Что значит предать земле покойного
Bookitut.ru
«Предание земле»
После «предания земле» гроб накрывают крышкой и забивают.
Христианская традиция отвергла обряд сожжения, однако исключение приходилось делать во время повальных эпидемий или войн. В XIX веке в Европе началось движение за распространение кремации. Протестанты согласились с этим обрядом быстрее, ибо ни молитв при погребении, ни заупокойных служб не совершают. Католическая церковь признала кремацию возможной только в 1962 году в тех случаях, когда она совершается по причинам, не противоречащим вере. Русская Православная Церковь официального благословения на кремацию не дала и по сию пору, хотя признает, что запрещения на сожжение трупов в священных текстах нет. Поэтому покойников отпевают и перед кремацией, а иногда приглашают священника и в ритуальный зал крематория.
Отпевание и погребение по возможности совершаются на третий день (считая день смерти первым). По христианской традиции, если тело усопшего находится в доме и есть возможность пригласить священника, то перед выносом служится заупокойная лития, сопровождаемая каждением вокруг гроба.
Крышку гроба по обычаю в дом не вносят, а ставят у дверей снаружи, узкой стороной вниз. Выносят гроб открытым, ногами вперед, с троекратним пением молитвы «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». (С пением этой же молитвы гроб выносят из храма после отпевания.)
Для поминовения усопшего у могилы после захоронения готовится кутья. Поминальная кутья берется с собой в церковь на отпевание и ставится со свечой посередине возле гроба на специально приготовленный столик. Свеча над кутьей во время служения чина отпевания так же зажигается, как и в руках молящихся у гроба.
Рецепты приготовления кутьи.
2. (1 стакан риса, 100 г изюма без косточек, 100 г меда)
Рис отварить до мягкости. Отдельно сварить изюм, соединить с рисом, подсластить медом, предварительно разведенным в небольшом количестве кипяченой воды.
В первый день Пасхи и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпевания не совершают.
Человек, сознательно покончивший жизнь самоубийством, согласно церковным правилам лишается православного погребения. Для того чтобы заказать отпевание человека, совершившего самоубийство в невменяемом состоянии, его родственникам следует предварительно испросить письменного разрешения правящего архиерея, подав ему прошение, к которому прилагается медицинское заключение о душевной болезни и причине смерти.
Земля и похороны: обрядовые и магические действия
Традиционное захоронение гроба с телом в землю сопровождается обрядовыми действиями, совершаемыми священнослужителем при отпевании, в том числе заочном. Вместе с тем, с землей, взятой с мест захоронения, связаны разнообразные суеверия.
Земля при отпевании в церкви и на кладбище
В том случае, когда священник не сопровождает гроб до могилы, символическое предание тела земле происходит там, где совершалось отпевание, то есть, в храме или дома. В конце, когда усопшего полностью закрывают покрывалом, поверх него священник крестообразно сыплет землю со словами «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс. 23, 1). После этого гроб закрывают крышкой и доставляют к месту захоронения.
Если священнослужитель сопровождает усопшего на кладбище, то там совершается чин литии. Затем гроб опускают в могилу. Первым бросает горсть земли священник, осеняя гроб крестным знамением.
При заочном отпевании, когда гроб с телом покойного отсутствует, священнослужитель трижды благословляет землю тем же первым стихом 23-го Псалма. Эту землю вручают родственникам умершего.
Если он ещё не погребён, полученную в церкви землю надо высыпать поверх савана крестообразно: от головы к ногам и от правого плеча к левому. Затем гроб можно закрыть и приступить к захоронению.
Если погребение уже состоялось, землю, которую вручил священник, крестообразно сыплют на могильный холм.
В том случае, когда была проведена кремация, землю можно высыпать в урну с прахом покойного, символически предавая его земле.
Надо заметить, что суеверия сопровождают даже погребальную землю, полученную на заочном отпевании. Некоторые считают, что её нельзя хранить дома больше одного дня.
Могильная земля — любимый атрибут колдунов, магов и ведьм
Стойкие поверья наделяют особыми негативными свойствами землю, взятую с кладбища. Её применяют в сельской и дачной волшбе, рассыпая на участке соседа, чтобы подпортить ему урожай.
Некоторые умудряются забрасывать эту землю за шиворот родственникам похороненного, приговаривая: «Чтобы не снился, чтобы не скучать, чтоб покойника не бояться». Правда, знатоки кладбищенского колдовства утверждают, что подобные действия приводят лишь к порче на «усыхание» от болезней и апатии. Соответственно, могильная земля, засыпанная кому-либо в карман, лишает бедолагу денег и достатка.
У ведьм и колдунов разного калибра особенно популярен обычай сыпать землю, собранную на кладбище, возле порога или, например, в почтовый ящик. Специалисты по противодействию тёмным силам рекомендуют немедленно выметать такие гостинцы, выносить за пределы дома и бросать в костёр, причём туда же должен отправиться использованный веник.
Вопрос и ответ
Как ни странно, такие случаи действительно есть. Сыплют и даже надеются на эффект.
Находятся и такие «верующие». Хотя священнослужители определённо утверждают, что никакого вреда от земли, полученной при заочном отпевании, быть не может.
Соответствующая статья размещена на нашем сайте.
Отзывы
Я впервые сталкиваюсь с таким уровнем помощи. Реакция очень быстрая. Быстро решают все проблемы. Низкий поклон за такое отношение к клиентам. Сам бы я ковырялся, наверное, не знаю как и сколько.
Так случилось, что один за другим ушли самые близкие мне люди. Дважды я обращалась в Городскую ритуальную службу. Оба раза была оказана колоссальная помощь и поддержка в эти трудные дни. Все было.
Обряд погребения
Омовение и облачение умершего.
Как молиться о человеке в первые дни после его смерти.
Вынос тела. Церковное отпевание. Заочное отпевание.
Омовение и облачение умершего. Ни один народ не оставлял без попечения тел своих умерших, причем погребение всегда сопровождалось приличествующими тому обрядами.
Святая вера Христова заставляет с почтением смотреть на христианина и тогда, когда он лежит бездыханен и мертв. Теперь тело этого христианина – добыча смерти, жертва тления, но все равно он – член Тела Христова. В развалинах этого, некогда величественного храма, носился, жил и действовал животворящий Дух Божий ( 1Кор. 6: 15, 19 ). Тело христианина освящено приобщением Божественного Тела и Крови Христа Спасителя. Можно ли презирать Духа Святого, храмом Которого был умерший? Впоследствии же это мертвое и тленное тело христианина снова оживет и облечется нетлением и бессмертием ( 1Кор. 15: 53 ). Поэтому наша Православная Церковь не оставляет чадо свое без материнского попечения и тогда, когда оно перешло из этого мира в далекую и неведомую страну вечности.
Трогательные обряды, совершаемые Святой Церковью над гробом христианина, имеют глубокий смысл. Они основаны на внушениях святой веры, ведут свое начало от Богопросвещенных апостолов и первых христиан.
Тело усопшего тотчас по смерти омывают. Омовение должно простираться на все части тела. Омовение происходит в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего, а также, чтобы он в чистоте предстал пред лице Божие по Воскресении.
Омывать тело нужно теплой водой, но не горячей, чтобы не распарить его. Когда омывают тело, читают Трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас») или «Господи, помилуй». В доме зажигают лампаду или свечу, которые горят до тех пор, пока в доме находится покойник.
При омовении нужно пользоваться мылом, мягкой тряпочкой (или губкой).
После омовения тело христианина одевают в новые светлые чистые одежды. Новые одежды как бы указывают на новое одеяние нашего нетления и бессмертия ( 1Кор. 15: 53 ). Одежды одеваются сообразно званию или служению человека. Они изображают, что по Воскресении человек должен дать отчет Богу, как он исполнил свой долг в том, к чему был призван.
Если вдруг на человеке не было креста, то обязательно надевают крест.
Руки и ноги усопшего связывают (развязывают их перед выходом из дома). Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку усопшего полагают икону (или крест), для мужчин – образ Спасителя, для женщин – образ Божией Матери. А можно так: в левую руку – крест, а на грудь усопшего – святой образ. Это делается в знак того, что усопший веровал во Христа и предал Ему душу, что он в жизни предзрел (имел всегда) Господа пред собою, а теперь переходит к блаженному лицезрению Его со святыми.
Когда наступит время полагать усопшего во гроб, тогда кропят святой водой тело умершего и ковчег его (гроб) извне и изнутри. Можно окадить и ладаном, затем тело переносят во гроб.
На чело (лоб) умершего(ей) кладут венчик, который дают в церкви, когда усопшего(ую) привозят для отпевания. Некоторые люди покупают венчик для себя заранее.
Умерший христианин украшается венцом, как борец, с честью оставивший поле подвига, как воин, одержавший победу. На венчике находится изображение Господа Иисуса Христа, Пречистой Богоматери и Иоанна Предтечи с надписью: «Трисвятое». Этим показывается, что окончивший свое земное течение надеется за свои подвиги получить венец ( 2Тим. 4: 7, 8 ) только по милосердию Триединого Бога и ходатайству Божией Матери и Предтечи Господня Иоанна.
Под плечи и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты. Тело покрывают простыней.
Гроб полагается ставить перед домашними иконами (в переднем углу), обращая лицо умершего к иконам.
Вокруг гроба зажигают свечи (или хотя бы одну свечу) в знак того, что умерший перешел в область света – в лучшую загробную жизнь.
Как молиться о человеке в первые дни после смерти? Когда тело усопшего омоют, оденут, то сразу же начинают читать канон, называемый «Последование по исходе души от тела» (см. «Православный молитвослов»). Если человек умер не дома, то в день его смерти все равно читают этот канон.
Чтение канона предваряют предначинательные молитвы, затем псалом 90, далее – по порядку.
Как и предыдущий канон, «Последование» разделяется на девять песен. Перед тропарями (начинающимися с красной строки) читается стих (припев): «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего, (усопшей рабы Твоей)» (имя).
Канон читается «за единоумершаго», то есть за только что умершего человека. Поэтому не следует, читая припев «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (рабы Твоей)» (имя), произносить другие имена умерших (родителей, родственников, знакомых и т. п.). Канон читается только за одного.
В конце «Последования» находится особенное молитвенное обращение к Богу с произношением самого имени покойного: «Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося (уюся) раба Твоего (рабу Твою), брата нашего (сестру нашу) (имя). ». После этой молитвы читают: «Вечная память рабу Твоему (рабе Твоей) (имя), Господи».
«Последование» читается от лица усопшего(ей) с той целью, чтобы милосердие Божие по молитве нашей за умершего(ую) облегчило душе горечь при расставании с телом и первый момент пребывания души вне тела.
Вот молитвенные прошения из этого канона. «Умерший отошел от нас, на Тебя, Спаситель, надежду возложив. Ты же, Господи, Бог Многомилостивый, даруй ему щедрое прощение» (песнь 5).
«Услыши, Святая Троице, молебные слова, приносимые Тебе в церкви об усопшем, и Богоначальным Твоим светом озари душу, омраченную суетными привязанностями к земной жизни» (песнь 4).
«Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его(ее)» (из начального тропаря).
Затем в течение трех дней над умершим читают и Псалтирь. Она помещена в «Православном молитвослове».
Псалтирь начинают читать с прошения: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь». Далее читают предначинательные молитвы и те, которые предваряют псалмы.
Псалтирь разделена на двадцать больших частей – кафизм. Перед каждой кафизмой повторяется трижды призыв поклониться Богу: «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему».
После этого призыва читается кафизма. По окончании нескольких псалмов, отделяемых словом Слава. трижды говорится: «Аллилуиа! (трижды) Слава Тебе, Боже!» и повторяется молитвенное прошение за усопшего из «Последования»: «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди. » После этой молитвы продолжается чтение псалмов 1-й кафизмы (затем 2-й и т. д.)
В каждой кафизме трижды читается Слава, следовательно, трижды во время чтения кафизмы следует обращение к Богу с особым прошением (молитвой) о помиловании усопшего.
Псалтирь читается непрерывно (днем и ночью) над гробом христианина во все то время, доколе умерший остается непогребенным.
Так как у ближайших родных усопшего в первые три дня бывает много хозяйственных забот по организации похорон, то читать Псалтирь приглашают кого-либо из друзей, знакомых. Совершать чтение Псалтири по усопшему может всякий благочестивый мирянин.
Не без причины и не без цели Церковь с древнейших времен положила читать над гробом умершего книгу псалмов, а не другую книгу Священного Писания. Псалтирь воспроизводит все многообразные движения нашей души, так живо сочувствует и нашей радости, и нашей скорби, так много проливает утешениями ободрения в наше скорбящее сердце.
Смерть ближних возбуждает в нас столько разнообразных чувств и мыслей! Чтение же Псалтири служит молитвой ко Господу об усопшем и утоляет скорбь близких о почившем.
Книга эта такова, что всякий молящийся и читающий ее может произносить слова ее как свои собственные, что нельзя сказать ни о какой другой книге. Поэтому, слыша над гробом христианина монотонный голос чтеца, воображаешь, что молитва богодухновенного царя-пророка Давида как бы произносится запечатленными устами самого усопшего. Он как бы сам из гроба умоляет милосердие Божие о своем помиловании.
Вынос тела. За час или за полтора часа перед выносом гроба из дома над телом умершего еще раз читают «Последование по исходе души от тела».
Гроб выносят из дома, обращая лицо умершего к выходу. При выносе тела провожающие поют песнь в честь Святой Троицы: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», в ознаменование того, что умерший при жизни исповедовал Живоначальную Троицу и теперь переходит в Царство безплотных духов, окружающих Престол Вседержителя и немолчно воспевающих Ему Трисвятую песнь.
Церковное отпевание. В храме гроб с телом умершего ставят посреди церкви лицом к алтарю и по четырем сторонам гроба возжигают светильники.
По учению Церкви, душа человека на третий день после смерти проходит страшные мытарства. В это время душа усопшего имеет великую нужду в помощи Церкви. Чтобы облегчить переход душе в другую жизнь, над гробом православного христианина читают канон и Псалтирь, а в церкви совершают чин отпевания.
Служба отпевания состоит из песнопений, в которых кратко изображается вся судьба человека: за преступление заповеди он снова обращается в землю, из которой взят: «Сам Ты, Творец и Создатель человека, един безсмертен; а мы все земные, из земли созданы и в ту же землю возвратимся, как повелел Ты, Создатель: ты – земля и в землю возвратишься. Туда-то все мы, земнородные, и пойдем, с надгробными рыданиями, возглашая песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».
Но несмотря на множество грехов, человек не перестает быть «образом славы Божией», а потому Святая Церковь молит Владыку и Господа, по Его неизреченной милости, простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного.
«Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, где нет болезни, скорбей и страданий, но жизнь вечно блаженная».
Чтобы не оставить в страждущем сердце места для печали и ни одного облака сомнения, могущего родиться в душе при виде разрушения прекраснейшего из творений Божиих (человека), апостол Павел возвышает свой утешительный глас, переносит мысль нашу за пределы гроба и раскрывает пред нами дивные тайны будущего славного преображения тела человека ( 1Фес. 4: 13–17 ). Наконец, Сам Иисус Христос, устами священника, утешает и обнадеживает нас, проливает отраду и радость в сердце, растерзанное горем и печалью: читается заупокойное Евангелие от Иоанна ( Ин. 5: 25–30 ).
По прочтении Апостола и Евангелия священник читает разрешительную молитву. Этой молитвой разрешаются бывшие на умершем запрещения и грехи, в которых он покаялся (или которые при покаянии не мог вспомнить), и умерший с миром отпускается в загробную жизнь. Текст этой молитвы тут же полагается в правую руку умершего его родными или близкими.
Последнее целование, или прощание с умершим, совершается при пении трогательных стихир (молитв):
«Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему, благодаряще Бога. »
В переводе со славянского языка эта молитва звучит так: «Приходите, братья! дадим последний поцелуй умершему, принося благодарение Богу. Вот, он оставил родных своих и спешит к могиле, уже не заботясь о суете земной и о многострадальной плоти. Где теперь родные и друзья? Сейчас мы с ним разлучаемся. Помолимся же Господу, чтобы Он упокоил его».
Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные обиды, в последний раз целуют умершего (венчик на его голове или икону, находящуюся на груди). После этого тело целиком закрывают простыней, и священник крестообразно посыпает его землею (или чистым речным песком) со словами: «Господня земля и исполнение ея (все, что наполняет ее), вселенная и вси живущии на ней». Гроб закрывают крышкой, после чего уже не открывают.
При выносе гроба с телом из храма поется Ангельская песнь – “Трисвятое”. Лицо умершего обращают к выходу.
Заочное отпевание. Часто случается так, что церковь находится далеко от дома усопшего, тогда по нему совершается заочное отпевание. Родственники умершего заказывают отпевание в ближайшей церкви. После чина отпевания родственникам дается венчик, разрешительная молитва и земля (или песок) с панихидного стола. Дома умершему в правую руку вкладывают разрешительную молитву, на чело полагают бумажный венчик, а после прощания с ним, на кладбище, тело его, закрытое простыней с ног до головы, крестообразно, от головы к ногам, с правого плеча на левое, посыпают песком, чтобы получился правильной формы крест.
Погребение. В могиле усопшего полагают лицом к востоку, с той же мыслию, с какой мы молимся на восток: в ожидании наступления утра вечности, или второго пришествия Христова, и в знак того, что умерший идет от запада жизни к востоку вечности.
При опускании гроба с телом в могилу вновь поется “Трисвятое”. Перед зарытием могилы все провожающие умершего в последний путь бросают в нее по горсти земли. Таким образом усопшего предают земле в знак покорности Божественному определению: земля ecu, и в землю отыдеши ( Быт. 3: 19 ).
Крест, символ спасения, возвышается над могилой, всякого христианина (он ставится в ногах). Умерший веровал в Распятого на Кресте и покоится сном смерти под сению креста. Крест ставится восьмиконечный, из любого материала, но обязательно правильной формы.
По кончине человека на тело его елей (освященное церковное масло) не возливают. Освященное масло используется при жизни православного во исцеление его души и тела: оно употребляется внутрь или же им натирают больные части тела. Умершему оно ни к чему.
Помочь родным умершего омыть его, облачить, помолиться об его упокоении – все это благочестивое дело. Не надо брезговать участием в нем: это последняя милость, которую мы можем оказать усопшему.
Источник: Что нужно знать о поминовении и погребении усопших. – Синтагма, 2008. – 64 с.
Заочное отпевание усопших до и после похорон в церкви: значение чина отпевания для души, порядок и стоимость процедуры
Отпевание – важная часть похоронного процесса. Что такое заочное отпевание
Чин отпевания (погребения) – это обряд, сопровождаемый произнесением молитвенных слов при последнем прощании с умершим. Богослужение чаще всего проводится в храме. Допустимы и другие варианты: дома, где находится тело покойного, на кладбище. Выполняется чин отпевания единожды. При этом есть ряд внешних атрибутов, без которых сложно представить обряд:
Есть еще одна важная особенность – необходимость читать молитвы. Родственники таким образом помогают умершему преодолеть переход от земного к загробному миру. Когда проводится заочное отпевание усопшего, физически нет возможности использовать специальные атрибуты (свечи, венец), т. е. по разным причинам тело отсутствует. Однако есть возможность прочесть молитву. Это намного важнее, чем внешние проявления. При проведении такой формы отпевания происходят те же процессы с душой – отрыв от земного, путешествие по местам обитания душ и т. д. Такой эффект обеспечивает сила молитвы, человеческая вера.
Отпевание – способ произнесения молитвы путем пения, что послужило основанием для появления народного названия. Согласно Требнику, богослужение именуется иначе – последование мертвенное.
6 видов чина
Отпевание покойного приносит пользу людям, которые присутствуют при проведении богослужения. Но, прежде всего, молитва оказывает помощь душе умершего. В Богослужебных книгах содержатся разные варианты обрядов, которые выбираются по случаю:
Что происходит с душой умершего после отпевания
Положение бестелесной оболочки после смерти шаткое. Считается, что при этом появляются ангелы и демоны, каждый склоняет душу на свою сторону. Захоронение на третий день – событие символичное. Это своеобразный рубеж, означающий, что душа правильно прошла процесс отделения от тела. Тогда же она успокаивается. Причем способствует таким изменениям стороннее участие – молитвы родных. Тело уходит вниз, душа – возвышается. Это промежуточный этап. Бестелесная оболочка пока не попадает в рай или ад.
Еще одна причина, объясняющая, почему похороны не назначают раньше третьего дня – душа все еще находится рядом, ей будет невыносимо больно созерцать погребение своего материального вместилища.
Кого отпевать нельзя согласно религиозным канонам
Захоронение может проводиться в любом случае. Однако иногда запрещается отпевать умершего. Случаи, когда не может быть выполнен чин погребения:
Те же ситуации применимы и к случаю, когда планируется проводить заочное отпевание в церкви после похорон. Запрет распространяется на проведение любых религиозных ритуалов.
Заочное отпевание проводится в случае, когда самоубийство было совершено под воздействием препаратов, влияющих на сознание, поведение, а также при развивающихся психических расстройствах.
Когда проводится чин отпевания
Тело предают земле, когда для этого есть физическая возможность. Однако при заочном отпевании этого не происходит. Такая форма богослужения выбирается при отсутствии тела, что позволяет изменить сроки выполнения ритуалов погребения. Возможные варианты:
В каких случаях проводят заочное отпевание
Существует несколько правил, которые учитывают священнослужители, когда к ним обращаются для проведения заочного отпевания в церкви до похорон:
При заражении коронавирусом в случае смерти проводят отпевание очное и заочное, в первом случае гроб должен быть закрыт, он располагается на улице – за пределами здания храма, во втором –будет правильно провести богослужение без покойного, т. к. в тяжелых случаях захоронение проводится по упрощенному обряду, быстро, а значит, на момент выполнения чина погребения покойник уже находится в могиле.
Особенности проведения заочного чина отпевания в церкви – как проходит
Процедуры очного и заочного погребения схожи, в обоих случаях читают особые молитвы, но повод у собравшихся разный. Если тело покойного находится в гробу, священник должен провести полноценный чин погребения, а иначе основное внимание уделяется земле. Именно с ней проводят основные манипуляции при выполнении заочного обряда. Родственникам рекомендуется надеть белые одежды, как и священнослужителю. Это символ чистоты, рождения в новом мире.
Заочный чин отпевания
Чтение заупокойных молитв
Правильным является личное присутствие священника. Когда кто-то замещает его или использует видеоконференцию для ведения трансляции онлайн, сила у таких слов тоже имеется, но не столь же существенная, что и у молитвы, прочтенной священнослужителем лично. Родные тоже могут произносить священные слова. При этом можно просить прощения у покойного, а также отпускать свои обиды. Когда рядом горят свечи, молельный эффект ощущается сильнее, поэтому во время проведения богослужения практически все держат свечи.
Для отпевания используют землю, которая была заготовлена заранее. Однако, если могила умершего находится рядом, но богослужение (чин погребения) не провели по каким-то причинам, допустимо взять с нее горсть.
Можно заказывать в монастыре или храме панихиду, причем это делают на 3, 9, 40 день и каждую годовщину смерти.
Передача близким покойного специальной символической атрибутики
Если могила остается пустой, родным требуется нечто большее, чтобы горевать. При этом близкие не смогут приходить к умершему, вести разговоры или выполнять какие-либо действия по приведению территории в порядок. Чтобы облегчить участь родственников, им отдают все атрибуты, которые могли использоваться при отпевании: венчик, землю, а также листок с разрешительной молитвой. Но есть условия. Например, венчик и листок с разрешительной молитвой передают тем, чей родственник еще не погребен, а также может быть проведена процедура перезахоронения. Платки, в которых держали свечи, можно взять с собой, а огарки свечей, наоборот, оставляют на территории храма.
Разрешительная молитва с венчиком
Действия родственников
Когда происходит заочная процедура отпевания, нужно вести себя соответственно установленному порядку. Это позволит облегчить путь бестелесной оболочки.
Непрестанно молиться о душе умершего
Правильным является чтение молитвы про себя. Когда проводится чин погребения при отсутствующем покойном, необходимо прикладывать много усилий, чтобы его душе стало легче. Чем больше придет гостей, тем лучше. Кроме прочтения молитвы, есть еще один смысл у этого обряда – так отдается дань уважения покойному.
Если у родных не получается непрестанно молиться, можно попросить посторонних людей сменять их, когда попеременно произносятся священные слова.