Что значит признаки сказки сестрица аленушка и братец иванушка
По каким признакам можно назвать сказку о сестрице Аленушке волшебной?
Задание по литературе для 3 класса Обсудите с другом. По каким признакам можно назвать сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» волшебной?
Даже детям младшего школьного возраста понятны некоторые признаки в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», по которым можно назвать сказку волшебной.
Волшебство присутствует практически в каждом эпизоде, где творит свои колдовские делишки злая ведьма. Одно её существование среди людей, это уже волшебство, так как ведьм не бывает на самом деле.
Признаки волшебства в сказке ещё и то, что козлёночек разговаривает человеческим языком, а утопленная сестра ему отвечает, так не бывает на самом деле.
Главное и самое приятное волшебство, как и во многих народных сказках, это счастливый конец и победа добра над злом. Злая ведьма наказана, а Алёнушка спасена и ожила на радость всем, козлёнок тоже обернулся и вновь стал братцем Иванушкой.
Главным признаком волшебной сказки, который мы можем отыскать в сказке про сестрицу Аленушку будет волшебное превращение ее братца, Иванушки. Такие превращения характерны именно для волшебных сказок. Ну а потом, мы видим торжество добра в конце сказки, когда зло в лице ведьмы наказано, а добро в лице Аленушки и Иванушки торжествует. Разрешенный конфликт между добром и злом обязательно будет иметь место в любой волшебной сказке.
Сказка о сестрице Аленушке и братце Иванушке относится к волшебным сказкам.
Почему? В этой сказке то и дело происходит настоящая магия и волшебство:
Также для волшебных сказок характерен ярко выраженный конфликт добра и зла, что также имеет место быть в этой сказке.
Сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» можно назвать волшебной по следующим признакам:
В сказке происходит то, чего на самом деле не может быть.
Не может мальчик превратиться в козлёнка, как Братец Иванушка;
Не может человек ожить после смерти, как это случилось с Сестрицей Алёнушкой;
Не может один человек превратиться в другого, только в сказке Ведьма превратилась в Алёнушку;
Не может Козлёнок разговаривать человеческим голосом.
Посмотрим, какие же признаки волшебной сказки можно обнаружить в сказке «Сестрица Аленушка».
Волшебные превращение есть в этой сказке? Конечно есть. Братец Иванушка становится козленочком, когда попил из копытца. Потом обратно превращается в мальчика. Сестрица Аленушка тонет, и оживает.
Что еще здесь волшебного? Присутствие злой ведьмы несомненно. Потому что для волшебных сказок обязательным условием оказывается борьба добра со злом, а зло здесь как раз ведьмой и представлено. причем добро обязательно побеждает и ведьма сурово наказана.
Сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» можно назвать волшебной по следующим признакам:
Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» несомненно волшебная сказка. Волшебства в ней много, они начинаются от начала сказки и продолжаются до конца. В начале сказки Иванушка, не послушавшись запрета сестрицы пьет воду из козьего копытца и превращается в козлёночка. Это волшебное действие, в нашей реальной жизни такого не происходит. Далее, когда сестрицу Алёнушку топит в реке ведьма, она разговаривает оттуда с козлёночком Иванушкой. Ведьма сама тоже представляет из себя героиню волшебной сказки. Хотя сейчас много развелось людей, утверждающих, что они потомственные ведьмы, но все-таки они не сказочные ведьмы, а просто люди. Затем в конце сказки Алёнушка, когда её достают из реки оживает. Иванушка от радости перекидывается через голову и оборачивается снова мальчиком Иванушкой. Это несомненно доказательства, что это волшебная сказка.
Нравственный смысл сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Кто записал сказку
Одной из самых любимых сказок нашего народа можно назвать краткую, но изобилующую сюжетными элементами «Сказку о сестрице Аленушке и братце Иванушке». В сборнике собирателя русского фольклора А. Н. Афанасьева записано целых четыре варианта сказки (том 3, «Народные русские сказки», А. Н. Афанасьев, №260-263), которые собраны в различных уголках России.
Однако сюжет сказки нельзя назвать уникальным или чисто славянским, т. к. схожие мотивы встречаются в сказках других народов. Так, в международном классификаторе сюжетов фольклорной сказки Аарне – Томпсона под типом №450 записано:
Братец и сестрица: брат превращается в козленочка, живет с сестрой в лесу; царь женится на ней; мачеха топит ее и заменяет своей родной дочерью, козленочка хотят зарезать; все выясняется (Н.П. Андреев «Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне»).
Самой популярной в настоящее время можно назвать версию этой сказки, обработанную А. Толстым, которая не сильно отличается от инварианта.
Сестрица и братец – образ полноты друг в друге
Почти во всех версиях русской сказки сестрица Аленушка и братец Иванушка – сироты. Это означает, что помощи от родителей героям ждать не стоит, т. е. рассчитывать они должны друг на друга, что в сказке и происходит. А Царь (или купец в других вариантах) предлагает свою помощь сам.
Герои обязательно называются сестрица и братец, т.е. подчеркивается их первостепенная важность друг для друга. Иными словами они являются сопомощниками.
Оба героя обладают именами. Это тоже немаловажная деталь в сказках. Например, в сказке Александра Сергеевича Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях» имена есть только у положительных персонажей. В рассматриваемой сказке – аналогично.
Образ Аленушки
Главным положительным героем сказки является Аленушка. Через ее образ передается ментальное представление народа о главных достоинствах девушки: кротости, смиренности, милостивости, отзывчивости. Тем самым изображается основополагающая христианская добродетель – любовь. Именно такие аллюзии возникают при раскрытии образа Аленушки. Неслучайно Аленушка является старшей сестрой, что подразумевает ее ответственность за младшего брата.
Для создания образа героя важное значение имеет его появление или то, чем он занимается. Как наши герои появляются в сказке? В некоторых вариантах они идут на работу, в других – странствуют. Здесь можно отметить то, что герои не являются праздными. В случае с работой понятно почему, а странствие ведь тоже своего рода труд, только другого характера – поиск спасения от беды или справедливости. Таким образом перед нами возникает образ девушки, которая уповает на свои силы и на промысел Божий, при этом со смирением приняла потерю родителей и став, по сути, матерью для младшего брата.
Аленушка – это прежде всего любовь, которая является главной добродетелью, так коннотационно можно объяснить почему именно сестра в сказке является старшей. Помните слова апостола Павла:
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. (Кор. 13:13)
Нравственный проступок Иванушки
Итак, как проявляется образ второго героя сказки. Братец Иванушка постоянно просит сестру разрешения напиться воды из лужицы. Заметим, что сначала братец спрашивает сестрицу, т. е. действует по послушанию и не позволяет себе ослушаться когда проходил мимо следа копытца теленочка и жеребеночка. Не удержался он только перед козьим копытцем. Вспомним, что олицетворяет собою козел.
В толковании на Евангелие Святитель Григорий Палама писал следующее:
«Козлищами» же Он именует грешников, как наглых и беспутных и сбрасываемых с обрывов греха. И первых (овец – прим. авт.), как делающих правые дела, Он поставит по правую сторону, а тех, которые не таковы, как оные, – на левую сторону.
Получается, если козел олицетворение зла, то Иванушка не выдержал самого трудного испытания. Это можно назвать крайней точкой нравственного падения Иванушки, т. к. дальше будет подъем.
Итак, что плохого совершил Иванушка? Томимый жаждою, не послушался сестру, испив из грязного источника. Он проявил своеволие, за которое был наказан. Но это обусловлено какой-то коренной причиной, скорее всего, эгоизмом и упрямством. Трижды Аленушка вразумляла братца, но в итоге он ослушался. Какой урок хотел нам показать древний сказатель? Вроде бы, Иванушка сделал такой маленький проступок, всего лишь попил из копытца. Но важно понять главное, что, за казалось бы, за маленьким послаблением или озорством или другим малым злом может оказаться огромная бездна других более серьезных злодеяний. Вот и получается в сказке: всего лишь попил из копытца, а вид человеческий потерял.
Но нет такого падения, после которого невозможно подняться. Любой проступок, который губит в нас человеческое, можно исправить в корне изменив отношение к нему. Так, в дальнейшем повествовании сказки мы видим исправление Иванушки.
Какая реакция Аленушки на то что Иванушка ослушался и стал козленочком? Она могла впасть в отчаяние и убежать, озлобившись на брата. Но она поступила истинно кротко: «…обвязала его шёлковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет…».
Но терпящий, претерпит до конца… После случившегося, Аленушке и Иванушке выпадает еще одно испытание, которое в итоге оказывается для них спасительным.
Роль колдуньи
Почему колдунья извела Аленушку? Что ей руководило? Разве она не могла очаровать Царя раньше? Конечно могла. Но каким духом руководима губительница? Непомерная злоба и зависть овладели ею. Будучи воплощением зла, она не могла просто так смотреть на человеческое счастье. Сначала она извела Аленушку, но на этом не остановилась, задумав погубить и козленочка. Она наверняка знала что козленочек – это заколдованный Иванушка и пыталась избавиться от него. Остановилась бы она на этом? Как известно, зло не имеет предела удовлетворения, оно постарается погубить все вокруг себя. Наверное, избавившись от козленочка, колдунья захотела бы и завладеть всем богатством Царя (купца)…
Исправление Иванушки
Мы упомянули об исправлении Иванушки. В чем оно выразилось? Козленочек узнал, что злая колдунья хочет его погубить. Как он мог отреагировать? Он мог убежать, мог просить колдунью не делать этого, исполнив все что та попросит. Но Иванушка, вместо этого, бегает на пруд и зовет сестрицу. Может показаться, безнадежно, т. к. по сути, он обращается к утопленнице. Но, значит, его вера была настолько сильна, что даже сестрицу, лежавшей на дне пруда – оживила. Таким образом, Иванушка, хоть и совершил страшный поступок непослушания, спасся живой верой. Он знал, что за ним правда, поэтому, совершая, казалось бы, безумные вещи (бегает и зовет утопленницу), Иванушка совершает спасение и свое, и сестрицы. Если Аленушка – это образ любви, то Иванушка олицетворяет собою два других качества – веру и надежду…
Подоплека
Если провести параллели с нашей духовной жизнью, то окажется, что посыл этой сказки направлен не столько на нравственное осуждение непослушания, сколько на закреплении понимания того, что вера в Истину спасает человека. Такая вера придает человеку уверенность в правде: «не в силе Бог, а в правде Божьей».
Мы писали, что Аленушка олицетворяет собою христианскую любовь, которую часто называют неиссякающим источником… Разве могла она не спастись в конце сказки? Конечно же нет. Спасение Аленушки и Иванушки являет собою соединение главных добродетелей – веры, надежды, любви, но любовь из них больше…
Презентации к уроку
Цель урока: обнаружить закономерности сказочного жанра.
1. Организационный момент
Прозвенел сейчас звонок:
Начинается урок
Наступает тишина
Сказка в гости к нам пришла.
– О чем сегодня пойдет речь на уроке?
– Как вы понимаете эти строчки?
Презентация 1. Слайд №1.
«Сказка ложь, да в ней намёк.
Добрым молодцам урок»
Презентация 1. Слайд №2.
– Какое произведение мы называем «сказка»? (Сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.)
– Какие сказки мы читали? (Русские народные сказки: «Кузьма скоробогатый», «Кот, лиса и петух», «Лиса и кот» … Литературные сказки (авторские): «Кот в сапогах» Ш.Перро, Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин, «Откуда у кита такая глотка» Р. Киплинг, «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки)
– Что их объединяет? (Русские народные сказки)
– Разделите их на две группы (Волшебные и сказки о животных)
Презентация 1. Слайд №3
– Давайте вспомним героев (персонажей) волшебной сказки
Презентация 1. Слайд №4
Заступник
Злодей (В качестве врагов – фантастические существа: Змей, Кощей, Лихо Одноглазое, Баба-Яга,…)
Страдалец (это положительные герои: Иванушка дурачок, Марья Моревна, гонимая сиротка…)
Чудесные помощники: (тотемные)( Конь, добрая старушка, лягушка, коровушка, …)
– Что ещё характерно для волшебных сказок?
Чудесные предметы: кошелёк-самотряс, скатерть-самобранка, дубинка-самобойка, гусли- самогуды…)
Презентация 1. Слайд №5
– Давайте вспомним как построена сказка.
– По каким «сказочным премудростям» можно узнать сказку
Презентация 1. Слайд №6
1. Постоянные эпитеты (Иван-Царевич, добрый молодец, красно-солнышко
2. Троекратные повторы (за тридевять земель, в тридевятое царство, три сестры, три испытания…)
3. Повторы слов в разных частях сказки
4. «Формулы» – особые слова, которые повторяются из сказки в сказку (конь бежит, земля дрожит; что Иван-Царевич не весел, буйну голову повесил; не горюй, ложись спать, утро вечера мудренее).
– Для чего все эти особые подсказки народ придумал (для того, чтобы было легко запоминать, рассказывать)
– Можно ли сказать, что слова «сказка» и «рассказ» синонимы?
– «Собиратель» сказок и «сказочник» (бахарь) одно и то же?
– Одинаковые ли это вещи – читать сказки и рассказывать?
II. Откройте учебник
– Прочитайте вступительное слово автора учебника (сказка будет прозаическая, напевная, печальная)
Презентация 1. Слайд №7
– Как вы понимаете слова автора?
– К какой сказке эта иллюстрация?
– Кто автор?
– На какие вопросы нам предстоит ответить при работе с этой сказкой?
Презентация 1. Слайд №8
1) Особенности русской народной сказки.
2) Определить к какой группе относится эта сказка.
III. Чтение сказки (Презентация 2)
– Почему автор сравнивает эту сказку с печальной песней?
– Найдите те моменты, которые очень похожи на песню.
– Есть ли здесь рифма, как в песне?
– Тогда почему она звучит напевно? (Здесь непривычный порядок слов, прилагательные стоят в конце строк)
– Такой прием в литературе называется инверсия. Этот прием характерен для русских народных сказок
– Проведем эксперимент. Изменим порядок слов так, чтобы он стал свойственным обыденной речи.
– Что вы заметили? (Исчезла напевность)
– Почему автор учебника называет её печальной? (Много несчастий преследует брата и сестру)
Сначала остались одни-одинёшеньки
Иванушка превратился в козлёночка
Ведьма топит Алёнушку
Ведьма хочет зарезать козлёночка
IV. Физкультминутка
V. Анализ произведения
– Определите вид сказки. (Волшебная)
Презентация 1. Слайды № 9-14
– А есть ли в этой сказке повторы (Шли-шли, жить-поживать, одни-одинёшеньки, подумала-подумала)
– Вернёмся к названию сказки. Что вы заметили? (Слова употреблены в ласкательной форме)
– Есть ли в этой сказке ещё слова в такой форме. Назовите.
– Назовите, какие особенности волшебной сказки мы нашли?
Презентация 1. Слайд №15
1. Зачин и счастливая концовка
2. Повторы слов и ситуаций
3. Уход из дома
4. Испытание
5. Превращения
6. Магия числа 3
7. Особая народная лексика
– Как в сказке показано, что добро побеждает зло?
– Чему учит сказка? (Слушаться старших, любить друг друга, не бросать близких в беде)
Презентация 1. Слайд №16
– Согласны ли вы с комментарием автора: очень грустная, но очень красивая сказка?
– Попытаемся заглянуть в глубокий философский смысл сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
История эта о становлении личности человека. В раннем детстве ребенок впитывает в себя знания, правила поведении, образ жизни из окружающего мира. И то, из какого источника он напьется, зависит, кем он станет. Испробует родниковой воды из недр матушки-земли (впитает с молоком матери сказки, песни, любовь к родине) – станет богатырем, а напьется из болотца – станет «козленочком». И такому «козленочку» нужно пройти через трудные жизненные испытания, чтобы стать человеком.
Презентация 1. Слайд № 17
Именно эта сказка вдохновила художника Виктора Васнецова на написание картины «Алёнушка».
– Подумайте, что же роднит картину и сказку?
– Представьте, что случилось, если бы Иванушка ослушался сестру с первого раза.
– Как изменился бы сюжет сказки? Это и есть ваше домашнее задание, а мы на следующем уроке продолжим разговор.
Анализ сказки Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» относится к народному творчеству. Девочка Аленушка очень ответственная, заботливая и любящая. Она спокойная, наивная и безобидная. У Аленушки очень красивая внешность. Братец Иванушка это ее младший брат, он молод, весел и любит баловаться. Он беспечный парень. Однажды не послушав рекомендации сестры, он превратился в козленочка. В сказке есть еще один положительный персонаж – это купец. Он молодой, симпатичный и порядочный человек. Ведьма представлена читателям злой, скверной, жестокой и хитрой старухой.
Аленушка и Иванушка росли без родителей. Однажды в жаркий день они пошли в поле. Иванушка сильно хотел пить и, не послушав предостережение своей сестры Аленушки, испил из копытца. Когда он это сделал, то сразу же превратился в козленка. Аленушка тосковала, она познакомилась с купцом, и они сыграли свадьбу. Ведьма утопила Аленушку, но ее спасли и расколдовали непослушного Иванушку. Конец сказки положительный ведьма была наказана, а остальные герои жили долго и счастливо.
Слушая сказку, ребенок должен понимать, что нужно слушать взрослых людей, а иначе может приключиться беда. Старшие люди больше знают и они знают, что следует делать, а что нет. Они не желают младшим зла, а хотят их направить на путь истинный. Но, малыши не всегда прислушиваются к советам взрослых, поэтому происходят ужасные события.
Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» с детства прививает детям положительные качества и на наглядном примере показывает, к чему может привести баловство. Детки должны расти послушными. Так же из сказки можно понять, что пить грязную воду из лужи очень вредно. Читая произведение, мы понимаем, что нельзя доверять незнакомым людям. В любой ситуации не стоит опускать руки, всегда необходимо надеяться и верить. Благодаря этой поучительной сказке, мы понимаем, что добро всегда сильнее зла.
Братца Иванушку жалко, он не достоин такого наказания. Сестрица Аленушка благодаря своему труду и упорству смогла устроить свою личную жизнь, найти любовь и расколдовать младшего брата.
Алексей Толстой изложил нам на бумаге всеми любимую русскую народную историю, про Аленушку и Иванушку. Братец из-за своего непослушания принес много горя своей сестре. Но она не отчаивалась и делала все, чтобы вернуть Иванушке его прежний облик. Все закончилось хорошо и добрые люди победили злую ведьму.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Популярные сегодня темы
Роман «Идиот» Достоевского известен на весь мир. Его до сих пор читают и инсценируют в театрах и кино не только в России, но и за рубежом. Автор попытался показать, насколько было разложено интеллигентное общество в этот период
Если обратить внимание на ранние произведения Николая Васильевича Гоголя, то можно увидеть, что в них царят романтические умонастроения, надежду на существование идеального человека, что в мире воцарится справедливость
Моя мама самая красивая, чудесная, добрая, умная, милая, творческая, интеллигентная, понимающая, умная, чуткая, вдумчивая, модная, стройная, веселая, озорная и нежная.
Это настоящая сказочная иллюстрация! И тут столько героев… Просто чувствуется, что пир-то на весь мир. Тут палаты, точно, царские! Терем какой-то с красивыми арками, потолками и окнами
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
среда, 19 мая 2021 г.
Ответы на вопросы учебника к сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» для 3 класса
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 27.
1. Что ты узнал об Алёнушке и Иванушке из первых строк сказки?
Дети остались сиротами, после смерти родителей. Алёнушка старше Иванушки. Она работает, чтобы прокормить себя и брата.
2. Прочитайте по ролям эпизод, в котором Иванушка просит Алёнушку водицы напиться. Найди слова, которые помогают понять, что детям было трудно идти в жаркий день и их мучила жажда. Почему эти слова повторяются в сказке несколько раз?
Три раза просил Иванушка позволения напиться из копытца, и три раза повторяются слова: Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает.
Это троекратный повтор, обычный для народных сказок.
Он призван показать, как сильно страдали дети от жажды.
3. Проследи по тексту сказки, какие несчастья случились с Иванушкой и Алёнушкой. Объясни, почему. Как проявили себя герои в несчастьях? Какие строки говорят о том, что сестра и брат любили друг друга?
С детьми случались следующие несчастья:
Алёнушка не бросила козлёночка, Иванушка бегал за помощью к сестре на реку. Они стойко переносили несчастья.
Алёнушка горько плакала, когда брат стал козлёнком. Иванушка-козлёнок повесил голову, не ел, не пил, бегал на реку, когда сестру утопили.
Это говорит о том, что брат и сестра сильно любили друг друга.
4. Перечитай слова козлёночка. Как он звал свою сестру: весело, жалобно, печально? Как отвечала Алёнушка? Обсудите с другом, почему именно с Иванушкой случилась беда.
Алёнушка отвечала с сожалением, она не могла выплыть.
Иванушка стал козлёночком потому что не послушал сестру; потому что был маленьким и не мог терпеть жажду.
5. Кто хотел погубить Алёнушку и Иванушку? Кто и как помог раскрыть обман ведьмы? Почему это удалось?
Детей хотела погубить ведьма.
Обман ведьмы помогли раскрыть Иванушка, который бегал к реке и звал сестру, и слуга, который подслушал мольбу Иванушки.
6. Как в сказке показано, что зло наказывается, а добро побеждает?
Обман ведьмы раскрылся и Алёнушку вытащили из реки. Она ожила, а братец превратился обратно в мальчика.
Так добро победило, а зло было наказано.
7. Расскажи об Алёнушке. Какая она: добрая, ласковая, преданная, доверчивая, злая, грубая, хитрая, жестокая. Объясни, приведи примеры из сказки.
Алёнушка была доброй и красивой девушкой (Купец звал её «Красна девица»; когда она ожила стала краше, чем была).
Она любила брата и много работала («Пошла Алёнушка на работу»).
Она была доверчивой, наивной (Поверила ведьме и пошла купаться).
Она была преданной и всеми силами стремилась вернуться к брату (Иванушка звал сестру, а она с тоской отвечала, что не может вернуться).
8. По каким признакам можно назвать сказку волшебной?
Эта сказка волшебная, потому что:
9. Раздели текст сказки на смысловые части. Озаглавь их.
Пример сложного плана пересказа сказки можно посмотреть, перейдя по ссылке.
Разделим сказку на пять смысловых частей.
Дадим каждой название и запишем эти части в виде плана. По нему можно пересказать сказку, а значит это план.
План пересказа сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» для 3 класса
Пересказ сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Алёнушка и Иванушка остались сиротами. Однажды они шли по полю и стояла страшная жара. Дети очень хотели пить. Иванушка увидел коровье копытце полное воды. Он стал просить позволения напиться. Но Алёнушка строго запретила ему пить. Он послушался.
Не стал Иванушка пить и из лошадиного копытца. Но когда дети дошли до козьего копытца, Иванушка обезумел от жажды и выпил воды.
Он стал козлёночком, а сестра стала горько плакать.
На её счастье, мимо проезжал купец, которому понравилась девушка. Он позвал Алёнушку замуж, а козлёночек стал жить с ними.
Однажды купец уехал, а ведьма заманила Алёнушку на реку и утопила. Ведьма превратилась в Алёнушку и никто, кроме козлёночка, не заметил подмены.
А Иванушка стал бегать на реку и звать сестру. Но Алёнушка отвечала ему, что не может выбраться.
Алёнушку достали и она ожила. Иванушка кувыркнулся и стал мальчиком. Все были счастливы.