Что значит повторы в сказке
Повторы в сказках Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин стремился приблизить свои сказки к русским народным. Именно поэтому в них присутствует множество повторов, ведь это является одним из признаков народных произведений.
1. Сказка о царе Салтане
Эта сказка начинается с повтора: три девицы рассуждают о том, что бы они сделали, если бы стали женой царя. Трижды повторяется фраза «Кабы я была царицей«.
В продолжении 4 раза повторяется прибытие корабельщиков:
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Трижды происходит встреча с царевной лебедем и превращение князя Гвидона в насекомое:
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?»
Полетел и запищал,
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корабль — и в щель забился.
Затем происходит многократное повторение в описании чудес: белочки, богатырей с Черномором и прекрасной царевны, у которой блестит звезда во лбу.
Ну и царь Салтан многократно обещается посетить остров Буян:
«Коль жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу»
Трижды князь Гвидон в образе насекомого жалит своих теток и бабушек, трижды они отговаривают Салтана от поездки на остров.
Можно сказать, что эта сказка насыщена различными повторами.
2. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
В этой сказке повтор встречается дважды.
Первый — это многократное обращение злой царицы к волшебному зеркальцу:
«Свет мой, зеркальце! скажи:
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
Второй случай — обращение королевича Елисея к природным явлениям: к солнцу, месяцу и ветру:
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей»
3. Сказка о рыбаке и рыбке
В сказке о рыбаке и рыбке тоже присутствует два вида повтора.
Первый повтор заключен в самом начале произведения, когда старый рыбак трижды закидывает невод в море:
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой.
Второй повтор присутствует на протяжении всей сказки: старик ходит к морю, зовет золотую рыбку и просит что-то для старухи.
Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Рыбка отвечает ему повторяющейся фразой:
«Не печалься, ступай себе с богом».
4. Сказка о попе и о работнике его Балде
В этой сказке повтор тоже встречается два раза.
Первый заключается в соревнованиях с бесом — их было три.
А второй повтор — это три щелчка по лбу попа:
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка;
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.
5. Сказка о золотом петушке
В сказке о золотом петушке тоже присутствуют повторы.
Трижды царь отправляет войско на восток: сначала старшего сына, потом младшего, а третье ведет сам.
Проект «Смысл повторений в русских народных сказках»
Зачем несколько раз повторяются одни и те же слова и фразы в русских народных сказках?
Просмотр содержимого документа
«проект смысл повторений»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №26 им. А.С. Пушкина»
«Смысл повторений в русских народных сказках»
Подготовил: ученик 4 класса
МБОУ «ООШ №26 им. А.С. Пушкина»
Руководитель: учитель начальных классов
МБОУ «ООШ №26 им. А.С. Пушкина»
Лысова Александра Александровна
1. Русская сказка, или с чего начинаются сказки России 4
1. Что такое кумуляция? 6
2. Смысл повторений в сказке по мнению современников 8
3. Смысл повторений в сказках по моему мнению (основываясь на знаниях исследователей) 11
Список литературы 14
С этим вопросом я обращался к маме, к бабушке, к учителям, и все они давали разные ответы. А однажды заговорил на эту тему с учительницей первого класса, Лысовой Александрой Александровной, и она рассказала мне много интересного, посоветовала некоторые информационные источники, в которых я мог бы узнать для себя новую информацию по данной теме. Изучив достаточно информации, я предложил Александре Александровне оформить изучаемую тему в форме проекта.
Цель нашего исследования: определить истинный смысл повторений в русских народных сказках.
Изучить тексты русских народных сказок под редакцией А.Н. Афанасьева;
Изучить исследовательскую информацию по данной теме в различных источниках;
Ознакомиться с мнением учителей, студентов филологического факультета, одноклассников по данному вопросу;
Систематизировать и обобщить информацию по данной теме, оформив научно-исследовательский проект.
Для решения поставленных задач и достижения намеченной цели я использовал следующие методы:
Анализ информационных источников;
Систематизация и обобщение;
В словаре Владимира Ивановича Даля сказка определяется как «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание». Там же приводится несколько пословиц и поговорок, связанных с этим жанром фольклора: Либо дело делать, либо сказки сказывать. Сказка складка, а песня быль. Сказка складом, песня ладом красна. Ни в сказке сказать, ни пером описать. Не дочитав сказки, не кидай указки. Сказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается.
Уже из этих пословиц ясно: сказка — вымысел, произведение народной фантазии — «складное», яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.
В словаре Ожегова Сергея Ивановича: « Повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. Русские народные сказки ».
Всем нам следует знать, что сказки, кроме привычной бытовой воспитательной функции, могут выполнять и ряд других – более сложных, например:
Раскрывать тайны мироздания и другие тайные знания
Указывать на цикличность бытия
Служить астрономическим или природным календарём
Быть хранилищем истории
Связывать с предками
Рассказывать об обрядах инициации, когда человек переходит из детства в зрелость
Направлять человека на путь духовных исканий и личностного роста и т.д.
Ученые-лингвисты называют повторение специальным словом «кумуляция».
Лингвисты – это специалист, разбирающийся в истории образования языков, их структур и характерных особенностей. Это специалист в области языкознания и языковедения.
Кумуляция – скопление, накапливание. То есть сказки, в которых есть повторы, называются кумулятивными (еще цепевидными).
Выделяют несколько видов кумулятивных сказок:
— цепные сказки (наиболее многочисленные);
Принципы, по которым наращивается цепь, тоже очень разные. Отсылка, пожирания (глиняный паренек), угроза пожирания (колобок), ряд обменов (за курочку уточку), последовательное появление непрошеных гостей (теремок), создание цепи из людей или животных (репка).
Также к кумулятивным относятся сказки, построенные на различных видах комических, бесконечных диалогов.
Два стиля кумулятивных сказок:
1.Одни рассказываются спокойно, медленно, как и всякие другие сказки.
2. Нагромождению и нарастанию способствует нагромождение слов.
Вся прелесть этих сказок в повторениях. Весь их смысл в красочном исполнении. Оно требует мастерства: иногда приближается к скороговоркам, иногда сказки поются. Эти особенности делают их любимыми детьми.
Современные психологи и педагоги говорят, что такие сказки способствуют тренировке памяти, развитию речи и тому подобное. Но это не так! Сказка изначально создавалась не как развлечение, и не для детей!
Я решил узнать, что думают по этому поводу учителя школы №26 им. А.С. Пушкина и провел интервью:
1. Скажите, пожалуйста, изучаются ли в курсе литературного чтения сказки с повторениями?
2. Как Вы думаете, для чего народ построил повествование данных сказок с многочисленными повторениями?
Учитель 2 класса, Абакумова Наталья Андреевна: «1. Да, такие сказки изучаются. 2. Для того, чтобы развивать память детей, ведь повторение – мать учения (улыбнулась)».
Учитель 3 класса, Шарова Ольга Валерьевна: «1. Сказки с повторениями часто встречаются в курсе литературного чтения. 2.Думаю, что народ заложил какой-то непростой смысл в повторения, так как в фольклоре сосредоточена мудрость, возможно, для формирования и развития памяти, но точно ответить на этот вопрос не могу».
Учитель 4 класса, Емельяненко Наталья Владимировна: «1. Да, сказки с повторениями изучаются. 2. Думаю, чтобы развивать память, речь, внимание у детей, успокаивать их, ведь сказки читаются перед сном».
И у учителя английского языка, Кононенко Любови Александровны: «1.Так как я и учитель начальных классов, то скажу с полной уверенностью, что такие сказки изучаются. 2. Я думаю, что многочисленные повторения используются в сказках для того, чтобы лучше запомнить их, ведь это народные сказки, они передавались от человека к человеку».
В интернете я связался посредством социальных сетей со студентами филологического отделения Новосибирского государственного педагогического университета и им также задал данные вопросы.
Екатерина Литау: « Эти сказки являются народным фольклором. Они отражают поверья и представляют собой историческую ценность. так как передают изменения картины мира нашего народа. Мы каждый год изучаем их, как литературное, культурное и историческое наследие».
А среди одноклассников провел анкетирование, используя следующие вопросы:
1.Любишь ли ты читать русские народные сказки?
2.Какие сказки тебе нравятся больше всего? Назови.
3.Встречались ли тебе сказки с повторениями?
4.Как ты думаешь, для чего сказки написаны с повторениями?
В моем классе учится 22 ученика, включая меня. Проанализировав анкету вместе с Александрой Александровной, мы построили диаграммы, чтобы наглядно показать частотность ответов (приложение 1).
Тем, кто любит читать сказки – 83% (18 человек) – встречались сказки с повторениями, 17% (4 ученика) – не встречали сказок с повторениями.
Было много предположений по вопросу «Для чего нужны повторения?», мы обобщили ответы: 46% (10 человек) – чтобы было интересно, 36% (8 человек) – чтобы лучше запомнить, 28% (6 человек) – чтобы казалась длиннее.
Можно сделать вывод о том, что немногие знают о скрытом смысле такого приема, как повторение в сказке, будь то бытовая сказка, или волшебна, или о животных.
Нам известно, что дед посадил репку, и по причине особо урожайного года, она выросла очень больших размеров. Чтобы вытянуть репку, деду по очереди на помощь прибегали бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка. Вытянуть же репку они смогли только тогда, когда тянули её все вместе.
Если говорить о скрытом значении сказки, то она рассказывает нам о тех знаниях, которые были накоплены предками, жившими в древние времена. Репка выступает в роли корней рода, а посадил её первопредок – тот самый дед, являющийся старейшим и мудрейшим.
Бабка в этой сказке символизирует традиции дома; отец – опору и защиту семейства; мать – опеку, тепло и любовь; внучка – продолжение рода; Жучка – защиту благосостояния; кошка – благостное состояние в доме и позитивный микроклимат ; а мышка – достаток.
Пространство теремка ведет себя то активно-гостеприимно (приходящих приглашают войти в теремок), то дружелюбно-уступчиво (приходящие просятся внутрь, и их охотно пускают), то нейтрально, не проявляя ни уступчивости, ни гостеприимства, где сказка фиксирует лишь приход нового персонажа в терем. И хотя приглашают (соглашаются принять) в теремок персонажи — но характером обладают не они, а именно теремок, некоторое внутреннее пространство: ведь все персонажи говорят одно и то же, как бы играя одну и ту же роль и подчиняясь законам того пространства, обитателями которого им посчастливилось стать. Но стоит переступить черту, нарушить гармонию, и все исчезает, звери разбегаются, теряется единство.
Оставленный остывать на окне он внезапно оживает и пускается в путь. Этот перенос надо понимать так: владыка небесной сферы. Каждая звёздочка на ней – окно, через которое он наблюдает за нами. Через такое «окно в небосводе» Солнце ускользнуло от владыки небесной сферы и начало свой путь среди звёзд.
Время неумолимо бежит вперёд. Мир меняется. И вместе с миром меняется человек и его восприятие. Сегодня уже совсем немногие могут понять и объяснить сакральный и очень глубокий смысл сказок наших мудрых предков, а он, как вы и сами успели убедиться, конечно же, есть. А те знания, которые в этих сказках передавались, вообще совсем скоро могут кануть в Лету. Несложно заметить, что с течением времени прервалась та тонкая связь, которая соединяла друг с другом разные поколения людей.
Поиск смысла, всенепременно, должен присутствовать, ведь Законы бытия, каким бы ни было время, каким бы развитым не было общество, какой бы высокотехнологичной ни была жизнь человека, всегда оставались и будут оставаться одними и теми же. Поэтому, пусть сказки о Кощее Бессмертном, Бабе-яге, Иване-царевиче, Емеле, Алёнушке и других персонажах будут для вас не просто интересными придумками, а теми указателями, на которые вы будете ориентироваться в своей повседневной жизни, в которой уже, казалось бы, совсем не осталось истинного волшебства.
Помните: волшебство есть, и оно окружает вас повсюду! А наше, славянское волшебство, это еще и важный, созданный предками смысл.
Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986.