Что значит практикум по обществознанию

Урок-практикум по теме «Социальные нормы: что значит жить по правилам» 7 класс обществознание

Что значит практикум по обществознанию

Что значит практикум по обществознанию

Социальные нормы: что значит жить по правилам

1. Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм: к каждомуэлементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

А) регулирование общественных отношений

1) только моральные нормы

2) только правовые нормы

3) и правовые, и моральные нормы

Б) общеобязательность для всего населения,проживающего на территории определённого

В) установление общих правил поведения

Г) охрана исключительно силой общественногомнения и (или) внутренними убеждениями человека

Д) обеспеченность и гарантированность государством

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

2. Древнему китайскому мыслителю Конфуцию принадлежит следующее высказывание: «Из всех преступлений самое тяжкое – это бессердечие».

1. Как Вы понимаете смысл слова «бессердечие»? Ответ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Дайте своё объяснение смысла высказывания. Ответ. _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 3. Как Вы думаете, почему важно, чтобы каждый человек, совершая поступки, соблюдал моральные принципы? Ответ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Президенту Российской Федерации В.В. Путину принадлежит следующее высказывание: «Жить, соблюдая закон, гораздо комфортнее и выгоднее, чем пытаться его обойти».

1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «соблюдение закона»? Ответ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Дайте своё объяснение смысла высказывания. Ответ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Как Вы думаете, какими личностными качествами должен обладать человек, чтобы жить, соблюдая закон? (Назовите любые два таких качества.) Ответ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Ученики 7 класса отвечали на вопрос: «Какую роль выполня­ют правила в жизни людей?» Один из ответов был неверным. Найдите его.

1) Правила помогают в разрешении спорных вопросов.

2) Правила нужны для оценки действий.

3) Правила организуют деятельность людей.

4) Правила всегда заставляют людей действовать вопреки собственным интересам и желаниям

2. Укажите ситуацию или пример действия формальной нормы.

1)Выпускники часто приходят в школу и встречаются с учащимися.
2) Хочешь быть здоровым — занимайся физкультурой.
3) На перекрёстке водитель включил сигнал поворота.
4) В выходные дни Ивановы всегда отправляются на дачу.

3. Заполните пропуски в тексте, выбрав правильные варианты из списка. Обратите внимание на то, что предложенных отве­тов больше, чем пропусков, и они даны в исходной грамма­тической форме (именительный падеж, единственное число).

При повторении определённых действий у человека возникают __________ (А). Большинство из них формируется __________ (Б), под влиянием ситуации, в которой люди оказываются часто. Сложившийся таким образом стереотип поведения позволяет человеку действовать __________ (В).

1) ритуал
2) осознанно
3) привычка
4) стихийно
5) эффективно

4. Распределите в две группы приведённые ниже ситуации в зависимости от направленности норм, которые они иллюст­рируют.

А. Предписывающие нормы
Б. Запрещающие нормы

1) закон требует, чтобы все дети получали образование
2) парковка автотранспорта на газоне запрещена
3) проводнику нельзя открывать двери вагона до полной остановки поезда
4) нельзя продавать алкогольные напитки и сигареты несовершеннолетним
5) в театр рекомендуется ходить в нарядной одежде
6) нужно охранять памятники истории и культуры

5. Выберите правильное высказывание.

1) Социальные нормы — это особенности характера или психики человека.
2) Правила дорожного движения — это неформальные нормы.
3) Несоблюдение норм-ожиданий не приветствуется, но и не запрещается в обществе.

6. Распределите в две группы, приведённые ниже, ситуации в зависимости от направленности норм, которые они иллюст­рируют.

А. Предписывающие нормы
Б. Запрещающие нормы

1) закон требует, чтобы все дети получали образование
2) парковка автотранспорта на газоне запрещена
3) проводнику нельзя открывать двери вагона до полной остановки поезда
4) нельзя продавать алкогольные напитки и сигареты несовершеннолетним
5) в театр рекомендуется ходить в нарядной одежде
6) нужно охранять памятники истории и культуры

7. Заполните пропуски в таблице.

«Коллективные привычки», которые действуют в больших социальных группах

Последовательность действий, установленная ритуалами, традициями

Источник

Практикум и его роль на уроках обществознания

Практикум через призму деятельностного подхода в современных условиях работы педагога в школе выступает одной из самых важных форм учебных занятий. Не будем затрагивать профильные классы с углублённым изучением предмета и целевой подготовкой к экзамену – остановимся на том, как может помочь практическая работа во всех её видах в классах, работающих по базовой программе. Во-первых, таких классов большинство, во-вторых, учащиеся из таких классов не имеют никаких послаблений и скидок на экзамене, который сдают на общих основаниях с теми, кто изначально получил больше. Другими словами, выпускники обычных школ находятся под более жёстким экзаменационным прессингом – о равноправии условий речи даже не идёт. Что можно сделать учителю в рамках минимального количества часов базовой программы? В условиях низкой первоначальной учебной мотивации уровень знаний к 11 классу очень редко может стать средним, ещё реже – высоким. Дети чаще всего «вспоминают» про экзамен в самом конце обучения, когда необходимо сделать выбор экзамена и будущего места учёбы – хотя виновата не только детская инфантильность, но и бесконечное изменение условий поступления, иногда за несколько месяцев до приёма документов. Кроме того необходимо учитывать массово низкий уровень эрудиции, неприязнь к любому чтению многих подростков и молодых людей, отторжение при принудительном прочтении содержания текста. Лекционная форма работы и беседа в данных условиях явно окажется мало эффективной: надо спровоцировать детей на такую организацию самостоятельной деятельности с текстом, когда они будут работать с его содержанием сознательно, а не механически. Вот здесь мы и выходим на такую форму, как практикум. Предварительные затраты труда педагога полностью оправдываются дальнейшей эффективностью этого варианта организации учебного процесса. Практикум универсален ещё и потому, что его можно организовать в классах любого возраста как через индивидуальную, так и групповую работу; как в классе, так и дома; как с использованием учебных пособий, так и Интернета! На основе практикума всегда можно выйти на следующую ступень – семинарское занятие.

Практикумы могут быть самыми разными – от обыкновенных тестов до работы по написанию своих проектов: каждый учитель выбирает для себя наиболее комфортные виды или придумывает что-то своё. В своих поисках я перепробовала самые разные вариации: тексты с пропусками, нестандартные тесты, тесты-головоломки и так далее, но пришла к выводу, что наиболее эффективным является практикум инструкционно-справочного типа (придумала и опробовала сама, выставляю составленные практикумы на своём сайте в рамках проекта «Инфоурок» и «Метод-копилка» – убедилась в их активном использовании другими учителями). Что необходимо для проведения занятия в рамках такого типа практикума? Первым делом необходимо составить максимально короткую по объёму и максимально полную по содержанию справку по тому материалу, который выносится на разбор. Справка должна быть достаточной для выполнения учебных задач практикума. Единственным исключением являются постоянные источники – например, тексты Конституции Российской Федерации. Следующей частью карты индивидуального опроса (КИО) – это моё собственное обозначение – становится инструкция с учебными, чётко поставленными, задачами и – если необходимо – порядок их разбора, ключи к поиску решения, критерии оценивания при выполнении того или иного объёма. Последней, заключительной, частью оказываются собственно сами задачи с их содержанием. Порядок выполнения заданий – свободный, условия работы на занятии – максимально демократичные: есть возможность обсудить проблему с одноклассниками, с учителем, пролистать в поисках ответа учебник, выяснить, что можно найти по данному вопросу в Интернете или конкретных первоисточниках. Проведение данного вида практических занятий показало, что эффективность их на порядок выше. Не стоит проблема списывания – в нём у детей просто нет необходимости. Присутствует определённый дух соперничества. Радует сознательное чтение и активный поиск решений. Кроме того, данный вид практикумов более всего тяготеет к заданиям, близким по структуре к заданиям той группы заданий экзаменационного теста, которая до текущего учебного года шла как часть В, а это означает, что в непринуждённой и рабочей атмосфере отрабатываются именно те умения и навыки, которые необходимы для успешной сдачи экзамена. Использование учителем в работе на занятиях по обществознанию (а также по истории или по другим предметам) практических заданий данной разновидности повышает детскую конкурентоспособность даже в условиях ограничений базовой программы.

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

На протяжении нескольких лет самый востребованный и массовый экзамен по выбору – обществознание. Это объясняется широким выбором специальностей в различных Вузах, принимающих результаты ЕГЭ по данному предмету, а также престижностью этих специальностей.

С первого года введения ЕГЭ до 90 % выпускников нашей школы выбирают обществознание и затем поступают в вузы Воронежа и других городов страны.

Главная задача современной российской школы – сформировать мировоззрение обучающихся, воспитать людей гражданского общества. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

1. анализировать свои действия;

2. самостоятельно принимать решения;

4. способны к сотрудничеству;

5. обладать чувством ответственности за судьбу Родины.

Моей задачей как педагога является развитие у обучающихся внутренней, положительной мотивации учения для эффективности образовательного процесса.

На протяжении нескольких лет, как учитель обществознания, на своих уроках я использую разнообразные методики и технологии обучения. Среди них можно выделить:

1. Технологии личностно-ориентированного образования;

2. Технологии проблемного обучения;

3. Проектные технологии;

4. Технологии критического мышления;

5. Информационно-коммуникационные технологии;

6. Здоровьесберегающие технологии.

На уроках обществознания мною используются активные формы обучения:

1. Групповая и индивидуальная практическая работа;

4. командные развивающие игры;

Одним из важнейших направлений моей работы в школе – это работа в рамках научной деятельности обучающихся. Исследовательская работа школьников представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества. Участие в работе научного общества дает ученикам возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:

1. Формирует аналитическое и критическое мышление;

2. дает возможность проверить свои способности, профессиональную ориентацию;

3. воспитывает целеустремленность и системность в учебной деятельности;

4. благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует самоутверждению.

Кроме того, обучающиеся получают дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при освоении школьной программы и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.

Подготовка учеников к ОГЭ и ЕГЭ идет не только в 9-х, 10-11 классах, типовые задачи следует начинать решать уже с 5-го класса. Важным на этом этапе является работа по подбору заданий к уроку для наиболее полного учета психолого-возрастных особенностей учащихся. Правильный подбор заданий позволяет детям активно работать на уроке; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную исследовательскую позицию).

В 5-7 классах необходимо вызвать и закрепить интерес к предмету в целом, возможность получить положительную отметку, завоевать авторитет в глазах учителя, одноклассников, родителей. Формы проявления интереса разнообразны: яркие ответы, систематическое выполнение домашнего задания, изучение дополнительной литературы. В 5-7 классах наиболее эффективны командные развивающие игры, несущие в себе соревновательный элемент.

В 8-9 классах ситуация усложняется. Детская непосредственность трансформируется в подростковый нигилизм. Мотив достижения успеха в учебе, познавательный интерес, к сожалению, не у всех. В 8-9 классах наиболее актуальны деловые игры.

В 10-11 классах интерес к предмету приобретает практический характер, рассматривается с позиции его необходимости в получении высшего образования. В этот период высока внутренняя, собственная мотивация. Учитывая особенности восприятия, которыми обладает каждый из учащихся, следует включать в занятия разные виды деятельности.

Выпускники 9 и 11 классов часто допускают ошибки в операциях с понятиями. Поэтому очень важно вести работу по формированию ведущих понятий курса обществознания с 5 класса. Для этого учащиеся могут вести специальные словари терминов, по которым следует проводить регулярные письменные работы и устные опросы на каждом уроке. Таким образом происходит закрепление понятийного материала.

Одним из эффективных методов является индивидуальная практическая работа разных уровней сложности. Ее необходимо выполнять письменно, особенно в старших классах. Это способствует развитию письменной речи и готовит к экзамену. Данный вид работы наиболее целесообразен на уроках закрепления нового материала и развития умений и навыков, в качестве домашнего задания. Кроме уже традиционных заданий по составлению планов и таблиц, хороший эффект дает использование метода «незаконченных предложений», когда учащимся необходимо подобрать дополнительную недостающую информацию к уже имеющимся сведениям.

Опыт последних лет проведения ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию показал, что высок уровень невыполнения заданий на анализ и интерпретацию текста, предполагающих умение осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме. Задания требуют найти в неадаптированном тексте ту или иную социальную информацию. Поэтому, важнейшим моментом подготовки к экзамену по обществознанию является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, целью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа.

Отдельно следует остановиться на заданиях по составлению плана. Задание 21 ОГЭ по обществознанию: составление плана по тексту и задание 26 ЕГЭ по обществознанию: составление плана по заданной теме. Основным условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно объемное и разностороннее знание по предмету, требующее привлечения внутрикурсового материала, материала из смежных учебных дисциплин, а также, по возможности, оперативных знаний по обществознанию, получаемых из СМИ.

Таким образом, при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию, необходимо использовать системно-деятельностный подход и поэтапную подготовку учащихся к экзамену. Такая подготовка позволяет учителю организовать учебный процесс как самостоятельный, творческий поиск самого ученика в партнёрском взаимодействии с учителем.

Памятка. Алгоритм действий самостоятельной подготовки для выпускников при подготовке к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ по обществознания.

1.Познакомься с демоверсией (www. ege.edu.ru ).

2. Выполни задания демоверсии, сверяя собственные ответы с ответами, представленными в демоверсии.

3. Выяви пробелы в своих знаниях – это могут быть разделы, темы, отдельные вопросы.

4.Начни подготовку к экзамену. Подготовка должна быть систематической. Она проходит на уроках, дополнительных занятиях: например выбрав элективный курс для дополнительной подготовки к экзамену, или в режиме самостоятельной работе.

5.Познакомься со спецификацией экзаменационной работы (www. ege.edu.ru ). В ней определена структура и содержание работы, виден формат работы: количество частей, заданий, уровень сложности заданий, проверяемые умения, общее количество баллов, время, отводимое на выполнение работы и т.д.

6.Подбери литературу: учебники, справочники, пособия – варианты типовых тестовых заданий (разработанные специалистами ФИПИ).

7. Проанализируй кодификатор (www. ege.edu.ru ). Повторяй основное содержание курса, ключевые понятия, ориентируясь на элементы содержания, представленные в кодификаторе.

8. Используй опорные конспекты, схемы, таблицы. Они помогут привести твои знания в систему и повторить содержание курса.

9. Повторив материал, познакомься сначала с примерами заданий. Используй пособия, разработанные специалистами ФИПИ (Федерального института педагогических измерений).

10. Потренируйся, выполнив несколько вариантов заданий.

11. Обнаружив ошибки в своих ответах, вернись к опорным конспектам, схемам, таблицам, словарю.

12. Повторив содержание, исправь свои ошибки, пробелы.

13. Используй памятки, которые помогут понять назначение каждого задания, выявить модели условий, выработать алгоритм решения.

14. Перед экзаменом еще раз просмотри свои записи, опорные конспекты, схемы, таблицы, повтори термины. Если есть необходимость, дополнительно потренируйся в решении всех заданий работы.

15. Если встречаешь трудные задания, незнакомые понятия и термины, обращайся за советом к преподавателю.

Открытый банк заданий ОГЭ –http://fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege

Брандт М. Ю. Обществознание: понятия и термины: толковый словарь. – М.: Экзамен, 2016. – 125 с.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок-практикум по обществознанию. 11 класс.

Социально – экономический профиль.

1. Тема урока: «Политическая жизнь современного общества».

2. Цели и задачи урока.

образовательная: обобщить и систематизировать знания по разделу «Политическая жизнь современного общества»; способствовать углублению понимания процессов, происходящих в политической жизни страны;

развивающая: совершенствовать умение находить нужную информацию в источниках, адекватно её воспринимать, применяя обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать, соотносить с собственными знаниями), давать оценку политическим явлениям с позиции одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

воспитательная: способствовать формированию гражданской позиции, ориентации на демократические ценности, становлению политической и правовой культуры.

корректировать навыки учащихся по работе с терминологическим аппаратом раздела «Политика»: подведение под родовое понятие, поиск видовых особенностей и т.д.;

продолжить формирование умений характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы (составление сложного плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса);

дать практические советы по преодолению типичных затруднений обучающихся при выполнении ими заданий высокого уровня сложности в рамках подготовки к ЕГЭ;

развивать навыки групповой работы, работы в сотрудничестве.

3. Требования к содержанию ключевых компетенций, формируемых на уроке:

1) определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины; 2) определять существенные свойства социально-политических явлений и их объектов;

1) характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (явления, процессы, институты; 2) составлять сложный план развернутого ответа по заданной теме;

3) аргументировано излагать свою позицию; 4) работать в группе.

1) проявлять потребность высказывать свои суждения; 2) осознавать ответственность за свое будущее и будущее своей страны; 3) уважать мнение другого человека; 4) проявлять уважение к демократически принятым законам и законопослушности.

4. Категориальный аппарат урока

Демократия, политические партии, политическая идеология, электорат, гражданское общество, легитимность, правовое государство, политическая система, политический режим, политическое сознание, политическая элита, типы лидерства, избирательная система, популизм, государство.

6. Методы и приемы обучения, используемые на уроке

На уроке используются следующие активные и интерактивные методы и приемы обучения: групповая работа, фронтальная беседа с элементами проблемной ситуации, фронтальная беседа с элементами дискуссии, метод «Чистая доска», « Модель ФРЕЙЕР».

Данные методы и приемы обучения способствуют формированию следующих умений и навыков:

получать информацию, анализировать и критически оценивать ее;

понимать общественно-политические проблемы, сущность явлений и процессов, происходящих в обществе;

устанавливать конструктивные отношения с другими людьми.

7. Средства обучения, используемые на уроке.

8. Литература для учителя.

Сорокина Е.А. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс.-М.: ВАКО, 2011.-272с.-(В помощь школьному учителю)..

Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10—11 классы / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина.М.: Просвещение. 2011 год.

Единый государственный экзамен 2012. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2015.

9. Литература для обучающихся.

Единый государственный экзамен 2012. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2015.

10. Структура и ход урока.

Организация начала занятия

Добрый день, ребята, я рада вас видеть.

Сегодня у нас очередной урок обществознания, который пройдет в форме практикума.

познавательного внимания, его концентрация на словах учителя.

Создание ситуации актуальности, пробуждение интереса к теме.

— Может ли человек не зависеть от политики в своей жизни?

Политика нас берет силой, мы все погружены в нее, хотим мы того или нет.

Это значит, что если человек не участвует в политической жизни своего государства, не интересуется ею, занимает пассивную позицию, то в любом случае его коснутся результаты политики, которая ему «не интересна»

Мы уже говорили о том, что в зависимости от политики, которую проводит государство, люди живут хуже или лучше. Поэтому все слои общества заинтересованы в том, чтобы государственная политика учитывала их интересы. Политика — это область общих интересов, публичной жизни. И каждый из нас, так или иначе, участвует в политической жизни общества. Каждый из нас, так или иначе, влияет на политическую ситуацию в стране.

На предыдущих уроках мы с вами уже познакомились со многими аспектами политики.

Как вы думаете, какова же главная цель нашего урока – практикума?

Работать будем в группах. Правила, думаю напоминать не надо.

Активизация мыслительной деятельности

Предполагают, высказывают суждения.

Объясняют смысл высказывания.

(обобщить полученные ранее знания; применить на практике).

в знакомой ситуации (типовые)

Метод «Чистая доска».

Итак, первое задание. Вы видите на доске термины, ваша задача дать определение каждому из них.

Выбрать ряд – ваше право.

(Термины на доске перевернуты, сверху разноцветные магниты. Группы выбирают «дорожки» по собственному желанию).

Учитель напоминает, что на ЕГЭ по обществознанию используется 1650 понятий и что бездумное их заучивание не поможет выполнить задание 25 до конца, чтобы получить максимальный балл.

(Что это? Для чего это?)

Р абота в группах (обсуждение).

Обмен мнениями, оппонирование.

в изменённой ситуации (конструктивные)

Решение логических задач.

Следующее наше задание – решение логических задач.

Думаю, вы помните алгоритм решения задач.

Учитель раздает задания группам.

1. В государстве Z правительство формируется партией, победившей на выборах в Законодательное Собрание, и ответственно перед ним; премьер-министр является главой исполнительной власти, глава государства избирается Законодательным Собранием. Выборы в Законодательное Собрание проходят регулярно, на альтернативной основе. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территории, не обладающие политической самостоятельностью.

1. Форма правления — парламентская республика;

2. политический режим — демократический;

3. форма национально территориального устройства – унитарное государство.

2. Во многих государствах введён возрастной ценз для осуществления гражданином права избирать и быть избранным в органы государственной власти. Соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества? Приведите два обоснования своего мнения.

Возрастной ценз не противоречит ценностям демократического общества.
1. Возрастной ценз распространяется на всех граждан соответствующего возраста, т.е. принцип равноправия не нарушается.
2. Возрастной ценз не нарушает принципа периодической выборности органов государственной власти.
3. Возрастной ценз не исключает других возможностей подростков и молодёжи участвовать в политической жизни общества.

3.В обществе существуют различные мнения об эффективности суда присяжных. Используя знания обществоведческого курса и факты общественной жизни, приведите два обоснования необходимости такого суда в демократическом правовом государстве.

1.Участие граждан в суде в качестве присяжных позволяет реализовать их право на участие в делах государства.

2. Суд присяжных использует для вынесения вердикта демократическую процедуру.

3.Суд присяжных является одним из механизмов защиты прав человека средствами гражданского общества.

Выполнение заданий в группах с последующим обсуждением.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *