изучения будущей публикации для издания.

Изучение трудов по разным тематикам – это возможность улучшить багаж знаний редактора по ряду направлений. Основная сложность заключается в работе с публикациями ученых с небольшим опытом.

Что значит проанализировать статью

Что должно быть в готовом анализе?

Структура правильно-составленного документа – это:

Название труда, место публикации, соответствие стиля

В этой части указывается:

Актуальность исследования

Редактор определяет степень востребованности темы исследования в современном обществе, опираясь на давность публикации или сроки будущего издания труда.

Новизна работы

Здесь рассматривается наличие/отсутствие новых данных, расценивающихся как значимый вклад в соответствующую отрасль.

Соответствие жанру

Описание этого пункта состоит из нескольких основных частей:

Составление литературного обзора

В этом подразделе изучается качество использованных источников, их авторитетность в исследуемой отрасли, уровень релевантности, соответствующий теме документа.

Репрезентативность фактов

Грамотно-составленный труд содержит объективные, точные данные проделанных экспериментов/опросов/экспертных мнений. Наличие такой информации свидетельствует об исчерпывающей информативности представленного материала.

Теоретическая/практическая значимость

При анализе указанной части статьи, редактор составляет материал в режиме ответов на следующие вопросы.

Подробнее о теоретической и практической значимости можно прочитать тут.

Аргументированность выводов

В заключение проделанной работы, определяется объективность соотношения авторских выводов с информацией, представленной в научной статье.

Если у вас возникли сложности с анализом научных статей, обращайтесь к специалистам компании «Диссертация». Мы работаем только после заключения официального договора о сотрудничестве.

Что значит проанализировать статью

5 конкретных советов, как правильно сделать анализ научной статьи для журнала

Для составления объективного анализа, редактору рекомендуется придерживаться строгого алгоритма действий.

Образец готового анализа научной статьи по психологии

Чтобы получить представление о том, как правильно составлять анализ, ознакомьтесь с примером «разбора» научной статьи, представленным ниже.

ЛИЧНОСТНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ В ПЕРИОД КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ

Т.В. ГУСЬКОВА, М.Г. ЕЛАГИНА

Общая характеристика работы

В отечественной психологической науке под возрастными кризисами понимаются особые переходные периоды на стыке двух стабильных, некризисных стадий, в ходе которых складываются новые психологические образования. Поведение детей в это время характеризуется чертами нестабильности и трудновоспитуемости. Развитие психики и личности детей в критические периоды еще мало изучено. Вместе с тем, знания об этом крайне необходимы. Они позволяют углубить теорию психического развития и дать материалы для научно-обоснованной разработки стратегии воспитания детей вообще и педагогической помощи детям, тяжело переживающим кризис, в частности. Этим определяется актуальность в теоретическом и практическом отношении настоящего исследования.

Кризис 3 лет был выбран в качестве предмета исследования.

Проблема исследования состоит в том, чтобы описать центральное новообразование кризиса 3 лет в его внешних поведенческих проявлениях и раскрыть со стороны психологического содержания, а также выявить факторы, определяющие его становление.

Исходной в работе была гипотеза, согласно которой: а) центральным для критического возраста является новообразование, в котором качественно преобразуются одновременно три линии отношений, конституирующих личность ребенка; б) в поведении оно обнаруживает себя в виде относительно устойчивого комплекса проявлений.

Материалы первой части исследования (наблюдений) позволили конкретизировать гипотезу. Предполагалось, что а) центральное новообразование кризиса 3 лет проявляет себя в форме «гордости за достижение», б) существенную роль в его становлении играет общение ребенка со взрослыми и процессы воображения.

В исследовании решались следующие задачи:

Методика и объем исследований. Методика включала наблюдение, констатирующий эксперимент и беседы. Стандартизированное пролонгированное наблюдение велось за поведением 50 детей в возрасте от 2 до 4 лет в естественных условиях их жизни. Проводились беседы с 35 взрослыми, родителями и педагогами. В экспериментах (около 1000) участвовало 50 детей того же возраста и разных выборок (Дом ребенка, детский сад, семья). Опыты проводились в 1981-83 годах в детских садах-яслях № 132 г, Душанбе, № 1203 г. Москвы и Доме ребенка № 2 г. Душанбе.

Полученные в ходе исследования результаты позволили:

Новизна работы определяется тем, что в ней:

1) осуществлен подход к психологическому анализу кризиса 3 лет в широком контексте концепции генезиса коммуникативной деятельности ребенка;

2) дана симптоматическая картина течения кризиса 3 лет, разработаны показатели отнесенности тех или иных проявлений в поведении детей к кризисным;

3) выявлено центральное новообразование критического (3 лет) возраста, раскрыто его психологическое содержание;

4) определены роль общения и процессов воображения в становлении центрального новообразования кризиса 3 лет.

Теоретическое значение работы состоит в углублении знаний о кризисе 3 лет — одном из важнейших периодов в детском развитии. Данные, полученные в исследовании, могут послужить основой для дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки проблем возрастной периодизации и развития личности в онтогенезе.

Практическое значение работы определяется возможностью управлять воспитательным процессом на этапе перехода от раннего к дошкольному детству на основе психологически корректных воспитательной стратегий, приводящих к гармоническому развитию детской личности.

Достоверность полученных данных обеспечена объемом проведенного исследования, разнообразием экспериментальных приемов, а также статистической обработкой полученных данных.

В заключении работы обобщаются результаты исследования и формулируются выводы:

Кризис 3 лет представляет собой кардинальную перестройку целостной системы отношений ребенка к окружающей действительности. Психологический смысл этой перестройки раскрывается как усложнение структуры составляющих личность отношений, приобретение ими опосредствованного характера. В предметной сфере активность ребенка опосредствуется социально заданными эталонами, которые презентируются ему в виде образцов исполнения деятельности. Ориентация ребенка на них осуществляется взрослыми, выделяющими и оценивающими его достижения как особо ценные для окружающих. Их оценка рождает у малыша переживание успеха-неуспеха, признания-непризнания, связанное с ценностью достигнутого в глазах окружающих.

В том новом узле отношений, которые завязываются в центральном новообразовании критического возраста, отношение к себе становится стержневым. Оно определяет побудительную сторону детской активности в последующий возрастной период, развитие всей сферы Я, процессов самопознания.

Ведущим фактором всех личностных преобразований в период кризиса 3 лет является общение ребенка со взрослыми.

Подробный анализ темы/тезисов научных статей для журнала необходим для определения уровня профессионализма автора перед подачей заявки на публикацию.

Единство текста, соответствие заголовка содержанию документа, наличие практических результатов – это основные критерии правильно-составленного научного труда.

Редактор обязан объективно оценивать работу по всем основополагающим критериям без неаргументированных субъективных суждений.

Компания «Диссертация» оказывает услуги по написанию научных статей и других сложных технических текстов. Мы предлагаем удобную, поэтапную форму оплаты и сотрудничество после заключения официального договора. Будем рады сотрудничеству.

Источник

Анализ научных работ — пример и план разбора статей студентов

Анализ научной статьи – необходимое условие адекватного восприятия текста для дальнейшего использования сформулированных в нем положений. Сегодня издается большое количество научных печатных и электронных изданий. В огромном массиве информации нужно научиться выбирать те исследования, которые имеют реальную научную ценность и актуальность.Что значит проанализировать статью

Зачем нужно анализировать научную статью и какие моменты нельзя пропустить

Цель аналитической оценки исследовательской работы, написанной другим автором, состоит в определении применимости изложенных в ней гипотез, теорий, вычислений для собственных разработок.

Любая наука – это процесс поиска и применения актуальных сведений для создания новых знаний.

Поэтому специализированные журналы – незаменимый источник информации, с помощью которого ученые обмениваются результатами собственных поисков.

Анализ – это способ исследования путем изучения структурных элементов того или иного явления, процесса, предмета. Научная публикация обязательно должна быть логично структурированной. В связи с этим она поддается аналитическому разбору и оценке.

Методика анализа научной статьи может разниться в зависимости от ее тематической направленности. Например, исследование, опубликованное в физико-математическом издании, разбирается иначе, чем в журнале с гуманитарным направлением. Но существуют и общие принципы, которым нужно обязательно следовать.

План анализа научной статьи составляется с учетом следующих ключевых элементов:

1.Формальные характеристики научного изданияВ исследовательском мире особую роль играет авторитетность того или иного журнала. Она определяется разными факторами:

При анализе также необходимо учитывать конкретный вид статьи. Например, аналитический обзор в социально-философской тематике будет сильно отличаться от изложения результатов экспериментов в прикладной инженерии.

Полезные советы по анализу публикаций в научных изданиях

У опытных ученых складывается собственная методика анализа научных текстов. Для начинающих исследователей будут полезны такие советы:

Только большой опыт анализа многочисленных научных текстов поможет начинающему ученому выработать собственный стиль и научиться излагать свои мысли в рамках необходимой структуры.

Анализ научной статьи, что это такое и как его написать?

Анализ научной статьи – это объективная оценка написанного документа по нескольким параметрам (смысловая нагрузка, информативность, содержательность и т.д.), основанная на теоретической/практической значимости исследований, проведенных автором.

Для чего нужен анализ?

Основные моменты, исследуемые в процессе изучения будущей публикации для издания.

Изучение трудов по разным тематикам – это возможность улучшить багаж знаний редактора по ряду направлений. Основная сложность заключается в работе с публикациями ученых с небольшим опытом.

Что значит проанализировать статью

Что должно быть в готовом анализе?

Структура правильно-составленного документа – это:

Название труда, место публикации, соответствие стиля

В этой части указывается:

Актуальность исследования

Редактор определяет степень востребованности темы исследования в современном обществе, опираясь на давность публикации или сроки будущего издания труда.

Новизна работы

Здесь рассматривается наличие/отсутствие новых данных, расценивающихся как значимый вклад в соответствующую отрасль.

Соответствие жанру

Описание этого пункта состоит из нескольких основных частей:

Составление литературного обзора

В этом подразделе изучается качество использованных источников, их авторитетность в исследуемой отрасли, уровень релевантности, соответствующий теме документа.

Репрезентативность фактов

Грамотно-составленный труд содержит объективные, точные данные проделанных экспериментов/опросов/экспертных мнений. Наличие такой информации свидетельствует об исчерпывающей информативности представленного материала.

Теоретическая/практическая значимость

При анализе указанной части статьи, редактор составляет материал в режиме ответов на следующие вопросы.

Подробнее о теоретической и практической значимости можно прочитать тут.

Аргументированность выводов

В заключение проделанной работы, определяется объективность соотношения авторских выводов с информацией, представленной в научной статье.

Если у вас возникли сложности с анализом научных статей, обращайтесь к специалистам компании «Диссертация». Мы работаем только после заключения официального договора о сотрудничестве.

Что значит проанализировать статью

5 конкретных советов, как правильно сделать анализ научной статьи для журнала

Для составления объективного анализа, редактору рекомендуется придерживаться строгого алгоритма действий.

Что значит проанализировать статью

Образец готового анализа научной статьи по психологии

Чтобы получить представление о том, как правильно составлять анализ, ознакомьтесь с примером «разбора» научной статьи, представленным ниже.

Общая характеристика работы

В отечественной психологической науке под возрастными кризисами понимаются особые переходные периоды на стыке двух стабильных, некризисных стадий, в ходе которых складываются новые психологические образования. Поведение детей в это время характеризуется чертами нестабильности и трудновоспитуемости.

Развитие психики и личности детей в критические периоды еще мало изучено. Вместе с тем, знания об этом крайне необходимы. Они позволяют углубить теорию психического развития и дать материалы для научно-обоснованной разработки стратегии воспитания детей вообще и педагогической помощи детям, тяжело переживающим кризис, в частности.

Этим определяется актуальность в теоретическом и практическом отношении настоящего исследования.

Материалы первой части исследования (наблюдений) позволили конкретизировать гипотезу. Предполагалось, что а) центральное новообразование кризиса 3 лет проявляет себя в форме “гордости за достижение”, б) существенную роль в его становлении играет общение ребенка со взрослыми и процессы воображения.

В исследовании решались следующие задачи:

Методика и объем исследований. Методика включала наблюдение, констатирующий эксперимент и беседы.

Стандартизированное пролонгированное наблюдение велось за поведением 50 детей в возрасте от 2 до 4 лет в естественных условиях их жизни. Проводились беседы с 35 взрослыми, родителями и педагогами.

В экспериментах (около 1000) участвовало 50 детей того же возраста и разных выборок (Дом ребенка, детский сад, семья). Опыты проводились в 1981-83 годах в детских садах-яслях № 132 г, Душанбе, № 1203 г. Москвы и Доме ребенка № 2 г. Душанбе.

Полученные в ходе исследования результаты позволили:

Теоретическое значение работы состоит в углублении знаний о кризисе 3 лет – одном из важнейших периодов в детском развитии. Данные, полученные в исследовании, могут послужить основой для дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки проблем возрастной периодизации и развития личности в онтогенезе.

Практическое значение работы определяется возможностью управлять воспитательным процессом на этапе перехода от раннего к дошкольному детству на основе психологически корректных воспитательной стратегий, приводящих к гармоническому развитию детской личности.

Достоверность полученных данных обеспечена объемом проведенного исследования, разнообразием экспериментальных приемов, а также статистической обработкой полученных данных.

В заключении работы обобщаются результаты исследования и формулируются выводы:

В предметной сфере активность ребенка опосредствуется социально заданными эталонами, которые презентируются ему в виде образцов исполнения деятельности. Ориентация ребенка на них осуществляется взрослыми, выделяющими и оценивающими его достижения как особо ценные для окружающих.

Компания «Диссертация» оказывает услуги по написанию научных статей и других сложных технических текстов. Мы предлагаем удобную, поэтапную форму оплаты и сотрудничество после заключения официального договора. Будем рады сотрудничеству.

Анализ структуры научной статьи

Актуальность. На сегодняшний день актуальность магистерской подготовки в системе непрерывного педагогического образования возросла.

Последнее такое выборочное исследование методом опроса респондентов РГПУ им. А.И. Герцена проводилось в октябре 2011 г.

Информация, полученная в ходе опроса, относительно привлекательности направлений магистерской подготовки чрезвычайно полезна для разработки новых и модернизации уже существующих магистерских программ.

Практическая и теоретическая значимость статьи выражена в проведении метода опроса респондентов.

Анализ опроса показал, что, по мнению респондентов, многие руководители понимают важность и значимость магистерского образования особенно в период перехода начального общего образования на новые Федеральные государственные стандарты (50% методистов и 17% студентов); понимают значимость, но активной поддержки не оказывают, полагая, что это личное дело каждого (31% и 34% соответственно); руководители всячески поддерживают, создают условия и стимулируют сотрудников на получение магистерской степени (9% и 22% соответственно); 10% опрошенных методистов и 27% студентов из числа респондентов полагают, что в ряде случаев руководители образовательных учреждений считают, что магистерская степень не является необходимой для учителя начальных классов, а обучение сотрудника в магистратуре затрудняет его профессиональную деятельность и создает проблемы для коллектива.

Объективность отбора фактов и их репрезентативность показала довольно низкий результат 10% опрошенных методистов и 27% студентов из числа респондентов полагают, что в ряде случаев руководители образовательных учреждений считают, что магистерская степень не является необходимой для учителя начальных классов, а обучение сотрудника в магистратуре затрудняет его профессиональную деятельность и создает проблемы для коллектива.

Стиль изложения статьи — собственно научный(т.к. именно его используют при написании научных статей).Логичность и грамотность статьи нарушена в таких абзацах (подчеркнуто и выделено жирным шрифтом то, что исправлено или дописано мной):

Данная научная статья актуальна на сегодняшний день. Научная новизна статьи говорит нам о повторном научном исследовании методом опроса.

Практическая и теоретическая значимость статьивыражена в проведении метода опроса респондентов.Объективность отбора фактов и их репрезентативность показала довольно низкий результат. Статья написана в собственно – научном стиле.

Анализ научной статьи: план, образец написания

Не только студенты, но и маститые ученые нередко забывают о необходимости и правильном написании анализа научной статьи.

Выбор литературы для анализа: как подобрать свою тему и сохранить материал?

Процесс анализа научной статьи включает в себя следующие этапы:

И вот здесь кроется самая большая ошибка: при переходе к третьему пункту автор теряет более 60% ценного материала и практически все контрпримеры. Поэтому во избежание выхода разгромной статьи на собственную и провала на защите курсовой или дипломной работы стоит немного изменить ход анализа научной статьи:

>> Как публикации помогают поступить в магистратуру и аспирантуру?

Подробно проведенный анализ научных работ позволит не только увеличить объем статьи, но и повысить ее качество.

Написание резюме прочитанного

После сбора необходимого материала наступает время провести его разбор и сделать из него выжимку – определиться с тезисами работы, разобрать биографию и списки литературы, использованные автором, и т.д.

>> Кто и как отслеживает качество научных изданий Scopus?

Внесение собранной информации в работу

Последний этап анализа статьи. Собранные данные вносятся в собственную научную статью. Чтобы сэкономить время на переработке статьи и не столкнуться с распространенными ошибками, достаточно придерживаться определенных правил:

После написания анализа научной работы не стоит делать перерыв и сдавать текст. Статью нужно несколько раз прочесть, устранить ошибки и недочеты, проверить логичность изложения. По возможности работу нужно отложить на несколько дней и затем поверить ее еще раз на свежую голову.

Анализ научных работ при написании научной статьи

О том, как правильно сделать анализ научных статей забывают не только студенты, когда пишут курсовые и дипломные, но и маститые ученые, зачастую заставляя редакторов на корню подрезать их «opus magna». Поэтому уделим достаточное внимание проблеме анализа научной литературы.

Шаг 1. Выборка литературы для анализа: как найти свою тему и сохранить материал?

Ни одна научная статья не появляется на свет без анализа источников, мнений и проблемы. Но обычно процесс анализа происходит примерно так:

Ошибка заключена в 3 пункте, поскольку именно там теряется до 60% потенциально ценного материала и почти все возможные контрпримеры. Поэтому, если вы не хотите выхода разгромной статьи через месяц-два или полного завала на сдаче курсовой/дипломной немного измените метод работы:

Как видите, внимательный анализ научной литературы будет полезен не только для придания работе объемности, но и для улучшения качества работы.

Шаг 2. Написание краткого резюме прочитанного

Материал собран, теперь необходимо сделать его «выжимку» – вычленить тезисы работы, разобраться с биографией и библиографией автора и т.д.

Шаг 3. Интеграция в работу

Остался последний шаг – корректно внести полученный массив данных в научную работу. Своеобразный чек-лист, приведенный ниже, поможет избежать распространенных ошибок и сэкономит время на переработку статьи.

Выполнив анализ, не спешите сдавать работу или делать перерыв. Перечитайте текст, проверьте его на ошибки и логичность, после чего (по возможности) отложите на пару дней и перечитайте на свежую голову.

Анализ научно-исследовательской деятельности студентов (статья)

Научная работа является одним из важнейших видов деятельности профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов вуза.

Проведение научной работы в вузе обеспечивает непрерывное совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе фундаментальных и прикладных исследований по направлениям подготовки специалистов и внедрение в образовательную деятельность современных методик и педагогических технологий [20].

Обновление образования на всех ступенях и уровнях тесно связано с появлением в обществе новой философии, утверждающей приоритет свободной, самостоятельной, саморазвивающейся личности специалиста, устремленной к творческому миро-и самопреобразованию. Это привело к возникновению естественной необходимости подготовки специалиста качественно иного типа: самокритика, автора, творца, исследователя, способного осуществлять профессиональное и человеческое предназначение.

позволило не только установить, что существующая система организации работы со студентами вуза не соответствует требованиям современного общества к подготовке такого специалиста в силу используемых методов и форм обучения, отчуждающих будущих специалистов от возможности влияния на содержание, темп, качество своего образования, но и выделить еще одно противоречие — научно-исследовательская работа, призванная по своей внутренней природе способствовать развитию творчества студентов, максимально формализована и не осуществляет своего назначения. Следовательно, высшая школа при изначально имеющемся потенциале не готова к выполнению поставленной обществом задачи обучения и воспитания специалиста инновационного типа. Для решения данной проблемы необходимы инновационные модели развития творчества будущих специалистов и педагогические условия, обеспечивающие воплощения данных моделей, что в свою очередь требует теоретической и практической проработки [24, 38, 46, 59, 66, 175, 176].

Современная практика высшей школы пока еще не сориентирована на эффективное использование имеющихся у нее в полном объеме условий (в том числе в научно-исследовательской деятельности студентов), способствующих развитию интереса к науке у будущих специалистов. Одной из причин является отсутствие соответствующей целостной педагогической теории и эффективной модели ее реализации в практике образования [49].

Проблема активизации научно-исследовательской деятельности упирается не в отсутствии желания студентов и преподавателей заниматься научным творчеством, а в отсутствии, с одной стороны, системы управления научно-исследовательской работой (НИР), а с другой — в отсутствии педагогических условий развития НИР в вузе.

Научно-исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Но если поисковая активность определяется лишь наличием самого факта поиска в условиях неопределенной ситуации, а исследовательское поведение описывает преимущественно внешний контекст функционирования субъекта в этой ситуации, то исследовательская деятельность характеризует саму структуру этого функционирования.

Она логически включает в себя мотивирующие факторы исследовательского поведения (поисковую активность) и механизм его осуществления. В роли этого механизма у человека выступает мышление [65].

Научно-исследовательская деятельность не исчерпывается наличием факта поисковой активности, она предполагает также анализ получаемых результатов, оценку их на основе развития ситуации, прогнозирование (построение гипотез) в соответствии с этим дальнейшее ее развитие.

Сюда же можно присовокупит моделирование и реализацию своих будущих, предполагаемых действий — коррекцию исследовательского поведения.

В дальнейшем все это, будучи проверенно на практике (наблюдение и эксперимент) и вновь оценено, выводит поисковую активность на новый уровень, и вновь вся схематически описанная последовательность повторяется.

Научно-исследовательский проект — это способ организовать деятельность людей, согласовать взгляды, идеи, приемы, средства достижения цели. проектирования — это не только технологический шаг, но и акт взаимодействия участников проекта.

Проектирование и исследование — изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности.

Типологические признаки научно-исследовательских проектов, на наш взгляд, целесообразно подразделять: по характеру доминирующей в проекте деятельности; предметно-содержательной области; характеру координации проекта; характеру контактов; количеству участников; продолжительности проекта.

Ю.В. Громыко и В.В. Давыдов отмечают, что в настоящее время формируется новый тип научности — проектно-программный. Его ядро составляют деятельность по проектированию и программированию, в результате которой разрабатываются, формируются и создаются новые, еще не существующие системы практики образования [59, 65].

Изменения в научной деятельности высшей школы концентрированно проявляется в ее основном, первичном звене — высшем учебном заведении.

Развитие вуза представляет новые, повышенные требования к управлению подсистемами «Обучение» и «НИР».

Научная деятельность органически сочетается с процессами обучения, взаимоувязанное развитие этих процессов обусловливает необходимость системного исследования вуза [80].

Специфика высшего учебного заведения как объекта управления определяется, в первую очередь, качественным своеобразием целей в процессе планирования. Основную цель вуза можно определить как наиболее полное удовлетворение растущих потребностей современного общества.

Соединение в рамках вуза элементов разной природы (учебных, научных, производственных, хозяйственных, экономических) и сложности (одноцелевых или многоцелевых, осуществляющих деятельность в рамках одной или нескольких подсистем), а также связанное с этим разнообразие форм их взаимосвязи и взаимодействия, принципов и способов интеграции — существенная особенность современного высшего учебного заведения.

Состав структурных элементов подсистемы «НИР» зависит от формы финансирования и вида работ. Проведение госбюджетных научно-исследовательских работ — обязательная часть деятельности всех кафедр вуза. Вместе с тем организуются и специальные научные подразделения: НИИ, проблемные лаборатории, научно-прикладные центры и др.

Специфика вуза как объекта управления проявляется в характере потоков, связывающих его с внешней средой.

Внешняя среда воздействует на вуз через: потоки специалистов, стажеров, аспирантов и соискателей, руководителей и специалистов производства, проходящих переподготовку и повышающих квалификацию; потоки трудовых ресурсов (кадры работников — профессорско-преподавательский, научный, учебно-научно-вспомогательный, административно-хозяйственный персонал, рабочие); потоки материальных ресурсов (учебное и научное оборудование, литература, объекты недвижимости и др.); информацию о новых достижениях и открытиях; заказы предприятий; спонсорское финансирование [42].

Все это следует учитывать при проектировании научно-исследовательского сектора работы вуза. Для этого необходима корректировка взаимодействия всех подразделений системы.

Сложность управления и проектирования по отношению к научно-исследовательской деятельности обусловлена присущим науке характером технологического процесса и спецификой применяемых средств.

Основными особенностями научного коллектива как объекта управления являются неполная предсказуемость (иногда даже непредсказуемость) результатов деятельности; неповторяемость работ; особая роль научной информации в комплексе потребляемых ресурсов; отсутствие в большинстве случаев точных количественных критериев для измерения результатов труда [92].

Процесс научного труда — это учет информации, имеющейся в накопленных человечеством знаниях, ее творческое развитие и преобразование.

Результат исследовательского труда проявляется сначала в фундаментальном исследовании, затем проходит по цепочке цикла через прикладное исследование и разработку, опытный образец, прежде чем воплотиться в готовом продукте.

При этом в конце цикла может быть получена информация, о которой исследователи даже не предполагали, начиная работу.

Характерным для научной деятельности является также высокий удельный вес «незавершенного производства» в виде поисковых, теоретических и других работ, по которым нельзя учесть экономический эффект, и более продолжительный цикл, чем в любой отрасли индустрии. В связи с этим получение эффекта от использования законченных работ не всегда совпадает во времени и потому не всегда может служить основой для оценки деятельности научного коллектива в течение некоторого периода (года, квартала и т. д.).

В высшей школе специфика научного труда заключается и в том, что он неразрывно связан с учебным процессом, нуждами (а значит, и особенностями) подготовки высококвалифицированных специалистов [95].

Качественная неоднородность характеризует также внутреннюю структуру научной деятельности, которая включает разнообразные элементы: от подготовки кадров до опытно-конструкторских и экспериментальных работ.

Масштабы развития НИР нередко не согласуются с устаревшими организационными формами.

Так, на некоторых факультетах крупных вузов объемы НИР достигают миллиона рублей и более, но выполняются разрозненными небольшими исследовательскими группами; компетенция проблемных и отраслевых лабораторий нередко не согласуется с объемами их деятельности и сложностью их внутренней структуры.

Но — и это главное — НИР редко влияет на повышение качества образовательного процесса, являясь, как правило, просто дополнительным источником финансовых средств. В связи с этим конкретизация функций научно-исследовательской работы является актуальной задачей высшего профессионального образования.

Продуктивным методом анализа и оценки основных направлений работы по повышению эффективности и качества научных исследований вузов является структуризация ее целей и задач.

Структуризация целей обеспечивает системное рассмотрение комплекса стоящих перед высшей школой проблем в их взаимосвязи и соподчинении, а распределение задач повышения эффективности НИР по соответствующим уровням позволяет сосредоточить на их решении усилия как органов управления высшим образованием, так и вузов.

Вариант такой системы («дерева») представлен на рис. 2. Он разработан путем декомпозиции генеральной цели и содержит проблемы, которые необходимо решать на уровне вуза для повышения эффективности научных исследований.

Современная трактовка понятия «технология» дана в широко известной работе М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури «Основы менеджмента» [108].

В своей работе они отмечают, что большинство людей рассматривают технологию как нечто, связанное с изобретениями, машинами, например, полупроводниками и компьютерами, однако социолог Чарльз Перроу, который много писал о влиянии технологии на общество, описывает ее как средство преобразования сырья, будь то люди, информация или физические материалы — в искомые продукты и услуги.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *