Что значит приснопоминаемый в церкви
Приснопамятный в церковной записке
Какие бывают записки в Церковь об упокоении, как они выглядят: виды
Виды записок об упокоении Внешне готовая записка об упокоении практически всем схожа бланком, который используется для просьб о здравии человека. Единственным их различием является черная траурная окантовка. Именно по ней неосведомленные в церковных правилах люди и понимают, какую записку предпочтительнее использовать.
Виды записок об упокоении:
В них поминаются живые крещеные люди.
В них поминаются умершие крещеные люди.
Как правильно подать записку о здравии?
Сугубая молитва о людях, которую священник или дьякон читают вслух во время одной из частей литургии — Сугубой ектинии (молитвенное прошение, произносимых диаконом или священником от лица всех молящихся во время богослужения). Она совершается в дополнение к изъятию частицы из просфоры во время проскомидии. Бывает также о здравии и об упокоении.
Нет, подать записку можно не только для поминания на литургии. Есть особые богослужения, на которых поминаются люди о здравии и упокоении – молебен и панихида. Молебен можно заказать тому или иному святому, если вы хотите попросить его помощи в молитве. А панихида, например, в день, связанный с памятью вашего умершего близкого.
Подается записка о здравии в церковной лавке
После того как записка о здравии будет заполнена, по всем церковным правилам вам надо будет ее отдать. Как правило, делается это в церковной лавке, в которой и покупаются специальные бланки. Чаще всего там сидит простая прихожанка, которая помогает священнику. Она собирает записки всю первую половину дня и перед самим Богослужением отдает их священнослужителю.
В некоторых храмах предусмотрены специальные места, в которых можно оставлять записки о здравии. Человек просто оставляет их там и, помолившись, уходит. Каждый день прошения оттуда забираются и во время Богослужения все имена обязательно зачитываются. Но помните, чтобы ваше прошение было воспринято правильно, подавать его надо, придерживаясь некоторых правил.
Вы всегда должны просить здоровья близким людям со спокойной душой и чистыми мыслями. Помимо этого, не забывайте, что обращаться к Богу пьяным, считается большим грехом. Поэтому по возможности откажитесь от полного употребления спиртных напитков за 3 дня до похода в церковь.
Подаются записки о здравии исключительно за крещеных людей
Церковь придерживается строгих правил в плане того, за кого можно подавать записки о здравии и упокоении, а за кого нельзя. По церковным канонам просить можно только за крещеных людей всех возрастов. Если человек крещен, значит он имеет Ангела Хранителя, который и донесит до Бога все людские молитвы.
А вот за людей, которые не прошли обряд крещения не будет молиться ни одна церковь. Священнослужители аргументирует это тем, что человек не получил церковное имя, а значит Всевышний попросту не будет знать кому посылать Благодать.
Помимо этого, подавать записки нельзя за:
Предлагаем ознакомиться: Значение имени Ева: происхождение, характер, судьба и тайна имени Ева
Для Всевышнего самоубийцы и некрещеные являются грешниками
Среди простых людей бытует мнение что на Радоницу можно просить об упокоении некрещеных и самоубийц. На самом же деле это совсем нет так. Церковь считает, что и одни и другие не могут получить прощение по причине того, что они грешны перед Богом.
Считается что и после смерти они не находят покой, поэтому и дальше продолжают терзаться от нерешенных проблем. Таких людей никогда не отпевают и хоронят в стороне от остальных. Единственное что советуют священнослужители родственникам таких людей, регулярно просить за них прощенья у Бога в домашних молитвах.
Подавать записки об упоении лучше всего в Родительские субботы
Подается запуска об упокоении также, как и записка о здравии либо в церковной лавке, либо в специально отведенном месте. Оставлять ее тоже желательно в первой половине дня и, тогда имя вашего близкого человека обязательно зачитают во время ближайшего Богослужения. Что касается того, кого нельзя упоминать в таких записках, то и в этом случае категорически запрещено вписывать в них некрещеных людей и атеистов, которые не верили в Бога.
Все они являются страшными грешниками, поэтому, вписав их в поминальный лист, вы возьмете на себя часть их греха. О таких людях лучше всего молиться дома и ради списания их души подавать милостыню всем жаждущим помощи. Подавать такие записки лучше в специально отведенные для этого дни.
Подавать записки в Церкви можно перед любым Богослужением
Многих людей интересует вопрос, как часто можно подавать записки о здравии и упокоении. Некоторые православные считают, что слишком часто тревожить Всевышнего нельзя, поэтому обращаются к нему только в том случае, если человек заболел или уже умер. На самом же деле, церковь не ограничивает людей в подании подобных записок.
Ввиду этого, если вам хочется пойти и попросить Бога о своем близком человеке, тогда сделайте это. Но все же при этом, самыми благоприятными днями для обращения к Всевышнему считаются дни рождения и дни имени по церковным Святцам.
Как заказать панихиду?
Богослужение, при котором верующие просят Бога, Богородицу или святых о милости или благодарят за какое-то событие. Молебен можно заказать в церковной лавке и при этом подать записку о здравии. Лучше, конечно, присутствовать на нем самому.
Богослужение, на котором поминают умерших. Панихиды служат по просьбе верующих и в установленные дни поминовения усопших всей Церковью — на Радоницу и родительские субботы. На панихиду пишутся записки об упокоении.
При чтении Псалтири (книга Ветхого Завета, состоит из 150 псалмов-песен) поминаются люди о здравии и упокоении. Это единственный вид поминовения, который происходит не во время богослужения и распространен на территории Русской Православной Церкви как старая традиция. Чаще всего такой вид поминовения есть в монастырях, иногда встречается на приходах. Информацию нужно уточнять в храме или монастыре, в котором хотите заказать поминовение.
Новопреставленный. Что это значит?
Каждый из нас наверняка слышал по отношению к усопшим такие определения, как «новопреставленный» и «приснопоминаемый». Что это означает и до какого времени усопшего следует именовать новопреставленным?
Новопреставленным в православной традиции называют недавно умершего человека в течение сорока дней после его смерти.
Почему именно сорок дней?
Для ответа на этот вопрос следует обратиться к Библии. Возможно, древнейшие корни следует искать в древнеегипетской традиции погребения. Так был похоронен Иаков:
И исполнилось ему [Иакову] сорок дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование, и оплакивали его Египтяне семьдесят дней
Также можно заметить, что число «сорок» вообще в Библии имеет определенное сакральное значение:
Моисей водил евреев по пустыне именно сорок лет.
В течение сорока дней он же беседовал с Богом до получения скрижалей
Христос постился в пустыне именно сорок дней
После Воскресения Христос оставался на земле сорок дней, уча апостолов
как Господь Бог устоял перед дьяволом во время сорокадневного поста и поборол его, так и раб Божий должен устоять перед темными силами, побороть их и обрести благодать в Раю.
Что происходит с душой новопреставленного в течение этого времени?
С третьего по девятый день душа наблюдает красоту и блаженства рая.
Райский сад. Брейгель. 1612 г.
С девятого же по сороковой день душа наблюдает весь ужас ада, муки и страдания грешников.
Ад. Ганс Мемлинг. 1485 г.
Как молиться за новопреставленного?
Согласно православному вероучению, молитвы в течение периода в сорок дней особенно важны. Душа должна пройти мытарства и не может молиться самостоятельно, молитвы же близких людей облегчают прохождение испытаний. Усердными молитвами можно спасти от ада даже самые заблудшие души.
Можно читать родственникам, но лучше позвать священника.
Потом, уже в церкви, по новопреставленному служат панихиду (молебен по умершему). Заказывать в церкви панихиду желательно три раза: над телом усопшего, на третий и на сороковой день.
Иногда вместо панихиды служат литию — сокращенный вариант панихиды. Если панихида длится по времени 40-50 минут, то лития — не более 15.
Дома родным и близким необходимо читать Псалтырь. Двадцать глав-кафизм как раз предполагается прочесть за сорок дней. Кроме того, дома обязательно нужно читать особую молитву за новопреставленного.
Молитва за новопреставленного:
Близкие должны читать ее самостоятельно в любое свободное время.
По желанию можно читать специальную молитву за усопших. Выделяют отдельные молитвы о супругах, родителях, детях. Кроме того, отдельные молитвы есть о некрещеных и самоубийцах. Хотя можно обойтись и обычной, но пренебрегать этими молитвами все-таки не стоит. Найти их можно в любом православном молитвослове.
Канун в церкви
Кануном (или канунником, также используется название “поминальный стол”) называют специальный стол в церкви, где расположено Распятие и куда нужно ставить свечи об упокоении и приношения для поминовения.
Что кладут на канун в церкви? На канун можно положить продукты для поминовения усопших. Как правило, кладут муку, хлеб, сахар, реже — овощи и рыбу, в отсутствие поста не возбраняется класть скоромную пищу, например, яйца или молоко.
Можно положить масло для лампад и воск для свечей. Жесткая регламентация приношений отсутствует, единственное строгое исключение — мясо, его ни в коем случае приносить нельзя: в православной традиции приношение может быть только бескровным.
Принесенные продукты потом раздаются священнослужителям и работникам храма, а если есть возможность, то беднякам. Вместе с продуктами обычно кладут записку с именем усопшего, которого необходимо помянуть за упокой. Потом, во время трапезы, священнослужители обязательно помянут усопшего.
Что значит “приснопоминаемый”?
Православная Жизнь
Для чего мы подаем записки с именами о здравии и об упокоении в алтарь?
Заказная литургия, Неусыпаемая Псалтирь, панихида, сорокоуст — что означают эти слова? Когда какую службу можно заказывать? Как убедиться, что твою записку точно прочитали?
В чём сила молитв о других?
Вначале давайте разберемся, для чего вообще мы пишем поминальные записки или заполняем книжечки (помянники) с именами живых или усопших родственников или знакомых. Записка говорит о нашем желании помянуть дома и никого не забыть во время чтения утренних молитв или о нашей просьбе помолиться о ком-то в храме во время литургии, молебна или других богослужений.
О том, какую силу имеют молитвы о других, мы неоднократно читаем в Священном Писании. Давайте вспомним чудо превращения воды в вино на свадебном пире в Кане Галилейской (Ин. 2:1-11); чудо исцеления слуги сотника из Капернаума (Мф. 8:5-13); чудо исцеления парализованного человека, которого друзья на носилках спустили через разобранную крышу к Иисусу Христу (Мк. 2:1-12). В каждом из этих случаев кто-то ходатайствовал перед Господом, то есть молился, за других людей. В частности, это были просьбы Богородицы, сотника и четырёх друзей.
Обращаясь к Богу с различными прошениями о других людях, мы совершаем молитву предстояния. То есть мы берём на себя дерзновение просить Бога не о собственных нуждах, а о спасении близких нам людей.
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя», — говорил Иисус Христос (Мф. 22:37-39). Молитва о других — это и есть проявление любви к ближнему.
«Плодоносящая» или «непраздная»?
В записках, подаваемых в храме, мы пишем имена людей, крещённых в Православной Церкви. Имена указываем в родительном падеже (о здравии кого?) и в соответствии с полным именем святого, данным при Крещении (Марии, а не Маши; Георгия, а не Егорки; Александра, а не Саши или Шуры).
Вначале указываем имена представителей духовенства с указанием сана (протоиерея Иоанна, а не отца Ивана; схимонахини Елисаветы, а не матушки Лизы), а затем — имена мирян.
Перед именем можно написать «болящего», «путешествующего», «воина», если такие определения относятся к поминаемому человеку. Беременную по-церковнославянски мы называем «непраздная», хотя часто встречается надпись «плодоносящая», и это неправильно. Плодоносящими и добродеющими называют тех, кто приносит в храм и жертвует различные приношения (раньше это были плоды урожая), и тех, кто помогает храму или трудится в нём.
Как помянуть Ихтиандра или Изауру?
Сложность возникает в том случае, если человек носит имя, которого нет в православных святцах. И это не обязательно экзотические или совсем уж «не наши» имена (Звездина, Ихтиандр, Изаура). Многие с удивлением узнают, что в православном календаре нет и вроде бы «обычных» имён: Артур, Руслан, Анжела, Алина, Олеся.
Хорошо, если у человека сохранилось свидетельство о Крещении, куда должно быть вписано крещальное имя. А если нет, но человек точно знает, что его в детстве крестили? В этом случае нужно обратиться к священнику, который подскажет, как изменить имя. Обычно либо над ним читают молитву имянаречения, либо человек приходит на Исповедь и Причастие, где его называют уже другим именем.
Алина, например, после этого может стать Ангелиной или Еленой; Олеся — Александрой; Руслан — Рустиком, и так далее.
Нужно ли молиться за святого Николая?
В церковных молитвах об упокоении мы не поминаем самоубийц, которые добровольно лишили себя главного дара, полученного от Господа, — своей жизни.
В течение 40 дней после смерти (начиная с самого дня упокоения) мы называем усопшего «новопреставленным», то есть представшим перед Господом. Неправильно писать «вновь представленного», ведь это будет означать, что человек уже когда-то умирал, потом воскрес, а теперь умер еще раз.
«Приснопоминаемым» мы называем усопшего в особые дни его памяти: день рождения, день смерти, именины. Обычно сокращенно перед именем пишут «п/п».
Молясь за усопшего священнослужителя, мы по-прежнему указываем его сан: Блаженнейший митрополит Владимир, новопреставленный протоиерей Димитрий.
В записку об упокоении не нужно вписывать имена святых («об упокоении святого Николая»). Канонизируя того или иного подвижника благочестия, Церковь выражает уверенность, что их души уже достигли Царства Небесного. Поэтому святые молятся о нас на небесах.
Чем отличаются разные службы?
Допустим, мы уже написали поминальные записки. Как теперь выбрать, на какой именно вид богослужения их подать? На литургию, Псалтирь или молебен?
В каждой местности традиции служб и их названия могут немного отличаться. Литургию еще называют Обедней или Бескровной Жертвой. Поэтому перед тем, как подавать записку, уточните у дежурного по иконной лавке, какой именно смысл вкладывают в название службы в данном храме. Кто и когда будет читать вашу записку? Будут ли вынимать из просфоры частичку за каждое имя?
Заказная литургия. Важнейшая христианская служба — литургия, во время которой хлеб и вино становятся Истинным Телом и Истинной Кровью Христовыми. Святые отцы называют этот процесс преложением или претворением Святых Даров.
Во время первой части литургии — проскомидии — священник читает заказные записки и вынимает из просфор частички о здравии и упокоении, по одной частичке за каждое имя. Поэтому в некоторых храмах поминовения называют не «заказной литургией», а «проскомидией».
На второй части литургии — литургии оглашенных — священник или диакон молятся о здравии и упокоении православных христиан, читая вслух имена, указанные в заказных записках. Если записок очень много (что часто бывает на праздники в приходских храмах, а в крупных монастырях ежедневно), то публичное возглашение всех имён сделало бы службу непомерно долгой.
Исходя из этого, на практике вслух могут прочитать лишь часть записок, а остальные имена поминают мысленно или вполголоса во время службы. Поэтому если во время прошений о здравии и упокоении вы не услышали поданные вами имена, это не означает, что о них забыли. На самом деле, к этому моменту службы их прочитали уже дважды — на проскомидии и сейчас.
Третья часть службы — литургия верных. Здесь к запискам обращаются дважды. Вначале имена положено поминать после пресуществления Святых Даров, когда на престоле перед священником находятся Тело и Кровь Христовы. «Великая честь — помянуть чье-либо имя в час, когда совершается воспоминание Страшной Жертвы, Страшных Таинств и присутствует Сам Владыка Христос», — говорит святитель Иоанн Златоуст.
И ещё раз мы молимся о живых и усопших в самом конце службы, когда после причащения мирян священник погружает в чашу с Кровью Христовой те частички, которые были вынуты на проскомидии и находились потом на Престоле. При этом священник говорит такие слова: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих». Таким образом, душам поминаемых людей даруется особая благодать. Вот почему так важно заказывать прежде всего литургию, а потом уже все остальные службы.
Особые прошения на литургии. Бывает, что возникает потребность в особых молитвах, которые священник может прочитать на проскомидии и во время литургии.
Обычно таких прошений несколько:
На каждое из этих прошений может быть подан отдельный список имен. Например, вы собираетесь в путешествие — закажите литургию о путешествующих. Когда вернетесь из поездки — поблагодарите Господа, отслужив благодарственную литургию. Собираетесь сменить работу или о чём-то просите Бога, закажите литургию на всякое прошение. Болеет ли кто-то из вас — помолитесь, заказав литургию о недужных.
«Простые записки» на литургию. Помимо заказных записок, на литургию в храмах можно подать и так называемые «простые». Обычно это более упрощенный вариант заказных. «Поминовение с частицей» — вынимают частички на проскомидии, но не читают имена вслух. «Поминовение без частицы» — за каждое имя молятся в алтаре, но не вынимают частички. Уточните в своём храме, что означают эти термины у вас.
Сорокоуст. Это сорок заказных литургий, отслуженных одна за другой. То есть за каждое имя должны вынимать частички в течение сорока литургий. Можно поминать христиан и о здравии, и об упокоении.
В монастырях, в которых литургии совершают ежедневно, сорокоуст принимают ровно на 40 дней. Например, с 1 ноября по 10 декабря включительно. Но в большинстве приходских храмов литургии каждый день не совершают. Поэтому сорокоуст продлевают. Уточняйте в иконной лавке, на какой срок принимают сорокоуст в вашем храме.
Полугодовое, годовое, вечное поминовение. Это поминовение, соответственно, в течение шести месяцев, года или «вечно», то есть всего времени, пока будет существовать храм или монастырь.
Поминовение на Псалтири. В монастырях есть традиция непрерывного чтения Псалтири (так называемая Неусыпаемая Псалтирь). Сменяя друг друга, монахи круглосуточно читают эту священную книгу. После прочтения нескольких псалмов следует молитва о живых или усопших. Мы можем подать поминовение на Псалтири — и ощутить благодатную помощь этой молитвы.
Молебен. Это краткое богослужение просительного или благодарственного характера с молитвенным обращением к Богу, Богородице или святым. В отличие от литургии, которую, как правило, совершают только в храмах, молебны можно служить в любом месте: в домах прихожан, на предприятиях, во время общественных мероприятий.
В отличие от литургии, на молебнах не вынимают частички из просфор. Поэтому, если делать выбор между литургией или молебном, нужно отдать предпочтение литургии, а уже потом заказывать молебен.
Молебны можно совершать с чтением акафиста или без него; с освящением воды. Бывают молебны, посвященные праздникам или святым; на начало Нового года; об учащих и учащихся; о болящих; перед началом доброго дела; об умножении любви и другие. Спрашивайте в иконной лавке, в какие дни совершают молебны в вашем храме, и подавайте поминальные записки на них.
Панихида. Это молебен об упокоении душ усопших. Так же, как и в случае молитв о здравии, вначале лучше заказать литургию об упокоении, а уже потом — панихиду. Краткая панихида называется «лития».
Как правило, панихиду заказывают на третий, девятый, сороковой день смерти христианина; в очередную годовщину его упокоения, а также в дни его рождения и именины. Особо молясь в эти дни, мы просим у Господа прощения грехов усопшего и проявляем свою любовь к нему.
«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19-20), — такую заповедь оставил нам Иисус Христос. Будем молиться не только о себе, но и о других. И будем уповать на помощь Божью.
Дышу Православием
О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии
ПОПУЛЯРНОЕ
Наши друзья
12 правил Церковной записки
Существует 12 правил церковной записки подаваемой за упокой или за здравие. Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние. В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия. В записке «За упокой» мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог. Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших – и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил.
Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана внимательно и неспешно, запомните 12 правил Церковной записки :
Читайте также — Что нужно знать о заказной церковной записке?
Аналогично пишет и преподобный Паисий Величковский — Так же следует помнить, что записки на Литургию не подаются за людей, которые хоть и крещены. но не живут христианской жизнью. Об этом строго пишет святой Семион Солунский — » Но сколько полезно тому, за кого приносится жертва сия, когда он живет достойно званию Христианскому, столько бедственно и вредно тому, кто, предав себя греховной жизни, нерадит о достойном исправлении звания Христианскаго. Ибо частица, будучи принесена от имени какого либо Христианина, и близ Божественнаго хлеба возлежащая, когда он священнодействуется и пременяется в Тело Господне, делается причастною освящению, и внесенная в растворение Святаго Потира напояется тогда животворящею Кровию: почему и душе той, за которую принесена бывает, ниспосылает благодать; тогда совершается духовное соединение человека с Богом. Если душа благочестива, или хотя по слабости и в грех падает, но потом покаянием очищается: такое невидимо приемлет общение Духа Святаго, часто же и телесной сподобляется пользы, это свидетельствует многократно опыт. Ежели же кто будучи предан греху, и от него отступить не хочет, такой, как недостойный общения с Богом, горшее осуждение себе приимет от принесенной за него жертвы. Поэтому Священник внимательно должен наблюдат, чтобы не принимать приношений и не возносит жертв за таких людей, которые, изгнав из сердца своего стыд и совесть, предаются всякому беззаконию; за это и сам Священник подвергается вместе с ними осуждению. От сего-то приключаются человеку и многоразличныя искушения и скорби. Сего ради, вопиет Павел, мнози в вас немощни и недужливы, и спят довольни (1 Кор. 11, 30). » Семион Солунский (Фессалоникийский) (Книга о храме 63 слово)
«Если о православном явном грешнике не кающемся Церковь не разрешает приносить бескровную жертву, то может ли она допустить приносить таковую за умершего без всякого покаяния в противлении святой Церкви? Никак не может. О явном грешнике, что не подобает ему причащаться святых Таин и невозможно приносить за него бескровную жертву, свидетельствует святой Симеон, архиепископ Солунский, следующими словами: «нет места неверным или иномудрствующему. Поэтому никак не следует какому бы то ни было священнику приносить жертву или творить поминовение о явно согрешающем и не кающемся, так как это приношение бывает им во осуждение, равно как и принятие страшных Таин недостойно и без покаяния причащающимся, как об этом говорит божественный Павел» (Кор.11:29). Того же Симеона, о каковых следует приносить частицы: «Явно согрешающих верных приношения священники не должны принимать, как случится, но сначала требовать покаяния. Ибо приобщение бывает приносимою частицею, и не подобает, будучи недостойными, причащаться этой жертвы». Того же Симеона о том, что священнику следует внимательно наблюдать, о ком он приносит частицу: «насколько полезно бывает приношение о достойно приносящих, настолько бедственно и вредно о недостойных, в какой мере это возможно для людей, ибо частица, принесенная о ком-либо, будучи положена вблизи божественного хлеба, после того как этот хлеб будет освященнодействован и станет телом Христовым, тотчас же и та частица причащается святыне; вложенная же в потир, соединяется и с Кровию, и этим сообщает благодать и той душе, за которую она принесена. Ибо бывает мысленное причащение, и если человек оказывается прилежащим благоговению, или хотя и из согрешивших, но покаявшийся, то невидимо, как мы сказали, он принимает душою причащение Духа. Во многих случаях, как мы убедились, он получает и телесную пользу. Поэтому и следует священнику внимательно наблюдать, чтобы не от всякого желающего принимать приношение, и не приносить о таких, которые грешат без всякого стыда, чтобы не быть осужденными вместе с ними». Доселе слова святого Симеона, лучше же сказать, слова всей святой соборной Церкви, ибо он говорит согласно с соборным мудрованием. Из этих слов вытекает, что об умерших без покаяния и в противлении святой Церкви никак не следует совершать церковное поминовение. Дерзающий совершать о таковых поминовение воздаст за это страшный ответ, пред Христом Богом в день страшного суда Его.»
Такого же мнения держались и оптинские старцы —
«Не должно поминать явно грешников, пребывающих в нераскаянии, в заблуждении и расколах; по толкованию учителей церковных – через соединение частиц, вынутых за их имена, с Божественною Кровию, – не очищение, но осуждение для них бывает… Подавайте на проскомидию о ближних ваших, известных вам; а о прочих молися вообще, и в мыслях стараясь считать всех святыми (впрочем, не подражая делам их худым)…». (Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Письмо 207 к Фоме Никитичу и др. от 31 января 1836 г. – Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2000).