Что значит природа для человека 3 класс окружающий
Окружающий мир в 3 классе. Урок 1. ПРИРОДА. РАЗНООБРАЗИЕ ПРИРОДЫ. ЗНАЧЕНИЕ ПРИРОДЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Окружающий мир. Урок 1. Природа. Разнообразие природы.
Значение природы для людей
Цели деятельности учителя : Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием природы и ее классификацией; рассмотрения взаимосвязей в природе и значения природы для человека; расширения представлений учащихся о разнообразии животного и растительного мира, о пользе, которую приносит растительный и животный мир человеку, о необходимости охраны окружающей среды; обучения формулированию выводов и обобщений.
Развивающие: способствовать развитию любознательности, наблюдательности, образной связной речи; совершенствовать речевые умения. Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к природе.
Оборудование : схемы-опоры, карточки; объекты живой и неживой природы; картинки с изображениями машины, реки, дождя, солнца, лисы, розы, березы, дома, книги, телевизора.
I. Организация начала урока.
1. Психологический настрой.
2. Мотивация к учебной деятельности. – Скажите, с какой целью вы пришли сегодня на урок?
– Сегодня мы продолжаем путешествие по стране з наний.
II. Сообщение целей урока. Постановка учебной цели.
Есть просто храм, Он свят в любое время суток,
Есть храм науки. Открыт для нас в жару и стынь,
А есть еще природы храм – Входи сюда, будь сердцем чуток,
С лесами, тянущими руки Не оскверни ее святынь.
Навстречу солнцу и ветрам. (А. Смирнов.)
– к акая главная мысль этих строк? О чем сегодня пойдет речь на уроке? (О природе.)
– Сегодня на уроке мы продолжим разговор об окружающей нас природе, о разнообразии и жизни растений и животных, о пользе, которую они приносят человеку и о необходимости их беречь и охранять. Рассмотрим взаимосвязи в природе и значение природы в жизни человека.
III. Изучение нового материала.
На доске картинки: машина, река, дождь, солнце, лиса, роза, береза, дом, книга, телевизор.
– Подумайте, что из увиденного можно отнести к природе, а что создано руками человека.
Учитель убирает картинки с изображениями рукотворных объектов.
– Прочитайте названия оставшихся объектов природы. (Река, дождь, солнце, роза, лиса).
– На какие две группы их можно разделить? (На объекты живой и неживой природы.)
– По каким признакам мы определяем объекты живой природы? ( в се, что дышит, питается, размножается, растет.)
– А какие условия необходимы на Земле для жизни? ( в оздух, свет, тепло, вода.)
– Заполните таблицу, придумайте и запишите еще по три примера:
ч ем живые существа отличаются от предметов неживой природы? (Живые существа, или организмы, живут, дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.)
– Как можно разделить живую природу? ( н а группы.)
– А как называются группы в живой природе? ( ц арства.)
– Но все-таки они отличаются друг от друга. Чем же растения отличаются от животных? ( у них разный внешний вид, растения не двигаются, а только раскачиваются, а животные ходят.)
– Но есть главное отличие растений от животных – растения вырабатывают кислород, а животные его потребляют. Растения называют «легкие планеты».
Демонстрирует схему:
– Придумайте и назовите объекты данных царств.
– Но это еще не все. Как вы думаете, какое царство может еще существовать? ( о тветы учащихся.)
IV. Закрепление изученного материала. у чащиеся выполняют задания в рабочей тетради
Физкультминутка «Живое и неживое»: Учитель называет слово- объект живой природы, дети прыгают на месте, если называется объект неживой природы, – выполняют приседания.
V. Беседа «Значение природы для людей».
– К живой или неживой природе относится человек? (Человек относится к живой природе.)
– А задумывались ли вы над тем, что человек, срывая красивые цветы, вырубая леса, истребляя животных, делает беднее свою Родину? Ведь леса, луга и их обитатели – красота нашей земли. Почему, входя в лес, мы видим таблички «Берегите лес!»? (Ответы учащихся.)
– Отдыхающие бывают разные: есть хорошие, а есть такие, которые рубят для костра молодые деревья, ломают кусты, оставляют разбитые бутылки, а самое страшное – разводят костры. Запомните! Самый страшный враг леса – пожар! И чем больше мы наносим вред природе, тем хуже становится всем, живущим на нашей планете. Почему? Сделайте вывод: природа – это источник чего?
Выводы:
– Человек пользуется дарами природы, а они не безграничны. Все больше загрязняется воздух, вода, которые необходимы для жизни растений, животных, человека.
Мы приехали на речку
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят:
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!
Мы по бережку прошли
Но на солнечной полянке
Тут и там – пустые банки
И, как будто нам назло,
Мы по бережку прошли,
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли –
Мы прошли, конечно, мимо.
– Эй, ребята! – крикнул Дима. –
Вот местечко хоть куда!
Чудный вид! Прекрасный пляж!
Мы купались, загорали,
Жгли костер, в футбол играли –
Веселились, как могли!
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
– п равильно ли вели себя ребята? к акой вред наносят природе люди таким поведением?
VI. Итог урока. Рефлексия
– Прекрасен мир живой природы, а люди – часть его. Нам надо познавать этот великий мир и сообща его беречь! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, ни жизни. Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысяча – пустыню.
Вывод : природа удивительно разнообразна. Ее делят на живую и неживую. Живую природу делят на царства: растений, животных, грибов, бактерий. В природе все взаимосвязано. Люди не могли бы жить без окружающей их природы.
Домашнее задание: учебник, с. 4–9 (читать, отвечать на вопросы); рабочая тетрадь, задания № 4, 5, с. 4.
Плешаков 3 класс 1 часть. Рабочая тетрадь. Страницы 5, 6, 7, 8
Природа
1. Подумай и расскажи, что значит для тебя природа. Что ты больше всего любишь в природе? Напиши.
Природа — это растения, животные, море и небо. В природе мне нравится ее красота.
2. По заданию учебника прочитайте первый абзац текста, помещённого на этой странице. Подчеркните одной чертой то, что относится к неживой природе; двумя чертами то, что относится к живой природе.
3. Прочитай второй абзац текста на с. 6.
Папа Серёжи и Нади изобразил признаки живых существ с помощью забавных рисунков. Догадайся, какие признаки он имел в виду, и напиши их под соответствующими номерами.
4. По символическим рисункам определи названия царств и впиши их в схему.
5. С помощью атласа-определителя «От земли до неба» приведи примеры представителей царств (не менее трёх в каждом пункте).
6. Расшифруй схему (пронумеруй предложения).
Расскажи по схеме о ценности природы для людей.
Человек и природа тесно взаимосвязаны.
Природа даёт нам все необходимое для жизни: солнце нас греет и дарит свое тепло, мы дышим воздухом, пьем воду из ручьев и рек, едим пищу, которую получаем от растений и животных.
Любуясь природой мы учимся восхищаться ее красотой.
На природе полезно заниматься спортом, чтобы поддерживать и сохранять своё здоровье.
Природа дарит нам радость открытий — мы можем путешествовать, открывать для себя новые континенты, острова, горы, леса и моря.
Природа учит нас быть добрыми и внимательными к животным и растениям.
Из природных материалов мы строим себе дома, шьем одежду, делаем посуду, изготавливаем машины, оборудование и много много других необходимых нам вещей.
Без природы люди на нашей планете бы не выжили. Поэтому мы должны беречь и сохранять нашу Землю и всех её обитателей.
7. Мудрая Черепаха предлагает тебе задание. Пронумеруй листья от самого маленького к самому большому. Получится слово, которое мы часто произносим, когда общаемся с природой. Впиши его в клеточки.
8. Перечисли способы изучения природы. Расскажи (устно) о каждом из них.
1) наблюдение
2) эксперимент
3) измерение
Наблюдение – это метод изучения природы, при котором просто рассматривают, изучают природу, не вмешиваясь в естественный ход событий.
Эксперимент (опыт) – это воспроизведение в лабораторных условиях того или иного природного явления.
Измерение – это вычисление каких-либо значений предмета при помощи устройства или без него.
9. Какой прибор (инструмент) потребуется для каждого случая? Укажи стрелками.
Конструкт урока окружающего мира в 3 класса «Природа. Ценность природы для людей»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конструкт урока окружающего мира в 3 классе
Тема : Природа. Ценность природы для людей.
Перспективная цель : сформировать представление у обучающихся пр о разнообразии природы.
Обучающие : создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием природы и ее классификацией; рассмотрения взаимосвязей в природе и значения природы для человека; расширения представлений учащихся о разнообразии животного и растительного мира, о пользе, которую приносит растительный и животный мир человеку, о необходимости охраны окружающей среды; обучения формулированию выводов и обобщений.
Развивающие : способствовать развитию любознательности, наблюдательности, образной связной речи; совершенствовать речевые умения.
Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к природе.
Продукт деятельности: научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой.
Оборудование : карточки с заданиями, схемы, таблицы, компьютерное приложение к учебнику, презентация.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Вид урока: урок-диалог
Методы : проблемно-эвристические, эвристическая беседа, побуждающий диалог.
Приемы : слово учителя, беседа, работа в группе, работа с учебником и тетрадью, работа с дидактическим материалом, диалог, работа со схемами, таблицами.
Учебник «Окружающий мир», 3 класс, А. А. Плешаков
Васильева Н.Ю. «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»», 3 класс.
Виды учебной деятельности
Система средств обучения
«Природа. Ценность природы для людей»
3 класс, УМК «Школа России»
Проблемно-эвристические, эвристическая беседа, побуждающий диалог.
Урок открытия новых знаний, урок-диалог
Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
Принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия.
Использовать знаково-символические средства представления информации для создания схем решения учебных и практических задач; активно использовать речевые средства для решения познавательных задач; владеть логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, классификации, сравнения; умением устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения; выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос.
Слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
за предметами живой и неживой природы, за изменениями в природе, происходящими под влиянием человека.
Работа с учебником и тетрадью, работа в группах, работа с таблицой и схемой, материалом,
Учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, схемы, таблицы, компьютерное приложение к учебнику, презентация.
(предметные, метапредметные, личностные)
Задача: подготовка учащихся к работе на уроке
Создание положительной мотивации на урок
– Прозвенел звонок на урок.
Я вам желаю хорошего настроения и плодотворной работы.
– Скажите, с какой целью вы пришли сегодня на урок?
– Сегодня мы продолжаем путешествие по стране Знаний.
Доброжелательный настрой на урок
Приводят в порядок рабочее место.
Настраиваются на работу.
понимают значение знаний для человека, правильно идентифицируют себя с позицией школьника
2. Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний. Планирование деятельности.
Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы
Формулирует задания, которые создают противоречие и приводят к проблеме
Учитель читает стихотворение:
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
А есть еще природы храм
Входи сюда, будь сердцем чуток,
С лесами, тянущими руки
Не оскверни ее святынь.
Навстречу солнцу и ветрам. (А. Смирнов.)
– Какая главная мысль этих строк? Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
Сформулируйте тему и цели урока.
– Сегодня на уроке мы продолжим разговор об окружающей нас природе, о разнообразии и жизни растений и животных, о пользе, которую они приносят человеку и о необходимости их беречь и охранять. Будем учиться правильно выражать свои мысли в речи, рассказывать о явлениях и объектах природы. Познакомимся с разнообразием природы и ее классификацией. Рассмотрим взаимосвязи в природе и значение природы в жизни человека.
Выявляют, проговаривают, осознают противоречие. Формулируют проблему в разных вариантах
4. Каково значение природы для человека? 5. Что воспитывает в человеке природа? 6. Что означает выражение: <>?
Ответ или решение 2
Значение природы для человека
Так же стоит отметить то, что природа может так и поддерживать жизнь человека, так и уничтожить её, пример этому всяческие природные катаклизмы вроде цунами, землетрясений, ураганы и т.п.
Что воспитывает в человеке природа
Природа воспитывает в человеке определенный перечень качеств из которых:
Если человек губит природу, то маловероятно что этого человека можно назвать разумным, это похоже на то, как кто-то кусает руку которая его кормит.
Так можно ещё добавить то, что природа воспитывает в человеке разумное использование ресурсов, которые даёт природа, а если человек всё же этому не научится, не научиться беречь свой дом, то он обречён на гибель.
Что означает выражение: «человек-царь природы»
Не согласиться с этим утверждением практически невозможно, ведь влияние человека на природу очевидно: самый банальный пример это рубка лесов (если начать рубить леса, то это приведёт к дисбалансу экосистемы леса а так же баланса газов в атмосфере и круговорота воды). Чего стоят другие примеры: разведение животных (одни животные выживают а другие погибают), разведение растений, строительство городов, производство, автомобилестроение и многое другое.
Человек и природа, связь и ценность (3-4 класс, окружающий мир)
Человек и природа неразрывно связаны между собой. Человеческая раса, несмотря на все ее достижения, продолжает полностью зависеть от природы. И только бережное отношение к окружающему миру, к его дарам позволит сделать отношение между людьми и природой гармоничными.
Человек – неотъемлемая часть природы
Значение природы для человека трудно переоценить, ведь она дает нам все, необходимое для полноценной жизни:
Но этими ценными природными ресурсами нужно грамотно пользоваться, чтобы оставить их и для следующих поколений.
Люди научились менять ландшафты и русла рек, подстраивать под свои нужны природные условия, однако мы все по-прежнему зависим от своей среды обитания.
Даже самые сильные, развитые и укрепленные города и страны не в состоянии противостоять разбушевавшимся природным стихиям. В истории немало примеров, когда сильнейшие катаклизмы – землетрясения, извержения вулканов, цунами, торнадо – уничтожали крупные поселения людей и даже целые цивилизации.
Рис. 1. Извержение вулкана.
Влияние человека на природу
С тех пор, как человек смог создавать примитивные орудия труда, началась эра его воздействия на окружающую среду. Поначалу это были лишь робкие попытки изменить внешние условия под свои нужды. Но со временем, когда на планете становилось все больше людей, масштабы хозяйственной деятельности возрастали.
Воздействие человека на природу носит негативный и позитивный характер:
Быстрые темпы роста населения на планете привели к тому, что для его обеспечения пищей потребовалось внедрение новых технологий в сельском хозяйстве. Еще совсем недавно плодородным почвам давали некоторое время на восстановление. Теперь же их эксплуатация происходит непрерывно, в результате чего существенно снижаются показатели плодородия.
Рис. 1. Распашка плодородных земель.
Неразумное использование природных ресурсов несет серьезную угрозу не только окружающей среде, но самому человеку. Уже сейчас в некоторых районах планеты серьезной проблемой стала нехватка пресной воды, сильное загрязнение атмосферы.
Сохранение природы
Чтобы окружающий нас мир не был окончательно и безнадежно испорчен человеческой деятельностью, очень важно предпринимать следующие меры:
Рис. 3. Солнечные батареи.
Что мы узнали?
При изучении темы «Человек и природа» по программе окружающего мира 3-4 классов мы узнали, насколько сильна связь человека с природой. Мы выяснили, насколько велика ценность природных ресурсов, и как важно бережно относиться к окружающему миру.