Что значит пример подражания

Пример для подражания

Многие теории о ролевых моделях основаны на теориях, которые выдвинул Зигмунд Фрейд. Он рассматривал «идентификацию» как образец для подражания как психодинамический процесс. В раннем детстве родители или опекуны являются наиболее важными образцами для подражания ребёнка, и оно основывается на его инстинкте. Например, страх одиночества создает внутреннюю картину лица, осуществляющего уход, и ребёнок перенимает у него поведение. В момент полового созревания, когда у подростка растет самосознание и критические суждения, и он приобретает больше опыта и понимания других социальных ситуаций, родители воспринимаются более реалистично. Подросток больше выбирает образцы для подражания не от инстинкта, а по уму. При выборе образца для подражания, среди прочего, одной из главных частей является воспринимаемое сходство с ним (это может также относиться к отношениям, целям, интересам и т. д.).

Широко распространено мнение, что дети наблюдают за окружающими взрослыми и выборочно следуют их шагам. Различные исследования (в 1980 и 2003 годах) показывают, что образцы для подражания играют роль в профессиональной реализации. Однако, в отличие от детей, взрослые лучше способны отличать специфическое поведение от общего характера ролевой модели. Кроме того, взрослые могут говорить о положительных и отрицательных образцах для подражания, во втором случае это намеренное отрицание определённого поведения, наблюдаемого в других.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Психологическая типология — система индивидуальных установок и поведенческих стереотипов, образованная с целью объяснения разницы между людьми. Проблема удачного, то есть определяющего более широкий спектр производных характеристик, основания для классификации психологических типов всегда была краеугольной для дифференциальной психологии.

Источник

Подражание

Что значит пример подражанияПодражание – это процесс, в котором один индивид пытается в точности следовать во всем другому человеку, группе, образцу, при этом он самостоятельно копирует действия, которые воспринимает у других. Психологическое подражание имеет немалое значение в усвоении человеком социального опыта, который наблюдается у многих в разных фазах индивидуального развития. В дошкольном и раннем возрастах посредством подражания перенимаются нормы поведения, навыки самообслуживания, предметные действия. В старшем возрасте оно приобретает иное значение.

Этот феномен является вполне закономерным социологическим явлением. Например, когда человек подвергается давлению с помощью социальных норм, то большинство участников социальной группы ведут себя определенным образом, проделывая конкретные действия, и личности будет трудно противостоять этому. В данном случае подражание является видом группового мышления. Люди желают чувствовать и понимать, что они правы. Эти люди так себя ведут, чтобы соответствовать другим. Они смотрят, как другие ведут себя и берут пример, копируют паттерны их поведения, считая это правильным, поскольку так ведет себя большинство.

В явлении подражания имеет значение боязнь изоляции. Каждому хочется быть понятным и приятным, чтобы его принимали в обществе, ведь многие не хотят быть белыми воронами, отвергнутыми из группы. Именно потребность в признании способствует, что они принимают ценности и нормы большинства.

Эффект подражания вполне неустойчивое проявление, ведь люди могут легко перенять предпочтения и отказаться от них так же быстро. Данный феномен в психолого-социологическом аспекте является осознанным следованием поведению других, воссозданием воспринимаемого поведения.

Механизм подражания в психологии может быть осознанным и бессознательным, абсолютным или частичным, творческим и буквальным, добровольным и принудительным.

Подражание как механизм психологии массы имеет такую особенность, что оно проявляется при снижении индивидуального сознания. Потребность находится в массах, не только содействует снижению уровня рациональности, она повышает эмоциональность. Это эмоциональное состояние способствует желанию человека его разделить с другими.

Если возникают благоприятные ситуации для этого, способность подражания актуализируется. Благоприятными факторами может быть наличие определенного количества людей, ощущающих близкие состояния, готовых разделить его. Получается, что оно становится основным механизмом поведения, поскольку из потенциальной способности становится конкретной способностью. Человек начинает отображать воспринятые им паттерны поведения персон, находящихся в похожем эмоциональном состоянии, соблюдая предлагаемые образцы регулирования эмоционального состояния. Создается масса людей, что подражают друг другу. При таком взаимодействии, усиливаются испытываемые состояния, доходя до пика, затем постепенно снижаясь.

Способность подражать небеспредельное, оно исчерпывается, разряжая эмоциональное состояние, при этом насыщается потребность регуляции этого состояния, тогда начинает восстанавливаться контроль над поведением.

Подражание в психологии

Несмотря на сходство, которое наблюдается во внешних признаках, механизм подражания в психологии имеет различные психологические признаки в разных категориях возраста. В детском возрасте явление характеризуется тем, что ребенок воспринимает голос и движения взрослого, делая попытку определить с ним первый контакт.

В возрасте дошкольника психологическое подражание уже является проникновением в смысловое строение деятельности индивида. Оно развивается, проходит определенные этапы, также меняется ведущая возрастная деятельность – сюжетная игра. Ребенок сначала начинает подражать открытым особенностям деятельности взрослых, постепенно начиная копировать особенности поведения, которые отображают смысл ситуации.

В подростковом периоде подражание ориентировано больше на внешнюю идентификацию со значимой особой или со стереотипом личностных поведенческих характеристик. У взрослых оно является элементом обучения в деятельности нескольких видов (профессиональной, спортивной, личностной и другой).

Психическое заражение и подражание понималось психологом Фрейдом, как следствие процесса внушения.

Между понятиями психическое заражение и подражание есть отличие. Психическое заражение представляет ряд наименований феноменов социально-психического порядка поведения людей, где предпосылками выступают механизмы имитирования и суггестии (внушения).

В психическом заражении определяющим является доминирование эмоционального компонента его выражение и осуществление. Психологическое подражание предполагает связь с модой, с коллективными фобиями разного вида. Заражение давно исследовалось, как средство активного влияния на массы, в связи с такими явлениями, как массовые психозы, культовые секты и подобное. О феномене заражения было известно даже на самых ранних этапах истории, проявлялось оно достаточно многообразно: спортивный азарт, коллективные состояния, проявляющиеся во время церемониальных танцев, панические ситуации, медитация.

Заражение определяется, как непроизвольная бессознательная подверженность человека разным психическим состояниям. Проявляется не как сознательное принятие любой информации или шаблонов поведения, а как передача определенного состояния, психологического настроя. Это массовое эмоциональное состояние действует, как механизм взаимного увеличения эмоциональных воздействий людей, которые коммуницируют между собой. Здесь индивид вовсе не поддается преднамеренному организованному давлению, он только несознательно усваивает образец чужого поведения, подчиняясь только ему.

Исследователи доводят факт о существовании «реакции заражения», что возникает достаточно часто в открытых и просторных аудиториях, где эмоциональное состояние увеличивается в разы, посредством многократного отображения цепной реакции. Феномен заражения часто наблюдается в плохо организованной группе, толпе, которая является «ускорителем», разгоняющим эмоциональное состояние. Точная психологическая трактовка гласит, что заражение является невольной бессознательной подверженностью личности различным психическим состояниям. Совместно с тем совершается не осведомленное принятие и передача материала информации или шаблона поведения, а передача аффективного эмоционального состояния (настроя).

Чтобы эмоциональное заражение возникло, необходимо установить общность оценок. Так, заражение возникает, когда в толпе кто-то начинает аплодировать, и его начинают поддерживать все, то есть совершается массовое заражение. Заражение – это важный элемент в социально-психологических феноменах. Большое значение феномена заражения содержится в формировании «психических эпидемий», что встречаются среди населения. Сюда относится увлечение модой, веяния в медицине, литературе, искусстве, бесчинства фанатиков. Содержание этих эмоций устанавливает содержание психологического заражения. Это имеет немалое значение в социальной коллективной жизни. Правильное использование психологического заражения является важным в профессии педагога, воспитателя и руководителя.

Подражание является процессом воспроизведения человеком черт и стереотипов демонстрируемого поведения. Также его можно отнести к механизму взаимного влияния, с включением условий массового поведения, также учитывается его проявление в группах.

Подражание как механизм психологии массы сопровождается следующими законами: внутреннее шаблоны способны вызывать имитирование раньше, нежели внешние образцы; низшие образцы подражают высшим.

Механизмы подражания не односторонние, ведь всегда есть обратный ход – от индивида к воздействию, причем интенсивность воздействия зависимое от критичности индивидов, которые входят в стихийную группу.

Подражание бывает трех видов:

— при наблюдении проявляются новые реакции;

— наблюдение за наказанием или награждением модели ослабляет или усиливает сдерживаемое поведение;

— наблюдение за моделью способствует активизации стереотипов поведения, о которых ранее знал наблюдатель.

Подражание отличается от внушения тем, что тут достижение цели обеспечено очевидной выразительностью источника потока информации, также присутствует повышенная привлекательность информации, истекающей из источника. Можно считать, что эффект образа составляет основание для восприятия информации.

В ситуации внушения, достижение цели устанавливается через прямое эмоциональное воздействие, где определяющим компонентом является слово.

Подражание понимается, как один из шаблонов «закона повторения», происходящего в природе. Животные в своем мире осуществляют это через наследственность, люди, в человеческом – через копирование. Подражание является шагом к прогрессу. В обществе периодически возникают изобретения, которым начинают подражать массы. Такие открытия в последствие укладываются в структуру социума и осваиваются путем процесса копирования вновь.

Подражание некоторыми исследователями рассматривается, как «владычество примера», что означает, что разные новации в социальной жизни усваиваются, после чего начинают повторяться многими, способствуя обогащению их разнообразной деятельности, жизни, подчиняя себе природу. Во взаимодействии одни начинают подражать другим, определяя этим изначальный компонент социальности. Поэтому данное явление составляет движущую, активирующую силу в социальном прогрессе, оно является неодолимым устремлением людей к взаимному общественному подражанию.

Теория подражания Тарда

В социальной психологии теория подражания представлена, как явление, где её анализируют в таких формах, как имитирование поведения конкретного индивида или копирование норм, которые соблюдаются в группе. Также выделяют такие его формы, как конгруэнция (реализация согласованных действий группы), копирование (отображение точных действий других в поведении), референтность (копирование или конгруэнция к людям, не присутствующим в контакте). Механизм подражания в психологии изучал социолог Ж. Тард.

Теория подражания Тарда кратко строится на трех базовых типах процессов общества: оппозиция, повторение, оно же подражание и адаптация (приспособление). Соответственно базовыми социальными законами у него выделялись законы подражания, адаптации, оппозиции. Но важнейшим среди них он выделял закон повторения и предоставлял именно ему больше всего своего внимания. Он также говорил, что подражание – некоторого рода гипнотический феномен. Его теория распространена на область групповых и межличностных взаимодействий. Характерным типом в социальном плане считается подражание, где низшие слои подражают высшим.

Процесс подражания Тард понимал, как основной объяснительный принцип жизни, и персональной и коллективной. Он считал его всемирным, постоянным социальным явлением, что способствует росту государства, его экономическому развитию, религии, языку, и других феноменов.

Социальное познание выступает познанием процесса подражания. Его возникновению способствуют внутренние с внешними причины, по-другому их называют логическими, внелогическими. Во внешних причинах он особенно уделял внимание социальным причинам, в которые включал экономические, религиозные, политические, лингвистические и эстетические влияния.

Теория Тарда упирается на то, что основоположные акты персональной и социальной жизни проявляются, как следствие подражания. Это значит то, что общественные взаимодействия имеют в своем основании такое отношение, как «учитель-ученик».

Теория подражания Тарда повлияла на его последователей, которые твердили, что в социуме существуют три главных типа: взаимное подражание, традициям (обычаям) и идеалу. Его теория анализирует данный феномен в связи с взаимными действиями людей.

Теория Тарда выступает за рамки персоны и устремляется к рассмотрению межличностного взаимодействия. Тард считает социум продуктом взаимодействия персональных сознаний через перенос людьми информации, освоение ими убеждений, верований, намерений, желаний.

Мода – форма подражания

Подражание как механизм психологии массы приобретает такую форму, как мода. Чтобы мода стала массовым механизмом подражания, нужно, чтобы были выполнены определенные условия. Важнейшим условием считается престижность нового веяния. Часто решающим фактором, который также выступает регулятором поведения людей, является стремление присоединиться к престижной общности.

Престиж достаточно трудноопределимый механизм, и не единственный. Престижем наделяют людей, относящихся к референтной группе, в которую входят другие. Значит, массовая мода базируется на понимании индивидами, что они подражают тем, кого причисляют к собственной референтной группе. Здесь также сохраняется правило подражания от низшего уровня к высшим, значит, если элита одевает определенные вещи и хоть какими бы оригинальными ни были, кто-то из нижестоящих может также позволить себе это надеть.

Второй фактор или условие – это утилитарность того, что является объектом подражания, что есть объектом массовой моды. Так, вещи могут быть не престижными, но практичными и удобными, что позволяет им приобрести мировую популярность. Например, джинсы. Нельзя не сказать об эстетической основе, что имеет важность во многих общностях. И даже речь не о моде элиты, а о том, что является действительно практичным и красивым для повседневной жизни.

Наверное, самым главным фактором остается реклама. Компании используют целенаправленные действия, которые способствуют массовому заражению и подражанию. Здесь фактор престижа или практичности не столь важны.

Психология масс определяет моду, как особенный феномен, который сформирован на основе категории «модности» и «не модности», на действии механизмов заражения и подражания. Этот феномен может проявляться, как механизм стандартизированного поведения массы, или в совсем иных и новых формах, не только стихийных.

Мода, как форма подражания выполняет такие функции: коммуникативную (обеспечивает общение индивидов), компенсаторную (как психологический механизм защиты) и интерактивную (взаимодействие и согласование).

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

Что такое пример для подражания, зачем вообще кому-то подражать и нужны ли обществу массовые подражатели? Эти вопросы давно волнуют психологов и социологов, которые в длительных наблюдениях за различными слоями общества и возрастными категориями пытаются найти на них ответ. Почему подростки и дети так настойчиво хотят кому-то подражать, начиная с безобидных сеансов визажа с маминой помадой и заканчивая татуировками на все тело и эпатажным поведением?

Что является примером для подражания

Не зря одна из заповедей закона Божьего гласит: «Не сотвори себе кумира». Ведь человек, находящийся под впечатлением от своего идола, может полностью потерять себя как уникальную личность, став еще одной ячейкой безликого сонма. Синоним примера для подражания – это идолопоклонство как предмет слепой зависимости. У некоторых такая тяга выражается в поступках: копируя действия или поступки, индивид считает, что он на какой-то момент сам становится идентичным своему божеству, другие в стремлении уподобиться кумиру подражают ему в стиле одежды, прическе или манере говорить, некоторые идут дальше и стараются заниматься той же деятельностью, что и пример для подражания.

Что значит пример подражания

И только самые прозорливые копируют не внешние, а внутренние качества своего идола, воспитывая в себе необходимые черты характера. Многие фанаты Стинга занялись йогой, как их кумир, а поклонники Тоби Магуайра стали веганами, беря с него пример.

Чему или кому подражают современные подростки

К сожалению, большая часть подрастающего поколения ставит себе и другим в пример для подражания подчас несущественные аспекты: стиль одежды кумиров, а не их духовный мир и поступки, заслуживающие уважения, жесты и мимику, совершенно не понимая, что за этим стоит. Жажда владеть технологическими новинками застилает всех и вся, а тяга к самоутверждению из-за массы скрытых комплексов часто толкает их на недостойные поступки.

Немного статистики

Был проведен соцопрос среди молодежи о том, кого они считают для себя образцом для подражания, и примеры привели такие:

Воспитывайте себя, а дети возьмут с вас пример

Первым примером для подражания, служащим идеалом для маленького ребенка, являются родители: до пяти лет детишки копируют практически все, исходящее от папы с мамой. И, если папа говорит одно, но при этом совершает полностью противоположный поступок, ребенок это сразу же фиксирует и делает вывод, что слова ничего не значат.

Что значит пример подражания

Так теряет весомость первый объект – слово. Его цена теперь мизерна, и с каждым поступком, идущим вразрез со словами, становится меньше и меньше. Для сравнения: малыш четырех лет отроду и 18-летний по-разному отреагируют на невыполненное обещание родителя, так как имеют уже опыт, влияющий на их чувства.

Гордость человечества

Многие имена для современных школьников и подростков, наверно, мало что скажут, ведь золотой молодежи ближе однодневки вроде участников «Дома-2» или «Х-фактора». Но имена, перечисленные ниже, – это личности, о которых с уверенностью можно сказать: с большой буквы Человек, пример для подражания и кумир для истинных ценителей.

Сильвестр Сталлоне: культовый актер 70-80-х годов

Бесстрашный Рембо, упрямый Рокки, неподкупный судья Дредд – эти герои фильмов уже более сорока лет служат примером подражания для детей, в частности для мальчишек и подростков. Актер, исполнивший эти роли, с самого рождения начал подвергаться испытаниям судьбы: во время трудных родов, когда малыш Сильвестр только начинал входить в этот мир, акушерам пришлось применить специальные инструменты, дабы помочь ребенку родиться.

Что значит пример подражания

Врачебная халатность привела к травме лицевого нерва: половина лица осталась парализованной на всю дальнейшую жизнь. К насмешкам одноклассников по поводу его внешности и шепелявости добавилась еще одна беда: когда Сталлоне было девять лет, его родители развелись. Характер парня стал настолько быстро портиться, что в 15 лет его пришлось отдать в специализированную военную академию для проблемных детей, а медики прикрепили диагноз, как клеймо: синдром дефицита внимания.

Устав от бесконечных издевательств одноклассников, в 16 лет Сильвестр начинает целые дни проводить в спортзале. Наконец, его начинают бояться и оставляют в покое. Неожиданно для себя парень решает стать актером: то ли себе что-то доказать, то ли всем остальным. Долгие годы он пытался пробиться на киноэкраны, подрабатывая официантом в копеечном кафе, охранником в ресторане, швейцаром отеля, развозчиком рыбы, билетером и даже чистильщиком клеток в зверинце.

В 1975 году Слай пошел на бой легендарного Моххамеда Али и после него не покидал комнату четыре дня: так родился сценарий «Рокки» о несгибаемом боксере. Фильм был снят в рекордный один месяц и десять раз был номинирован на «Оскар», три из которых заслуженно получил. Сильвестр Сталлоне в прямом смысле слова проснулся знаменитым и остается им до сих пор, но при этом никогда не забывает, через что ему пришлось пройти на пути к славе.

Повесть о настоящем Человеке

Именно такие слова навсегда будут ассоциироваться с Алексеем Маресьевым, чья сила воли и любовь к жизни– это идеальный пример, достойный подражания. Советский летчик в годы Великой Отечественной войны был сбит вражеским истребителем. Его самолет упал, а сам Алексей, получив тяжелые травмы, начал пробираться к своим войскам. Он провел 18 (!) дней в пути, пробираясь ползком, так как обморозил ноги, питался тем, что попадалось: шишками, ягодами, грыз кору деревьев. Ноги пришлось ампутировать, так как развилась гангрена. Но Маресьев не сдался. Уже через полгода интенсивной работы над собой он стал ходить как обычные люди, только на протезах. А еще через полгода ему дали разрешение снова вернуться в авиацию. До конца войны он успел сбить еще 11 фашистских самолетов, а долгие послевоенные годы провести, работая на подготовке летчиков, параллельно занимаясь ездой на лыжах и коньках.

Ник Вуйчич: история родительской любви

Этого молодого человека знает весь мир: он является символом победы сильного духа над слабым телом, а его родители – пример для подражания и живое наставление всем, желающим родить ребенка.

Что значит пример подражания

Душка и Борис Вуйчич, простая медсестра и пастор в протестантской церкви, даже не представляли, какое испытание им уготовил Бог. Их долгожданный ребенок родился с редчайшей патологией – тетраамелией: у малыша не было ни рук, ни ног, а только жалкое подобие левой стопы. Борис, который присутствовал при родах, вместе с врачами первый увидел своего долгожданного ребенка и понял, что это испытание его веры. Ребенка первые дни не показывали матери, но Душку терзали внутренние чувства еще во время беременности, женская интуиция подсказывала ей неладное. И когда муж объяснил ситуацию, первая ее реакция была: «За что?» Но буквально сразу же она поняла: «Если Богу угодно – так тому и быть, кто она, чтобы оспаривать решение божественной воли?» Более того, маленький попискивающий комочек ни о чем еще не подозревал и требовал к себе внимания и родительского тепла. Наверно, это и стало решающим фактором. Несмотря на советы докторов, ребенка оставили и окружили заботой, воспитывая как обычного мальчугана.

Ник на каждом своем выступлении искренне благодарит своих родителей за их неземное терпение, безграничную любовь и веру в его силы. И, когда Ник решил свести счеты с жизнью в 10-летнем возрасте, именно мысль о родителях его остановила: как он может предать их веру, как он может своим эгоистическим поступком сделать им больно, ведь они столько выстрадали ради него?!

Ник Вуйчич вырос, получил два образования в сфере финансов и еще в университете понял, что способен вдохновлять людей с ограниченными возможностями на ежедневную победу над собой, не сдаваться ни при каких обстоятельствах, принимая каждый шаг судьбы как подарок и стимул для развития, а не наказание. Ник успешно женат, его жена беременна третьим ребенком, с губ этого красивого мужчины никогда не сходит улыбка, показывающая всему миру, что он – пример для подражания.

Эрнестина Шепард

Этой женщине сейчас 81 год, в 2010 году она зафиксирована Книгой рекордов Гиннесс, как самая пожилая бодибилдерша: ее вес всего 59 кг при росте в 168 см. Многие хмыкнут: ну да, всю жизнь провела в спортзале. Ничего подобного. Эрнестина начала заниматься спортом в 56 лет, когда критически осмотрела себя в зеркале. Она поняла, что тело уже не такое, как раньше. Начала с простой аэробики и, когда почувствовала недостаток нагрузки (это в ее-то годы), перебралась в тренажерный зал и взялась за железо.

Что значит пример подражания

Ее распорядок дня очень жесткий: подъем в три утра начинается с медитации, далее идет пробежка длиной в 16 километров, а в восемь утра она уже в спортзале занимается с личным тренером. Суточный рацион госпожи Шепард составляет всего 1700 калорий и в основном состоит из белковой пищи. Ложится спать Эрнестина рано, в 10 вечера, утверждая, что сон до 12-ти ночи – самый полезный.

Эрнестина Шепард дважды побеждала на соревнованиях по культуризму и пробежала более девяти марафонов – и это все за последние двадцать лет своей жизни. Ее муж, Коллин, утверждает, что за ней нужен глаз да глаз, ведь за эффектной бабушкой, имеющей 15-летнего внука, ухаживает множество мужчин. Эта женщина является отличным примером для подражания всем женщинам, считающим, что после пятидесяти жизни нет. На самом деле она только начинается.

Не все идолы одинаково полезны

Одно дело, когда девушка, вдохновившись видео Кино МакГрегор или Ларуги Глейзер, записывается в студию йоги и начинает активно работать над своим самосовершенствованием. Или парень по примеру Брюса Ли решает овладеть мастерством кунг-фу и полностью меняет себя.

Что значит пример подражания

Если же пример для подражания – это эпатажный Сергей Зверев, его фанат начинает копировать манеру одежды и поведения в обществе, не понимая, чем это чревато, да и стоит ли.

Нужны ли кумиры обществу

Кумиры, служащие примером для подражания и существенно влияющие на неокрепшее сознание подростков, – необходимы ли они?

Что значит пример подражания

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *