Что значит призывать бога в истине
Что значит, поклоняться БОГУ в духе и истине?
Ин.4.23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. 24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
Некоторые злопыхатели из этого делают вывод, что Церковь не нужна. Что поклоняться можно где-угодно и как-угодно.
Тогда зачем Христос создал свою Церковь и научил апостолов совершать в ней Святое Таинство Евхаристии?!
Итак, поклоняться в духе и истине! Попробуем разобраться.
В каком духе?
Мф. 28:19-20 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
Поклоняться в духе, которым будут крещены люди – это поклоняться в Духе Святом!
А в какой истине? Истина – Сам ХРИСТОС!
«Я есмъ, путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Ин.14.6-7»
Итак, поклоняться БОГУ «в духе и истине», значит быть крещённым во имя ОТЦА, Сына и Святаго Духа, и исполнять всё, чему учил Христос, а именно исполнять заповеди любви, быть членом ЕГО Церкви, участвовать в Евхаристии, как заповедал ХРИСТОС:
«И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, …И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание». Лк. 22,17-19
Православные так и молятся в Святой Соборной апостольской Церкви – в Духе и Истине.
Неужели вы считаете, что правы те, кто отвергает Церковь, а не ХРИСТОС, который создал свою Святую Церковь, а прежде сам ходил молиться в храм, который был прообразом Новозаветной Церкви?
Например, Спаситель и апостолы ходили в храм (см.: Мк. 11: 15, 17; Ин. 7: 14, 28; Мф. 21: 13; Лк. 19: 45; Мк. 13: 1; Деян. 5: 42; Ин. 2: 16);
Спаситель признавал авторитет начальников синагоги, учил в храме и синагогах и советовал тем, кого исцелял, показаться священникам (см.: Мк. 5: 35; Лк. 17: 14; Лк. 4: 15; Мф. 8: 4; Лк. 5: 14; Мк. 1: 44);
Он рекомендовал пост (см.: Мк. 9: 29; Лк. 5: 35; Мф. 17: 21), участвовал в церковных праздниках (см.: Ин. 7: 10; Лк. 22: 8);
когда исцелял больных, то совершал ритуальные жесты, например возложение рук (см.: Лк. 4: 40);
Он молился в храме, синагогах и в специальных местах (см.: Мк. 1: 35; Лк. 4: 42; 5: 16; Мф. 14: 23);
использовал вино и хлеб в качестве вещества обряда и таинства(см.: Лк. 22: 19–20); Спаситель преклонял колени на молитве (см.: Лк. 22: 41), а Апокалипсис говорит о фимиаме и молитве святых (см.: Откр. 5: 8).
Вы отвергаете Церковь, которую создал Христос?
Что значит призывать бога в истине
Что значит поклоняться Господу в духе и истине?
Идея поклонения Богу «в духе и истине» исходит из беседы Христа с женщиной-самаритянкой у колодца в Иоанна 4:6-30. В разговоре она обсуждала с Ним места поклонения, говоря, что евреи поклоняются в Иерусалиме, а самаряне – на горе Геризим. Иисус только что дал понять, что знает о ее многочисленных мужьях, а также о том, что мужчина, с которым она жила сейчас, не был ее мужем. Это поставило ее в неловкое положение, и она попыталась переключить Его внимание от своей личной жизни на вопросы о религии. Христос же продолжил Свой урок об истинном поклонении и дошел до сути вопроса: «Но наступит время, и уже наступило, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, потому что именно таких поклонников ищет Себе Отец» (Иоанна 4:23; тут и далее – Новый Русский Перевод).
Общий урок о поклонении Господу в духе и истине заключается в том, что оно не должно ограничиваться одним географическим местом или регулироваться временными положениями ветхозаветного закона. С пришествием Христа разделение между иудеями и язычниками перестало быть актуальным, равно как и центральное место храма в богослужении. Все Божьи дети получили равный доступ к Отцу через Него. Поклонение стало делом сердца, а не внешних действий, и руководствовалось истиной, а не церемониальными законами.
Во Второзаконии 6:5 Моисей излагает израильтянам, как они должны любить своего Бога: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, всей душой твоей и всеми силами твоими». Наше поклонение Богу руководствуется нашей любовью к Нему – как мы любим, так и поклоняемся. Поскольку «сила» на иврите подразумевает полноту, Иисус также включил в это выражение и «разум» (Марка 12:30; Луки 10:27). Чтобы поклоняться Богу в духе и истине, обязательно нужно любить Его сердцем, душой, разумом и силой.
Истинное поклонение должно быть «в духе», то есть полностью охватывать наше сердце. Если нет настоящей страсти к Богу, то нет и поклонения в духе. В то же время поклонение должно быть «в истине», то есть основанным на правильной информации. Если у нас нет знания о Господе, Которому мы поклоняемся, то нет и поклонения в истине. Оба эти элементы необходимы для богоугодного поклонения. Дух без истины ведет к поверхностному, чрезмерно эмоциональному переживанию, которое можно сравнить с состоянием опьянения. Как только проходят эмоции, остывает пыл, поклонение также заканчивается. Истина без духа может привести к сухой, бесстрастной встрече, которая может легко превратиться в безрадостное законничество. Сочетание этих двух аспектов поклонения приводит к радостной благодарности Богу, основанной на Писании. Чем больше мы знаем о Нем, тем больше ценим Его. Чем больше мы ценим Его, тем глубже наше поклонение. Чем глубже наше поклонение, тем больше Он прославляется.
Это слияние духа и истины в поклонении лучше всего подытожил Джонатан Эдвардс, американский пастор и богослов 18-го века. Он сказал: «Я должен думать о своем долге как можно выше поднимать эмоции своих слушателей при условии, что на них воздействует ничто кроме истины». Эдвардс признал, что истина и только истина может влиять на эмоции таким образом, чтобы приносить Богу честь. Его истина, будучи бесконечной ценностью, достойна бесконечной страсти.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Что значит – поклоняться Богу в Духе и в Истине?
Что значит – поклоняться Богу в Духе и в Истине?
В Писании неоднократно говорится о поклонении Богу. Сам Господь определил, что Он хочет поклонения в Духе и в истине – «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.» (Ин. 4:24). Кроме того, Богу поклоняются как в храмах, так и дома. Что значит – поклоняться в Духе и в Истине. Как разобраться, какое из поклонений является более важным и правильным? Что говорит нам Писание о самой сути поклонения Богу?
Действительно, важно поклоняться Богу так, как хочет Он, а не так, как мы имеем представление. На самом деле, поклонение – это поклонение сердца. Бог сердцеведец, Он видит нашу внутренность, судит намерения сердечные. Бог хочет, чтобы мы изменились сердцем. Снаружи можно делать много религиозных вещей: поклоняться в большом храме и даже в Иерусалиме, исполнять множество заповедей, но в сердце – не поменяться и остаться прежними. Богу не нужно такое служение, Ему нужно служение в Духе и в Истине, потому что «Бог есть Дух…» (Ин 4:24)! Бог хочет, чтобы мы служили Ему сердцем – сердечными намерениями, искренне, а не просто заученными молитвами или плановыми добрыми делами. Если мы обратимся к Господу, чтобы Он изменил наше сердце, и скажем: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.» (Пс. 50:12), Он сделает это, потому что просим по воле Его. Господь сказал: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять.» (Иез. 36:26,27). Если мы изменимся сердцем внутри самого себя, то изменится и наш внешний мир, все вокруг поменяется! Видимый мир – это производное нашего невидимого сердца. Все что происходит внутри нашего сердца, – потом происходит в реальном, видимом мире. Поэтому, написано: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.» (Прит. 4:23).
Чем отличаются козлы от овец в Евангелии от Матфея 25:32? Козлы ведь не грешили, они были в стаде Господина, у них был один Пастух – Иисус Христос. Но, они не творили дел любви, дел добра – потому что у них не было этого в сердце. А овцы – накормили, напоили, посетили – потому что это было у них в сердце. Если в сердце есть желание творить добро, любить, жертвовать, отдавать, миловать – это и значит – поклоняться в Духе и в истине.
Добро можно творить, если ты добрый сердцем!
Смиряться можно, только если ты смирен сердцем!
Любить можно, только если в сердце есть любовь!
Можно быть миротворцем, если есть мир в сердце!
Можно радоваться в скорбях, только если в сердце есть радость!
По поводу того, где поклоняться, то Бога вообще не интересует наружное поклонение: в храме ли, на горе ли? «Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:21,23,24).
Поклоняться в Духе – это когда после того, как мы уверовали, Бог внутри нас пребывает Духом Святым, и Он создает в нашем сердце желание: «… производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению.» (Флп. 2:13).
Если мы идем на молитву по плоти, то у нас всегда получается монолог – мы говорим к Богу, но никогда не слышим ответа. Потому что Бог есть Дух и отвечает Он в Духе. Постепенно мы привыкаем к тому, что не получаем ответ, и уже даже не ждем ответа, и молимся так – автоматически, потому что нужно же все-таки молиться. Это не молитва, потому что в сердце не было благоговения перед Богом, не было общения с Богом: потому Он и не отвечает на молитвы.
Когда мы уверовали в Иисуса Христа, когда мы отдали Ему душу, посвятили Ему свою жизнь, – то мы получили начаток Духа Божьего. Дух Божий в нас – это отношение с Богом. И вот это отношение нужно возгревать: через Слово Божье, через молитвы, через служение другим людям. Написано: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.» (Откр. 2:4): Бог хочет, чтобы мы общались с Ним в любви! Если нет Духа, нет любви, нет благоговения в молитве, – то это просто лицемерие! Иисус говорит нам: «… знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.» (Откр. 3:15,16).
В Духе и Истине
Христос и самарянка. Двусторонняя икона-таблетка. Вторая четверть XV в.
В большинстве случаев из множества смыслов библейской цитаты мы останавливаемся на каком-нибудь одном, наиболее нам понятном, и этим удовлетворяемся. Именно так обыкновенно происходит и с тем местом Евангелия от Иоанна, где Господь наш Иисус Христос в беседе с самарянкой говорит о поклонении «Отцу в духе и истине»: «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4, 23).
Поскольку самарянка рассуждает о месте, «где должно поклоняться» (Ин. 4, 20), а Господь необходимость поклонения Богу «в духе и истине» обосновывает тем, что «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4, 23), то наибольшее распространение получило следующее толкование этого места.
«В духе» – духовное почитание Бога на всяком месте. «В истине» – поклонение Богу не «в образе и тени», а в истинах веры, открывшихся нам через Боговоплощение.
Но надо сказать, что это толкование, как, впрочем, и толкование множества других мест Священного Писания, – не единственное. Поэтому, останавливаясь на нем, мы упускаем широкий спектр святоотеческой мысли, многообразно раскрывающей смысл выражения «в духе и истине».
Путь Евангельских добродетелей и Божественных догматов
Деятельность и созерцание
Дух закона, а не буква. В истине – Боговоплощение
И это толкование блаженного Феофилакта является как бы переходом от объяснений, приведенных выше, к толкованиям преподобного Анастасия Синаита и святителя Григория Паламы, которые можно назвать триадологическими, поскольку, по мысли этих святых отцов, Господь Иисус Христос в беседе с самарянской женщиной говорит о Пресвятой Троице.
Поклонение Пресвятой Троице
Поклонение в Церкви
При этом попытку представить последние два толкования в смысле возможности индивидуального пути спасения и обожения вне Церкви следует признать грубым заблуждением, поскольку святые отцы и учителя Церкви согласно толкуют поклонение Богу в «Духе и Истине» как поклонение именно церковное.
Святые отцы и учителя Церкви толкуют поклонение Богу в «Духе и Истине» как поклонение именно церковное
Мало того, мы можем сделать вывод, что, говоря о поклонении Богу «в Духе и Истине», Господь раскрывает учение о новозаветной Церкви, которая обладает двуединым существованием – во Христе и в Святом Духе. В богословии это называется христологическим и пневматологическим аспектами существования Церкви.
Единство Церкви во Христе получает свою полноту в Евхаристии. Поэтому и поклонение христиан Отцу Небесному в Истине – воплотившемся Сыне Божием – исполняется совершенным образом в Причастии верных Телу и Крови Христовых. По этой причине и сама Церковь называется Телом Христовым.
Таинства и богослужение
Начало поклонения Богу в Духе Святом полагается в таинстве Миропомазания и продолжается во всей жизни христианина, целью которой, по слову преподобного Серафима Саровского, является стяжание Святого Духа.
Таким образом, поклонение «в духе и истине» непосредственным образом связано с церковными таинствами, а, следовательно – с богослужением. Поэтому вполне логично выглядит вывод, к которому пришел епископ Михаил (Лузин): «Идея христианского богослужения сим, очевидно, не уничтожается, поскольку оно есть выражение поклонения Богу в духе и истине; это духовное поклонение должно иметь свои внешние формы, как воплощение духа, но не в формах здесь сущность».
Поклонение «в духе и истине» связано с церковными таинствами, а, следовательно – с богослужением
Краткий обзор приведенных здесь толкований позволяет увидеть их неразрывную связь. Поклонение Богу Отцу «в духе и истине» есть поклонение в Святом Духе и в воплотившемся Сыне Божием. Оно совершается в Церкви посредством церковных таинств и богослужения, прежде всего – в таинствах Миропомазания и Причастия, которые невозможны без таинства Крещения. Поклонение это выражается в следовании христианина путем добродетелей и догматов, т.е. – в деятельности и созерцании, в верности духу, а не букве евангельского закона, в поклонении Богу в душе на всякое время и во всяком месте, в следовании не «образу и тени», но истинам веры, открывшимся через Боговоплощение.
Что значит поклоняться в духе и истине?
Вопрос
Что значит поклоняться в духе и истине?
Ответ Сипко Ю.К
Поклонение — часть духовной жизни всякого человека. Нет нации, нет народности на земле, в которой бы не существовало божества, которому поклоняется человек. Даже век атеизма в СССР был на самом деле веком религиозного поклонения. Достаточно вспомнить слова популярной песни, которой приветствовали каждый съезд КПСС: «Ленин всегда живой, Ленин всегда с тобой, В горе, в надежде и радости. Ленин в твоей весне, В каждом счастливом дне, Ленин в тебе и во мне»!
Во все времена люди уклонялись от поклонения Богу. Вот что пишет святой апостол Павел в Рим: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце, – называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благословен вовеки. Аминь» (Рим.1:19-25). Такие увлечения, вовсе не безобидны, как мы видим это из слов Послания к римлянам. Наши беды, личные и общенациональные, вовсе не заговор врагов, но результат «поклонения твари вместо Творца». По слову Господа, Дух Святой и сегодня обличает мир во грехе, и это грех неверия в Иисуса, как Господа Спасителя. «И Он, придя, обличит мир о грехе, и о правде, и о суде: о грехе, что не веруют в Меня» (Иоан.16:8,9).
Чтобы показать истинное поклонение, Иисус пришёл на землю, и открыл людям истину о Боге. Вот что говорит Иисус, в беседе с женщиной:
«Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме». Иисус говорит ей: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе этой, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему поклоняетесь, а мы знаем, чему поклоняемся, ибо спасение от иудеев. Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Иоан.4:20 – 23).
Это слово Иисуса прежде всего направляет взор всякого человека к Тому, от Которого всё начало быть, что начало быть! Иисус утверждает, что человек должен поклоняться Богу, который Творец видимых и невидимых миров. Поклоняться Богу, который открылся в единородном Сыне, Иисусе Христе. Помнить Творца. Благоговеть перед Ним. Понимать и признавать и принимать Его власть. Его любовь. Его милосердие. Его долготерпение. Его строгость. Его всемогущество. Его святость. Он открывает нам Бога, как Отца.
Что же значит, поклоняться в духе и истине? Очевидно, что Иисус сказал эти слова иудеям, которые поклонялись в букве закона. Затем апостол Павел скажет: Буква убивает, а дух животворит.
Ещё, прежде Иисус сказал: Бог есть Дух!
Это очень важное основание. В отличие от материального, дух невидим. Часто, даже в религиозном мире, видимые аспекты становятся главными, так как их могут судить все. Часто они и выстраиваются так, чтобы увлечь людей, или удовлетворить людей. В тоже время невидимое, духовное, остаётся неподсудным, скрытым и потому, к сожалению, нередко «полным мёртвых костей», как сказал Иисус.
Посему, очень важно помнить, что наше правильное поклонение начинается с правильного состояния нашего духа! Вам должно родиться от воды и духа. «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1Кор.12:13).
Нужно помнить, что теперь грех человека, самый тяжёлый грех, это неверие в Иисуса Христа!
Истина не нуждается в комментариях. Однако важно, чтобы жизнь наша была жизнью в истине. Поклоняться в истине, что это значит? Возникает искушение некоторые формы поклонения назвать истинными, а некоторые отвергнуть.
Но речь всё таки идёт не только и не столько о формальном поклонении, о служениях Богу в храмах и домах молитвы. Нет ведь никаких указаний в Писании, о том, как входить в храм, как стоять в храме, какие песни петь, где держать руки, что одевать, или какие стулья ставить, или не ставить вообще. Нужны ли музыкальные инструменты, и если нужны, то какие, нужны ли песни, кто их должен писать, как их петь, в каком составе, имеют ли право петь женщины, можно ли рассказывать стихи, и вопросов всё больше и больше. Не об этом речь. Это, по сути, исполнение древней заповеди: «Иисус сказал ему: «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей, и всем разумением твоим. Это первая и наибольшая заповедь; вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матф.22:37-39).
Речь ведь идёт о каждодневном, буквально будничном, житии, когда вся жизнь есть жизнь в истине, и жизнь есть поклонение. Не напрасно ведь Иисус далее говорит: «поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (Иоан.4:21). Так ведь и было, и есть, что поклонение Богу совершалось в катакомбах, на аренах римских цирков, в пустынях и домах римских военачальников. Но само формальное поклонение в собраниях было вершиной поклонения в трудах, в святой жизни, в стойком следовании за Господом. В окружении божеств, божков и идолов, свято и бесстрашно признавать Богом, Бога единого и посланного им Иисуса Христа.
«Я есть путь и истина и жизнь» — вот суть поклонения в духе и истине. Если пребудете во Мне, и слова Мои в Вас пребудут….
Вместо религиозного ритуала, связанного с принесением жертв, с посреднической миссией священников, вводится совершенно новое положение: «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!». Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии» (Рим.8:15,16). Жертва совершеннейшая принесена, искупление совершено, теперь поклонение в духе и истине равно пребыванию в духе и истине.
Поклонение в духе — это состояние, в котором человек совестлив, стыдится делать злое, не может грубить, гордиться, мстить, завидовать. Положение детей Божьих в каждой мелочи жизни – вот поклонение в духе и истине.
Естественно, такое состояние влияет и на формальное поклонение в домах молитвы. Это восхваление жертвы Христа, это пребывание в Его слове, т.е. изучение Писания, познание сути Божьих заповедей, исполнение Его заповедей. Всё это делают Его дети, как дети, которые счастливы, приходить к Отцу, пребывать с Отцом, встречаться друг с другом.
Может быть, точнее всех выразил это апостол Павел: «не я живу, но живёт во мне Христос»!
С уважением, Ю. Сипко.