Что значит престол в деревне
Престольный праздник
Престольный праздник наряду с Пасхой считался одним из главных годовых праздников и отмечался во всех деревнях прихода. Если праздник отмечался несколькими деревнями, — то организовывался он обычно по очереди каждой деревней. На селе в складчину варилось пиво и готовился общий стол. В этот день любому гостю были рады — старались накормить и напоить от души. Обычно родственники и друзья ходили друг к другу в гости. Иногда престольные праздники отмечались не один день.
К престольным праздникам часто приурочивались ярмарки.
Примечания
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Престольный праздник» в других словарях:
престольный праздник — престол (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. престольный праздник сущ., кол во синонимов: 1 • престол … Словарь синонимов
Престольный праздник — годовой храмовый праздник, посвященный памяти святого, в честь которого сооружен храм или алтарь (престол) или особо почитаемого в данной местности. На Руси эти праздники были введены с момента строительства христианских храмов. Им присваивались… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК — См.: ХРАМОВЫЙ ПРАЗДНИК. Источник: Энциклопедия Русская цивилизация … Русская история
ПРЕСТОЛЬНЫЙ — ПРЕСТОЛЬНЫЙ, престольная, престольное (книжн.). 1. прил. к престол в 1 знач., такой, где находится престол; столичный. Престольный город. 2. прил., по знач. связанное с празднованием памяти того церковного события или т.н. святого, которым… … Толковый словарь Ушакова
Праздник храмовый — (престольный) праздник, приуроченный ко дню памяти святого, в честь которого освящен храм. Праздники и празднования в честь памяти святых ежедневно в течение всего года Церковь поминает того или иного святого. Причем большинство дней в году … Православная энциклопедия
престольный — см. престол 1), 3); ая, ое П ая палата (помещение с престолом монарха) Престо/льный город (постоянное местопребывание монарха, столица) Престо/льный праздник (храмовой праздник в честь святого или события, которому посвящён данный храм)… … Словарь многих выражений
ПРАЗДНИК — ПРАЗДНИК, а, муж. 1. День торжества, установленный в честь или в память кого чего н. Первомай п. весны. 2. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. В день храмового праздника. Престольный п. (в честь… … Толковый словарь Ожегова
Сельские престольные праздники. Традиции и современность.
Беседа с историком Алексеем Новожиловым
Ведущий: Здравствуйте дорогие братья и сестры! Сегодня мы хотим предложить вашему вниманию беседу с Алексеем Геннадиевичем Новожиловым – старшим преподавателем исторического факультета Университета. Темой нашей беседы будут престольные праздники в сельских районах. Каждая церковь, как мы с вами знаем, имеет свой престольный праздник, то есть каждый престол освящен во имя святого или двунадесятого праздника, и это очень торжественный радостный день для прихожан этой церкви. Все мы, так или иначе, участвуем в престольных праздниках в тех храмах, которые посещаем. Но сельские престольные праздники имеют свои особенности. Об этих особенностях мы с вами поговорим. Это часть нашей жизни, прошлой может быть в большей степени, часть нашей истории. Алексей Геннадиевич Новожилов подробно занимался исследованием, накоплением материала по этому вопросу. Алексей Геннадиевич, расскажите нам, пожалуйста, об особенностях престольных сельских праздников
Алексей Геннадиевич Новожилов: Помимо престольных храмовых праздников на селе справляются и другие престольные праздники. Первыми в этом ряду стоят придельные праздники – по приделам приходской церкви, и естественно, что эти праздники всегда отмечались крестьянами наравне с собственно храмовыми праздниками. Есть и другие формы престольных праздников. В частности часовенные праздники – по часовням, которые стоят в отдельных деревнях. Часовенные праздники отличаются по посвящению от храмовых и предельных праздников. Кроме того, необходимо сказать, что есть праздники, которые справляются не только по существующим храмам, пределам и часовням, но и праздники, которые справляются отдельными деревнями. В плане выбора здесь всегда превалирует либо воля пастыря конкретного прихода, либо – это епархиальный праздник. Вот, например, в Тихвинском уезде очень часто отдельным деревням предписывался праздник Тихвинской иконы Божией Матери, в отличие от храмового престола. Кроме того, в больших деревнях нередко престольными праздниками являлись даже уличные праздники. Если в одной деревне было несколько улиц, или улица и проулки, то каждая улица, каждый проулок, имел свой престольный праздник, который также предписывался либо на епархиальном, либо на приходском уровне
Ведущий: А интересно название улицы или проулка совпадало с престольным праздником, или оно было независимо от этого?
Алексей Геннадиевич Новожилов: Вы знаете, это, в общем, ситуативная вещь, потому что, если часовня стояла в проулке, то, как правило, по часовне назывался проулок. Но если никаких культовых построек там не было то, как правило, называлось по имени, по фамилии основателя этой улицы, того, кто первый построился на этой улице.
Ведущий: Расскажите нам тогда подробнее о структуре самого праздника. Как они проходили, какие там были особенности, какие фрагменты можно выделить?
Алексей Геннадиевич Новожилов: Можно сказать, что престольный праздник растягивался на несколько дней. Здесь можно сказать о том, как происходила подготовка к празднику. С одной стороны готовились к празднику сами священники, сам причт приходской церкви. Нередко священник обходил дома, особенно посещал те дома, где были иконы, посвященные данному празднику. Если, предположим, это был Никола вешний или зимний, то в те дома заходил, где были иконы святителя Николая.
Ведущий: Но эти иконы, наверное, были в каждом доме. Видимо это какие-то особые связанные с древностью? Практически же ведь в каждом доме была икона святителя Николая.
Алексей Геннадиевич Новожилов: Конечно, икона была в каждом доме. Речь идет о том, чтобы она была в центре красного угла. Большие, на доске написанные иконы святителя Николая. Конечно, икона святителя Николая была почти в каждом доме, но нередко это было просто лубочные производство. А речь идет о тех иконах, где была расписанная доска, нередко иконописцами из монастырей, или странствующими художниками.
Ведущий: Это посещение совершалось накануне праздника?
Алексей Геннадиевич Новожилов: Да, за день, за два. Проводился молебен в этом доме. На этот молебен собирались, как минимум, соседи того человека, у которого проводился молебен. Проводилась подготовка и самими прихожанами. Улица, которая справляла, как правило, выметалась, вычищалась, готовилась к празднику. Хозяйки мыли дома, натирали полы, убирали участки. Убирали все сельскохозяйственные орудия из общественной части двора в хозяйственную часть. Приводили в праздничный порядок. Украшали сами иконы расшитыми полотенцами.
Ведущий: А как в день самого праздника, с чего начиналось? Наверное со Всенощной накануне?
Алексей Геннадиевич Новожилов: Как правило, на Всенощную ходили только мужчины, потому что хозяйки продолжали готовиться к празднику. Более того, вообще деревенская православная крестьянская культура очень мужская. В том смысле, что женщина нередко была настолько завязана на хозяйственный цикл, на корову, что она приходила только на саму обедню, которая служилась в день праздника, а вот на Всенощную, как правило, ходили мужчины, которые были не то чтобы менее заняты, но они приходили потому что их труд требовал, может быть, большего напряжения сил, но не требовал постоянного присутствия. Пахота, косьба – не требует постоянного присутствия. Происходила обедня, и после обедни начинался в разных случаях либо Крестный ход, либо обход причта. Когда речь шла о двунадесятых праздниках, о приходских храмовых праздниках, то, как правило, происходил, конечно, Крестный ход. Если же речь шла о празднике какой-то конкретной деревни, то уже крестного хода не проводилось, а причт в сопровождении богоносцев с хоругвями шел в ту деревню, где проводил молебен либо в одном доме, либо несколько молебнов в нескольких домах.
Ведущий: А Крестный ход совершался вокруг храма или это были какие-то особые места освященные, связанные с этим храмовым праздником?
Алексей Геннадиевич Новожилов: Тоже по-разному. Здесь тоже можно говорить о региональных особенностях. В отдельных местах проводился троекратный крестный ход вокруг храма. Богоносцы несли иконы, хоругви. В частности, в деревне Малы Печерского района Псковской области нами зафиксирован такой факт, что икону несли на специальной подставке 4 человека и под иконой должны были пройти все прихожане в течение этого троекратного обхода храма. Там же, кстати, и источник возле храма находился, и проводилось водосвятье прямо непосредственно около храма. Но нередко источник находился достаточно далеко от храма, и тогда для водосвятья священник и весь Крестный ход отправлялся на значительное расстояние. Зафиксированы и другие варианты Крестного хода, например, обход всего прихода. Выходили, просите за такое выражение, на периметр прихода и обходили по границе весь приход. Это могло быть несколько деревень. Нередко в приход входило до 15-20 деревень.
Ведущий: Это в течение дня совершалось?
Алексей Геннадиевич Новожилов: Иногда Крестный ход растягивался на несколько дней. Он заканчивался, останавливались в деревне, как правило – в часовенной деревне. Хоругви и иконы ставились на хранение в часовню. Люди расходились. Естественно, всех участников Крестного хода местная деревня принимала. А после этого продолжался Крестный ход. Еще один вариант был, когда ходили по деревням, и в каждой деревне проводился обязательно один – два молебна в доме или в часовне, если была часовня. Особенно характерно это для Пасхального и Троицкого Крестного хода
Ведущий: Такие продолжительные праздники не влияли отрицательно на сельскохозяйственный цикл? Не было ли какого-то недовольства крестьян? Насколько охотно участвовали в этом?
Алексей Геннадиевич Новожилов: Конечно, летняя пора – это страда, но я должен сказать, что каждая деревня готовилась к своему престольному празднику, каждый крестьянин всегда подгадывал под престольный праздник своей деревни свой сельскохозяйственный цикл. Специально освобождали эти дни. Есть сведения, что в 19 веке иногда неделю справляли престольный праздник, пока весь приход обойдут, пока всюду пройдут празднования. Другое дело, что прихожане из других деревень, которые приходили на праздник, как правило, вырывались на один день, максимум – на два дня. Поэтому, естественно, для них это был сбой в сельскохозяйственном цикле, но здесь право выбора всегда оставалось за крестьянином: идти на праздник, или не идти на праздник. О богатых крестьянах, которых в советское время называли кулаками, говорили, что вот, он в другие деревни не ходит на престольные праздники, он все время работает. Но свой престольный праздник – это тоже замечательная вещь – как правило, богатые крестьяне, самые богатые, которые считались кулаками, зажиточными людьми, устраивали всеобщее угощение, но на свой престольный праздник. То есть, это все ситуативно. Нет – не мешали. Кроме того, есть летний цикл праздников, есть осенний цикл праздников. Все праздники после Покрова и до Рождества вообще никак не влияют на сельскохозяйственный цикл. Молотьба, помол муки не требуют сиюминутной работы. Можно сходить на праздник. Тут уже нет разницы 15 ноября делать помол или 25-го.
Ведущий: Ну а что следовало после Крестного хода? Заканчивался Крестный ход, пусть трехдневный, и дальше как развивались празднования?
Алексей Геннадиевич Новожилов: После этого устраивалось гуляние, причем нередко гуляние, если это трехдневный крестный ход, нередко гуляние устраивалось каждый день. Крестный ход доходил до определенной деревни, устраивалось гулянье, и утром Крестный ход вставал и шел дальше. Гулянье привязывалось к конкретной деревне. Гулять ходили в те деревни, которые считались праздничными в этот день. Причем если этих деревень было несколько, то делили по дням, иногда даже по пол дня делили.
Ведущий: Такого совпадения – гуляния в нескольких деревнях не было? Сначала все по чину делалось?
Алексей Геннадиевич Новожилов: В рамках одного прихода никогда не было. Могла складываться ситуация, что в соседних приходах справляли Илью. Нередко крестьянам из данного прихода ближе было сходить на гулянье в соседний приход, нежели в рамках собственного прихода. Здесь уж право выбора конкретного крестьянина. И на это право выбора влияла нередко система родственных связей. Естественно, нужно остановиться во время гуляния, где-то лечь спать, у кого-то поесть. Как правило, это ориентация на родственников. Если в соседнем приходе были родственники, то ехали к ним. Но, чаще всего, на большие кусты деревень распространялся только один праздник. Особенно это касается двунадесятых праздников, Николы и Егория. Эти праздники достаточно четко распределялись, видимо, с благословения епархиальных властей, и таким образом, чтобы каждый приход имел эти праздники достаточно компактно. Илья, разве что, – исключение. Илья и Флор и Лавр – очень любимые крестьянами.
Каждый из нас наверняка в своей жизни хоть раз слышал словосочетание «престольный праздник». Слово «праздник» нам понятно. А вот слово «престольный» как-то не очень. Что оно означает? Попробуем разобраться.
Все православные храмы строились либо в воспоминание какого-нибудь значимого евангельского события, либо в честь почитаемого святого. Например, Преображенский храм был построен в воспоминание Преображения Господня, Никольский храм – в честь св. Николая Чудотворца.
Устройство храма
Но откуда пошло слово «престольный» и что оно означает? Для того чтобы это понять, нужно знать устройство храма. Любой православный храм делится на три части:
Алтарь – это главная часть храма. Входить в него могут только священнослужители (епископ, священник и диакон) и некоторые церковнослужители (пономари). В алтаре находится главный православный атрибут – св. Престол, т. е. святое место, где восседает Сам Христос. На св. Престоле совершается великое таинство Евхаристии, а в Дарохранительнице находятся св. Дары Христовы.
Известно, что св. Престол – это главный предмет церковной утвари. Именно поэтому главный храмовый праздник называется престольным. Итак, продолжаем разбираться далее.
Обычаи и традиции в храмовый день
Храмовый или престольный день – особый день в году, когда весь церковный приход и прихожане других храмов собираются на праздничную литургию для совместной молитвы. В храме поминается особочтимое событие или особопочитаемый святой. Например, это может быть день памяти святого Пантелеймона. Поэтому к нему готовятся очень тщательно и заблаговременно: убирают церковь и прилегающую территорию. Иногда престольный праздник посещает правящий архиерей.
После литургии совершается молебен с крестным ходом. Все священнослужители, церковнослужители, прихожане и гости обходят храм трижды с хоругвями и иконами. При этом священник обычно окропляет верующих святой водой. В конце богослужения поется «многолетие», т. е. пожелание всем присутствующим долгих лет жизни с Богом. По старому доброму русскому обычаю после молитвословий всех присутствующих приглашают на трапезу (угощение).
Классификация православных праздников
Кроме храмового праздника св. Церковь предписывает совершать богослужения в великие, средние и малые праздники. В церковном календаре нет ни одного дня, когда бы не вспоминалось какое-либо событие или святой. Христианские праздники, отраженные в месяцеслове, можно разделить на группы по следующим критериям:
Давайте поговорим подробнее о каждой группе.
Классификация по важности
По значимости христианские праздники делятся на:
Великие или большие праздники.
Двунадесятые (от числа 12) – это 12 больших православных праздников в христианском календаре, которые отражают самые главные события из жизни Христа или Божией Матери.
К великим праздникам относятся еще несколько важных событий из жизни Господа, Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла.
Классификация по времени
В зависимости от Пасхи праздничные дни бывают подвижными и неподвижными или переходящими и непереходящими.
Неподвижные или непереходящие – это праздники, которые ежегодно празднуются в один и тот же день.
Подвижные или переходящие – это праздничные дни, которые каждый год празднуются в разное время и зависят от дня Пасхи.
Классификация по месту
Классификация по типу
Весь годовой церковный круг в христианском календаре делится на три части по следующему типу:
Поведем итоги. Престольный праздник, что это значит? Это одно из празднеств в годовом церковном круге, в честь которого построен или освящен храм. Поэтому оно называется также храмовым праздником.
Каждый христианин обязан знать и почитать православные праздники.
Самым торжественным и радостным днем, отмеченным в Календаре Русской православной церкви, является Пасха. Кроме того, годовой цикл включает в себя много различных праздников, разделенных на группы в соответствии с их значением и особенностями. Это дни, отмечаемые всеми православными россиянами. Однако есть и праздники, по случаю которых торжества устраиваются лишь в отдельных храмах. Называются они престольными. Именно о них пойдет речь в данной статье.
Поскольку многие храмы имеют по два-три придела (а порой и более), то, соответственно, и алтарей с престолами в них несколько. В этих случаях престольные праздники проводятся в них не один раз в год, по количеству имеющихся престолов, освященных в честь разных исторических событий и святых. Характерно, что в крупных населенных пунктах, где имеются несколько храмов, в торжествах участвуют одновременно не все жители, а лишь члены одного или нескольких «приходов-именинников».
Молебны в домах прихожан
На Руси с давних пор повелось, что наряду с Пасхой и прочими торжественными днями церковного календаря, главными событиями года являлись престольные праздники. Что это значило для православного люда, можно узнать из описаний торжеств, оставленных их очевидцами и участниками. В сельской местности было принято после окончания литургии обходить крестным ходом все деревни, входящие в данный приход. Совершалось это необычайно торжественно, с иконами и хоругвями, которые несли особо уважаемые люди, именовавшиеся «богоносцами».
В отдельных случаях, особенно если приход был невелик, настоятель церкви вместе со своим немногочисленным клиром еще за несколько дней до начала торжеств посещал дома прихожан и в них служил молебны перед семейными иконами храмовых святых. При этом батюшка окроплял святой водой жилище своего прихожанина, его надворные постройки, колодец, скот и весь принадлежащий ему земельный участок.
Поскольку считалось, что после такого окропления на дом и всех, кто в нем живет, непременно сойдет Божье благословение, то в преддверии храмового праздника было много желающих залучить к себе священника и тех, кто его сопровождал. Было принято заранее выставлять у ворот накрытый белой скатертью стол, на который ставили ковш с приготовленной для освящения водой. Такие визиты, сопровождавшиеся молебнами, были в радость не только хозяевам домов, но и самим священникам, поскольку за труды их одаривали деньгами и продуктами. Когда же батюшка, совершив весь положенный обряд, покидал двор, семья приступала к праздничной трапезе.
Гулять так гулять!
Обязательным элементом православных престольных праздников являлись прием и угощение гостей, среди которых могли быть не только родственники, но и соседи, а порой и совершенно незнакомые люди, случайно оказавшиеся у ворот. Торжества же организовывались с размахом, что, вообще, характерно для русского человека. Недаром говорится: «Гулять так гулять!»
Известно, что вплоть до конца XIX века в России было принято в течение целой недели отмечать каждый из зимних престольных праздников. Что это значит – нетрудно догадаться. Торжества, начинавшиеся в храме под строгое пение церковного хора, скоро перемещались в дома, где за трапезой, сопровождавшейся обильными возлияниями, приобретали более чем свободные черты. На следующий день все повторялось снова, и так продолжалось до конца недели.
Отличие зимних и летних празднеств
Лишь с наступлением XX века количество праздничных дней сократилось до двух или трех. Исключение составил лишь Нижегородский уезд, где вплоть до революции сохранялся обычай начинать торжества в тот день, на который выпал по календарю данный праздник, и продолжать до конца недели, сколько бы дней для этого ни потребовалось.
Но такое веселье даже в прежние времена допускалось только зимой, когда крестьяне отдыхали от полевых работ. В страдную же пору все обстояло иначе. Торжества по случаю престольных праздников, как правило, ограничивались одним днем, а в тех случаях, когда обстоятельства заставляли крестьян торопиться, проходили в сокращенном варианте – с обеда до вечера или с захода солнца до утра. Ничего не поделаешь – хлеб насущный ниспосылал Господь, но выращивать его приходилось самим.
Особенности городских торжеств
В городах престольные праздники устраивались так же торжественно. Крестные хода вначале огибали здание собственного храма, затем территорию прихода и, наконец, направлялись к соседям, если у тех также в этот день имелся престол, освященный в честь данного святого или события. Нередко к «имениннику» двигались процессии из соседних приходов, неся поздравление с престольным праздником.
К этим торжествам готовились еще за несколько дней до их наступления. Обязательно подметали дворы и улицы. В храмах наводили порядок, чистили оклады икон, а по возможности старались подновить резьбу и позолоту на церковной утвари. В храмах Москвы и других крупных городов было принято подсвечивать плошками с установленными на них факелами колокольни и лицевые фасады.
Многодневное веселье
Всеми перечисленными выше делами занимались мужчины, у женщин же в преддверии престольного праздника также было полно забот. В обязанности входила уборка дома, выпечка хлеба и пирогов, а также приготовление всяческих угощений. Пиво обычно варилось в каждом доме, а вино и водку закупали, причем в весьма изрядном количестве, поскольку обычай требовал в эти дни «подносить чарочку» всякому заходящему в избу, будь то прохожий, земляк или просто нищий. Всех надлежало накормить и напоить.
Любопытна и такая деталь: если престольный праздник храма отмечался жителями сразу нескольких деревень, то столы, собранные в складчину, накрывались поочередно в каждой из них, из-за чего торжества могли затянуться на две недели. Об этом известно из хроник, составленных во второй половине XIX века жителями Новгородской, Костромской и Вологодской губерний. Та же картина наблюдалась и в Сибири. Начав общее гулянье в одной из деревень, прихожане после двух – трех дней застолья переходили в другую, а затем в третью и т. д.
Досадные недоразумения
К несчастью, следование этому обычаю далеко не всегда заканчивалось добром. Что это значит? Престольные праздники, особенно проводимые в деревнях, нередко сопровождались крайне неумеренными возлияниями и превращались из религиозных торжеств в банальные пьянки. Это вызывало резкое нарекание со стороны церковных властей, прилагавших усилия для вразумления своей паствы, но бессильных перед устоявшимися обычаями.
Праздничная торговля
Во многих районах России бытовала традиция приурочивать к престольным праздникам ярмарки и базары. Их обычно посещали после церковной службы и последующей трапезы. Особенно распространено это было в Волжской губернии и Сибири. Описания таких ярмарок-праздников можно встретить в произведениях А. М. Горького, Н. С. Лескова, Д. Н. Мамина-Сибиряка и многих других классиков русской литературы.
С тех пор как на Руси стали торжественно отмечать календарные дни поминовения святых, а также важнейших событий священной и церковной истории, сложилась определенная культура проведения праздничных гуляний. Из года в год было принято устраивать их на одних и тех же местах, которыми обычно являлись церковные площади с примыкающими к ним улицами, околицами, загородными рощами, лугами, высокими берегами рек и т. д.
Большое скопление празднично настроенного народа всегда открывало широкое поле деятельности для разного рода мелких торговцев, товар которых пользовался неизменным спросом. Нарасхват шли дешевые пряники, конфеты, семечки, орехи и всевозможные сорта кваса. Гулянья, в которых принимала участие главным образом неженатая молодежь, часто затягивались до утра и давали повод для тех самых нареканий со стороны духовенства, о которых говорилось выше.
Возрождение традиции
В наши дни, когда после долгих десятилетий атеистического гонения Церковь вновь обрела свои прежние позиции, не утратили своего значения и престольные праздники, однако форма их проведения претерпела некоторые изменения. Прежним остался весь цикл праздничных богослужений, установленных церковным каноном. Также сопровождаются они крестными ходами, хотя и не столь продолжительными.
В наше время их маршрут обычно пролегает вокруг храма и редко выходит за пределы церковной ограды. Прежними остались взаимные поздравления, а вот массовые гулянья и связанные с ними застолья ушли в прошлое. Обычно дело ограничивается скромной и приличной во всех отношениях трапезой, устраиваемой настоятелем для клира и наиболее активных членов прихода. Новым же веянием стало проведение во дни престольных праздников различных мероприятий, включающих в себя демонстрацию фильмов православной тематики, выступление фольклорных коллективов и самодеятельности. Особенно широко это практикуется в храмах Москвы.
Престольные праздники у западных христиан
В заключение отметим, что аналогичные праздники существуют и у христиан Западной Европы. Наиболее характерным примером может служить немецкий «Кирмос», также устраиваемый во дни поминовения какого-либо из святых. По форме проведения он весьма близок к своему российскому аналогу. Богослужение также включает в себя крестный ход, маршрут которого пролегает по окрестным деревням. Затем следует обед и танцы. Обычно такие праздники длятся от 2 до 4 дней, сопровождаются всякого рода потешными состязаниями – бегом в мешках, танцами с флагами, рукопашными поединками между парнями и т. д. Их завершающим звеном бывает, как правило, маскарад.
Подобный же пример можно видеть и в Чехии, где престольные праздники носят название «Посвицени», что в переводе означает «освящение». Проводятся они не круглый год, как у нас, а с конца лета и до предрождественского периода, называемого Адвентом. В целом ход торжеств близок к нашему, но его отличительной чертой является обычай посещения кладбищ и совершения на них особой службы по умершим.