Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Вопросы и задания 1. Что значит проанализировать данные наблюдений?
2. Какова цель обработки и анализа наблюдений?
3. Для чего необходим прогноз погоды?

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Ответы 10

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

1)Анализ данных наблюдения — это интерпретация полученной информации в результате проведенного компанией исследования. Учетные-статистики разделяют анализ данных наблюдений на качественные наблюдения и количественные.

2)Узнать больше о объекте наблюдения

3)Прогноз нужен нам, чтобы строить планы, относительно ежедневных мероприятий, которые проводятся на улице, на свежем воздухе, а также спланировать прогулки, выходные, праздничные и отпускные дни.

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

1. Вывести последстивие и поведение данного происходесчего.

2. Вывести толк и полезную информацию с этого.

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

1.Анализ данных наблюдения — один из самых захватывающих аналитика процессов: многогранный и с неиссякаемой ценностью в информации. Если научится замечать детали и понимать их значение, как это делают аналитические программы, лавировать между бизнес-задачами будет проще.

3.Каждый день мы просыпаемся и ложимся спать, кушаем хотя бы 1 раз в день, а по утрам обязательно просматриваем прогноз погоды. А порой бывает так, что он нас интересует по несколько раз на день. Удобнее всего узнать, что ждет нас на улице, в Интернете.

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

А: Размыслить, подумать, сделать вывод, записать.

Б: Наблюдать чтоб понять как тот или иной оргонизм ведет себя на протяжении.

В: Для того-чтобы узнать температуру и осадки на следующие дни, и как надеваться на улицу.

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

для просмотра погоды и чтоб одеться по погоде

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

для того чтобы узнавать какая будет погода

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

1)Прогноз погоды каждому человеку нужно знать, и не только на один день, а чаще всего на несколько суток вперед. Это позволяет понять, как одеться самому, одеть своих детей по погоде, а также предостеречься от появления каких-то осложнений со здоровьем, связанных с переменой атмосферного давления, температуры воздуха.

Прогноз нужен нам, чтобы строить планы, относительно ежедневных мероприятий, которые проводятся на улице, на свежем воздухе, а также спланировать прогулки, выходные, праздничные и отпускные дни. Одним словом, погода проявляет существенное влияние на человеческую жизнь, начиная от вопросов, в какой одежде идти на работу, брать ли зонтик, закрывать ли на ночь в огороде кабачки пленкой, до вопросов запуска ракет, строительства домов и так далее.

2)Найди это в интернете.Так много различных произведений

3)Различие между планетой и звездой.

1. Размер. Звезда в большинстве случаев больше в диаметре, чем планета.

2. Масса. Масса звезды намного превосходит массу планеты.

3. Химический состав. Звезда содержит в основном легкие элементы, планета содержит как легкие, так и тяжелые элементы.

4. Температура. Температура планеты много ниже температуры звезды. Поэтому спектр излучения планет простирается до инфракрасного излучения включительно. Звезды излучает в видимом, ультрафиолетовом, рентгеновском и гамма-излучении.

5. Яркость и светимость. Звезды сами излучают свет, а планеты отражают падающий на их поверхность свет (или отражают его из-за наличия газовой оболочки).

6. Химические реакции. В звездах протекают ядерные и термоядернве реакции во всем объеме звезды, на планетах (не на всех) возможны только ядерные реакции и то только внутри ядра планеты.

7. Движение в пространстве. Планеты движутся вокруг звезд по эллипстической траектории. Планеты могут иметь один или несколько спутников.

Источник

А) Что значит проанализировать данные наблюдений? Б) Какова цель обработки и анализа наблюдений?

С) Для чего необходим прогноз погоды?

блин, размеры сам поставишь, некогда

правительство всемерно поощряю развитие ф. к. и спорта среди населения страны, способствуют внедрению их в повседневный быт.

воспитание, начиная с самого раннего детского возраста, крепкого молодого поколения с гармоническим развитием и духовных сил. это требует всемерного поощрения всех видов массового спорта и культуры, в том числе в школах, вовлечения в физкультурное движение все более широких слоев населения, особенно молодежи.

физкультурное движение должно носить подлинно общенародный характер, базировался на научно-обоснованной системы воспитания, последовательно охватывающей всей группы населения, начиная с детского возраста.

занятие и спортом укрепляют здоровье детей, способствуют их правильному развитию. установлено, что большие умственные нервные нагрузки, не сочетаются с соответствующими нагрузками, крайне неблагоприятным влиянием окружающей среды, инфекциям. научные наблюдения показывают, что люди, регулярно занимающиеся с соблюдением правил личной гигиены, реже болеют, продуктивнее трудятся, дольше живут.

занятия культурой и спортом приобретают особенно большое значение в период научно-технической революции, когда мышечная деятельность все больше вытесняется применением техники. культура развитие патологических и предпатологических изменений, в развитии которых в той или иной степени играет роль недостаточная двигательная активность.

применение средств культуры с лечебной целью в больницах, санитарно-курортных учреждениях при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушениях обмена веществ, после хирургических операций и др. повышает эффективность комплексного лечения, способствует различных осложнений, ускоряет сроки выздоровления и восстановления трудоспособности, является одним из компонентов реабилитации больных.

2. влияние вредных привычек на здоровье человека

одним из главных проблем xxi века во всем мире стали: табакокурение, алкоголизм и наркомания. во многих странах законы по борьбе с этим негативным явлением.

социально обусловленные и психологические причины этих явлений.

под психологическими причинами понимается совокупность мотивов, отдельные личности к употреблению спиртного, табака, наркотиков. трудности приспособление к внешней среде, конфликты с окружающим, неудовлетворенность одиночества, робость и т. д. вызывают психологическое состояния дискомфорта. связи с этим человек старается выйти из этого состояния с табакокурения, алкоголя и наркотиков. это вызывает ложное чувство решимости всех проблем. действия этих средств быстро проходят и вместе с этим возвращаются все проблемы.

распространение этих явлений среди молодежи способствует так же ложное мнение о тонизирующем действием алкоголя, бытующие представление, что потребление спиртных напитков – показатель зрелости, самостоятельности, силы и мужества, но это не так.

в результате систематического применения развивается функциональная адаптация организма к постепенным возрастающим нагрузкам и коррекция (выравнивание) возн6икающих в процессе заболеваний нарушений.

Источник

анализ данных наблюдений

Смотреть что такое «анализ данных наблюдений» в других словарях:

Анализ Данных — статистические исследования, связанные с обсчетом многомерной системы данных наблюдений, имеющей множество параметров. А.д. классифицируется: 1. Описанием одних параметров через другие и составлением новых параметров. 2. Языком представления… … Словарь бизнес-терминов

АНАЛИЗ ДАННЫХ — 1. Совокупность действий, осуществляемых исследователем в процессе изучения полученных тем или иным образом данных с целью формирования определенных представлений о характере явления, описываемого этими данными. В процессе А.д. исследователь чаще … Российская социологическая энциклопедия

АНАЛИЗ ДАННЫХ — направление статистических исследований, включающее комплекс методов обработки многомерной системы данных наблюдений, характеризующейся многими признаками. В отличие от классических математико статистических методов, предполагающих известную… … Большой экономический словарь

НАБЛЮДЕНИЙ ОБРАБОТКА — см. Анализ данных. Физическая энциклопедия. В 5 ти томах. М.: Советская энциклопедия. Главный редактор А. М. Прохоров. 1988 … Физическая энциклопедия

АНАЛИЗ МНОГОМЕРНЫЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ — раздел статистики математической (см.), посвященный математич. методам, направленным на выявление характера и структуры взаимосвязей между компонентами исследуемого многомерного признака (см.) и предназначенным для получения научн. и практич.… … Российская социологическая энциклопедия

анализ — 3.8.7 анализ (review): Деятельность, предпринимаемая для установления пригодности, адекватности и результативности (3.2.14) рассматриваемого объекта для достижения установленных целей. Примечание Анализ может также включать определение… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Анализ временных рядов (time-series analysis) — А. в. р. наз. статистический анализ данных, собранных в ходе наблюдений за единичным объектом (напр., отдельным человеком, семьей или городом), производимых последовательно во времени, либо через определенные интервалы, либо непрерывно. Как и… … Психологическая энциклопедия

АНАЛИЗ ВРЕМЕННЫХ РЯДОВ — TIME SERIES ANALYSISКлассификация и анализ данных в соответствии с временными интервалами. В А.в.р. исследуются следующие компоненты конкретной реализации временного ряда: тренд, циклические, сезонные и нерегулярные изменения (колебания). Тренд… … Энциклопедия банковского дела и финансов

анализ — АНАЛИЗ (от греч. analysis разложение, расчленение) процедура реального или мысленного расчленения предмета, явления или процесса, а также их взаимоотношений на составные части, элементы, свойства, функции и подсистемы. Процедурой,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

АНАЛИЗ КЛАСТЕРНЫЙ — англ. analysis, cluster; нем. Clusteranalyse. Метод группировки экспериментальных данных в классы. Наблюдения, попавшие в один класс, в нек ром смысле становятся ближе друг к другу, чем к наблюдениям из других классов. Тип процедуры А. к. зависит … Энциклопедия социологии

Анализ полезных ископаемых — (a. mineral analysis; н. Mineralienanalyse, Analyse der Bodenschetze; ф. analyse des mineraux utiles; и. analisis de minerales) комплекс минералого петрографич., физико хим. и технол. исследований c целью определения элементного или… … Геологическая энциклопедия

Источник

Анализ данных наблюдения: смотрим за покупателями и сотрудниками

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Анализ данных наблюдения — это интерпретация полученной информации в результате проведенного компанией исследования. Учетные-статистики разделяют анализ данных наблюдений на качественные наблюдения и количественные.

Качественные данные — это описательная информация, полученная благодаря анализу данных наблюдения в связи с такими вопросами компании, как «кто мой клиент?», «как посетитель себя ведет в магазине?» Ответ на первый вопрос выглядит примерно следующим образом: женщины в возрасте от 18 до 24 с доходом до 50 000 рублей, имеющие высшее образование и работающие в индустрии красоты. Количественные данные анализа наблюдения выражены в цифровом значении и могут формулироваться так: интернет-магазин посещает 4000 человек в сутки и совершает покупки на 40 000 рублей.

Как используют Data Mining в компании Mail.ru?

Анализ данных наблюдения как недооцененный метод

В большинстве случаев компании для анализа данных наблюдения используют количественные показатели, так как доступ к ним несравнимо проще, чем к качественным данным. Достаточно установить на сайт несколько счетчиков, и каждый день компании доступно множество цифр. Однако подобные исследования нельзя назвать полноценными. Для полноценного анализа данных наблюдения качественные показатели необходимы.

Бизнес-аналитик любой компании в состоянии собирать и анализировать качественные показатели, чтобы его работа стала эффективнее. Это могут быть:

— эмоциональные реакции клиентов на покупку, доставку, сервис;

— понимание посетителем алгоритма продажи товара;

— результативность выполнения заданий сотрудникам компании;

— понимание работниками целей компании, ее ценности и миссии.

Каждый из этих примеров поможет владельцам бизнеса или руководству компании лучше понимать происходящее, а, значит, ставить цели и решать задачи, меняющее будущее бизнеса.

Комбинированный подход в анализе наблюдений

Для бизнеса важны как качественные, так и количественные данные наблюдений:

Сильные стороны качественного и количественного анализа данных наблюдений раскрываются при их комбинировании. Любые данные наблюдения можно и нужно смешивать и сравнивать между собой. Например, аналитик может провести опрос среди клиентов, предоставив им возможность самостоятельно подобрать вариант ответа, не загоняя респондентов в собственные сценарии мышления. Тогда после первичной обработки результатов голосования могут обнаружиться внезапные закономерности, которые нужно будет сгруппировать и конвертировать в количественные отчеты и данные, а затем визуализировать.

Для big data для анализа больших данных аналитики часто используют Tableau, программное обеспечение, позволяющее трансформировать отчетность отделов в интерактивные и понятные графики и диаграммы. Tableau будет полезно для наглядного изучения полученных результатов исследования: программа покажет закономерности, поможет сформировать гипотезы для проведения новых исследований.

Мы, компания АНАЛИТИКА ПЛЮС, с 2012 года помогаем нашим клиентам работать с данными – находить полезные инсайты и использовать эту информацию для увеличения прибыли компании.

За это время мы разработали и внедрили решения для различных отраслей и направлений бизнеса:

— прогнозирование эффективности промо-акций,

— отслеживание воронки продаж по конкретной кампании с показателями конверсии на каждом этапе,

— сегментация по различным методам: ABC, RFM и т.д.,

— ключевые показатели интернет-маркетинга,

— анализ товара на складах,

— аналитика для отдела кадров (карточки сотрудников, обучение, анализ KPI и т.д.),

— анализ финансовых показателей

Хотите узнать, как провести анализ и сделать отчеты быстро?

Источник

Джон Тьюки. Анализ результатов наблюдений. Разведочный анализ

В книге, написанной в 1977 г. известным американским специалистом по математической статистике, изложены основы разведочного анализа данных, т.е. первичной обработки результатов наблюдений, осуществляемой посредством простейших средств — карандаша, бумаги и логарифмической линейки. На многочисленных примерах автор показывает, как представление наблюдений в наглядной форме с помощью схем, таблиц и графиков облегчает выявление закономерностей и подбор способов более глубокой статистической обработки. Изложение сопровождается многочисленными упражнениями с привлечением богатого материала из практики. Живой, образный язык облегчает понимание излагаемого материала.

Джон Тьюки. Анализ результатов наблюдений. Разведочный анализ. – М.: Мир, 1981. – 696 с.

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Скачать конспект (краткое содержание) в формате Word или pdf, примеры в формате Excel

На момент публикации заметки книгу можно найти только в букинистических магазинах.

Автор подразделяет статистический анализ на два этапа: разведочный и подтверждающий. Первый этап включает преобразование данных наблюдений и способы их наглядного представления, позволяющие выявить внутренние закономерности, проявляющиеся в данных. На втором этапе применяются традиционные статистические методы оценки параметров и проверки гипотез. Настоящая книга посвящена разведочному анализу данных (о подтверждающем анализе см. Фишер. Статистический вывод). Для чтения книги не требуется предварительных знаний по теории вероятностей и математической статистике.

Прим. Багузина. Учитывая год написания книги, автор сосредотачивается на наглядном представлении данных с помощью карандаша, линейки и бумаги (иногда миллиметровой). На мой взгляд, сегодня наглядное представление данных связано с ПК. Поэтому я попытался совместить оригинальные идеи автора и обработку в Excel. Мои комментарии набраны с отступом.

Глава 1. КАК ЗАПИСЫВАТЬ ЧИСЛА («СТЕБЕЛЬ С ЛИСТЬЯМИ»)

График имеет наибольшую ценность тогда, когда он вынуждает нас заметить то, что мы совсем не ожидали увидеть. Представление чисел в виде стебля и листьев позволяет выявить закономерности. Например, приняв основанием стебля десятки, число 35 можно отнести к стеблю 3. Лист будет равен 5. Для числа 108 стебель – 10, лист – 8.

В качестве примера я взял 100 случайных чисел, распределенных по нормальному закону со средним 10 и стандартным отклонением 3. Чтобы получить такие числа я воспользовался формулой =НОРМ.ОБР(СЛЧИС();10;3) (рис. 1). Откройте приложенный файл Excel. Нажимая F9, вы будете генерировать новый ряд случайных чисел.

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Рис. 1. 100 случайных чисел

Видно, что числа в основном распределены в диапазоне от 5 до 16. Однако заметить какую-либо интересную закономерность сложно. График «стебель и листья» (рис. 2) выявляет нормальное распределение. В качестве ствола были взяты пары соседних чисел, например, 4-5. Листья отражают число значений в этом диапазоне. В нашем примере таких значений 3.

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Рис. 2. График «стебель и листья»

В Excel есть две возможности, позволяющие быстро изучить частотные закономерности: функция ЧАСТОТА (рис. 3; подробнее см. Функция массива ЧАСТОТА) и сводные таблицы (рис. 4; подробнее см. Группировка данных сводной таблицы в Excel 2013, раздел Группировка числовых полей).

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Рис. 3. Анализ с помощью функции массива ЧАСТОТА

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Рис. 4. Анализ с помощью сводных таблиц

Представление в виде стебля с листьями (частотное представление) позволяет выявить следующие особенности данных:

Глава 2. ПРОСТЫЕ СВОДКИ ДАННЫХ – ЧИСЛОВЫЕ И ГРАФИЧЕСКИЕ

Представление чисел в виде стебля с листьями позволяет воспринять общую картину выборки. Перед нами стоит задача научиться выражать в сжатом виде наиболее часто встречающиеся общие особенности выборок. Для этого используются сводки данных. Однако, несмотря на то, что сводки могут быть очень полезными, но они не дают всех подробностей выборки. Если этих подробностей не так много, чтобы в них запутаться, лучше всего иметь перед глазами полные данные, размещенные отчетливо удобным для нас способом. Для больших массивов данных сводки необходимы. Мы не предполагаем и не ожидаем, что они заменят полные данные. Разумеется, нередко бывает, что добавление подробностей мало что дает, но важно осознать, что иногда подробности дают многое.

Если для характеристики выборки как целого нам нужно выбрать несколько чисел, которые легко найти, то нам наверняка понадобятся:

Медиана = срединное значение.

Для ряда, представленного в виде стебля с листьями, срединное значение легко найти подсчетом вглубь от любого из концов, приписывая крайнему значению ранг «1». Таким образом, каждое значение в выборке получает свой ранг. Счет можно начинать с любого конца. Наименьший из двух получаемых таким образом рангов, которые можно приписать одному и тому же значению, мы назовем глубиной (рис. 5). Глубина крайнего значения всегда 1.

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Рис. 5. Определение глубины на основе двух направлений ранжирования

глубина (или ранг) медианы = (1 + число значений)/2

Если мы хотим добавить еще два числа, чтобы образовать 5-числовую сводку, то естественно определять их подсчетом до половины расстояния от каждого из концов к медиане. Процесс нахождения медианы, а затем и этих новых значений можно представить себе, как складывание листа бумаги. Поэтому эти новые значения естественно назвать сгибами (сейчас чаще используется термин квартиль).

В свернутом виде ряд из 13 значений может выглядеть, например, так:

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Пять чисел для характеристики ряда в порядке возрастания будут: –3,2; 0,1; 1,5; 3,0; 9,8 — по одному в каждой точке перегиба ряда. Пять чисел (крайние значения, сгибы, медиана), из которых состоит 5-числовая сводка, мы будем изображать в виде следующей простой схемы:

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

где слева мы показали количество чисел (отмечено знаком #), глубину медианы (буквой М), глубину сгибов (буквой С) и глубину крайних значений (всегда 1, больше ничем отмечать не надо).

На рис. 8 показано, как изобразить 5-числовую сводку графически. Такого типа график называется «ящик с усами».

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Рис. 8. Схематическая диаграмма или ящик с усами

К сожалению, Excel стандартно строит биржевые диаграммы, основанные только на трех или четырех значениях (рис. 9; как обойти это ограничение см. Биржевая диаграмма, она же блочная, она же ящичная). Для построения 5-числовой сводки можно воспользоваться статистическим пакетом R (рис. 10; подробнее см. Базовые графические возможности R: диаграммы размахов; если вы не знакомы с пакетом R, можно начать с Алексей Шипунов. Наглядная статистика. Используем R!). Функция boxplot() в R помимо 5 чисел отражает также выбросы (о них чуть позже).

Дополнение от 30 ноября 2016 г. В версии Excel 2016 появилась диаграмма «ящик с усами», позволяющая построить 6-числовую сводку (к 5 вышеперечисленным добавлено арифметическое среднее). Подробнее см. Новые диаграммы в Excel 2016

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Рис. 9. Возможные типы биржевых диаграмм в Excel

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Рис. 10. Ящичная диаграмма в R; для построения такого графика достаточно выполнить команду boxplot(count

spray, data = InsectSprays), будут загружены данные, хранящиеся в программе, и построен представленный график

Далее автор описывает, как строить графики с помощью миллиметровки и кальки. Калька нужна, чтобы линии миллиметровки не отвлекали внимание от самого графика. В современном понимании это выражается в принципе Эдварда Тафти минимизации количества элементов диаграммы.

При построении диаграммы «ящик с усами» мы будем придерживаться следующей простой схемы:

Зимой 1893—1894 гг. Рэлей исследовал плотность азота, полученного различными способами. На рис. 11 показаны схематическая и точечная диаграммы для 15 значений веса азота, рассматриваемых как единая выборка. Главный факт здесь — резкое разделение на две абсолютно изолированные подгруппы. Это отчетливо видно из индивидуальных значений точечной диаграммы, но почти совершенно не видно на схематической диаграмме (только почти, так как опытный исследователь должен сразу заметить, что «усы» здесь ненормально коротки по сравнению с «ящиком», и почувствовать необходимость более подробного рассмотрения).

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Рис. 11. Точечная и схематическая диаграммы, рассматривающие выборку из 15 измерений, как единое целое

Ясно, что схематические диаграммы не дают нам представления о том, что происходит около середины выборки, и если мы интересуемся именно этим, то придется прибегать к каким-то другим средствам. Как исправить положение? Нужно разбить 15 измерений на две выборки, и построить для них две схематические диаграммы (рис. 12).

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Рис. 12. Те же данные, иначе сгруппированные

Измерения Рэлея дают нам повод еще раз напомнить об одном старом положении: цели могут быть разными, и вид графика должен соответствовать цели. Мы можем пытаться выявить, либо общее поведение, либо подробности. Почти всегда нужно выбирать что-то одно. И еще, мы фактически не видим своих результатов до тех пор, пока не представим их в графической наглядной форме.

Глава 3. ПРОСТЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

В большинстве случаев естественная схема записи позволяет получить хорошее представление о структуре чисел в выборке. Однако существует довольно много исключений. Если трудно понять числа в том виде, в каком они были первоначально записаны, нужно перейти к другому виду (не потеряв при этом ничего ценного для нас) — такому, в котором числа воспринимаются легче из-за особенностей человеческого восприятия вообще и имеющегося графического и вычислительного аппарата, в частности.

Положительные числа, которые не слишком близки друг к другу, скорее всего выиграют от преобразования с использованием логарифмов. Другой подходящий способ состоит в извлечении квадратного корня. Иногда представляется полезным вместо чисел использовать их обратные величины. Поскольку при этом меняется порядок следования чисел, используют отрицательные числа. Например, 5 преобразуют в «–1/5».

Нередко естественной измеряемой величиной оказывается время, за которое происходит какое-либо событие. Но, поскольку некоторые события так никогда и не происходят, то выручает использование обратного времени, например, «–1000/t».

Оказывается, что для наших целей преобразования наблюдений роль нулевой степени отлично исполняют логарифмы (рис. 13).

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Рис. 13. Функции от х

Мы рассматриваем преобразование данных как орудие анализа, которое позволяет нам лучше воспринимать данные.

Глава 4. ЭФФЕКТИВНОЕ СРАВНЕНИЕ, ВКЛЮЧАЯ ВЫБОР ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Существует две причины, по которым преобразованию одного вида отдается предпочтение перед другим:

Из самих данных обычно бывает трудно извлечь точные указания на то, как их следует анализировать. При особо тщательном выборе методов анализа приходится полагаться на опыт работы с другими группами данных аналогичного содержания.

В обыденной речи постоянно встречаются два вида сравнений: «Билл на голову выше Джима», «Джордж весит вдвое больше своего брата Джека». В каждом из этих утверждений говорится, что нужно сделать с одним человеком, чтобы сравнять его с другим. Первое утверждение основано на знаке плюс и говорит, сколько нужно прибавить к росту Джима, чтобы он стал равен росту Билла. Второе основано на понятии «во сколько раз» и говорит, на что нужно умножить вес Джека, чтобы он стал равен весу Джорджа.

Для многих целей сложение проще умножения. Столетия назад для сведения операции умножения к сложению изобрели логарифмы, чем намного облегчили ручные вычисления. Мы можем, будем и должны использовать их, чтобы избежать сравнений путем умножения. Там, где, по всей видимости, не обойтись без умножения, применение логарифмов позволяет нам сравнивать посредством сложения.

Если мы хотим сравнить несколько выборок одновременно, нам нужно их центрировать примерно на одном уровне. Если первоначально они этому условию не удовлетворяют, придется все-таки добиться этого с помощью введения каких-то поправок. На рис. 14 мы сдвинули схематические диаграммы на различные расстояния. Мы выбрали круглые числа для расстояний, в связи с чем эти три схематические диаграммы не выровнены совершенно точно. Все же они находятся под одним и тем же «микроскопом», и мы ясно видим согласованность в ширине как от сгиба до сгиба, так и от одного крайнего значения до другого.

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Рис. 14. Выровненные схематические диаграммы способствуют лучшему сравнению выборок

Для характеристики вариации используется понятие остатка.

Остаток = данное значение — сводное значение (например, медиана)

Мы скоро научимся использовать остатки:

Глава 5. ГРАФИКИ ЗАВИСИМОСТИ

После того как мы нанесли данные на график и определили их общее поведение, полезно построить новый график, который подчеркивал бы отклонения, — короче, очень часто бывает полезен график остатков. Здесь и в дальнейшем мы постоянно будем расчленять имеющиеся данные согласно ключевому соотношению:

данное = аппроксимация ПЛЮС остаток.

На протяжении всей книги нас будут интересовать графики, чтобы их рассматривать, а не чтобы находить из них числа. Наши графики — средство зрительного представления данных, а не хранилище количественной информации. Необходимость видеть поведение данных невозможно преувеличить. Мы должны сделать менее заметным или совсем убрать все, что может нам помешать видеть, что, собственно, происходит на графике. На каждой оси мы используем, лишь четыре-пять меток, и лишь два-три числа.

Больше всего мы будем связаны с графическим вычитанием при решении основного соотношения:

данные = неполное описание ПЛЮС остатки = аппроксимация ПЛЮС остатки

для нахождения из него остатков:

остатки = данные МИНУС неполное описание (рис. 15).

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Рис. 15. Образование остатков путем вычитания неполного описания из данных

Если мы вычтем неудачную прямую и обнаружим это, взглянув на остатки, мы всегда сможем исправить дело еще одним вычитанием. График наших первых остатков будет отличаться от графика наилучших наличием некоторого наклона.

Рассмотрим пример с населением США по данным переписей через каждые 10 лет с 1800 по 1950 г. (рис. 16). Обращают на себя внимание два обстоятельства:

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Рис. 16. Население США (в миллионах человек, масштаб линейный)

На рис. 17а показан тот же график, на котором нанесена еще прямая для сравнения. Её формула: у = 35 + 1,4 (х – 1870). Если вычесть ее из первоначальных данных получим остатки (рис. 17б). Аналогично можно поступить и для периода с 1800 по 1870 гг. Только теперь нужно строить логарифмические графики.

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Рис. 17. Население США: (а) в миллионах человек с прямой сравнения; (б) остатки, равные отклонению от указанной прямой (масштаб различный)

Мы увидели конкретные примеры весьма общих принципов, а именно:

Глава 6. ВЫПРЯМЛЕНИЕ ГРАФИКОВ (с помощью трех точек)

Если совокупность данных выглядит искривленной, можно проверить это, выбрав три характерные точки. Например, для прироста населения США в первой половине рассмотренного периода можно было бы выбрать точки, соответствующие 1800, 1850 и 1890 гг. Вот эти три точки: (1800; 5,3); (1850; 23,2); (1890; 62,9). Проверить, лежат ли какие-либо три точки на одной прямой, можно путем сравнения угловых коэффициентов прямых, проходящих соответственно через первые две и последние две точки. Имеем:

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Эти значения сильно различаются. Второй коэффициент наклона больше, поэтому кривая выгнута книзу (выпуклая вниз). Сказать, что у кривой «выпуклость вверх», означает, что из трех точек на этой кривой средняя находится выше прямой, соединяющей две другие. Аналогичным образом «выпуклость вниз» означает, что средняя точка находится ниже прямой, соединяющей две другие. Если у наших трех точек выпуклость ВВЕРХ, прямолинейность нужно искать ВЫШЕ по лестнице (см. рис. 13); если у наших трех точек выпуклость ВНИЗ, прямолинейность нужно искать НИЖЕ по лестнице. Для преобразования у правило выглядит очень простым: двигайтесь по лестнице в ту сторону, куда указывает выпуклость кривой.

Применение этого правила к населению США в первой половине периода показывает, что мы должны спускаться по лестнице, так как выпуклость кривой направлена вниз. Возьмем log y. Мы видим, что log 5,3 = 0,72, log 23,2 = 1,37, log 62,9 = 1,80, откуда получаем три точки и два угловых коэффициента:

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Поскольку легче произвести измерения для величин х = год – 1800, находим три значения функции у – 0,012 (год — 1800), а именно
0,72 – 0,012 (0) = 0,72
1,37—0,012 (50) = 0,77,
1,80—0,012 (90) =0,72,
среднее из которых с точностью до двух знаков будет 0,74.

население (логарифм от миллионов) = 0,74 + 0,012 (год – 1800)

Аналогичным образом можно преобразовать только х. Для населения США получим наилучшую линейную аппроксимацию при странной зависимости у

Существует довольно естественный соблазн, особенно сильный в том случае, когда мы получили лишь одну из аппроксимаций, превратить «хорошую аппроксимацию» в принцип «это должно было происходить вот так», или «фундаментальный закон прироста населения». Лишь один пример хорошей аппроксимации сам по себе еще совершенно не дает оснований для таких сильных утверждений. Тот факт, что мы получили две хорошие аппроксимации совершенно различного вида, подчеркивает необходимость избегать столь поспешных выводов. И обратно — хорошей аппроксимацией можно с полным правом воспользоваться для многих целей совершенно независимо от того, является она «фундаментальным законом» или нет.

Не всегда стоит преобразовывать лишь одну из переменных. Иногда приносит успех преобразование сразу обеих, у и х. Спрямлению может способствовать также изменение начала координат. Подумать о разумном начале отсчета бывает необходимо иногда по отношению к х, а иногда по отношению к у. Естественный подход к данным такого рода заключается в вычислении

наблюдение МИНУС фон,

где «фон» означает константу, выбранную таким образом, чтобы учесть медленно меняющиеся компоненты. Мы должны найти этот «фон» из тех же самых данных, которые мы хотим выровнять.

На рис. 18 показаны четыре возможных случая и естественные шаги продвижения по лестницам для х и у (можно двигаться по одной из них или по обеим сразу). Преобразования следует применять на остальных точках только тогда, когда они уже эффективно подействовали на три выбранные.

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Рис. 18. Как двигаться в отдельности по каждой переменной (четыре случая формы кривых)

Глава 7. СГЛАЖИВАНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ

В предыдущих главах особое место было отведено прямым линиям. Но не все на свете — прямая линия. Нам нужны приемы обработки, которые помогли бы видеть, что говорят данные, даже если они не располагаются по прямой. Два основных принципа здесь — это опора на соседние значения и применение нескольких шагов сглаживания. На каждом шаге каждое значение сравнивают с несколькими соседними (нередко лишь с двумя или тремя) и затем соответственно изменяют его. Поскольку мы стремимся получить гладкие кривые, этот процесс называется сглаживанием. Будучи процессом аппроксимации, он приводит к общему соотношению:

имеющиеся наблюдения = плавная компонента ПЛЮС неровности.

Наибольший интерес представляют данные, для которых х непрерывно возрастает с одинаковым шагом, например, когда мы имеем одно значение каждый год или на каждой миле. В таких ситуациях часто говорят о «временных рядах».

Медиана по тройкам. Если нам дана последовательность чисел 4, 7, 9, 3, 4, 11, 12, 1304, 10, 15, 12, 13, 17, мы будем брать по три значения, переставлять их внутри каждой тройки в порядке возрастания и брать их медиану (рис. 19). Поскольку группы значений, от которых мы находим медиану, можно представить себе скользящими вдоль ряда, такие последовательности медиан часто называют скользящими медианами. Аналогичным образом можно сделать повторное сглаживание. Рано или поздно последовательность перестанет изменяться при сглаживании. Сглаженные последовательности ведут себя намного правильнее, чем первоначальные данные (рис. 20).

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Рис. 19. Вычисление скользящей медианы: (а) подробно для части данных; (б) для всей выборки

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Рис. 20. Сглаженная кривая

Глава 10. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДВУХФАКТОРНОГО АНАЛИЗА

Наступило время рассмотреть двухфакторный анализ — как вследствие его важности, так и потому, что он является введением в разнообразные методы исследования. В основе двухфакторной таблицы (таблицы «откликов») лежат:

Двухфакторная таблица остатков. Анализ «строка-плюс-столбец». На рис. 21 приведены среднемесячные значения температуры для трех мест в Аризоне.

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Рис. 21. Среднемесячные температуры в трех городах Аризоны, °F

Определим медиану по каждому месту, и вычтем ее из отдельных значений (рис. 22).

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Рис. 22. Значения аппроксимации (медианы) для каждого города и остатки

Теперь определим аппроксимацию (медиану) по каждой строке, и вычтем ее из значений строки (рис. 23).

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Рис. 23. Значения аппроксимации (медианы) для каждого месяца и остатки

Для рис. 23 мы вводим понятие «эффект». Число –24,7 представляет собой эффект столбца, а число 19,1 — эффект строки. Эффект показывает, как проявляется фактор или множество факторов в каждой из наблюденных величин. Если проявляющаяся часть фактора больше, чем то, что остается, то легче разглядеть и понять, что происходит с данными. Число, которое было вычтено из всех без исключения данных (здесь 70,8), называем «общее». Оно есть проявление всех факторов, общих для всех данных. Таким образом, для величин на рис. 23 справедлива формула:

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Это и есть схема конкретного анализа «строка-ПЛЮС-столбец». Мы возвращаемся к нашей старой уловке — попытаться найти простое частичное описание — частичное описание, которое легче воспринимается — частичное описание, вычитание которого даст нам возможность глубже взглянуть на то, что еще не было описано.

Что нового мы сможем узнать благодаря полному двухфакторному анализу? Самый большой остаток, равный 1,9, мал по сравнению с величиной изменения эффекта от пункта к пункту и от месяца к месяцу. Во Флагстаффе приблизительно на 25°F прохладнее, чем в Финиксе, в то время как в Юме на 5–6°F теплее, чем в Финиксе. Последовательность эффектов месяцев монотонно убывает от месяца к месяцу, сначала медленно, затем быстро, затем снова медленно. Это похоже на симметрию относительно октября (такую закономерность я ранее наблюдал на примере продолжительности дня; см. Управляйте по тенденциям, а не по событиям. – Прим. Багузина); Мы сняли обе завесы — эффект сезона и эффект места. После этого мы смогли увидеть довольно многое из того, что ранее оставалось незамеченным.

На рис. 24 приведена двухфакторная диаграмма. Хотя основное на этом рисунке — это аппроксимация, мы не должны пренебрегать остатками. В четырех точках мы нарисовали короткие вертикальные черточки. Длины этих черточек равны величинам соответствующих остатков, так что координаты вторых концов представляют не значения аппроксимации, а

Данные = аппроксимация ПЛЮС остаток.

Что значит проанализировать данные наблюдений 5 класс

Рис. 24. Двухфакторная диаграмма

Заметим также, что свойство этой или любой другой двухфакторной диаграммы — «шкала лишь в одном направлении», задающими вертикальный размер, т.е. пунктирными горизонтальными линиями, проведенными по бокам картинки, и отсутствием какого-либо размера в горизонтальном направлении.

О возможностях Excel см. Двухфакторный дисперсионный анализ. Любопытно, что некоторые формулы, использованные в этой заметке, носят имя Тьюки

Дальнейшее изложение, на мой взгляд, стало совсем сложным…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *