Что значит правоохранительная деятельность
Правоохранительная деятельность
Правоохрани́тельная де́ятельность — вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
Согласно законодательству России в ходе осуществления правоохранительной деятельности правоохранительные органы, в целях пресечения правонарушений, могут ограничивать права и свободы правоохраняемых субъектов в установленных законом масштабах. [1]
Признаки правоохранительной деятельности:
См. также
Примечания
Шаблон:К.Ф.Гуценко, М.В.Ковалев «Правоохранительные органы»
Смотреть что такое «Правоохранительная деятельность» в других словарях:
Правоохранительная деятельность — – в теории права форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы гос ных органов по охране норм права от нарушений, защите предоставленных участникам … Энциклопедия права
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — вид государственной правоприменительной деятельности, осуществляемой с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного … Энциклопедический словарь конституционного права
Правоохранительная деятельность — – в теории права форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы гос ных органов по охране норм права от нарушений, защите предоставленных участникам правоотношений субъективных прав и обеспечению выполнения… … Большой юридический словарь
ПОЛИЦИЯ (И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) — (police (and policing)) организованные гражданские силы и агентство для осуществления социального контроля, которые, находясь на службе у государства, призваны охранять закон и общественный порядок. Полиция осуществляет правоохранительную… … Большой толковый социологический словарь
Правоохранительная служба — в Российской Федерации вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную cлужебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах,службах и учреждениях, осуществляющих функции по … Политология. Словарь.
Правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению… … Официальная терминология
Правоохранительная служба — это вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению… … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий
РАСХОДЫ БЮДЖЕТА НА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА — денежные средства, выделяемые на затраты по обеспечению правопорядка и безопасности. Такие расходы присущи бюджету любого государства, т.к. связаны с выполнением неотъемлемой функции государства. В консолидированном бюджете РФ их доля составляет… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Частная охранная деятельность в России — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Частная охранная деятельность оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющ … Википедия
Профессионально-юридическая деятельность — обусловленная правом трудовая, управленческая, государственно властная деятельность компетентных органов государства, связанная с принятием юридических норм и властным их применением. Основными видами профессионально юридической деятельности… … Элементарные начала общей теории права
Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность.
Понятие правоохранительной деятельности.
Понятие правоохранительной деятельности означает тот вид деятельности государства, который реализуется специальными уполномоченными правоохранительными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.
В Российской Федерации на законодательном уровне предусмотрена вероятность того, что в процессе осуществления этого вида деятельности могут быть частично ограничены права и свободы правоохраняемых субъектов (например, рядовых граждан).
Основные признаки правоохранительной деятельности:
Главная цель правоохранительной деятельности – пресечение правонарушений, поиск и наказание правонарушителей.
Понятие правоохранительных органов.
Правоохранительные органы – это отдельная группа государственных органов, которые уполномочены выполнять деятельность по охране законности и правопорядка, а также защите прав и свобод человека.
Разные виды правоохранительных органов выполняют одну или несколько функций. В совокупности в их деятельности можно выделить 9 основных функций правоохранительных органов:
Правоохранительные органы РФ.
Система правоохранительных органов в России состоит из 12 простых и сложных (по структуре) органов:
Все эти органы (также и в других странах) можно разделить на три вида правоохранительных органов:
Что значит правоохранительная деятельность
В действующем законодательстве РФ нет однозначного определения понятий:
правоохранительная деятельность и
Вместе с тем данные термины часто применятся в различных нормативных документах, например, в Конституции РФ, в официальном правовом законодательстве.
Правоохранительная деятельность:
путем применения мер юридической ответственности, в соответствии с законом и с соблюдением установленных законодательством процедур.
Важнейшее предназначение правоохранительной деятельности:
обеспечение в обществе режима законности,
под которой понимается неукоснительное соблюдение и исполнение всех юридических норм, прежде всего тех, которые содержатся в законах, всех правовых предписаний гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами.
Правоохранительную деятельность можно также рассматривать как:
Признаки правоохранительной деятельности:
правоохранительная деятельность реализуется в определенном порядке, установленном законом:
контроль за соблюдением прав и свобод граждан и организаций,
предупреждение, пресечение и выявление нарушений этих прав,
принятие мер к устранению нарушений прав граждан, применение к виновным мер воздействия;
правоохранительная деятельность осуществляется лишь с помощью применения юридических мер воздействия:
к юридическим мерам воздействия принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законом;
правоохранительная деятельность носит установленный законом исчерпывающий характер применяемых в процессе ее осуществления юридических мер воздействия, которые должны строго соответствовать предписаниям закона;
правоохранительная деятельность реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур;
обязательность решений и действий правоохранительных органов, их должностных лиц, принятых в пределах их компетенции и в соответствии с законом, для граждан, органов и организаций, которым они адресованы;
возможность беспрепятственно обжаловать решения правоохранительных органов в установленном законом порядке, а также
установленная законом ответственность должностных лиц правоохранительных органов за вред, причиненный гражданам или организациям своими неправомерными действиями, и компенсация причиненного ущерба.
Главная цель правоохранительной деятельности в РФ – пресечение правонарушений, поиск и наказание правонарушителей.
Структурно к системе правоохранительной деятельности относятся следующие направления деятельности:
деятельность по выявлению, предупреждению и расследованию преступлений;
деятельность по обеспечению охраны участников уголовного судопроизводства;
деятельность по защите государственной (национальной) безопасности, государственной границы и правопорядка.
Правоохранительная система РФ
Правоохранительную функцию (деятельность) государство в значительной мере осуществляет в рамках специально создаваемой им правоохранительной системы. В юриспруденции нет четкого понятия правоохранительной системы.
В среде научного юридического сообщества существует мнение:
что правоохранительная система – это понятие более объемное,
в отличии от системы правоохранительных органов.
В понятие правоохранительной системы входят:
не только специальные правоохранительные органы,
но и другие государственные органы, обладающие правоохранительной функцией,
а также правовые нормы, юридические средства и методы правовой охраны.
Главной целью правоохранительной системы является охрана человека, защита его прав.
В этом смысл правоохранительной системы. Права человека и его интересы должны стоять выше всех иным прав, свобод и интересов, если они не ограничивают, а тем более если не нарушают законные права, свободы и интересы других.
Таким образом, правоохранительная система в РФ обслуживает, в первую очередь, человека, участвуя в реализации его прав и свобод, закрепленных законом, во вторую очередь, её функционирование должно быть направлено на удовлетворение интересов коллективов, организаций и государства.
Правоохранительные органы
Правоохранительные органы – государственные органы:
осуществляющие правоохранительную деятельность,
обладающие соответствующей компетенцией и
необходимыми для этого материальными ресурсами.
Признаки правоохранительных органов:
уполномочиваются законом для осуществления правоохранительной деятельности;
осуществляют свою деятельность с соблюдением установленных законом правил и процедур;
в процессе своей деятельности имеют право применять меры государственного принуждения к лицам, совершившим правонарушение;
принятые ими законные и обоснованные решения подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами.
В систему правоохранительных органов РФ входят следующие виды правоохранительных органов:
Все эти правоохранительные органы можно разделить на три вида:
органы выявления и расследования правонарушений;
органы юридической помощи и
органы обеспечения правопорядка и безопасности.
Основные функции правоохранительных органов
Выполнение задач по правоохранительной деятельности, возложенных на правоохранительные органы, достигается реализацией следующих основных функций:
14 интересных профессий для специалистов в сфере правоохранительной деятельности
Правоохранительная деятельность – это то направление, которое будет востребовано всегда и в любой стране. Ведь контроль за соблюдением порядка и законов требуется любому цивилизованному обществу. С этой целью существует целый ряд профессий, кем можно работать, связанных с охраной правопорядка.
Профессии в правоохранительной деятельности
Ниже мы рассмотрим 14 специальностей, кем можно работать в правоохранительной деятельности выпускникам колледжа или института.
Полицейский
В основную обязанность сотрудника полиции входит борьба с преступностью. Занимаются розыском, контролем за общественной безопасностью, помощью гражданам, которые стали жертвами преступников и т.д.
Полицейский – это сотрудник структур МВД, график работы которого не нормирован. Он может выходить как в ночные, так и дневные смены. А также возможен вызов на работу в любое время.
Средняя заработная плата полицейского в России – 40 000 рублей
Молодым людям такая профессия будет наиболее лёгкой, чем для людей более старшего возраста, так как она все же требует хорошего здоровья и достаточного уровня физической подготовки.
Чтоб попасть в структуры МВД нужно получить высшее юридического образование. Юридические факультеты есть во многих гуманитарных вузах, стоимость обучения может варьироваться от 30 до 200 тысяч за семестр.
Юридическое образование сегодня можно получить и дистанционно или заочно, для этого нужно изучить предложения обучения в вузе, который вас интересует.
Для мужчин требуется прохождение обязательной службы в вооружённых силах РФ, для женщин – получение среднего или высшего юридического образования.
Работать участковым
Участковый инспектор полиции занимается охраной правопорядка на вверенной ему территории. Работа участкового также отличается ненормированным графиком работы. Его могут вызвать в любое время суток.
Средняя зарплата – 40 000 рублей
Нет возможности для фриланса и своего дела.
Образование и условия работы практически такие же, как и у обычного полицейского. Получить образование можно на любом юридическом факультете российских вузов, некоторые даже предлагают дистанционное получение высшего образования.
Пристав
Судебные приставы – это сотрудники органов правопорядка, которые исполняют решения суда. Основном люди, с которыми имеют дело судебные приставы – это должники по алиментам, ЖКУ, кредитам, штрафам и так далее.
Представители этой профессии работают в районах отделениях судебных приставов. График работы – с понедельника по пятницу с 9 утра до 6 вечера.
Уровень зарплаты – от 15 до 40 тысяч рублей в зависимости от региона
Работа судебным приставом подойдет для начинающих специалистов, которые хотят работать в юридической сфере и стать государственными служащими.
Для работы требуется среднее специальное или высшее юридическое образование. Получить диплом юриста сейчас можно во многих вузах и ссузах России, некоторые даже предлагают варианты получения образования дистанционно. У кандидата на должность не должно быть судимости и двойного гражданства.
Специальность юрист
В такую профессию как юрист входит очень обширный круг деятельности. Юристы могут специализироваться на абсолютно разных отраслях права.
График работы зависит от типа организации. Это может быть работа с понедельника по пятницу с 9 до 18, либо любой другой вариант.
Заработная плата также может очень сильно разнится. От 20 тысяч рублей до 100
Хороший юрист может открыть свое ИП и предоставлять юридические услуги любого характера гражданам.
Получение образования юриста возможно практически в любом гуманитарном вузе, стоимость обучения может варьироваться от 30 до 200 тысяч за семестр.
Юридическое образование сегодня можно получить и дистанционно, для этого нужно изучить предложения вариантов обучения в вузе, который вас интересует.
Адвокат
Адвокат – это специалист, который представляет и защищает интересы своего клиента, будь то физическое или юридическое лицо, в суде. Входят в палату адвокатов.
Средний уровень заработной платы – от 27 до 35 тысяч рублей. Но вполне возможна и намного более высокая оплата труда
Выучиться на адвоката можно, получив высшее юридическое образование, которое предоставляют множество вузов РФ. Можно поступить на бюджетное место, или на платное отделение, стоимость которого может быть от 30 тысяч рублей за семестр.
Если у вас нет возможности ездить на учебу, и вы хотите сэкономить, то отличным вариантом станет получение дистанционного юридического образования.
Чтобы стать адвокатом необходимо пройти полугодовую стажировку с наставником и войти в коллегию адвокатов.
Криминалист
Эксперт-криминалист занимается сбором и анализом улик с мест преступлений. Криминалисты работают в госструктурах и центрах экспертиз.
Уровень заработной платы – 40-60 тысяч рублей
Работает в структуре МВД, не может заниматься предпринимательством и работать на фрилансе.
Образование можно получить на юридическом факультете вуза по части криминалистики. Есть возможность дистанционного обучения.
Следователь
Следователь расследует совершенные преступления. Он анализирует собранную по делу информацию, а также занимается управлением работы оперативных сотрудников. График работы ненормированный, следователя могут вызвать хоть ночью.
Уровень заработной платы – 20-50 тысяч рублей
Есть возможность открыть своё дело – стать частным детективом. Чтобы стать следователем, нужно отучиться на юрфаке. Стоимость обучения разнится в разных регионах. Где-то можно найти вузы с оплатой от 30 тысяч за семестр.
Прокурор
Прокурор занимается соблюдением исполнения законов во всех областях жизни общества. В суде выступает в качестве государственного обвинителя.
Место работы – прокуратура. Возможны перемещения между районными, городскими и иными прокуратурами до окончательного назначения. Молодой специалист может оказаться в кадровом резерве или же работать на общественных началах первое время.
Уровень заработной платы на начальном этапе работы – 25-35 тысяч рублей. С опытом работы растёт и зарплата и уже доходит до 100 тысяч
Стать прокурором можно после обучения в вузе на юридическом направлении. Также можно пройти специальные курсы.
Судья
Судья – это тот человек, который принимает окончательное решение по делу в суде. Он анализирует все детали дел и также управляет остальными сотрудниками в процессе делопроизводства.
Место работы – суды разного уровня.
Примерный уровень заработной платы от 50 до 500 тысяч рублей. К сожалению, точные данные по зарплате судей недоступны
Запрет на предпринимательскую и иную коммерческую деятельность.
Юридические факультеты есть во многих гуманитарных вузах, стоимость обучение может варьироваться от 30 до 200 тысяч за семестр. Есть варианты формы получения диплома – удаленно.
Нотариус
Нотариус занимается заверением документов, подтверждением подлинности, удостоверением фактов, то есть фиксирует их.
Место работы нотариуса – государственная или же частная нотариальная контора.
Средняя зарплата нотариуса – 35 тысяч рублей
Юридические факультеты есть во многих гуманитарных вузах, стоимость обучение может варьироваться от 30 до 200 тысяч за семестр.
Юридическое образование сегодня можно получить и дистанционно, для этого нужно изучить предложения вариантов обучения в вузе, который вас интересует.
Судмедэксперт
Профессия судмедэксперта заметно отличается от всех остальных представленных в списке. Если для других профессий правоохранительной деятельности достаточно быть хорошим юристом, то здесь вам нужно быть еще и врачом и пройти спец курсы.
Средняя заработная плата – 41 тысяча рублей
Для получения должности судмедэксперта необходимо получить медицинское образование.
Налоговый работник
Сотрудники налоговой инспекции проводят проверки, анализируют их результаты и по их результатам применяют санкции к нарушителям налогового законодательства.
Место работы – налоговые службы и инспекции.
Уровень заработной платы – от 17 до 50 тысяч рублей
Для того, чтоб стать налоговым инспектором, нужно также получить образование юриста – высшее или среднее специальное.
Сегодня также есть возможность получить престижное юридическое образование, не тратя время на дорогу. Дистанционное обучение уже есть в ряде вузов страны.
Дознаватель
В его сферу деятельности входят преступления легкой и средней степени тяжести. Он проводит допросы, очные ставки, осматривает места происшествий.
Место работы – местные или региональные правоохранительные органы.
Средняя заработная плата – 30 000 рублей
Получение профессии дознавателя также основывается на наличии высшего юридического образования. Юристов обучают во многих вузах России – гуманитарных и профильных по юриспруденции. Некоторые университеты предлагают варианты дистанционного обучения, что намного удобнее и дешевле.
Правовед
Правовед занимается не практической деятельностью, а наукой. Но это не исключает возможности его работы с реальными делами в госструктуре или частных юридических фирмах. Он максимально точно разбирается в действующем законодательстве страны, изучает его нюансы.
Уровень заработной платы варьируется от 20 до 100 тысяч рублей
Юридические факультеты есть во многих гуманитарных вузах, стоимость обучение может варьироваться от 30 до 200 тысяч за семестр.
Юридическое образование сегодня можно получить и дистанционно, для этого нужно изучить предложения вариантов обучения в вузе, который вас интересует.
Работа, связанная с правоохранительной деятельностью – это перспективный и, как правило, хорошо оплачиваемый труд. Если вы готовы уделить время подробному изучению законодательства страны, вникать во все его тонкости и нюансы, то следует обратить внимание на те профессии, которые мы привели в этом списке.
Правоохранительная деятельность и органы, ее осуществляющие
Понятие правоохранительной деятельности и ее функции
Охрана прав и законных интересов личности, общества и государства является функцией правового государства. Выполнение данной функции обеспечивается специально создаваемыми правоохранительными органами, а деятельность этих органов по реализации этой функции именуется правоохранительной.
Правоохранительная деятельность — деятельность государства в лице его специально уполномоченных органов по защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан, борьбе с преступностью и другими правонарушениями, оказанию гражданам в случае необходимости квалифицированной юридической помощи и обеспечению доступа к правосудию.
В научной литературе имеются и другие определения данного понятия.
Так, Л. К. Савюк определяет правоохранительную деятельность как властно-организующую деятельность компетентных органов и лиц, направленную на охрану прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка в обществе, а К. Ф. Гуценко и М. А. Ковалев под правоохранительной деятельностью понимают деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неукоснительном соблюдении установленного им порядка.
Правоохранительной деятельности присущи следующие признаки (схема 1):
Вид государственной деятельности, цель => охрана самого права |
Осуществляется не всеми органами государственной власти, а только специально уполномоченными органами, для которых правоохранительная функция является основным содержанием их деятельности |
Это особый вид правовой деятельности => осуществляется в правовых формах, в порядке, установленном законом, с соблюдением определенных процедур |
Осуществляется посредством применения мер государственного принуждения (например, задержания, уголовного преследования, привлечения к юридической ответственности и т.п.) |
Решения и действия правоохранительных органов и должностных лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность, принятые в пределах их компетенции и в соответствии с законом, обязательны для граждан, органов и организаций, которым они адресованы |
Правоохранительная деятельность в государстве направлена на охрану личности, ее прав и свобод, охрану общества, его материальных и духовных ценностей, охрану государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности. Эти задачи решаются в процессе реализации правоохранительными органами соответствующих функций.
Правоохранительные функции — основные направления деятельности правоохранительных органов, направленные на защиту прав и законных интересов личности, общества, государства от противоправных посягательств.
К основным функциям правоохранительной деятельности относятся (см. схему 2):
Выявление и расследование преступлений и правонарушений |
Организационное обеспечение деятельности судов |
Оказание юридической помощи |
Прокурорский надзор |
Конституционный контроль |
Отправление правосудия |
Предупреждение преступлений и правонарушений |
Исполнение судебных решений |
Обеспечение правопорядка и безопасности в Российской Федерации |
Конституционный контроль занимает особое место в правоохранительной деятельности. Эту функцию осуществляет Конституционный Суд РФ. Задача
Конституционного Суда РФ — защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на территории Российской Федерации.
Отправление правосудия — деятельность специально создаваемых государственных органов — судов по рассмотрению и разрешению различных категорий дел (гражданских дел, разрешению экономических споров, уголовных дел, административных и иных дел, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом) в пределах своей компетенции и вынесению по ним законных, обоснованных и справедливых решений. Для реализации этой функции в Российской Федерации создана система федеральных судов общей юрисдикции, система федеральных арбитражных судов и мировые судьи в субъектах Российской Федерации.
Организационное обеспечение деятельности судов — осуществление мероприятий кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленных на обеспечение нормального функционирования судебных органов и создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Организационное обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции, арбитражных судов, органов судейского сообщества, обеспечение оплаты труда мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, и обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями, формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей возложено на Судебный департамент при Верховном Суде РФ.
Прокурорский надзор — направление правоохранительной деятельности, осуществляемое от имени государства специально уполномоченными должностными лицами — прокурорами. Прокурорский надзор призван обеспечить верховенство закона, точное исполнение и единообразное применение законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Выявление и расследование преступлений — правоохранительная деятельность должностных лиц (оперативных сотрудников, дознавателей, следователей), направленная на раскрытие преступлений, изобличение виновных лиц, привлечение их к уголовной ответственности, а также установление всех обстоятельств совершенного преступления.
Обеспечение правопорядка и безопасности в Российской Федерации –деятельность правоохранительных органов исполнительной власти (органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов службы внешней разведки, органов федеральной службы охраны, службы войск национальной гвардии, органов юстиции, таможенных и налоговых органов), в пределах их компетенции, направленная на защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану правопорядка, обеспечение общественной безопасности, а также на борьбу с преступлениями и правонарушениями, создающими угрозу безопасности личности, обществу и государству.
Исполнение судебных решений — деятельность органов Министерства юстиции в лице Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов, направленная на обеспечение исполнения наказаний и принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Оказание юридической помощи — деятельность, направленная на обеспечение правовой защищенности личности в обществе. Эту функцию призваны осуществлять: адвокаты путем оказания квалифицированной помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию; нотариусы путем совершения предусмотренных законодательными актами Российской Федерации нотариальных действий от имени государства; частные детективные и охранные службы в форме оказания на договорной основе возмездных услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов.
Предупреждение преступлений и правонарушений — функция, которую реализуют все правоохранительные органы и которая направлена на установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления, выявление нарушений прав и свобод граждан, а также других нарушений закона, допущенных при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении дела нижестоящим судом и принятие мер по их устранению.
Понятие и система правоохранительных и судебных органов
В целях реализации правоохранительных функций государство создает специальные органы, которые именуются правоохранительными.
В законодательстве Российской Федерации нет понятия «правоохранительные органы». Однако это словосочетание в последнее время широко используется законодателем, юридической наукой и практикой. Так, в Конституции РФ зафиксировано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат (п. «л» ч. 1 ст. 72). В ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов (ст. 8).
Формулировка «правоохранительные органы» используется и в ряде других нормативных правовых актов и официальных документах ненормативного характера как обобщающее понятие, относящееся к государственным органам, призванным обеспечить защиту прав и свобод гражданина, общественных и государственных институтов.
Юридической наукой и практикой выработаны признаки, на основе которых можно отнести тот или иной орган к правоохранительным:
1) правоохранительные органы — государственные органы, специально созданные законом. В законе определяются цели, задачи, структура и компетенция этих органов. Например, Федеральная служба безопасности создана на основании Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»;
2) правоохранительные органы создаются для выполнения конкретной правоохранительной функции. Например, суды создаются для отправления правосудия, прокуратура — для осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, органы внутренних дел — для защиты прав и свобод человека, охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности;
3) правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним, с соблюдением определенных в законе процедур;
4) правоохранительные органы при осуществлении своей деятельности вправе применять к лицам меры юридического воздействия в целях восстановления и укрепления законности и правопорядка.
Правоохранительные органы — специальные органы, созданные государством в целях охраны прав и свобод личности, охраны общества, его материальных и духовных ценностей, охраны государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применять к лицам меры юридического воздействия.
Правоохранительную функцию по оказанию юридической помощи физическим и юридическим лицам в Российской Федерации осуществляют и некоторые негосударственные организации — адвокатура, нотариат (частный) и частные детективные и охранные службы. Однако эти органы не подпадают под приведенное определение, так как не обладают властными полномочиями по применению государственного принуждения.
Отсутствие официального, закрепленного в законодательстве понятия «правоохранительные органы» объясняет различные подходы в построении их системы. Одни авторы относят к правоохранительным органам все государственные органы, которые осуществляют ту или иную правоохранительную функцию.
Другие полагают, что к числу правоохранительных органов относятся только «собственно» правоохранительные органы, которые непосредственно осуществляют борьбу с преступностью и охрану правопорядка (полиция и органы предварительного следствия).
Представляется логичным выстраивать систему правоохранительных органов исходя из основных направлений правоохранительной деятельности, тех специфических функций, которые призваны осуществлять эти органы.
К числу правоохранительных органов можно отнести:
Источники права о правоохранительных и судебных органах
Организация и деятельность правоохранительных и судебных органов регулируются правовыми актами различного уровня и неодинаковой юридической силы.
Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, определяющие принципы правоохранительной деятельности, организацию и деятельность правоохранительных и судебных органов, являются источниками права о правоохранительных и судебных органах (схемы 3, 4).
I уровень | Конституция РФ |
Федеральные конституционные законы | |
II уровень | Федеральные законы |
III уровень | Нормативные правовые акты субъектов РФ |
IV уровень | Подзаконные нормативные акты |
V уровень | Официальные акты высших судебных органов |
VI уровень | Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ |
Общего характера |
Об органах предварительного расследования |
О правосудии и судебной системе |
Об органах обеспечения охраны правопорядка |
О прокуратуре и прокурорском надзоре |
Об организации обеспечения деятельности судов |
Об органах обеспечения безопасности |
Об организации юстиции |
О таможенных и налоговых органах |
Об Уполномоченном по правам человека в РФ |
О нотариате и адвокатуре |
О частной детективной и охранной деятельности |
Правовой акт — один из основных источников права, представляет властное предписание органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, которое устанавливает, изменяет или отменяет правовые нормы (правила поведения).
Правовые акты о правоохранительных и судебных органах можно классифицировать по их юридической силе и по содержанию регулируемых вопросов.
По юридической силе все нормативные правовые акты, регулирующие организацию и деятельность правоохранительных и судебных органов, подразделяются на законы и подзаконные акты.
I уровень → Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу. Все иные законы и подзаконные акты должны ей не противоречить, соответствовать.
Конституция РФ определяет основы деятельности правоохранительных и судебных органов, организацию судебной системы страны, принципы правосудия, правовой статус судьи, порядок образования и формирования Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, а также порядок назначения на должность Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров. Конституционные нормы о правах и свободах человека и гражданина (гл. 2), обязанность государства обеспечить эти права и свободы имеют непосредственное отношение к деятельности всех правоохранительных органов.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью ее правовой системы. Международные правовые акты применяются правоохранительными и судебными органами
России в случае расхождения национального правового акты с международным договором, при условии, что он ратифицирован Россией в соответствии с установленной процедурой и признан подлежащим исполнению.
II уровень → федеральные конституционные законы, которые закрепляют правовые основы деятельности важнейших институтов правоохранительной системы. Такие законы принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ, подлежат одобрению большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 108 Конституции РФ).
В настоящее время правоохранительные органы в своей деятельности опираются на федеральные конституционные законы: «О Конституционном Суде Российской Федерации»; «О Верховном Суде Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации»; «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», «Об арбитражных судах Российской Федерации»; «О военных судах Российской Федерации»;
«Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и некоторые другие.
III уровень → федеральные законы, которые регулируют организацию и деятельность практически всех правоохранительных органов. В качестве примера можно назвать законы: «О прокуратуре Российской Федерации», «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Российской Федерации», «О полиции», «О мировых судьях в Российской Федерации», «О Федеральной службе безопасности», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О налоговых органах Российской Федерации», «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» и др.
IV уровень → нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации: конституции (уставы) субъектов РФ и принятые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Субъекты РФ могут принимать нормативные правовые акты только по тем вопросам правоохранительной деятельности, которые находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ: защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон; административное и административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат (ст. 72 Конституции РФ), например, Закон г. Москвы «О мировых судьях в городе Москве», Закон Московской области «О порядке назначения на должность и деятельности мировых судей в Московской области» и др.
V уровень → подзаконные нормативные акты, которые принимаются на основе Конституции РФ и федеральных законов.
Указы и распоряжения Президента РФ, носящие нормативный характер. Такие акты принимаются по вопросам организации и функционирования правоохранительных органов, входящих в систему исполнительной власти. Например, Указ Президента РФ от 30 сентября 2016 г. № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии», Указ Президента РФ от 21.12.2016 г. № 699 (в ред. от 03.05.2018 г.) «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации», Указ Президента РФ от 01.03.2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции».
Постановления и распоряжения Правительства РФ издаются во исполнение законов и указов Президента РФ. В актах Правительства РФ регулируются отдельные вопросы организации и деятельности правоохранительных органов, входящих в структуру федеральных органов исполнительной власти. Например,
Постановление Правительства РФ от 06.12.2016 г. № 1303 «О порядке определения тарифов на оказываемые национальной гвардией Российской Федерации услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 27.12.2017 г. № 1669 «О порядке использования авиации войск национальной гвардии в интересах других федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в Правила осуществления взаимных расчетов между главными распорядителями средств федерального бюджета по основаниям, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе», Постановление Правительства РФ от 23.06.2011 г. № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности».
Акты министерств и ведомств (ведомственные нормативные акты), которые издаются руководителями соответствующих министерств или ведомств, занимающихся правоохранительной деятельностью (Генеральным прокурором, министрами юстиции, внутренних дел, директором Федеральной службы безопасности и т. п.). Указанные акты могут иметь различные названия: приказы, инструкции, постановления, распоряжения. В этих актах конкретизируется деятельность подконтрольных им подразделений и служб при применении каких-либо норм закона. Например, приказ Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 г. № 45 (ред. от 07.03.2018 г.) «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации»; приказ Минюста России от 21.05.2013 г. № 74 (ред. от 06.10.2017 г.) «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов», приказ МВД России от 19.06.2012 г. № 608 (ред. от 29.09.2016 г.) «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России».
VI уровень → официальные акты высших судебных органов: постановления (определения) Конституционного Суда РФ1, а также постановления Пленума Верховного Суда РФ. Эти акты играют важную роль при осуществлении правоохранительной деятельности.
Решения Конституционного Суда РФ по вопросам, относящимся к его компетенции (о соответствии Конституции РФ законов и нормативных правовых актов, о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, и др.), могут повлечь приостановление акта, противоречащего Конституции РФ, и обязанность компетентного органа привести этот акт в соответствие с Конституцией.
Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и обязательно на всей территории Российской Федерации и для всех органов государственной власти и должностных лиц.
В постановлениях Пленума Верховного Суда РФ содержатся разъяснения по вопросам применения законодательства при рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел. Такие разъяснения основаны на изучении и обобщении судебной практики, анализе судебной статистики и должны учитываться в правоприменительной практике, как органами правосудия, так и органами предварительного расследования и прокурорами.
Все нормативные правовые акты о правоохранительных органах можно классифицировать по содержанию регулируемых вопросов.
На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые опубликованы в официальных источниках.
Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, международных договоров, вступивших в силу для Российской Федерации, постановлений Конституционного Суда РФ, а также иных решений Конституционного Суда РФ регламентируется Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».
Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации (ст. 3).
Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия (ст. 3).
Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.
Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», Собрании законодательства Российской Федерации или первое размещение (опубликование) на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
«Парламентская газета» — официальное периодическое издание Федерального Собрания. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, по которым имеются решения палаты, принявшей эти акты, подлежат обязательному опубликованию в «Парламентской газете».
«Российская газета» — ежедневная общенациональная газета является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, нормативные правовые акты министерств и ведомств.
Собрание законодательства Российской Федерации — официальное периодическое издание, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ и о соответствии Конституции РФ законов, нормативных актов Президента РФ, Государственной Думы, Правительства РФ или отдельных положений перечисленных актов.
Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) — сетевое издание, входящее в государственную систему правовой информации, функционирование которой обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации.
На официальном интернет-портале правовой информации размещаются (опубликовываются) федеральные конституционные законы, федеральные законы, международные договоры, вступившие в силу для Российской Федерации, и международные договоры, которые временно применяются Российской Федерацией (за исключением договоров межведомственного характера), акты палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат ч. 1 ст. 102 и ч. 1 ст. 103 Конституции РФ, указы и распоряжения Президента РФ.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Нормативный правовой акт вступает в силу либо со времени его принятия, либо со времени, прямо указанного в нем или в специальном акте о введении его в действие, либо по истечении определенного срока после его опубликования.
Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.
Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в течение 10 дней после дня их государственной регистрации подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» или Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, издаваемом еженедельно государственным учреждением — издательством «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, и размещению (опубликованию) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) (ст. 1 Указа Президента РФ от 02.04.2014 г. № 198 «О порядке опубликования законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на «Официальном интернет-портале правовой информации»).
Официальное опубликование нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти — либо первая публикация их полного текста в «Российской газете» или Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, либо первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Официальными являются также тексты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащиеся в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, распространяемом в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-технический центр правовой информации «Система» Федеральной службы охраны РФ и органами государственной охраны, а также размещаемые на интернет-портале «Российская газета» (www.rg.ru).
Опубликование законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) осуществляется в течение 10 дней со дня их подписания и является их официальным опубликованием.
Порядок вступления в силу нормативных правовых актов субъектов РФ, а также органов местного самоуправления определяется ими самостоятельно.
Постановления Конституционного Суда РФ публикуются в Собрании законодательства РФ, Российской газет» и Вестнике Конституционного Суда РФ.
Постановления Пленума Верховного Суда РФ публикуются в Бюллетене Верховного Суда РФ.