Что значит повязка на голове
Очелье — история происхождения и предназначение
Очелье – это надеваемая на лоб твёрдая повязка, которая удерживает от попадания в глаза волос челки и висков. Она может быть изготовлена из бересты, кожи, луба, ткани, металла. Очелья были атрибутами представителей любого сословия, возраста и пола. В повязки князей и ведунов вставлялись самоцветы, которые помогали раскрывать способности ясновидения. Юные славянки вместо головных уборов надевали кокошники и ленты-очелья, зачастую украшенные подвесками — ряснами с изображением ростков растений, крестов. Нередко металлические рясны мастера украшали изображениями птиц, бисерные — прядями из лебяжьего пуха.
Если рассматривать структуру слова, то оно как бы стоит из двух частей: «О» и «Чело». Круглая буква «О» символизирует окружность головы. Слово «чело» — архаизм, в древние времена так называли голову человека. На современный русский язык это сочетание можно перевести как «вокруг головы».
Больше всего украшений-амулетов обнаружили археологи при раскопках курганов и славянских поселений Древней Руси VIII-XII веков. Тогда украшения носили для красоты, и больше всего их было у славянских женщин, так как каждый славянин испытывал благоговение к женщинам. Ведь именно они рожали и растили потомков, проводили обряды на языческих капищах, хранили и передавали из поколения в поколение магические обряды, символизировали Мать Сыру Землю.
В наши дни славянское очелье становится очень популярным аксессуаром. Сегодняшние очелья на голову различают по одному из трех видов крепежа, используемого в процессе изготовления: резинка, пуговица или завязки.
По мнению ученых, изначально головные повязки не были славянскими украшениями. Еще раньше их носили на европейской территории, в скандинавских странах, Византийской империи. Со временем славяне переняли обычаи других народов. Но при изготовлении повязок они учитывали свои традиции и верования.
В чем заключался сакральный смысл очелья
Расшитые красивыми узорами женские очелья не скрывают волосы. Их надевали и на различные церемонии: свадьбы, похороны, праздники. По поверьям древних славян, злые духи приникают в человека через незащищённые места тела. Поэтому особое внимание уделялось защите пояса, рук и головы. Тело защищало рубашка или платье с вышитыми на них обережными символами, на запястья рук надевали браслеты, защитой для шеи служило ожерелье, а лоб защищало очелье, оно играло роль главного рубежа в защите от злых духов. Под враждебными силами имелись в виду выходцы из Нави. Они могли вызывать недуги, подрывать здоровье, как физическое, так и психическое. Обереги защищали от наветов колдунов, сглаза и порчи.
На каждый предмет одежды славян наносился магический охранный узор. И очелье считалось мощным оберегом.
Внешний вид очелья определяется его предназначением. Повязки могли быть повседневными и обрядовыми. Для повседневной носки их делали самостоятельно, используя нити из крапивы и простое плетение, освоить которое было под силу даже детям. А вот праздничное очелье должно было быть красивым, самотканым. Плетение выполнялось на берде с использованием множества нитей. Рисунок представлял собой красивый орнамент, в то время как на повседневных очельях был обычный вязаный узор.
Очелья носили многие древние племена: скифы и древние римляне, аборигены Америки. Даже в наши дни многие считают, что ношение такой повязки полезно: очелье избавляет от головной боли, приводит в норму давление. Берестяные очелья выделяют микроэлементы, благотворно воздействующие на иммунитет.
Как сделать очелье своими руками из бересты
Берестяные ободки не только красивы, они легки и удобны, а главное — экологичны. И сделать их может любой желающий.
Сначала нужно заготовить бересту и правильно ее подготовить: разделить на слои, убрать черноту, нарезать лыко, т.е. полоски различной ширины.
Для работы вам понадобятся следующие инструменты:
Измерьте обхват головы с небольшим припуском — во время оплетения внутренний диаметр изделия немного уменьшится из-за увеличения его объема.
Возьмите берестяную полоску шириной 1 сантиметр. Длина полоски должна быть вдвое больше обхвата головы + 1-1,5 сантиметра для соединения. При отсутствии полос нужной длины небольшие полоски склейте при помощи клея ПВА. Готовую полоску сверните в двойной круг и склейте концы. Зачистите их. Получился двухслойный обруч.
Для обвивки обруча используйте полоски шириной 0,5 сантиметра. Полоса, идущая горизонтально посередине обруча, должны быть темнее либо светлее основного цвета очелья. Полоску, предназначенную для обвивки, заправьте кочедыком между двумя полосами обруча. Обвивку выполняйте в вертикальном направлении. Ряды чередуйте так, чтобы горизонтальная полоса иного оттенка находилась то сверху, то снизу вертикальной, т.е. в шахматном порядке. Концы вертикальной полоски спрячьте меж внутренними обручами. Горизонтальную полоску, если потребуется, можно нарастить, спрятав хвостики в навивах вертикальных полос.
Очелье, связанное крючком
Для вязания можно брать разные виды пряжи: лен с вискозой, хлопок, обычные льняные нитки. Схему узора можно выбрать любую. Длина очелья должна быть равна окружности головы.
Хорошо смотрятся повязки, связанные пышными столбиками. По краям можно провязать неширокие полоски из столбиков с накидом. Такие части сделают повязку более прочной, не такой рыхлой и менее растяжимой.
Очелье из бисера
Бисерные обереги можно сделать очень просто.
От атласной ленты отрежьте два кусочка длиной 4 см каждый. Края ободка обработайте спиртом. Когда они высохнут, намажьте клеем с обеих сторон и приклейте отрезанные куски атласной ленты. Приклейте край ленты к одному из концов ободка и обмотайте его полностью, дайте высохнуть.
Отступите от края ободка около 5 см. Сделайте один стежок, наденьте на иглу бусину и бисеринку и верните иглу в бусину. Подтяните бусину к ободку и зафиксируйте на лете крупным стежком. Далее операцию повторяйте в любом порядке по всей длине ободка. В свободные места между бусинами вшивайте бисер, не забывайте плотно фиксировать нить. Посмотрите видеоурок.
Воспользовавшись нашими советами, вы может сделать своими руками красиво и оригинальное очелье. Плести можно и в технике макраме. А если вы не склонны к рукоделию, можно купить готовое очелье.
Женское очелье и мужской наголовень
Очелье – это часть женского головного убора (сороки, повязки, кокошника и т.д.), который прикрывает чело, т.е. лоб. В словаре Даля: «ЛОБ м. лобик, лобок, лобочек; лбища, лбина м. чело, надбровье; часть головы, лица, между висков, от бровей до предела волос, или повыше, до темени, правильнее ж отличать лоб (чело), подтемянье и темя».
Также у Даля «налобник», «начельник» для девичьей повязки (сл. статья «Налобанивать»):
«Налобник м. начельник, начелок, девичья повязка; поднизь». «Очеловечить» дается определение слову «очелье»: «Очелыш м. вят. оцёлыш, девичий головной убор, кокошник. Очелье ср. твер. очелы м. мн. олон. перед кокошника, лобок. Очелочный, очелковый, к очелку, очельный, к очелью относящийся».
В статье Д.К. Зеленина[1] Очелье, налобник − это лобовой щиток головного убора. Очелье прикрывает «чело», «лоб», но не всю голову. Когда говорят об очелье, всегда имеют в виду часть женского головного убора, а не мужского.
В статье Д.К. Зеленина[1] «У великорусских рабочих, особенно у шерстобитов, и до наших дней сохраняется обычай обвязывать веревкой или ленточкой волосы на голове, «чтоб зря не трепались» при движениях корпуса. (Изображения можно видеть, напр., в книге «Илья Репин. Воспоминания. Под редакцией К. И. Чуковского. Бурлаки на Волге» Птб., s. а., стр. 81: рисунок из альбома И. Е. Репина «Ларька»)».
Даль пишет: «Наголовень муж. ремень кольцом, что мастеровые носят на голове; наголовник, то же, и вообще головной убор». Сообщений о том, что эта лента на голове мастеров-мужчин как-то орнаментировалась, что она использовалась в каких-либо обрядах или обычаях (свадебных, календарных, похоронных и т.д.), несла какую-то функцию помимо придерживать волосы во время работы – нет.
Наголовень в мужских головных уборах славян имел чисто утилитарное значение. Лента, в отличие от шапки, не покрывает голову полностью.
Шапка, которая, в отличие от наголовника, точно имела обрядовое значение, обозначала социальный статус мужчины (княжеская, боярская) и т.д., что зафиксировано этнографами. Если девичьи головные уборы с очельем у восточных и южных славян – обычное явление, то мужские головные уборы в виде повязки, ленты (Наголовень) – как повседневная или обрядовая часть одежды не встречается в описаниях этнографов.
Головной убор в виде ленты в других культурах
Головной убор в виде ленты изображён на колонне Траяна в Риме, подобные ленты носили некоторые гето-даки. В научной литературе головные уборы в виде ленты называют лентами-метопидами, подобные ленты встречаются у скифов. В статье «Инфула» (Похлёбкин В. «Словарь международной символики и эмблематики») описываются некоторые обрядовые функции подобного головного убора − «налобника» − у римлян, очень коротко у скифов, древнееврейских жрецов и в католицизме.
В своей статье Седов В.В.[2] пишет: «Головной убор славян − шапка языческого времени − известен только по скульптурным изображениям на идолах. Так, четырехликая голова Збручского идола увенчана шапкой − полусферической с околышем. Подобная шапка изображена и на голове новгородского каменного идола, найденного в Пошехонье (Порфиридов, 1930, с. 31−33).
Судя по древнерусским изображениям на миниатюрах, иконах и фресках, подобные мягкие полусферические шапки с меховым околышем являлись важнейшей княжеской регалией, больше никто не носил таких шапок. Так же изображались в подобных шапках только женщины княжеского сословия.
По-видимому, и в языческую пору подобные головные уборы были атрибутами языческих божеств и племенных князей. Шапки простых людей нам не известны».
На раннем этапе формирования древнерусского государства шапки преобладали в княжеской среде, но уже в феодальную эпоху шапки получают более широкое распространение во всех слоях древнерусского общества. Первые изображения князей в таких шапках относятся к XI веку. При этом форма их была одинаковая: сферическая тулья с меховой опушкой. Такие княжеские шапки именуются в научной литературе «древнерусской меховой шапкой», головным убором «знатного человека». У простых людей преобладали колпаки разной формы из войлока или сукна.
Богатые носили шапки из бархата или тонкого сукна, а знатные князья – парчовые (шёлковая ткань с основой из металлических золотых или серебряных нитей), украшенные серебром, золотом и драгоценными камнями. Опушка летом у такой шапки шилась из черно-бурой лисицы, соболя или бобра. Зимой такие шапки подбивались мехом целиком.
Ритуалы, связанные с шапкой
Как пишет в своей статье Е.С.Узенёва[3], «Шапка − головной убор мужчины, социально и ритуально значимая часть одежды (ср. сербскую пословицу: «Шапка старше головы»).
В традиционном этикете противопоставление обнаженная−покрытая голова было важнейшим, но имело разную реализацию в зависимости от возраста и семейного положения. У южных славян только парни брачного возраста получали право носить Шапку. Мужчины, как правило, носили Шапку на улице и снимали в помещении, а также в церкви, перед иконой, перед человеком более высокого социального положения. При исполнении некоторых обрядов обнажение головы мужчиной имело сакральный смысл: мужчины снимали Шапку при первом севе, при покойнике и др. У южных и восточных славян отсутствие Шапки у мужчин было знаком траура, а в Сербии в этом случае носили Шапку наизнанку.
Некоторые ритуалы, напротив, требовали ношения Шапки. Так, по обычаю сербов Хомолья (восточная Сербия), при объявлении имени новорожденного гости должны сидеть в Шапках, пока кум не сообщит имя крестника. У южных и восточных славян независимо от времени года жених оставался в Шапке, а у македонцев не снимал ее даже во время венчания. В этом случае Шапка имела апотропейную функцию.
Срывание Шапки иногда символизировало отказ от прежнего статуса. По сербскому обычаю, при выносе покойницы из дома ее муж сбрасывает Шапку и надевает новую в знак того, что он хочет вступить в новый брак. У русских на свадьбе подруги невесты крали Шапку жениха и требовали за нее выкуп. Шапку жениха надевали на невесту в знак утверждения над нею его власти и как пожелание мужского потомства. У русских срывание Шапки в послесвадебный период было одним из обрядов приема молодого в круг взрослых мужчин.
Использование головного убора, принадлежащего противоположному полу, могло быть одним из видов ряжения и нередко имело продуцирующий смысл. Так, в болгарской свадьбе дружка невесты надевала Шапку жениха при замешивании обрядового хлеба. Чтобы у девочки поскорее выросли груди, она должна была потереть их шапкой, взятой у парня (Полесье). В Польше невеста во время брачной ночи надевала Шапку своего мужа, а роженица не снимала ее шесть недель после родов, что должно было защитить ее от сглаза.
В целом, однако, ношение женщинами мужского головного убора осмыслялось негативно. Считалось, что девочка, надевшая Шапку, потеряет волосы, станет жертвой сглаза (Украина), останется в девках (Полесье) или родит внебрачного ребенка (Словакия).
Шапка нередко использовалась в сельскохозяйственной и птицеводческой обрядности с продуцирующей целью. На Украине в Сочельник хозяйка окуривала все хозяйство, надев Шапку мужа. В Полесье и в Польше (Покутье), сажая наседку на яйца, предварительно клали их в мужскую Шапку.
Шапка часто воспринимается как символ человека и может замещать его в особых случаях. У болгар на помолвке отсутствующего жениха заменял его колпак. Во время свадьбы, если желали молодым мужского потомства, то у восточных славян и в Польше подкладывали в постель новобрачным Шапку, а у южных − невесту сажали на мужскую Шапку. В Белоруссии над Шапкой священник нарекал имя младенцу, а в Черногории епископ мог заочно прочитать молитву об исцелении отсутствующего больного над его Шапкой. У восточных и южных славян покойника непременно хоронили в шапке или клали ее в гроб рядом с телом. У сербов существует поверье, согласно которому тот, кто наденет себе на голову Шапку мертвого, не сможет ее снять. У южных славян при побратимстве менялись Шапками.
В сказках и поверьях Шапка предстает как средоточие магической силы дьявола или другого мифологического персонажа. В южнославянском фольклоре нередко отмечается, что красная и остроконечная Шапка − атрибут дьявола и мира мертвых. Известен также другой сказочный предмет − шапка-невидимка».
Публиковать разрешается только с указанием копирайтов автора ©Тарасов Д.А. 2013
Опубликованнов сборнике Д.Тарасов, Л.Гайдукова, М.Емельянова, О.Гущина, Средневековая славянская одежда, под ред. Л.Белякова. // Содружество общин «Велесов Круг», М. 2014 г.
Предназначение очелья
Очелье (начельник, налобник, начелок, очелыш) – это повязка на голову. Также этим словом называют часть головного убора, который прикрывает лоб (сорока, кокошник и т.д.). Очелье – вещь универсальная: его носят и мужчины, и женщины. Предназначений у очелья несколько: это и часть гардероба, и своего рода оберег.
Очелье как головной убор служит для закрепления волос. Его надевают, чтобы волосы не трепались, не лезли в глаза и не мешали. Также очелье защищает голову от перегрева или переохлаждения. Кроме того, это изящное украшение, издавна полюбившееся девушкам. Разноцветные, расшитые узорами, очелья выглядят изысканно, а также этот замечательный головной убор не скрывает прекрасные волосы молодых красавиц. Очелья встречаются и среди элементов церемониальной одежды: свадебной, похоронной или праздничной.
Одна из важнейших функций очелья – обережная. Древние славяне верили: если не защищать своё тело специальными символами и знаками, рано или поздно через уязвимые участки в тело человека могут проникнуть различные негативные сущности. Под враждебными силами подразумевали выходцев из Нави, которые могут вызвать болезнь, подорвать физическое и психическое здоровье человека. Оберегались и от наветов недобрых колдунов, от порчи и злого глаза. Важно, чтобы был защищён каждый участок тела. Для защиты головы служило очелье. Специальные обережные знаки и традиционные орнаменты, изображённые на нём, способны отвратить беду и привлечь удачу.
Внешний вид очельев зависит от их назначения. Головные уборы для повседневной жизни шились простыми и незамысловатыми, а очелья для праздников и важных дат создавались из дорогих материалов настоящими мастерами и мастерицами. Изделия украшали тончайшей вышивкой и причудливыми узорами. Очелья делали из чего угодно, они могли быть тканные, кожаные, берестяные, лубяные и даже металлические. Носили этот головной убор люди всех возрастов и сословий, от простых тружеников до князей и воевод.
Известно, что очелья были широко распространены не только в древней Руси. По многочисленным историческим свидетельствам, подобными предметами гардероба пользовались скифы, римляне, американские индейцы и другие народы. Узкие ленты с обережным рисунком украшали бисером, кистями, бусами, височными кольцами, лунницами и подвесками-ряснами (вертикальные полосы-подвески).
Многие утверждают, что очелья помогают восстановить здоровье. Они отлично снимают головную боль, нормализуют давление. Очелья из бересты, например, дают организму полезные микроэлементы, которые благотворно действуют на иммунную систему.
Всем известны славянские головные уборы с птичьей символикой или лунными знаками (рогатые кики). Кстати, кика означает «утка», а пресловутый кокошник —это «петушник» (кокошь — петух). Девушки не носили головных уборов, их заменяла лента-очелье, сделанная из тонкого металла, к которой тоже могли прикрепляться подвески. Подвески, которые прикрепляли к головному убору, называли ряснами — это вертикальные полосы, идущие от кокошника вниз (до груди или даже до пояса). Часто металлические рясны изображали птиц, а в бисерные рясны вплетали «пушки», сделанные из настоящего лебяжьего или гусиного пуха. Рясны собирались из 10—12 бляшек, на которые наносился узор так, что он мог читаться только в вертикальном положении, то есть надеть рясны как ожерелье было нельзя: символы теряли опору. На одних лентах-ряснах изображали крохотные росточки, на других — опыление растений или крест. Некоторые рясны имеют выпуклость на каждой бляшке, отчего создается впечатление, что с головы стекают дождевые струи.Вся славянская одежда обязательно покрывалась магическим охранительным узором.. Древние славяне были очень искусны и в изготовлении различных украшений, которые тоже имели сакральные знаки и служили отнюдь не «предметом роскоши», а в первую очередь были оберегами.
Причем интересно здесь то, что мужчины носили оберегов не так много, как женщины, которым как продолжательницам рода требовалась наибольшая защита.Височные кольца или Усерязь — очень известные у древних славян предметы украшения, которые одновременно с этим являлись оберегами и амулетами. Разнообразия видов височных колец великое множество и найдено не меньше чем лунниц. Височные кольца — это женские украшения, которые вплетались в волосы у висков. Часто их было по несколько штук, число доходило до шести и больше. Находят бронзовые, серебряные, золотые изделия. Часто на колечки нанизывали бусины — янтарные, стеклянные, каменные, а один раз археологам попалась даже вишнёвая косточка. Находят их практически по всему миру, начиная со слоёв времён бронзового века. Некоторые найдены даже при раскопках легендарной Трои. Но самое большое количество было обнаружено на территории древней Руси VIII-XII вв., поэтому именно славянам приписывают особый расцвет подобных украшений.
Очелье — височные кольца
В Древней Руси бытовало поверие, что злые духи могут воздействовать на любого человека, если тот не защищён специальными оберегами. Тело всегда защищено рубахой, платьем с вышитыми на них обережными символами, на запястьях рук браслеты, на шее ожерелья, на лбу специальная повязка, а виски, как обнажённое место — лакомый кусок для любого нехорошего проявления Нави — защищался именно такими кольцами. К сожалению, термин, каким именовали эти украшения-обереги в древние времена, не дошёл до наших дней, и их название является лишь определением учёных, что носили их в районе висков. Из некоторых источников (Словарь Даля, церковные списки) мы можем предположить, что височные кольца называли «Усерязь» — ушная украса, серёжка, заушница.
Оригинальный аксессуар — повязка на голову: как надеть и с чем носить?
Чтобы кардинально поменять свой образ, не обязательно полностью обновлять гардероб, делать новую прическу или пластическую операцию. Чтобы изменить имидж, достаточно надеть на голову новую повязку.
Как правильно выбрать и с чем носить?
Выбор бесконечно разнообразен и может варьироваться в зависимости от сезона и погодных условий, длины волос и модели стрижки.
По сезону
Выбрать повязку в зависимости от времени года достаточно просто. Понятно, что зимой ее главная функция – защитить голову от мороза и ветра. Справиться с этой задачей под силу теплым вязаным изделиям, связанным спицами или крючком из шерстяной, а иногда даже меховой пряжи.
С другой стороны, в знойный летний день уместно украсить себя кокетливо повязанным шелковым шарфиком или использовать для занятий спортом стильный хлопковый ободок.
Зимой теплая повязка может выглядеть так:
А летом наденьте яркую и легкую:
А это вариант для осени-весны:
По длине волос
Важную роль здесь играет длина волос.
Вот так выглядят повязки на коротких волосах:
А это на волосах средней длины:
Стильно смотрится аксессуар на длинных волосах:
С челкой
При умелом применении такой аксессуар, наоборот, привлечет внимание к стильному образу.
Материалы и цвет
Выбор материалов безграничен. Зависит он от сезона, в котором собираются использовать изделие.
Богатство расцветок невозможно перечислить и описать.
Самые решительные выбирают яркие вызывающие принты в виде цветочных мотивов, фигур животных, иероглифов и пиктограмм.
Вязаное изделие
Вязаные повязки предназначены для прохладной, а иногда даже морозной погоды. Выбор этих изделий огромен, в зависимости от качества их можно подобрать на любой вкус и кошелек. А вязальщицы могут создать оригинальный и модный аксессуар своими руками.
С узором «коса»
Согреет в прохладную погоду и украсит свою хозяйку. Чтобы удержать тепло в холодную погоду, изделие должно быть широким и плотным, изготовленным из натуральной шерсти. Идеально греть и роскошно выглядеть будет «коса» из кашемира, мохера или ангоры.
С ушками
Уместны для девочек и молодых девушек, предпочитающих спортивный стиль одежды. Задорные уютные ушки с успехом согреют хозяйку и дадут понять, что она всегда активна и непринужденна.
Солоха
Отличается от других завязанным в верхней части большим узлом и характерно торчащими в стороны завязками. Символизирует популярный в 50–60 годы стиль «стиляги». Вязаная «солоха» появилась относительно недавно, и в прохладную погоду с успехом греет и украшает юное поколение, начиная с самых маленьких девчушек.
Чалма
Представляет собой изделие с перекрещенным впереди узором.
Чалма, выполненная из дорогой пряжи, символизирует восточную роскошь и богатство, она прекрасно сочетается с дорогими шубами и пальто.
Тюрбан
Тюрбан по форме напоминает чалму, не перекрещенную, а присобранную спереди и богато отделанную декором в виде бисера, страз, камней, аппликаций и т. д.
Объемная
Вяжется крупными рыхлыми петлями из качественной пушистой нити. Стильный головной убор сделает более гармоничной и стройной даже не совсем пропорциональную фигуру в стеганой куртке-миди.
Со стразами
Сверкающий узор на вашем головном уборе не останется незамеченным и обязательно привлечет к вам придирчивые взгляды, поэтому базовый гардероб и макияж должен быть безупречен.
Спортивный стиль
Яркие и стильные спортивные повязки не только украшают, но и служат полезным атрибутом. Летом они впитывают пот и удерживают волосы от прилипания к вспотевшему лбу, зимой защищают от холодного ветра и снега.
Со стразами
Сверкающая повязка со стразами обязательно привлечет к вам всеобщее внимание. Такой аксессуар является торжественным и праздничным, надевать его ежедневно неуместно.
Узкие
Узкая повязка — универсальный аксессуар, который часто используется в качестве ободка и подходит любому типу головы и любой образ делает модным и нарядным.
Бандана
Бандана — универсальный атрибут для любого размера, который чаще всего используется летом в качестве панамы.
Как правильно надевать аксессуар?
Такой нехитрый, казалось бы, аксессуар может кардинально изменить черты лица, скрыть недостатки и акцентировать взгляд на достоинствах внешности. Важную роль играет здесь способ носки и цветовое решение.
Вязаный
С челкой
Если вы носите челку, следует придерживаться несложных правил:
Как носить не нужно?
При выборе и ношении аксессуара нежелательно:
В наше время, чтобы стильно и хорошо выглядеть, не обязательно тратить на одежду огромные деньги. Грамотное использование доступных, но эффектных аксессуаров позволит при минимальных затратах всегда выглядеть свежо и по-новому.