Что значит признать нежелательной организацией
Что значит признать нежелательной организацией
Об ответственности за осуществление деятельности на территории России нежелательной иностранной или международной неправительственной организации см. ст. 20.33 КоАП РФ и 284.1 УК РФ.
(введена Федеральным законом от 23.05.2015 N 129-ФЗ)
1. Деятельность иностранной или международной неправительственной организации, представляющая угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства, в том числе способствующая либо препятствующая выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме (включая участие в иных формах в избирательных кампаниях, кампаниях референдума, за исключением участия в избирательных кампаниях, кампаниях референдума в качестве иностранных (международных) наблюдателей), может быть признана нежелательной на территории Российской Федерации. Деятельность иностранной или международной неправительственной организации также может быть признана нежелательной на территории Российской Федерации в случае, если в отношении этой организации получены сведения об оказании ею посреднических услуг при проведении операций с денежными средствами и (или) иным имуществом, принадлежащими иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации, в целях осуществления такой организацией деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности или безопасности государства.
(в ред. Федеральных законов от 27.12.2018 N 555-ФЗ, от 28.06.2021 N 230-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Деятельность иностранной или международной неправительственной организации признается нежелательной на территории Российской Федерации со дня обнародования информации об этом в порядке, установленном настоящей статьей.
3. Признание нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации влечет за собой:
1) запрет на создание (открытие) на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранной или международной неправительственной организации и прекращение в определенном законодательством Российской Федерации порядке деятельности ранее созданных (открытых) на территории Российской Федерации таких структурных подразделений;
2) наступление последствий, указанных в статье 3.2 настоящего Федерального закона;
3) запрет на распространение информационных материалов, издаваемых иностранной или международной неправительственной организацией и (или) распространяемых ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также производство или хранение таких материалов в целях распространения;
4) запрет на осуществление на территории Российской Федерации программ (проектов) для иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации;
5) запрет на создание иностранной или международной неправительственной организацией на территории Российской Федерации юридических лиц либо участие в них;
(п. 5 введен Федеральным законом от 28.03.2017 N 35-ФЗ)
6) запрет на участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации за пределами территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации, и российских юридических лиц.
(п. 6 введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 230-ФЗ)
4. Решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.
5. Отмена решения о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.
6. В случае принятия или отмены решения о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации Генеральная прокуратура Российской Федерации информирует об этом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, в целях включения им иностранной или международной неправительственной организации в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации, либо исключения иностранной или международной неправительственной организации из данного перечня.
7. Обнародование информации о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации осуществляется путем размещения перечня иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, и опубликования его в общероссийском периодическом издании, определенном Правительством Российской Федерации.
8. Порядок ведения перечня иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации, включения в него и исключения из него иностранных и международных неправительственных организаций определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.
Памятка по ст. 20.33 КоАП:
«Нежелательные организации»
Статья 20.33 КоАП РФ:
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
За что судят
Ст. 20.33 КоАП РФ предусматривает ответственность за деятельность или участие в деятельности «нежелательной организации».
«Нежелательная организация» — это организация из этого списка. В него Генпрокуратура включила иностранные и международные организации, которые посчитала угрожающими безопасности РФ.
«Участие в деятельности и нарушение запретов»
Понятие «участие» толкуется правоохранительными органами широко. Преследуют не только участников и активистов организации, но и лиц, принявших участие в мероприятиях «нежелательных организаций», сделавших репосты их материалов/постов.
Ответственность
По ст. 20.33 КоАП для граждан предусмотрен только штраф (от 5 до 15 тыс. руб.).
В случае трехкратного нарушения этой нормы грозит уголовная ответственность по ст. 284.1 УК РФ.
Как рассматривается дело и как защищаться
Дело по статье 20.33 КоАП рассматривает мировой суд. Обжалуется решение в районном суде. Материалы оформляет не полиция, а прокуратура — она составляет постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Инструкция по поведению в суде стандартная — «Помоги себе сам».
Шаблоны с правовой позицией по данной статье тут:
Срок давности привлечения к ответственности — 2 года.
Благодарим за предоставленные шаблоны юристку Анастасию Буракову
Прокурор разъясняет
Федеральным законом от 28.06.2021 № 230-ФЗ внесены изменения в статью 6 Федерального закона № 115-ФЗ«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 3.1 Федерального закона № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».
Установлено, что деятельность иностранной или международной неправительственной организации может быть признана нежелательной на территории РФ в случае, если в отношении этой организации получены сведения об оказании ею посреднических услуг при проведении операций с денежными средствами, иным имуществом, принадлежащими иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ, в целях осуществления такой организацией деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности или безопасности государства.
Признание нежелательной на территории РФ деятельности иностранной или международной неправительственной организации влечет за собой, в числе прочего, запрет на участие в ее деятельности за пределами территории РФ российских граждан, лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации, и российских юридических лиц.
Указанные изменения в Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» вступили в законную силу с 09.07.2021.
Также в новой редакции изложен пункт 1.2 статьи 3.1 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» согласно которому операция по получению или расходованию некоммерческой организацией денежных средств, иного имущества подлежит обязательному контролю, если такая организация не является органом государственной власти, иным государственным органом, органом управления государственным внебюджетным фондом, государственной корпорацией, государственной компанией, публично-правовой компанией, потребительским кооперативом, государственным (муниципальным) образовательным учреждением, реализующим программы дошкольного, общего образования, товариществом собственников недвижимости, в том числе товариществом собственников жилья, садоводческим и огородническим некоммерческим товариществом, объединением работодателей, зарегистрированной в установленном законом порядке торгово-промышленной палатой.
Кроме того, внесенными изменениями установлено, что получение физическим или юридическим лицом (за исключением кредитной организации), иностранной структурой без образования юридического лица перевода денежных средств подлежит обязательному контролю, если эти денежные средства поступают от плательщика и (или) обслуживающего плательщика банка с территории иностранного государства или административно-территориальной единицы иностранного государства, обладающей самостоятельной правоспособностью, перечень которых утверждается уполномоченным органом.
Указанный перечень относится к информации ограниченного доступа и доводится до кредитных организаций через их личные кабинеты, указанные в статье 3 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в соответствии с порядком, определенным уполномоченным органом по согласованию с Центральным банком Российской Федерации
Указанные изменения в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» вступают в законную силу с 01.10.2021.
Прокуратура
Московской области
Прокуратура Московской области
2 августа 2021, 17:42
О дополнительных мерах по противодействию проникновения на территорию РФ иностранных или международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной
Федеральным законом от 28.06.2021 № 230-ФЗ внесены изменения в статью 6 Федерального закона № 115-ФЗ«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 3.1 Федерального закона № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».
Установлено, что деятельность иностранной или международной неправительственной организации может быть признана нежелательной на территории РФ в случае, если в отношении этой организации получены сведения об оказании ею посреднических услуг при проведении операций с денежными средствами, иным имуществом, принадлежащими иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ, в целях осуществления такой организацией деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности или безопасности государства.
Признание нежелательной на территории РФ деятельности иностранной или международной неправительственной организации влечет за собой, в числе прочего, запрет на участие в ее деятельности за пределами территории РФ российских граждан, лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации, и российских юридических лиц.
Указанные изменения в Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» вступили в законную силу с 09.07.2021.
Также в новой редакции изложен пункт 1.2 статьи 3.1 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» согласно которому операция по получению или расходованию некоммерческой организацией денежных средств, иного имущества подлежит обязательному контролю, если такая организация не является органом государственной власти, иным государственным органом, органом управления государственным внебюджетным фондом, государственной корпорацией, государственной компанией, публично-правовой компанией, потребительским кооперативом, государственным (муниципальным) образовательным учреждением, реализующим программы дошкольного, общего образования, товариществом собственников недвижимости, в том числе товариществом собственников жилья, садоводческим и огородническим некоммерческим товариществом, объединением работодателей, зарегистрированной в установленном законом порядке торгово-промышленной палатой.
Кроме того, внесенными изменениями установлено, что получение физическим или юридическим лицом (за исключением кредитной организации), иностранной структурой без образования юридического лица перевода денежных средств подлежит обязательному контролю, если эти денежные средства поступают от плательщика и (или) обслуживающего плательщика банка с территории иностранного государства или административно-территориальной единицы иностранного государства, обладающей самостоятельной правоспособностью, перечень которых утверждается уполномоченным органом.
Указанный перечень относится к информации ограниченного доступа и доводится до кредитных организаций через их личные кабинеты, указанные в статье 3 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в соответствии с порядком, определенным уполномоченным органом по согласованию с Центральным банком Российской Федерации
Указанные изменения в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» вступают в законную силу с 01.10.2021.
Иноагенты, нежелательные организации и экстремисты: в чем разница и с кем опасно поддерживать связь?
В последнее время много новостей о присвоении разным организациям каких-то непонятных статусов. Одни иноагенты, других называют нежелательными, еще есть экстремистские. То они работают и даже собирают деньги, то их закрывают с серьезными последствиями для руководства и сторонников.
Как быть нам, обычным людям, которые могут разделять взгляды этих организаций, переводить им донаты, обсуждать их в соцсетях или просто читать материалы на их сайтах? С кем можно поддерживать связь и когда она вне закона?
Иноагенты, нежелательные и экстремистские организации — это действительно три разных статуса. Для каждого из них есть отдельные нормы закона и наказания как для руководства и участников, так и для сторонников.
Кто такие иноагенты
Иноагенты — это организации, объединения, СМИ или люди, которые, по мнению государства, делают что-то в интересах других стран или иностранных структур. Это понятно даже из самого термина «иностранный агент». Про иноагентов нет отдельного закона, этот статус включили в разные нормы.
Работа иноагентов в России не запрещена. Они могут вести ту же деятельность, что и до получения статуса, но обязаны выполнять определенные законом требования.
Сотрудничать с иноагентами тоже официально не запрещено: нет никаких проблем, чтобы размещать рекламу у иноагента, перечислять ему деньги или публично разделять взгляды. По крайней мере, совсем закон этого не запрещает.
Иноагенты бывают четырех видов, у каждого свои обязанности.
НКО-иноагент — это некоммерческие организации из реестра Минюста. Они упоминаются в законе об НКО. Иноагентом может быть благотворительная организация или просветительский проект. Обязательное условие: организация получает финансирование из-за рубежа и участвует в политической деятельности.
Политической деятельностью при этом считается не участие в выборах или создание партии, а, например, обеспечение правопорядка, социально-экономического развития, регулирования прав и свобод человека. То есть организация участвует в политической деятельности, если проводит собрания, дискуссии, публично обращается к органам власти и ведет деятельность, направленную на принятие или отмену законов, формирование убеждений.
НОО-иноагент — это незарегистрированное общественное объединение. Это не организация, а просто добровольное, самоуправляемое формирование, которое граждане создали по своей инициативе: фонд, движение, партия. Если такое объединение получает иностранное финансирование и участвует в политической деятельности, оно может попасть в реестр Минюста, в том числе по собственной инициативе. Чтобы НОО присвоили статус иноагента, достаточно иностранного гранта и проведения круглых столов.
Реестра НОО-иноагентов пока нет — приказ о его ведении появился только в начале июня 2021 года.
Физлицо-иноагент — это любой человек с гражданством РФ или без него, который получает деньги из-за рубежа и занимается в России политической деятельностью в интересах другой страны. При совпадении таких условий нужно подать заявление о включении в список иноагентов, то есть внести самого себя в реестр Минюста. Или это сделают принудительно.
Такие иноагенты обязаны отчитываться о своей деятельности, расходах денег из иностранных источников и, конечно, указывать свой статус. Еще им запрещено занимать должности в госорганах.
Реестр физлиц-иноагентов тоже еще в процессе создания, а пока таких людей вносили в другой перечень — СМИ. Так тоже можно.
СМИ-иноагент — это иностранное средство массовой информации. В реестр Минюста могут попасть как зарегистрированные СМИ, так и люди. Все они должны маркировать свои материалы по установленным правилам.
Реестр СМИ-иноагентов ведется с 2017 года. В 2021 году в него попали «Медуза» и VTimes. Второе издание уже закрылось.
Если вы хотите перечислить иноагенту деньги, читать его материалы или репостить их в своих соцсетях, это вроде бы законно. Но никто не гарантирует, что какое-то упоминание, поддержка или организационная помощь не будет расцениваться как самостоятельная деятельность иноагента. То есть вы лично можете получить статус иностранного агента, если получаете деньги или поддержку из-за границы и как-то помогаете другим иноагентам. Если иностранного финансирования или поддержки деятельности нет, то статус иноагента присвоить нельзя, даже если вы переводите деньги другим иноагентам.
Вывод для обычных людей без признаков иноагентов. Читать «Медузу» законно, перечислять деньги центру «Насилию-нет» не запрещено, репостить цитаты «Радио Свобода» уголовно не наказуемо, поздравлять Льва Пономарева с днем рождения можно без упоминания его статуса иноагента. Хотя у всех перечисленных этот статус есть и теоретически может появиться у вас тоже.
Запрет на профессию: о чем говорит признание «Проекта» нежелательной организацией
Нежелательных организаций становится все больше. Первая появилась ровно шесть лет назад. Затем на протяжении пяти лет список пополнялся максимум четырьмя организациями в год. За последние полтора года произошел резкий рост — список вырос с 22 до 41 организации. Однако Project Media Inc., учредитель издания «Проект», — это первая медиаструктура, признанная в России нежелательной.
Враги по периметру
Институт нежелательных организаций появился как инструмент внешней политики России весной 2015 года. Это были контрмеры в ответ на «крымские» санкции США. Формально нормы о нежелательных организациях были включены в Закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям прав граждан России» (так называемый закон Димы Яковлева). Его приняли в декабре 2012 года в ответ на Акт Магнитского — такой же рамочный закон США, сформировавший «список Магнитского» — перечень россиян, в основном чиновников и близких к власти предпринимателей, которым запрещен въезд в США и ведение каких-либо дел с американскими гражданами и компаниями.
По сути, перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории России, — это и есть зеркальный ответ на «список Магнитского».
Сейчас подросший перечень Минюста демонстрирует изгибы российской внешней политики в последние пять лет. Открывает его группа американских фондов, которые ранее финансировали проекты в России. Спустя два года в списке появляется английская структура Михаила Ходорковского — по сути, первая организация с российскими корнями. В 2018 году, после президентских выборов в России, нежелательными стали европейские организации, наблюдающие за голосованием, затем «Всемирный конгресс украинцев».
В 2020 году, явно в угоду китайским товарищам, в перечень нежелательных вошло сразу семь организаций, активно критикующих власти Китая.
Обострение отношений с Евросоюзом, и особенно с Германией, впервые привело к объявлению нежелательными трех немецких организаций уже в мае этого года. Среди них выделяется многолетняя программа стажировок и взаимных поездок студентов из России и Германии. Поиск нежелательных организаций в сфере образования продолжился запретом американского Бард-колледжа и Оксфордского фонда из Великобритании.
Наказание для нежелательных
Project Media Inc. пока даже нет в списке Минюста. Процедура здесь такова: Генпрокуратура по согласованию с МИДом признает иностранную или международную организацию угрожающей национальной безопасности России и объявляет ее нежелательной. Затем Минюст вносит ее в соответствующий перечень, после чего наступают юридические последствия. Обычно этот лаг составляет несколько дней. За это время банки должны внести организацию в запретный список для любых транзакций, а сама организация — прекратить свою деятельность. Нарушения повлекут санкции: за участие в деятельности нежелательной организации предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от 5000 до 15 000 рублей (статья 20.33 КоАП). Причем с июля 2021 года российским гражданам запрещено участие в деятельности нежелательной организации даже за пределами России. То есть условный россиянин не может устроиться на работу в Фонд Сороса в Нью-Йорке без риска попасть под суд у себя дома.
В случае повторного нарушения в течение года после первого штрафа за участие в деятельности нежелательной организации наступает уголовная ответственность (часть 1 статьи 284.1 УК). Такая судебная практика есть. Преступление это средней тяжести, по нему возможно и содержание под стражей, и домашний арест, как это было с Анастасией Шевченко в Ростове-на-Дону. Прокурор просил для нее пять лет колонии, суд назначил четыре года условно, притом что до этого она два года провела под домашним арестом. То есть фактически шесть лет ограничения свободы и поражения в правах.
Руководство деятельностью нежелательной организации в России, а также сбор и перевод денежных средств ей образуют состав преступления сразу, без предварительной административки. Пока прецедентов уголовных дел за это нет. Применительно к «Проекту» под риском уголовного преследования теперь находятся руководители — главред и его заместители, журналисты, авторы колонок, люди, переводящие пожертвования. Строго говоря, даже размещение ссылок на прежние расследования «Проекта» могут быть расценены как участие в деятельности нежелательной организации. По крайней мере, именно за это в основном штрафовали сторонников «Открытой России» — за публикации видео, постов и ссылок с упоминанием организации или с ее символикой. Более того, полицейская и судебная практика идет по пути признания длящимися нарушениями даже ранее размещенные в интернете ссылки на публикации. Другими словами, старые посты и ссылки на публикации «Проекта» в социальных сетях могут стать основанием для протокола за участие в деятельности нежелательной организации. В отличие от Уголовного кодекса КоАП трактует доступность ссылок как продолжение распространения незаконного контента.
Обязанности агентов
Тут нужно напомнить, как развивалось давление на главреда «Проекта» Романа Баданина (признан иноагентом). В 2017 году полиция в Петербурге возбудила уголовное дело о клевете на местного предпринимателя Илью Трабера из-за расследования, опубликованного телеканалом «Дождь» под авторством Баданина. Тогда, после серии допросов, дело затихло, но в конце июня этого года на следующий день после публикации «Проектом» расследования о министре внутренних дел России Владимире Колокольцеве в рамках этого же дела прошла новая серия обысков и допросов. У главреда «Проекта», его заместителя и авторов текста были изъяты компьютеры, их допросили в качестве свидетелей, но каких-либо обвинений предъявлено не было. Интересно, что следственные действия проводились по уголовному делу, срок давности по которому давно истек. После обысков «Проект» продолжил публиковать расследования и спустя две недели был признан угрожающим национальной безопасности, а основные члены его команды — иностранными агентами.
На журналистов, включенных в список агентов, теперь возлагается набор весьма обременительных обязанностей:
С соблюдением этих условий журналисты могут продолжать деятельность, но уже не в рамках «Проекта».
Теоретически из обоих списков можно выйти. Есть практика исключения некоммерческих организаций из перечня иностранных агентов — по прошествии года при условии отсутствия получения иностранных средств. Правда, СМИ-агенты пока не исключались, как и нежелательные организации. Никому не удавалось оспорить ни тот, ни другой статус в судах — они в 100% случаев признавали включение в реестры законным, а процессов таких было уже несколько десятков.
Фактически впервые в России деятельность конкретного СМИ была просто запрещена под угрозой уголовного преследования журналистов в случае продолжения профессиональной деятельности. Вкупе с обысками у главного редактора «Важных историй» Романа Анина, еще одного расследовательского проекта, это выглядит криминализацией целого направления в журналистике. Причем именно расследовательская журналистика в последние годы чуть ли не единственный формат работы СМИ, продолжавший активно развиваться в России.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора