Что значит праздник вознесение креста господня
Воздвижение — это большой церковный праздник, который Русская православная церковь отмечает сегодня, 27 сентября. В 2021 году праздник приходится на понедельник. В православии праздник относится к двунадесятым, то есть к 12 важнейшим, помимо Пасхи. Полное название праздника — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
На Руси Воздвижение связывали с окончанием бабьего лета, встречей осени, завершением полевых работ и с заготовкой капусты. Отсюда славянское название праздника — Капустник.
Праздник Воздвижение посвящен чудесному обретению креста, на котором по преданию был распят Иисус Христос. Святыня была найдена в IV веке благодаря усилиям византийского императора Константина и его матери — царицы Елены, которая отправилась в Иерусалим искать материальные следы земной жизни Христа.
Согласно легенде, Елена нашла у Голгофы три креста, на одном из которых, как рассказали местные жители, и был распят Спаситель. Обнаружились и другие артефакты, связанные с евангельской историей.
По легенде, Елена «узнала» настоящий крест, поскольку он единственный из трех оказался чудотворным.
В честь обретения креста, на котором был распят Спаситель, Константин и Елена возвели над Голгофой знаменитый храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня). Храм строился долго и был освящен (уже после смерти царицы Елены) 26 сентября 335 года. Следующий день — 27 сентября — стал отмечаться как праздник в честь Воздвижения Животворящего Креста.
О чем молятся иконе в честь Воздвижения Креста Господня
В этот день священники выносят Крест в храм. Все верующие целуют святыню, а после их помазывают святым елеем.
Молитва, обращенная к иконе Воздвижения, способна излечить человека от тяжелых болезней и различных хворей, помогает в родах, дает надежду страждущим и дарует душевный покой.
Воздвижение на Руси совпадало с окончанием бабьего лета. День был посвящен заготовке на зиму поздних сортов капусты. Отсюда русское название праздника — Капустник.
В селах в этот день массово рубили капусту для квашения. Это был целый ритуал, в котором активно участвовала молодежь. Девушки во время заготовки капусты пели, а парни с ними всячески заигрывали. Обряд напоминал смотрины невест.
Позже традиция капустников перешла в театральную среду — артисты устраивали праздники «для своих», на которых было много цеховых шуток, импровизации и, конечно, спиртных напитков. Ради антуража в качестве угощения подавали пироги с капустой. Традиция театральных капустников жива и поныне.
Народные приметы праздника
Согласно народному поверью, если на Воздвижение гремят грозы, значит, в небесах разворачивается битва между светом и тьмой, которую удается побороть силой Креста Господня. Поэтому в этот день люди, опасаясь грозы, старались все осенить крестом. Кресты рисовали углем на стенах, воротах и оградах.
Хорошей приметой считалось увидеть на Воздвиженье улетающих на юг птиц. Если в этот день тепло и солнечно — это к счастью.
«Капустные» приметы
Во многих регионах России Воздвижение было днем начала периода заготовки капусты на зиму. Ее засаливали и мариновали, причем считалось, что именно воздвиженская капуста, приготовленная 27-го сентября, получается наиболее вкусной и полезной.
В этот день среди молодежи было принято устраивать капустенские вечеринки — днем девушки помогали соседям рубить капусту для засолки, а вечером собирались вместе и приглашали юношей. Молодые люди играли, водили хороводы и присматривались друг к другу. Кстати, именно от таких посиделок возникло слово «капустник», которым обычно называют самодеятельные театральные представления в школах и вузах.
Погодные приметы
Что можно делать на Воздвижение 27 сентября
Что категорически нельзя делать на Воздвижение 27 сентября 2021 года
Молитвы на Воздвижение Креста Господне 27 сентября 2021 года
Молитва «Да воскреснет Бог»
«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь».
Молитва Честному и Животворящему Кресту
Молитва Честному и Животворящему Кресту вторая
«Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь».
Воздвижение Креста Господня: что можно и что нельзя делать в один из главных православных праздников 27 сентября
27 сентября православные христиане отмечают Воздвижение Креста Господня. Это один из 12-ти главных праздников церковного календаря. В этот день соблюдают пост и не начинают новых дел.
Фото со страницы Новосибирской митрополии ВКонтакте
В православии праздник относится к двунадесятым, то есть к 12 важнейшим в церковном календаре. Полное название — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Это единственный из двунадесятых праздников, в основу которого легло событие, не связанное непосредственно с земной жизнью Спасителя и произошедшее через несколько веков после Воскресения Христова.
Праздник Воздвижения посвящен событиям, которые связаны с обретением и возвращением после утраты деревянного креста, на котором был распят Иисус Христос.
На Руси Воздвижение связывали с окончанием последнего тепла и бабьего лета, встречей осени, завершением полевых работ и с заготовкой капусты. Народное название праздника — Капустник.
Как и в любой другой православный праздник на Воздвижение нельзя ссориться, сквернословить, заниматься тяжелым физическим трудом. Также существует поверье, что в этот день нельзя начинать важные дела – так как праздник связывают с приближением заморозков, считается, что начатые в этот день дела могут «заморозиться» на полпути.
На Воздвижение верующие соблюдают строгий пост. В этот день нельзя есть мясо, рыбу, яйца и молочные продукты.
Напомним, 27 сентября также отмечается День воспитателя.
Вознесение: коротко о празднике
+ инфографика и материалы для распечатки
Приблизительное время чтения: 5 мин.
В нашей рубрике «Коротко о празднике» мы рассказываем о двунадесятых и великих праздниках Русской Православной Церкви.
Дата: в 2021 году 10 июня.
Статус: двунадесятый праздник.
Событие: На сороковой день после Пасхи Церковь празднует Вознесение Господне. Об этом событии упоминает Евангелие от Марка, более подробно говорит Евангелие от Луки и особенно обстоятельно — книга Деяний апостолов.
В течение сорока дней после Своего Воскресения Господь являлся апостолам и говорил им о Царстве Божием, а затем привел их на Елеонскую гору и сказал: вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян 1:8). Затем Иисус, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк 24:50–51). Наконец облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян 1:9–11).
Тропарь Вознесению Господню
глас 4
Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ра́дость сотвори́вый ученико́м,/ обетова́нием Свята́го Ду́ха,/ извеще́нным им бы́вшим благослове́нием,// я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра.
Перевод: Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, радости исполнив учеников обещанием Святого Духа, по утверждении их благословением, в том, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира.
Суть праздника:
В день Вознесения произошло то, о чем Христос предупреждал еще первосвященника Каиафу накануне Своего распятия: Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией (Лк 22:69). Так и случилось: через сорок дней после Воскресения Господь вознесся на небо (Мк 16:19).
Под небом христиане понимают в данном случае тот духовный мир, в котором от века пребывает Бог и о котором трудно что-то рассказать обычным человеческим языком: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2:9).
Один из важнейших постулатов христианской веры состоит в том, что Иисус Христос является одновременно и Богом, и человеком. Как Бог Он присутствовал в этом небесном мире всегда, а как человек — вошел в него в день Вознесения. С тех пор Спаситель пребывает на горнем престоле с человеческими душой и телом. С таким же телом, подчеркивает Иоанн Златоуст, которое Бог некогда создал из праха земного и о котором сказал, когда изгонял Адама из рая: прах ты и в прах возвратишься (Быт 3:19). Прожив жизнь абсолютно свято и целиком подчинив Свою человеческую волю Божественной, Христос исправил грех Адама (Церковь называет Его «новым Адамом») и сделал человека достойным взойти на высоту, немыслимую даже для ангелов.
Парадоксально, но, вознесшись на небо, Христос стал гораздо ближе к каждому из нас. Когда Он ходил по земле, то мог общаться лишь с теми, кто был с Ним рядом. Но с момента Вознесения Он — опять же, как человек, а не только как Бог! — пребывает в вечности и в любой точке пространства мы можем Его ощутить, так что совершенно понятными становятся слова апостола Павла: Господь близко (Флп 4:5).
Вознесение Христово открывает перспективу вхождения в эту вечность и для нас. От апостола Павла мы знаем, что в день Второго Пришествия Спасителя восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Фес 4:17). Очевидно, с нами «произойдет нечто подобное тому, что произошло… с Самим Господом на горе Елеонской», делал вывод архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов). А святитель Николай Сербский (Велимирович) уподоблял вознесшегося Христа «орлу, что прокладывает путь своим орлятам», или «ласточке, что летит впереди, указывая путь стае».
Воздвижение Креста
Всемирное Воздви́жение Честна́го и Животворящего Креста Господня — один из господских двунадесятых (от славянского «дванадесять» — двенадцать), то есть самых больших православных праздников, установленный в воспоминание о том, как равноапостольная царица Елена, мать императора Константина, нашла крест, на котором был распят Господь наш Исус Христос. Это событие, согласно церковному преданию, произошло в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы — места распятия Христова. Праздник Воздвижения Креста Господня является непереходящим, всегда отмечается 27 сентября (14 сентября по старому стилю). Он имеет один день предпразднества (26 сентября) и семь дней попразднества (с 28 сентября по 4 октября). Отдание праздника — 4 октября. Кроме того, празднику Воздвижения предшествуют суббота и Неделя (воскресенье), называемые субботой и Неделей перед Воздвижением.
Содержание
Воздвижение Креста Господня. История и событие праздника
День Воздви́жения Честна́го и Животворящего Креста Господня — один из древнейших православных праздников. Совершается он в память двух событий из истории Креста Господня: в память обретения его в IV веке и в память возвращения его от персов в VII веке. Святой Крест Господень вскоре после снятия с него Спасителя был зарыт в землю иудеями вместе с крестами двух разбойников. Это место впоследствии было застроено языческим капищем. Обретение Креста произошло в 325 или 326 году. По сообщениям церковных историков IV века, мать императора Константина, равноапостольная Елена, отправилась в Иеросалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также святой Крест. По преданию, святая Елена пыталась узнать место, где был закопан Крест, у иеросалимских иудеев. Ей указали на то место, где находился языческий храм Венеры. Здание разрушили и начали раскопки. Наконец, нашли три креста, табличку с надписью «Исус Назарянин, царь Иудейский» и гвозди. Чтобы узнать, на каком из трех крестов был распят Господь, их приложили поочередно к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню истинного Креста Господня, который и был поднят епископом для всеобщего обозрения. Предание говорит также о чуде воскрешения мертвеца, которого несли на погребение, через прикосновение ко Кресту.
Cвв. Константин и Елена. Феофан Критский. Фреска. Метеоры (Николай Анапафса). 1527 г.
Когда началось благоговейное поклонение Кресту и целование его, то по многолюдности многие не могли не только облобызать святой Крест, но даже видеть его, поэтому патриарх Иеросалимский Макарий показал обретенный Крест народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!» Обретение Креста совершилось около праздника Пасхи, поэтому первоначальное чествование Креста совершалось на второй день Пасхи. После обретения святого Креста император Константин начал строительство храмов на Голгофе. Непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня была построена большая базилика Мартириум и ротонда Воскресения (Гроба Господня). Освящение совершилось 13 сентября 335 года. Интересно, что освящение храма повлияло и на дату праздника. Епископы, присутствовавшие на этих торжествах, решили празднование в честь обретения и воздвижения Креста Господня совершать 14 сентября, а не 3 мая, как это было в предшествующие годы. Так, из жизнеописания святителя Иоанна Златоуста видно, что в его время в Константинополе празднование воздвижения Креста совершалось 14 сентября. В 614 г., при персидском царе Хозрое, персы овладели Иерусалимом и вместе с другими сокровищами храма похитили святой Крест Господень. Святыня оставалась в руках язычников 14 лет, и только в 628 г., при греческом императоре Ираклие, Крест был возвращен в Иерусалим. Начиная с VII века празднование Воздви́жения Честнаго и Животворящего Креста Господня сделалось особенно торжественным.
Читать онлайн в оригинале
Воздвижение Креста Господня. Богослужение
Этот праздник одновременно торжественный и грустный, он напоминает не только о величии и торжестве победы Господа над смертью, но и о Его страданиях на Кресте. Главной особенностью богослужения на праздник Воздвижения Креста Господня является вынос в конце вечерней службы Креста из алтаря для благоговейного поклонения. После великого славословия священник возлагает на голову Крест и в преднесении светильников, каждения фимиама и при пении «Святый Боже» выносит его северными дверями из алтаря. Потом, по окончании пения, возглашает: «Премудрость прости». Певцы поют: «Спаси, Господи, люди Своя». Священник полагает святой Крест на приготовленный аналой на середине храма и совершает пред ним каждение. После этого бывает поклонение Кресту при пении священнослужителями:
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим.
П роњбразu1z кrтъ тв0й хrтE, патріaрхъ и3я1ковъ, внyкwмъ благословeніе дaруz, на главaхъ премэнeны рu1цэ сотвори.
Высоким духовным настроением исполнены стихеры, которые поются во время поклонения Кресту в конце вечерней службы:
П ріидёте, вёрніи, животворsщему дрeву поклони1мсz, нанeм8 же х©ъ цRь слaвы в0лею рќцэ распростeръ, вознесE нaсъ на пeрвое бlжeньство. П ріидёте лю1діє, преслaвное чю6до ви1дzще кrтA си1лэ поклони1мсz. Д нeсь вLка твaри, и3 гDь слaвэ, на кrтЁ пригвождaетсz, и3 в8 рeбра прободaетсz. жeлчь и3 nцeтъ в8кушaетъ, слaдость цRк0внаz. …и3 заушaетсz бeрною рук0ю, и4же рук0ю создaвыи чlка. Д нeсь и4же не прикосновeнныи существ0мъ, прикосновeнъ мнЁ бывaетъ. и3 стрaждетъ стrти, свобождaz мz t стrтє1й.
В паремиях празднику Воздвижения содержатся такие мысли: в первой паремии (Исх. XV, 22–27; XVI, 1) повествуется о том, как Моисей во время странствования евреев по пустыне оздоровил вложением дерева источник, в котором была горькая вода. Это дерево, усладившее горькую воду, прообразовало силу Креста Господня. Во второй паремии (Притч. III, 11–18) ублажается человек, заботящийся о приобретении древа премудрости, которое есть «древо жизни» для приобретающих его, наша премудрость и наше древо жизни Крест Христов. В третьей паремии (Исаия LX, 11–16) содержится пророчество Исаии о величии и славе града Господня святого Иерусалима, который Господь облечет величием во веки и радостью в роды родов.
Библиотека Русской веры
Канон Воздвижению креста Господня →
В каноне изображается сила Креста, открывшаяся в ветхозаветных прообразованиях креста (Моисей, поднявший руки крестообразно во время битвы и тем вымоливший победу; древо, усладившее воды Мерры и т. д.), и в новозаветных чудесах — через самый Крест Господень. В Апостоле говорится (I кор., I, 18–24), что Крест, т.е. страдания Исуса Христа, представляют из себя Божию силу и Божию Премудрость. В Евангелии (Иоанна XIX, 6–11, 13–20, 25–28, 30–35) содержится история страданий Христа Спасителя.
Тропарь и кондак празднику Воздвижения креста
Тропарь Воздвижению Креста Господня. Церковно-славянский текст:
С паси22 гDи лю1ди своS, и3 бlгослови2 достоsніе своE, побёды держaве росси1йстей на сопроти1вныz дaруй, и3 своS сохранsz кrт0мъ лю1ди.
Русский текст:
Спаси, Господи, своих людей и благослови нас, Твое достояние, подавая нашей стране победу над сопротивниками, врагами Его царства, и сохраняя силою Твоего Креста людей своих.
Кондак празднику. Церковно-славянский текст:
В ознесhисz на кrтъ в0лею, тезоимени1тому нhнэ жи1тельству твоемu2. щедр0ты твоS дaруй хrтE б9е. возвесели2 си1лою своeю странY нaшу, побёды даS є4й на сопостaты, пос0біе и3мќщей твоE nрyжіе, ми1ру непобэди1мую побёду.
Русский текст:
Чин Воздвижения Креста Господня
На Руси чин Воздвижения Честного Креста известен с XIII столетия и является неотъемлемой частью богослужения праздника Крестовоздвижения. Он имеет многовековую историю. Самая ранняя запись этого чина сохранилась в так называемом Иеросалимском канонаре, относящемся по времени своего происхождения к 634–644 годам. В разных памятниках находим разнообразие в описаниях этого чина: одни описывают как чин совершается при служении Патриарха с сонмом духовенства, другие — лишь священника с диаконом. Святой Киприан Московский в своем послании от 1395 г. к новгородскому духовенству писал, что в день Крестовоздвижения Крест следует воздвигать во всякой церкви, пусть там будет даже только один священник. В старопечатном московском Типиконе 1641 г. появилось указание о том, что Крест воздвигают только в соборных храмах и монастырях, а в обычных приходских храмах на Крестовоздвижение бывает лишь поклонение Кресту, по чину Крестопоклонной недели. Такой обычай сохранился и по сей день: чин Воздвижения Креста совершается только в соборных храмах, где служит митрополит или епископ.
Епископ, взяв Крест и стоя на восток (к алтарю), начинает первое воздвижение — поднятие Креста вверх. Перед Крестом на некотором расстоянии становится диакон, держа в левой руке свечу, а в правой кадило, и возглашает: «Помилуй нас, Боже». Певцы поют сто раз: «Господи, помилуй». В начале пения «Господи, помилуй» епископ трижды осеняет Крестом на восток и при пении первой половины сотницы медленно преклоняет главу свою с Крестом насколько может ниже, «на пядь от земли». При пении второй половины сотницы он медленно поднимается. При пении в 97-й раз «Господи, помилуй» епископ выпрямляется и, стоя прямо, опять трижды осеняет Крестом на восток. Второе воздвижение епископ совершает, повернувшись к западу, третье — к югу, четвертое — к северу, пятое — вновь на восток. Певцы в это время также поют: «Господи, помилуй!». Затем начинается поклонение Кресту, во время которого певцы поют обычные стихеры.
Воздвижение Креста Господня. Иконы
В византийском искусстве в основу иконографии праздника Воздвижения Креста Господня первоначально был положен не реальный исторический эпизод обретения Креста, а изображение чина Воздвижения Креста, который совершали ежегодно в соборе Святой Софии в Константинополе. Поэтому Крест на иконах часто изображался как напрестольный. Первые такие изображения относятся к концу IX — началу XI века. Этот иконографический вариант использовался и русскими иконописцами.
Воздвижение Креста Господня
Воздвижение Креста. Ярославль. Около 1681 года | Воздвижение Креста. Новгород. Конец XV века |
Самый распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в XV–XVI веках. Крест Христов изображается уже монументальным. В центре на высоком ступенчатом возвышении стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Под руки его поддерживают диаконы. Иногда Крест украшен веточками растений. Позади виднеется большой однокупольный храм. Часто на первом плане изображались коленопреклоненные молящиеся и большое количество людей, кто пришел поклониться святыне. Фигуры царя Константина и царицы Елены — по сторонам от Патриарха, с простертыми руками в молитве, либо справа.
Воздвижение Креста. Начало XVIII века | Воздвижение Креста. Середина XVIII в. Палехские письма |
Воздвижение Креста Господня. Народные традиции и поверья на Руси
На Руси праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня объединял в себе церковные и народные традиции. Издревле существовал обычай в день Воздвижения возводить часовни и малые церкви, а также воздвигать кресты на строящихся храмах. Ставили в праздник Воздвижения и придорожные обетные кресты в благодарность за избавление от напасти и мора. Поднимались в этот день и иконы для обхода полей, с молитвою о будущем урожае.
27 сентября называли также третьи Осенины или Ставров день. Это был заключительный день бабьего лета, третья и последняя встреча осени. На Руси Воздвижение называли также Вдвиженьем или Сдвиженьем — словами, обозначавшими движение, изменение состояния. Считалось, например, что в этот день хлеб с поля на гумно «сдвинулся», так как к половине сентября обыкновенно оканчивалась уборка хлеба и начиналась молотьба. Говорили еще, что Воздвиженье «сдвинет зипун, надвинет шубу», или что на Воздвиженье «кафтан с шубой сдвинулся и шапка надвинулась».
Праздник Воздвижения был постным. Считалось, что «кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится». Чаще всего в этот день ели капусту и блюда из нее. «На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца» или «Смекай, баба, про капусту — Воздвиженье пришло», — говорили в народе. По всей Руси крестьяне верили, что день Воздвижения принадлежит к числу тех, в которые не следует начинать никакого важного и значительного дела, так как все, начатое в этот день, или окончится полной неудачей, или будет безуспешно и бесполезно.
Однако судя по некоторым народным поверьям, крестьяне совсем не знали, в чем состоит истинный смысл и значение церковного праздника Воздвижения честного и животворящего креста Господня. Народ твердо верил, что в день Воздвиженья ни под каким видом нельзя ходить в лес, так как нечистая сила может побить, а то так и просто отправить мужика на тот свет. По мнению крестьян, в день Воздвижения все пресмыкающиеся «сдвигаются», т. е. сползаются в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома. На праздник Воздвижения мужики на весь день тщательно запирали ворота, двери и калитки, из боязни, чтобы гады по ошибке не заползли в их двор и не спрятались там под навозом, в соломе и нарах. Впрочем, крестьяне верили, что с 27 сентября, то есть с Воздвижения, змеи не кусаются, так как каждая гадина, ужалившая в это время человека, будет строго наказана: всю осень, до первого снега и даже по снегу, будет ползать зря, не находя себе места, пока не убьют ее морозы, или не проткнут мужичьи вилы.
Храмы в честь Воздвижения Креста Господня
Издавна на Руси строились храмы в честь Воздвижения Честна́го Креста. Так, по свидетельству Супоневской летописи около 1283 года была заложена соборная церковь во имя Воздвижения Креста Господня в г. Романов-Борисоглебск (нынешний Тутаев) на левом берегу реки, «супротив Борисоглебской слободы». По преданию, первостроителем кремля был угличский князь, благоверный Роман Владимирович Святой (1261–1285). Множество нападений за свою историю претерпел детинец. Последняя осада романовского кремля произошла во время событий войны 1612 года. В сражениях и от эпидемий погибла одна треть посадских людей, но дух народа остался жив. В советское время в здании храма размещался краеведческий музей, позднее — склад. В 1992 году собор возвращен Русской Православной Церкви, а с 2000 года он является действующим храмом.
Крестовоздвиженский собор, г. Тутаев (Романов-Борисоглебск)
В 1640 году в начале глубокого оврага на левом берегу Москвы-реки был заложен Крестовоздвиженский храм. Каменный храм на месте деревянного строился 18 лет. Главный престол освятили в 1658 году. В течение двух столетий храм постоянно перестраивали, свой сегодняшний облик он приобрел в 1894–1895 годах. В 1918 году храм начали разграблять. Власти вывезли отсюда более 400 пудов серебряной утвари. В 1930 году храм закрыли, купол и колокольню сломали, а в помещении храма сделали общежитие. Настенная роспись была закрашена, а когда она начинала проступать сквозь побелку, ее сбивали. Но 70% росписи уцелело. К концу 2000 года, после возвращения храма РПЦ и долгой реставрации, здание вновь приняло прежний архитектурный облик.
Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке. Москва
Храм Воздвижения Креста Господня в г. Коломне у Пятницких ворот Коломенского кремля возник в XV в. В 1764 г. на месте деревянной постройки была воздвигнута каменная двухъярусная церковь с колокольней. В 1832–1837 гг. церковь кардинально перестроили на средства сестер Шараповых. В 1980-е гг. помещение использовалось как мастерская и склад Коломенского краеведческого музея. В 1994 г. храм возвращен РПЦ.
Храм Воздвижения Креста Господня. Коломенский кремль
Во имя Воздвижения Креста Господня был освящен монастырь в г. Белев Тульской области. Женский Крестовоздвиженский монастырь был построен в 1625 году. «По челобитью около 1625 года, поданной царю Михаилу Федоровичу некой старицей Марфой Палициной, дозволено было ей построить на посаде девичий монастырь с церковью во имя Честнаго и Животворящаго Креста». В Белевской обители с самого начала имелась только одна церковь — деревянная, во имя Воздвижения Креста Господня. Об этом свидетельствуют надписи на Евангелии и сосудах, которые были пожертвованы монастырю при постройке храма. Было также двенадцать деревянных келий. В самом начале своего существования монастырь был очень беден средствами и, несмотря на материальную поддержку царя, испытывал нужду даже в свечах, ладане, церковном вине. К 1680 году в обители проживало 38 сестер и игуменья, которые получали царское жалование. Просуществовав сто сорок лет после своего основания, Крестовоздвиженский женский монастырь в 1764 году был упразднен. Но запустение обители продолжалось недолго. В 1768 году Крестовоздвиженский женский монастырь решили возобновить. В самом начале XIX века, в 1801 году, во время сильнейшего пожара, свирепствовавшего в Белеве, очень сильно пострадали строения монастыря. В 1869 году был заново воздвигнут монастырский храм, уже из камня, и имел 5 приделов. На первом этаже: в центре — в честь Воздвижения Креста Господня, справа — в честь иконы Божьей Матери «Троеручницы», слева — во имя святителя Николы. На втором этаже: слева — во имя Андрея, Христа ради юродивого, справа — в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. В начале XX века монастырь был упразднен и долгое время находился в запустении. В 1980-х гг. XX века начались восстановительные работы, но быстро закончились.
Крестовоздвиженский Белёвский монастырь
Во имя Воздвижения Креста Господня был освящен храм Введенского Толгского монастыря в пос. Толга Ярославской области. В настоящее время теплая церковь в честь Воздвижения Креста Господня — самая ранняя из сохранившихся каменных построек монастыря. В 1838 году церковь подверглась переделкам: были растесаны окна, повышены своды, убраны внутренние столбы, верхние участки храма украшены стенным письмом. В 1892 году Воздвиженскую церковь расписали полностью масляными красками.
Храм во имя Воздвижения Креста Господня Введенского Толгского монастыря в пос. Толга Ярославской области
Во имя Воздвижения Креста Господня был освящен храм в с. Кургомень Виноградовского района Архангельской области. Церковь была построена в 1623 году. Воздвиженская церковь интересна как одна из наиболее ранних деревянных шатровых церквей типа «восьмерик на четверике» с двумя прирубами (с запада и востока) и трапезной. Церковь обладала прекрасным по пропорциям крыльцом. Отдельно стоящая девятистолбная колокольня была построена в 1605 году и являлась одной из древнейших построек этого рода. Крестовоздвиженская церковь горела в 1919 году.
Храм во имя Воздвижения Креста Господня в с. Кургомень Виноградовского района Архангельской области. 1623 г.
Во имя Воздвижения Креста Господня был освящен храм в г. Староконстантинов Хмельницкой области Украины. Постройка датируется приблизительно 1570 и приблизительно 1570 гг. Неподалеку стоит огромная сторожевая башня (XVI-XVII вв.). Она примыкает к руинам Крестовоздвиженской церкви и одноименному мужскому православному монастырю. Когда-то башня входила в систему городских укреплений. В 1852 году в ее первом ярусе была устроена теплая церковь. А в советское время этот первый ярус местные милиционеры использовали как тир.
Руины храм во имя Воздвижения Креста Господня и башня в г. Староконстантинов Хмельницкой области Украины
Во имя Воздвижения Креста Господня был освящен храм в г. Дрогобыч Львовской области Украины. Церковь была построена в 1613 году и считается образцом деревянного зодчества эпохи украинского Возрождения. Храм возводился за счет владельцев солеваренной промышленности Дрогобыча и находится невдалеке от строений старого солеваренного завода. За свою историю церковь пережила несколько пожаров, много перестроек и реконструкций. Сначала она была трехсрубная одноверхая, а впоследствии — перестроена на двоверхую церковь и использовалась с оборонительной целью. Рядом с этим храмом в 1661 году возвели деревянную колокольню, таким образом церковь вместе с колокольней образует гармоничный архитектурный ансамбль.
Церковь во имя Воздвижения Креста Господня в г. Дрогобыч Львовской области Украины
Во имя Воздвижения Креста Господня был освящен храм в г. Луцк Волынской области Украины. Храм был возведен в 1619-1622 гг., имел ярко выраженный оборонный характер. Это один из ранних образцов трансформации деревянного зодчестве в каменное, в частности, традиционного типа деревянного трехсрубного трехглавого храма. Трехчастная осевая композиция храма подчеркивалась тремя куполами. Притвор имел вид оборонной башни с лестницей, ведущей к своду. В 1803 году церковь была разрушена пожаром. В 1888 году на месте храма была устроена часовня, а к 1890 году целиком отстроена церковь, включившая уцелевшую древнюю апсиду с сохранившимся арматурным фризом XVII века с килевидными нишами.
Храм во имя Воздвижения Креста Господня в г. Луцк Волынской области Украины
Во имя Воздвижения Креста Господня был освящен храм в г. Тернополь Тернопольской области Украины. Храм был возведен в 1570 или 1627 гг. Первые официальные упоминания о церкви Воздвижения Честного Креста найдены в грамоте князя Константина Острожского от 1570 года. Изначально церковь не имела высокой башни, на каменной плите, установленной над входом, высечена точная дата завершения строительства этой трехъярусной звонницы — 28 июля 1627 года. В начале XVIII столетия, во время притеснения православия на территории Речи Посполитой, церковь Воздвижения Честного Креста была закрыта и довольно долгое время использовалась под склад. И только в 1760 году началось возрождение церкви. Позже на церковном дворе построили кирпичную колокольню с невысоким декоративным шпилем. В 1831 году во время огромного пожара в городе крыша храма полностью сгорела, но ее быстро восстановили. В первой половине XX века, во время войн, церковь была значительно разрушена и лишь в 1954-1959 гг. капитально реставрирована.
Храм во имя Воздвижения Креста Господня в г. Тернополь Тернопольской области Украины
Крестовоздвиженский монастырь в Москве
Крестовоздвиженский монастырь в летописях впервые упоминается в 1547 году. Располагался в Москве, в Белом городе, на улице Воздвиженке (улица между Моховой и площадью Арбатские ворота). Первоначальное название — монастырь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, что на Острове.
Церковь Воздвижения Креста Господня Воздвиженского монастыря. 1882 год
Во время нашествия Наполеона обитель была разграблена захватчиками. В 1814 году ее упразднили, а соборный храм превратили в приходскую церковь. Крестовоздвиженская церковь закрыта после 1929 года, а в 1934 году ее снесли. На месте церкви построили шахту Метростроя.
Старообрядческие храмы в честь праздника Воздвижения
Традиция строить и освящать храмы в честь Воздвижения Креста Господня сохранилась и в старообрядчестве. На Воздвижение Креста Господня храмовый праздник отмечают общины Русской Православной старообрядческой Церкви: г. Сызрани Самарской области, г. Чайковского Пермского края, села Давыдово Московской области, г. Меленки Владимирской области.
Храм РПСЦ во имя Воздвижения Честна́го Креста в с. Давыдово Московской области
Праздник является престольным также для мужского Мануйловского белокриницкого монастыря (Румыния) и храма села Великоплоское Одесской области (Украина).
Храм Воздвижения Креста Господня. Село Великоплоское
Празднику Воздвижения посвящены храм Русской древлеправославной Церкви поселка Тарбагатай республики Бурятия и зарубежных поморских общин: г. Харькова (Украина), деревни Капустино Могилевской области, г. Поставы Витебской области, г. Червень Минской области, дер. Перелазы и дер. Юзофово (Литва).
Храм Воздвижения Креста Господня. Перелазы
Храмовой праздник отмечают и общины старообрядцев часовенного согласия г. Ревда и г. Невьянск Свердловской области.
Часовня Воздвижения Честного Креста Господня. Невьянск
Также сегодня престольный праздник для московской Преображенской общины (федосеевское согласие). Как и Рогожская община, Преображенская возникла в 1771 году в связи с эпидемией чумы, когда было основано кладбище за Камер-Коллежским валом и получено разрешение Екатерины II на строительство храмов. Здесь особую роль сыграл купец Илья Ковылин, организовавший богадельню и спонсировавший масштабное строительство. А так как Ковылин был федосеевцем, Преображенская община стала центром этой конфессии.
Крестовоздвиженская церковь федосеевского согласия на Преображенском кладбище
В начале XIX века община разделилась на две части — мужской и женский двор. Каждая половина была отделена зубчатой каменной стеной с шатровыми башнями. Фактически здесь появились два монастыря. В 1811 году на женском дворе была построена церковь во имя Воздвижения Честнаго Креста, в которой и поныне молятся федосеевцы. Этот храм не имеет алтарной абсиды, поскольку Литургия у старообрядцев беспоповских согласий в настоящее время не служится.