Что значит предмет по выбору
Как выбрать дисциплину по выбору и не ошибиться в своём выборе
Одним из преимуществ современных образовательных стандартов является то, что они предоставляют студенту возможность влиять на процесс обучения, формируя его в соответствии со своими интересами. Это достигается путем включения в учебные планы элективных и факультативных дисциплин.
Кстати, учебные планы по каждой специальности/направлению подготовки вуз обязан публиковать на официальном сайте. Учебные планы РосНОУ размещены в разделе «Образование» официальных сведений об образовательной организации >>>
Все дисциплины, которые изучают студенты, разделены на две части: базовая и вариативная.
Дисциплины базовой части формируют направление подготовки. Пять из них обязательны для всех студентов всех направлений подготовки: история, философия, иностранный язык, безопасность жизнедеятельности и физическая культура. Остальные дисциплины базовой части определяются вузом в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Дисциплины базовой части обязательны для изучения всеми студентами, которые поступили на данное направление подготовки.
Например, для студентов первого курса направления подготовки бакалавриата «Экономика» обязательными для изучения являются: пять дисциплин, указанных выше, а также психология, право, социология, математический анализ, микроэкономика и так далее. Эти предметы входят в базовую часть, поскольку государство определило их как необходимые для формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Экономика».
Дисциплины вариативной части определяют направленность (профиль) программы. Набор дисциплин определяется вузом. Дисциплины вариативной части делятся на обязательные и элективные (дисциплины по выбору).
Например, для направления подготовки бакалавриата «Лингвистика» (профиль «Перевод и переводоведение») наш университет в качестве обязательных дисциплин выбрал теорию перевода, основы теории первого иностранного языка, историю литературы стран первого иностранного языка, древние языки и культуры и так далее.
И, наконец, дисциплины, которые могут выбрать сами студенты, — это дисциплины по выбору вариативной части. Выбрать, правда, не из бесконечного списка, а одно из двух. Например, будущие бакалавры по направлению подготовки «Туризм» могут изучать или всемирную историю, или геополитику; конфликтологию или этику; музееведение или туристское ресурсоведение…
О том, что дают дисциплины по выбору и как происходит сам выбор, рассказывает начальник учебно-методического управления РосНОУ Людмила Юрьевна Михальченкова.
Людмила Юрьевна, зачем нужны элективные дисциплины?
— Элективные дисциплины — это дисциплины, содержание которых позволяет удовлетворить профессиональные интересы (углубить свою квалификацию) в соответствии с личностными наклонностями. Элективные дисциплины студент выбирает из предложенного образовательной организацией перечня, после чего они становятся обязательными для изучения. В учебном плане это дисциплины вариативной части, определяющие направленность (профиль) программы и формирующие знания, умения и навыки, необходимые для реализации тех видов профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа.
Когда можно выбрать себе дисциплину?
— Элективные дисциплины выбираются заранее на следующий учебный год. Сроки осуществления выбора отличаются в зависимости от курса и формы обучения.
Студенты первого курса очной и очно-заочной форм обучения должны выбрать элективные дисциплины на текущий учебный год в период с 1 по 7 сентября, а на следующий учебный год — с 5 по 30 ноября.
Студенты 2-6 курсов очной и очно-заочной форм обучения — в период с 5 по 30 ноября.
Студенты 1 курса заочной формы обучения должны выбирать элективные курсы на текущий учебный год в первую неделю установочной сессии, а на следующий учебный год — во время зимней сессии.
Студенты 2-6 курсов заочной формы обучения — во время сессии в нечётном семестре.
Как происходит выбор?
— По распоряжению декана факультета (директора института, филиала, колледжа) сотрудники деканата или кафедры размещают перечень и краткую аннотацию предлагаемых к выбору дисциплин на информационных стендах и сайтах учебных подразделений. Затем проводится собрание, на котором студенты могут ознакомиться с учебными планами, перечнем предлагаемых элективных дисциплин и содержанием каждой из них. Студентам предоставляется информация о преподавателях, ведущих данные дисциплины (их должности, учёные степени и звания), а также информация о процедуре выбора и записи на учебные дисциплины.
Все студенты группы (курса) должны написать личное заявление о выборе элективных дисциплин по установленной форме. Если студент не записался в установленные сроки на дисциплину по выбору, то решением декана факультета (директора института, филиала, колледжа) данный студент будет изучать ту элективную дисциплину, которую выбрало большинство студентов.
Элективная дисциплина считается выбранной, если на нее записалось не менее 25 человек или не менее 80% всей численности студентов курса и формы обучения, обучающихся по образовательной программе.
Выбранная элективная дисциплина включается в расписание и является обязательной для изучения.
Есть ещё факультативные программы. Чем они отличаются от элективных?
— Факультативная дисциплина — это необязательный для изучения курс, который может изучаться по выбору студента. В учебный план включается определённое количество предметов, на изучение которых можно записаться дополнительно. (Например, студентам направления «Реклама и связи с общественностью» предоставлена возможность дополнительно освоить классические языки, иностранный язык в профессиональной сфере, историю российского предпринимательства, обычаи и традиции народов мира — Ред.).
Главное отличие факультативных дисциплин от элективных состоит в том, что студенты группы (курса) вправе выбрать произвольное количество дисциплин (одну, несколько или все доступные) либо отказаться от изучения факультативных дисциплин вовсе (для этого необходимо написать заявление об отказе по установленной форме).
Когда и как происходит выбор факультативных дисциплин?
— Выбор факультативных дисциплин происходит одновременно с элективными дисциплинами. Процедура выбора факультативных дисциплин аналогична процедуре выбора элективных дисциплин.
Если на изучение факультативной дисциплины записалось более 30% студентов группы (курса), то она включается в дополнительное расписание занятий по факультативным дисциплинам.
Освоение факультативной дисциплины завершается промежуточной аттестацией в форме зачёта или экзамена. По заявлению студента, результат освоения факультативной дисциплины заносится в приложение к диплому об образовании и (или) о квалификации.
Положение о порядке формирования, выбора и изучения студентами факультативных и элективных дисциплин (.pdf)
Свободный выбор ЕГЭ: будет ли такое в 2022 году
Правила приема, введенные с 2021 года, остаются непонятными для большинства абитуриентов. Одним из нововведений стала возможность выбрать дополнительную дисциплину — предметы, указанные в порядке приема на сайте вуза через слэш.
Что значит свободный выбор одного ЕГЭ?
Свободный выбор ЕГЭ — это возможность одну из предложенных вузом дисциплин для сдачи на экзаменах. Так, до 2021 года абитуриент мог поступить на специальность только с одним строгим набором предметов — например, русским, математикой и физикой. Теперь же предлагают не один дополнительный предмет, а два три, из которых можно выбрать экзамен для поступления. Например, русский, математика и физика/информатика — абитуриент может выбрать, поступать с помощью физики или с помощью информатики.
Предмет, который может быть заменен, также определяется вузом. Обычно это третий приоритет, последний по важности экзамен из всей тройки или четверки.
В чем преимущество данного нововведения?
Введение свободного выбора ЕГЭ облегчает процесс поступления. Теперь абитуриент может сдать дисциплину, которая ему дается лучше или которую он считает более профильной. Так, если раньше на прикладную информатику поступали преимущественно с физикой, то теперь начинающие программисты могут сразу проявить себя в ИКТ и поступить по этому экзамену.
Также это нововведение позволяет расширить список вузов с выбранным направлением, куда можно подать документы. Так, если до 2021 года с ИКТ можно было пройти на прикладную информатику только в пару вузов, то теперь с этим экзаменом можно пройти на эту специальность практически в любой вуз.
Для каких специальностей свободный выбор ЕГЭ актуален?
Выбор дисциплины доступен на любой специальности, если этого захочет университет. Министерство образования оставило введение этого на выбор руководства вузов, поэтому на некоторые программы можно поступить только по классической тройке предметов.
Особенно актуально изменение для инновационных и IT-специальностей, на которые нужно было сдавать физику вне зависимости от того, пригодится ли она в будущем.
Также нововведения будут полезны поступающим на творческие направления. Некоторые вузы позволили заменить субъективную в оценке литературу на историю или обществознание.
В каких вузах ввели новые правила?
Новые правила приема действуют для всех университетов страны. А вот положение о свободном выборе ЕГЭ оставили на усмотрение администрации каждого конкретного заведения. Большинство вузов России, в особенности топовые, позволили абитуриентам выбрать, по какому набору предметов поступать. Нововведение ввели не на всех специальностях, а только на части из них. Предположительно, к будущему году список специальностей с выбором дополнительного предмета расширится.
Свободный выбор ЕГЭ, как и остальные правила приема, введенные в 2021, будут действительны и впоследствии, если не будет принят другой закон. На данный момент, выпускникам стоит готовиться к поступлению по модели этого года. Списки направлений и предметов, по которым можно будет на них поступить, опубликуют к ноябрю 2021 года.
Выбор предметов ЕГЭ 2022: как правильно выбрать предметы для сдачи
С чего начать подготовку к ЕГЭ? С определения предметов и постановки цели – а зачем я сдаю ЕГЭ? Рассказываем о разных способах выбора предметов для сдачи ЕГЭ, сложных и легких экзаменах и о том, на кого стоит идти учиться в 2022 году.
Содержание
Обязательные предметы ЕГЭ
Обязательные предметы ЕГЭ нужно сдать, чтобы получить аттестат о среднем общем образовании. Если 11-классник собирается поступать в колледж, то ему можно сдать только обязательные экзамены.
Обязательные предметы ЕГЭ – это русский язык и математика. По математике можно выбрать базовый или профильный уровень. Базовый уровень сдают абитуриенты гуманитарных направлений, профильный – технических. Если раньше школьники сдавали базовую математику для подстраховки, чтобы точно получить аттестат, то с 2020 года можно выбрать только один экзамен.
Обязательно изучите спрос и предложение на рынке труда
В ближайшие годы на рынке труда будет спрос на врачей, инженеров различного профиля, маркетологов, аналитиков, программистов и других специалистов современных профессий. Как правильно выбрать предметы ЕГЭ? Учитывать эти тенденции. Подбор профессии по предметам ЕГЭ поможет уже в 11 классе построить карьерный план и начать двигаться по нему.
Обратите внимание на востребованные профессии будущего:
Не все эти профессии можно освоить в университетах, но получить фундаментальное образование и дополнительно пройти обучение возможно уже в 2020 году. Выбирать профессии по предметам ЕГЭ – это взгляд в будущее, на перспективу 5-7 лет.
А что нравится Вам?
Определение профессии по предметам ЕГЭ исходя из зарплат и востребованности на рынке может привести к тому, что обучение для вас окажется неинтересным и не хватит мотивации доучиться до конца. Поэтому не стоит забывать про свои мечты и способности.
Выбор предметов ЕГЭ по уровню сложности
Сложные предметы ЕГЭ: профильная математика, физика, история, биология, химия, литература, информатика.
Легкие предметы ЕГЭ: русский язык, обществознание, базовая математика, география, иностранные языки (при условии их владением).
Но это всё индивидуально. Единственные дисциплины, у которых есть точный уровень сложности: базовая и профильная математика.
Ходит миф, что гуманитарные предметы легче технических: высокобалльников по истории намного больше, чем по профильной математике. Здесь важно учитывать, что 80 баллов по профильной математике – это высокий результат, с которым можно поступить на бюджет; 80 баллов по истории – это средний результат, бюджет под вопросом. Дело не в сложности: проходные баллы на гуманитарные направления на порядок выше. Поэтому выбирать предметы ЕГЭ по уровню сложности не стоит – вряд ли где-то окажется легко.
Подбор направления по предметам ЕГЭ
Каждому направлению во всех вузах соответствует определенный набор предметов ЕГЭ. В разных учебных заведениях он может отличаться. Например, добавляется иностранный язык.
Выбрать направление по предметам ЕГЭ поможет памятка:
Подобрать профессию по предметам ЕГЭ
Выбор предметов ЕГЭ и направления в вузе ведёт нас к большему – определению профессии. Если подбор специальности осознанный, то выпускник не столкнется с тем, что после вуза будет работать совершенно в другой сфере.
Памятка «Определение профессии по предметам ЕГЭ»:
Подбор вуза по предметам
С направлением и профессией определились, теперь встает вопрос – как выбрать вуз по предметам ЕГЭ. Выбор вуза основывается на специализации вуза и на отзывах студентов – какие направления в вузе сильные, а какие нет.
Памятка “Выбор вуза по предметам ЕГЭ”:
Выбор факультета
Выбор факультета по предметам ЕГЭ – это некорректный запрос. Факультет в вузе объединяет несколько направлений (специальностей), поэтому выбирают направление, а не факультет. О выборе направления рассказали выше.
Вывод
Окончательно определиться с предметами каждому 11-класснику придется зимой последнего учебного года. Но не стоит тянуть до последнего, ведь времени на подготовку к ЕГЭ остается всё меньше. Как выбрать предметы, которые сдавать на ЕГЭ, вы уже знаете. Осталось дело за малым – применить рекомендации на себе.
Как сдать ОГЭ по всем предметам?
ОГЭ — экзамен для 9-классников, но кажется, что о нём знают даже 5-классники. Что такое ОГЭ и как к нему готовиться, чтобы пройти итоговую аттестацию без проблем?
Внимание! ОГЭ в 2020 году отменили, 9-классникам этого года оценки в аттестат будут выставлять на основе годовых.
Что такое ОГЭ?
Основной государственный экзамен (ОГЭ) — одна из двух форм государственной итоговой аттестации (ГИА). Все ученики 9 класса, успешно прошедшие итоговое собеседование по русскому языку, сдают ОГЭ — это обязательное условие для получения аттестата об основном общем образовании.
Как сдать ОГЭ по всем предметам?
Без аттестата ни один школьник не перейдет в 10 класс, чтобы получить среднее (полное) общее образование, и не поступит в колледж, чтобы получить среднее специальное образование.
Иными словами, не сдавать ОГЭ невозможно. Если только вы не решили бросить учебу вообще.
А еще отлично сданный ОГЭ — шаг к успешной сдаче ЕГЭ и университету мечты, потому что экзамены в 9 классе — «репетиция» сдачи экзаменов в 11 классе.
Согласно приказу Министерства просвещения и Рособрнадзора от 7 ноября 2018 года N 189/1513, ОГЭ состоит из четырех экзаменов, которые делятся на два типа:
Разберемся, что за этим стоит.
ОГЭ: обязательные предметы
Обязательные предметы на ОГЭ — русский язык и математика. На этих экзаменах проверяют базовые знания и навыки по этим дисциплинам. Подробные требования к девятиклассникам публикуются ФИПИ в кодификаторах:
Вместе с кодификатором публикуются и КИМы, то есть контрольно-измерительные материалы. Это перечень тем, которые школьники должны хорошо знать по окончании 9 класса. В КИМах обычно публикуется структура экзамена: количество частей, вопросов и заданий по каждой теме.
Согласно приложению к Письму Рособрнадзора от 13.02.2020 N 02-21, в 2020 году минимальные допустимые и максимальные баллы по русскому языку и математике должны были быть такие:
Предмет/Балл
Минимальный
Максимальный
Русский язык
Математика
Важно: это рекомендательная шкала перевода первичного балла в пятибалльную шкалу — то есть школы могут ей и не руководствоваться. Но в большинстве случаев они это делают.
Высокие баллы по русскому языку и математике нужны тем, кто хочет поступать в профильные классы с филологическим или математическим/экономическим уклоном соответственно.
Для девятиклассников-гуманитариев, которые хотели бы изучать русский язык профильно, рекомендуют набрать хотя бы 26 баллов из 33 возможных.
А так распределяются рекомендации для школьников-математиков:
Но это вовсе не значит, что школьники, которые собираются поступать в колледжи, могут пренебречь этими экзаменами — там оценки за ОГЭ тоже учитываются.
ОГЭ: предметы по выбору
Помимо обязательных экзаменов, школьники должны дополнительно сдать еще два любых из списка, опубликованного в приказе Министерства просвещения и Рособрнадзора от 7 ноября 2018 года N 189/1513:
Как с русским языком и математикой, ФИПИ публикует кодификаторы и КИМы для предметов по выбору. Для удобства мы собрали ссылки на них и минимальные баллы (согласно Письму Рособрнадзора от 13.02.2020 N 02-21) в таблицу:
Кодификаторы и КИМы
Минимальный балл
Максимальный балл
Минимальный балл для профильного класса
Словарь абитуриента
При поступлении абитуриентам придется столкнуться с десятками малопонятных формулировок. Объясняем, что все они значат. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Конкурс
Конкурс в вузе – это отбор на имеющиеся у учебного заведения места абитуриентов, подавших заявления для поступления на определенную специальность или направление. Средний конкурс по вузу – это среднее арифметическое конкурсов на каждой специальности/направлении/программе – в зависимости от того, как вуз ведет прием. На одной программе конкурс может быть 2 человека на место, на другой – 20, среднее арифметическое для вуза в целом – 11 человек на место. Поэтому для абитуриентов более показателен конкурс на место на отдельной специальности или форме обучения (бюджетной, платной, очной, заочной).
Конкурс на место – в цифровом выражении это количество поданных заявлений на специальность/направление, деленное на количество имеющихся на специальности мест.
Поскольку у абитуриентов есть право подавать заявления в 5 вузов и сразу на несколько специальностей, реальный конкурс на место всегда ниже формального. Многие поступающие просто не отзывают свои документы и остаются в конкурсных списках, даже если передумали поступать или прошли в другой вуз.
Общий конкурс – он проводится для абитуриентов, поступающих без каких-либо особых прав: возможности зачисления без экзаменов или по целевым и особым квотам. Официально он называется конкурсом на основные места в рамках контрольных цифр приема.
Однопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов в целом на специальность или направление. Еще один вариант: в целом на несколько однопрофильных (смежных, похожих) программ в рамках одной специальности.
Многопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов сразу на укрупненную группу направлений, в которой может быть 2–4 и больше специальностей. Распределение студентов по конкретным направлениям/специальностям группы проходит после первого курса или в середине второго. Например, если проводится многопрофильный конкурс на группу «Науки о Земле», то кем в конце концов станет студент: геологом, географом, картографом, экологом или гидрометеорологом – он узнает, только проучившись год-полтора в университете.
Вне конкурса (БВИ, без экзаменов) – это все одно и то же. БВИ означает «без вступительных испытаний». Главным вступительным испытанием при поступлении в российские вузы считается ЕГЭ. Поступить в университет/институт/академию вне конкурса – значит быть зачисленным на учебу по результатам олимпиад. Других оснований для поступления без экзаменов нет.
Ранжированный конкурсный список – это рейтинг абитуриентов в соответствии с набранными баллами. Он формируется по убыванию суммы баллов за экзамены и личные достижения. Верхние строчки занимают наиболее вероятные кандидаты на зачисление. Если на направлении 15 бюджетных мест, а позиция абитуриента – 75, шансы поступить стремятся к нулю. Может, конечно, случиться так, что предшествующие 60 человек не принесут оригиналы документов и согласия на зачисление. Тогда он поступит на бюджет.
Зачисление
Контрольные цифры приема (КЦП) – это количество бюджетных мест в вузе.
Обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета – бесплатная учеба, то есть на бюджетных местах.
Целевая квота – часть бюджетных мест, которая выделяется для приема на конкретную специальность (направление) поступающих по целевым направлениям от предприятий, организаций, имеющих в уставном капитале долю государства. Среди целевиков проводится отдельный конкурс на выделенные для них (квотированные) места. Их количество не лимитируется. На некоторых специальностях (оборонная промышленность, медицина и др.) они могут составлять 100 % всех бюджетных мест.
Особая квота – часть бюджетных мест (не меньше 10 %), которая выделяется для приема на конкретную специальность (направление) абитуриентов, имеющих особые права (социальные льготы). Для этой категории поступающих проводится отдельный от основного конкурс. Если все места на специальности отданы под целевую квоту, то для особой места выделяют из целевой квоты.
Основные места в рамках контрольных цифр – это бюджетные места, которые остаются на программе/специальности/направлении после вычета из общего количества мест, отданных абитуриентам, поступающим по целевой и особой квотам.
Если оказывается так, что на квоты выделяются все бюджетные места, то на основные места вузы зачисляют, только если будет недобор на квотированные места.
Обучение по договору об образовании (об оказании платных образовательных услуг) – платная учеба за свой счет или за средства любого физического/юридического лица, готового финансировать получение образования. Еще одно название – внебюджет.
Особые права при поступлении – это льготы, которые получают некоторые категории абитуриентов:
Приоритет при зачислении – это право на первоочередное зачисление в случае равенства конкурсных баллов и других условий. Например, два целевика набрали 240 баллов за ЕГЭ и индивидуальные достижения, а место для приема только одно. По конкурсу на него пройдет тот, у кого есть право на приоритетное зачисление.
Приоритетность вступительных испытаний – это ранжирование по степени важности для поступления на определенную специальность предметов ЕГЭ или дисциплин, которые абитуриенты сдают на внутренних экзаменах в вузе. Например, для зачисления на «программную инженерию» нужно сдать математику, информатику и физику. Вуз считает, что самый важный для этой специальности предмет – информатика, за ним следует математика и только потом физика. При равенстве суммы баллов за три ЕГЭ и дефиците мест зачислят абитуриента, у которого оценка за информатику выше. В творческих вузах приоритетность (первое место по степени важности) может быть отдана не предметам ЕГЭ, а результатам дополнительных вступительных испытаний – прослушивания, конкурса художественных работ и т. д.
Этап приоритетного зачисления – начинается сразу после опубликования конкурсных списков. На этом этапе вузы зачисляют поступающих на бюджет без экзаменов и по квотам. 28–30 июля.
Основной этап зачисления – следует сразу за приоритетным, в эти дни абитуриентов зачисляют на оставшиеся бюджетные места. 3–5 августа.
Согласие на зачисление – письменное подтверждение намерения учиться на конкретной и единственной программе/специальности, на которую абитуриент прошел по конкурсу, и согласие со всеми условиями будущего обучения – очно или заочно, платно или на бюджете, в головном вузе или в филиале. Без согласия на зачисление поступающего не зачислят в вуз, даже если он принес оригиналы документов о предыдущем образовании.
Направления, специальности, укрупненные группы
Направление подготовки (специальность) – это общая профессиональная сфера, в рамках которой вузы готовят бакалавров, специалистов, магистров. Направление может включать сразу несколько специальностей, предполагающих наличие разных компетенций: например, в «Педагогическое образование» входят самые разные специальности – педагоги начальной и средней школы, дополнительного образования, учителя математики, химии, английского языка и т. д.
В бакалавриате студенты получают общую профессиональную подготовку, поэтому на этом уровне образования вузы набирают на направления. В специалитете студентов готовят к конкретной профессиональной деятельности, поэтому их принимают на учебу по специальностям.
Направления и специальности собраны в укрупненные группы. Например, в «Языкознание и литературоведение» (код 45.00.00) на уровне бакалавриата входят 4 направления (по сути, это специальности, как и в специалитете, и обычно их так и называют):
Для каждого направления и специальности разработан ФГОС – федеральный образовательный стандарт, им присвоены коды (приказ Минобрнауки № 1061).
Укрупненные группы объединены в области образования.
Код специальности – это шифр из последовательных двузначных кодов, указывающий на классификацию направления или специальности в ОКСО – Общероссийском классификаторе специальностей по образованию. Первые две цифры – это код укрупненной группы (всего их 57), вторые две – код уровня образования, последние две – код специальности, направления подготовки, а для СПО – профессии.
Например: 01.03.01 Математика. В этом шифре:
Коды уровней высшего образования:
Направленность (профиль) образовательной программы – это узкая специализация в рамках общего направления. Какой именно она будет, зависит от содержания программы, которую разработает вуз. Например, у направления «Прикладная математика и информатика» 01.03.02 может быть несколько десятков профилей (направленностей): прикладная информатика в экономике, химии, биологии; программное обеспечение транспортных систем и т. д. Поэтому при поступлении надо внимательно изучать профили направлений, на который идет набор в вуз.
Экзамены
Вступительные испытания (ВИ) – это экзамены для поступления в вуз. По умолчанию это несколько предметов ЕГЭ, обычно три, реже четыре. Вместо «единого» вузы могут принимать внутренние экзамены по предметам ЕГЭ, но только у отдельных категорий поступающих – выпускников колледжей, техникумов, вузов, специнтернатов и зарубежных образовательных организаций; абитуриентов с ОВЗ.
Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) – это экзамены, которые вузы проводят в дополнение к основным – ЕГЭ или заменяющим их внутренним по предметам ЕГЭ. ДВИ могут быть творческой или профессиональной направленности: будущие актеры читают басни, вокалисты поют, художники рисуют, журналисты пишут эссе, военные сдают физкультурные нормативы, медики проходят психологическое тестирование. ДВИ, дублирующие предметы ЕГЭ, может проводить ограниченное число высших учебных заведений: МГУ, СПбГУ, военные вузы и университеты силовых структур.
Вступительное испытание профильной направленности – это экзамен по предметам ЕГЭ. Еще одно официальное название этого вида экзамена – общеобразовательное вступительное испытание.
Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) творческой и (или) профессиональной направленности – это экзамены по тем предметам и дисциплинам, которые не сдаются на ЕГЭ. Обычно именно эти ДВИ имеются в виду, когда вуз сообщает, что при поступлении проводит дополнительные вступительные испытания. Какие именно, надо уточнять в правилах приема каждого учебного заведения.
Общеобразовательное вступительное испытание – это предмет ЕГЭ, соответственно, результат общеобразовательного вступительного испытания – это баллы ЕГЭ за определенный предмет. ДВИ профильной направленности, которые могут проводить некоторые вузы, – это и есть общеобразовательное вступительное испытание, то есть экзамен по предмету ЕГЭ.
Индивидуальные достижения (ИД) – это «особые заслуги» абитуриента: победы в предметных или спортивных олимпиадах, волонтерство, аттестат или диплом СПО с отличием, значок ГТО и другие имеющие значение для вуза личные академические или общественные успехи абитуриента. Каждое ИД оценивается в баллах – от одного до десяти. В сумме за все достижения можно набрать не больше десяти. Эти баллы прибавляются к оценкам за ЕГЭ.