Что значит позиция автора в тексте
что такое авторская позиция??
— понимание и оценка писателем характеров людей, событий, идейных, философских и нравственных проблем, поставленных в литературном произведении.
Не следует отождествлять авторскую позицию с логическими, ясно и однозначно сформулированными суждениями. Даже если в произведении есть рассуждения писателя о каких-либо проблемах или прямые идейно-эмоциональные оценки персонажей и событий, позиция автора всегда шире подобных суждений и оценок.
Оценки, которые писатель дает различным фактам жизни, людям, философским и моральным принципам, даже общественным системам, — это, прежде всего, оценки в образной форме. Авторская позиция проявляется, например, в отборе фактов, в том, в каких ситуациях автор показывает персонажей, как построен сюжет, какие точки зрения на людей и события выражены в произведении. Иногда сами писатели настаивают, что для них важен даже «ритм» произведения — его нарушение разрушает авторский замысел. Словом, авторская позиция проявляется во всех основных сторонах литературного произведения.
Особенно сложно анализировать авторскую позицию в произведениях тех писателей, которые избегают прямых авторских оценок. Они как бы «растворяются» в повествовании, стремясь к максимальной объективности. На первый взгляд, такие писатели, как И. С. Тургенев или А. П. Чехов, предоставляют читателю самому оценивать происходящее, самому определять свои симпатии или антипатии. Но и в «объективных» произведениях, разумеется, выражена авторская позиция. Ее в какой-то мере проясняют элементы формы этих произведений: сюжет, композиция, художественная речь.
Модальный план текста.
-оценочная лексика
-риторические вопросы
-риторические восклицания
-многоточие
-порядок слов
-вводные слова
-модальные слова и частицы
-лексические повторы и т. д.
Будьте внимательны!
Вы формулируете авторскую (не свою! ) позицию. Не приписывайте автору мысли, которых нет в тексте.
Авторская позиция в тексте и её обоснование
Просмотр содержимого документа
«Авторская позиция в тексте и её обоснование»
Позиция автора. Согласие с ней / несогласие. Обоснование своей точки зрения.
Что помогает найти позицию автора?
*Даже если автор ничего не говорит о своем отношении к герою, а герой поступает с вашей точки зрения неправильно, совершает дурные поступки, то автор, скорее всего, думает так же.
*учитывать отношение автора к проблеме: позитивное, негативное, нейтральное, двойственное
* Учитывать настроение автора: ирония, сарказм, грусть, радость и т.д.
Как можно сформулировать позицию автора?
* помним, что обязательно в отдельном абзаце должно это быть
Клише для формулировки авторской позиции
* Я обычно использую это: Таким образом, позиция автора заключается в следующем: автор (имя) говорит о том, что… (можно цитатой из текста) Или: Позиция автора ясна: ФИО считает, что (ответ автора на проблему).
Отношение к позиции автора и обоснование этого отношения
Синонимы к термину обоснование:
Я согласен / не согласен с позицией автора
И далее обязательно нужно сформулировать свой тезис, и лишь потом обосновать свою позицию.
Я согласен с позицией автора и считаю, что….
* Нужно аргументировать не истинность тезиса, а его ценностное значение (его важность, актуальность)
Горе-аргументы из своего опыта:
Лучше пусть это будут
Позиция автора
Авторская позиция – это авторское размышление над проблемой, главный вывод, то, что хотел сказать автор.
Проблема и комментарий – это своеобразный вопрос о смысле текста, а авторская позиция – ответ на этот вопрос. Поэтому проблема и позиция тесно связаны, авторское мнение должно полностью соответствовать поставленной проблеме, а не касаться чего-то другого, о чем вы не пишете.
Как же найти эту позицию?
Во-первых, будьте готовы к тому, что не все тексты могут быть от первого лица (я), поэтому не всегда легко найти то, что думает конкретно автор. В этом случае его мнение может быть заложено в диалоги героев текста или в рассуждения.
В-третьих, обращайте внимание на такой прием, как ирония: часто позиция автора может быть не буквальной. (Например: ««Береги честь смолоду»,— завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». «А зачем?» — спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни. Зачем беречь товар, на который есть спрос: если мне за эту самую «честь» хорошо заплатят, то я её продам». В этом случае позиция автора такая же, как и высказывание Пушкина.)
В-четвертых, встречаются тексты, где авторская позиция не выражена конкретной фразой. Тогда вам нужно сопоставлять фрагменты текста, искать общие смысл и вывод.
На картинке – основные лексические средства, с помощью которых можно определить позицию автора.
Авторская позиция – это третий абзац вашего сочинения. В нем должно быть 2-3 предложения и, главное, прямая или косвенная цитата из текста (при возможности точно определить фразу, отображающую мнение автора). Если конкретную цитату подобрать нельзя, то, как мы уже писали, лучше всего сопоставить фрагменты текста, определить основную мысль о том, как относится к проблеме автор текста, и сформулировать полученное в 2-3 предложениях.
Возможные варианты обозначения авторской позиции можно увидеть на картинке. Напоминаем, что вовсе не обязательно использовать их в том виде, в котором они даны. Импровизируйте, смешивайте фразы, добавляйте свое!
Как найти позицию автора к проблеме (ЕГЭ по русскому языку)
В статье мы даем подробный рассказ о том, как найти позицию автора к проблеме (ЕГЭ по русскому языку). Как известно, на ЕГЭ дорог каждый балл, ведь он может приблизить к поступлению в желаемое учебное заведение. Правильно определенная позиция автора принесет один балл выпускнику. Но если ее не указать, или определить неверно, можно лишиться и нескольких баллов. Так что читайте внимательно и делайте заметки.
Что такое авторская позиция?
Авторская позиция — это его взгляд на поднятую в тексте проблему. Другими словами, это основная мысль текста. Авторская позиция — это ответ на вопросы:
Как выявить авторскую позицию?
В зависимости от темы текста авторскую позицию бывает сложно определить, а бывает и просто. Однако она есть всегда. Поднимая определенную проблему, автор так или иначе выражает к ней свое отношение. Все тексты на ЕГЭ достаточно просты в понимании. Если после первого прочтения теста позиция автора осталась неясной, перечитайте его еще раз. Возможно, вы просто отвлеклись от сути именно в том месте, где указано авторское отношение к проблемному вопросу. Позиция автора в тексте может быть выражена двумя способами:
Выражена прямо
В этом случае отношение автора к проблемному вопросу прослеживается на протяжении всего текста и может быть сформулировано в конкретном предложении. С первых строк нам становится понятно, как автор относится к герою или его поступку, или же в финале текста автор говорит о своем отношении к проблеме. Мы можем увидеть авторское отношение в конкретном предложении.
Выражена косвенно
Иногда авторское отношение трудно определить. Оно может крыться в каких-либо фразах, в отношении к герою других действующих лиц, в лексике автора текста. Если позицию определить трудно, обратите внимание на мелочи. В этом случае от вас потребуется умение видеть скрытый смысл, понимать иронию, расшифровывать сложные метафоры.
Обратите внимание на задание 26, в котором представлена рецензия на текст. Обычно в этом задании указано и отношение автора. Причем здесь же есть и средства, с помощью которых автор выражает свое отношение к проблеме. Эту рецензию можно взять на вооружение при написании авторской позиции. Но здесь нужно быть очень внимательным. Используйте эти сведения лишь в том случае, если вы уверены в правильности ответа на это задание.
Средства выражения отношения автора к проблеме
Понять то, о чем же говорит автор, что он хочет выделить, на что обратить внимание, можно с помощью анализа текста. Не смогли найти позицию, не отчаивайтесь. Обратите внимание на то, как автор говорит о героях своего текста, с каким чувством он описывает случай, произошедший с ним. Всмотритесь в эти конструкции:
Оценочная лексика
С помощью слов автор может выражать оценку конкретным явлениям: как положительную, так и отрицательную. Слова замечательный, чудесный, прекрасный и др. указывают на положительную оценку.
Слова плохой, нелепый, пугающий и другие дают понять, что автору это не нравится.
Вводные слова
Как известно, вводные слова подразделяются на несколько групп по своему значению. Среди них есть группа слов, выражающих отношение говорящего к определенным явлениям. Если автор употребляет такие слова как к сожалению, к несчастью, то он негативно относится к тому, о чем говорит. Если же в тексте встречаются вводные слова ко всеобщей радости, к счастью, то автор положительно смотрит на проблему.
Средства выразительности
Если в тексте употребляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, значит автору симпатизируют описываемые явления и предметы. Использование тропов может свидетельствовать о восторженности автора. Если же в тексте наблюдаются многоточия, автор, скорее всего, недоумевает, или не может найти решение проблемы.
Побудительные предложения
Побудительные предложения содержат призыв к действию. Если они присутствуют в тексте, значит автор обеспокоен сложившейся ситуацией и призывает нас к участию в решении проблемы (Берегите природу. Звоните и пишите родителям чаще! Помогайте нуждающимся).
Вы должны не просто сказать, хорошо или плохо автор относится к проблеме. Исходя из того, какой была сформулированная проблема, нужно развернуто сказать о том, что думает автор по этому поводу, как бы поступил он, что советует сделать нам.
Как автор может относиться к проблеме
Взгляд автора на поднимаемую проблему может быть различным:
В некоторых текстах повествование ведется не от лица автора, а из уст рассказчика, то есть от первого лица. Учтите, что отношение автора и героя-рассказчика к проблеме может не совпадать. Поэтому следует разграничить мысли рассказчика и авторские замечания.
Как сформулировать позицию автора
Не забывайте о том, что позиция автора – это ответ на вопрос, обозначенный в первом абзаце. Поэтому обязательно проверьте, соответствует ли сформулированная вами позиция автора поставленному вопросу. Если нет, значит вы неверно ее указали.
Используйте речевые шаблоны:
Сначала найдите позицию автора, то есть основную мысль текста, а затем уже формулируйте проблему. Это позволит не отклониться от основной задачи сочинения и удержать мысли в одном направлении. Если вы сначала сформулируете проблему, то потом можете найти авторскую позицию по другой, и записать ее, не задумавшись об уместности этой мысли в работе. Составьте на черновике кластер, содержащий следующие сведения:
Примет 1 → Пример 2
Такая схема будет полезной при соединении своих мыслей в единое целое.
Найдем позицию автора вместе
Для нахождения авторской позиции предлагаем потренироваться на двух распространенных текстах из открытого банка заданий ЕГЭ.
Текст о рябинке
В тексте Н. Соколовой позиция автора не выражена явно, но все же она понятна. Уже само слово рябинка с уменьшительно-ласкательным суффиксом говорит о том, что автор пишет о дереве с участием, состраданием. Оно словно просит помощи у читателя. Финал текста заставляет нас задуматься о том, кто же виноват в гибели беззащитного дерева: «Виноватых нет. И рябинки тоже нет». Становится ясно, что автор хочет донести до читателя мысль о том, что природу нужно беречь. Судьба каждого деревца находится в руках человека. И лишь от человека зависит, будет природа процветать и радовать окружающих, или же будет уничтожена самими людьми.
Текст о кузнеце Василии
В тексте Е. Чеширко представлен диалог кузнеца Василия и Смерти. Нежданная гостья застала кузнеца врасплох, и он не знал, как себя вести. Чтобы понять авторскую позицию, нужно проанализировать слова главных героев, в частности Смерти. «Это вы сделали меня такой!» — вырывается восклицание из уст Смерти упрек в сторону человека. Все реплики Смерти наполнены психологизмом. Она обвиняет людей в том, что ей приходится быть свидетелем гибели порой ни в чем не повинных существ. Автор хочет сказать, что люди должны задуматься над своим поступками, перестать быть жестокими.
Люди должны понять, что они сами виноваты во всех бедах, которые с ними приключаются. Люди должны перестать враждовать друг с другом, должны быть человечнее. Ведь дорога в рай давно заросла травой, потому что по ней давно никто не ходил.
Оказывается, что найти позицию автора не так и сложно. Изучение методических рекомендаций по этому вопросу развеет сомнения и недопонимание выпускников. Если вам была полезна прочитанная статья, оставьте комментарий. Если же вы в чем-то не разобрались, прочитав ее, тоже напишите нам. Удачи в творческом поиске!
Как написать сочинение в задании С1? Часть 4
Что такое позиция автора?
Итак, в начале сочинения мы сформулировали одну из проблем, над которой размышлял автор текста. Затем в комментарии мы показали, как именно раскрывается эта проблема в исходном тексте. Следующий этап — выявление позиции автора.
Авторская позиция — это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.
Помните, что если проблема текста — это некоторый вопрос, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы.
Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны:
Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.
Как выявить позицию автора?
Авторская позиция проявляется, прежде всего, в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Следовательно, читая текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения (см. таблицу на следующей странице).
При выявлении авторской позиции важно учитывать, что в тексте может использоваться такой приём, как ирония — употребление слова или выражения в таком контексте, который придаёт слову (выражению) прямо противоположное значение. Как правило, ирония — это осуждение под видом похвалы: Боже мой, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу! Но, увы! Я не служу и лишён удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников (Н. Гоголь). Буквальное прочтение иронических высказываний ведёт к искажённому пониманию содержания текста и авторского замысла.
Кроме того, доказывая свою точку зрения, многие авторы отталкиваются от различных высказываний своих реальных или возможных оппонентов, т. е. приводят высказывания, с которыми не согласны: «Береги честь смолоду»,— завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». «А зачем?» — спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни. Зачем беречь товар, на который есть спрос: если мне за эту самую «честь» хорошо заплатят, то я её продам (С. Кудряшов). К сожалению, ученики часто приписывают подобные высказывания самому автору, что ведёт к неправильному пониманию авторской позиции.
Позиция автора может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращениях к читателю и т. п.) или косвенно (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств).
Например, в приведённом ниже тексте В. Белова авторская позиция не выражена словесно и может быть выявлена лишь при внимательном прочтении фрагмента и сопоставительного анализа всех его частей.
Всё уже узнано за две недели после возвращения в родную деревню, всё обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. Я думаю: зачем бередить прошлое? Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? Всё ушло навсегда — хорошее и плохое, — плохое не жалко, а хорошего не вернёшь. Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.
Надо быть современным.
Надо быть безжалостным к прошлому.
Довольно ходить по пепелищам Тимонихи, сидеть на опечках. Надо помнить о том, что день и ночь на земле — как говорил Хикмет — работают реакторы и фазотроны. Что одна счётная машина действует быстрее миллиона колхозных счетоводов, что.
В общем, не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо.
Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. Бегу по лестнице. В заулке озираюсь по сторонам.
Наш дом выдался из посада вниз, к реке. Как во сне подхожу к нашей берёзе. Здравствуй. Не узнала меня? Высокая стала. Кора лопнула во многих местах. Муравьи бегают по стволу. Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы. Вершина стала выше трубы. Не бели, пожалуйста, пиджак. Когда я тебя искал с братом Юркой, ты была хилая, тоненькая. Помню, была весна и твои листочки уже проклюнулись. Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. Мы с братом нашли тебя в поскотине на вахрунинской горе. Помню, кукушка куковала. Оборвали мы у тебя два больших корня. Несли через лавы, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном. Посадили, вылили два ведра воды. Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. А где ты взяла эту силу под зимним окном? Надо же так вымахать! Уже выше отцовского дома.
Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева. (По В. Белову )
На первый взгляд, автор призывает отказаться от прошлого в пользу современности: «Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому». Однако истинное отношение автора к прошлому проявляется в его трогательных воспоминаниях о берёзе, которые по сути представляют собой живой диалог с деревом. Мы видим, что за внешним безразличием («Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева») скрыта любовь к детству, к прошлому, которое невозможно вычеркнуть из человеческой жизни.
Средства выражения позиции автора
Для правильного понимания текста важно также различать понятия автор и рассказчик (повествователь). Автор художественного произведения может вести свой рассказ от своего лица или от лица кого-то из персонажей. Но первое лицо, от имени которого написано произведение, — это всё-таки рассказчик, даже если писатель употребляет местоимение «я»: ведь когда автор создаёт художественное произведение, он описывает жизнь, внося свой вымысел, свои оценки, свои пристрастия, симпатии и антипатии. В любом случае не следует ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком.
Помните
позиции автора и героя-рассказчика могут не совпадать!
Такое несовпадение можно обнаружить, например, в следующем тексте.
Я до сих пор помню эту банку с тушью. С утра она стояла на столе возле отцовских чертежей, а к полудню на листе ватмана невесть откуда появилась огромная чёрная клякса, сквозь которую смутно проглядывали результаты кропотливого недельного труда.
— Сергей, скажи честно: ты пролил тушь? — строго спросил отец.
— Не знаю. Наверное, кошка.
Кошка Машка, мамина любимица, сидела на краю дивана и как-то испуганно смотрела на нас своими жёлтыми глазами.
— Что ж, придётся её наказать. С этого момента вход в дом ей заказан. Будет жить в чулане. Впрочем, может, всё-таки не она виновата? — испытующе посмотрел на меня отец.
— Честное слово! Я здесь ни при чём! — ответил я, глядя ему прямо в глаза.
Через пару дней Машка бесследно исчезла, видимо, не стерпев несправедливого изгнания из дома. Мама была огорчена. Отец же больше никогда не вспоминал этот случай. Забыл, наверное. А свой футбольный мяч я всё-таки отмыл от предательских чёрных пятен.
Тогда я был наивно убеждён: отношения между людьми важнее всего, главное — не огорчать родителей. А что касается кошки. Она просто животное, ни говорить, ни думать не умеет. И всё-таки до сих пор в любых кошачьих глазах мне видится немой укор. (Г. Андреев )
Позиция автора не заявлена прямо. Однако в размышлениях героя о своём поступке мы слышим голос больной совести. Не случайно наказание кошки названо несправедливым, а в кошачьих глазах Сергей читает «немой укор». Конечно же, автор осуждает героя, убеждая нас в том, что бесчестно и низко сваливать свою вину на другого, тем более на беззащитное существо, которое не может ответить и постоять за себя.
Автор считает, что.
Автор подводит читателя к выводу о том, что.
Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу.
Позиция автора такова.
Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом.
Автор призывает нас (к чему)
Автор убеждает нас в том, что.
Автор осуждает (кого / что, за что)
Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.
Основная цель автора заключается в том, что.
Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что.
Типичные ошибки при формулировании позиции автора
1) Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, тaм, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведёнными выше событиями, поступками героев и т.п.
2) Обращайте внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения — всё это средства выражения авторской позиции.
3) Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце своего сочинения.
4) Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами, избегая сложных метафор.
5) При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно, если это возможно. (Помните, что не в любом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора!)
Эксперт проверяет умение адекватно воспринять и правильно сформулировать позицию автора: позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т. п. отношение к рассказанному, предлагаемый ответ автора на поставленные им в тексте вопросы.
1 балл выставляется экспертом, если вы верно сформулировали позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме и не допустили фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста.