Что значит практическое занятие в колледже
Практическое занятие в вузе: виды, формы, цель и задачи, структура
Чтобы найти престижную работу после вуза, нужно не только слушать умных лекторов, но и ходить на практические занятия. О них и пойдет речь в сегодняшней статье. Читайте и узнаете, какие цели и задачи решают практические занятия в университете и какие их виды и формы существуют.
Не забудьте подписаться на наш информационный канал, чтобы первыми получать свежие новости. И пользуйтесь актуальными акциями и скидками от компании — так ещё выгоднее учиться на отлично.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Практическое занятие в вузе: что это такое
Чем отличаются лекции от практических занятий в вузе? Ответ очевиден — это два разных типа подачи учебного материала, которые дополняют друг друга.
Лекционное занятие — разновидность учебных пар в вузе, во время которых преподаватель даёт информацию в устной форме, а студенты пассивно воспринимают и конспектируют её. На лекциях излагают теоретические вопросы, знакомят учащихся с научными подходами и методами исследований.
Практическое занятие — это форма учебной работы, которая проходит под руководством преподавателя и предполагает активное участие и взаимодействие студентов. Такой тип занятий необходим, чтобы углублять теоретические знания учащихся, переводить их в практические умения и навыки. А также подготавливать студентов к следующему блоку информации.
Лекция & практическое занятие
Зачем нужны практические занятия, неужели недостаточно одних лекций? Давайте узнаем, что по этому поводу говорят учёные.
Согласно «Пирамиде обучения», которую начали разрабатывать ещё в 70-х годах XX века, количество усваиваемой информации напрямую зависит от вида образовательного метода.
Так, самые худшие показатели как раз у лекционного формата — всего 10%. Лучший результат у такой формы обучения, где мы помогаем другим людям освоить новые знания — дополнительная ответственность даёт целых 90%. Немного отстают практические занятия — благодаря им можно усвоить даже новый материал на 70%. Поэтому в университетах лекции всегда совмещают с практикой.
Как появилась «Пирамида знаний»? Её разработала Национальная тренинговая лаборатория США. Участники проекта опирались на исследования Эдгара Дейла, американского преподавателя из университета Огайо, который изучал вопросы восприятия лекционного обучения и первым стал применять аудио-визуальные материалы в образовательном процессе.
Виды практических занятий в вузе
Существует множество видов практических занятий. Особенно это касается университетов, которые применяют современные образовательные модели, такие как Liberal Arts, Agile и Scrum, адаптивное обучение и другие подходы.
Итак, какие виды практических занятий чаще всего встречаются в вузах:
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Решение кейсов предполагает групповую работу
Формы проведения практических занятий в вузе
Различаются не только виды, но и формы практических занятий в вузе. Особое разнообразие внесла пандемия и тотальный переход на дистанционное обучение. Теперь практические занятия могут проходить в следующих формах:
По месту проведения | По форме выполнения |
аудиторные; | индивидуальные; |
онлайн-занятия (дистанционные); | работа в малых группах; |
частично аудиторные. | коллективные. |
Преподаватель выбирает вид и форму практического занятия, учитывая сложность учебного материала, общую подготовку студентов и цели обучения. В некоторых вузах учащиеся сами могут принимать активное участие в разработке данного типа занятий.
Цели и задачи практических занятий в вузе
Практическое занятие в вузе любого вида всегда имеет образовательные цели и задачи. Помимо этого, такая форма учебной деятельности позволяет преподавателю увидеть реальный уровень знаний учащихся и скорректировать программу, если это необходимо.
Цель практического занятия в вузе
Какие общие цели стоят перед практическими занятиями в университете:
Лабораторная работа по химии в вузе
Задачи практических занятий в вузе
Задачи практических занятий в вузе помогают студентам достичь поставленных целей быстрее и не потерять мотивацию к учёбе, двигаясь маленькими, но эффективными шагами. Среди основных задач можно назвать следующие:
Структура практического занятия в вузе
Каждое практическое задание имеет свою структуру. Как правило, процесс строится по следующей схеме:
Во время группового мозгового штурма рождаются нестандартные идеи
Как подготовиться к практическому занятию в вузе
Если на лекции можно просто прийти и послушать новый материал, то практические занятия требуют определённой подготовки. Какие же шаги помогут студенту успешно подготовиться к учебной практике и не ударить лицом в грязь. Инструкция следующая:
Теперь вы точно знаете, для чего нужны практические занятия в университете, как они проходят и какой подготовки требуют. Но если вы не успеваете подготовиться самостоятельно, а, например, к семинару необходимо не только изучить большое количество литературы, но и написать реферат или тезисы для доклада, обращайтесь в наш студенческий сервис. Здесь вам не только помогут выполнить любую письменную работу, но и сделают это качественно и в срок!
«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊
Методические рекомендации по выполнению практических занятий в колледже
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Асташенко Ирина Юрьевна
Планирование, организация и проведение практических занятий
Выполнение обучающимися практических занятий направлено на :
Обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных знаний по конкретным темам дисциплины.
Формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности.
Развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов:аналитических, проектировочных, конструктивных и др.
Выработку при решении поставленных задач таких профессионально-значимых качеств как самостоятельность, точность, творческая инициатива.
Планирование практических занятий
Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений – профессиональных ( выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующей профессиональной деятельности) или учебных (решать задачи по математике, физике, информатике), необходимых в следующей учебной деятельности по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.
Состав задания для практического занятия должен быть спланирован кадемических часов.с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством студентов.
Организация и проведение практических занятий
Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях. Продолжительность занятия не менее 2-х академических часов.
Необходимыми структурными элементам практического занятия, помимо самостоятельной деятельности обучающихся, является инструктаж, проводимый преподавателем, а так же анализ и оценка выполненных работ и степени овладения обучающимися запланированными умениями.
Выполнению практических занятий предшествует проверка знаний обучающихся их теоретической готовности к выполнению задания.
Практические занятия могут носить характер:
Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении об учающиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны :
пояснения ( теория, основные характеристики );
Практические занятия как вид учебной деятельности
Требования Федерального государственного образовательного стандарта направлены на формирование у студентов определенных профессиональных компетенций, которые способствуют внедрению молодого специалиста в процесс производства без особых нравственных и моральных травм.
Современный выпускник должен обладать мобильностью, позволяющей не только применять на практике полученные знания, но и выбирать рациональные пути решения различных задач.
Именно на формирование такой мобильности в настоящее время должны быть направлены практические и лабораторные занятия, основной задачей которых является закрепление и углубление теоретических знаний.
Одновременно у студентов формируются профессиональные умения и навыки обращения с различными приборами, аппаратурой, установками и другими техническими средствами для проведения опытов. Однако ведущей дидактической целью лабораторных работ является овладение техникой эксперимента, умением решать практические задачи путем постановки опыта.
В соответствии с дидактическими целями определяется и содержание лабораторных работ:
— установление и изучение свойств вещества, его качественных характеристик, количественных зависимостей;
— наблюдение и изучение явлений и процессов, поиск закономерностей;
— изучение устройства и работы приборов, аппаратов и другого оборудования, их испытание,
— экспериментальная проверка расчетов, формул;
— получение новых веществ, материалов, образцов, исследование их свойств.
Так, на практических занятиях по математике, физике у студентов формируется умение решать задачи, которое в дальнейшем должно быть использовано для решения профессиональных задач по специальным дисциплинам. На практических занятиях по инженерной графике студенты овладевают навыками выполнения чертежей, необходимыми при выполнении различных графических работ по специальным дисциплинам.
Особенно важны практические занятия при изучении специальных дисциплин, содержание которых направлено на формирование профессиональных умений. В ходе практических работ студенты овладевают умениями пользоваться измерительными приборами, аппаратурой, инструментами; работать с нормативными документами и инструктивными материалами, справочниками, составлять техническую документацию; выполнять чертежи, схемы, таблицы, решать разного рода задачи, делать вычисления, определять характеристики различных веществ, объектов, явлений.
При отборе содержания практических работ по дисциплине руководствуются перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у специалиста в процессе изучения данной дисциплины. Основой для определения полного перечня работ являются квалификационные требования к специалисту.
При том, что задачи у лабораторных и практических работ различны, структура урока у них в принципе, одинакова и сводится к следующему:
— сообщение темы и цели работы;
— проверка теоретических знаний, которые необходимы для рациональной работы с оборудованием, осуществления эксперимента или другой практической деятельности;
— разработка алгоритма проведения эксперимента или другой практической деятельности;
— инструктаж по технике безопасности (по необходимости);
— ознакомление со способами фиксации полученных результатов;
— непосредственное проведение экспериментов или практических работ;
— обобщение и систематизация полученных результатов (в виде таблиц, графиков);
— подведение итогов занятия.
Эффективность лабораторных и практических занятий зависит в значительной степени от того, как проинструктированы студенты о выполнении практических и лабораторных работ. Для этого используются инструкционные карты. При подготовке к работе по карте студенты получают возможность спланировать свою деятельность.
В инструкционных картах обычно выделяют следующие разделы:
3) пособия и инструменты;
4) вопросы для подготовки к работе;
5) содержание работы;
6) методические указания.
Лабораторная работа №1
Построение чертежа бк (базовой конструкции)
Женского плечевого изделия
Цель работы: Изучение базовой конструкции женского ассортимента, закрепление знаний по техническим расчетам СОКО одежды и освоение методов построения конструкции по ЕМКО.
Задание 2.1 Расчет параметров конструктивных отрезков
Задание 2.2 Построение БК спинки
Задание 2.3 Построение БК переда
Студент должен знать:
Последовательность расчета и построения базовой конструкции женской плечевой одежды.
Студент должен уметь:
Производить расчеты величин СОКО, производить выбор величин конструктивных прибавок и технологических припусков, выполнять построение базовой конструкции женской плечевой одежды.
Пособия и инструменты. Плакаты учебные, чертежные принадлежности, форматы А 4. Литература: Единая методика конструирования одежды. Базовые конструкции женской одежды. М., 1988.
Вопросы для подготовки к работе.
1. Объясните назначение базовой конструкции.
2. С какой целью применяют прибавки при разработке конструкции?
3. Перечислите особенности конструкции женской одежды в отличии от мужской.
4. Что относится к исходным данным для разработки базовой конструкции жакета?
5. Перечислите вертикальные и горизонтальные линии основы конструк-ции? Чем определяется их положение?
6. Какие конструктивные линии чертежа основы определяют форму изделия?
7. Какие конструктивные линии определяют качество посадки изделия на фигуре?
1. Ознакомление с системой основных конструктивных отрезков одежды верхней части тела.
2. Определение исходных данных для построения базовой конструкции (БК) жакета.
3. Выполнение технического расчета для построения основы конструкции жакета.
4. Построение чертежа базовой конструкции жакета.
5. Проверка базовой конструкции в макете.
6. Анализ результатов работы; формулировка выводов.
1. Записать величины размерных признаков базовой типовой фигуры в соответствии с ОСТ 17-326-81 (таблица 1).
2. Оформить таблицу расчетов по СОКО одежды верхней части тела (таблица 2).
3. Определить исходные величины конструктивных отрезков для базовой типовой фигуры. Рассчитать величины отрезков в чертеже.
4. Выполнить технический чертеж основы конструкции жакета.
5. Проверить качество посадки изготовленного макета проектируемого изделия.
Таблица 1 Размерные признаки фигуры Т1-Т16-Т19
Символ размерного признака Тi
Абсолютная величина размерного признака
Символ размерного признака Тi
Абсолютная величина размерного признака
Таблица 2 Базовая конструкция. Жакет женский. Силуэт полуприлегающий.
Размер Т1-Т16-Т19
Исходная величина отрезка (А-В)
Величина отрезка на чертеже
Величина отрезка в масштабе
Таблица 3 Прибавки общие к конструктивным отрезкам для различных базовых конструкций женской одежды (верхняя часть тела)
Силуэты по ассортименту
Педагогическая ценность подобных карт заключается в том, что они представляют собой четкую инструкцию для самостоятельной работы студентов. Если студент пропустил какое- то занятие, он может выполнить ее индивидуально во вне учебное время.
Важную роль на лабораторных и практических занятиях играет педагогическое руководство. На начальных этапах обучения большое значение имеет четкая постановка познавательной задачи, а также инструктаж, в процессе которого студенты осмысливают сущность задания, последовательность выполнения его отдельных элементов. Преподаватель должен проверить теоретическую и практическую подготовленность студентов к занятию, обратить внимание на трудности, которые могут возникнуть в процессе работы, ориентировать студентов на самоконтроль.
При проведении практических занятий особое значение имеет личностный подход к студентам. Каждый из них имеет различный уровень теоретической подготовки. Кроме этого, в процессе выполнения задания, студенты могут применить различный практический прием. Преподаватель должен четко отслеживать в процессе выполнения задания деятельность студентов и оценивать их действия.
Критерии оценки знаний
Прежде чем приступить к оценке знаний студентов по окончании практического занятия необходимо вернуться к инструкционной карте, чтобы определить, какой результат должен быть получен.
В нашем случае студент должен был построить чертеж основы конструкции и выполнить макет изделия. Значит, при защите лабораторной работы он должен предоставить макет и рассказать последовательность построения чертежа конструкции. Необходимо помнить о том, что выполнение практической работы должно привести к получению определенных навыков. Поэтому нельзя сводить защиту к опросу по теоретическим вопросам по данной теме.
При выставлении оценки необходимо применять дифференцированный подход, то есть выставлять оценку в зависимости от качества выполнения задания.
Таблица 4 Критерии оценки практической работы
Правильность выполнения (наиболее важный критерий)
Выбраны все, лишние отсутствуют
Правильно заполнена таблица
Выбраны в соответствии с эскизом модели
Правильно заполнена таблица
Для масштаба 1:1 и 1:4
Правильно заполнена таблица
Чертеж выполнен в соответствии с требованиями ЕСКД
Изменений в чертеж и макет
Список используемой литературы:
1. Майер Д. Социальная психология. Пер с англ. СПб.,2007.
2. Белкин А.С. Психология успеха: как ее создать. Екатеринбург, 1997.
3. Зеер Э.Ф. Личностно – ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург, 2006.
Copyright © 2010—2021
ООО «Современные медиа технологии в образовании и культуре»
Поддержка
(495) 589-87-71
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.
Лабораторные и практические занятия в колледже
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное образовательное учреждение
ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 56
Лабораторные и практические
занятия в колледже
Методические рекомендации
Полиграфический колледж № 56
зам. директора по УМР
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время всё большее значение для специалиста имеют способности использовать приобретенные знания в изменяющихся условиях производства. Профессионал должен уметь планировать свою деятельность, принимать оперативные решения на основе анализа ситуации, контролировать ход результатов труда. Каждая профессия требует овладения специфическими умениями. У студентов эти умения формируются в процессе неоднократного повторения соответствующих заданий, активных методов обучения. Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, как раз и состоит в обеспечение студентам таких условий, в которых они овладели бы различными способами деятельности. Студентов средних специальных учебных заведений необходимо постоянно ставить в такие условия, которые позволяли бы им упражняться в профессиональной деятельности. Практическая подготовка обеспечивает обучение профессиональным знаниям и умениям, охватывающим всю профессиональную деятельность специалистов. Учебное заведение должно обеспечивать будущему специалисту эту практическую подготовку в ходе выполнения лабораторных и практических работ.
Практические занятия ориентированы на перенос знаний на практику. Знания в данной ситуации выступают как средство формирования практических умений и навыков (решение задач, составление документов, овладение механизмом, поиск неисправностей и их устранение, выполнение каких-либо процедур)
Лабораторное занятие имеет своей основной целью подтвердить, проверить, уточнить имеющиеся у студента знания путём их практической проверки, поскольку практика есть критерий истинного знания.
Лабораторно-практические занятия имеют смешанный характер, так как направлены на закрепление и подтверждение имеющихся знаний и на отработку практических умений и навыков.
Все перечисленные виды занятий способствуют осуществлению межпредметных связей, связи теории с практикой, развитию мыслительно-познавательной активности студентов, приобщению их к методам научного исследования, что имеет большое значение для профессиональной подготовки обучающихся.
Данные рекомендации предназначены в помощь составлению заданий для студентов на ЛПР. Педагогическая ценность таких заданий заключается в том, что они представляют собой чёткую инструкцию для самостоятельной работы студентов на уроке. Если же студент пропустил какое-то занятие, он может выполнить задание индивидуально во внеучебное время.
Следует помнить, что эффективность лабораторных и практических работ зависит в значительной мере от того, как проинструктированы студенты о выполнении практических и лабораторных работ. В рекомендациях дана выписка из нормативных документов, предложены схемы и образцы планов уроков практических занятий и заданий к ним.
1.1. В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001г. № 000, к основным видам учебных занятий наряду с другими отнесены лабораторные работы и практические занятия. Направленные на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.
1.2. В процессе лабораторной работы или практического занятия, как видов учебной занятий студенты выполняют одну или несколько лабораторных работ (заданий), одну или несколько практических работ (заданий) под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.
1.3. Выполнение студентами лабораторных работ и практических занятий направлено на
– обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин математического и общего естественно-научного, общепрофессионального и специального циклов;
– формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
– развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;
– выработку при решении поставленных задач таких профессиональных качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива
1.4. Дисциплины, по которым планируются лабораторные работы и практические занятия, и их объёмы определяются примерными и рабочими учебными планами.
1.5. При проведении лабораторных работ и практических занятий учебная группа согласно Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников может делиться на подгруппы численностью не менее 8 человек
2. Планирование лабораторных работ и практических занятий
2.1. При планировании состава и содержания лабораторных работ и практических занятий следует исходить из того, что лабораторные работы и практические занятия имеют разные ведущие дидактические цели.
2.1.1. Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, зависимостей); и поэтому преимущественное место они занимают при изучении дисциплин математического и общего естественно-научного, общепрофессионального циклов, менее характерны для дисциплин специального цикла.
2.1.2. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений —профессиональных (выполнить определённые действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности) или учебных (решать задачи по математике, химии, информатике и др.), необходимых в последующей учебной деятельности по общепрофессиональным и специальным дисциплинам; практические занятия занимают преимущественное место при изучении обще-профессиональных и специальных дисциплин. Состав и содержание практических занятий должны быть направлены на реализацию Государственных требований.
2.2. По таким дисциплинам, как «Физическая культура», «Иностранный язык», «Инженерная графика», дисциплинам с применением ПЭВМ все учебные занятия или большинство из них проводятся как практические, поскольку содержание дисциплин
2.3. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием лабораторных работ могут быть экспериментальная проверка формул, методик расчёта, установление и подтверждение закономерностей, ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение развития явлений, процессов и др.
2.3.1. При выборе содержания и объема лабораторных работ следует исходить из сложности учебного материала для усвоения, из внутрипредметных и межпредметных связей, из значимости изучаемых теоретических положений для предстоящей профессиональной деятельности, из того, какое место занимает конкретная работа в совокупности лабораторных работ и их значимости для формирования целостного представления о содержании учебной дисциплины.
2.4. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий являются решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т. п.), выполнение вычислений, расчетов, чертежей, работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, составление проектной, плановой и другой технической и специальной документации и др.
2.4.1. При разработке содержания практических занятий следует учитывать, чтобы в совокупности по учебной дисциплине они охватывали весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина, а в совокупности по всем учебным дисциплинам охватывали всю профессиональную деятельность, к которой готовится специалист.
2.4.2. На практических занятиях студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе курсового проектирования и технологической и преддипломной производственной (профессиональной) практики.
Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.
2.5. Содержание лабораторных работ и практических занятий фиксируется в примерных и рабочих учебных программах дисциплин в разделе «Содержание учебной дисциплины».
2.6. Состав заданий для лабораторной работы или практического занятия должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством студентов. Количество часов, отводимых на лабораторные работы и практические занятия, фиксируется в тематических планах примерных и рабочих учебных программ.
2.7. Перечень лабораторных работ и практических занятий в рабочих программах дисциплины, а также количество часов на их проведение могут отличаться от рекомендованных примерной программой, но при этом должны формировать уровень подготовки выпускника, определенный Государственными требованиями по соответствующей специальности, а также дополнительными требованиями к уровню подготовки студента, установленными самими образовательными учреждениями.
3. Организация и проведение
лабораторных работ и практических занятий
3.2. Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях (площадках, полигонах и т. п.). Продолжительность занятия не менее двух академических часов. Необходимыми структурными элементами практического занятия, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями.
3.3. Выполнению лабораторных работ и практических занятий предшествует проверка знаний студентов — их теоретической готовности к выполнению задания.
3.4. По каждой лабораторной работе и практическому занятию образовательным учреждением должны быть разработаны и утверждены методические указания по их проведению.
3.5. Лабораторные работы и практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.
Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и требуют от студентов самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др.
Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.
При планировании лабораторных работ и практических занятий необходимо находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности.
3.6 Формы организации студентов на лабораторных работах и практических занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная.
При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу.
При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.
3.7 Для повышения эффективности проведения лабораторных работ и практических занятий рекомендуется:
– разработка сборников задач, заданий и упражнений, сопровождающихся методическими указаниями, применительно к конкретным специальностям;
– разработка заданий для автоматизированного тестового контроля за подготовленностью студентов к лабораторным работам или практическим занятиям;
– подчинение методики проведения лабораторных работ и практических занятий ведущим дидактическим целям с соответствующими установками для студентов;
– использование в практике преподавания поисковых лабораторных работ, построенных на проблемной основе;
– применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого студента за самостоятельное выполнение полного объема работ;
– проведение лабораторных работ и практических занятий на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором студентами условий выполнения работы, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого оборудования;
– подбор дополнительных задач и заданий для студентов, работающих в более быстром темпе, для эффективного использования времени, отводимого на лабораторные работы и практические занятия.
4 Оформление лабораторных работ и практических занятий
4.1 Структура оформления лабораторных работ и практических занятий по дисциплине определяется предметными цикловыми комиссиями.
4.2 Оценки за выполнение лабораторных работ и практических занятий могут выставляться по пятибалльной системе или в форме зачета и учитываться как показатели текущей успеваемости студентов
Схема
Обязательных элементов урока
или лабораторной работы
Цель лабораторной работы или практического занятия:
– постановка цели и задач,
– мотивация предстоящей деятельности.
– технические средства и т. п
Ход урока
– актуализация теоретических знаний, необходимых для выполнения работы;
– повторение изученного материала;
– показ образца решения;
II.Самостоятельная работа и текущий инструктаж:
– алгоритм выполнения задания,
– обобщение и систематизация полученных результатов в виде таблиц, графиков и т. п.
III.Подведение итогов: (выводы, результаты, отчёт, проверка)
Приложение 2
Методические указания по выполнению
лабораторной (практической) работы
1. Номер и название работы;
3. Перечень технических средств для выполнения работы;
4. Перечень программного обеспечения для выполнения работы;
5. Задания и методические рекомендации по их выполнению
6. Контрольные вопросы;
7. Структуру отчёта по лабораторной (практической) работе.
8. Перечень использованной литературы.
9. Номер и название работы должны соответствовать номеру и названию работы в рабочей программе дисциплины.
Технологическая карта лабораторной (практической) работы содержит:
1. Тему из программы по предмету
2. Цель лабораторной (практической) работы
3. Краткие теоретические положения и понятия
4. Порядок выполнения,
5. Краткое описание приёмов деятельности студентов, формы представления результатов (образец)
6. Выводы по работе
7. Контрольные вопросы или задания
Правила руководства деятельностью студентов по практическому применению знаний
• Чётко определять задачи предстоящих практических действий, с одной стороны, и добиваться осознания их сути студентами —с другой.
• Предупреждать студентов о типичных ошибках и возможных способах их избежания.
• Не опекать студентов по мелочам, помощь оказывать своевременно, стимулировать проявление воли, настойчивости, стремления самостоятельно довести работу до конца.
• Добиваться, чтобы студенты сами поняли и осознали допускаемую ошибку, сами нашли способ её устранения и предупреждения.
• Использовать анализ ошибок, допущенных студентами, для нахождения правильного решения задачи.
• Постоянно стимулировать и поощрять проявления творческого подхода студентов к выполнению заданий.
Примеры методических указаний и заданий по выполнению
лабораторных (практических) работ
Специальность: 070602 «Дизайн (по отраслям)»
Дисциплина «Экономика отрасли»
Раздел 3. Экономические ресурсы организации (предприятия)
Тема 3.1. Основные средства организации (предприятия)
Практическая работа № 2. Расчет показателей использования основных средств.
Задание: произвести расчет по предложенным параметрам
Цель практической работы:
· закрепить теоретические знания по теме
· приобрести практические навыки по расчету показателей использования основных средств;
· приобрести умения анализировать произведенные расчеты.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Изучить наиболее важные показатели использования основных производственных фондов (обобщающие показатели):
Фондоотдача (Фо) – выпуск продукции на 1 руб. среднегодовой стоимости основных производственных фондов:
,
где Стп – стоимость товарной продукции, руб.
– среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.
Фондоемкость (Фе) – величина, обратная фондоотдачи, среднегодовая стоимость основных фондов, приходящаяся на 1 руб. продукции:
Фондовооруженность (Фв) – показывает количество основных фондов, приходящееся в стоимостном выражении на одного рабочего, т. е. степень обеспеченности промышленного персонала средствами труда:
,
где Чппп – среднесписочная численность промышленно-производственного персонала, чел.
2. Изучить частные технико-экономические показатели эффективности использования основных фондов:
Коэффициент сменности (Ксм)
Ксм=,
где Q1;Q2;Q3 – количество единиц оборудования, отработавшего в каждой смене;
Qy – количество установленного оборудования
Коэффициент загрузки оборудования (Кзаг)
Кзаг=,
Коэффициент экстенсивного использования оборудования (Кэ)
Кэ=,
где Тф; Тн – фактическое и нормативное время работы оборудования
Коэффициент интенсивного использования оборудования (Ки)
Ки=,
где Мф; Мн – фактическая и нормативная производственная мощность
Коэффициент интегрального использования оборудования (Кинтегр.)
3. Просмотреть методику решения задач.
Среднегодовая стоимость оборудования 17,652 млн. руб. Объем выпуска продукции – 800т, цена 1 т – 30 тыс. руб. Нормативная производственная мощность – 1000 т.
Определить коэффициент интенсивного использования оборудования, фондоотдачу и фондоемкость.
1) Коэффициент интенсивного использования оборудования рассчитывается через фактическую и максимально возможную производственную мощность предприятия:
Ки=;
Ки==0,8 т=80%
2) Для расчета фондоотдачи и фондоемкости необходимо определить объем товарной продукции в денежном выражении. Он определяется как произведение количества выпущенной продукции и цены одной единицы продукции:
Стп=800 т∙30 тыс. руб.=24 млн. руб.
3) Определим фондоотдачу и фондоемкость по формулам:
,
Фо==1,36 руб.
,
Фе==0,74 руб.
В первую смену работают все станки, во вторую – 60% станочного парка, рабочих дней в году – 263, время фактической работы одного станка в год – 4000 часов.
Определите коэффициенты сменности, загрузки оборудования, экстенсивного, интенсивного и интегрального использования оборудования.
1) Определим коэффициент сменности и загрузки оборудования по формулам:
Ксм=;
Кзаг=,
Ксм==1,6 см.
Кзаг==80%
2) Коэффициенты интенсивного, экстенсивного и интегрального использования оборудования рассчитывают по формулам:
Ки=;
Кэ=;
Ки==0,905∙100%=90,5%
3) Для определения нормативного времени работы одного станка в год необходимо количество рабочих дней в году умножить на длительность рабочих суток:
Тн=263 дн. ∙2 см. ∙8 час.=4208 час.
Кэ==0,951∙100%=95,1%
4. Решить предложенные задачи (2 варианта).
По данным, приведенным в таблице, определите плановую и отчетную фондоотдачу, фондоемкость, фондовооруженность. Дайте оценку эффективности использования ОПФ.