Что значит предметная фотография
8 золотых правил создания идеальной предметной фотографии
Сегодня я приготовил для вас порцию советов по предметной съёмке, которые помогут вам делать отличные…
Сегодня я приготовил для вас порцию советов по предметной съёмке, которые помогут вам делать отличные фотографии любых предметов.
Располагайте снимаемый предмет в центре и на переднем плане
Так всё внимание зрителя будет сосредоточено на объекте съёмки. Никаких отвлекающих факторов, ваш взгляд направлен прямо на него. Легко и просто.
Также можно показать лишь часть продукта, заставив зрителей дофантазировать остальное.
Добавьте снимку глубины с помощью освещения или цветового контраста – так предмет в кадре не будет выглядеть плоским.
Выбирайте лучший ракурс
Ракурс очень важен в предметной фотографии. Например, ракурс сверху-вниз под углом 45 градусов похож на то, как наши глаза смотрят на предметы на столах и полках.
Снятый с этого ракурса предмет кажется доступным и более реалистичным. Как будто он уже принадлежит зрителю.
Используйте негативное пространство для привлечения внимания к предмету
Негативное пространство помогает привлечь внимание к предметам на фото, а также даёт им возможность «дышать» (то есть не выглядеть зажатыми в рамки кадра).
К тому же, в предметной фотографии часто приходится добавлять текст к изображениям. Поэтому негативное пространство на предметном фото будет очень кстати.
Используйте правило нечётных чисел для эффектной композиции
Правило нечётных чисел отлично подходит для предметной фотографии. А всё потому, что оно работает на подсознательном уровне. Суть в том, что зрителю очень легко сгруппировать чётное количество предметов. Поэтому такая фотография будет казаться скучной.
Нечетное же число предметов в кадре вызывает напряжение и интерес.
Используйте правило третей для более интересной композиции
Хотя правило третей противоречит размещению объекта в центре кадра, о котором я писал в самом начале, но его использование может сделать композицию более эффектной.
Заставив зрителя искать глазами предмет на фото, вы уже начнёте подогревать к нему интерес.
Отделяйте предмет от фона
При съёмке вы должны чётко понимать, какая часть изображения должна быть в фокусе, а какая – нет.
План, на котором находится снимаемый предмет, всегда должен быть в фокусе, а задний – в расфокусе. Это отличный способ выделить объект съёмки.
Используйте ведущие линии для привлечения внимания зрителя
Линии — сильнейшие элементы дизайна. Их можно использовать, чтобы сосредоточить внимание зрителя на предмете съёмки. Они также добавляют сцене динамики.
Линии помогают направить взгляд зрителя от краёв кадра к снимаемому предмету, делая акцент на самом важном элементе сцены. Это простой, но эффективный способ вдохнуть жизнь и энергию в статичную композицию.
Снимайте флэтлеи
Ракурс сверху вниз или флетлей — отличный композиционный прием для предметной съёмки.
Мы привыкли видеть предметы под углом 45 или 90 градусов. Флетлей же делает вид на снимаемый предмет более непривычным и интересным.
Этот ракурс часто используется в фуд-фотографии. Плоское пространство дает возможность оживить сцену дополнительными элементами, создавая историю, а не простое изображение.
Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся! Читайте нас на Яндекс.Дзен «Секреты и хитрости фотографии».
Как фотографировать предметы: пошаговая инструкция для новичков
Содержание
Содержание
О предметной фотографии написано множество книг и статей. Как выбрать и настроить фотоаппарат, поставить освещение, найти классный кадр. В этом материале пошагово учимся снимать предметы. Разберем, куда и как ставить вспышки, можно ли снимать клево на мыльницу и чем нам может помочь тарелка для сыра.
В недавней статье «Джентельменский набор для предметной фотографии» мы уже подробно разобрали, какая техника и аксессуары понадобятся для предметной съемки. Теперь же перейдем к практическим опытам и будем учиться, как фотографировать объекты. Причем, попробуем обойтись самыми простыми подручными средствами.
Что нужно для предметной съемки
Фотоаппарат. Берите то, что у вас есть: зеркалка, беззеркалка или любая неплохая мыльница. Профессиональную камеру иметь не обязательно — даже представители бюджетных сегментов беззеркалок отлично справятся с нашей задачей. Фотосъемку на смартфоны рассматривать не будем.
Источник света. Вспышка, видеосвет, лампа или хотя бы большое окно. Снимать можно практически с любым источником света, просто для каждого типа будут свои тонкости, о которых я постараюсь упомянуть. При использовании простых ламп, а не импульсного света, лучше всего брать лампы одинаковой мощности и цветовой температуры. Берите максимально мощные светодиодные лампы — съемка пройдет чуть проще и быстрее.
Снимать будем в условиях стандартной квартиры. Различные фото-аксессуары вовсе не обязательны, очень часто их можно заменить бытовыми или строительными предметами. Какими именно — будем разбираться по ходу дела.
Что будем использовать в примере:
Софтбоксы и фотозонты есть далеко не у всех, поэтому для чистоты эксперимента попробуем обойтись без них, а позже посмотрим, как профессиональные аксессуары упрощают получение качественных снимков.
Настраиваем технику
Для начала разберемся, что делать с камерой.
Настройки фотоаппарата при использовании вспышек
Остальные настройки либо в автоматическом режиме, либо по умолчанию. В 99 % случаев эти настройки подойдут для съемки девайсов, останется только выставить нужную мощность вспышек. Вспышку подстраивать проще всего, ориентируясь на полученный кадр. Как понять, что мощность достаточная? Снимаемый предмет должен выглядеть так, как вы его видите глазами. Недолжно быть ни пересвеченных, выбитых в белое участков, ни темных, неосвещенных деталей.
Настройки фотоаппарата при использовании постоянного света (в том числе ламп)
Фокусное расстояние подбирайте так, чтобы не было искажений кадра. Например, если у вас только китовый объектив, то снимайте на максимальном фокусном расстоянии (55 мм, 42 мм и т. д., в зависимости от системы). Я буду снимать на ЭФР 80 мм. Синхронизация с внешней вспышкой производится по импульсу со встроенной вспышки.
Как выбрать выдержку
При съемке со вспышками все ясно — выставляете выдержку равную 1/160 секунды и снимаете. А вот при использовании постоянного света все сложнее.
Самый простой способ выставить нужную выдержку это довериться автоматике фотоаппарата — включаете режим «Приоритет диафрагмы», вручную выставляете ISO и диафрагму, а выдержку камера подбирает сама, исходя из условий освещенности. При этом если выдержка получается длинной, то кадр получится нерезким из-за смаза от дрожания ваших рук.
Есть правило: выдержка должна быть равной или короче «1/ЭФР». ЭФР — эквивалентное фокусное расстояние, это фокусное расстояние, умноженное на кроп-фактор. Например, для камеры Canon EOS 2000D Kit 18-55 mm при съемке на максимальном фокусном расстоянии 55 мм ЭФР = 55 * 1,6 = 88, т. е. выдержка должна быть короче 1/100 секунды или короче. Если камера выставляет вам 1/2 секунды или 2 секунды, то для съемки придется использовать штатив.
Выстраиваем кадр
Перед съемкой важно запомнить закон физики: угол падения равен углу отражения. Это значит, если вы направите свет в потолок и назад, то снять красиво объект не получится. Для заполнения теней достаточно простого отражателя, который будет отражать лучи света на теневую сторону.
Посторонние источники света (люстра, окно, торшеры) при съемке со вспышками не вносят существенной роли в освещение объекта съемки и ими можно пренебречь.
При съемке с лампами следует убирать все посторонние источники света — выключать общее освещение комнаты, закрывать шторы и т. д. В этом случае идеальный вариант съемки будет в полностью темной комнате, а свет только от источников освещения предмета. Любой посторонний источник света может как минимум привнести посторонний цветовой оттенок или полностью изменить светотеневой рисунок снимаемого объекта.
Как найти верный ракурс?
Если вы новичок, то единственно правильный способ найти правильный кадр с выгодным ракурсом — экспериментировать. Делайте несколько кадров с разных точек взгляда, меняйте положения объекта съемки. Наблюдайте, как это делают другие и перенимайте чужой опыт.
Увидели в чужом обзоре интересный ракурс/положение — сохраните на память, а потом сделайте подобное для своего материала.
Можете не волноваться — точно также у вас не получится, но даст верное направление для экспериментов и создания своей неповторимой фотографии.
Техника съемки
Итак, давайте ввяжемся в бой и будем разбираться по ходу действия.
Съемка только со вспышкой
Начнем с основной и самой простой схемы освещения. У нас есть один источник света, лист белой бумаги/ватман в качестве фона и предмет, который необходимо снять.
Вспышку располагаем под углом примерно 45 градусов к камере. Расстояние от вспышки до объекта съемки в данном случае не так важно, так как относительные размеры источника света и снимаемого объекта даже при близком расположении будут сравнимы. Посмотрим, что получилось.
Получаем резкие тени — подобный кадр качественным назвать не удастся никак.
Съемка со вспышкой и отражателем
Для исправления ситуации поставим небольшой отражатель для заполнения теней.
Уже лучше: немного поработав в редакторе, можно привести фотографию к достойному виду. Но вам придется править каждый кадр — долго, нудно, неудобно.
Съемка с фотозонтом
Поэтому давайте сделаем наш источник света больше. Тут речь идет именно об относительных размерах источника света. Чем больше источник света относительно объекта съемки, тем «мягче» получается рисунок — тени растушеванные и незаметные. Возьмем самый простой фотозонт на просвет.
Вместо фотозонта можно использовать кусок белой ткани, размещенный между вспышкой и объектом съемки.
Результат на фото ниже значительно лучше — жесткие тени ушли, освещение объекта стало более равномерным. Останется только немного навести лоска в редакторе, и фотография готова к публикации.
Если у вас источник постоянного света, то суть световой схемы та же самая, но учитывайте, что источник света должен быть мощный, либо не должно быть посторонних источников света. Результат же не будет как-то кардинально отличаться от полученного со вспышками.
Съемка в лайткубе
Еще один вариант получить бестеневое пространство — использовать лайткуб. Получить качественное изображение в нем проще, но вам понадобятся еще минимум две вспышки или лампы. Они ставятся по бокам лайткуба. Естественно, источники света можно поставить и сверху, сбоку, сзади и даже снизу — все зависит от того, что вы снимаете и в чем. Например, при использовании профессиональных больших лайткубов эффективнее один из источников света ставить сзади для подсветки фона.
Простейший вариант лайткуба можно сделать своими руками из обычной коробки и нескольких листов белой бумаги. Единственный минус — небольшие размеры.
Просто вырезаете в боковых стенках коробки «окна» и заклеиваете их бумагой. Передний торец коробки также вырезаете для съемки предмета. В качестве фона необходимо взять либо несколько листов офисной бумаги, либо плотную фотобумагу.
Конечно, можно не заниматься подобным конструированием и купить готовый лайткуб. Плюс готового решения — проще хранить, удобнее использовать, и он подойдет для более крупных девайсов.
С лайткубом лучше не использовать источники постоянного света — чтобы просветить бумагу нужна большая мощность, а значит и соответствующее тепловыделение — тонкая бумага может загореться. Да, светодиодные лампы нагреваются не так сильно, но даже с ними надо быть аккуратным и помнить о требованиях техники безопасности.
Съемка НЕ на белом фоне
Белый — самый нейтральный и понятный фон для предметки. Но скучный! Иногда хочется подойти к работе нестандартно. К выбору цветного фона стоит подойти крайне аккуратно. Яркие, едкие цвета могут испортить все впечатление о съемке. Белый, черный, серый — оптимальные цвета и подходят в большинстве случаев, а для разнообразия можно обратиться к текстуре фона.
Как минимум фон может быть матовым или глянцевым. Глянцевый фон добавляет отражение, что может очень эффектно смотреться. Для него можно использовать лист глянцевой фотобумаги или пластиковые фотофоны любой фактуры и цвета. Можно обратиться и к не однотонным фонам, и подобные интересные примеры есть у нас в клубе. Но с ними необходимо работать осторожно — следите, чтобы объект съемки не потерялся на фоне.
В качестве примера попробуем сфотографировать девайс на тарелке для сыра из сланца. Чтобы черный фон был по-настоящему черным и при этом не потерялась фактура, поменяем угол падения света на фон. Нельзя светить «в лоб», а для подчеркивания структуры фона свет должен идти параллельно фону. Самый простой способ это организовать — поставить вспышку или лампу сбоку от снимаемого объекта. Добавляем листок бумаги в качестве рассеивателя и второй как отражатель для заполнения теней.
Подобная постановка света хорошо подчеркивает грани предмета и вскрывает текстуру фона. А декоративные элементы девайса придают снимку законченный вид.
Еще несколько примеров подобных снимков:
Закрепляем урок
Мы определили базовый набор оборудования и настройки камеры. Все остальное —только ваш опыт и умения. Возможно с первого раза у вас не получится снять все идеально, но с практикой вы сможете приблизиться к желаемому результату.
Я рекомендую вам обзавестись следующим оборудованием:
Удачный кадр должен заставлять зрителя всматриваться в него, или хотя бы не вызывать желание скорее его закрыть. В редакторе можно исправить много недостатков съемки: неправильный баланс белого, кадрирование, низкий контраст и т. д. Но неправильно экспонированный кадр исправить сложнее. Да, съемка в RAW с последующим шумоподавлением даст вам исправить неправильно экспонированный кадр с запасом в 1-2 ступени, но лучше все сделать правильно сразу.
Для качественной съемки тестируемых девайсов вовсе не обязательно использовать дорогое студийное оборудование или специализированные устройства для предметной съемки.
Немного смекалки и подручные материалы способны заменить много оборудования. Да, процесс съемки будет не так удобен, но у вас и не поточная съемка. Так что фотосъемка девайсов для обзоров возможна в условиях стандартной квартиры с минимальным набором оборудования, главное — немного желания и чуть-чуть экспериментов.
Предметная фотография — маркетинг или искусство?
Предметная фотография — жанр фотоискусства, который наглядно демонстрирует внешний вид продукции и товарных групп. Задача профессиональных фотографов интернет-магазинов, блогеров, фотостокеров и любителей — максимально привлекательно показать важные потребительские характеристики и дизайн. Фотосъёмка предметов дает простор для творчества, построения композиции, работы со светом.
История предметной фотографии
Предметная фотография как самостоятельное и значимое направление фотоискусства зародилась в начале 2000-х годов вместе с появлением интернет-магазинов. Невозможность увидеть в реальности объект заказа предъявляла повышенные требования к изображению — в каталоге важно отразить все нюансы и показать преимущества выбора.
Предметная фотография приобрела повышенную значимость для бизнеса и рекламы. Поскольку покупатель мог составить мнение о товаре только при помощи фото и текстового описания — от фотографа требовалось представить продукцию в самом выгодном ракурсе. А для этого, помимо основных навыков коммерческой фотосъёмки, нужно обладать талантом дизайнера и маркетолога.
Предметная фотография охватывает большинство жанров фотосъёмки:
Индустриальная «предметка» используется для создания технических сайтов, журналов, тематических статей. Ассоциативная, где объект отражает суть материала, не иллюстрируя конкретный сюжет, востребована новостными порталами.
Особенности съёмки предметной фотографии
Для предметной фотосъёмки в домашних условиях достаточно хорошего смартфона, пары светильников, рассеивателя из белой простыни и двустороннего отражателя из строительного утеплителя — пенофола. Желающим заняться этим жанром профессионально потребуется зеркальная камера с хорошей оптикой. Для съемки мелких деталей дополнительно приобретается макрообъектив или макрокольца.
Предметная фотография, помимо фотокамеры, штатива и пульта, требует специфического оборудования:
Приступая к изучению предметной фотосъёмки, следует помнить, что главное — это показать привлекательность объекта за счет правильно выстроенной композиции, светового рисунка и постобработки.
Необходимо тщательно отбирать «модели». Даже малейшие изъяны поверхности, практически невидимые взгляду, на фото могут отпугнуть зрителя. В частности, это касается пыли. Незаметная при естественном свете, она потребует дополнительной обработки фотоснимков.
Самые известные предметные фотографы мира
Конкуренция в сегменте предметки достаточно высокая. Поэтому мастер, работающий в этой сфере, обязан мыслить креативно, придумывать новые сюжеты и ракурсы, научиться обыгрывать детали для улучшения восприятия зрителем. Среди самых известных предметных фотографов мира:
Предметная фотография окружает нас всюду. Это и маркетинг, и искусство, и средство творческого самовыражения. Навыки фотосъёмки и построения композиции помогут людям увидеть объект в максимально привлекательном виде. Экспериментируйте с ракурсами, освещением и настройками камеры.