Что значит повод для мобилизации
Мобилизационное предписание: кому выдается, что означает и стоит ли паниковать
Обстановка в мире постоянно меняется, страны нередко конфликтуют между собой вплоть до того, что жители государства начинают беспокоиться о срочном вызове на службу в ряды армии. Вопросы по поводу мобилизационного предписания возникают не только у лиц призывного возраста, некоторые моменты интересуют и находящихся в запасе мужчин. Не будет лишним ознакомиться с особенностями документа, что он представляет собой и кому может выдаваться. Существуют обстоятельства, позволяющие не нарушая закон, доказать непригодность для службы или получить отсрочку, во всех нюансах необходимо разбираться, чтобы при необходимости отстоять личную позицию перед представителями власти.
Общее описание мобилизационного предписания
Неосведомленность людей заставляет их тревожно искать ответы на форумах, после того, как они получили документ на руки, многие задают вопросы друзьям или знакомым, но лучше всего самостоятельно изучить информацию. Паника зачастую связывается с началом военных действий, на данный момент Россия выступает агрессором в глазах Украины, что беспокоит российских граждан. В социальных сетях ходят слухи, что мужчин из РФ могут запросто призвать к участию в войне на Донбассе, но таким «доброжелателям» сразу верить не стоит.
Важно четко понимать, что собой представляет мобилизационное предписание, понятие, по словам военкома, относится к повседневным делам регионального военкомата, эти документы призваны для поиска информации об имеющихся в запасе резервистах. Не секрет, что люди со временем могут стать не пригодными по возрасту, такие моменты должны фиксироваться, а человека попросту вычеркивают из списков. В случае начала военных действий благодаря виртуально укомплектованной команде можно быстро собрать взвод из военнообязанных граждан, именно для этих целей нужен специальный документ.
Нет поводов для паники
После выдачи уведомления не нужно на скорую руку собирать все необходимые вещи или хуже того пытаться скрыться, эти важные отметки не означают, что личность будет в ближайшее время призвано на службу. Благодаря проверкам военных, можно максимально точно составить список пригодных для защиты отечества людей, а лиц пенсионного возраста попросту отсеять. Сотрудники военкоматов обязаны знать, сколько человек на данный момент находится в резерве, есть ли среди них призывники или даже умершие граждане, если сведения уже не проверялись давно. Помимо непосредственного призыва на службу, военкоматы решают не менее важные задачи, среди которых подготовка и осуществление мероприятий по сбору пригодных к несению службы мужчин и технических ресурсов.
Чему обязывает уведомление
Вопрос волнует большинство мужчин, которые по возрасту должны прибыть на сборы в случае объявления военного положения. В документах указывается место и точное время, предварительную повестку могут не прислать, как только по всей стране будет объявлено мобилизационное положение, представители сильной половины человечества самостоятельно прибывают по заранее указанным адресам. Подобные возможные события и настораживают личностей, у которых в билете есть мобилизационное предписание, они должны всегда быть наготове, но заранее на худшее настраиваться будет глупо, важно следить за происходящем в государстве посредством СМИ.
Ответственность за неявку в учреждение
При получении мобилизационного предписания каждый гражданин страны должен прийти за документом в ближайший военкомат, об этом событии зачастую сообщают по телефону или почтовым уведомлением. Не выполнив просьбу сотрудников, человек получит административный штраф, который варьируется от 100 до 500 рублей. Но надеяться на то, что такие действия избавят личность от вручения бумаг не нужно, документ могут принести даже на рабочее место. С каждой неявкой штраф возрастает, если не прийти в военкомат пять раз, следует смело умножать штраф на 5. При объявлении военного положения в стране ситуация будет намного серьезней, на основании закона РФ от 26 февраля 1997 года под разделом 3, ст. 9-10, в случае неявки на мобилизацию, военнообязанному грозит уголовная ответственность.
Кого освобождают от службы
На сборы могут не приходить личности, подходящие под описание из списка, среди распространенных критериев стоит выделить:
Если человек на данный момент не проживает на территории России, ответственность за неявку при мобилизации он не несет.
Позволяет ли закон отказаться от сборов
Для реализации задуманного потребуется обжаловать решение военного комиссариата в судебных органах, копию иска человек отправляет в военкомат, который выдал повестку. Выиграть в разбирательстве получится только в том случае, если причина действительно веская. Для наглядного примера стоит привести гражданина, который в связи с непредвиденными обстоятельствами получил травму на заводе и потерял конечность, но ответственные за мобилизацию сотрудники совершили ошибку, призвав гражданина на службу. Нередко религиозные взгляды становятся причиной отказа от военных действий, в РФ были запрещены секты, в которых прихожане поголовно шли на альтернативную службу.
Кто подлежит призыву по мобилизации, а кто на военную службу
Всегда бесплатная юридическая помощь:
Начиная со времени первичной постановки на воинский учет, каждого юношу интересует вопрос призыва. Он отражает некоторое недопонимание структуры действующих вооруженных сил, поэтому и формулируется такими типовыми тезисами, как призыв в мирное время или призыв в военное время.
Естественно, чтобы в полной мере ответить сразу на все возможные вопросы, придется погрузиться в законодательную базу, что, в принципе, под силу каждому. Однако трактовать сухой язык юриспруденции достаточно тяжело, поэтому и появляются статьи, в которых доступно и с примерами изложен необходимый материал.
Отличия призыва от мобилизации
Состав вооруженных сил РФ достаточно разнообразен. В него включены солдаты, проходящие срочную службу, профессиональные военные, несущие службу по контракту, офицерский состав, рабочие, имеющие военно-учетную специальность, обслуживающий персонал. Но не стоит забывать, что потенциал армии содержится еще и в контингенте, пребывающем в запасе. Единовременно содержать многочисленные ряды нет необходимости, при условии, что в случае внешней угрозы можно будет достаточно быстро пополнить их мобилизационными кадрами.
Из сложившейся картины становится видно, что призыв в армию, как процесс, подразделяется на прохождение срочной службы и мобилизацию. Оба этих вида призывов проходят по определенному регламенту, устанавливаются сроки и категории граждан, прописываются возможные отсрочки для лиц, подлежащих призыву. Необходимо отметить, что имеются определенные аналогии в организации, а также кардинальные различия. Но самое главное отличие заключается в том, что призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляется после объявления данного мероприятия. Обычно этому предшествует введение военного положения.
Срочная служба
В ФЗ о воинской обязанности четко прописано, кто подлежит призыву, причем перечень категорий граждан проще рассматривать с двух позиций: кого призывают и кого не призывают в армию. Так, в России ряды ВС должны пополнять граждане в возрастном промежутке от 18 до 27 лет.
Однако возможность служить обязана установить специально созданная медицинская экспертная комиссия. После освидетельствования гражданина выносится решение в виде присвоенной категории годности. На срочную службу отправится призывник, возраст которого удовлетворяет вышеописанному условию, а категория годности значится литерой «А» или «Б». Это мужчины, у которых не было обнаружено существенных заболеваний, или отклонения в здоровье которых не противопоказывают военную деятельность, а ограничения касаются выбора воинских частей.
Граждане, которые могут быть освобождены от армейского быта, проще перечислить по категориям.
После выполнения основной воинской обязанности относительно срочной службы гражданин становится на учет в том отделе комиссариата, который расположен на территории постоянного проживания. Его воинская обязанность заключается в пребывании в запасе.
Мобилизация
Как было уже указано ранее, в случае внешней агрессии в стране объявляется военное положение, что позволяет мобилизовать требуемую часть контингента для укомплектования рядов ВС. Под призыв по мобилизации попадают уже отслужившие и пребывающие в запасе лица, кроме тех, которые в текущий период и так проходит срочную службу.
Суть работы по воинскому учету и сама мобилизационная подготовка заключается не только в оперативном сборе личного состава, но и в проведении разъяснительных работ. Необходимо довести до сведения, кто должен призываться в первую очередь, а кто несколько позже.
Возрастной порог для солдат в звании до прапорщика включительно составляет 50 лет. Это значит, что мужчин старше указанного возраста не направят на службу ни при каких обстоятельствах.
Важным отличием от обычного призыва является привлечение к службе женщин, которые освоили хотя бы одну из военно-учетных специальностей. Некоторые граждане заведомо получают последовательность действий в виде мобилизационного предписания. Оно хранится в виде вкладыша к военному билету. Имеется перечень категорий, которые не задействуются даже в военное время.
Чтобы пребывающие в запасе не потеряли навыков военной службы, который они приобрели ранее, для них устраиваются сборы. Явка на сборы по значимости приравнивается к самому призыву.
Мобилизация
Добавлено в закладки: 0
Мобилизация – это ряд мероприятий, которые проводятся государством для сосредоточения и приведения в активное состояние имеющихся сил, ресурсов и средств, для достижения политических и военных целей государства. Объявление всеобщей мобилизации – это компетенция исключительно высших органов государственной власти и главы государства. Главное содержание составляют мобилизация экономики и военных сил. Другими словами, перевод флота и войск на состав и организацию военного времени и перестройку работы сельского хозяйства, транспорта, промышленности.
Впервые слово «мобилизация» использовано для описания мероприятий, которые проводятся Пруссией в 1850—1860 годах. Методы и теория мобилизации непрерывно с тех пор развивались.
Мобилизационный план — это документ особенной важности, в котором прописываются мобилизационные мероприятия и порядок проведения. Он связан неразрывно с Планом стратегического развёртывания ВС. Оба документа обычно подготавливаются в Генеральном штабе и утверждены высшим руководством государства.
История
Проблема решения мобилизационных задач появилась с введением воинской всеобщей повинности в большей части развитых стран на тот момент. Мобилизация регламентирует общий призыв, который был впервые проведен в течение Французской революции. Развитие социальных институтов и технологический прогресс с тех пор оказали серьёзное воздействие на практику развёртывания сил (войск). Данными изменениями стали железные дороги, которые позволяют перебрасывать огромное число войск на огромные расстояния за короткое время; телеграф, который обеспечивает связь меж территориальными воинскими структурами и координацию исполнения мобилизационного плана; воинская всеобщая повинность, которая позволяет иметь огромный обученный резерв в случае войны.
Распорядительные действия по мобилизации в Франции, Германии, Австрии сосредоточивались в корпусных округах, при этом каждый корпусный командир руководил самостоятельно мобилизацией округа; исполнительные действия возлагали в Австрии и Германии на управления ландверных округов, во Франции — на полковые округа.
Ввиду особенностей комплектования флота и армии в России, крайне неравномерной дислокации сил (войск) и полного несоответствия меж источниками пополнения (источники пополнения — на востоке и в центре, а главная масса сил (войск) — на западе) и потребностями мобилизации, распорядительные действия сосредоточивались в одном центральном учреждении — основном штабе, при котором был особенный комитет для приготовления данных к мобилизации. Исполнительные действия распределялись так: призыв, учёт, отправка и распределение в войска (силы) ратников ополчения и чинов запаса первого разряда проводилось воинскими уездными начальниками при содействии местной полиции; лошади, которые подлежат сдаче в войска на основе военно-конской повинности, собирались особенными заведующими военно-конскими участками, которые выбирались из местных жителей, принимают смешанными комиссиями и потом сдавались военным приёмщикам; содержание материальных запасов возлагалось на части войск, на управления воинских уездных начальников и на интендантство. Детальные правила укомплектования личного состава армии до штатов военного времени преподаются в кн. VI Св. воен. Пост. и в Уставе о воинской повинности.
К 1914 году общую мобилизацию войск возможного противника стали считать началом войны, это положение вошло в «Законы и обычаи войны».
К началу Второй мировой войны мобилизацию проводят скрытно, чтоб получить преимущество над противником до того, как он отмобилизует собственные вооружённые силы.
Место мобилизации в приготовлении к войне
Мобилизация — это составная часть стратегического развёртывания, которое включает:
Главное предназначение стратегического развёртывания — это перевод вооружённых сил с мирного положения на военное (плюс мобилизация), создание группировок военных сил в глубине территории страны и на театрах военных действий для организованного вступления в войну, отражения агрессии и проведения первых стратегических операций стартового периода войны.
«О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»
26 февраля 1997 года
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ И МОБИЛИЗАЦИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 1997 года
13 февраля 1997 года
Список изменяющих документов
(в ред. Федеральных законов от 16.07.1998 N 97-ФЗ,
от 05.08.2000 N 118-ФЗ (ред. 24.03.2001),
от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),
от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 02.02.2006 N 20-ФЗ,
от 25.10.2006 N 169-ФЗ, от 09.03.2010 N 27-ФЗ,
от 30.12.2012 N 288-ФЗ, от 05.04.2013 N 55-ФЗ,
от 28.12.2016 N 485-ФЗ, от 22.02.2017 N 19-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральными законами от 30.12.2001 N 194-ФЗ,
от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
2. Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.
Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной.
Статья 2. Основные принципы и содержание мобилизационной подготовки и мобилизации
1. Мобилизационная подготовка и мобилизация в Российской Федерации проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об обороне» и являются составными частями организации обороны Российской Федерации.
2. Основными принципами мобилизационной подготовки и мобилизации являются:
заблаговременность, плановость и контроль;
комплексность и взаимосогласованность.
3. В содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят:
1) нормативное правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
2) научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;
3) определение условий работы и подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к работе в период мобилизации и в военное время;
4) проведение мероприятий по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени;
5) подготовка Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований к мобилизации;
6) проведение мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований;
8) подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовка организаций к работе в период мобилизации и в военное время;
9) проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу организаций на работу в условиях военного времени;
10) оценка состояния мобилизационной готовности Российской Федерации;
11) создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;
12) создание и подготовка специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации для передачи в Вооруженные Силы Российской Федерации или использования в их интересах, а также в интересах экономики Российской Федерации;
13) подготовка техники, предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах;
14) создание в составе государственного материального резерва запасов материальных ценностей (в том числе запаса мобилизационного резерва и неснижаемого запаса государственного материального резерва), предназначенных для мобилизационных нужд Российской Федерации;
(пп. 14 в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 55-ФЗ)
15) создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием;
16) подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время;
17) создание в установленном порядке запасных пунктов управления органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций и подготовка указанных пунктов управления к работе в условиях военного времени;
18) подготовка средств массовой информации к работе в период мобилизации и в военное время;
19) организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;
19.1) создание запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, запаса Службы внешней разведки Российской Федерации, запаса Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
(пп. 19.1 введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 288-ФЗ)
20) подготовка граждан по военно-учетным специальностям для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в период мобилизации и в военное время;
22) проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;
23) повышение квалификации работников мобилизационных органов;
24) международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации.
Статья 3. Правовые основы мобилизационной подготовки и мобилизации
Правовыми основами мобилизационной подготовки и мобилизации являются Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об обороне», Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в данной области.
Раздел II. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПОЛНОМОЧИЯ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ
ПОДГОТОВКИ И МОБИЛИЗАЦИИ
Статья 4. Полномочия Президента Российской Федерации
1. Президент Российской Федерации:
1) определяет цели и задачи мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации;
2) издает нормативные правовые акты в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
3) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
4) устанавливает порядок представления ежегодных докладов о состоянии мобилизационной готовности Российской Федерации;
5) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о сотрудничестве в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
6) в случаях агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;
7) устанавливает режим работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в период мобилизации и в военное время;
8) устанавливает порядок организации работ по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;
9) предоставляет (приостанавливает) право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации гражданам или отдельным категориям граждан.
2. Президент Российской Федерации кроме полномочий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляет и иные полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации, не урегулированные настоящим Федеральным законом.
Статья 5. Полномочия палат Федерального Собрания
1) рассматривает расходы на мобилизационную подготовку, установленные принятым Государственной Думой федеральным законом о федеральном бюджете;
2) рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы в области обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации;
2. Государственная Дума:
1) устанавливает расходы на мобилизационную подготовку федеральным законом о федеральном бюджете;
2) принимает федеральные законы в области обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации.
Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации
1. Правительство Российской Федерации:
1) руководит мобилизационной подготовкой и мобилизацией в Российской Федерации в пределах своих полномочий;
2) осуществляет меры по обеспечению мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации;
3) по поручению Президента Российской Федерации определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также руководит их деятельностью в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
4) организует согласованное функционирование и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации;
5) организует разработку мобилизационных планов для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;
6) определяет порядок заключения договоров (контрактов) о выполнении организациями мобилизационных заданий (заказов) и об обеспечении указанных заданий (заказов) материально-техническими ресурсами;
7) определяет порядок финансирования мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
8) решает в пределах своих полномочий вопросы об ассигнованиях на мобилизационную подготовку и мобилизацию из федерального бюджета и о предоставлении льгот организациям, имеющим мобилизационные задания (заказы);
9) разрабатывает проекты нормативных правовых актов, подлежащих введению в действие в период мобилизации и в военное время, а также проекты нормативных правовых актов в области мобилизационной подготовки;
10) организует выполнение обязательств, содержащихся в международных договорах Российской Федерации о сотрудничестве в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
11) ведет международные переговоры в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
12) организует научное, методическое и информационное обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;
13) организует повышение квалификации работников мобилизационных органов;
14) организует мобилизационную подготовку и осуществляет контроль за ней, устанавливает статистическую отчетность, оценивает состояние мобилизационной готовности Российской Федерации в пределах своих полномочий и ежегодно докладывает об этом Президенту Российской Федерации;
15) при объявлении мобилизации осуществляет в пределах своих полномочий контроль за проведением мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного время;
16) при объявлении мобилизации организует в установленном порядке перевод экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени;
17) организует бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;
18) организует проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;
19) определяет порядок формирования, хранения и обслуживания мобилизационного резерва и порядок использования неснижаемого запаса государственного материального резерва;
(пп. 19 в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 55-ФЗ)
20) определяет порядок создания, сохранения и использования страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием.
2. Правительство Российской Федерации кроме полномочий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляет и иные полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации, не урегулированные настоящим Федеральным законом.
Статья 7. Полномочия федеральных органов исполнительной власти
1. Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий:
1) организуют и обеспечивают мобилизационную подготовку и мобилизацию;
2) руководят мобилизационной подготовкой организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;
3) создают мобилизационные органы;
4) определяют необходимые объемы финансирования работ по мобилизационной подготовке;
5) разрабатывают мобилизационные планы;
6) проводят во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов;
7) заключают договоры (контракты) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) с организациями, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;
8) при объявлении мобилизации организуют во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проведение комплекса мероприятий по переводу организаций на работу в условиях военного времени;
9) вносят в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию мобилизационной подготовки и мобилизации;
10) в случае несостоятельности (банкротства) организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы), принимают меры по передаче этих заданий (заказов) другим организациям, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;
11) организуют воинский учет и бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в федеральных органах исполнительной власти и организациях, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, и обеспечивают представление отчетности по бронированию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
12) организуют повышение квалификации работников мобилизационных органов.
2. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации.
Статья 8. Полномочия и функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации:
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004))
1) организуют и обеспечивают через соответствующие органы мобилизационную подготовку и мобилизацию;
(пп. 1 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
2) руководят мобилизационной подготовкой муниципальных образований и организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;
4) обеспечивают исполнение настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
5) разрабатывают мобилизационные планы;
6) проводят мероприятия по мобилизационной подготовке экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований;
7) проводят во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов;
8) заключают договоры (контракты) с организациями о поставке продукции, проведении работ, выделении сил и средств, об оказании услуг в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
9) при объявлении мобилизации проводят мероприятия по переводу экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени;
10) в случае несостоятельности (банкротства) организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы), принимают меры по передаче этих заданий (заказов) другим организациям, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;
11) оказывают содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая:
организацию в установленном порядке своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, поставки техники на сборные пункты или в воинские части, предоставление зданий, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в соответствии с планами мобилизации;
организацию и обеспечение воинского учета и бронирования на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, обеспечение представления отчетности по бронированию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
организацию в установленном порядке своевременного оповещения и явки граждан, входящих в состав аппарата усиления военных комиссариатов. Под аппаратом усиления военных комиссариатов понимаются граждане, участвующие на договорной основе в работе по обеспечению оповещения, призыва и отправки мобилизационных ресурсов в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования. Порядок создания и работы аппарата усиления военных комиссариатов устанавливается Положением о военных комиссариатах, утверждаемым Президентом Российской Федерации, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
(абзац введен Федеральным законом от 25.10.2006 N 169-ФЗ)
(пп. 11 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
14) вносят в органы государственной власти предложения по совершенствованию мобилизационной подготовки и мобилизации;
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации координируют и контролируют проведение органами местного самоуправления и организациями, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, мероприятий по мобилизационной подготовке, а также осуществляют методическое обеспечение этих мероприятий.
Раздел III. ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ
МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ И МОБИЛИЗАЦИИ
Статья 9. Обязанности организаций
1. Организации обязаны:
1) организовывать и проводить мероприятия по обеспечению своей мобилизационной готовности;
3) разрабатывать мобилизационные планы в пределах своих полномочий;
4) проводить мероприятия по подготовке производства в целях выполнения мобилизационных заданий (заказов) в период мобилизации и в военное время;
5) выполнять мобилизационные задания (заказы) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации;
6) при объявлении мобилизации проводить мероприятия по переводу производства на работу в условиях военного времени;
7) оказывать содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая:
обеспечение своевременного оповещения и явки работающих (проходящих службу, обучающихся) в этих организациях граждан, входящих в состав аппарата усиления военных комиссариатов или подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части;
(в ред. Федерального закона от 25.10.2006 N 169-ФЗ)
обеспечение поставки техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации;
(пп. 7 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
10) предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации здания, сооружения, коммуникации, земельные участки, транспортные и другие материальные средства в соответствии с планами мобилизации с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
11) создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, обеспечивать представление отчетности по бронированию.
2. Организации не вправе отказываться от заключения договоров (контрактов) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, если с учетом мобилизационного развертывания производства их возможности позволяют выполнить эти мобилизационные задания (заказы). Возмещение государством убытков, понесенных организациями в связи с выполнением ими мобилизационных заданий (заказов), осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
3. Организации обязаны предоставлять информацию, необходимую для разработки и осуществления мобилизационных мероприятий, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статья 10. Обязанности граждан
1. Граждане обязаны:
1) являться по вызову военных комиссариатов для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время;
(в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)
2) выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов;
(в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)
3) предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в военное время в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. Граждане в период мобилизации и в военное время привлекаются к выполнению работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также зачисляются в специальные формирования в установленном порядке.
3. Граждане за неисполнение своих обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Раздел IV. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ
ПОДГОТОВКИ И МОБИЛИЗАЦИИ
Статья 11. Организация и порядок мобилизационной подготовки и мобилизации
1. Организация и порядок мобилизационной подготовки и мобилизации органов государственной власти, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований определяются нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
2. Организация и порядок мобилизационной подготовки и мобилизации экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, а также организаций определяются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
3. Руководители федеральных органов исполнительной власти, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы муниципальных образований, главы местных администраций и руководители организаций несут персональную ответственность за осуществление предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации полномочий федеральных органов исполнительной власти, полномочий и функций органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и за исполнение обязанностей, возложенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации на организации, соответственно.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 22.02.2017 N 19-ФЗ)
Статья 12. Мобилизационные органы
1. Федеральные органы государственной власти, федеральные органы исполнительной власти и организации, имеющие мобилизационные задания (заказы) или задачи по мобилизационной работе, для организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации и контроля за их проведением создают мобилизационные органы.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
2. Структура и штаты мобилизационных органов определяются исходя из характера и объема мобилизационных заданий (заказов) или задач по мобилизационной работе. В зависимости от объема указанных заданий (заказов) или задач вместо создания мобилизационного органа могут назначаться мобилизационные работники.
3. Руководители мобилизационных органов или мобилизационные работники подчиняются непосредственно руководителям соответствующих федеральных органов государственной власти, федеральных органов исполнительной власти и организаций.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
4. Функции, права и обязанности мобилизационных органов, создаваемых в федеральных органах исполнительной власти и организациях, определяются в соответствии с примерным положением о мобилизационных органах, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
5. Положения о мобилизационных органах, создаваемых в федеральных органах государственной власти, утверждаются руководителями этих федеральных органов.
6. Положение о федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, создаваемом в соответствии с Федеральным законом «Об обороне», утверждается Президентом Российской Федерации.
8. Мобилизационные органы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, их структура и штаты создаются и определяются решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в зависимости от объема мобилизационных заданий или задач по проведению мероприятий по переводу экономики субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на работу в условиях военного времени.
(п. 8 введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 13. Военно-транспортная обязанность
1. Для обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований транспортными средствами в период мобилизации и в военное время в Российской Федерации устанавливается военно-транспортная обязанность.
3. Возмещение государством убытков, понесенных организациями и гражданами в связи с предоставлением в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства транспортных средств и другого имущества, находящихся в их собственности, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
4. Порядок исполнения военно-транспортной обязанности определяется Положением о военно-транспортной обязанности, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
Статья 14. Финансирование мобилизационной подготовки и мобилизации
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
1. Работы по мобилизационной подготовке в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации являются расходными обязательствами Российской Федерации.
2. Организации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, с деятельностью которых связана деятельность организаций или в отношении имущества которых они осуществляют функции собственника, могут нести расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, не подлежащие компенсации из бюджетов, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) в производстве частично, но необходимых для выполнения мобилизационных заданий (заказов), которые включаются в соответствии с законодательством Российской Федерации во внереализационные расходы.
3. Финансирование мероприятий по мобилизации осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статья 16. Режим проведения мобилизационной подготовки и мобилизации
Организация работы и защита информации в области мобилизационной подготовки и мобилизации осуществляются в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» и нормативными правовыми актами по вопросам секретного делопроизводства.
Раздел V. ПРИЗЫВ ГРАЖДАН НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО МОБИЛИЗАЦИИ
Статья 17. Призыв граждан на военную службу по мобилизации
1. Призыв граждан на военную службу по мобилизации проводится в соответствии с федеральными законами.
2. Призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.
3. Граждане, пребывающие в запасе и не призванные на военную службу по мобилизации, могут направляться для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.
4. Призыву на военную службу по мобилизации не подлежат граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления.
5. Военнослужащие при объявлении мобилизации продолжают проходить военную службу, за исключением военнослужащих женского пола, имеющих детей в возрасте до 16 лет.
(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 20-ФЗ)
Статья 18. Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации
1. Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам:
1) забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
3) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой, усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением врачебно-консультационной комиссии в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, а также за членами семьи, не достигшими 16-летнего возраста, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
5) матери которых кроме них имеют четырех и более детей в возрасте до восьми лет и воспитывают их без мужа;
6) членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы.
2. Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации кроме граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право указом Президента Российской Федерации.
Статья 19. Сроки призыва граждан на военную службу по мобилизации
Призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляется в сроки, устанавливаемые мобилизационными планами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.
Статья 20. Организация призыва граждан на военную службу по мобилизации
1. В целях своевременного перевода Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на организацию и состав военного времени и создания специальных формирований граждане, пребывающие в запасе, заблаговременно приписываются к воинским частям (предназначаются в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время на воинских должностях или для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени.
2. Граждане, приписанные к воинским частям (предназначенные в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время, призываются на военную службу по мобилизации в случае осуществления мероприятий по переводу воинских частей, к которым они приписаны, на организацию и состав военного времени, а также в случае создания специальных формирований.
3. Призыв граждан на военную службу по мобилизации или направление их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени, осуществляет призывная комиссия по мобилизации граждан, создаваемая в субъекте Российской Федерации, муниципальном районе, городском округе и на внутригородской территории города федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 22.02.2017 N 19-ФЗ)
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 22.02.2017 N 19-ФЗ)
4. Порядок создания и деятельности призывной комиссии по мобилизации граждан, а также порядок призыва граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, и направления граждан для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований определяется Правительством Российской Федерации.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
Статья 21. Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации
1. При объявлении мобилизации граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов.
(в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)
2. Гражданам, состоящим на воинском учете, с момента объявления мобилизации воспрещается выезд с места жительства без разрешения военных комиссариатов.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 09.03.2010 N 27-ФЗ)
Раздел VI. БРОНИРОВАНИЕ ГРАЖДАН, ПРЕБЫВАЮЩИХ В ЗАПАСЕ,
НА ПЕРИОД МОБИЛИЗАЦИИ И НА ВОЕННОЕ ВРЕМЯ
Статья 22. Бронирование граждан на период мобилизации и на военное время
Бронирование граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время проводится в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Статья 23. Граждане, подлежащие бронированию на период мобилизации и на военное время
1. Бронирование граждан, пребывающих в запасе, проводится в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
2. Граждане, подлежащие бронированию, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на время предоставленной отсрочки.
Статья 24. Организация и порядок бронирования граждан на период мобилизации и на военное время
Организация и порядок бронирования граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время определяются настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Раздел VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 26. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.