Что значит праведная жизнь

Праведность от Бога

Слово в день памяти святых пророка Захарии и праведной Елисаветы

СкачатьЧто значит праведная жизнь
(MP3 файл. Продолжительность Размер )

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшний воскресный день мы совершаем память родителей святого Иоанна Предтечи – святых праведных Захарии и Елисаветы.

В отличие от родителей Пресвятой Девы, о родителях святого Иоанна Предтечи мы знаем достаточно много из канонических источников. В Евангелии от Луки Захария и Елисавета названы праведными пред Богом. Апостол Лука не только указывает, что оба родителя Предтечи «поступали по всем заповедям и уставам Господним», и даже подчеркивает, что они совершали это «беспорочно» (Лк. 1: 6), то есть безукоризненно, безошибочно, без греха в отношении Моисеева закона. По мысли блаженного Феофилакта, добавочное слово «беспорочно» выделяло Захарию и Елисавету среди современников: они не стремились к показному благочестию в отличие от тех, кто соблюдал закон ради земной славы и внешней праведности (см.: Мф. 23: 5).

Однако даже такой непорочный муж, как священник Захария, был склонен к сомнениям. Как-то раз, когда он совершал каждение в святилище Иерусалимского храма, ему явился ангел, который возвестил, что молитва Захарии услышана и он родит сына. Более того, рождение сына станет предметом всеобщей радости (см.: Лк. 1: 14), он будет велик пред Господом, облечется духом и силой пророка Илии и «многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их» (Лк. 1: 16).

Несмотря на явное чудо, Захария засомневался в словах архангела, поскольку он и его жена были уже в преклонных летах. В качестве подтверждения верности слов небесного вестника Захария стал глух и нем (см.: Лк. 1: 22; ср.: Лк. 1: 62) [1] до тех пор, пока обетованный ребенок не родился. Как только сыну дали имя Иоанн и исполнилось ангельское благовестие, Захария исполнился Святого Духа и стал пророчествовать: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой… служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей» (Лк. 1: 68–75).

В этом пророчестве употребление термина «правда» после понятия «святость» (ст. 75) может намекать на разные качества непорочности человека. Если до исполнения Святым Духом праведный Захария был склонен к сомнениям, то после пришествия благодати Духа он стал непоколебимым пророком.

Беспорочная Елисавета, когда зачала ребенка, пять месяцев пряталась от людей. В этот период главным предметом ее размышлений была самая обыкновенная житейская радость: Господь снял с нее поношение между людьми (см.: Лк. 1: 25), ее перестали считать бесплодной. Когда же Елисавету посетил Святой Дух, тогда предметом ее радости стали более высокие материи. Она потеряла страх пред людьми и громким голосом приветствовала пришедшую к ней Марию: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк. 1: 42–43). В этих словах Елисавета изображается не просто как мать ребенка, но как пророчица, увидевшая зачатие и скорое рождение Господа от Преблагословенной Марии.

Жизнь праведных Захарии и Елисаветы – иллюстрация того, как велика разница между праведностью по закону и праведностью по Богу

Так мученически закончили земной путь те праведники Ветхого Завета, которые сначала скромно жили чаянием утехи от рождения ребеночка, но по обновлению Святым Духом стали громогласными пророками о грядущем спасении Мессией всего народа. Их жизнь – иллюстрация того, как велика разница между праведностью по закону и праведностью по Богу.

Закон, по современному определению, – это свод обязательных норм и правил, регулирующих общественные отношения. В юриспруденции – это правовой акт, который дает возможность органам государственной власти регулировать общественные отношения и позволяет применять меры государственного принуждения.

Ветхозаветное законодательство было более всеохватывающим. Законы Моисея условно можно поделить на четыре категории: нравственные, гражданские, религиозно-обрядовые и законы о здоровье. Нравственные законы сводились к Десяти заповедям (см.: Исх. 20: 1–17) и были основой для гражданских законов. Обрядовые законы описывали порядок совершения жертвоприношений, дни общественных праздников и религиозных обязанностей каждого еврея. Правила о прокаженных, ритуальной нечистоте, чистых и нечистых животных были продиктованы заботой о гигиене и физическом здоровье граждан. Все эти типы законов для древних людей составляли единую систему. Тот, кто пытался исполнить их максимально правильно, мог называться праведником. Глазами наших современников, такой гражданин – порядочный, законопослушный человек, который с уважением относится к национальным святыням и заботится о здоровье.

Казалось бы, куда уж лучше? Человек никого не убивает, не грешит, старается поступать со всеми порядочно. Подобный тип людей порой на первой исповеди недоумевает: «Батюшка, я ведь стараюсь не грешить, в чем же мне надо каяться?» Есть и другой тип людей, которые пытаются добавить к своей системе социальной праведности еще и обрядовые законы: «Батюшка, как правильно поститься? Сколько молитв читать? Как часто надо ходить в храм?» Подобный человек хочет быть порядочным во всем, но, движимый земными интересами, пытается выстроить вокруг себя систему законов, подобных Моисеевым, чтобы задобрить Бога через исполнение обрядово-религиозных предписаний.

Но именно от этого нас оберегает апостол Павел в Послании к Римлянам, когда говорит, что христианская праведность – в вере, а не от дел закона. «Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона» (Рим. 9: 31–32); «Ибо… усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10: 3–4).

В подобных выражениях апостол Павел проводит разницу между праведностью от исполнения законов и праведностью Божией, которая ведет человека к святости. Бог – свят и пребывает в святости, Он – Творец мира и земли, Святой, Вседержитель (см.: Иез. 38: 23; Откр. 4: 8). Он посылает на землю Своего Святого Сына (см.: Лк. 1: 35), а затем и Святого Духа, чтобы человек через причастие к святости Бога восстановил в себе Образ Божий, первозданную нетленную природу. Это возможно только при помощи Благодати Божией, которая дает возможность людям с чистым сердцем видеть Бога, Его истинные небесные законы.

Апостол Павел обращает наше внимание на то, что мы спасены благодатью через веру, и это не от нас, но – Божий дар (см.: Еф. 2: 8): «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви… нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом» (Еф. 2: 4–5).

Для человека, который ищет праведности не земной, но Божией, на первое место выходит вера

Поэтому для человека, который ищет устойчивости в жизни, праведности не земной, но Божией, на первое место выходит вера в Бога, которая, став ключевой точкой опоры, помогает приобрести ту Благодать, творческую энергию и свет, который, просвещая ум и сердце, делает из рядового законопослушного лица святого мужа и пророка.

Пусть же Господь Светов просветит наши души и телеса, чтобы нам «познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12: 2), «ходить в обновленной жизни» (Рим. 6: 4), «служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим. 7: 6).

[1] Блаж. Феофилакт Болгарский: «Справедливо подвергается тому и другому – глухоте и немоте, ибо как преслушник наказывается глухотой, а как противоречащий – молчанием». См.: Феофилакт Болгарский, блаженный. Благовестник. Т. 1. Толкование на Евангелие от Матфея. Гл. 1. С. 32.

Источник

Что значит праведная жизнь

Поговорим о праведности. Что это такое, как её достичь и нужно ли это человеку? Светское определение праведности — это быть справедливым, делать то, что правильно. Но в современном обществе у каждого своя точка зрения на то, что « правильно и справедливо». Только Библия, за которой стоит Сам Бог, даёт ясное определение этих понятий для человека. Внутренне люди тянутся к справедливости, хотят, чтобы добро побеждало и правосудие торжествовало. И не любят справедливость только тогда, когда нагрешат и боятся получить воздаяние и наказание за свою вину.

Праведность, святость, справедливость — это неотъемлемая часть характера Бога. Человек создан по образу и подобию Божию, и эти качества заложены в человеке и пробиваются сквозь нашу греховность. Но самому по себе человеку быть праведным не реально. Слово Божье так и говорит: «Нет праведного ни одного… все согрешили и лишены славы Божьей» ( Рим.3:10, 23). Когда человек теряет праведность, его контролирует страх, чувство вины и бесчестия. И самая глубокая радость, которая только может быть, сокрыта в праведности.

Праведность искореняет депрессию, изгоняет печаль и страх, сохраняет человека в радости и великом дерзновении. Это реально, если с верой принять от Бога дар праведности на основании Слова Божьего.

Потеря праведности и последствия этой потери

Речь пойдёт о том, как праведность была потеряна Адамом, тобой и как она может быть возвращена Христом.

1) Причина потери праведности — это грех. Бог сказал: если ты нарушишь Мою заповедь — то, что честно, что справедливо, что Я заповедал и установил, если ты преступишь это — ты моментально потеряешь статус праведника. Потому в тот момент, когда Адам и Ева преступили то, что сказал Бог, они потеряли праведность. И тогда человек умирает для Бога и оживает для греха. И это категорично, человек не может одновременно быть в обоих состояниях, он или праведен, или грешен. Грех — это война против праведности.

3) Невозможность возвратить праведность. Человеческими усилиями и достижениями праведность возвратить невозможно, потому что в Адаме все согрешили и все поколения, рождённые после него, генетически связаны и грешны до сегодняшнего дня.

4) Обречённость человечества на неправедность. Не имея праведности, человечество потеряло право на вечную жизнь. Библия говорит, что ничто нечистое и преданное мерзости и лжи в Царствие Божье не войдёт. Что же делать? Религия придумала заменитель, полуфабрикат и подсунула его множеству религиозных людей. Он называется самоправедность. Это последняя попытка человечества возвратить статус праведности, но это есть фальшь и обман. Бог чётко отличает её от истинной праведности, так как она является самостоятельно выработанной праведностью. Может быть, поэтому многие из причисленных к святым получили это « звание» в преклонных летах: видимые качества праведности надо было выработать в течение жизни, а чаще и после смерти, ведь при жизни всегда можно найти ошибки в поведении и пороки характера.

Но человеческая самоправедность — это не та праведность, которую имеет Бог, которую Он хочет дать тебе. Вспомним старшего сына из притчи Иисуса Христа о блудном сыне. На что он обижался? Он упрекал отца, говоря, что он столько лет служит, ни разу не преступил его приказания, поэтому отец должен был поступить иначе. Он строил свои отношения с отцом на основе того, что он сделал, но не на основе родства. Ответ отца мог шокировать молодого человека: можно было ничего не делать, а просто понять, что всё моё — твоё только потому, что ты мой наследник, ты родился от меня, и я — твой отец, а ты — мой сын. И этого не нужно добиваться годами работы ( Лк.15:28−32).

Самоправедный человек копит добрые дела, чтобы на основе их сказать: «Боже, Ты должен уже считать меня праведным, Ты записал то, что я сделал?». Мартин Лютер спал в нижнем белье на сырой земле, делил с другими свой скудный монашеский паёк, иссушал себя постами до момента, пока луч Божьего откровения не довёл до его сознания всего четыре слова, сделавшие реформацию в его душе, а потом и во всей Германии: «Праведный верою жив будет» ( Авв.2:4; Рим.1:17). Не делами, а верою. Не достижениями, а верою в то, что праведность — это дар Бога по вере и не зависит от дел. Самоправедность приносит в жизнь ряд отрицательных моментов:

а) она приносит гордость, потому что, собирая свои хорошие дела, человек превозносится над другими;

б) некоторых самоправедность повергает в депрессию, потому что они видят невозможность достичь праведности, и в этом их убеждает каждый очередной грех и каждая ошибка;

г) самоправедные люди унижают других, сравнивая себя с теми, кто стоит, как им кажется, ниже их. Помните, как фарисей молился в храме? Он благодарил Бога, что он не такой, как прочие люди. И с кем он себя сравнивал? С мытарями! Он не сравнил себя ни с Давидом, ни с Моисеем, ни с Авраамом. Всякий, кто стремится к самоправедности, попадёт в одну из этих проблем. Самоправедный человек и веровать не может, полагая, что стать праведным невозможно независимо от дел. А в праведность, даруемую Христом нужно поверить. Библия говорит, что именно бедных мира избрал Бог быть богатыми верою. Вот оно, богатство — человек, у которого нет ничего доброго, чтобы стать праведным, приходит к Богу, который оправдывает верящего Ему нечестивого и дарит праведность по вере. И часто творящий много добрых дел и милостыни не может поверить, что его ближний, негодный ещё вчера, сегодня становится святым. В послании к Римлянам 3:27 читаем: «Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры». Весь багаж пожертвований и дел, всё, чем можно было бы похвалиться перед окружающими, уничтожено! Потому что пришла вера. Иисус щедро и без упрёков даёт праведность людям, которые верят, что Он может сделать их праведными. Поэтому, как говорил Христос, мытари и блудницы впереди шли в Царствие Божие, ничего не сделав хорошего в жизни, а просто поверив Христу.

Дар праведности во Христе Иисусе

Читаем Рим. 4:1−2: «Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрёл по плоти? Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом». Перед кем тогда Авраам имеет похвалу? Перед людьми Авраам имеет похвалу. За счёт дел, которые он делал. Люди не могли видеть живую веру в сердце этого мужа, как видел её Бог. Они видели дела веры, праведности и послушания Богу во всём. Так и в момент покаяния Бог даёт человеку праведность, видя в сердце веру и зная, что человек будет послушен, а он ведь не успел совершить ни одного дела! Как и написано: «…поверил Авраам Богу и это вменилось ему в праведность». И это было до того, как он сделал хоть один шаг из Ура Халдейского, что подтверждало бы его веру. Праведность Авраам получил « авансом».

Читаем дальше ( ст.4): «Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу». Когда воздаётся человеку делающему, это не милость, но долг, мы обязаны воздать тому, кто что-то делает. Не делающему, а верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность». И касается это не только Авраама, но каждого верующего. Он имеет праведность по вере. Но как же грешнику, приходящему к Богу, поверить, что справедливый Бог оправдает его нечестие? Это вопрос многих поколений. Ещё фарисеи спрашивали Иисуса: «Кто может прощать грехи кроме одного Бога?» ( Мк.2:7). Христос ответил: «Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи» ( Мф.9:6). Почему? Да потому что Он уплатил за грехи каждого человека и получил власть прощать людей. Представьте, что вы идёте по улице и видите мальчика, разбившего оконное стекло у соседа, и сосед требует у ребёнка платы за стекло. Вы говорите мальчику, что прощаете ему разбитое стекло. Как на вас посмотрит сосед? Он скажет: «Какое ты имеешь право прощать? Уплати сначала за стекло, а потом и прощай, если хочешь». Именно потому, что Христос уплатил за наши грехи, Бог Отец дал ему право прощать их и вот почему Иисус милует и оправдывает нечестивого. Он рассчитался перед правосудием Божьим, удовлетворил справедливость, которая требовала наказать тебя перед лицом Божьим. Только поэтому твоя вина может быть аннулирована и ты становишься праведным, — не сам по себе, но в Иисусе Христе. Можно было бы возразить: вот, Авраам был отцом веры, а мы просто грешники. Но обратимся к Священному Писанию ( Рим. 4:19−25): «И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Сарина в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл твёрд в вере, воздав славу Богу, и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное. Поэтому и вменилось ему в праведность. А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам: вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мёртвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего». Не сомневайся, Бог не лицеприятен и Авраам был соткан из такой же плоти как и мы. Апостол Иаков пишет: «Илия был человек, подобный нам» ( Иак.5:17). Мы все одинаковые люди и Бог тот же самый во веки веков. Принципы Его не изменились и путь к праведности тот же самый. Поэтому ты свят и праведен, если принял дар праведности через Иисуса Христа. Так написано в Откровении ( Откр.22:11): «…Неправедный пусть ещё делает неправду; нечистый пусть ещё сквернится; праведный да творит правду ещё, и святой да освящается ещё». Праведный он праведный, святой он святой. Бог дал нам жизнь не для того, чтобы достигать праведности, но обладать ею и беречь её. Если мы, согрешив, теряем праведность, то через покаяние перед Богом возвращаем своё положение праведника. Это не требует многих усилий, это требует только веры в то, что Бог прощает тебя и кровь Иисуса Христа очищает от всякого греха. Поэтому Библия и говорит, что праведник семь раз упадёт и встанет, а нечестивые впадут в погибель. Праведность праведника не в том, что он не падает, это не реально, а в том, что он ненавидит своё падение и в душе стремится к праведности. И сколько бы раз он ни падал и, покаявшись, вставал, — Бог восстанавливает его праведность по вере в милость и прощение через Иисуса Христа.

Последовательная взаимосвязь между праведностью, верой и делами

Представим себе трёхэтажный дом. Каким бы образом ты расположил в нём по этажам праведность, веру и дела, с учётом того, что люди входят в дом дверью и поднимаются с 1-го этажа на 2-й и потом на 3-й? Если 1-й этаж — это вера, что идёт на 2-ом этаже? Здесь начинается спор между Божьим Словом и религией, спор между законом и апостолом Павлом. Что же сначала — дела, а потом праведность или все-таки праведность, а потом дела? Из чего что исходит, — праведность из дел или дела из праведности? Ложный взгляд — это когда люди, минуя веру и праведность, лезут на 3-й этаж, даже через окно ( инде, выражаясь языком Нового Завета), там, где дела. Религиозные люди хотят залезть туда, где дела и построить на них 4-й этаж — самоправедность, игнорируя предваряющую праведность и 1-й этаж веры. Для них главное — дела. Яркий пример фарисеи и книжники. Они делали много дел и всё напоказ: много молились на улице, постились с мрачным видом, демонстративно давали десятину. На веру и праведность Божью они просто не обращали внимания, так как строили самоправедность. Каков же истинный путь и верный взгляд на праведность? Он очень простой. Ты входишь в дом, в Божье строение, в Божьи принципы, дверью, входишь на 1-й этаж. Здесь ты обретаешь веру и укрепляешься в ней: ты веришь Богу, доверяешься и послушен Ему и Он даёт тебе праведность ( 2-й этаж). Ещё нет у тебя никаких дел, но вера твоя уже вменилась тебе в праведность. Со 2-го этажа ты поднимаешься на 3-й, твои дела исходят из праведности. Иными словами: дела от веры, но через праведность. Это Божий путь и Библия говорит об этом очень много. Посмотрите на разбойника, распятого на кресте. Он виновен, но он поверил Богу, поверил, что может быть прощён. Иисус, видя его веру, говорит: «Ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43). В рай грешники не входят. Этот человек умирал на кресте праведником, хотя распинали его как грешника. У него уже не было шанса на деле доказать свою веру. Но Иисус видел его сердце и по вере дал ему праведность. В последние минуты жизни разбойнику был обещан рай. По-человечески это непостижимо. Но таков наш Господь, верный Своему слову. Хвала Ему! Или взгляните на Закхея, мытаря, сборщика податей с дурной репутацией. Обратившись к Господу, он пообещал отдать нищим половину своего имения и воздать вчетверо всем, кого он обидел. Иисус тут же сказал: «Ныне ( прямо сейчас!) пришло спасение этому дому» ( Лк.19:9). и назвал Закхея сыном Авраама. А ведь Закхей ещё ничего из обещанного не сделал! И это ещё одно подтверждение пути — вера, праведность, дела.

Обратимся к посланию Иакова ( гл. 2, ст. 14, 17−18): «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его. Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: ты имеешь веру, а я имею дела: покажи мне веру без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих». Глядя на человека, мы не можем определить, есть у него вера или нет, поэтому апостол Иаков и говорит: «покажи мне веру без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих». В стихах19−20 далее говорится: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» Можно ходить в церковь, совершать какие-то обряды, называть себя верующими, но если нет дел веры, то вера эта мёртвая. Не делами ли оправдался Авраам, возложив на жертвенник сына своего? Несомненно делами. Делами Авраам показал, что он верит Богу, что он имеет твёрдую веру в Божьи обетования. И исполнилось слово Писания: «…веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречён другом Божьим» ( ст.23). Ведь Авраам назван другом Божьим не после того как Ангел Божий остановил его руку. Нет, он был назван другом Божьим, когда поверил Богу. Мы не найдём в Писании, чтобы Бог вменил в праведность человеку дела. И апостол Павел говорит: «Мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» ( Рим.3:28). Апостол Павел поясняет, что язычники, не искавшие праведности, получили праведность от веры, Израиль, искавший закона праведности, не достиг его, потому что искал не в вере, а в делах закона, усиливаясь добиться собственной праведности, которая от закона, но не той, которая от Бога, по вере. И апостол Павел подчёркивает, что благодатью мы спасены через веру и это не от нас, не от наших дел, чтобы никто из нас не хвалился, что своими делами добились спасения. Нет, спасение даётся по вере, не от дел, тем не менее во Христе мы созданы на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. И мы не можем их не исполнять, потому что они нам предназначены. Библия предупреждает нас, что кто разумеет делать добро и не делает, тому грех. Так и христианин должен делать то, что ему предназначено Господом.

Источник

Что такое праведность в миру?

Ко Дню всех русских святых

Что значит праведная жизнь

Было время, когда живописцы интересовались только возвышенными сюжетами. Например батальными сценами. Дым, кони, люди, трупы, искаженные гримасы, массовый героизм и массовая гибель. Или портреты важных особ, лучше всего – венценосных. Гордые осанки. Носик ввверх, плечики расправлены. На лицах зачастую – смесь вырождения с остаточным величием. Или аллегорические изображения грехов и добродетелей. Например, как наряженная кривда спихивает с дороги скромную правду. Или античные зарисовки, благо мифология так богата, что тему для творчества даст и морализаторам, и любителям голой натуры, и эрудитам в области античности. Еще были натиюрморты, кой-какие пейзажи (не всеми любимые, как жанр), да что-то еще. Но вот случился сдвиг в сознании. Живописцам вдруг стал интересен маленький человек. Вот продавщица фиалок, или девушка, собирающая виноград. Сколько в ней свежести и наивности! А вот веселый зеленщик (да хоть бы и молочник) на узкой улице старого городка. Вот ростовщик звенит монетой, на которой в свете свечи как будто угадываются капли крови. И так далее. Сюжетов бездна. И нельзя сказать, что раньше не было картежников, молочников, прачек, ростовщиков, старух, бранящихся с молодухами. Были они, просто искусству не было до них дела. Искусство занималось предметами возвышенными. И академики потом поднимали вой и гвалт, вполне законный и неизбежный, кстати. Они кричали, что пошло рисовать балерин, завязывающих пуанты, и рабочих, купающихся за городом. Мелко это – обращать внимание на едоков картофеля и любительниц абсента. Но дело было сделано. Не художниками, а всей эпохой. Эпоха повернулась лицом к сюжетам, до тех пор презираемым и оттого незаметным. Маленький человек в сознании эпохи стал большим, а большие умалились, окарикатурились.

Я говорю об этом потому, что мы обычно видим не то, что есть, а то, что готовы увидеть. Сказали деточке: «Смотри, деточка, это птичка», и деточка одну птичку только и видит. А там еще и облака есть, и ветер ветви раскачивает. Но ветер и облака будут замечены лишь когда на них укажут. Таковы законы мышления. И вот в преддверии праздника всех Святых в земле Русской просиявших я хочу сказать, что нам необходимо кое на что обратить внимание. Важное место во святых у нас занимают благоверные князья. Но их уже давно нет и скорее всего не будет. Это область истории и предания. Точно так же нет благоверных царей и благочестивых цариц. Вот нет и все. Не повод для преждевременной смерти, хотя жаль несказанно. Еще у нас есть много юродивых. В этих живых обличителях ложной религиозности Русь, видимо, нуждалась постоянно. Отсюда и множество. Самый яркий идеал Руси – иночество. Свет мирянам – инок, свет инокам – ангел. Аминь! Иноки и сегодня есть, хотя из-за общего плотоугодия, расслабления, отсутствия духовного руководства им нынче тяжелее всех. И подлинное монашество, как всегда – редкость. А вот мирской идеал святости у нас не выработан. Словно в миру и спастись нельзя, а только в черных одеждах, да за каменными стенами в три м етра толщиной. А ведь миряне в школах преподают, пожары тушат, больных лечат, книжки пишут и печатают, дома строят, церковными хорами управляют, храмы расписывают. Продолжать можно долго. Таким образом на повестку дня выходит любопытная задача. Нужно сформулировать для христианского общества, что такое праведность в миру, каковы обязанности мирянина в повседневной жизни, без порыва с миром и ухода в обитель. Нам будет трудно жить, если мы этого не сделаем.

Например, нужно сформулировать идеал мужа и отца. Не только ведь мужчина-монах или мужчина-полководец святы и подражания достойны. А смиренный и двужильный работяга, не пропивающий зарплату, воспитывающий детей да еще и молящийся Богу перед сном разве не свят? А далеко ли многодетная мать ушла от мученицы? Ну ладно, не от мученицы, так хоть от игумении небольшой обители? Как по мне, то еще вопрос – кому тяжелее? Учитель – чем не святая профессия? А доктор в идеале разве не ангел? Умен, добр и вовремя приходит на помощь. Знаю, слишком хорошо знаю, что можно заурчать, заныть, зашипеть в ответ про власти, да про законы, да про нехватку денег. Но власть, законы и деньги именно таковы и не инаковы, что мы все на деньги научились сводить, а смысловые стержни из жизни вынули. Вот у нас при такой дьявольской калькуляции вселенная и рассыпается на составные. Нужно сказать человеку. где он Богу служит, а где он – бытовой сатанист. Нужно объяснить человеку, как к святости стремиться, не меняя прописки, и не меняя пиджак на рясу. Нужно найти и показать человеку живые примеры подлинного и современного христианства. А то мы все вычитываем из старых книг на трудном языке ну очень далекие примеры. А он, человек-современник, никак в толк не возьмет, как эти примеры к себе самому приложить, и как на них жизнь построить.

Гораздо больше на Руси было незнаемых святых, нежели узнанных и канонизированных. Это тоже нужно помнить И когда мы сегодня видим, что повседневность с лубочной картинкой не совпадает, нужно менять фокус зрения – замечать невинность, жертвенность, бескорыстие и мужество в повседневности. Ведь не в одежках же, в конце концов, и не в длине бороды скрылось Православие. Оно в исполнении заповедей, в памяти Божией. Оно в молитве, котрую не задуть, в Литургии, которая служиться не перестанет. Одним словом, с праздником вас, возлюбленные. Вы же, святые Божии человеки, на наших землях для Рая воспитавшиеся, помолитесь Христу о даровании нам разума отличать главное от второстепенного, и умения извлекать великое из ничтожного. Тогда по слову Иеремии, будем, как Господни уста.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *