Что значит поющие в терновнике
О чем книга Поющие в терновнике — Колин Маккалоу
Этот роман-семейная сага австралийской писательницы Колин Маккалоу вышел в свет в 1977 году. Практически сразу он стал бестселлером и литературным любимцем юных (и не очень) чувственных натур. Роман был переведен более чем на 20 языков и принес автору мировую популярность.
Смысл названия романа
Название автором подобрано далеко не случайно. В самом начале читателям приводится красивая легенда о птице, что поет лишь раз в жизни. Однажды она улетает на поиски тернового куста, где ищет самый острый и длинный шип. Вонзаясь в него грудью, птица исполняет прекраснейшую песню, которой завидуют даже жаворонки и соловьи. Весь мир замирает, слушая ее. А все потому, что самое прекрасное и лучшее в этой жизни достается путем великих страданий и мучений.
Есть сомнения в происхождении этой легенды. Некоторые утверждают, что она пришла старинного кельтского предания. Однако до выхода романа никаких упоминаний о нем не встречалось. Более вероятен вариант, что это своеобразная авторская интерпретация сказки О.Уайльда «Соловей и роза».
Метафорично этими поющими в терновнике в романе являются его главные герои, в частности, Мэгги Клири и Ральф де Брикассар.
Смысл произведения «Поющие в терновнике»
Роман повествует о жизни семейства Клири, каждый член которого проходит свой особый, но всегда непростой путь. Каждая из частей произведения посвящена раскрытию одного из героев и задает определенные временные рамки. В общей сложности их 7: Мэгги, Ральф, Пэдди, Люк, Фиа, Дэн, Джастина.
Центральная часть повествования уделена любовной истории Мэгги Клири — младшей дочери в семье — и Ральфу де Брикассару. Впервые они встречаются, когда семейство переезжает из Новой Зеландии в Австралию к своей родственнице, завещающей им ферму. Тогда Мэгги еще совсем юна, а Ральф — молодой священник с большими амбициями в плане карьеры. Между ними сразу устанавливается особая связь и взаимопонимание, которые вполне логично перетекают в более глубокие чувства. Однако их любви не суждено быть счастливой, ведь отец Ральф дал обет безбрачия.
Их история — пример сложной, запутанной, запретной, но истинной любви. За единичные мгновения совместного счастья они платят долгими годами непреложных мук и внутренних терзаний. У обоих протекает долгий конфликт между чувством и долгом. В большей степени это, конечно, мы видим это у Ральфа. Он постоянно мечется между своей религиозной карьерой и любовью к Мэгги. Он предан своему Богу, своей вере, но не может до конца отказаться от любимой женщины, видя искреннюю взаимность чувств. И эта борьба в нем продолжается до самой смерти.
Помимо любовной в романе широко представлена семейная тема. По ходу повествования мы понимаем, что Клири — далеко не идеальная семья. Они как будто далеки друг от друга. Так например, мама Фиа редко общается и делится чем-то со своей единственной дочерью Мэгги. Именно поэтому-то последняя и сближается с Ральфом — ей необходим кто-то, кто способен выслушать ее, объяснить какие-то вещи и просто побыть рядом, поддержать. Дети семейства также не очень-то близки. Нельзя сказать, что они не любят друг друга, но любовь эта зачастую молчалива и будто безусловна.
Отношения между их родителями — Фиа и Педди — тоже далеки от совершенства. Они видят друг в друге компаньонов, видят поддержку. Это безусловно важно и ценно, но между ними нет любви. И это сказывается на общем климате в семейных взаимодействиях.
Смысл финала произведения
В финале подводится черта для всех направлений, заданных в романе, кроме одной. История старшей дочери Мэгги Джастины остается открытой. Она уезжает за своей мечтой стать актрисой в Лондон, где выходит замуж, больше мы о ней ничего не знаем. Другие же историю получают свое завершение.
Сын Мэгги и Ральфа Дэн унаследовал от своего отца две вещи: синие глаза и веру. Последняя и становится причиной его ранней смерти: спасая двух женщин из воды, он погибает, повинуясь божьей воле. Это своеобразное наказание для Мэгги, как считает она сама: Бог забрал у нее двух любимых мужчин.
В финале произведения подходит конец внутреннему конфликту Ральфа. Когда он узнает, что Дэн — его сын, он понимает, скольким он пожертвовал из-за своей карьеры и некоторой тщеславности и амбициозности. Он сожалеет о том, что не провел свою жизнь рядом с любимой женщиной.
Также под конец романа между Фиа и Мэгги устанавливаются более теплые и дружественные отношения. Фиа — единственная, кто сразу понял, чей на самом деле сын Мэгги. Более того, она не винит ее, а понимает, потому что сама прошла через похожую историю. Схожесть судеб и своего рода женская солидарность сближают мать и дочь.
То есть в финале каждый герой проводит анализ своей жизни и пересматривает те ценности, которые некогда у него были. Да, их судьбы сложны и не так уж удачны, но все понимают и признают свои ошибки, пусть даже только в самом конце.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 4.5 / 5. Количество оценок: 2
Описание, анализ и краткое содержание «Поющих в терновнике»
Краткое содержание «Поющих в терновнике» должно быть хорошо знакомо любому поклоннику австралийской литературы. Это роман писательницы XX века Колин Маккалоу. Он был впервые издан в 1977 году. Вскоре произведение стало настоящим бестселлером. Существует даже исследование, согласно которому каждую минуту в мире продается два экземпляра этой книги.
Смысл названия
Краткое содержание «Поющих в терновнике» необходимо начать с пояснения смысла названия этого романа. В его основе лежит легенда.
Она повествует о том, что в мире существует птица, которая за всю свою жизнь поет только один раз. Зато этот единственный раз прекраснее песен всех других птиц вместе взятых. В какой-то момент своей жизни она улетает из гнезда в поисках куста терновника. Она его ищет, пока не успокоится.
В его колючих ветвях она и начинает петь свою песню, а в конце бросается грудью на самый опасный и острый шип. Она продолжает петь, умирая, страдая от невероятной муки. Эта единственная песнь ей удается ценой ее собственной жизни. В этот момент весь мир замирает, прислушиваясь к ней. В легенде утверждается, что даже Бог на небесах улыбается, услышав эту песню. Ведь она добыта ценою великого страдания. Так утверждает эта красивая легенда.
Краткое содержание романа
Краткое содержание «Поющих в терновнике» следует начать с того, что это история, которая началась в 1915 году. Весь роман охватывает последующие полвека жизни главных героев. Повествование посвящено судьбе семьи Клири. Ее члены за это время проходят путь от бедняков, родившихся в Новой Зеландии, до руководителей одного из богатейших и крупнейших поместий в Австралии, которое называется Дрохеда.
Каждая часть этого романа посвящена одному из героев романа «Поющие терновники». Краткое содержание по главам поэтому легко составлять. В названии упоминается его имя и тот временной промежуток, который глава охватывает. Например, в первой части краткого содержания «Поющих в терновнике» рассказывается о Мэгги. События разворачиваются с 1915 по 1917 год.
В самом начале произведения описывается день рождения маленькой девочки по имени Мэгги. Ей исполняется всего четыре года. Она живет в небогатой многодетной семье. Их быт тяжел. Матери семейства приходится ежедневно трудиться, чтобы хватало денег на жилье и пропитание.
В это время дети постигают азы наук в католической школе под надзором строгих и даже суровых монахинь. Фрэнк, старший ребенок в семье, при первой же возможности демонстрирует свое недовольство сложившимся положением, тем, как они живут. Особенно бедностью и гнетущим однообразием.
Однажды у них появляется шанс. Отец семейства получает неожиданное письмо от своей сестры, которую зовут Мэри Карсон. Она владеет в Австралии богатым и преуспевающим поместьем Дрохеда. Она зовет своего брата на работу старшим овчаром. Все вместе они переезжают из Новой Зеландии в Австралию.
Ральф
Его сразу привлекает 10-летняя Мэгги. Она поражает священника своей стеснительностью и красотой. Когда Мэгги подрастает, она сама влюбляется в Ральфа. Но выясняется, что им не суждено быть вместе. Так как священник давал обет целомудрия, который не может нарушить. Все, что им остается, прогуливаться вместе и много беседовать.
Перед Ральфом открываются серьезные карьерные возможности в церкви, и он отказывается от любви Мэгги. Пересиливая себя, он уезжает из Дрохеды.
Пэдди
Десятилетие с 1929 по 1939 год посвящено Пэдди. Так зовут отца семейства в «Поющих в терновнике». В кратком содержании книги описывается, как он погибает во время огромного пожара. Огонь уносит жизнь и его сына Стюарта.
По иронии судьбы, когда их тела привозят в усадьбу, в Дрохеду на время возвращается Ральф. Мэгги, забывшая тосковать об отце, мечтает соединиться со своим возлюбленным, даже получает от него поцелуй. Но как только похороны заканчиваются, священник вновь покидает поместье.
На прощание Мэгги дарит ему розу, которая уцелела в страшном пожаре, тот обещает ее хранить. Так завершает эту часть Колин Маккалоу. «Поющие в терновнике» в кратком содержании подробно знакомят читателя с историей любви Мэгги и Ральфа.
Период с 1933 по 1938 год проходит под знаком Люка. Это новый работник, который приезжает в усадьбу и начинает ухаживать за Мэгги, тоскующей по Ральфу. Внешне он даже похож на священника. Поэтому девушка сначала идет с ним на танцы, а затем и выходит замуж.
После свадьбы Люк устраивается рубить тростник, а его молодая жена начинает работать горничной у молодой и богатой супружеской пары. Мэгги мечтает о своем ребенке, но Люк пока предпочитает копить деньги, обещая полноценную семейную жизнь через несколько лет, когда они встанут на ноги. Он уезжает на заработки и проводит вне дома по нескольку месяцев. Мэгги идет на хитрость и умудряется родить от него дочку, которую называет Джастин.
Роды проходят тяжело. После того как она встает на ноги, хозяева дома, где Мэгги работала горничной, дарят ей поездку на остров Матлок. В ее отсутствие приезжает с заработков Люк, который отказывается отправиться отдыхать вслед за своей женой. После появляется Ральф, который после некоторых колебаний все-таки отправляется к Мэгги.
Между ними возникает страсть, и они проводят несколько дней как муж и жена. Это самые романтичные места в романе «Поющие в терновнике». Краткое содержание читать становится еще интереснее, когда оказывается, что Ральфу приходится уезжать в Рим, чтобы стать кардиналом. Нося под сердцем ребенка от католического священника, Мэгги уходит от мужа и возвращается к родителям.
Период с 1938 по 1953 год посвящен Фиа. Ральф в это время с трудом мирится с гибкими отношениями между Ватиканом и Муссолини. Ведь в Европе начинается Вторая мировая война. Братья-близнецы Клири уходят на фронт. У Мэгги рождается сын Дэн. Никто не подозревает, что он не от Люка, ведь они с Ральфом были очень похожи. Все понимает только ее мать Фиа.
Она рассказывает дочери, что в молодости тоже была влюблена в человека, который не мог на ней жениться из-за своего высокого положения. Но родила от него сына Фрэнка. Ее муж все знал, ведь тесть дал ему денег, чтобы тот женился на Фиа. Оказывается, что у матери и дочери больше общего, чем они могли предположить.
В это время в Дрохеду снова приезжает Ральф. Он знакомится с Дэном, но не догадывается, что это его сын.
Судьбе Дэна посвящена часть, описывающая события с 1954 по 1965 год. В это время дети Мэгги уже подросли настолько, что сами выбирают себе профессии. Джастина мечтает стать актрисой, для этого она уезжает в Лондон.
Дэн мечтает о карьере священника. Мэгги против этого. Она хочет внуков и не желает, чтобы церковь отняла у нее еще одного любимого человека. Но Дэн настаивает на своем и уезжает в Рим к Ральфу.
Между отцом и сыном появляются отношения на чувственном уровне, хотя они и не знают о своей родственной связи. Это отмечают многие исследователи в анализе «Поющих в терновнике». В романе события развиваются трагически.
Дэн проходит обряд рукоположения и едет отдохнуть на Крит. На острове он тонет, спасая двух женщин. Мэгги просит Ральфа помочь ей в переговорах с греческими властями и рассказывает, кем на самом деле был Дэн. Ральф устраивает все так, чтобы их сына похоронили в Дрохеде. Он совершает над ним обряд таинства и умирает вскоре после похорон. Он осознает, что пожертвовал слишком многим в жизни ради карьеры.
Джастина
Роман заканчивается печальными размышлениями о будущем усадьбы, у которой нет будущего. Братья Мэгги так и не женились, Дэн погиб, а Джастина не хочет иметь детей.
«Поющие в терновнике»: история сильных и несчастных людей
Если верить британским ученым, то каждую минуту в мире продается два экземпляра романа Колин Маккалоу «Поющие в терновнике». Книга прославила австралийскую писательницу, несмотря на то, что на ее счету 25 романов (последний — «Горькая радость» — вышел в 2013 году), самым известным стал именно роман о семье Клири и запретной любви Мэгги и отца Ральфа.
В центре романа — история австралийского семейства Клири. Кажется, что над ними тяготеет какой-то злой рок: мужчины трагически погибают, а те, кто остался жив, не продолжают фамилию Клири. Род постепенно вымирает. Читая книгу, я недоумевала: как может на обычных людей свалиться такое количество бед? Даже детство главной героини Мэгги нельзя назвать счастливым и беззаботным: ее не любили в школе; брат Фрэнк, ее единственный друг в семье, покинул родной дом и попал в тюрьму.
Под гнетом жизненных испытаний Клири стали настоящими стоиками, мужественно переносящими все невзгоды. Члены семьи научились сдерживать свои чувства, таково их воспитание. В тяжёлой семейной обстановке и Мэгги повзрослела очень рано. «Давние уроки она усвоила прочно, самообладание у нее было потрясающее, гордость неслыханная. Никто не должен знать, что с нею происходит, она не выдаст себя до конца; примеры всегда были перед глазами — Фиа, Фрэнк, Стюарт, а она той же породы и унаследовала тот же нрав», — и это в 15-то лет такая неженская твердость и выдержка!
С детства она была одинока, ей не с кем было поговорить по душам, кроме священника Ральфа де Брикассара. Девочка росла и хорошела на его глазах, много времени они провели вместе. Священник, увидев ее впервые маленькой девочкой, сразу начал относиться к ней по-особенному, не просто как к своей духовной дочке. И она в 15 лет признается себе, что «он ее друг, обожаемый кумир, новое солнце на ее небосводе».
В книге развертывается множество историй и сюжетных линий, но в центре повествования — роман Ральфа и Мэгги. Сам Ральф — обычный человек и, возможно, во многом не идеал священника: горд, честолюбив, мечтает о карьерном росте, порой бывает хитрым, жестоким и злорадным. Он умен и привлекателен, умеет очаровывать, красиво танцует на балу. Но в нем много качеств хорошего пастыря, он помогает людям, любит служить и находит в этом счастье. Он честен с собой и борется со своим влечением к Мэгги. Его внутренний конфликт гораздо более силен, чем у героини. И лично у меня вызывает уважение путь Ральфа в вере, несмотря на все падения, то есть мне важно не отсутствие ошибок, а их преодоление. Брикассар в финале уже не так самонадеян, как в начале своего служения.
Герои романа отчаянно ищут счастья, ради которого, по словам В. Г. Короленко, и создан каждый человек, «как птица для полета». Но счастье никак не хочет улыбаться страдающим героям. С другой стороны, вспомним эпиграф романа, который рассказывает об удивительно красивом пении птицы перед смертью на шипе терновника. «… Возвышаясь над несказанной мукой, так поет, умирая, что этой ликующей песне позавидовали бы и жаворонок, и соловей. Единственная, несравненная песнь, и достается она ценою жизни. Но весь мир замирает, прислушиваясь, и сам Бог улыбается в небесах. Ибо все лучшее покупается лишь ценою великого страдания…»
В эпиграфе автор кратко выражает основную мысль книги, следовательно, Маккалоу утверждает: несмотря на тяжелую жизнь, главная героиня все равно, хоть миг, но была счастлива. Да, действительно, Мэгги и Ральф хорошо было вместе, но это далось им через грех. Трудно сказать, была ли сама писательница верующей (к сожалению, не нашла сведений об этом), но поразительна ее писательская интуиция: за грех должна быть расплата, а за большой грех — большая расплата.
Семья Клири не была религиозной, их вера сводилась к формально-обрядовой стороне. Мэгги знала основы католичества, но при этом «молитвы не приносили ей утешения и радости, а велениям церкви она подчинялась просто потому, что иначе пришлось бы после смерти вечно гореть в аду». Поэтому героиня не могла найти в вере ни облегчения, ни хотя бы простого объяснения, почему ей нельзя любить священника. Она даже бунтует против Бога и католической церкви, которая, по ее мнению, отняла у нее любимого мужчину. Но, читая про ее страдания, язык не повернется осудить героиню. Уверена: среди читательниц, особенно юного возраста, немного найдется тех, кто не проронил слезу над романом или сериалом по книге.
Конечно, Мэгги вышла замуж ради того, чтобы забыть Ральфа. Еще по сцене предложения понятно, что Мэгги по неопытности (в Дрохеде у нее не было общения с мужчинами за пределами своей семьи) перепутала любовь и простое половое влечение.
Интересно сравнить отношения Мэгги с мужем Люком О’Нилом и с Ральфом. Если беременность и рождение дочери Джастины от мужа далось ей с большими муками, то беременность и рождение сына Дэна от Ральфа было легким. Если Джастина выросла строптивой и дерзкой, то Дэн унаследовал от отца духовную глубину и мудрость.
О «Поющих в терновнике» невозможно говорить, не сказав пару слов об экранизации романа. Фильм, на мой взгляд, хороший и точно отражает характеры героев. Как практически любая экранизация книги, она не отражает произведение на 100%, порой в таких картинах встречаются и выдуманные сюжетные повороты, какие-то детали опускаются и часто не отражаются внутренние переживания и изменения героев. Так, например, в фильме заметно смягчена сцена смерти Ральфа. Сама автор романа была в ужасе от телеверсии и очень резко о ней отозвалась.
Когда я читала книгу и смотрела фильм, у меня возникло впечатление, что Мэгги и Ральф были созданы друг для друга, автор подчеркивает это: их физическая близость только подтвердила духовное единство. Но они не могут быть вместе, и это обостряет и без того непростые отношения. Или, может, это просто встреча двух одиночеств? Ральф однажды признается, что не видел женской любви, не уверен даже, что его любила мать. То же самое испытывает и Мэгги. Смогли ли они быть вместе? Вопросы остаются открытыми… Каждый читатель и зритель решит их по-своему.
В материале использованы кадры из мини-сериала «Поющие в терновнике» (реж. Дэрил Дьюк, 1983 г.).
Описание, анализ и краткое содержание «Поющих в терновнике»
Смысл названия
Краткое содержание «Поющих в терновнике» необходимо начать с пояснения смысла названия этого романа. В его основе лежит легенда.
Она повествует о том, что в мире существует птица, которая за всю свою жизнь поет только один раз. Зато этот единственный раз прекраснее песен всех других птиц вместе взятых. В какой-то момент своей жизни она улетает из гнезда в поисках куста терновника. Она его ищет, пока не успокоится.
В его колючих ветвях она и начинает петь свою песню, а в конце бросается грудью на самый опасный и острый шип. Она продолжает петь, умирая, страдая от невероятной муки. Эта единственная песнь ей удается ценой ее собственной жизни. В этот момент весь мир замирает, прислушиваясь к ней. В легенде утверждается, что даже Бог на небесах улыбается, услышав эту песню. Ведь она добыта ценою великого страдания. Так утверждает эта красивая легенда.
Краткое содержание романа
Краткое содержание «Поющих в терновнике» следует начать с того, что это история, которая началась в 1915 году. Весь роман охватывает последующие полвека жизни главных героев. Повествование посвящено судьбе семьи Клири. Ее члены за это время проходят путь от бедняков, родившихся в Новой Зеландии, до руководителей одного из богатейших и крупнейших поместий в Австралии, которое называется Дрохеда.
Каждая часть этого романа посвящена одному из героев романа «Поющие терновники». Краткое содержание по главам поэтому легко составлять. В названии упоминается его имя и тот временной промежуток, который глава охватывает. Например, в первой части краткого содержания «Поющих в терновнике» рассказывается о Мэгги. События разворачиваются с 1915 по 1917 год.
В самом начале произведения описывается день рождения маленькой девочки по имени Мэгги. Ей исполняется всего четыре года. Она живет в небогатой многодетной семье. Их быт тяжел. Матери семейства приходится ежедневно трудиться, чтобы хватало денег на жилье и пропитание.
В это время дети постигают азы наук в католической школе под надзором строгих и даже суровых монахинь. Фрэнк, старший ребенок в семье, при первой же возможности демонстрирует свое недовольство сложившимся положением, тем, как они живут. Особенно бедностью и гнетущим однообразием.
Однажды у них появляется шанс. Отец семейства получает неожиданное письмо от своей сестры, которую зовут Мэри Карсон. Она владеет в Австралии богатым и преуспевающим поместьем Дрохеда. Она зовет своего брата на работу старшим овчаром. Все вместе они переезжают из Новой Зеландии в Австралию.
Часть 1. 1915–1917 гг. Мэгги
День рождения младшей дочери, Мэгги, которой исполняется четыре года. Описывается быт многодетной семьи, тяжёлый ежедневный труд матери семейства, Фионы, трудности обучения детей в католической школе под начальством суровых монахинь, недовольство старшего сына Фрэнка бедностью и однообразием жизни.
Однажды отцу, Падрику Клири (Пэдди), приходит письмо от его сестры Мэри Карсон, богатой владелицы обширного австралийского поместья Дрохеда. Она приглашает его на должность старшего овчара, и вся семья переезжает из Новой Зеландии в Австралию.
Ральф
Вторая глава посвящена Ральфу и охватывает временной промежуток между 1918 и 1928 годами. Ральф — это молодой священник, который одним из первых встречает семейство Клири в Австралии. Хоть он и не относится к семье, ему надо уделить место в кратком содержании «Поющих в терновнике». Описание его взаимоотношений с Клири играет важную роль.
Его сразу привлекает 10-летняя Мэгги. Она поражает священника своей стеснительностью и красотой. Когда Мэгги подрастает, она сама влюбляется в Ральфа. Но выясняется, что им не суждено быть вместе. Так как священник давал обет целомудрия, который не может нарушить. Все, что им остается, прогуливаться вместе и много беседовать.
В Ральфа влюблена и Мэри Карсон, владелица поместья. Она наблюдает за его связью с Мэгги с все возрастающей ненавистью. Она начинает опасаться, что тот может расстаться со своим саном ради любви к юной девушке. Тогда Мэри делает неожиданный ход — она оставляет после смерти все свое наследство церкви при условии, что католические священники оценят своего служителя Ральфа. Семейство Клири остается жить в поместье в статусе управляющих.
Перед Ральфом открываются серьезные карьерные возможности в церкви, и он отказывается от любви Мэгги. Пересиливая себя, он уезжает из Дрохеды.
Анализ произведения Поющие в терновнике. Маккалоу К.
По-разному складываются судьбы писателей. Иные медленно и упорно добиваются успеха, годами идут к своей «главной книге». Другие, напротив, стремительно обнаруживают свой талант. Наверно, к ним следует отнести и Колин Маккалоу, хотя ее пример по-своему уникален. Имя это было практически никому не известно и приобрело популярность вместе с выходом ее романа «Поющие в терновнике».
Он увидел свет весной 1977 года одновременно в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Лондоне и Сиднее, ведущие критики тепло о нем отозвались, книгу вскоре перевели на семь языков, и около двух лет она лидировала в списках бестселлеров. Журналисты, поспешившие проинтервьюировать столь удачливого автора, обнаружили, что он пребывает в скромной должности медицинского работника и что литературный труд не является для него делом профессиональным.
Колин Маккалоу родилась в австралийском штате Новый Южный Уэльс в семье строительного рабочего, выходца из Ирландии, юные годы провела в Сиднее. Будущая писательница, учившаяся в католической школе, с детства мечтала о карьере врача, однако не смогла завершить университетского образования. Затем она испытала силы еще на нескольких поприщах — в журналистике, библиотечном деле, преподавании, пока опять не вернулась к медицине, занимаясь на курсах и специализируясь в области нейрофизиологии. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Далее в ее послужном списке значится работа в клиниках Сиднея, Лондона и Бирмингема, затем переезд в США, где мы встречаем ее сотрудником медицинской школы при Йельском университете. Есть здесь и первый «выход» в литературу — издание в 1974 году романа «Тим», который остался почти не замеченным и разошелся в количестве 7500 экземпляров. Этот неуспех, однако, не отвратил ее от художественного творчества.
Обычно молодой автор, дебютирующий крупным прозаическим произведением, вносит в него немало автобиографического. «Поющие в терновнике» Колин Маккалоу в общем-то подтверждают эту закономерность. В романе сказались и австралийские впечатления детства и юности писательницы, и ее любовь к путешествиям, и поистине бесценный для литератора-психолога опыт врача. Естественно, что и сама книга, столь крупномасштабная, вынашивалась долго, неторопливо. Около четырех лет ушло на обдумывание плана, кристаллизацию замысла, после чего писательница взялась за перо. Это произошло летом 1975 года. Затем роман писался «запоем», словно бы на одном дыхании, и был закончен за десять месяцев. Все это время она с полной загрузкой была занята в клинике, отдавая литературному детищу ночные часы и воскресные дни. Писательница делала порой до десяти различных вариантов отдельных сцен и эпизодов книги. В некоторые дни она работала по четырнадцать часов в сутки. Поразительно, но первый серьезный литературный дебют Маккалоу состоялся, когда писательнице было тридцать девять лет.
Критики единодушно отмечали закономерность огромного читательского успеха книги, выделяя как искусство рассказчика, так и неутомимую фантазию — качества, которыми счастливо наделен автор. Писалось и о том, что роман ориентирован, по преимуществу, на женскую аудиторию, — замечание, не лишенное, в известном смысле, справедливости. Высказывалось также лестное мнение, что роман — это «ответ Австралии на вызов, брошенный «Унесенными ветром» Маргарет Митчелл».
И все же в большинстве отзывов, воздававших должное энергии удачливого автора, роман истолковывался походя как «причудливый букет фантазии» и увлекательных сюжетных перипетий. А это, естественно, вело к недооценке как австралийской национальной традиции, так и, главное, тех серьезных нравственно-этических и социальных проблем, которые нашли в книге столь оригинальное и неожиданное эстетическое воплощение.
Роман этот — явление примечательное на фоне современной литературы Запада, в том числе и иных книг, оказавшихся в счастливом списке бестселлеров. Наверно, сама «непрофессиональность» автора негаданно сыграла здесь роль плодотворную, позволив Колин Маккалоу не поддаться соблазну гарантирующих успех на современном книжном рынке литературных штампов — «брутальности», секса, терпкого натурализма. Не по душе ей и изрядно поднадоевшие развинченные «антигерои», подобные тем, что кочуют по страницам «массовой», расхожей беллетристики. Романистка словно бы уловила внутреннюю потребность читателя, уставшего от нравственного нигилизма и «вседозволенности», явно истосковавшегося по литературе, утверждающей высокие моральные ценности, содержащей примеры человеческой доброты, любви, преданности.
Да, в романе «Поющие в терновнике», представляющем полувековую хронику трех поколений трудовой семьи Клири, ость притягательная новизна, и в самом жизненном материале — малоизвестном, добротно, серьезно поданном, и в характерах — необычных, романтизированных, и в захватывающих сюжетных перипетиях, в основе которых — сильные человеческие страсти и глубокие привязанности. Непривычна сегодня и сама повествовательная манера, детализированная, неторопливо-эпическая, даже несколько «старомодная», заставляющая вспомнить о литературной технике минувшего века. Все это сразу же привлекает к роману читательское внимание.
Конечно, в мировой литературе мы находим разнообразнейшие и высокоталантливые образцы семейно-хроникального эпического повествования, выкристаллизовавшегося как своеобычная жанровая разновидность: упомянем форсайтовскую эпопею Голсуорси, «Будденброков» Томаса Манна и «Семью Тибо» Роже Мартен дю Тара, «Дело Артамоновых» Горького. Произведения эти, всемирно знаменитые, при всем своем различии имеют важные черты сходства: судьба семьи в них становится олицетворением судьбы всего буржуазного класса; ее устои на протяжении трех поколений подвергаются расшатыванию и внутреннему кризису; отдельные ее члены порывают с традиционным семейным укладом Смена поколении оказывается как бы зеркалом движущейся истории.
В известной мере произведение Колин Маккалоу находится в русло семейной темы, включается в эту широкую реалистическую художественную традицию, хотя, конечно же, речь идет о явлениях различного историко-литературного масштаба. Но если чтение этого романа вызывает известные ассоциации с некоторыми классическими образцами европейского «семейного» романа, то нельзя не отметить и своеобразия Маккалоу в выборе и обрисовке героев, в сюжете, в самом «местном колорите», своеобразия, определяемого особенностями австралийского материала, который художественно запечатлен в романе. Писательница Опирается на национальную литературную традицию семейно-исторических, эпических циклов, составляющих специфику литературы Австралии, традицию крупномасштабных произведений, воссоздающих емкие, широкие и насыщенные полотна жизни огромного континента.
Среди предшественников Маккалоу — Этель Флоренс Ричардсон (1870—1946), автор трилогии «Судьба Ричарда Мехони», в центре которой — фигура врача, человека независимого, цельного, а действие развертывается попеременно то в Австралии, то в Англии, охватывая вторую половину прошлого столетия. Близка Маккалоу и к Вэнсу Палмеру (1885—1959), одному из пионеров реализма в австралийском романе, художнику прогрессивных, демократических убеждений, автору цикла романов («Аванпост», «Кронуолла», «Люди человечны» и др.), сделавшему героями своих книг простых тружеников, рыбаков, овцеводов, стригалей, рабочих на рубке сахарного тростника в Квинсленде. В романе Маккалоу можно усмотреть и определенную перекличку с творчеством зачинателя социалистического реализма в Австралии Катарины Сусанны Причард (1884—1969), прежде всего с ее трилогией — «Девяностые годы», «Золотые мили», «Крылатые семена». История одной трудовой семьи Гаугов, трех ее поколений, среди которых выделяется старейшина, незабываемая Салли, вызывающая ассоциации с горьковской Ниловной, включена у Причард в широкую историческую панораму рабочего движения в Австралии почти за полвека, вплоть до окончания второй мировой войны. Демократизм и реализм Причард с особой отчетливостью воплотились в сочувственном, конкретном изображении труда золотоискателей и горняков, становлении их классового самосознания, в общей интонации, мажорной, жизнеутверждающей, ибо само движение истории озарено у нее светом социалистической перспективы…
Конечно, социально-классовые акценты расставлены у Маккалоу, тяготеющей к нравственно-психологическим коллизиям, не так решительно, как у Причард. Однако важно то, что объект ее художественного внимания — не буржуазная, а трудовая семья: это определяет гуманистический пафос романа «Поющие в терновнике», особую нравственную атмосферу книги. И этими чертами писательница весьма органически вписывается в австралийскую литературную традицию.
Действительно, в отличие от европейской школы критического реализма с ее пафосом изобличения золотого тельца, равно как и порожденных им пороков собственничества, в реалистической литературе Австралии — в силу известной замедленности развития буржуазных отношений но сравнению со Старым Светом, — социальная критика находила свое воплощение не столько прямо, открыто, сколько через активное, действенное утверждение положительных начал, носителями которых становятся простые люди, труженики. Они «подаются» крупным планом, выводятся на художественную авансцену. Историк австралийской литературы А.-А. Филипс пишет по этому поводу: «Впервые за много столетий представители англосаксонской словесности вырвались за пределы воззрений среднего класса, в рамках которых они были наглухо замурованы. Диккенс, Гарди и Брет Гарт писали с сочувствием и пониманием о неимущих, но при этом апеллировали И среднему классу… Для Лоусона и Фэрфи средний класс олицетворил начало чуждое; они зачастую выступали как горячие поборники бедняков. Они писали о народе, для народа, с точки зрения народа. Их самыми прямыми непосредственными предшественниками после Беньяна были Берне и Марк Твен…»
При всем очевидном различии их литературной значимости есть немало существенных моментов, сближающих роман Маккалоу с творчеством Патрика Уайта (род. в 1912 г.), крупнейшего современного австралийского прозаика, лауреата Нобелевской премии, художника сложного, реалиста и психолога, не избежавшего, однако, влияния модернизма. Писатель, выросший на национальной почве, но тяготеющий к общечеловеческой философской масштабности, Уайт в серии своих романов стремится запечатлеть многообразные, не сводимые к какой-то плоской формуле лики того феномена, который именуют «средним австралийцем». Читая одно из лучших его произведений — роман «Древо человеческое! (выпущенный издательством «Прогресс» и 1976 г.), n.v охватывающую четыре десятилетия историю трудовой фермерской семьи Паркеров, обнаруживаешь некоторые мотивы и томы, получающие, правда в ином стилистическом ключе, воплощение также и в книге Маккалоу: это изображение природы в единстве с переживаниями героев, и любовное изображение труда в его конкретности, и, наконец, внутреннее неприятие официальной оптимистической «мифологии», закрепляющей «имидж» «процветающей Австралии». Вместе с тем роман Маккалоу, думается, вырастает не только из австралийской национальной традиции но и по-своему вписывается в американский
литературный контекст второй половины 70-х годов, отзывается на некоторые новые знаменательные тенденции, для него характерные. Конечно, сам жанр семейных саг не был в США распространен достаточно широко, вопросы родственных связей, проблемы «отцов и детей» волновали писателей США, пожалуй, но так остро, как их коллег из Старого Света. Объясняется это
специфическими социально-историческими условиями, культом
индивидуализма и личной инициативы, большой разобщенностью между поколениями, родителями и детьми, как правило, живущими порознь, в разных частях североамериканского континента. Однако семейная проблематика отнюдь не была чужда литературе США, примером чего являются такие шедевры, как циклы романов Фолкнера или стейнбековские «Гроздья гнева», в которых три поколения трудовой семьи Джоудов мужественно противостоят обрушившейся на них беде.
Показательно и то, что за последнее время жанр семейных саг начинает обретать в США заметную популярность, отражая возросшую потребность в возвращении к «корням», «истокам»: это и имевшие шумный успех «Корни» Алекса Хейли — хроника одной негритянской семьи за несколько столетий, и «Камероны» Роберта Крайтона, переносящие читателя в Шотландию прошлого века, в шахтерскую среду, и «Земная оболочка» Рейнольдса Прайса, прослеживающего судьбы двух южных семейств почти за пятьдесят лет. Роман Маккалоу явно сродни этим и ряду других значительных книг, которые, в сущности, противостоят настроениям хаоса и отчаяния, утверждая позитивные нравственно-этические ценности. Герои этих книг, очень разные люди, стремятся преодолеть одиночество и неприкаянность, нащупать живые, надежные связи с другими людьми, вернуться к надежным жизненным первоистокам. Таковы романы Роберта Пенна Уоррена «Куда мы возвращаемся», Джона Чивера «Фолконер», Джона Гарднера «Октябрьский свет», книги, высоко оцененные советской критикой.
Но обратимся непосредственно к роману Маккалоу «Поющие в терновнике». Его начальные «новозеландские» главы представляют развернутую экспозицию, в которой как бы запрограммированы будущие конфликты. Они вводят читателя в историю трудовой многодетной семьи Клири, живущей в Новой Зеландии, знакомят с ее укладом, намечают характеры главных действующих лиц. В эпосе Форсайтов Голсуорси акцентировал социально-родовые черты этого семейства — чувство собственности, солидность, физическое здоровье как следствие благополучия и уверенности. В семье Клири также выявляется родовое, самобытное, то, что станет генетически «проходить» сквозь поколения: трудолюбие, внутреннее достоинство и основное — фамильная гордость, едва ли не главная пружина поведения этих людей. Роман «Поющие в терновнике» можно было бы назвать сагой о семье Клири.
Критиками было замечено, что в современном зарубежном романе главенствуют две ведущие типологические разновидности: с одной стороны, широкий временной охват действия, достоверность и конкретность деталей, жизнеподобие ситуации, последовательность и логичность сюжета; с другой — резко спрессованные временные рамки, разного рода условности, отступления, нарушения привычных форм повествования. Роман «Поющие в терновнике» представляет первую тенденцию, традиционную.
Есть что-то эпически спокойное, в духе старинных саг, в неспешной повествовательной манере романистки, в ее пристрастии все фиксировать с дотошной обстоятельностью, будь то внешность героя, его одежда, убранство дома, подаваемые на стол блюда, то есть живописать не широкими мазками, а создавать картину путем накопления множества мелких деталей. Добавим К этому и весьма подробное воспроизведение диалогов, речи персонажей. Манера эта, на первый взгляд старомодная, создает вместе с тем ощущение подлинности, жизненности картин, развертывающихся как бы на глазах у читателя. К тому же писательница обладает даром рассказчика: повествование густо насыщено событиями, непрерывно сменяющимися. Если романистка и грешит иногда сентиментальностью и мелодраматизмом, то зато она не позволяет читателю скучать. Роман от первой и до последней страницы интересен, он по-настоящему захватывает.
И все же, прочитав первые главы произведения, нельзя не почувствовать, что перед нами отнюдь не бытописательский семейный роман в духе «доброго» прошлого столетия, а нечто весьма своеобразное. Специфика книги заключается в ее «двуила-новости», во взаимопроникновении, «сосуществовании» в ней романтических и реалистических элементов. Если в точности, конкретности картин природы, пейзажей, в описании трудовых процессов, разного рода австралийских бытовых реалий, короче говоря — «местного колорита», писательница стоит на почве реалистической достоверности, то в способах обрисовки своих героев, в самой концепции их характеров, в сюжетных перипетиях произведения заметны нередко сгущение красок, приподнятость, романтизация, отход от строгого жизнеподобия.
«Поющие в терновнике» — роман особого рода с точки зрения своей жанровой специфики. Он содержит в себе элементы того жанра, который английские критики называют «романс» (romance). Его кяасси…..ними образцами поправу считаются рыцарские романы раннего средневековья, однако черты этой жанровой разновидности можно обнаружить и много позднее, в романтическую эпоху, например у Вальтера Скотта. Обычно под «romance» разумеют повествование, содержащее героические, захватывающие неординарные деяния, сцены и события, колоритные, яркие — в противовес «novel», который базируется на материале бытовом, повседневном.
Эта романтическая стихия романа определяется исторически обусловленными особенностями австралийского литературного развития. Сами реальные условия, в которых жили и трудились австралийцы, поставленные лицом к лицу с суровой природой на огромном, почти безлюдном континенте, объясняют их склонность к романтическому мироощущению с его культом одинокой, гордой, независимой личности. Вспомним, что в Австралии Байрон н Вальтер Скотт сохраняли роль художественных образцов долгие годы после того, как у себя на родине мода на них уже померкла. Исследователи свидетельствуют о популярности своего рода «байронического» героя, человека ярко выраженного индивидуалистического склада, в чем-то загадочного, как одного из излюбленных персонажей австралийской беллетристики. Уже первые образцы национальной прозы несли отчетливую романтическую печать, представляя собой сочетание обстоятельных описаний реалий местного колорита с приключенческой интригой и остродраматическими сюжетными ходами. В сущности, этот художественный принцип получает развитие у Колин Маккалоу.
В особенностях характеристики персонажей чувствуется романтическая приподнятость. Писательница словно бы очищает своих героев от всего сугубо бытового, повседневного, приземленного, она показывает их в решающих для них жизненных ситуациях. Поэтому к ним и не следует подходить с мерками плоско-бытового жизнеподобия.
Роман строится как хроника семьи Клири. Но спокойное течение их несколько однообразного бытия прерывается событиями бурными, экстраординарными. И причина тому — не столько внешние обстоятельства (хотя и они, конечно, играют свою роль), сколько сами характеры героев, людей упрямых, не умеющих идти на компромиссы. Среди них выделяются три наиболее интересно задуманных образа: это Фиона, ее дочь Мэгги и Ральф де Брикассар.
Образом Фионы, значительным и во многом типичным, автор воздал должное австралийской женщине — труженице, хранительнице семейного очага, выносящей на своих плечах все тяготы ведения домашнего натурального хозяйства, в то время как ее муж с гуртами овец месяцами кочует вдали от дома. Фиона — мать шестерых детей, хозяйка, постоянно занятая то на кухне, то на огороде, сдержанная, немногословная, гордо несущая свою тайну, никогда не жалующаяся на судьбу. Кажется, годы не властны над ней: она «настоящая красавица», лицо «строгое, суровое», «безукоризненная фигура», весь ее облик светится женственностью. Рядом с ней Падрик Клири — простой рабочий, крепкий, кряжистый, привыкший к тяжелому труду овчара, человек с ярко выраженным чувством собственного достоинства.
Погруженность в быт, в трудовые будни не лишает, однако, героев Маккалоу особой внутренней одухотворенности, способности чувствовать сильно и глубоко.
Второе поколение — дети несут родовые черты Клири. Они трудолюбивы, спаяны крепкой привязанностью друг к другу, умеют постоять за себя. Четырехлетней девочкой появляется на страницах романа Мэгги — главная героиня произведения, которой суждено прожить в книге целую жизнь. С видимой симпатией обрисован этот характер, самобытный и притягательный, остающийся в читательской памяти. В отличие от большинства персонажей романа, предстающих на его страницах сложившимися людьми, образ этот дан в развитии. На наших глазах ребенок превращается в девочку, затем в юную цветущую девушку, милую в своей наивности, явно наследующую материнскую женственность и обаяние.
Переезд семьи Клири в Австралию, где богатая сестра Пэдди Мэри Карсон, владелица поместья Дрохеда, предлагает ему должность старшего овчара в своем огромном хозяйстве, обозначает завязку главной коллизии романа. Здесь ненавязчиво, но решительно входит в произведение социальная тема.
Принцип романтического сгущения красок, даже заострения дает себя знать в обрисовке Мэри Карсон, этой «старой паучихи», несущей черты мрачной злодейки. В немощном теле этой семидесятидвухлетней женщины бушуют страсти сильные и злые. Готовясь перейти в иной мир, она устраивает пышный прием и честь дин своего рождения, являясь гостям в белом платье, СЛОВНО невеста, что странно контрастирует с ее возрастом. Символическую выразительность приобретает сама картина ее смерти: закрытое в спальне, тело Мэри подвергается быстрому разложению, облеплено мухами, источает отвратительный запах. Даже в смерти продолжает она быть причиной зла: ее завещание разлучает Ральфа и Мэгги.
Мотив дегуманизирующей власти денег входит в роман и через образ мужа Мэгги — Люка О’Нила. Этот выходец из бедняков, сезонник, мастер на все руки, стригаль и овчар, отличный работник, более того, самозабвенно любящий труд, одержим всепоглощающей страстью — стать хозяином, выбиться «в люди», иметь свое дело. Деньги становятся для него неким фетишем. Апофеоз его устремлений даже не ферма, а счет в банке, «аккуратные ряды цифр», обозначающие сумму, положенную на его имя. Женитьба превращается в средство достижения этой цели. Погоня за деньгами, отупляющий физический труд огрубили его, выхолостили все человеческие чувства и привязанности.
Но все же не люди, подобные Мэри Карсон и Люку О’Нилу, движимые злобой или темными эгоистическими страстями, определяют нравственную атмосферу романа. В нем, несмотря на события горькие, порой трагические, отражающие сложность самой жизни, господствует в целом стихия чувств светлых, гуманных. Человек добр, утверждает своим произведением Колин Маккалоу. И этой своей привлекательной особенностью ее роман противостоит модной беллетристике, создаваемой писателями антигуманистической направленности, для которых человек — слаб, порочен, подчинен животным, биологическим инстинктам.
Через весь роман проходит мотив человеческой солидарности, дружбы. И это не прекраснодушная иллюзия писательницы: ведь для людей труда, нередко разбросанных по бескрайним просторам континента, взаимовыручка, помощь друг другу являются жизненной необходимостью. В скольких произведениях мировой литературы читали мы о том, как алчность, собственнические инстинкты разъедают естественные родственные привязанности и связи. Семья Клири привлекает своей внутренней спайкой. И не только Клири. Муж и жена Мюллеры искренне заботятся о Мэгги. Во время страшного пожара местные фермеры сообща противостоят грозной стихии. Жертвы кризиса, бродяги, находят в Дрохеде стол и кров. И здесь писательница развивает одну из глубинных тем прогрессивной австралийской литературы — тему товарищества людей труда, столь ярко представленную в творчестве ее классика Генри Лоусона, поэта и новеллиста социалистической ориентации.
В романе несколько сюжетных линий, мотивов, тем. Но безусловно, что все они подчинены одной главной истории — большой и светлой любви Мэгги и Ральфа де Брикассара. С ней связана внутренняя, лирическая линия всего романа.
Полезный материал по теме:
Пэдди
Десятилетие с 1929 по 1939 год посвящено Пэдди. Так зовут отца семейства в «Поющих в терновнике». В кратком содержании книги описывается, как он погибает во время огромного пожара. Огонь уносит жизнь и его сына Стюарта.
По иронии судьбы, когда их тела привозят в усадьбу, в Дрохеду на время возвращается Ральф. Мэгги, забывшая тосковать об отце, мечтает соединиться со своим возлюбленным, даже получает от него поцелуй. Но как только похороны заканчиваются, священник вновь покидает поместье.
На прощание Мэгги дарит ему розу, которая уцелела в страшном пожаре, тот обещает ее хранить. Так завершает эту часть Колин Маккалоу. «Поющие в терновнике» в кратком содержании подробно знакомят читателя с историей любви Мэгги и Ральфа.
Жизненная история
Всегда интересно следить за жизнью других людей, узнавать, как у них устроена семейная жизнь, чем они живут, как общаются между собой. Смысл книги «Поющие в терновнике» в том, чтобы показать отношения отцов и детей, показать, что любовь — самое сильное чувство на планете. В этом произведении и показаны во всей красе такие трудности жизни.
Основные герои
Сюжет крутится вокруг семьи Клири. Изначально они жили в Австралии и были бедны, затем стали владеть крупным поместьем в Дрохеде. История охватывает 50 лет. Главные герои книги:
Есть в книге персонажи, которые сыграли важную роль в жизни главных героев, но не являлись ключевыми. Их можно назвать второстепенными:
Кратко о первых главах
Книга поделена на 7 частей. Её аннотация гласит, что это семейная сага. В каждой из частей читатель наблюдает взросление детей Клири и старение старшего поколения.
В первой части автор знакомит читателя с многодетной семьёй Клири, где мать Фиона ежедневно выполняет тяжёлую домашнюю работу, дети учатся в католической школе под началом строгих монахинь, а старшему сыну Фрэнку наскучила бедная и однообразная жизнь. Отцу семейства, Падрику, от его сестры Мэри Карсон приходит сообщение о работе. Она приглашает брата в своё большое австрийское поместье Дрохеда и предлагает Падрику работать там. Семья Клири проделывает огромный путь и переезжает из Новой Зеландии в Австралию.
Во второй части Клири знакомятся с молодым священником Ральфом де Брикассаром. Он много времени проводит с десятилетней Мэгги, которая понравилась ему своей красотой и скромностью. Став старше, она влюбилась в него. Но у них не могло быть никакого будущего, так как Ральф служит Богу, и у него не может быть никаких любовных чувств. В то же время Мэри Карсон, влюблённая в Ральфа, наблюдает за его отношениями с её племянницей и не скрывает своей ненависти к этому.
После своей смерти она оставляет огромное состояние церкви. Ральф — единственный, кто может распоряжаться этим наследством, а Клири могут жить в Дрохеде и управлять усадьбой при условии, что Ральф будет верен церкви. Этот ход стал ловушкой для священника. Он отказался от Мэгги, уехал из Дрохеды и начал строить церковную карьеру. Ральф тоскует по девочке, а она — по нему.
В третьей части Пэдди погибает во время пожара, а Стюарта задавил вепрь. Ральф приезжает в поместье, ничего не зная о трагедии. Мэгги и Ральф впервые целуются.
После похорон священник вновь уезжает, но перед этим Мэгги дарит ему единственную уцелевшую вещь в пожаре — розу.
Развязка событий
Четвёртая часть затрагивает 1933−1938 годы. В это время в усадьбе появляется новый работник Люк О’Нил, который проявляет знаки внимания к Мэгги. Она же, в свою очередь, принимает его ухаживания, так как видит в нём Ральфа: они внешне очень похожи. Она выходит замуж за Люка.
Он устраивается на работу рубщиком тростника, а Мэгги становится помощницей по дому у супружеской пары Мюллер. Девушка мечтает стать матерью и переехать в свой дом, но Люк не стремится к этому. Его цель — накопить денег.
Мэгги рожает дочку Джастину. Мюллеры, видя, как Мэгги страдает, дарят ей поездку на остров Матлок. Люк не хочет её навещать и уезжает снова работать. А вот Ральф поехал на остров. Там он и Мэгги проводят время как муж и жена. Потом Ральф уезжает в Рим, чтобы дальше работать и стать кардиналом. Домой Мэгги возвращается беременной от Ральфа.
В пятой части раскрываются семейные секреты. Оказывается, в молодости Фиона была влюблена в одного человека, но они не могли быть вместе. Она родила от него Фрэнка. Падрик принял Фиону с ребёнком, потому что отец Фионы дал ему денег.
В Дрохеде Мэгги рожает Дэна. Он похож на Люка, но никто не догадывается, что Дэн не его сын, так как Ральф и Люк очень похожи. Одна Фиона понимает, что Ральф — отец её внука. Между тем Брикассар приезжает в Дрохеду и знакомится с Дэном, не зная, что это его сын.
В шестой части перед читателем предстают уже повзрослевшие дети Мэгги. Джастина видит себя актрисой, а Дэн — священником, что приводит в ярость мать. Она ничего не может поделать, и сын отправляется в Рим к Ральфу. Чуть позже Дэн едет на отдых на Крит. Во время купания у него случается сердечный приступ и он тонет.
Ральф узнаёт, что Дэн — его сын. Ральф хоронит его, и потом сам умирает.
В последней части Джастина выходит замуж за немца Лиона Хартгейма. Она винит себя в смерти брата. Вместо того, чтобы поехать с ним на Крит, она проводила время с Лионом. Джастина извещает мать о своей свадьбе через телеграмму.
Усадьба потихоньку умирает. В ней некому жить. Братья Мэгги не обзавелись семьями и детьми. Дэн умер, а Джастина ничего не хотела слышать о детях.
Период с 1933 по 1938 год проходит под знаком Люка. Это новый работник, который приезжает в усадьбу и начинает ухаживать за Мэгги, тоскующей по Ральфу. Внешне он даже похож на священника. Поэтому девушка сначала идет с ним на танцы, а затем и выходит замуж.
После свадьбы Люк устраивается рубить тростник, а его молодая жена начинает работать горничной у молодой и богатой супружеской пары. Мэгги мечтает о своем ребенке, но Люк пока предпочитает копить деньги, обещая полноценную семейную жизнь через несколько лет, когда они встанут на ноги. Он уезжает на заработки и проводит вне дома по нескольку месяцев. Мэгги идет на хитрость и умудряется родить от него дочку, которую называет Джастин.
Роды проходят тяжело. После того как она встает на ноги, хозяева дома, где Мэгги работала горничной, дарят ей поездку на остров Матлок. В ее отсутствие приезжает с заработков Люк, который отказывается отправиться отдыхать вслед за своей женой. После появляется Ральф, который после некоторых колебаний все-таки отправляется к Мэгги.
Между ними возникает страсть, и они проводят несколько дней как муж и жена. Это самые романтичные места в романе «Поющие в терновнике». Краткое содержание читать становится еще интереснее, когда оказывается, что Ральфу приходится уезжать в Рим, чтобы стать кардиналом. Нося под сердцем ребенка от католического священника, Мэгги уходит от мужа и возвращается к родителям.
Часть 5. Фиа
Мать Мэгги Фиона призналась дочери, что много лет назад, будучи такой же молодой и наивной, она полюбила человека богатого и влиятельного. Она не верила, что он бросит ее из-за карьеры. Но он не захотел жениться на ней, потому что она бы помешала ему устраивать свою жизнь. И Фиона осталась с маленьким ребенком одна. Родители устроили ее судьбу просто. Так как она уже себя опозорила, предложили жениться на ней бедняку Падрику, дали ему денег, небольшое приданое за Фионой. Молодому человеку ничего не оставалось, как взять в жены из богатой семьи женщину с ребенком. Мэгги успокаивает мать тем, что никто не догадается, от кого ее сын, но мать только качает головой. Есть на свете силы, которые пострашнее осуждения людей. Фиона об этом знает. Ее сын Френк, рожденный от любовника попал в тюрьму. Это наказание за внебрачную связь. Мэгги в это не верит.
Ральф увидел сына еще маленьким, но ни о чем не догадался. Зато на ребенка он произвел неизгладимое впечатление, и Дэн решил стать тоже священником.
Период с 1938 по 1953 год посвящен Фиа. Ральф в это время с трудом мирится с гибкими отношениями между Ватиканом и Муссолини. Ведь в Европе начинается Вторая мировая война. Братья-близнецы Клири уходят на фронт. У Мэгги рождается сын Дэн. Никто не подозревает, что он не от Люка, ведь они с Ральфом были очень похожи. Все понимает только ее мать Фиа.
Она рассказывает дочери, что в молодости тоже была влюблена в человека, который не мог на ней жениться из-за своего высокого положения. Но родила от него сына Фрэнка. Ее муж все знал, ведь тесть дал ему денег, чтобы тот женился на Фиа. Оказывается, что у матери и дочери больше общего, чем они могли предположить.
В это время в Дрохеду снова приезжает Ральф. Он знакомится с Дэном, но не догадывается, что это его сын.
Часть 7. 1965–1969 гг. Джастина
После смерти Дэна Джастина не находит себе места и ищет успокоения в работе. Она то пытается вернуться в Дрохеду, то стремится наладить отношения со своим другом — немцем Лионом Хартгеймом. Лион любит Джастину и желает жениться на ней, она же боится привязаться к нему и стать уязвимой для боли и переживаний. В итоге она выходит за него замуж. Мэгги в Дрохеде получает от неё телеграмму, сообщающую о женитьбе.
У усадьбы нет будущего — её братья не женились и бездетны, Дэн умер, а Джастина не желает и слышать о детях.
Судьбе Дэна посвящена часть, описывающая события с 1954 по 1965 год. В это время дети Мэгги уже подросли настолько, что сами выбирают себе профессии. Джастина мечтает стать актрисой, для этого она уезжает в Лондон.
Дэн мечтает о карьере священника. Мэгги против этого. Она хочет внуков и не желает, чтобы церковь отняла у нее еще одного любимого человека. Но Дэн настаивает на своем и уезжает в Рим к Ральфу.
Между отцом и сыном появляются отношения на чувственном уровне, хотя они и не знают о своей родственной связи. Это отмечают многие исследователи в анализе «Поющих в терновнике». В романе события развиваются трагически.
Дэн проходит обряд рукоположения и едет отдохнуть на Крит. На острове он тонет, спасая двух женщин. Мэгги просит Ральфа помочь ей в переговорах с греческими властями и рассказывает, кем на самом деле был Дэн. Ральф устраивает все так, чтобы их сына похоронили в Дрохеде. Он совершает над ним обряд таинства и умирает вскоре после похорон. Он осознает, что пожертвовал слишком многим в жизни ради карьеры.
Смысл финала произведения
В финале подводится черта для всех направлений, заданных в романе, кроме одной. История старшей дочери Мэгги Джастины остается открытой. Она уезжает за своей мечтой стать актрисой в Лондон, где выходит замуж, больше мы о ней ничего не знаем. Другие же историю получают свое завершение.
Сын Мэгги и Ральфа Дэн унаследовал от своего отца две вещи: синие глаза и веру. Последняя и становится причиной его ранней смерти: спасая двух женщин из воды, он погибает, повинуясь божьей воле. Это своеобразное наказание для Мэгги, как считает она сама: Бог забрал у нее двух любимых мужчин.
В финале произведения подходит конец внутреннему конфликту Ральфа. Когда он узнает, что Дэн — его сын, он понимает, скольким он пожертвовал из-за своей карьеры и некоторой тщеславности и амбициозности. Он сожалеет о том, что не провел свою жизнь рядом с любимой женщиной.
Также под конец романа между Фиа и Мэгги устанавливаются более теплые и дружественные отношения. Фиа — единственная, кто сразу понял, чей на самом деле сын Мэгги. Более того, она не винит ее, а понимает, потому что сама прошла через похожую историю. Схожесть судеб и своего рода женская солидарность сближают мать и дочь.
То есть в финале каждый герой проводит анализ своей жизни и пересматривает те ценности, которые некогда у него были. Да, их судьбы сложны и не так уж удачны, но все понимают и признают свои ошибки, пусть даже только в самом конце.