Что значит правовое государство простыми словами
Что означает правовое государство в обществознании? Примеры
Содержание:
Понятие «правовое государство» сформировалось много лет назад. Существовало много споров и пререканий на тему окончательного понимания концепции данного понятия. Ключевую роль сыграло буржуазное общество, становление которого стало решающим в развитии понятия права и государственности. Произвол и беззаконие, которое поддерживали феодалы, вызывало волны негодования, однако долгое время отсутствовала альтернатива. Правительство не несло никакой ответственности перед народом и обществом, занимаясь лишь собственными интересами. Правовое государство – это был способ покончить с беззаконием и восстановить справедливость.
Что значит правовое государство? Это объединение капитализма и свободы, уважение и почитание правовых норм, законов, демократические отношения в стране и за ее пределами. Через становление правовой державы возрождались исторические, естественные права людей. Человек находится в приоритете, является фундаментальной ценностью. Понятие правовое государство — это в обществознании обозначение политической организации. Оно находится на одном уровне с либерализмом, гуманизмом, демократией и иными значимыми принципами. Право является главным критерием в политике и обществе.
Что такое правовое государство – определение
Правовое государство это — кратко и понятно
Правовое государство — это политическая организация, которая гарантирует жителям страны соблюдение их естественных прав и свобод. Держава несет ответственность перед гражданами, а жители страны отвечают перед ней. Это принцип взаимности, лежащий в основе построения государственного аппарата. Закон и право – это основные критерии, которые превосходят по значимости желания, интересы, стремления властей и граждан.
Задание данного режима, не позволять вновь пришедшим к власти перестраивать и изменять основные регуляторы общества и социальной жизни, если это не соответствует историческим, культурным, традиционным принципам населения. Действие законов распространяется на всех людей, проживающих или находящихся на территории государства.
Отличия неправового государства:
Не всегда государства, которые называют правовыми, действительно живут по принципам этого политического устройства. Ярким примером является Латинская Америка или многие страны, ранее входившие в состав Советского Союза. По каким принципам работает правовая организация:
Если рассматривать, что такое правовое государство, примеры стран можно найти практически по всему миру. Соединенные Штат Америки являются правовой страной с развитой формой демократии. Швейцария, Германия, Франция и многие другие страны Европы давно выбрали путь правовой организации. Австралия также не является исключением.
Правовое государство — это идеальная модель управления (его понятие, признаки и 6 основных принципов)
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В статье 1 Конституции РФ прямо указано, что Россия – это правовое государство.
Заглянем в книжки по теории государства и права, изданные после 90-х годов. Многие авторы пишут, что в российской юридической науке ещё не сложилась общепризнанная доктрина этого понятия.
Так что же такое правовое государство? Реальный субъект или идеал, к которому нужно стремиться?
Понятие и признаки правового государства
Отдельные идеи правового государства прослеживаются ещё в законах Древних Афин и римском праве. Это борьба с произволом тирана, ограничение власти. Но целостная концепция сложилась в конце 18-го – начале 19-го века.
Единого понятия правового государства (ПГ) нет. Самыми распространёнными стали трактовки из двух теорий – юридического позитивизма и естественного права.
Правовое государство с точки зрения позитивизма
Для позитивистов право – это совокупность норм, принятых и одобренных государством. Если говорить простыми словами, статьи законов, указов, постановлений и других юридических источников. Позитивисты признают, что законодательство не всегда строится на принципах справедливости и равенства.
Правовое государство – это страна, которая подчиняется действующим нормам права, стремится обеспечить эффективность, прозрачность и предсказуемость правовых процедур. Главный принцип – верховенство закона.
Признаки правового государства (в теории юридического позитивизма):
Таким образом, позитивисты – это юристы-формалисты.
Краткая характеристика правового государства в их теории будет звучать так: «Всё по закону».
Понятие и признаки ПГ в теории естественного права
Стоит на стыке двух сфер знаний – юриспруденции (что это?) и философии (что это?). Её ядром являются естественные права и свободы. Они есть у каждого уже по факту рождения. Примеры естественных прав:
Если власть (что это?) посягает на них, то занимается произволом.
Так вот, правовое государство в естественной теории – это властный субъект, главной целью которого является защита прав и свобод человека.
Для её реализации власть издаёт справедливые НПА, которые учитывают интересы разных слоёв общества. Основной принцип – верховенство права.
Признаки правового государства:
Краткая характеристика: «Внутри царят право и справедливость».
Юридический позитивизм и естественное право не противоречат, а дополняют друг друга.
При формировании доктрины правового государства, определении его понятия и признаков, учёные-юристы используют наработки из обеих теорий.
6 принципов правового государства
Не стоит путать принципы правового государства с признаками. Последние – это внешние проявления, как люди видят действующую власть в стране.
Принципы – это фундаментальные идеи, которым в идеале должно соответствовать правовое государство.
Кратко рассмотрим 6 основных принципов:
Иногда реализация принципов на практике натыкается на препятствия. Ведь они одинаковые для всех стран, а культурные ценности, местные обычаи, традиции, менталитет отличаются.
Например, во многих регионах Азии и Африки (КНР, Иран, Саудовская Аравия) действует смертная казнь. Хотя в странах Европы этот институт считается нарушением права на жизнь.
Взаимосвязь правового государства и гражданского общества
Что такое гражданское общество? Это частные структуры, которые активно влияют на политику, экономику и социальную жизнь. Семья, СМИ, политические партии, союзы предпринимателей – его ячейки.
Если вы осознанно участвуете в жизни страны (не как госслужащий), то являетесь частью ГО.
Правовое государство и гражданское общество – два равноправных партнёра. В идеале между ними должна быть обратная связь. Обмен информацией помогает государству учитывать современные тенденции при правотворчестве, а гражданам и организациям – эффективно исполнять предписания и не нарушать правила.
Если связь обрывается, власть начинает «вариться в собственном соку»: издаёт неисполнимые законы, ограничивает права, ломает экономику.
Государство без развитых структур ГО перестаёт быть правовым.
Выводы
Что такое правовое государство?
Идеальная модель организации власти, при которой гарантируются права человека, а государственные органы слышат свой народ.
Инструменты реализации – это законы, обязательные для исполнения всеми членами общества. В мире нет ни одной страны, которая бы на 100% соответствовала признакам и принципам правового государства. Однако само стремление к этой модели позволяет сделать жизнь людей лучше.
Автор статьи: Белоусова Наталья
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Законы ведь тоже трактовать можно по разному, сколько таких двусмысленных норм и не сосчитать, и дело тут не только в несовершенстве человеческого языка. Часто законы так и пишут специально, чтобы ими можно было манипулировать с выгодой для законодателя или крупного капитала.
Даже самые идеальные законы не будут работать, если их применять избирательно. Вот это и есть главная наша проблема. Формально, все живут по правилам, но для кого-то постоянно делаются исключения.
Юрий: а где не так? Мир несправедлив. Будем надеяться, что ситуация будет потихоньку выправляться.
Посмотрите на мировую политику. Все живут по правилам созданным Западом, но сам Запад их исполнять не собирается. Тут даже не отдельные исключения, а полная дискриминация «незападного» мира.
Правовое государство
Идея правового государства прежде всего противоположна произволу во всех его разновидностях [9] [10] : диктатуре большинства, деспотизму, полицейскому государству, равно как и отсутствию правопорядка. Эта идея преследует ряд целей:
Правовое государство требует наличия следующих институтов:
Содержание
Принципы
Идеал правового государства не привязан к какому-либо национальному опыту, и среди важнейших принципов правоведы обычно выделяют верховенство закона, равноправие, выполнимость требований права, защиту гражданских свобод. В то же время, реализация этого идеала в каждой стране имела множество индивидуальных особенностей, в силу различных обычаев и их истории. Институты правового государства также зависят от текущих задач, перед которыми стоит общество. Наиболее успешными оказались такие модели правового порядка, в которых [9] :
Правление по закону
Закон — владыка над правителями,
а они — его рабы
Там, где отсутствует власть закона,
нет и государственного устройства
Равенство перед законом
Отступления от этой нормы в современное время получило название «избирательное правосудие». [22] [23]
Выполнимость
Независимость судебной власти
Правосудие
Согласно профессору Нью-Йоркского университета Джереми Уолдрону, уголовные наказания должны назначаться при обеспечении следующих условий [25] :
Защита прав человека
Другие компоненты правового государства
Природа права
Трактовка правового государства во многом зависит от понимания природы права. Идея правового государства принципиально не совместима с ранними теориями правового позитивизма, где закон рассматривается как лишь один из инструментов политической власти для осуществления воли руководства.
Конституционный режим
История
Древнейшим из известных кодексов, регулирующих государство, является вавилонский свод законов Хаммурапи (около 1750 года до н. э.). Этот кодекс примечателен тем, что основан на опубликованных правилах, что чиновники были обязаны исполнять эти правила и что привилегия толковать эти правила возлагалась на судей.
В Древних Афинах законы служили одним из инструментов борьбы с тиранией. Чтобы избежать концентрации власти в руках одного человека, собрание полноправных граждан (экклесия) издавало нормативные акты, обязательные ко всеобщему исполнению. Судьи избирались по жребию. Все граждане имели равное право на рассмотрение дела в суде. Высшим органом правосудия был народный суд присяжных (дикастерий). По правилам, конфликты в торговле должны были решаться не силой, а на основе коммерческого права и с учётом заключённых контрактов. Вместе с тем, власть народных собраний была формально неограниченной, поэтому афинская демократия была подвержена произволу толпы, известным примером которого был смертный приговор Сократу. В то же время древнегреческий философ Аристотель последовательно отстаивал мысль о том, что государство должно быть «правлением законов, а не людей» [прим. 3] :
Правильное законодательство должно быть верховной властью, а должностные лица — будь это одно или несколько — должны иметь решающее значение только в тех случаях, когда законы не в состоянии дать точный ответ. Римское право создавалось прежде всего для защиты интересов землевладельцев, однако, по сравнению с афинской демократией, идея ограничения произвола исполнительной и законодательной власти была более выраженной. В период республики была создана сильная и независимая судебная власть, и обеспечивалось равенство граждан перед законом, хотя правовые гарантии не распространялись на рабов и неграждан. Сведения о законах и судебных процедурах были доступны общественности. Законы менялись согласно эволюции обычаев. После перехода от республики к империи, главой государства стал император с фактически неограниченной властью. В то же время, содержащий множество процедур и правил свод Юстиниана отражал взгляд, что именно право, а не произвольная воля императора, является должным способом разрешения конфликтов. Следует отметить, что схожие процессы проходили и в других регионах. Так, в Арабском халифате исходящие из требований ислама правовые нормы стали частью шариата, и в ряде мусульманских стран шариатские суды до сих пор сосуществуют со светскими. Однако по мнению многих современных правоведов, церковные суды недостаточно эффективны в обеспечении законности и защите граждан от произвола власти. Их зависимость от интерпретации религиозных текстов и от политических интересов церкви приводит к злоупотреблениям, когда суды наказывают за нелояльность властям, не обеспечивают равенство перед законом, узаконивают дискриминацию религиозных меньшинств, не дают подсудимым адекватную возможность защитить себя в суде. Отдельные принципы правового государства (разделение властей, верховенство закона) имели место в Статуте Великого княжества Литовского (1588 год). Автор и активный участник издания Статута канцлер Лев Сапега считал, что господствовать в государстве должны не люди, а законы. Статут также разделял государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. После Ренессанса и Реформации роль церкви снизилась, и выросла значимость рациональных обоснований принципов организации государства. Важную историческую роль сыграли аргументы, которые заложили основы естественного права. Размышляя о способах реализации законности, Монтескьё пришёл к выводу о необходимости разделения властей, без которого невозможно гарантировать беспристрастность судов, и есть высокий риск узаконивания тирании. Во второй половине XX века повысилась значимость международного, трудового и других отраслей права. Концепция социального государства нашла отражение в послевоенных конституциях многих стран. Принятые в 1948 году Всеобщая декларация прав человека и Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него впервые сформулировали международные принципы правового государства, к числу которых относятся обязанность правительств соблюдать общие для всего мира нормы и право международного сообщества на вмешательство во внутренние дела государства для предотвращения геноцида. Впоследствии, для обеспечения правосудия в этой области был создан ряд международных судов, такие как Международный уголовный суд и Европейский суд по правам человека. На теоретическом уровне, в XX веке концепцию правового государства разрабатывали позитивисты (Ганс Кельзен, Раймон Карре де Мальберг и другие). Значительный вклад внесли либеральные философы Макс Вебер, Джон Ролз, Фридрих Хайек. При этом влияние естественно-правовых теорий усилилось. Нюрнбергский трибунал признал руководство нацистской Германии преступниками вопреки тому, что они формально действовали по закону, поскольку эти законы были неправомерны и противоречили неписаным нормам справедливости, морали, равенства и человеческого достоинства. Махатма Ганди в Индии под британским протекторатом и Мартин Лютер Кинг в США получили широкую известность как сторонники мирного сопротивления несправедливым законам. Концептуальные трудностиНекоторые конституции не только описывают устройство государства, но и формулируют общественные идеалы. Несоответствие между формальными предписаниями конституции и практическими возможностями правительства может поставить под сомнение авторитет высших законов страны. Критика и ценность правового государстваОдним из распространённых аргументов против правового государства было утверждение, что если власть принадлежит «правильным» людям, то нет нужды их ограничивать или к чему-то обязывать. Такой точки зрения придерживался, в частности, один из основателей утилитаризма Иеремия Бентам. Сторонники технократии, начиная с сен-симонизма, считают, что правление должно осуществляться наиболее компетентными в своей области специалистами, которые не диктуют свою волю или подчиняются вышестоящей воле, а руководствуются научными принципами. С исчезновением произвола власти также исчезает необходимость в верховенстве права, место которого занимает верховенство знания. В либерализме правовое государство является одной из главных ценностей, поскольку обеспечивает защиту гражданских свобод, в особенности права на жизнь, права на частную собственность, свободы вероисповедания и свободы слова. Российская модель правового государстваСоветская официальная доктрина долгое время считала неприемлемой самую идею правового государства, поскольку она была провозглашена в условиях капиталистического общественного строя. [39] Во время перестройки правовая наука вернулась к изучению правового государства без идеологических шаблонов. Измерение уровня законностиЧто значит правовое государство простыми словамиПравовое государствоПонятие:Признаки:Отличие правового государства от государства, как такового:В правовом государстве именно закон выше всех желаний и интересов. В таком обществе у политической группы, которая получила власть, практически нет шансов перестроить социальное устройство без оглядки на историко-культурные особенности людей. Механизмы, которые задействуются для устранения нарушений закона, работают в независимости от статуса человека. Не правовое государство: Законы не соблюдаются, существуют социальные группы, стоящие «вне закона». Это люди, в руках которых сосредоточена власть, либо те, кто может откупиться от правосудия. Подобные принципы жизни действуют в Латинской Америке, а также на значительной части постсоветского пространства. История появления идеи правового государства:я граждан, так и для государства. Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению античных мыслителей, считается справедливой государственностью. Аристотельгосударства, второй – магистратуры, третий – судебные органы. С идеями древнегреческих мыслителей о праве, свободе, человеческом достоинстве перекликаются гуманистические взгляды и воззрения древнеримских политических и общественных деятелей. Они трактуют государство как публично-прав овую общность людей. Цицеронолицетворяющей единение силы и права – правопорядок, в равной мере обязательный для всех. Идеи о взаимосвязи права и государства, закона и политики античных мыслителей оказали заметное влияние на становление и р азвитие учений о правах и свободах личности, разделении властей, конституционализме в эпоху Нового времени. Понятие правового государстваСтатья находится на проверке у методистов Skysmart. Теория правового государстваПравовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права. Правовое государство основывается на принципах: закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать; права граждан защищены государством; держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом. Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов. Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона. Этапы формирования правового государства: Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права. Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты. Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права. Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании. Основные характеристики правового государстваВыделяют несколько основных принципов правового государства: верховенство закона на всей территории страны; соблюдение принципа разделения властей; взаимная ответственность личности и государства; гарантии прав и свобод личности. Разберем каждый из этих принципов более подробно. Верховенство закона на всей территории страныТребования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам. Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать. Принципы верховенства закона: Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане. Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан. Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным. Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат. Соблюдение принципа разделения властейГосударственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три: Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством. Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны. Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека. Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве. Взаимная ответственность личности и государстваГраждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность. От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм. При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность. Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности; в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан; в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью. Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц. Гарантии прав и свобод личностиЭтот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества. В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей. Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни. Организация власти в правовом государствеУ организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых: идеологический и политический плюрализм; принцип выборности органов власти и должностных лиц; стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка; недопущение монополизма в политике и экономике. Раскроем суть каждого из этих принципов. Идеологический и политический плюрализмПлюрализм — это концепция, в которую включено множество различных взглядов, позиций, идей и интересов в одно и то же время. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий. Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя. Принцип выборности органов власти и должностных лицВсе основные органы власти в правовом государстве избираются голосованием народа. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения. Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядкаПравовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий. Основные способы обеспечения законности и правопорядка: контроль над законностью решений судов; надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции; создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне; надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти; предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости. Недопущение монополизма в политике и экономикеВсякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли. Рейтинг правовых государств за 2012 годОграничение полномочий правительства Борьба с коррупцией Порядок и безопасность | |||||||||
1 | Швеция | 0,92 | 0,96 | 0,89 | 0,93 | 0,89 | 0,78 | 0,82 | 0,89 |
2 | Дания | 0,93 | 0,95 | 0,91 | 0,91 | 0,85 | 0,79 | 0,87 | 0,88 |
3 | Финляндия | 0,89 | 0,93 | 0,92 | 0,90 | 0,82 | 0,79 | 0,87 | 0,87 |
4 | Норвегия | 0,90 | 0,94 | 0,87 | 0,90 | 0,83 | 0,82 | 0,85 | 0,87 |
5 | Нидерланды | 0,86 | 0,93 | 0,86 | 0,84 | 0,83 | 0,80 | 0,80 | 0,85 |
6 | Новая Зеландия | 0,87 | 0,92 | 0,87 | 0,86 | 0,82 | 0,76 | 0,79 | 0,84 |
7 | Австралия | 0,88 | 0,90 | 0,86 | 0,84 | 0,83 | 0,72 | 0,72 | 0,83 |
8 | Япония | 0,8 | 0,84 | 0,89 | 0,78 | 0,87 | 0,77 | 0,68 | 0,81 |
9 | Австрия | 0,82 | 0,77 | 0,89 | 0,82 | 0,84 | 0,74 | 0,75 | 0,81 |
10 | Сингапур | 0,73 | 0,91 | 0,93 | 0,73 | 0,80 | 0,79 | 0,87 | 0,80 |
12 | Германия | 0,82 | 0,82 | 0,86 | 0,80 | 0,73 | 0,80 | 0,76 | 0,76 |
13 | Китай | 0,73 | 0,89 | 0,93 | 0,71 | 0,75 | 0,71 | 0,76 | 0,79 |
14 | Великобритания | 0,79 | 0,80 | 0,84 | 0,78 | 0,79 | 0,72 | 0,75 | 0,78 |
15 | Франция | 0,80 | 0,80 | 0,84 | 0,79 | 0,76 | 0,68 | 0,69 | 0,76 |
18 | США | 0,77 | 0,78 | 0,83 | 0,73 | 0,70 | 0,65 | 0,65 | 0,73 |
85 | Россия | 0,31 | 0,39 | 0,49 | 0,47 | 0,45 | 0,50 | 0,40 | 0,43 |
Вопросы для самопроверки
Как называется признак правового государства, который объявляет права и свободы человека высшей ценностью?
Является ли развитая система правоохранительных органов признаком правового государства?
Статья 13 Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации признается политическое многообразие, многопартийность». Какой принцип организации власти в правовом государстве здесь зафиксирован?
К каким последствиям может привести несоблюдение принципа разделения властей в государстве?
Что означает взаимная ответственность личности и государства?
Если вы не знаете ответа на какой-то из вопросов, вернитесь к содержанию статьи — все ответы в ней уже есть.