Что значит проанализировать предложение 7 класс
Анализ текста
Анализ текста — это всестороннее исследование связного смыслового отрезка речи, выяснение его темы и идеи, стиля и типа речи, композиции, средств связи между предложениями, указание художественных тропов.
Прежде чем анализировать текст, необходимо выявить его характерные признаки, на которые в первую очередь следует обратить внимание.
Что такое текст?
Наша речь складывается из звуков, которые, сочетаясь между собой в определённой последовательности, фонетически оформляют слова. Слова принимают соответствующую грамматическую форму и по смыслу высказывания объединяются в предложение. Предложение — это минимальная единица текста. Чтобы отдельные предложения можно было назвать термином «текст», они должны быть посвящены общей теме и выражать главный замысел автора — идею.
С этой точки зрения дадим следующее определение:
Тема и идея текста
У каждого текста существует тема, которой он посвящается.
Тема может быть самой разной: приход зимы в город, путешествие в горы, дружба котенка с собакой, поход в лес и пр. Часто тема выражается в виде заголовка: «Ночное происшествие», «Весна в лесу», «Неизведанные миры космоса».
Чтобы раскрыть тему, автор воплощает идею — главный вопрос, который ставит перед читателями или слушателями. Автор стремится доказать свою точку зрения на поставленную проблему, то, ради чего написан текст. Рассмотрим тему и идею следующего небольшого текста.
Пример
Грачи прилетели сегодня рано утром. Мы сначала их не заметили. Черные птицы беспорядочно расселись на поле. На темной пахоте их нелегко было заметить. А затем грачи взлетели на белоствольные березы, и началась шумная птичья конференция об устройстве гнезд. И тут все увидели, что прилетели грачи — гонцы наступившей весны.
Это связный текст. Он посвящен прилету грачей. Это его тема. Дадим тексту заголовок «Грачи прилетели». Автор выражает основную мысль, идею, которую сформулируем в виде высказывания, — «грачи — гонцы весны».
Признаки текста
Чтобы содержательный отрезок речи назвать текстом, выявим в нем следующие характерные признаки:
Выявление этих признаков — это важный шаг для всестороннего анализа текста. Тематическое единство предполагает общую тему, которую раскрывает все предложения. Разные по смыслу предложения, в которых не прослеживается общая тема, не составят текст, а являются простым набором.
В тексте ряд предложений расположены в определенной последовательности. Каждое следующее предложение опирается на уже известное читателю и сообщает что-то новое. Предложения связаны друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств (лексические повторы, местоимения, союзы, предлоги, синонимы, синтаксические конструкции и др.).
Каждый текст можно разделить на смысловые отрезки, абзацы, главы.
Законченность текста выражается в соблюдении композиционной структуры (завязка, середина, концовка).
Важным признаком текста является его стилистическое единство, которое подразумевает использование языковых средств одного и того же стиля речи (научного, публицистического, художественного и др.).
Как выполнить анализ текста?
Анализ текста заключается в определении его главных параметров. Его можно выполнить с помощью следующего алгоритма:
Алгоритм анализа текста
Примеры
Как-то нас застала летняя ночь в тайге. Ночь укутала бархатным покрывалом все вокруг. Не колышется ни один лист, не слышно птиц. Только неугомонный ручей нарушает тишину ночи. Мы расположились на берегу ручья и развели костёр. Скоро на ночном небе показались любопытные звезды. Они смотрели на нас сверху и как бы спрашивали, кто вы такие.
Федор стал рассказывать о своем походе на Урал. Неожиданно вдалеке послышался громкий хруст сучьев. Мы насторожились. Явно кто-то шел к нам, привлеченный запахом каши, кипящей в котелке. Тут бывалый путешественник Фёдор скомандовал Андрею: «Подкинь дров в костёр!» Скоро на поляне заполыхал яркий костёр. А затем Федор подбросил в него свежих сосновых веток, и от костра повалил густой удушливый дым. Треск сучьев стал удаляться в противоположную сторону.
«Ушёл!» — обрадовался Фёдор. «Кто?»- «Хозяин тайги — медведь!»
Анализ текста
Что такое ментальная арифметика?
— Это особая программа развития интеллекта при помощи арифметических вычислений, — рассказывает «АиФ» руководитель школы ментальной арифметики Яна Чеканова. — Главная цель — гармоничное развитие умственных способностей для максимальной скорости восприятия и обработки большого объёма информации без особых усилий. То есть благодаря ментальной арифметике ребенку легче будет изучать любые школьные предметы.
Особенность ментальной арифметики в том, что ребята учатся считать на специальных японских счётах, а затем представляют косточки этих счётов в своем воображении. Дети не решают примеры в столбик, как на уроке математики, а выполняют арифметические вычисления при помощи образов и своего воображения. Благодаря такому подходу увеличивается скорость устного счёта, а также происходит интеллектуальное развитие.
Анализ текста
Видео «Текст. Анализ текста»
Комплексный анализ текста
Всего получено оценок: 389.
Всего получено оценок: 389.
Изучая язык, мы работаем не только с отдельными словами, но и с текстами, то есть последовательностью предложений, объединенной общей темой и основной мыслью. Одной из форм работы является комплексный анализ текста. Как его выполнить, разберем в этой статье.
Основные сведения о тексте
В первую очередь надо обратить внимание на автора. Хорошо, если он нам известен и мы можем сделать вывод, типична ли для него такая тематика или система образов.
Затем необходимо определить жанр.
Кроме обычных жанров (очерк, рассказ, притча, стихотворение в прозе) для анализа может быть предложен отрывок произведения художественной литературы; если известен полный текст, можно рассматривать отрывок с опорой на него, но на самом деле это не требуется.
Какого стиля предложенный текст: разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, стиль художественной литературы? Каков его тип (повествование, описание, рассуждение)? Только ответив на эти формальные вопросы, стоит переходить к дальнейшему анализу.
Необходимо не просто сказать или написать жанр, стиль и тип текста, но и в нескольких словах аргументировать свое мнение (например, как в этом образце: “В отрывке мы встречаем несколько терминов, а содержит он подробное и точное описание внешнего вида кенгуру, что позволяет определить стиль как научный, а тип – описание”).
Тема текста
Тема – это то, о чем говорится в тексте. Надо поставить перед собой этот вопрос и таким образом определить тему. Если у текста есть название, объяснить его смысл; если нет, попытаться его придумать.
Форма текста
Переходим к формальной характеристике. Уже в 7 классе русский язык изучен достаточно, чтобы делать простой анализ.
Сколько в тексте абзацев и сколько микротем? Совпадают ли они?
Обычно, конечно, в тексте, который предлагают школьникам, они совпадают. Но не всегда. Уж тем более редко они совпадают в обычном художественном тексте.
Как связаны между собой абзацы? Предложения?
Связь может быть цепная (повтор слов, синонимы, местоимения и т.д.) и параллельная (по смыслу).
Композиция текста
В этой части анализа надо охарактеризовать построение текста. Как он развивается?
Возможно, автор использовал какие-то приемы: антитезу, например, или аналогию.
Изобразительные средства языка
Теперь пора охарактеризовать язык текста, сосредоточившись на изобразительных средствах.
Лексические средства – это
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, звукопись.
Морфологические средства: преобладание определенных частей речи.
Синтаксические средства: синтаксический параллелизм, парцелляция, многосоюзие, односоставные предложения и так далее.
Необходимо помнить, что автор использует изобразительные средства языка не просто “чтоб были”, а с целью подчеркнуть какую-то мысль или произвести какое-то впечатление на читателя. Желательно хотя бы в половине случаев разгадать и раскрыть цель автора (например, “чтобы подчеркнуть свою мысль, автор использует повтор”, “используя аллитерацию, поэт стремится передать шум ветра в ветвях” и т.п.)
Содержание текста
Теперь по плану комплексного анализа текста мы обращаем внимание на образы, а через них приходим к основной мысли. Что хотел сказать нам автор? В чем убедить?
И, наконец, собственное мнение. Какое впечатление произвел на анализирующего этот текст? Что особенно тронуло? Если это рассуждение, можно согласиться (или нет) с мнением автора. Если повествование или описание, сообщить, какие чувства вызвал текст, над чем заставил задуматься.
Что мы узнали?
Анализируя текст, надо упомянуть о его жанровых и стилистических особенностях, теме, композиции, изобразительных средствах, основной мысли и рассказать о своем восприятии текста. Можно менять последовательность, но лучше двигаться от формы к содержанию, а не наоборот. И крайне нежелательно все мешать без разбора в одну кучу. Цель автора – что-то сказать нам, и по анализу должно быть ясно, что мы это поняли.
Синтаксический анализ словосочетания и предложения
теория по русскому 🐻 синтаксис
Синтаксис занимается разбором словосочетаний, предложений, порядком слов, их ролью в предложениях, а также словосочетаниями и фразеологизмами.
Синтаксис изучает подчинительные связи в словосочетании, свободные и несвободные словосочетания, состав и строение предложения.
Синтаксический разбор словосочетания – это определение грамматического значения словосочетания и средства связи слов внутри него.
Последовательность синтаксического разбора словосочетания
1. Выделить словосочетание из предложения;
2. Определить главное и зависимое слово (поставить вопрос от главного к зависимому);
3. Определить, какой частью речи выражено главное и зависимое слово;
4. Составить схему (модель) словосочетания;
5. Определить вид словосочетания по главному слову: именное, глагольное или наречное;
6. Обозначить средства грамматической связи слов в словосочетании: выделить окончание у зависимого слова и при наличии — предлог. Указать те случаи, когда слова в словосочетании связаны только по смыслу;
7. Определить тип подчинительной связи: согласование, управление, примыкание;
Образец синтаксического разбора словосочетания
Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова (С. Есенин)
1. Роняет тихо — словосочетание;
2. Роняет (как?) тихо, роняет — главное слово, тихо — зависимое;
3. Главное слово — глагол, зависимое — наречие;
4. Над главным словом ставится крестик и рисуется стрелочка по направлению к зависимому слову;
6. Слова связаны только по смыслу;
7. Тип связи — примыкание;
Синтаксический разбор предложения – это характеристика предложения по структуре, типу, членам предложения и частям речи.
Синтаксический разбор предложения включает следующие шаги:
И скучно, и грустно, и некому руку подать / В минуту душевной невзгоды. (М.Ю. Лермонтов) – повествовательное
Что ты тут написал? Что это такое? (И.Ильф, Е. Петров) – вопросительное
Россия! встань и возвышайся! / Греми, восторгов общий глас! (А.С. Пушкин) – побудительное
2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске:
Нет, ты посмотри, что за луна. Ах, какая прелесть! (Л.Н. Толстой)
Отдаю тебе душу в залог / За твои голубые подснежники. (Н.А. Заболоцкий)
3. Охарактеризовать предложение по наличию грамматических основ:
Министерство Любви поддерживало закон и порядок. (Д. Оруэлл) – простое
И вдруг я очутился лицом к лицу с тем самым юношей, который с первого взгляда вызвал в моей душе столь странное волнение. (О. Уайльд) – сложное
Дальнейший разбор выполняется с учётом того, является предложение простым или сложным:
Простое предложение
Сложное предложение
4. Охарактеризовать предложению по наличию главных членов: двусоставное (есть подлежащее и сказуемое), односоставное (только подлежащее или сказуемое). Если предложение односоставное, указать его тип: определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное;
5. Определить полноту предложения: полное (есть все члены, необходимые для понимания предложения), неполное (некоторые члены опущены и восстанавливаются из контекста);
6. Охарактеризовать предложение по наличию второстепенных членов: распространённое (есть второстепенные члены), нераспространённое (нет второстепенных членов);
7. Проверить, осложнено ли предложение. Если да, указать чем – однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными словами и конструкциями и др.
8. Подчеркнуть члены предложения и указать, какими частями речи они выражены;
9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. Простое предложение в схеме обозначается квадратными скобками.
4. Охарактеризовать предложение по типу связи между частями: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП), сложноподчинённое (СПП), сложное предложение с разными видами связи;
5. Разобрать каждую часть сложного предложения как простое, начиная с пункта №4 соседнего столбца.
Главная часть в СПП и равнозначные предложения в БСП и ССП обозначаются квадратными скобками, подчинительная часть — круглыми.
Синтаксический разбор простого предложения
Синтаксический разбор сложного предложения
4.1. двусоставное; 5.1 полное; 6.1 распространённое; 7.1 осложнено вводным словом;
4.2. двусоставное; 5.2 полное; 6.2 распространённое; 7.2 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом;
Порядок синтаксического разбора предложения с однородными или обособленными членами остаётся таким же, как и без них. Только следует добавить при их наличии то, что предложение осложнено однородными членами или обособленными, и какими именно.
Синтаксический разбор сложносочиненного предложения
Сложносочиненное предложение состоит из двух или более равноправных частей, которые соединены при помощи сочинительного союза. Выполняя синтаксический разбор сложносочиненного предложения, нужно помнить о том, что необходимо проанализировать предложение в целом и каждую его часть отдельно.
План разбора
1. Выделить члены предложения;
2. Определить какими частями речи выражены члены предложения;
3. Дать общую характеристику предложению (обычно в скобках):
— какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);
— какое это предложение по интонации (восклицательное/невосклицательное);
— вид предложения (сложносочиненное), количество частей;
4. Разбор каждого простого предложения, входящего в состав сложносочиненного предложения:
5. Составить схему предложения. Все части сложносочиненного предложения обозначаются квадратными скобками, союзы остаются в первоначальном виде. При необходимости можно указать в скобках грамматическую основу каждой части (подлежащее – одной линией, сказуемое – двумя).
Образец синтаксического разбора сложносочиненного предложения
Анна хотела поехать в магазин, расположенный за чертой города, но было поздно, и мы, к счастью, уговорили её перенести поездку на другой день.
Анна (существительное) хотела (глагол) поехать (глагол) в магазин (существительное), расположенный за чертой города (причастный оборот), но было (глагол) поздно (наречие), и мы (местоимение), к счастью (существительное), уговорили (глагол) её (местоимение) перенести (глагол) поездку (существительное) на другой (местоимение) день (существительное).
(Повествовательное, невосклицательное, сложносочиненное, состоит из 3 простых предложений; 1 простое предложение – двусоставное, распространенное, осложнено причастным оборотом; 2 простое предложение – односоставное, нераспространенное; 3 простое предложение – двусоставное, распространенное, осложнено вводным словом).
[…], но […], и […].
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения
План разбора
1. Выделить члены предложения; 2. Определить какими частями речи выражены члены предложения; 3. Дать общую характеристику предложению (обычно в скобках):
— какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);
— какое это предложение по интонации (восклицательное/невосклицательное);
— вид предложения (сложноподчиненное);
— выделить главное и придаточное предложения, указать место придаточного по отношению к главному;
— если имеется несколько придаточных частей, указать способ соединения частей: последовательное, параллельное или однородное;
— группа сложноподчиненного предложения;
4. Разбор каждого простого предложения, входящего в состав сложноподчиненного предложения:
5. Составить схему предложения: квадратными скобками обозначается главное предложения, круглыми – придаточные, союзы остаются в первоначальном виде. При необходимости можно указать в скобках грамматическую основу каждой части (подлежащее – одной линией, сказуемое – двумя).
Образец синтаксического разбора сложноподчиненного предложения
Уверяют, что встреча с черной кошкой предвещает несчастье.
Уверяют (глагол), что встреча (существительное) с черной (прилагательное) кошкой (существительное) предвещает (глагол) несчастье (существительное).
(Повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное с придаточным изъснительным, состоит из 2 частей: главное предложение – «уверяют», придаточное – «встреча с черной кошкой предвещает несчастье». Первое простое предложение – односоставное, нераспространенное, обобщенно-личное, неосложненное, полное. Второе простое предложение – двусоставное, распространенное, неосложненное, полное).
[…], (что …).
Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения
Сложные предложения по способу соединения простых предложений, из которых они состоят, делятся на союзные и бессоюзные. Части бессоюзного предложения соединятся без союзов, только при помощи интонации и знаков препинания.
План разбора
1. Выделить члены предложения; 2. Определить какими частями речи выражены члены предложения; 3. Дать общую характеристику предложению (обычно в скобках):
— какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);
— какое это предложение по интонации (восклицательное/невосклицательное);
— вид предложения (бессоюзное), количество частей;
— определить тип смысловых отношений между частями предложения;
4. Разбор каждого отдельного простого предложения, входящего в состав бессоюзного предложения:
5. Составить схему предложения. Все части бессоюзного предложения обозначаются квадратными скобками. При необходимости можно указать в скобках грамматическую основу каждой части (подлежащее – одной линией, сказуемое – двумя).
Образец синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения
Поможешь другу в беде – друг поможет тебе.
Поможешь (глагол) другу (существительное) в беде (существительное) – друг (существительное) поможет (глагол) тебе (местоимение).
При разборе части речи надписываются над словами.
(Повествовательное, невосклицательное, бессоюзное, смысловые отношения условия, состоит из 2 простых предложений; 1 простое предложение – односостваное, распространенное, неосложненное, полное; 2 простое предложение – двусоставное, распространенное, неосложненное, полное).
[…] – […].
Синтаксический разбор сложного предложения с различными видами связи
Существуют сложные предложения, части которых могут быть соединены между собой различными видами связи: союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной.
План разбора
1. Выделить члены предложения; 2. Определить какими частями речи выражены члены предложения; 3. Дать общую характеристику предложению (обычно в скобках):
— какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);
— какое это предложение по интонации (восклицательное/невосклицательное);
— вид предложения (сложное), количество частей;
— определить вид связи между простыми предложениями в составе сложного предложения;
— указать средства связи частей сложного предложения (сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова, интонация);
4. Разбор каждого отдельного простого предложения, входящего в состав сложного предложения:
5. Составить схему предложения: квадратными скобками обозначается главное предложения, круглыми – придаточные, союзы остаются в первоначальном виде. При необходимости можно указать в скобках грамматическую основу каждой части (подлежащее – одной линией, сказуемое – двумя).
Образец синтаксического разбора сложного предложения с различными видами связи
Когда на смену надоевшей осени приходит белоснежная зима, то кажется: в жизни началась новая глава.
Когда на смену (существительное) надоевшей (причастие) осени (существительное) приходит (глагол) белоснежная (прилагательное) зима (существительное), то кажется (глагол): в жизни (существительное) началась (глагол) новая (прилагательное) глава (существительное).
При разборе части речи надписываются над словами.
(Повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 простых предложений; 1 простое предложение – двусоставное, распространенное, неосложненное, полное; 2 простое предложение – односоставное, нераспространенное, неосложненное, полное, 3 простое предложение – двусоставное, распространенное, неосложненное, полное).
Когда (…), то […] : […].
Синтаксический разбор предложения с прямой речью
Порядок разбора
Образец синтаксического разбора с прямой речью
«Поздравляю Вас, коллеги, с наступающим Новым годом!» — торжественно произнес директор.
Предложение с прямой речью, прямая речь находится перед словами автора, поэтому после нее ставится тире, а слова автора начинаются с маленькой буквы.
Поздравляю Вас, коллеги, с наступающим Новым годом!
Повествовательное, восклицательное, простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, полное, осложнено обращением «коллеги», которое не является членом предложения.
Члены предложения выделены следующими частями речи: поздравляю – глагол, вас – местоимение, коллеги – существительное, с – предлог, наступающим – причастие, Новым годом – имя существительное.
… торжественно произнес директор.
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое.
Члены предложения выделены следующими частями речи: торжественно – наречие, произнес – глагол, директор – существительное.