Что значит позиция в конкурсе при поступлении в вуз
Как я поступила на бюджет в престижный вуз
Без высоких баллов за ЕГЭ и диплома Всероссийской олимпиады школьников
В 2016 году я поступила на бюджет в московский НИУ ВШЭ без вступительных экзаменов.
Я получила право на льготное зачисление вне конкурса, потому что выиграла перечневую олимпиаду из списка Минобрнауки. В этой статье я расскажу, какими бывают школьные олимпиады, какие льготы они дают и как к ним готовиться.
Как вообще поступить в вуз
Поступить в вуз на бакалавриат или специалитет можно разными путями.
По результатам ЕГЭ. Для каждой специальности свой перечень экзаменов. Обычно это 3 или 4 предмета. Один из них устанавливает Минобрнауки, остальные — по выбору вуза.
Некоторые вузы вправе провести дополнительные испытания. Перечень таких вузов каждый год определяет правительство по рекомендации Минобрнауки и Рособрнадзора. Каждый год список вузов меняется, но чаще всего в перечень попадают топовые заведения: МГУ, МГИМО, СПбГУ, МФТИ.
По результатам ЕГЭ и творческого испытания. Вуз может назначить дополнительное профессиональное или творческое испытание или собеседование.
В 2018—2019 учебном году кроме творческих специальностей — актеров, режиссеров, дизайнеров и архитекторов — профессиональные испытания нужно сдать для поступления на:
По результатам внутренних экзаменов. Вместо ЕГЭ можно сдать только вузовские экзамены. Этим правом обладают люди с инвалидностью, иностранные граждане, обладатели дипломов о среднем профессиональном или высшем образовании и выпускники школы до 2009 года.
Без вступительных испытаний, то есть ЕГЭ или дополнительные внутривузовские экзамены сдавать не нужно. Такую льготу при поступлении получают:
Всерос и перечневые олимпиады
Олимпиадники до сих пор ведут ожесточенные споры: Всéрос или Всерóc
Победители и призеры заключительного этапа получают право в течение 4 лет поступить на бюджет по специальности профиля олимпиады. То есть если я хотела бы поступить на экономический факультет, мне нужно было выиграть Всерос по экономике.
На первых этапах Всероса достаточно хорошего знания школьного предмета. С регионального этапа задания усложняются. Школьникам уже требуются доскональное знание материала, широкая эрудиция и творческое мышление.
Перечневые олимпиады. Другой тип олимпиад — перечневые. Это олимпиады из списка, который каждый год устанавливает Минобрнауки. Перечневые олимпиады состоят из двух этапов: заочный и очный. Часто их организуют вузы. Например, «Покори Воробьевы горы!» и «Ломоносов» — олимпиады МГУ, «Высшая проба» — НИУ ВШЭ.
Решение о приеме выпускников по результатам олимпиад из перечня каждый вуз принимает самостоятельно: за один и тот же результат один вуз может принять без вступительных экзаменов, другой — дать 100 баллов за предмет.
Базово олимпиады из перечня делятся по уровням:
У победителей олимпиады тоже есть градация: они получают диплом I, II или III степени. Это как 1, 2 и 3 места: I степень — победители олимпиады, II и III — призеры. Чем выше уровень олимпиады и диплома, тем больше льгот. В зависимости от вуза перечневая олимпиада может дать:
Учебные заведения могут каждый год менять правила рассмотрения результатов перечневых олимпиад. Актуальную информацию лучше всегда проверять на сайтах вузов.
Моя история с олимпиадами. Я участвовала в олимпиадах с начальной школы. Сначала просто проходила для галочки, потому что была хорошей ученицей и не хотела подводить классного руководителя.
В средней школе вузовские олимпиады сориентировали меня в мире профессий: сначала я хотела быть дипломатом, потому что они много путешествуют. Я решала задания по международным отношениям и географии, но поняла, что это не мое. Потом я хотела стать журналистом: ходила на олимпиады по журналистике и литературе, но там мои творческие способности никто не оценил.
К старшей школе я поняла, что мне нравится история и иностранные языки. Я сделала упор на эти предметы и участвовала во всех олимпиадах по ним в 11 классе.
Куда я хотела поступить
Я хотела учиться в престижном вузе на нетехнической специальности. Родители хотели, чтобы я училась в Москве или за рубежом. Они были готовы взять кредит на мое образование, но мне было бы неловко: высшее образование — мое желание, а не их финансовое обязательство.
Я собиралась подавать документы в МГУ, МГИМО и НИУ ВШЭ. В этих вузах высокий средний балл у зачисленных на бюджетные места. В 2016 году мне нужно было получить минимум 87,1 балла за каждый экзамен.
Забегая вперед, мой средний балл за ЕГЭ без учета олимпиад был 82,5. Для поступления на мою программу мне не хватило бы 14 баллов: всего у меня было 330 баллов, а проходной начинался с 344.
Специальность. В 11 классе я не знала точно, на кого буду поступать. Мне нравились история, обществознание, иностранные языки. С таким набором можно подавать документы на истфак, религиоведение, политологию, международные отношения, социологию, юрфак, лингвистику, философию, культурологию — и это еще не все. Информация по другим предметам и направлениям подготовки — в приказе Минобрнауки от 04.09.2014 № 1204.
За месяц до ЕГЭ я определилась с факультетом для поступления — политология в НИУ ВШЭ. Получилось это так: в лицее мы писали научно-исследовательские работы. После защиты мне предложили подать мою работу на конференцию в Вышку. Мне понравилась атмосфера и преподаватели. Особенно понравился факультет социальных наук.
Я изучила на официальном сайте учебные курсы каждой образовательной программы. Больше всего понравились политология и социология. Для социологии нужно было сдавать профильную математику на выпускных экзаменах, но запись на сдачу закончилась в декабре, поэтому я не смогла бы подать документы.
Правила приема. В каждом вузе свои правила приема. Обычно их публикуют на отдельной странице для абитуриентов. Предметы по каждой специальности имеют разный приоритет. Например, для поступления на политологию в Вышку нужно принести результаты ЕГЭ по истории, обществознанию, иностранному и русскому языку — в порядке приоритета. Если у двух абитуриентов будет одинаковое количество баллов, возьмут того, у кого выше результат по истории.
За интеллектуальные и спортивные достижения можно получить особое право при поступлении — прием без вступительных испытаний. Я не планировала участвовать в Олимпийских играх, первенствах Европы или мира, поэтому решила попробовать свои силы в учебных состязаниях.
олимпиад в перечне на 2018—2019 учебный год. 2 года назад их было 176
Подготовка к олимпиадам
Моя подготовка состояла из двух частей: подтягивание базовых школьных знаний и натаскивание на олимпиадных заданиях.
По иностранному языку и обществознанию мои результаты были неважными: я не прошла ни на региональный этап Всероссийской олимпиады, ни в очный этап вузовских олимпиад. Поэтому во втором полугодии 11 класса я больше сконцентрировалась на олимпиадах по истории.
Я прошла на регион и была приглашена в финал олимпиады «Ломоносов» по истории и политологии, «Высшей пробы» по истории и востоковедению, Московской олимпиады школьников по истории.
В олимпиадных заданиях важно знать критерии оценки. Лучше всего с ними знакомиться на примерах заданий прошлых лет. Я делала так: засекала время, как на олимпиаде, решала задания, а потом проходилась по ключам. Сначала было тяжело: мне не хватало знаний, я не соблюдала структуру и писала медленнее, чем нужно было.
Я тратила разное время на подготовку, но старалась садиться за историю не меньше, чем на час каждый день. За неделю до регионального этапа я вместо школы шесть дней провела в библиотеке. Учителя ругались, но все же шли навстречу: я проходила минимальный контроль знаний, а потом снова возвращалась к подготовке к олимпиадам и ЕГЭ.
Вот какие рекомендации могу дать по подготовке к олимпиаде по истории.
Изучать карты сражений, присоединений территорий, изменения внутренних границ регионов. Начиная с муниципального этапа, на Всеросе есть задания на историческую географию. Также этот навык пригодится на ЕГЭ.
Смотреть и запоминать портреты исторических деятелей. Это частое задание в олимпиадах — обидно терять баллы за него. У меня была флешка, где я создала папки по векам, куда сохраняла все портреты деятелей, которых встречала по ходу изучения исторического периода. Потом включала режим слайд-шоу и гоняла изображения, пока не запомнила все.
Изучать культуру. Обычно за задания с картинами, архитектурой, литературой или фильмами получают меньше всего баллов. Запоминать это сложно. Я запоминала «механически»: рисовала от руки важные памятники, читала содержания произведений и смотрела фильмы.
Общаться с ребятами из олимпиадного движения. Во Вконтакте очень развиты группы обсуждения олимпиад. В них часто ищут единомышленников для совместной подготовки.
Мне такой формат не подошел, но я общалась с несколькими ребятами, с которыми познакомилась на занятиях подготовки московской команды по истории. Мы обменивались с ними найденными материалами, поддерживали друг друга во время состязаний и вместе обсуждали поступление.
Смотреть памятные даты. В олимпиадах любят давать задания на события, которым исполнилась круглая дата в этом году. Например, на олимпиаде 2017 года по истории российской государственности было задание про выборы в Учредительное собрание, которые проходили 100 лет назад.
Как проходят перечневые олимпиады
Заочный этап перечневой олимпиады состоит из нескольких заданий, которые нужно выполнить дистанционно. Обычно на их решение дают ограниченное количество времени, но есть и олимпиады, где можно сдавать работу в течение нескольких дней. Многие гуглят ответы во время этого этапа или даже решают его вместе с учителем на уроке. Иногда время начала состязания совпадает с расписанием в школе, поэтому нужно уметь договориться о временном отсутствии на занятиях.
Иногда на олимпиаду просят принести с собой распечатанный титульный лист и бумагу для черновика. Писать в нем я рекомендую только тем, кто хорошо умеет контролировать время. Задания, не перенесенные на бланк, обычно не проверяют, а терять баллы из-за собственной нерасторопности обидно.
Отвечать нужно строго по заданию, писать максимально разборчивым почерком. Лучше не пытаться списать, но это дело совести каждого. Если поймают на списывании — удалят из аудитории и аннулируют работу.
На результаты олимпиады можно подать апелляцию. На мой взгляд, на перечневых она проходит более спокойно, чем на Всеросе или ЕГЭ. По некоторым олимпиадам можно апеллировать через интернет: в формате чата или по Скайпу.
Какую олимпиаду я выиграла
У меня получилось занять призовые места в двух олимпиадах.
Московская олимпиада школьников по истории. Дистанционный этап проходил в декабре. Было две части: «А» и «Б». В части «А» был тест с выбором одного ответа и вопросы с кратким ответом, в «Б» — работа с источниками и вопросы с подробным ответом. Проходной балл был от 110. У меня было 127 баллов: 58 — за первую часть и 69 — за вторую.
Очный этап проходил в марте и шел 3,5 часа. В нем мне помог разбор ошибок после участия во Всеросе: я хорошо справилась с проектом по русско-японской войне и работой с миниатюрами из Лицевого летописного свода.
Олимпиада «Ломоносов» по политологии. Отборочный этап проходил дистанционно в два тура. Задания были похожи на те, что бывают в олимпиаде по истории российской государственности. Они показались мне простыми.
На заключительном очном этапе меня ждал неприятный сюрприз: задания очень отличались от того, что я решала дистанционно в отборочном этапе. Там была смесь из истории, обществознания и географии.
Меньше всего я была готова к эссе. Нужно было дать оценку высказыванию Валерии Новодворской. Поскольку я изучала историю последовательно по годам, то на момент написания олимпиады с темой 90-х годов была знакома очень поверхностно.
Еще было немного обидно, что варианты сильно отличались. Например, вместо государственных символов во втором варианте нужно было сопоставить ученых и их направление деятельности или изобретение. По географии мы не учим государственную символику всех стран мира, а изобретения и имена ученых есть в обязательной программе по всемирной истории. Поэтому, на мой взгляд, сопоставить государственные символы сложнее.
Поступление по результатам олимпиады
Когда получены все дипломы олимпиад, новое испытание — сдать ЕГЭ на нужный балл. Часто олимпиадники пренебрегают подготовкой и теряют право на поступление без вступительных испытаний.
Я была очень рада, что у меня все получилось с олимпиадой, но не забывала про ЕГЭ. На самом экзамене очень нервничала, а когда сразу после окончания по памяти проверяла ответы, в панике писала знакомым: «О нет, я не набрала 75 баллов!» Волнения были напрасны: я набрала 89 баллов из 100 и смогла удержать право на бюджетное место.
Для выпускников со льготами на поступление прием документов заканчивается раньше основного потока. До этого времени нужно окончательно определиться с факультетом и образовательной программой и принести оригинал аттестата. При подаче документов право на поступление без вступительных испытаний можно использовать только один раз по одному диплому. Для этого нужно предоставить оригинал диплома или распечатанную копию из личного кабинета Российского совета олимпиад школьников.
29 июля 2016 года меня зачислили на бюджет образовательной программы «политология» в НИУ ВШЭ. Я добилась своей цели — получила право на поступление без экзаменов с помощью перечневой олимпиады. Надеюсь, что при должном упорстве у других старшеклассников тоже получится.
Конкурс при поступлении в вузы – ранжированные списки
Конкурс при поступлении в вуз – это отбор абитуриентов для зачисления на бюджетные или платные места. Он проводится на основании учебных достижений поступающих и с учетом социальных льгот, которые могут быть у некоторых категорий абитуриентов. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Что учитывается в конкурсе
Главный критерий отбора будущих студентов любой формы обучения на бесплатных и контрактных отделениях – это результаты ЕГЭ, которые засчитываются вместо вступительных экзаменов. Чтобы участвовать в конкурсе на поступление в вуз, на Едином госэкзамене надо набрать проходные баллы – то есть достичь результатов, достаточных для того, чтобы высшее учебное заведение приняло документы. Но это далеко не всё, на что смотрят вузы при проведении конкурса. Итак, по порядку.
Для поступления на каждую специальность вузы в своих правилах приема устанавливают определенный набор предметов, чаще всего их три, иногда учебное заведение считает нужным увидеть результаты испытаний по четырем учебным дисциплинам. Для абитуриентов творческих, спортивных, военных направлений университеты, институты и академии могут проводить еще и дополнительные экзамены творческой или профессиональной направленности (ДВИ). Их результаты оцениваются, как правило, тоже по стобалльной шкале. В конкурсе абитуриент участвует с суммой баллов, набранных на ЕГЭ, а на «непростые» специальности к ним прибавляется оценка за ДВИ.
Внутренние экзамены вузов
Абитуриенты, не сдававшие ЕГЭ (те, кто получил аттестат по итогам ГВЭ*; поступает после колледжа или на второе высшее), вместо «единого» сдают нужные предметы прямо в вузе. Учебное заведение само проверяет и оценивает работы по стобалльной системе. С этими результатами абитуриенты, не имеющие баллов за ЕГЭ, участвуют в конкурсе наравне с остальными поступающими. Конечно, если в вузе есть ДВИ, и абитуриент их сдавал, эти результаты тоже идут в общую копилку.
*В 2021 году выпускники, сдававшие ГВЭ-аттестат, не могут поступать в вузы, даже по внутренним экзаменам. Эта норма касается только одиннадцатиклассников, традиционно имеющих право сдавать ГВЭ вместо ЕГЭ.
Олимпиады
Есть и абитуриенты, которые могут поступить в вуз «вне конкурса» – без экзаменов. Они имеют право не сдавать ни ЕГЭ, ни внутренние испытания. Такие привилегии эта особая категория поступающих получает за победы в предметных и спортивных олимпиадах высшего ранга. «Вне конкурса» – определение условное, так как олимпиадников все равно вносят в общий ранжированный список абитуриентов.
Льготы и квоты
Еще у одной категории абитуриентов есть другие преимущества: эти кандидаты на статус студента могут пользоваться преимущественным правом на зачисление или поступать по целевой и особой квотам на специально выделенные для каждой группы места.
Абсолютно все абитуриенты: и сдававшие ЕГЭ, и проходившие вступительные испытания в вузах, и победившие в олимпиадах, и получившие целевое направление, и социально незащищенные – могут добавить к своим результатов 10 дополнительных баллов за личные достижения.
С этим багажом академических достижений и социальных льгот такие разные абитуриенты и участвуют в конкурсе при поступлении в вузы. Как же высшие учебные заведения составляют списки поступающих и отбирают лучших из лучших?
Условия поступления
Для начала вуз распределяет абитуриентов по группам, согласно условиям поступления, которые они указали в своих заявлениях. Условий приема на учебу может быть 7:
Вузы могут устанавливать разный уровень минимальных баллов для подачи заявлений в головной вуз и его филиалы, на бюджет и на договор.
Дальше – среди подавших заявления на определенное направление подготовки самое значимое деление: на поступающих на бюджет и на платную учебу. Внутри этих двух групп абитуриентов распределяют по комплексу других условий:
С учетом всех этих условий составляют ранжированные списки абитуриентов, раздельные для определенных условий поступления.
На примере. Семь абитуриентов пришли поступать в один вуз на журналистику:
Первые четыре абитуриента попадут в один общий для них конкурсный список (с учетом предварительных результатов раздельного отбора среди льготников и квотников); пятый, шестой и седьмой – в три отдельных: для поступающих в филиал; на заочную учебу; на платное обучение. После этого начинается самое интересное – ранжирование абитуриентов в списках.
Как ранжируются конкурсные списки
Все претенденты на очные бюджетные места попадают в один список, независимо от того, поступают они по льготам (особым правам) или на общих основаниях.
В итоге может получиться так, что все бюджетные места займут победители олимпиад и поступающие по квотам. Тогда у абитуриентов, претендовавших на поступление по ЕГЭ, остается вариант участия в конкурсе на платную или заочную учебу. Поэтому стоит подстраховаться и, если конкурсная ситуация напряженная, подать заявления еще и на альтернативные варианты обучения – заочно на бюджете (если заочка есть на специальности) или очно, но платно. Формы учебы не считаются отдельной позицией при подсчете количества поданных заявлений в одном университете или институте по обновленной формуле «5 вузов, от двух направлений в каждом».
Шансы на поступление можно оценить сразу после того, как 27 июля вузы публикуют конкурсные списки. Если на специальности всего 10 бюджетных мест, а первые шесть-семь позиций занимают поступающие без экзаменов, еще по одной у целевиков и абитуриентов-льготников, и все они подали согласие на зачисление, то лучше сразу подыскать другой вариант, не дожидаясь приказа о зачислении поступивших на приоритетном этапе приема.
7 способов получить дополнительные баллы при поступлении в вуз
При зачислении в вуз учитываются не только результаты ЕГЭ и внутренних экзаменов: получить до 10 дополнительных баллов поможет и призерство в спортивных соревнованиях, и волонтерская деятельность, и даже значок ГТО.
Для всех достижений действуют следующие правила:
Вот что можно сделать прямо сейчас, чтобы летом увеличить шансы поступить в вуз.
Получить спортивное достижение
Баллы начисляют только за победы в наиболее важных спортивных мероприятиях: победа и призерство на Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских играх и чемпионатах Европы, а также первенство в мире и Европе в неолимпийских видах спорта — например, капоэйре, игре в дартс или компьютерному спорту.
В качестве подтверждения достижений можно использовать грамоты, сертификаты или дипломы. Срок давности этих достижений в законе не установлен: если вы успели получить приз еще несколько лет назад, его можно будет использовать при поступлении.
Такие достижения доступны только профессиональным спортсменам. Для всех остальных абитуриентов предусмотрена другая возможность: в некоторых вузах дополнительные баллы могут принести спортивные разряды или звание кандидата в мастера спорта.
Заработать значок ГТО
«Готов к труду и обороне», или ГТО, — всероссийская акция популяризации здорового образа жизни. Она существовала в советское время до 1991 года, но в 2014 году президент возобновил ее действие.
Участники акции, которые успешно сдают спортивные нормативы, получают знаки отличия: золотой, серебряный или бронзовый значок. Это пригодится при поступлении в вуз: раньше баллы начисляли только за золотой значок, но сейчас может учитываться любое достоинство.
В приемную комиссию нужно будет принести или удостоверение к значку, или выписку о награждении из приказа Министерства спорта РФ: обычно ее заверяет региональный министр. Некоторые вузы добавляют баллы даже на основании скриншота из личного кабинета с сайта регистрации на ГТО.
Нормативы ГТО зависят от возраста. Всего предусмотрено 11 возрастных ступеней: от 6—8 лет до 70 и старше. Выпускники школ примерно входят в следующие ступени:
Еще нормативы различаются по полу: мальчикам 13—15 лет для получения золотого значка нужно пробежать два километра за 8 минут 10 секунд, а девочкам дается на эту задачу 10 минут.
Сдать нормативы в первом классе и использовать их для поступления после одиннадцатого не получится. Вот по каким правилам засчитывают значки в приемных комиссиях:
Это единственное достижение, к которому в порядке приема прописано минимальное значение начисляемого балла: вуз не имеет права давать за это достижение 1 балл, минимум 2.
Окончить школу или колледж с отличием
Претендовать на дополнительные баллы могут и те абитуриенты, кто окончил школу только с пятерками в аттестате и сдал ЕГЭ по русскому и профильной математике не меньше чем на 70 баллов. Если выпускник сдавал математику базового уровня, нужна оценка «отлично».
Такие абитуриенты получают аттестат или диплом об образовании с отличием. До 2012 года выдавали аттестаты и дипломы с записью «для награжденных медалью»: их тоже могут засчитать в качестве индивидуального достижения, но сейчас получить такой аттестат уже не получится.
Порой формулировка «для награжденных медалью» сбивает абитуриентов с толку: медалисты думают, что дополнительные баллы дают за медали, а не за аттестат. Но за медали — региональные, федеральные, губернаторские, в целом выданные кем бы то ни было — вузы не начисляют баллы. Смотреть нужно только на формулировку в документе об образовании.
Можно быть награжденным московской медалью «За особые успехи в обучении», но не иметь аттестата с отличием — и, соответственно, не получить дополнительных баллов при поступлении. Этой медалью награждаются выпускники столичных школ, проходящие хотя бы по одному из критериев:
Стать волонтером
Вузы имеют право начислять дополнительные баллы и за волонтерскую деятельность, но какие именно программы подойдут и сколько часов должен отработать абитуриент перед поступлением — каждая приемная комиссия определяет самостоятельно.
п.1 ст. 2 135-ФЗ — все цели волонтерства
Подтвердить такое достижение можно с помощью волонтерской книжки, которую можно получить, например, через сайт «Добро» — там же можно записаться на то или иное мероприятие в качестве волонтера. Например, помочь бездомным животным или принять участие в вебинарах в сфере экологии.
В каждом регионе свои правила получения волонтерской книжки, их устанавливают органы власти, ответственные за молодежную политику. Например, в Москве этим занимается ресурсный центр «Мосволонтер»: чтобы в волонтерскую книжку внесли запись о проектах, нужно принести в центр благодарности или рекомендательные письма от организаторов благотворительных мероприятий.
Поучаствовать в олимпиаде
Некоторые олимпиады позволяют поступить в вуз без экзаменов или по крайней мере получить 100 баллов за один из предметов вместо ЕГЭ или за дополнительные вступительные испытания профильной, творческой или профессиональной направленности. Это непросто: такие олимпиады обычно состоят из нескольких уровней, а привилегии при поступлении получают только победители и иногда призеры финала.
Попытаться пройти в вуз без экзаменов в любом случае стоит, но если не получилось дойти до конца, это еще не значит, что за олимпиаду нельзя получить дополнительные баллы. Дело в том, что закон не ограничивает вузы в выборе олимпиад и конкурсов, за которые можно учитывать дополнительные баллы, а также позволяет начислить баллы даже за участие. Так что даже из провального выступления на олимпиаде можно извлечь пользу: главное — выбрать вуз, который засчитывает именно это соревнование.
Сроки участия в олимпиаде определяет тоже вуз. Хотя обычно речь идет о последнем годе перед поступлением, теоретически в приемной комиссии могут принять грамоты и дипломы, полученные и раньше.
Написать итоговое сочинение
Итоговое сочинение пишут большинство выпускников школ РФ. Оно служит допуском к государственной итоговой аттестации, ЕГЭ — ее самая распространенная форма.
Как правило, вузы не учитывают это достижение, иначе проходной балл повысился бы почти для всех поступающих. Но иногда такое все-таки бывает.
Если вуз принимает сочинение, абитуриенту не нужно предоставлять работу: вуз сам найдет ее в единой базе выпускников. Как правило, учебное заведение не перепроверяет сочинение, а лишь ставит определенный балл за наличие.
Победить в «Абилимпиксе»
«Абилимпикс» — это международный чемпионат по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. В испытания входит множество областей — от выпечки осетинских пирогов и бисероплетения до кирпичной кладки и веб-дизайна. Баллы за достижение могут начислить победителям в любой категории.
В 2021 году отборочный этап конкурса проходил с 4 по 17 октября. Чтобы узнать об актуальных датах в следующем году, нужно следить за новостями на официальном сайте.