Что значит правовая категория
Правовые категории
Смотреть что такое «Правовые категории» в других словарях:
Правовые категории — систематизированная форма выражения правового знания, своеобразные сгустки человеческой мысли, совокупность таких мыслей, вобравших в себя знания о государственно правовых явлениях, их свойствах и признаках. В определенном смысле правовые… … Элементарные начала общей теории права
Правовые понятия — содержательные научные представления, воспроизводящие (идеально) в мышлении объективную суть реальных процессов правовой действительности и выражающие специфически их юридическую качественную определенность. В понятиях теория права и государства… … Элементарные начала общей теории права
Правовые иммунитеты специальной категории граждан — распространение ограниченной юрисдикция государства в отношении определенной законом категории граждан РФ. Под ограниченную юрисдикцию государства, кроме перечисленной выше категории иностранных граждан, подпадают и лица, обладающие российским… … Элементарные начала общей теории права
Правовые иммунитеты — (лат. immunitus освобождение от чего либо) исключительное право определенной категории лиц не подчиняться некоторым общим законам, предоставленное лицам, занимающим особое положение в государстве, т.е. это особые льготы и привилегии,… … Элементарные начала общей теории права
Правовые гарантии — (или надлежащая правовая процедура) свод правил, в соответствии с которым государство должно уважать все законные права, принадлежащие человеку. Правовые гарантии уравновешивают полномочия государства с законом страны, защищая частных лиц… … Википедия
Категории годности к военной службе — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. С целью осуществления организованного призыва лиц призывного возраста на срочную военную службу, принятия на контрактную службу либо поступления в … Википедия
Категории преступлений — Преступление (уголовное преступление) это правонарушение, совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности. Преступления могут выделяться из общей массы правонарушений по формальному признаку (установление за них… … Википедия
Репутация — (Reputation) Понятие репутации, репутация организации, деловая репутация Информация о понятии репутация, деловая репутация, репутация организации Содержание Содержание Понятие деловой репутации в российской деловой практике Гудвил Деловая… … Энциклопедия инвестора
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ — – возникло и сформировалось на рубеже XIX–XX вв. (от лат. institutio – обычай, наставление, указание). Институционализм – это совокупность теорий, в которых акцентируется внимание на роли социальных институтов в экономическом развитии. Термин… … Экономика от А до Я: Тематический справочник
Глава 2. Методология познания права и государства — Глава 2 МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА Методология правоведенияНаучные подходыИнтегративный подход в правеАксиологический подход в праве … Элементарные начала общей теории права
Правовые категории
ПРАВОВЫЕ КАТЕГОРИИ — систематизированная форма выражения правового знания, своеобразные сгустки человеческой мысли, совокупность таких мыслей, вобравших в себя знания о государственно-правовых явлениях, их свойствах и признаках. В определенном смысле правовые категории, если пренебречь методологической строгостью, можно представить как предельное правовое понятие. В то же время от правовых понятий категории права существенно отличаются. Правовые категории выполняют роль своего рода системообразующих логических узлов, с помощью которых научное познание проникает в сущность и содержание государственно-правовых явлений. Они отличаются своей фундаментальностью, представляя собой логическую основу, вокруг которой выстраивается система понятий, образуя «гнездо», «семью» правовых понятий, их логический ряд («право», «государство», «действие права», «правовая система», «правовая среда», «правовая культура» и др.).
В своей совокупности правовые понятия и категории образуют тот юридический инструментарий (категориальный аппарат юридической науки), оперируя которым познающий право и государство «проникает» в юридическую ткань, осваивает область правового в его концептуально-понятийном выражении.
Смотреть что такое «Правовые категории» в других словарях:
Правовые категории — наиболее общие, фундаментальные и глубокие правовые понятия, являющиеся наивысшим пределом научного обобщения в определенной области юридических знаний, в правоведении и юридической практике в целом. К числу категорий, которыми оперирует,… … Теория государства и права в схемах и определениях
Правовые понятия — содержательные научные представления, воспроизводящие (идеально) в мышлении объективную суть реальных процессов правовой действительности и выражающие специфически их юридическую качественную определенность. В понятиях теория права и государства… … Элементарные начала общей теории права
Правовые иммунитеты специальной категории граждан — распространение ограниченной юрисдикция государства в отношении определенной законом категории граждан РФ. Под ограниченную юрисдикцию государства, кроме перечисленной выше категории иностранных граждан, подпадают и лица, обладающие российским… … Элементарные начала общей теории права
Правовые иммунитеты — (лат. immunitus освобождение от чего либо) исключительное право определенной категории лиц не подчиняться некоторым общим законам, предоставленное лицам, занимающим особое положение в государстве, т.е. это особые льготы и привилегии,… … Элементарные начала общей теории права
Правовые гарантии — (или надлежащая правовая процедура) свод правил, в соответствии с которым государство должно уважать все законные права, принадлежащие человеку. Правовые гарантии уравновешивают полномочия государства с законом страны, защищая частных лиц… … Википедия
Категории годности к военной службе — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. С целью осуществления организованного призыва лиц призывного возраста на срочную военную службу, принятия на контрактную службу либо поступления в … Википедия
Категории преступлений — Преступление (уголовное преступление) это правонарушение, совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности. Преступления могут выделяться из общей массы правонарушений по формальному признаку (установление за них… … Википедия
Репутация — (Reputation) Понятие репутации, репутация организации, деловая репутация Информация о понятии репутация, деловая репутация, репутация организации Содержание Содержание Понятие деловой репутации в российской деловой практике Гудвил Деловая… … Энциклопедия инвестора
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ — – возникло и сформировалось на рубеже XIX–XX вв. (от лат. institutio – обычай, наставление, указание). Институционализм – это совокупность теорий, в которых акцентируется внимание на роли социальных институтов в экономическом развитии. Термин… … Экономика от А до Я: Тематический справочник
Глава 2. Методология познания права и государства — Глава 2 МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА Методология правоведенияНаучные подходыИнтегративный подход в правеАксиологический подход в праве … Элементарные начала общей теории права
BzBook.ru
2.2. Основные правовые категории и понятия.
Основными правовыми категориями и понятиями являются следующие.
Норма права – это установленное государством и охраняемое его принудительной силой правило поведения. Роль норм права в жизни общества состоит в том, чтобы путем установления соответствующих правил направлять поведение людей, обеспечивая тем самым закрепление и развитие общественных отношений, отвечающих интересам граждан, общества, государства.
Существует несколько разновидностей правовых норм – разрешающие, управомочивающие, обязывающие, запрещающие.
Разрешающие нормы допускают определенное поведение субъектов, например разрешают: гражданам заниматься предпринимательской деятельностью, гражданам и юридическим лицам – заключать договоры, работодателям – применять дисциплинарные взыскания к нарушителям трудовой дисциплины и т. д.
Управомочивающие – это нормы, наделяющие субъектов правом на совершение определенных юридически значимых действий, например управомочивающие налоговые органы контролировать соблюдение налогового законодательства, управомочивающие руководителя организации выступать от ее имени при заключении договоров и т. д.
Обязывающие нормы – устанавливают обязанность субъектов совершать определенные юридически значимые действия, например обязывающие участников договора оформить его в соответствии с требованиями закона, обязывающие работника в процессе труда соблюдать трудовую дисциплину и т. д.
Запрещающие нормы обязывают субъектов не совершать запрещенные законом действия. Так, нормы административного и уголовного права предусматривают запрещенные законом деяния, которые квалифицируются как правонарушения и преступления и влекут применение правовых санкций. Запрещающие нормы содержатся также в гражданском, трудовом и других отраслях права.
Нормативные акты (источники права) – это различные формы, в которых выражается государственная воля при установлении норм права.
Нормативные акты подразделяются на законы (акты высшей юридической силы, правом принятия которых обладают только законодательные органы России и субъектов РФ) и подзаконные акты, издаваемые иными органами и должностными лицами в пределах их компетенции в соответствии с законодательством. К подзаконным актам относятся указы Президента России, постановления Правительства России, акты органов исполнительной власти и др. Подзаконность нормативных актов означает, что они должны соответствовать законам как актам высшей юридической силы, не противоречить им.
Основным законом государства является Конституция РФ, которой должно соответствовать все законодательство России.
Законы подразделяются на конституционные и текущие.
Конституционные законы устанавливают основы общественного и государственного строя, организации и деятельности государственных органов, общественных организаций, правового положения граждан. Они являются началом текущего законодательства. Федеральными конституционными законами являются законы о Конституционном Суде РФ, об Арбитражном Суде РФ, о Правительстве РФ и др.
Текущие законы принимаются по конкретным вопросам на основе и в развитие конституционных законов. Таковыми являются законы о выборах депутатов Государственной Думы, об акционерных обществах, о защите прав потребителей и многие другие.
Закон считается принятым со дня подписания его Президентом. Вступает в силу закон либо с даты, указанной в самом законе, либо по истечении 10 дней после официального опубликования (неопубликованные законы не действуют).
Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ подлежат обязательному опубликованию по истечении 10 дней после подписания соответственно Президентом или Председателем правительства. Они вступают в силу по истечении 7 дней после первого официального опубликования или с даты, указанной в самом нормативном акте.
Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти проходят регистрацию в Федеральной регистрационной службе Министерства юстиции РФ, подлежат обязательному опубликованию в течение 10 дней после регистрации и вступают в силу по истечении 10 дней после опубликования или с даты, указанной в нормативном акте.
Все нормативные акты действуют во времени:
• либо до истечения срока, указанного в самом нормативном акте;
• либо до отмены нормативного акта в установленном законом порядке;
• либо до замены нормативного акта другим аналогичным нормативным актом, принятым в установленном законом порядке.
Действие нормативных актов в пространстве предполагает территориальные пределы их действия. Оно зависит:
• от территориальных границ компетенции органа, издающего нормативный акт (Правительство РФ может издавать акты, действующие на территории всей России; Правительство Санкт-Петербурга – акты, действующие в пределах границ города);
• от воли издающего нормативный акт органа (Правительство РФ может издать постановление, действие которого распространяется на определенную территорию – край, область, город и т. д.).
По кругу лиц нормативные акты подразделяются на:
• акты общего действия, распространяющиеся на всех лиц, находящихся на той территории, на которой действуют акты (Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и многие другие);
• акты, распространяющие свое действие на определенный круг лиц (военнослужащие, работники определенных профессий, должностей и т. д.). Правовые отношения (правоотношения) – это общественные отношения, урегулированные правом, связывающие их участников взаимными юридическими правами и обязанностями. В большинстве правоотношений каждый участник имеет и права, и обязанности, причем праву одного участника правоотношения корреспондирует обязанность другого.
В правоотношении участвуют не менее двух субъектов (участников), которыми могут быть граждане, юридические лица (организации), государство и др. Правоотношение всегда возникает по поводу определенного объекта (вещи, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности и др.). Содержанием правоотношения является совокупность юридических прав и обязанностей его участников.
Юридическое право – это мера возможного поведения субъекта (гражданина, организации, государства и др.) в отношениях, регулируемых правом. Юридические права реализуются свободно и добровольно. Однако они всегда должны осуществляться в рамках действующего законодательства, с соблюдением норм морали, нравственности. При их осуществлении нельзя нарушать законные права и интересы других лиц.
Юридическая обязанность – это мера должного поведения субъекта в отношениях, регулируемых правом. Юридическая обязанность характеризуется обязательностью ее выполнения и возможностью применения правовых санкций в случае ее невыполнения или ненадлежащего выполнения.
Юридические факты – это обстоятельства (действия или события), влекущие возникновение, изменение или прекращение юридических прав и обязанностей. Действия характеризуются волевым характером, они совершаются по воле субъектов – граждан, организаций, должностных лиц, государства. Таковыми являются договоры, сделки, административные акты, судебные решения.
Юридическими фактами могут быть и неправомерные (незаконные) действия. Например, причинение вреда другому лицу (неправомерное действие) порождает юридическую обязанность этот вред возместить. Юридическим фактом может быть и бездействие, т. е. невыполнение обязанности, которую субъект должен был выполнить.
Юридические категории и понятия как средства правового познания
Рассмотрим юридические категории и понятия как средства правового познания.
В науке часто используют такие слова, как «термин» и «категория».
Под термином понимается слово или словосочетание, которое точно обозначает определенное понятие. Категория – это наиболее общее, предельно широкое, фундаментальное, обобщающее понятие, которое устанавливает наиболее существенные признаки определенных явлений.
Формально-юридический метод помогает установить юридические понятия (например, такие специальные юридические термины, как существенный вред, юридическое лицо, тяжкие телесные повреждения, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства и т.д.), фиксировать их признаки, производить классификацию, давать толкования содержанию правовых предписаний и т.д.
Право представляет собой систему, которая выстроена на основе определенного набора принципов, фундаментальных понятий и категорий, приемов и методов. Право, использующее недостаточно корректные юридические понятия, не будет исполнимым, поскольку в процессе его применения будут возникать многочисленные сомнения и споры. Юридические понятия должны быть четкими и конкретными, что позволит их легко использовать и применять.
Юридическое понятие какого-либо явления или процесса должно описывать его содержание и перечислять признаки его идентификации. То есть понятие должно давать точное описание конститутивных элементов рассматриваемого явления и характеризовать связи, которые объединяют данные элементы.
Помимо строгих и точных понятий право использует и гибкие понятия (понятия с изменяющимся содержанием), оценка которых характеризуется субъективностью и изменчивостью. Законодательные органы иногда намеренно вводят такие понятия в тексты законов для того, чтобы оставить суду или органам исполнительной власти пространство для свободы и гибкости оценок.
Любая система концептов предполагает дифференциацию и объединение используемых понятий, а также реалий и явлений, с которыми она сталкивается в реальности. По этой причине исследователи создают юридические категории, то есть совокупности прав, предметов, лиц, фактов, которые обладают общими характерными чертами и подчиняются общему режиму. Юридические категории по отношению к науке о праве выступают в роли своеобразного сырья.
Формирование юридических категорий должно идти от самих предметов, которые необходимо группировать по общим чертам. Определение категорий следует производить индуктивным путем, отталкиваясь от известных данных.
Система юридических категорий позволяет ликвидировать беспорядок и неопределенность фактов общественной жизни, так как при системном подходе они познаются заметно легче. Юридические категории выступают в роли фактора схематизации права.
Критерием определения юридических категорий является наличие отдельных специфических элементов или отсутствие других составляющих. Элементы содержания и формы придают каждой категории характерные черты и обособляют ее от других категорий.
Упущены значимые правовые категории
Судья КС РФ Гадис Гаджиев выступил с особым мнением по жалобе Алия Тоторкулова на законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О выборах депутатов Госдумы», предусматривающие обязанность кандидата на выборах представлять в избирком сведения об имевшихся судимостях (с указанием статей), включая снятые и погашенные. Кроме того, заявитель обжаловал нормы выборного законодательства и Кодекса административного судопроизводства РФ, регламентирующие порядок обжалования решений, касающихся регистрации кандидатов.
Определение Конституционного Суда по жалобе Алия Тоторкулова имеет большое правовое значение в контексте предстоящей избирательной кампании, когда на выборную должность претендуют кандидаты, имеющие в своей биографии факт столкновения с уголовно-правовой системой.
В оценке правовой проблемы, поднятой заявителем в жалобе, судьи не были единодушны: большинство из них не усмотрело необходимости рассмотрения жалобы гражданина Тоторкулова Конституционным Судом, посчитав, что вопросы права были ранее разрешены КС РФ и выражены в уже существующих определениях. Однако один из судей нашел существенное различие между ситуацией, когда уголовное преследование в отношении лица завершилось вступившим в законную силу приговором суда, и ситуацией, указанной заявителем: здесь такого приговора не было, а уголовное преследование завершилось постановлением о его прекращении. Судья Гаджиев выразил данное суждение в особом мнении, с которым, однако, сложно согласиться, как и с определением Конституционного Суда в целом.
Понятие «судимость» и избирательное право
Не впервые в практике Конституционного Суда встречается правовая категория «сведения о наличии судимостей» в контексте избирательного права. Конституционный Суд отмечает, что данная категория приобретает автономный характер, отличный от значения, которое слову «судимость» придает уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство. Понятие «судимость» в избирательном праве используется прежде всего в целях обеспечения права избирателей знать об определенных личных характеристиках кандидата на выборную должность и служит соблюдению баланса между правом лица сохранить свои честь и доброе имя и конституционным принципом народовластия.
При выстраивании такого баланса и Конституционный Суд, и судья Гаджиев, с моей точки зрения, упускают значимые правовые категории, которые не могут не быть предметом оценки и полноправными составляющими этого баланса. Итак, во-первых, сразу бросается в глаза то, что игнорируется принцип недопустимости расширительного толкования терминов уголовного закона. А такое толкование просматривается в указании на автономный характер категории «сведения о судимостях» и расширении его до необозримых границ. В особом мнении судьи Гаджиева справедливо подмечено, что выработанная Конституционным Судом правовая дефиниция скорее уравнивает понятие «сведения о судимостях» с понятием «сведения об осуждениях» и ни де-юре, ни де-факто не затрагивает ситуацию, когда осуждение не состоялось, а уголовное преследование завершилось прекращением.
Представляется, однако, что из первоначально правильного посыла судья Гаджиев в особом мнении делает вывод без учета ряда важных положений законодательства, а посему неверный. Судья отмечает, что согласно сформировавшейся практике Конституционного Суда прекращение уголовного преследования по своей правовой природе существенно разнится с обвинительным приговором, которым установлена виновность лица в совершении преступления. Но далее судья утверждает: поскольку в акте прекращения уголовного преследования по нереабилитирующим обстоятельствам обычно устанавливаются как доказанные обстоятельства совершения лицом того или иного уголовно наказуемого деяния, то законодателю необходимо предусмотреть обязанность устанавливать наличие «сохраняющих свою силу судебных актов, содержащих не опровергнутые в надлежащем порядке суждения о причастности [лица] к совершению уголовно наказуемого деяния».
Никто не обязан доказывать свою невиновность
Во-вторых, очевидно, что по тем или иным причинам и Конституционный Суд, и несогласный с мнением большинства Гаджиев проигнорировали конституционный принцип презумпции невиновности, а также его конституционные гарантии, выраженные в положении о том, что никто не обязан доказывать свою невиновность, напротив, бремя доказывания в уголовном процессе целиком лежит на стороне государственного обвинения. Следовательно, в процедуре, когда уголовное преследование завершилось прекращением без вынесения судом соответствующего акта, разрешающего вопрос виновности или невиновности обвиняемого, а значит, и без проведения судом надлежащей оценки собранных стороной обвинения доказательств, невозможно говорить о каких-либо «сохраняющих свою силу судебных актах, содержащих подтвержденное в надлежащем порядке суждение о причастности лица к совершению уголовно наказуемого деяния». Потому придание юридического значения постановлению о прекращении уголовного преследования как акту, устанавливающему юридически значимые факты, считаю невозможным. В довершение данного тезиса важно подчеркнуть, что разделение оснований прекращения уголовного преследования на реабилитирующие и нереабилитирующие является не более чем не подкрепленным законом изобретением правоприменителей – участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения, готовых записать любой подобный акт в копилку своих побед и учесть его при приведении служебных показателей. Восприятие же этого веяния представителями судов не может не удручать.
Каждый имеет право на формирование мнения о кандидате
В-третьих, и судья Гаджиев, и Конституционный Суд в довольно усеченном виде принимают во внимание право граждан на получение информации о кандидатах. Данное право не существует само по себе и отнюдь не может восприниматься как право частного лица в бездействии ожидать преподнесения ему на блюдечке с голубой каемочкой сведений об определенных фактах и обстоятельствах. Каждый имеет право свободно искать информацию, в том числе о судимостях кандидата и о фактах привлечения его к участию в уголовном деле. Кроме того, факт уголовного преследования кандидата в прошлом может быть выявлен избирательной комиссией при рассмотрении заявления будущего кандидата о регистрации его в качестве такового, что и произошло в деле заявителя по жалобе. При таких обстоятельствах сокрытие данного факта вряд ли само по себе могло бы стать причиной отказа в регистрации кандидата, однако публичное указание на то, что кандидат скрыл факты из своей биографии и это было выявлено избирательной комиссией, было бы уместным и способствовало бы формированию у избирателей и других кандидатов не только вопросов к данному кандидату, но и мнения о его личных качествах, за что так ратуют все судьи Конституционного Суда. Данные обстоятельства вполне могли бы стать предметом свободной политической дискуссии в ходе избирательной кампании. В подобном подходе единодушны и судьи КС РФ, которые подчеркивают, что сам по себе факт наличия у кандидата судимости, за исключением предусмотренных законом случаев, не может служить основанием для отказа ему в реализации избирательных прав.
Необходимо было четко разграничить категории «судимость» и «привлечение к участию в уголовном деле», в том числе и для целей избирательного закона, с учетом базового права любого гражданина считаться невиновным в совершении преступления до тех пор, пока его вина не будет установлена вступившим в законную силу приговором суда.
В действующее законодательство следует внести ясность в части невозможности отказа в регистрации кандидата в связи с тем, что им не были предоставлены какие-либо сведения, и предписать избирательным комиссиям выявлять подобные факты и доводить их до сведения избирателей. Последнее способствовало бы формированию и развитию свободной политической дискуссии на основе принципа народовластия.