Что значит приложиться к иконе
Как правильно прикладываться к иконе
У людей, лишь недавно пришедших к Вере Христовой, возникает множество вопросов формального характера, касающихся поведения в церкви. Постараемся ответить на некоторые из них.
Как правильно входить в церковь и подходить к иконам
Как следует прикладываться к иконе
Для православных икона – это не картина, изображающая Спасителя, Богородицу либо того или иного святого, это их образ, через который почитание и молитва дойдут до того, к кому обращены. Молясь иконе и прикладываясь к ней, верующий обращается с благодарностью или просьбой непосредственно к Господу, так как и Богородица, и святые являются нашими заступниками и ходатаями перед Ним.
Вознося молитву, верующий испытывает особое благоговение, и с таким же чувством следует прикладываться к иконе после молитвы перед ней. К принятой в православии молитве можно добавлять свои слова, а если вы не знаете канонического текста молитвы, просто говорить своими словами, чтобы поведать иконе-заступнице свои нужды. Главное, чтобы они шли от чистого сердца.
Дважды перекрестившись, слегка прикладываются губами к самому краю иконы (ни в коем случае не к губам и не к лику), затем прикладываются лбом и, отойдя, еще раз крестятся
Женщинам, у которых накрашены губы, необходимо заранее стереть помаду
Обязательно ли целовать иконы в церкви
В обычной жизни мы выражаем поцелуем свою любовь и доверие, как бы открываем свое сердце. Что касается целования икон, то это выражает наше благоговение перед образом того, кто изображен на иконе. Пусть не воспримут это сравнение как святотатственное, но мы целуем фотографии своих детей и родителей тоже с любовью, пусть и несколько иного рода. Тем самым мы не только выражаем свою любовь, но как бы передаем частицу ее любимым людям.
Однако после длительного периода безбожия на государственном уровне все чаще задают вопрос: можно ли целовать иконы в церкви. Люди, далекие от православия, даже пытаются объяснить с научной точки зрения, почему нельзя целовать иконы в церкви.
Аргументация у них следующая: прикасаясь к иконе губами, каждый человек оставляет на ней микробы и бактерии, и следующий, кто целует икону после него, рискует подхватить таких представителей условно-патогенной микрофлоры как стафилококки, стрептококки, синегнойная и кишечная палочки и пр. (Эта информация была получена на основе анализа смывов с десятка икон). Как видим, ничего смертельного, но для людей с ослабленным иммунитетом, особенно пожилых, это может представлять определенную опасность.
Как соотносятся научные данные и вера и всегда ли она спасает? По мнению верующих, на все воля Божья, но не будем забывать и старую русскую пословицу: «На Бога надейся, а сам не плошай». В качестве альтернативы можно просто приложиться лбом к краю иконы, выражая тем самым свое почитание и благоговение.
Как и зачем нужно прикладываться к иконам в храме?
То, что лежит на поверхности и, казалось бы, что можно поднять, словно сухой осенний листик из озерной глади, на поверку оказывается вершиной айсберга многотонного, уходящего в глубину – в глубину истории, вековых традиций, общественных устоев и, конечно же, в глубину человеческих души и сердца.
Ведь и пожар иконоборчества, полыхавший на православном Востоке почти столетие на протяжении VIII – начале IX в. и унесший тысячи жизней, тоже вроде бы начался с мелочи – подняли иконы чуть повыше, чтобы народ не доставал, а то уже краску срезают и едят вместо лекарства.
Понимаете, дорогие братья и сестры, всей душой не хочется, чтобы православное богослужение превратилось в некий ритуальный танец: зашел, перекрестился три раза сюда, потом три раза сюда, затем поставил три свечки, потом то, потом се. И все. И дрожание испуганное, чтобы не дай Бог ничего не нарушить, не оборвать невидимые паутинки, протянутые по храму: иди туда – сюда не иди, тут стой, так поворачивайся. И ведь инспектора-то суровые найдутся, все покажут до мелочей.
В итоге получается геометрически-формальная клетка какая-то вместо службы, где душа загнана в такой угол, из которой ей очень сложно выбраться, и испуганная там дрожит, и ты шаг боишься сделать лишний по храму, ведь суровые инспектора-то не дремлют. Ты оборачиваешься и чувствуешь их твердые взгляды. Где же здесь любовь? Есть Устав, есть этикет, есть нормы поведения. Но любви-то нет, испуг какой-то только, да и все.
В итоге человек просто боится зайти в храм, потому что суровость и непонятность чувствует, а любовь и милосердие нет.
Приведу цитату из проповеди митрополита Антония Сурожского, сказанную им на одной диаконской хиротонии в 1966 году: «Первые диаконы были поставлены для того, чтобы быть выражением милосердной любви Церкви. Церковь – это милосердие; Церковь – это любовь, и ничто иное; если она становится чем-то иным, то перестает быть Церковью во всей полноте. Любовь эта должна быть проницательной, она должна быть глубокой, она должна быть личной, конкретной».
Потому ни архиерей, ни священник, ни свечница, ни пономарь не вправе заслонять от человека Бога. Ведь Церковь и православное богослужение являются общением души с живым Богом. И ничто не должно этому препятствовать. Все в храме обязано способствовать этому: и святые иконы, и поклоны, и каждение, и ладан, и пение, и чтение молитв. Даже сами Таинства церковные – суть благодатные средства, являющиеся жердочками лестницы, по которой человек с Божьей помощью взбирается на небо. Никогда не следует этого забывать. И никогда нельзя делать из церковного Устава или из местночтимых храмово-приходских традиций законченного идола. Это глубочайшая ошибка, которая, к сожалению, очень распространена… Все это не есть самоцелью. Это средство – лодочка для путешествия по небесной духовной воде к Всевышнему.
И с данных позиций нужно подходить к храмовому богослужению. О том нам говорят и святые отцы. Вспомним четвертое деяние VII Вселенского Собора о почитании святых икон: «…чтобы при помощи живописных изображений их можно было приходить к воспоминанию и к памятованию о первообразе и соделаться причастниками некоего освящения». В этом догмате почти прямо говорится о том, что святые иконы – это благодатные средства, которые визуально, эмоционально, художественно и, наконец, духовно помогают через впечатление глаз восходить к первообразу, т. е. к Богу, чтобы освятиться от Него, стать причастником Его света.
По данному вопросу мне хотелось сказать именно это. Не дать сухую инструкцию, но скорее живое чувство, трепещущее в груди. Нужно обретать жизнь в Боге, а не запутываться в паутине внешних ходов и знаков.
Конечно, есть определенные правила, которые нужно соблюдать. Так, к примеру, троекратно креститься при входе в храм нам следует в честь Святой Троицы. Но это не должно быть сухой формой, но нашим живым исповеданием веры во Святую Троицу – Отца и Сына и Святого Духа. С именно этими мыслями, чувствами и устремлениями мы троекратно крестимся перед входом в храм. Следующий наш обязательный шаг – храмовый образ или икона праздника на центральном аналое церкви. Обычно мы здесь также троекратно крестимся с малыми или поясными поклонами. По традиции два раза перед лобызанием образа, один раз после. В Великий пост обычно перед иконою или Распятием Христовым кладутся земные поклоны. Но это тоже не должно быть чисто механическим действием. Нам четко следует понимать, для чего это делаем. Икона праздника – это символ того события, которым в данный день или более длительный период времени живет Церковь. Обычно праздник, особенно двунадесятый, – это событие, положенное в основу Божественного плана спасения человечества. Потому логически умственно и душевно мы должны испытывать радость, что через целование иконы и богослужение стали сопричастниками праздника, сопричастниками собственного спасения, совершенного Богом. Храмовая же икона святого на центральном аналое – символ того, что данный угодник Божий пребывает в церкви и является ее небесным покровителем. Потому целуя храмовый образ, мы будто здороваемся с добрым другом своим, живущем в этом доме Божием, и просим у него молитвенной помощи и предстательства перед Творцом.
Где далее ставить свечи, какие иконы целовать или перед какими образами класть земные (крестимся, потом касаемся лбом земли, становясь на колени), или поясные (крестимся, потом достаем пальцами правой руки пола), или малые поклоны (крестимся и немного наклоняем голову и туловище) – ваше личное дело. Обычно свечи также ставят за упокой усопших на специальном металлическом столике со множеством маленьких подсвечников и Распятием – кануне (кануннике).
Конечно, есть некоторые ограничения, если в храме идет богослужение. Желательно приходить до начала богослужения и ставить свечечки, целовать иконы, чтобы потом не суетиться, а максимально сконцентрироваться на службе, которая совершается специально для нас и должна стать для души путешествием к Богу. Тогда сердце наше уподобится полому сосуду, в который вливается слово Божие – всеочищающее и спасающее.
Но случаи бывают разные. Я, к примеру, еще не будучи священником, забегал в храм перед работой, где уже шла Божественная литургия, ставил свечи, минут пять-десять слушал службу, испрашивая у Господа благословения на день. В этой церкви правилось ежедневно.
Если в храме идет богослужение, а вы пришли по своей надобности поставить свечечку, постарайтесь быть как можно незаметнее, чтобы не мешать молящимся.
Также хочется сказать несколько слов о ситуациях, когда в храм привозят святыни, например мощи. Тогда бывает большое стечение народа. Если вы видите, что длинная очередь, не делайте лишних движений, например троекратных земных поклонов: перекрестились, поцеловали святые мощи и отошли. Ведь за вами сотни людей, которые также хотят приложиться к святыне. Сделайте земной поклон мысленно, внутри сердца своего, а помолиться святому, испросить у него помощи в каком-нибудь своем деле можно и стоя в очереди или отойдя от ковчежца с мощами.
Одним словом, дорогие братья и сестры, будем помнить, что наша главная задача в храме – научиться разговаривать с живым Богом, а все остальное должно не мешать этому, но помогать. И ко всему, что происходит в храме, мы должны относиться правильно: не как к самоцели, но как к благодатным необходимым средствам, помогающим воспитать в сердце любовь к Богу и к ближнему.
Как говорил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан): «Главное в пост не есть друг друга». Вот так же и в храме на богослужении, и в жизни нашей повседневной главное не есть друг друга, но друг другу помогать: с Божьей помощью восходить из степени в степень, соединяясь с Господом и с ближним своим в соборном единении братской любви.
Храм Михаила Архангела, села Столыпино
Официальный приходский сайт
КАК ПРАВИЛЬНО ПРИКЛАДЫВАТЬСЯ К ИКОНАМ И МОЩАМ СВЯТЫХ
КАК ПРАВИЛЬНО ПРИКЛАДЫВАТЬСЯ К ИКОНАМ И МОЩАМ СВЯТЫХ
Слово «икона» с греческого переводится как «образ, изображение». Так как у древних христиан ещё не было канонов образа Спасителя, Божией Матери и святых отцов, иконой считалось любое изображение Иисуса Христа или христианской символики в миниатюрах на камне, кости, росписях настенных катакомб.
Целование икон — это приветствие и выражение любви тому, кто на ней изображён. Веруя в вездесущее Бога, которым Он награждает и святых, мы целуем икону, не сомневаясь, что они сразу принимают нашу любовь. То же самое происходит и в отношении мощей.
Пройдя вглубь церкви, сначала следует приложиться к главной, праздничной иконе (как правило, она стоит по середине, украшенная свежими цветами), затем к наиболее почитаемым святыням храма и Кресту. До этого можно приобрести свечи, чтобы поставить их о здравии и упокоении.
Прикладываться к иконам, Кресту, Святому Евангелию, к мощам нужно так: Когда подходите к святыне сумки и пакеты лучше оставить под чьим — то присмотром. Нельзя спешить и толкаться. Кто подходит к святыне нетерпеливо, тот просто проходит, а кто с благоговеньем и терпеньем — получает Божью благодать.
Недопустимо прикладываться к святыне с накрашенными устами. Перед прикладыванием необходимо сделать два поясных поклона, крестясь при этом, а после — крестясь, один поясной поклон. Если у святого находится священник, который помазует верующих, то третий поклон (с крестным знамением) выполнять не после целования святыни, а после принятия помазывания. Прикладываясь к мощам и иконам, нельзя целовать святых в лик.
В Церкви существует свой, говоря светским языком, этикет. Воздавая перед святыми иконами поклонение Богу и прославленным Им святым, принято лобызать иконы, прикладываясь к изображениям рук, ног и одежды. Тем самым христианин призван осознать свою греховность и недостоинство поступать иначе, упражняться в смирении и благоговейном отношении к изображаемым святым.
В Патриаршем чиновнике середины XVII века указывалось, что, прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении — в ручку); Божию Матерь и святых — в ручку; Нерукотворный образ Спасителя и икону Усекновения главы святого Иоанна Крестителя — в волосы.
На иконе может быть изображено несколько святых, но при большом количестве верующих целовать икону нужно один раз, чтобы не задерживать других и тем не нарушать благочестия в храме.
Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)», или: «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».
Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить следующую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас».Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают молитву «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с последующим поклоном.
Необходимо напомнить, что еретики-иконоборцы поднимали иконы так высоко, что приложиться к полю было невозможно. Христиане, целующие рамку иконы, невольно поддерживают ересь иконоборчества.
Следует также сказать, что не стоит обращать внимания на околоцерковные предрассудки по поводу возможности инфицирования при целовании святынь, многовековая история Церкви не позволяла даже воинствующим атеистам использовать этот «аргумент». В доме Божием никто не заражается, прикасаясь к святыням, принимая Святое Причастие, а наоборот — излечивается от недугов. Ещё наукой было доказано: на иконах нет микробов.
Брезгливость же является одним из проявлений гордости и излечивается временем, тем более, что целование икон — это лишь благочестивый обычай, выражение трепетной любви, а не обязанность.
Хвалебное чествование возводится к изображённому лику. Касаясь святыни, мы способны перейти к живому осознанию собственного недостоинства и надеяться, что её благодатная сила очистит от мучительных страстей и подарит целебную силу. Через подобные действия люди свидетельствуют о величественном Православии.
Никакого для души освящения не приобретут те, кто прикладывается к иконе без искренней веры: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.» (Мф. 15:8-9).
Православное учение всегда воспринимало образ-икону, как святыню через которую люди могут вступить в таинственное общение с изображённым на ней святым. VII Вселенский Собор обосновал иконопочитание: «Честь, воздаваемая образу, возводится к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней». Данным догматом установлено воздавать иконам «почитательное поклонение» и только Единому Богу — Божеское. Прп. Иосиф Волоцкий говорил: «Потому подобает нам образ Божий на иконе почитать и поклоняться ему, как Самому Оному, а не иному».
Мирские люди часто путают икону — образ, указывающий на соединение человека с Богом, с портретом — обычным изображением человеческого образа. Отцы VII Вселенского Собора проводят чёткую грань между этими понятиями: «Икона отличается от портрета своим содержанием, и это содержание обуславливает язык иконы, особые, свойственные ей формы выражения, которые и выделяют её из всякого другого рода изображений. Поэтому плоть рисуется существенно иная, чем обычная, тленная плоть человека. Святость не подразумевается и не дополняется нашей мыслью или воображением, она очевидна для телесного зрения».
Икона, в своём идеале, — трезвенная, основанная на духовном опыте передача некой духовной реальности. Например, характерно отсутствие направленного освещения и теней, свет создаёт все формы; особый, невещественный объём фигур и всей композиции; повышенное внимание к сложному, разнообразному внутреннему ритму, линейному и цветовому.
Только благодать есть причина святости изображённого лика, она есть и возможность общения со святым. Икона непосредственно участвует в его святости, через которую мы приобщаемся в молитвенном общении.
Значение иконы в храме велико. Оно органически слилось с Богослужением и Таинствами. Во времена Вселенских Соборов, Церковь ясно осознавала, что в священных изображениях утверждается догмат Боговоплощения.
Икона — это книга о вере. Через, так называемое, «богословие в красках» раскрывается опыт отцов и учителей Вселенской Церкви, достигших благодатного бесстрастия и общения с Богом. По церковному установлению, иконописцы должны быть людьми глубоко благочестивыми и особо относиться к стяжанию христианских добродетелей.
Чем чище и выше жизнь верующего человека, тем доступнее его душе язык иконы. В нашем мире, где кругом много греха и соблазна, взгляд на изображение святых способен удержать человека от дурного.
О поклонении мощам: «И по смерти действуют святые, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодейственная благодать Святого Духа.»
Как правильно прикладываться к иконе и целовать ее, как нужно зажигать свечи
Чин поклонения святыням в православной церкви не определен строго. Однако за долгие века существования христианства сформировался ряд традиций, касающихся того, как правильно прикладываться к иконам, мощам, как ставить свечи, какие молитвы читать, как правильно входить в храм. Все эти действия несут большое значение для православного, потому что для верующего человека чрезвычайно важно соблюдать заветы Господа и святых отцов богословов.
Как правильно входить в церковь и подходить к иконам
Посещение храма – обязанность христианина. Приходя в священное место, человек стремится присоединиться к Божественному Духу и посвятить время молитве, приобщению к таинствам. Поэтому, собираясь в церковь, следует отрешиться от мирских мыслей и мечтаний. Женщина должна входить в храм с покрытой головой и в юбке. Мужчинам, наоборот, надлежит снять головной убор.
В наши дни, с насыщенным графиком жизни и работы, у людей не всегда хватает времени, чтобы переодеться в соответствующую одежду. Поэтому священники достаточно лояльно относятся к внешнему виду прихожан. Однако, по возможности, следует соблюдать традицию.
Второе важное правило при входе в храм – это крестное знамение и поясной поклон с молитвой. Человеку полагается перекреститься и поклониться, читая Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня грешнаго» либо «Во имя Отца, Сына и Святаго Духа, Аминь!». Поклон совершается три раза перед порогом церкви, чтобы войти. Делать это необходимо, чтобы настроиться на нужный лад, чтобы отогнать от себя злые помыслы и чувства, внушаемые лукавым.
Переступив порог церкви, также полагается перекреститься и поклониться священному алтарю. По возможности, нужно взять благословение у священника, если это не отвлечет служителя Господня от молитвы. По традиции, в первую очередь, нужно поклониться иконе, находящейся на аналое в центре храма. Обычно сюда помещают образы тех святых и праведников, чьи дни памяти празднуют в данный момент, либо церковные реликвии, такие как Плащаница или мощи святых. Затем обязательно поклониться Голгофе – кресту с распятием и другим почитаемым местным святыням.
Как правильно прикладываться к иконе в церкви
Поклониться иконе можно двумя способами – либо поцеловать образ, либо коснуться изображения челом. Последний способ и называют словом «прикладываться». Подходя к образу, нужно совершить крестное знамение и поясной поклон. Затем лбом можно прильнуть к иконе. Обычно касаться образа можно в нижней части композиции, припадая как бы к стопам Господа, Богородицы или святых праведников.
Прикладываясь к иконе, можно обратиться к изображенному на ней небесному покровителю с молитвой или просьбой. В такие моменты люди могут раскрывать самые больные уголки своего сердца, и нередко можно увидеть на глазах приложившихся к образу слезы. Так происходит, потому что Господь своей милостью не оставляет людей и дарует им благодать, трогающую их душу до самых глубин. В христианстве считается, что, касаясь образа челом, мы как бы обнимаем святого, изображенного на нем.
Можно поставить рядом с образом свечу, приобретенную в церковной лавке. Огонь, горящий в храме, – Божественный огонь. Он олицетворяет силу человеческой веры и неугасимую надежду на победу добра в мире.
Нужно ли целовать святые образы в храме
Поцелуй образа, как и писалось выше, – способ поклонения иконе, когда человек выражает свою любовь и почитание святого касанием губ. Однако в данном способе тоже есть свои особенности. Потому что, выражая свое почтение и трепет, людям следует помнить о смирении и покорности воле Божией.
Священники часто поучают прихожанок, что целовать икону накрашенными губами нельзя. Женщины хотят выглядеть красиво, и все же, церковь – место отказа от мирских мыслей и желаний. Поэтому наилучшим решением будет полное отсутствие косметики на лице христианки. Оставлять же разводы от помады на стеклах образов – не этично.
На иконах никогда не целуют лик святых – это тоже неправильно, неуважительно. Лучше коснуться губами рук, ног, одеяния небесного покровителя. На некоторых изображениях Иисуса, например, «Спас Нерукотворный» или иконах Иоанна Крестителя, можно целовать изображение волос Предтечи и Христа.
Как нужно зажигать свечи
Свечи имеют большое значение в церковных обрядах и молитве. Обычно горящая свеча дополняет молитву, символизирует свет истинной веры и Божественной любви. Свечи ставят перед иконами на подсвечники. После молитвы перед образом можно еще раз перекреститься и поклониться.
Свечи зажигаются для молитвы за здравие и за упокой. В последнем случае человек вспоминает своих умерших родственников и близких и в память о них ставит свечу на канун. Это специальное место – подсвечник с изображением Голгофы, стоящий на особом столе, слева от главного аналоя. Сюда же приносят поминальную еду и угощение в память об умерших.
Не важно, какой стоимости, цвета и размера будет свеча. Главное – это те чувства, с которыми человек приступает к молитве. А маленький огонек, освещающий теплым сиянием лики святых, Господа и Богоматери, помогает нам почувствовать связь с вышним миром, недоступную в обыденности.
Можно ли прикладываться к иконам после причастия
Многие православные переживают о том, можно ли прикладываться к иконам, целовать их после причащения Святым Телом и Кровью Христовой? Негласное правило о запрете таких поклонений, поцелуев или объятий с близкими людьми связано с боязнью утратить благодать, полученную во время таинства.
Однако, для обычного прихожанина – это излишний страх. Такими строгими правилами могут обременять себя истинные подвижники – исихасты, живущие в монастырях и стремящиеся ко Христу в своем тяжком служении. Для обычного человека, живущего в современном мире, где социальные связи чрезвычайно важны, суровые воздержания не обязательны. Разве женщина утратит благодать причастия, если поцелует своего ребенка?
Поэтому нет ничего страшного в том, чтобы после причастия, покидая храм, приложиться к святым образам.
Можно ли прикладывать икону к больному месту
На счет прикладывания икон к больным местам есть разные мнения. Некоторые священники называют это язычеством и магией. Некоторые, наоборот – не видят в этом ничего страшного, хотя повторяют о необходимости соблюдения благочестия и почитания образов.
Поэтому судить однозначно сложно. Точно можно сказать, что молитва перед иконой и трепетное поклонение не навредят и действительно помогут исцелению болезни. Прикладывать икону к немощному можно только в особых случаях, и для этого лучше брать благословение священника.
В истории христианства были случаи, когда наложение иконы на человека помогало исцелиться и даже изгнать демона, но делалось это по повелению Господа, с благословения священнослужителя.