Что значит пожаловать в былине вольга и микула селянинович
«Вольга и Микула Селянинович» — краткое содержание и пересказ былины
Здесь даны основные сведения о былине «Вольга и Микула Селянинович», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев. В конце статьи указаны темы и идея этой былины.
Краткие сведения о произведении
«Вольга и Микула Селянинович» — былина, которую сложил русский народ. Она отличается от других русских былин тем, что славит мирный труд крестьян. Существует несколько вариантов этого произведения. Краткое содержание и пересказ сделаны с текста от знаменитого заонежского сказителя Трофима Григорьевича Рябинина.
Главные герои былины
Очень краткое содержание для читательского дневника
Вырос сын князя Святослава, Вольга, и собрал дружину. Она состояла из тридцати человек, считая самого молодого князя. Поехал он с дружиной собирать дань в три своих города. Услыхали они в поле скрип сохи и понукивание пахаря. Доехали до него только на третий день.
Предупредил пахарь князя, что в городах, куда он направляется, мужики разбойничают.
Узнав, что пахарь ездил в город и побил там мужиков, которые требовали денег за проезд, Вольга пригласил его с собой ехать. Землепашец согласился, а по дороге вспомнил, что не вытащил из земли соху. Попросил он князя, чтобы послал дружинников вытащить её да закинуть за куст ракиты.
Вся дружина не смогла этого сделать, а пахарь выдернул соху одной рукой и бросил за куст. Удивился Вольга силе богатырской. Спросил он крестьянина как его зовут. Ответил тот, что мужики его величают Микулой Селяниновичем.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
Сын князя Святослава Вольга захотел стать сильным, узнать мудрость. Вырос он и собрал себе храбрую дружину из двадцати девяти молодцев, сам Вольга был тридцатым.
Его дядя, киевский Владимир-князь, пожаловал ему три города: Гурчовец, Ореховец и Крестьяновец. Поехал Вольга со своими дружинниками к городам забрать дань.
Услышали они в поле, как соха поскрипывает да пахарь лошадь понукивает. Поехали к нему. Только на третий день они доехали до пахаря.
Спросил тот Вольгу куда путь держит. Ответил князь, что едет за получкою в свои города. Землепашец предупредил его, что мужики там живут разбоем, требуют деньги за проезд по дороге. Сам он был недавно в городе, купил там соли два мешка по сорок пудов. Когда мужики стали у него требовать деньги, пахарь побил их.
Князь пригласил его ехать с ним, тот согласился. Сел пахарь на свою кобылку. Поехали они по чисту полю.
Пахарь вспомнил, что оставил соху в борозде. А прохожие или проезжие мужики могут лемехи из сохи вытряхнуть, и нечем будет пахарю пахать.
Попросил он Вольгу, чтобы тот послал двух-трёх добрых молодцев из своей дружины, чтобы выдернули соху и бросили её за ракитовый куст.
Так и сделал князь, но посланные дружинники не смогли соху из земли выдернуть. Послал тогда князь десять дружинников, но и они не смогли поднять соху.
Послал Вольга всю дружину, не смогли могучие молодцы выдернуть соху из земли.
Тогда пахарь подъехал на кобылке своей к сохе, выдернул её одной рукой из земли, из лемехов землю вытряхнул да бросил соху за ракитов куст.
Поехали они дальше. Стал пахарь на своей кобылке обгонять коня Вольги. Князь закричал пахарю, чтобы приостановился. Сказал он, что была бы эта кобылка конём, за неё бы пятьсот рублей дали.
Ответил крестьянин, что заплатил пятьсот рублей за кобылку, когда она была ещё жеребёнком. Если кобылка конём бы была, не было бы ей цены.
Спросил Вольга Святославович пахаря как его зовут-величают. Ответил тот, что мужички его зовут-величают Микулушкой Селяниновичем.
Заключение к краткому пересказу
В былине «Вольга и Микула Селянинович» раскрыты темы:
Основная мысль (идея) былины: прославление крестьян, их трудолюбия и силы.
Краткое содержание былины может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.
«Вольга и Микула Селянинович» читательский дневник
«Вольга и Микула Селянинович» – старинная русская былина, в которой знатному князю Вольге Святославовичу был противопоставлен простой пахарь – могучий богатырь Микула Селянинович.
Краткое содержание «Вольга и Микула Селянинович» для читательского дневника
ФИО автора: Народ
Название: Вольга и Микула Селянинович
Число страниц: 5. «Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести». Издательство «Детская литература». 1979 год
Жанр: Былина
Год написания: Впервые былина была записана в 1860 году.
Время и место действия
Действия в былине происходили в давние времена, когда Русью правил князь Владимир, то есть, ориентировочно в XI–XII веке. Былину сочиняли на протяжении нескольких столетий, в течение которых она претерпевала изменения.
Главные герои
Вольга Святославович – молодой князь, справедливый, умный, добрый, настоящий богатырь.
Микула Селянович – пахарь-богатырь, трудолюбивый, могучий, справедливый.
Дружина – княжеское войско, молодые и сильные витязи, которые все вместе оказались слабее Микулы.
Сюжет
Вольга, сын Святослава, рос умным, хитрым, смышлёным мальчиком. Уже в возрасте семи лет он умел понимать язык зверей и птиц, плавать рыбой, летать птицей и ходить зверем. Вольга вырос настоящим богатырём, смелым и решительным. Когда его дядя, князь киевский Владимир, подарил ему три города, Вольга собрал тридцать воинов и отправился к тем городам получать дань.
Выехал отряд в поле, и тут Вольга услыхал, как пахарь на лошадку свою покрикивал, как исправно работал сохой да посвистывал. Хотел богатырь найти пахаря, да только задача эта оказалась не из простых: лишь на третий день ему удалось отыскать его. Перед глазами Вольги предстал красивый, пригожий и невероятно сильный и могучий пахарь по имени Микула, который с легкостью выкорчёвывал огромные камни и корни деревьев.
Узнав, куда богатырь держит путь, Микула предостерёг его: мол, вблизи тех городов завелись лихие разбойники, которые брали дань со всех проезжающих мимо путников. Он рассказал, как был там несколько дней назад, и ушлые мужички потребовали от него деньги, но получили от Микулы такие отступные, что горько пожалели о своей наглости.
Вольга понял, что не пропадёт с таким богатырём, и позвал могучего пахаря с собой. Выпряг Микула свою кобылу из сохи и присоединился к отряду. Лишь спустя время он понял, что допустил оплошность, оставив соху посреди чистого поля: ее могли украсть сельские мужики. Микула попросил Вольгу отправить своих молодцев, чтобы те выдернули соху из земли и спрятали её под кустом ракиты. Да только ни пять, ни десять могучих витязей не справились с этим заданием. И даже вся дружина на смогла выдернуть соху из земли. Пришлось вернуться Микуле, он одной рукой выдернул соху, забросил ее за куст, и поскакал дальше.
Как отправилась дружина в путь, Микула тотчас обогнал всех на своей кобыле. Подивился Вольга такой резвости и сказал, что будь это не кобыла, а конь, то стоил бы он не меньше пятисот рублей. Рассмеялся Микула и ответил, что пятьсот рублей он заплатил, когда кобыла была жеребёночком, а будь это конь, так и цены бы ему не было. Удивился Вольга не на шутку и поинтересовался, как же величать пахаря по батюшке. Он и ответил, что как напашет ржи, намолотит её да доброго пива сварит и угостит мужиков, то те уважительно к нему обращаются – Микула Селянович.
Вывод и своё мнение
В произведении красной нитью проходит мысль, что истинной солью земли является простой, работящий человек, на котором и держится государство. Крестьянский земледельческий труд должен почитаться не меньше, чем ратные подвиги. И даже простой крестьян может защитить свою землю не хуже, чем опытный и прославленный воин. Жизнь крестьянина гораздо более честная и правильная, нежели жизнь князя, который занят только поборами с зависимых людей.
Главная мысль
Важен не социальный статус, а личные качества человека, и даже простой мужик из народа может превосходить высокородного князя.
Авторские афоризмы
«…Как стал тут Вольга растеть-матереть, похотелося Вольге много мудрости…»
«…Кабы этая кобыла коньком бы была, за эту кобылу цены не было бы. »
«…Мне-ка надобна божья помочь крестьянствовати…»
«…Как орет в поле оратай, посвистывает, а бороздочки он да помётывает, а пенье-коренья вывёртывает, а большие-то каменья в борозду валит…»
«…А тут станут мужички меня похваливати: “Молодой Микула Селянинович!”…»
Толкование непонятных слов
Дружина – княжеское войско.
Сафьян – тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет.
Кафтан – верхняя, преимущественно мужская одежда.
Сляга – тонкое, долгое бревно, рычаг.
Пуд – устаревшая единица измерения массы, равная 16,38 кг.
Новые слова
Соха – земледельческое пахотное орудие.
Омешики – металлические наконечники сохи.
Борозда – длинное узкое углубление, след от плуга при пахоте.
Ракита – русское народное название ивы.
Краткое содержание «Вольга и Микула Селянинович»
Всего получено оценок: 820.
О произведении
Русская народная былина «Вольга и Микула Селянинович» впервые была записана в 1860 году. Действие былины разворачивается в давние времена, когда Русью правили князья. Случайная встреча молодого князя Вольги и простого крестьянина Микулы показала, как богата земля русская сильными, храбрыми и щедрыми людьми.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Вольга и Микула Селянинович», которое будет полезно при подготовке к уроку литературы в 7 классе.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
С ранних лет Вольга Святославович рос невероятно смышлёным, развитым мальчиком. Мудрость свою он черпал из природы и с лёгкостью понимал язык зверей и птиц.
По дороге Вольге и его дружине повстречался пахарь — оратай, который вспахивал поле и напевал весёлую песню. Вольге захотелось пообщаться с пахарем, но добраться к нему удалось лишь на третий день пути.
Пахарь оказался на редкость красивым, статным молодым мужчиной. Он был нарядно одет, а его крепкая, сильная лошадь имела богатую сбрую. Князь стал свидетелем того, с какой лёгкостью оратай выкорчёвывал из земли большие камни и корни деревьев, и поразился его силе. Он узнал, что пахаря зовут Микула.
Узнав, куда направляется Вольга Святославович со своей дружиной, Микула предупредил, что в тех краях « живут-то мужички да все разбойнички ». Он рассказал, как на днях на него напали эти разбойники, но вскоре очень пожалели, что связались с ним. Вольга предложил сильному и храброму крестьянину присоединиться к нему.
Микула « кобылу из сошки повывернул », оседлал её и присоединился к княжеской дружине. Через некоторое время он вспомнил, что оставил соху прямо в поле, и попросил Вольгу отправить несколько воинов, чтобы те спрятали соху в кустах. Однако даже все дружинники князя не смогли справиться с этой задачей. Тут подъехал Микула « на своей ли кобыле соловенькой », одной рукой выдернул соху и забросил её за куст ракиты.
Вновь вся дружина отправилась в путь, и Вольга подивился небывалой резвости крестьянской кобылы. Он сказал, что будь это конь, а не кобыла, то стоил бы не меньше пятисот рублей. В ответ Микула лишь рассмеялся. Он рассказал, что « купил эту кобылу жеребёночком, Жеребёночком да из-под матушки », и уже тогда она стоила пятьсот рублей — « кабы этая кобыла коньком бы была, За эту кобылу цены не было бы ».
Вольга Святославович уважительно поинтересовался у своего попутчика, каково его величают « по отечеству ». На что богатырь ответил, что как только он наварит ржаного пива и угостит им мужиков, то те к нему обращаются не иначе как Микула Селянинович.
Заключение
Былина учит тому, что первое суждение о людях может быть ошибочным. Простой с виду крестьянин оказывается могучим богатырём, благородным и справедливым. В отличие от князя, он честно зарабатывает на жизнь, а не занимается поборами с простых людей.
После ознакомления с кратким пересказом «Вольга и Микула Селянинович» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Тест по былине
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Чтение былины «Вольга и Микула Селянинович»
7 класс
В минуты отвлечения от реальной действительности и погружения в мир фантастический радужному воображению учителя-словесника представляется такая идеальная картина его несбывшихся мечтаний: каждый школьник, будь он с задатками математика или биолога, или имеющий склонность к физической деятельности, или даже не проявляющий заметного интереса ни к какой области знаний, ждет не дождется очередного урока литературы, потому что урок литературы для него – это возможность пройти бок о бок отрезок жизни с теми, кто изображен в произведении (пусть это будут вымышленная жизнь, вымышленные литературные герои), это надежда получить эстетическое удовольствие от эмоционального сопереживания изображенных жизненных коллизий, а для тех учащихся, которые проявляют повышенный интерес к словесности, это также и читательское приобщение к творческой лаборатории автора. Первой и совершенно необходимой ступенькой для этого является прочтение текста произведения «с толком, с чувством, с расстановкой». Среди художественных произведений, включенных в школьную программу по литературе, есть такие (например, «Слово о полку Игореве», «Пророк» А.С. Пушкина, русские былины), которые требуют от школьника специальной предварительной подготовки – тогда текст этих произведений станет доступным для учащегося и вызовет в его душе эмоциональный отклик. Каждое такое произведение требует от учителя строго индивидуального подхода к методике его преподавания. В настоящей статье хотим поделиться своим опытом прочтения текста былины «Вольга и Микула Селянинович» на уроке в седьмом классе.
Своеобразие русской былины с учебно-методической точки зрения заключается прежде всего в наличии большого количества таких слов и оборотов речи, которые современному русскому литературному языку совершенно несвойственны. Среди них имеются и такие, без объяснения которых отдельные места произведения оказываются совсем непонятными школьнику. Поэтому чтение былины должно сопровождаться (или предваряться) прежде всего лингвосемантическим комментарием. Возраст учащихся и ограниченность во времени не позволяют провести полный лингвистический анализ произведения, но некоторые языковые факты «старины», самые необходимые для понимания текста и наиболее интересные для семиклассников, учителем разъясняются. Это и устаревшие грамматические формы слов, и диалектизмы, и слова, вышедшие из употребления в силу исторических изменений в жизни людей, и несвойственные разговорному языку конструкции слов, которые создавались под влиянием своеобразной поэтической традиции сказания былин. Попутно учащиеся получают некоторые сведения о стилистических и литературоведческих элементах былины, характеризующих особенности произведения с идейно-художественной стороны, что также является необходимым условием для полноценного восприятия древнего сказания.
Считаем наиболее целесообразным изложить материал статьи в форме «стенографической» записи урока, но, разумеется, не какого-то конкретного, а обобщающего многие реальные уроки. Это позволит учителю-словеснику увидеть описываемую методику в неискаженном виде и объективно оценить ее сильные и слабые стороны; те из коллег, которые пожелают воспользоваться настоящей разработкой урока, найдут, что можно в нашем опыте изменить и исправить, чтобы усовершенствовать предлагаемую методику или приспособить ее к особенностям своего класса.
К уроку изготовляем специальный плакат на чертежном листе бумаги (см. его репродукцию), который будет хорошим подспорьем при объяснении лексического материала урока. Текст былины цитируется по «Учебнику-хрестоматии для 7-го класса общеобразовательных учреждений», автор-составитель В.Я. Коровина. 2-е изд. М.: Просвещение, 1995.
Уроки проводила Ж.И. Жителева.
Мы уже знаем следующие виды устного народного творчества: сказку, пословицу, поговорку, загадку. Сегодня к этому перечню видов произведений добавим былину. Былины – произведения русской народной поэзии о богатырях. Слово былина происходит от слова быль. В былинах, как вы догадываетесь, рассказывается о том, что было. Насколько верна ваша догадка, мы уточним на следующих уроках. А сегодня наша задача – прочитать одну из былин.
Однако прочитать былину так, чтобы увидеть, насколько она интересна, непросто, потому что былины создавались в глубокой древности и пронесли через столетия до наших дней много такого, что требует объяснения. Былину можно прочесть, если читаешь неторопливо и вдумчиво, бездумного чтения она не терпит. Поскольку былины создавались в далеком прошлом, их называют также старинами.
Показывая запись на плакате.
Вот эти слова – оратай орет – из былины, которую сегодня прочтем. Кто знает, что означает оратай? (Пахарь.) Что делает оратай? (Показываю глагол орет.) Что значит оратай орет? (Пахарь пашет.) Как думаете, существительное оратай и глагол орет – однокоренные или разнокоренные слова. «Оратай орет» – так говорили древние славяне.
Былины обычно воспевают воинские подвиги богатырей. Мы же прочтем былину о богатыре пахаре, оратае Микуле Селяниновиче. Селянинович – от существительного село. Отчество, а вернее, прозвище Селянинович указывает на то, что Микула – сельский житель, крестьянин.
Былины создавались и передавались от поколения к поколению простым трудовым народом, который на своих плечах выносил и тяготы военных подвигов, и тяжкий повседневный крестьянский труд. Через былины простые труженики пытались скрасить хотя бы в своем воображении непомерное бремя трудовых и ратных подвигов, показать величие человека труда и его превосходство над остальными. В народе любили былинных богатырей. Сейчас увидим, с какой гордостью за богатыря пахаря сказители былин рассказывали о работе Микулы на поле.
Откройте учебник на странице одиннадцатой, найдите строфу шестую*. Я буду читать, а вы следите за мной по своим книгам и внимательно слушайте.
Как орет в поле оратай – посвистывает,
А бороздочки он да пометывает,
А пенья-коренья вывертывает,
А большие-то каменья в борозду валит.
У оратая кобыла соловая,
Гужики у нее да шелковые,
Сошка у оратая кленовая,
Омешики на сошке булатные,
Присошечек у сошки серебряный,
А рогачик-то у сошки красна золота.
Обращаюсь к плакату.
Микула орет (пашет) сошкой. Вот рисунок сохи. «Сошка у оратая кленовая» Из какого дерева сделана сошка? (Из клена.)
«Омешики на сошке булатные». Вот эти металлические наконечники сохи называются омешиками. У сохи, которой пашет Микула, омешики булатные, то есть сделаны из самого хорошего металла, из булата.
Вот «при сохе» присошек, лопатка для отворота земли, для того, чтобы землю «в борозду валить». «Присошечек у сошки серебряный». Рогачик – рукоятка сохи. «А рогачик-то у сошки красна золота».
Это обжи, между ними находилась лошадь. На шею лошади надевали хомут, обжи привязывались к хомуту гужами. «Гужики у нее да шелковые».
«У нее» – то есть у лошади. А лошадь у Микулы соловая. Смотрите в тексте: «У оратая кобыла соловая». Соловая лошадь – это лошадь такой масти: сама светло-коричневая, но хвост и грива белые.
Кобыла у богатыря пахаря тоже богатырская. Микула на своей лошади «пенья-коренья вывертывает» и большие каменья не объезжает стороною, как это обычно делается, а валит их в борозду вместе со вспаханной землей, словно бы и не замечая их.
Если Микулина кобыла ступью идет (от глагола ступать), то другим лошадям приходится уже скакать, чтобы не отстать от нее; а если она грудью пойдет, за ней уже никакому коню не угнаться. Купил ее Микула «жеребеночком из-под матушки», то есть жеребенком-сосунком, и заплатил за нее очень дорого – пятьсот рублей. Если бы его лошадь не кобылой была, а конем, то ей и совсем цены не было бы.
Любовь народа к былинному богатырю пахарю проглядывает и в описании внешности Микулы. Читаем следующую строфу, седьмую. Т., прочти первые две строчки; остальные следят по книге.
А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.
«Скачен жемчуг», или «скаченый жемчуг» – отборный жемчуг, круглый, ровный, высшего сорта. Представьте себе: высыпали из мешочка жемчуг, и покатились жемчужные шарики по столу. «У оратая кудри. что не скачен ли жемчуг рассыпаются». Следующие две строчки прочтет Т.
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
С чем сравниваются глаза Микулы? (С глазами сокола.) А брови какие? (Соболиные – как мех черного соболя.) Теперь послушайте описание сапог, которые на богатыре пахаре:
У оратая сапожки зелен сафьян:
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.
У Микулы сапоги сшиты из сафьяна. Сафьян – выделанная козлиная кожа, мягкая, эластичная. «У оратая сапожки зелен сафьян». Заметьте: не «сапоги», но «сапожки». Следующую строчку прочтет Т.
Вот шилом пяты, носы востры.
Пяты значит «каблуки»; существительные пята и пятка – родственные слова. «Шилом пяты» – с чем сравниваются пяты, то есть каблуки? (С шилом.) «Шилом пяты» – то есть каблуки тонкие, как шило. «Носы востры» – какие носы у сапожек? (Острые.) Следующую строчку прочтет Т.
Вот под пяту-пяту воробей пролетит.
Если «под пяту воробей пролетит» – значит, каблуки у Микулиных сапожек какие: низкие или высокие? (Высокие.) Каблуки такие высокие, что может воробей пролететь. «Шилом пяты, под пяту воробей пролетит», – каблуки у Микулиных сапожек очень тонкие и высокие. Следующую строчку прочтет нам Т.
Около носа хоть яйцо прокати.
«Носы востры. около носа хоть яйцо прокати», – носы у сапожек острые и такие ровные, что можно яйцо прокатить. Последние две строчки прочтет Т.
У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.
Как видите, пахарь вышел на работу в поле в нарядной одежде, словно бы на праздник.
Мимо того места, где «орет оратай» Микула, проезжает князь Вольга Святославович. Былинный князь Вольга Святославович тоже не прост: богатырь, да к тому же еще обладает колдовской силой, волшебными мудростями. Он может обращаться в птиц, рыб, зверей, причем, став птицей, рыбой или зверем, он продолжает обладать необыкновенной, богатырской силой. Вот что о Вольге говорится в одной из былин:
Когда зарождался млад светёл месяц,
Тогда зарождался Вольга богатырь.
Стал Вольга да десяти годов,
Ай задался он, Вольга, да во мудрости,
Ай во мудрости, Вольга, да он в хитры хитрости:
Птицей он летать да под оболоку,
Рыбою ходить да в глубоки стана,
Зверями ходить да во темны леса.
Обернулся Вольга да малой птичиной, –
Улетел-то Вольга да он под оболоку,
Ай птицу всю да он порозгонял.
Обернулся Вольга да свежей рыбиной,
Ай пошел-то Вольга да в глубоки стана,
Рыбу-то всю да он порозгонял.
Обернулся Вольга да лютым зверём,
Ай ушел-то Вольга до во темны леса,
Зверей-то всех да он порозгонял.
В былине, которую сегодня прочтем, князь Вольга и пахарь Микула встречаются, и мы получаем возможность сопоставить, сравнить князя и пахаря, выявить, в ком из них больше достоинств – достоинств не внешних, а истинных, таких, которые и человека делают героем, и окружающим людям на благо служат.
Князь Вольга получил от своего дяди, стольнокиевского князя Владимира, три города и отправился в эти города, чтобы получить дань, за получкою поехал. С ним «хоробрая дружинушка» в «тридцать молодцев без единого» – то есть сколько дружинников с ним. А что значит хоробрая.
Найдите строфу четвертую на странице десятой; я читаю, вы следите за мной по книге.
Повыехали в раздольице чисто поле,
Услыхали во чистом поле оратая,
Как орет в поле оратай – посвистывает,
Сошка у оратая поскрипывает,
Омешики по камешкам почиркивают.
Ехали-то день ведь с утра до вечера,
Не могли до оратая доехати.
Они ехали да ведь и другой день,
Другой день ведь с утра до вечера,
Не могли до оратая доехати.
Более двух дней Вольге пришлось добираться до Микулы после того, как был услышан Вольгою голос Микулы и скрип его сошки – вот каким могучим богатырем был пахарь!
Конечно, сила человека, его возможности, его могущество явно преувеличены в этом описании. Почему в былине допущено такое преувеличение. Чтобы подчеркнуть, каких колоссальных усилий требует от человека его основная деятельность – обработка земли. Чтобы показать, какие могучие люди ходят за сошкою, перепахивая родные поля. Чтобы, наконец, выразить гордость за могучих в работе землепашцев.
Сказители былин часто использовали художественный прием преувеличения. Преувеличивалось могущество защитников родины, преувеличивалась сила врага, с которым русским богатырям приходилось сражаться. Такое преувеличение в художественных произведениях называется гиперболой. В былинах очень часто используются гиперболы; можно сказать, былины почти целиком строятся на гиперболах. Вспомним из описания Микулиных сапожек: «. под пяту-пяту воробей пролетит».
Итак, более двух дней пришлось ехать Вольге на голос пахаря. Но вот наконец доехал князь до землепашца, увидел его. Т. прочитает нам, как Вольга приветствовал крестьянина, – смотрим строфу восьмую.
Говорит-то Вольга таковы слова:
– Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко!
Орать, да пахать, да крестьяновати,
А бороздки тебе да пометывати,
А пенья-коренья вывертывати,
А большие-то каменья в борозду валить!
Вольга, приветствуя Микулу, желает ему Божьей помощи в его тяжелом труде. А что еще более доброго можно пожелать крестьянину-труженику, как не помощи в его нелегкой работе?! Как видите, былина опять напоминает нам о нелегком труде пахаря.
Т. прочтет ответ Микулы на приветствие Вольги.
Говорит оратай таковы слова:
– Поди-ка ты, Вольга Святославович!
Мне-ка надобна Божья помочь крестьяновати.
А куда ты, Вольга, едешь, куда путь держишь?
Всем понятна фраза «Мне-ка надобна Божья помочь крестьяновати». Вольга говорит Микуле: «Божья помощь тебе!». Микула отвечает: «Мне надобна Божья помощь, чтобы крестьянствовать». Видите, былина и здесь не обходит стороною тему нелегкого крестьянского труда.
«А куда ты, Вольга, едешь, куда путь держишь?» – спрашивает князя Микула. Вольга отвечает, что он едет в города получить дань, за получкою едет. Микула говорит Вольге, что в тех городах живут мужики-разбойники, они подрубят у моста сляги (длинные бревна, на которые настилается мост) – подрубят сляги и потопят князя в речке.
Далее Микула говорит Вольге:
Я недавно там был в городе, третьёго дни,
Закупил я соли цело три меха,
Каждый мех-то был ведь по сто пуд.
А кто из вас знает слово пуд? Пуд – русская мера веса, равная приблизительно шестнадцати килограммам.
Микула говорит: «Закупил я соли цело три меха, каждый мех-то был ведь по сто пуд». Не может быть такого мешка, в который вошло бы сто пудов соли. Опять в былине применена гипербола. Читаем строфу одиннадцатую, следите за мною по своим учебникам.
Тут проговорил оратай-оратаюшко:
– Ай же ты, Вольга Святославович!
Там живут-то мужички да все разбойнички,
Они подрубят-то сляги калиновы,
Да потопят тебя в речке да во Смородине!
Я недавно там был в городе, третьёго дни,
Закупил я соли цело три меха,
Каждый мех-то был ведь по сто пуд.
Следующую строчку прочтет Т.
А тут стали мужички с меня грошей просить.
У некоторых сказителей былин это предложение звучит так: они просят грошёв подорожных. Как видим, мужики-разбойники «просят» деньги. Но разбойники не просят! – просят деньги с проезжих; следовательно, здесь речь идет о людях, которые занимались разбоем на дорогах. Следующую строчку прочтет Т.
Я им стал-то ведь грошей делить.
Давал Микула деньги мужикам-разбойникам или не давал? (Давал.) Следующую строчку прочтет Т.
А грошей-то стало мало ставиться.
Смысл сказанного понятен? Денег у Микулы «стало мало ставиться». Следующую строчку прочтет Т.
Мужичков-то ведь больше ставится.
Надо объяснять эту фразу. Денег у Микулы «стало мало ставиться», а мужичков, требующих от него деньги, все «больше ставится». Посмотрим, как дальше развивались события. Т., прочти следующие строчки.
Потом стал-то я их ведь отталкивать.
Стал отталкивать да кулаком грозить.
Положил тут их я ведь до тысячи.
Не хватило у Микулы на всех денег, пришлось расправляться с грабителями кулаками. «Положил тут их я ведь до тысячи», – рассказывает Микула. Понял князь, что его дружинушке «в тридцать молодцев без единого» не справиться с такой ордой разбойников, и предложил Вольга Микуле поехать вместе с ним «во товарищах».
Сейчас я прочитаю всю былину целиком. Слушая ее, обратите внимание на следующее.
Существительные обычно употребляются в уменьшительно-ласкательной форме. Дружинушка, дядюшка, батюшка, матушка, оратаюшко, земелька, бороздочка, сошка (а не «соха»), у Вольги жеребчики (а не «жеребцы»), даже мужики-разбойники названы мужичками-разбойничками.
Прилагательные также иногда встречаются в уменьшительно-ласкательной форме. Кобыла соловенькая (вместо «соловая»), сошка кленовенькая (вместо «кленовая»).
Встретим постоянные эпитеты, многие из них уже известны нам из других произведений устного народного творчества: конь добрый, поле чистое, солнце красное, небо ясное, леса темные, моря синие, дружинушка хоробрая, сошка кленовая, куст ракитов.
Прилагательные нередко употребляются в краткой форме. Например, в сравнениях при описании внешности Микулы: скачен жемчуг (вместо «скаченый жемчуг», что значит «круглый, ровный, отборный жемчуг»), глаза ясна сокола (вместо «ясного сокола»), брови черна соболя (вместо «черного соболя»), сапожки зелен сафьян (вместо «зеленый сафьян»), кафтанчик черна бархата (вместо «черного бархата») и так далее.
Встретим глаголы в неопределенной форме с древним окончанием -ти. Например: «станут мужички меня похваливати» (вместо «похваливать»), «не могли до оратая доехати» (вместо «доехать»).
Все эти поэтические особенности былины характерны и для других произведений устного народного творчества, прежде всего для сказок и песен. А теперь послушайте былину.
На чтение былины требуется приблизительно одиннадцать минут.
Задание на дом: научиться выразительно читать былину. Желающие могут выучить наизусть одну из строф былины (шестую, седьмую или четырнадцатую); каждый, кто выучит строфу и выразительно ее расскажет, получит хорошую оценку.
(Материал в сокращении опубликован в журнале «Литература в школе» № 9/2002.)
* На первом, вводном уроке литературы, посвященном знакомству учащихся с учебником (согласно методической разработке системы уроков, изложенной в книге: Турьянская Б.И. и др. Литература в 7-м классе. Урок за уроком. М.: Русское слово, 2000), учащиеся пронумеровали строфы былины; в указанном выше учебнике-хрестоматии былина разбита на двадцать две строфы.