Что значит признак предмета
Тема 1. Признаки и свойства предметов
Тема 1. ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ
Совершенно все предметы, окружающие нас, имеют признаки и свойства. Что же такое признак предмета?
Предметы различаются по цвету, по форме, по величине, по назначению, по запаху, по материалу, из которого сделаны и по другим признакам. Чтобы определить признак предмета, можно задать вопрос: какой он?
Давай попробуем выделить существенные (то есть основные) признаки обыкновенной тетради. Расскажи, какая она, тетрадь: из какого материала сделана, какого размера, какой толщины, для чего предназначена? Если ты сумел рассказать о тетради, значит, ты сумел выделить признаки, по которым она отличается, например, от карандаша. Итак, один из основных признаков предмета – это цвет. Цвет мы обозначим так:
И первое, что нам надо повторить, это цвета радуги.
А теперь назови как можно больше предметов:
Посмотри внимательно на картинку и скажи, какие овощи и фрукты раскрашены неверно. Как бы ты их раскрасил?
Ну вот мы и убедились, что с таким признаком предметов, как цвет, ты знаком хорошо.
Следующий важный признак предмета – это форма. Форму мы обозначим так:
Какой формы бывают предметы? Круглые, квадратные, какие еще?
Назови как можно больше предметов:
Посмотри внимательно на стол. Какие из лежащих на нем фруктов и овощей такой формы, как изображено на схеме: и такого цвета: ?
Следующий важный признак предмета – это размер. Размер мы будем обозначать так:
А теперь правильно назови большой и маленький предмет в паре. Например, слон – слоненок.
А теперь попробуй с помощью обозначений обозначить признаки таких предметов: синий кубик, большой красный мяч, высокий желтый дом. Обозначить можно, например, так:
— красное яблоко.
Есть еще очень много признаков предметов. Мы их представили для вас в таблице. С помощью этой таблицы можно обозначить особенности многих предметов.
ТАБЛИЦА ОБОЗНАЧЕНИЙ ПРИЗНАКОВ ПРЕДМЕТОВ
Покажи на рисунке предметы, имеющие запах. Попробуй обозначить их с помощью таблицы.
Мы рассмотрели такие важные признаки предметов, как цвет, форма, размер, ознакомились с таблицей обозначений признаков предметов, попробовали применять эти обозначения. И теперь попробуем выполнить КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ. С ее помощью мы проверим, как ты усвоил материал.
Задание 1. Посмотри внимательно на рисунок и выполни задание. А взрослые, помогающие тебе отвечать на вопросы контрольной работы, занесут твори ответы в специальный бланк ответов.
Задание 2. Отгадай загадки о том, что Нюша купила на базаре?
1 загадка
2 загадка
3 загадка
4. Составь свою загадку о том, что растет в огороде
Задание 3.
Как научить детей определять свойства и признаки предметов?
Худякова Елена Вячеславовна
воспитатель
МБОУ «Аганская ОСШ» дошкольные группы
п. Аган, Нижневартовский район
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ 2019г.
КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ОПРЕДЕЛЯТЬ СВОЙСТВА И ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ?
Что такое предмет?
Предмет – это всевозможные окружающие нас вещи, живые существа, животные, растения, явления природы.
У каждого предмета есть признаки, которые отличают его от другого предмета.
Предметы различаются по цвету, по форме, по величине, по назначению, по материалу, из которого они сделаны и по другим признакам.
Чтобы определить признак предмета, можно задать такие вопросы:
Признак – это наличие или отсутствие свойства у предмета, а также наличие или отсутствие отношения между предметами.
Признак предмета – это то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.
В повседневной жизни мы учим своих детей определять свойства предметов постоянно, сами того не замечая. Мы спрашиваем, обсуждаем и разговариваем с ребенком (какого цвета предмет, какой он формы и т.д.).
Итак, давайте попробуем выделить существенные признаки на примере лимона. Покажите ребенку этот предмет (картинку). Попросите описать его, задавая ему вопросы, если ребенок затрудняется помогите ему. Какого он цвета? «Какой формы?», «Какой он на вкус?», «Какой он на ощупь». Лимон: желтый, овальный, кислый, твердый.
Учим детей выделять признак предмета по форме
Спросите ребенка, какой формы бывают предметы? (овальная, круглая, квадратная, прямоугольная).
Можно предложить ребенку, назвать и показать предметы круглой, овальной, квадратной и прямоугольной формы. Или спросить, на какую фигуру похож предмет.
Учим детей выделять признак предмета по цвету
Можно предложить ребенку, назвать и показать предметы красного, желтого, зеленого и др. цвета.
Спросить ребенка, что бывает зеленым цветом, а голубым? и т.д.
Таким образом, учить ребенка выделять существенные признаки путем сравнения следует поэтапно:
Существует очень много игр и упражнений на формирование приемов выделения признаков объекта. Приведем несколько таких игр.
Цель: развитие активного словаря прилагательных, обозначающих цвет, величину, качественные характеристики животных.
Ход игры: взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.
Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.
Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.
Цель: Уточнять представления детей о величине предметов; учить классифицировать предметы по определённому признаку (величина, цвет, форма); развивать быстроту мышления.
Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, педагог задает вопрос, на который ребёнок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч педагогу. Педагог в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.
3.Игра «Какое это блюдо?»
Цель: формирование в речи детей относительных прилагательных.
Цель: формирование в речи детей относительных прилагательных.
Игра «Скажи иначе»
Цель: расширение словаря антонимов.
5.Игра «Подбери признак»
Цель: согласование прилагательных с существительными.
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ
Слова, обозначающие признак предмета в русском языке, обычно изучают в 1 — 2 классе. Но далеко не все способны вспомнить то, что изучали в начальной школе. Иногда приходится обращаться к дополнительным источникам, чтобы освежить знания.
Что такое признак предмета
Признаком предмета называются его отличительные свойства, описательные слова, дающие объекту характеристику. Подбору подходящих слов способствует наблюдение за различными объектами.
Например: красный мяч. Предмет здесь обозначен словом «мяч», а отличает его от любых других подобных предметов и подчёркивает его уникальность слово «красный», являющееся его признаком.
Объекты могут различаться по цвету, по форме, по размеру, по назначению, по запаху, по вкусу, по материалу, из которого сделаны, по пространственным, временным, эмоциональным и по многим другим качествам.
Часть речи, обозначающая признак предмета
В русском языке признак предмета чаще всего обозначается именем прилагательным, отвечающим на вопросы «Какой?», «Чей?» и другие подобные. В предложениях имя прилагательное играет роль определения.
Прилагательные могут изменяться следующим образом:
по родам – синий, синяя, синее;
по падежам – зелёный, зелёного, зелёному, зелёный, зелёным, о зелёном;
по числам – белый, белые;
по форме (полная или краткая) – красный – красен.
Существуют и другие части речи, описывающие признак предмета: причастие и наречие. По школьной программе с ними ученики знакомятся позже.
Причастие характеризует объект по действию. К нему можно задать вопросы: «Какой?», «Что делающий?», «Что делавший?», «Что сделавший?».
Например: бегущий, кричавший, покрасневший.
Наречие может означать признак действия, объекта или другого признака. Оно отвечает на вопросы: «Как?», «Где?», «Куда?», «Когда?», «Какой?» и другие.
В следующих примерах признаком предмета выступает наречие и находится в связке с именем существительным: шапка (какая?) набекрень, рубашка (какая?) наизнанку.
Примеры слов, обозначающих признак предмета
Как уже было сказано, один и тот же объект может иметь множество характеристик.
Ниже приводятся некоторые примеры слов, обозначающих признак предмета, среди которых есть прилагательные и причастия:
по цвету – белый, зеленоватый, тёмно-красный, ярко-оранжевый, светло-голубой, иссиня-чёрный;
по форме – круглый, квадратный, конусообразный, трапециевидный;
по свойству – хрупкий, хороший, тёплый, явный;
по размеру – большой, увеличенный, уменьшившийся;
по назначению – хирургический, водительские, военно-воздушный, баскетбольный;
по запаху и вкусу – ароматный, пряно-душистый, пахучий, кисло-сладкий;
по материалу изготовления или составу – деревянный, полиэтиленовый, молочный, шоколадный, шерстяной;
по характеру – добрый, скромный, смешливый, грубый;
по действию – бегущий, расстроившийся;
по пространственному отношению – лесной, прибрежный, поволжский, северо-атлантический, подмосковный;
по временному отношению – вчерашний, позапрошлогодний, предрассветный;
по эмоциональной окраске – весёлый, апатичный, гневный, счастливый, равнодушный;
по принадлежности – мамин, дедушкин, кошачий, организационный, федеральный;
по количеству – трёхэтажный, двуногий, пятипалый, раздвоенный, троящийся.
Слова-признаки
Всего получено оценок: 19.
Всего получено оценок: 19.
Во 2 классе вы уже знаете, что у каждого слова есть значение. Слова называют предметы, явления, лица, действия. У всего этого есть признаки. Нам мало знать, что растёт цветок, хочется понять какой он: маленький или большой, синий или красный. Если мы говорим о погоде, то тоже характеризуем её: хорошая, ненастная, ветреная. В русском языке такие слова называют словами-признаками. Ещё они называются прилагательными.
Вопросы, на которые отвечают слова-признаки
Если мы говорим о признаке предмета, то от слова, его называющего, задаём вопрос: мышка (какая?) серая, настроение (какое?) весёлое, урок (какой?) интересный, ученики (какие?) умные. Обратите внимание: во всех примерах вопросы у нас получились разные. Потому что слова, от которых задавался вопрос, употреблены в разных формах числа и рода. Если мышка одна, то и вопрос ед. ч. — какая?
Признаки слов-признаков
Чаще такие слова называют прилагательными. Их основное значение — указывать на признаки слова, которое они характеризуют.
У прилагательных есть характеристики. Они непостоянные, что значит, что этот признак будет меняться в зависимости от слова, от которого задаётся вопрос. Красивая (ж. р.) ваза, красивый (м. р.) пиджак, красивые (мн. ч.) листья. Одно и то же слово может употребляться в том числе и роде, которое требует существительное.
Такие характеристики называются морфологическими признаками. У каждой части речи они свои. А правильное сочетание прилагательного и существительного в речи изучает раздел языка под названием грамматика.
Прилагательные употребляются в той же форме, что и существительные. То есть ставятся в тот же род и число, чтобы наша речь была красивой. Школьник (м. р., ед. ч.) старательный, тетради (мн. ч.) новые.
Слова-признаки помогают нам сравнивать предметы между собой. Если качество выражается в большей или меньшей степени мы говорим: высочайшая гора — самая высокая гора; мельчайшая частица — самая мелкая частица. Когда мы с помощью прилагательных сравниваем что-то, такой признак называется степенью сравнения.
Употребление слов-признаков
Основные признаки, которые характеризуют прилагательные:
Прилагательные делают нашу речь красивее, яснее, разнообразнее. Любое объяснение станет понятнее, если описать признаки. Представьте, друг скажет просто: игра, — вы потребуете уточнить, какая: компьютерная, спортивная, новая, скучная. Хотя, что такое игра, вы прекрасно знаете, без признаков бывает сложно понять друг друга.
По количеству употреблений в речи имена прилагательные занимают третье место, после существительного и глагола. В любой ситуации наш мозг стремится не просто назвать предмет, но оценить его, описать качества.
Что мы узнали?
Слова-признаки отвечают на вопросы: какой? какая? какие?. Характеризуют предмет, явление, человека. Употребляются в форме рода и числа существительного, к которому относятся. Помогают сделать речь красивее.
Русский язык
Обложка урока взята с источника.
План урока:
Части речи, предмет, признак предмета, действие
Посмотри на слова, которые записаны на доске. Раздели их на 3 группы.
Проверь себя. По какому признаку ты разделил слова?
Вспомни, на какой вопрос отвечает каждая группа?
Разберемся с каждой из частой речи подробнее.
Имя существительное
Посмотри на рисунки. Задай вопрос к каждому из них.
Все эти слова являются именами существительными. Название свое они получили за то, что обозначают всякий предмет, который существует в окружающем нас мире.
Распредели слова на 2 столбика: одушевленные и неодушевленные:
собака, медведь, тарелка, хобот, животное, солдат, альбом, избушка, внук, поезд.
Прочитай текст и выбери с какой буквы нужно писать имена существительные.
Сколько предметов могут обозначать существительные?
Измени число существительных.
Глагол как часть речи
Посмотри на записи. Подбери к существительным слова, которые отвечают на вопрос: «что делает?».
Слова, которые ты подобрал, называются глаголы.
Догадайся по действиям, какие предметы могут их совершать.
Также как и существительные, глаголы могут изменяться по числам.
Если глагол обозначает действие одного предмета, то он стоит в единственном числе, а если двух или нескольких – во множественном.
Раздели глаголы на две группы: единственное и множественное число.
Имя прилагательное
Прочитай и сравни два текста. Чем они отличаются друг от друга?
Верно, второй текст помогает более ярко и верно представить то, что случилось с природо
й весной.
Какие именно слова появились во втором тексте? Что они обозначают?
Ранняя, яркое, зимнего, первый, лесной – все эти слова обозначают признак предмета, уточняют его.
Прочитай. Попробуй подобрать к каждому предмету подходящий признак.
Все слова второго столбика – имена прилагательные.
Подбери к каждому предмету прилагательное.
Найди ошибки в прилагательных.
Сегодня ты узнал много нового.
Если усвоишь все новые знания про имя существительное, имя прилагательное и глагол, то твоя речь станет красивой, яркой и грамотной.
Поделиться уроком с друзьями:
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Найди существительное, которое отвечает на вопрос кто?
1) Одуванчик 2) Праздник 3) Облако 4) Тигр
Найди существительное, которое отвечает на вопрос что?
1) Собака 2) Тайга 3) Девочка 4) Комар
Выбери прилагательное, которое подходит к слову тарелка:
1) Мохнатая 2) Глубокая 3) Чистый 4) Сердитая
На какой вопрос отвечает глагол опоздал:
1) Что делать? 2) Что сделала? 3) Что сделать? 4) Что сделал?
В каком предложении части речи употреблены во множественном числе:
1) Распустились первые подснежники 2) Дует сильный ветер 3) Плачет маленький ребёнок 4) Едет зелёный грузовик