Что значит повествовательное и неповествовательное предложение

Повествовательные предложения в русском языке

В рус­ском язы­ке повест­во­ва­тель­ные пред­ло­же­ния сооб­ща­ют о реаль­ных собы­ти­ях, фак­тах, чув­ствах и ощу­ще­ни­ях людей с помо­щью осо­бой интонации.

Чтобы понять, что такое повест­во­ва­тель­ные пред­ло­же­ния, рас­смот­рим виды пред­ло­же­ний по цели высказывания.

Виды предложений

Наша речь, уст­ная и пись­мен­ная, состо­ит из мини­маль­ных син­так­си­че­ских еди­ниц — слов. Слова меня­ют свою грам­ма­ти­че­скую фор­му и объ­еди­ня­ют­ся в закон­чен­ное выска­зы­ва­ние, содер­жа­щее опре­де­лен­ную мысль, кото­рое назы­ва­ет­ся пред­ло­же­ни­ем.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют самые раз­ные пред­ло­же­ния, кото­рые отли­ча­ют­ся по силе выра­жен­но­го чув­ства, по цели выска­зы­ва­ния и по син­так­си­че­ской структуре.

Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Смотреть фото Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Смотреть картинку Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Картинка про Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Фото Что значит повествовательное и неповествовательное предложение

Если поин­те­ре­со­вать­ся целью выска­зы­ва­ния, то мож­но ука­зать три вида предложений:

Несомненно, что повест­во­ва­тель­ные пред­ло­же­ния встре­ча­ют­ся гораз­до чаще, чем вопро­си­тель­ные и побу­ди­тель­ные, и состав­ля­ют осно­ву любо­го текста.

Что такое повествовательные предложения?

Само назва­ние этих пред­ло­же­ний натал­ки­ва­ет на мысль, что такие выска­зы­ва­ния о чем-то повест­ву­ют, то есть рассказывают.

Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Смотреть фото Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Смотреть картинку Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Картинка про Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Фото Что значит повествовательное и неповествовательное предложение

Над бере­за­ми закру­жи­лись май­ские жуки. У бере­га квак­ну­ла лягуш­ка. И вот где-то невда­ле­ке раз­дал­ся певу­чий посвист, сле­дом за ним гром­кая трель и сно­ва посвист. Это запел соло­вей (Г. Скребицкий).

Вот так, исполь­зуя повест­во­ва­тель­ные по цели выска­зы­ва­ния пред­ло­же­ния, писа­тель рас­ска­зы­ва­ет нам о весен­ней при­ро­де в сред­ней поло­се России. Эти пред­ло­же­ния отли­ча­ют­ся утвер­ди­тель­ной модаль­но­стью. Повествовательное пред­ло­же­ние может отри­цать реа­лии дей­стви­тель­но­сти, и тогда оно име­ет отри­ца­тель­ную модальность.

Примеры

В при­бреж­ных камы­шах шур­шит ветер.

Иногда плес­нет хво­стом рыба, и сно­ва сто­ит хруп­кая тишина.

На тем­ную гладь озе­ра лег­ла сереб­ри­стая лун­ная дорожка.

Не хочет­ся ухо­дить в дом, так и слу­шал бы эту тишину.

Интонация повествовательных предложений

Для повест­во­ва­тель­ных пред­ло­же­ний харак­тер­на спо­кой­ная инто­на­ция, сред­ний темп про­из­но­ше­ния, обыч­ной высо­ты тон в нача­ле сооб­ще­ния, незна­чи­тель­ное повы­ше­ние его в сере­дине и пони­же­ние к кон­цу предложения.

Друг от дру­га повест­во­ва­тель­ные пред­ло­же­ния отде­ля­ют­ся неболь­шой пау­зой, выпол­нить кото­рую помо­га­ет гра­фи­че­ский пунк­ту­а­ци­он­ный завер­ша­ю­щий знак — точ­ка. В кон­це каж­до­го повест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся этот харак­тер­ный для него знак препинания.

Характеристика и структура повествовательных предложений

Первое повест­во­ва­тель­ное пред­ло­же­ние име­ет толь­ко глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния и поэто­му явля­ет­ся нерас­про­стра­нен­ным. Во вто­ром пред­ло­же­нии, кро­ме глав­ных чле­нов, ука­жем обсто­я­тель­ство, кото­рое рас­про­стра­ня­ет это высказывание.

По струк­ту­ре повест­во­ва­тель­ные пред­ло­же­ния быва­ют одно­со­став­ны­ми и двусоставными.

В пер­вом повест­во­ва­тель­ном пред­ло­же­нии ука­жем толь­ко один глав­ный член — под­ле­жа­щее, у кото­ро­го име­ет­ся ряд опре­де­ле­ний. Оно явля­ет­ся одно­со­став­ным назыв­ным рас­про­стра­нен­ным. Второе пред­ло­же­ние содер­жит оба глав­ных чле­на, поэто­му явля­ет­ся двусоставным.

Повествовательные пред­ло­же­ния могут быть про­сты­ми и слож­ны­ми. Понаблюдаем:

Во вся­кое вре­мя года при­хо­ди­лось мне ездить на стан­цию из сво­е­го села. Летом доро­га, кото­рая зимой каза­лась скуч­ной, необы­чай­но раз­но­об­раз­на и живо­пис­на (В. Солоухин).

Первое повест­во­ва­тель­ное пред­ло­же­ние про­стое рас­про­стра­нен­ное, а вто­рое — слож­но­под­чи­нен­ное, состо­я­щее из глав­ной и под­чи­ни­тель­ной части, при­со­еди­нен­ной союз­ным сло­вом «кото­рая».

Восклицательные и невосклицательные повествовательные предложения

По силе выра­жен­но­го чув­ства, по эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке повест­во­ва­тель­ные пред­ло­же­ния чаще быва­ют невосклицательными.

В повест­во­ва­тель­ном пред­ло­же­нии к обыч­но­му повест­во­ва­нию может при­со­еди­нить­ся допол­ни­тель­ная окрас­ка, если гово­ря­щий хочет пере­дать чув­ства радо­сти, вос­тор­га, гне­ва, воз­му­ще­ния и пр. Предложение, про­из­но­си­мое взвол­но­ван­ным голо­сом, с осо­бой эмо­ци­о­наль­но­стью, ста­но­вит­ся восклицательным.

Сравним:

Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Смотреть фото Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Смотреть картинку Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Картинка про Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Фото Что значит повествовательное и неповествовательное предложение

Интонационная осо­бен­ность вос­кли­ца­тель­ных повест­во­ва­тель­ных пред­ло­же­ний — это высо­кий тон голо­са и напря­жен­ность произношения.

Видеурок «Виды предложений по цели высказывания»

Источник

Повествовательное предложение – что это такое, как его легко найти в тексте и не спутать с предложениями других типов

Предложение, которое «повествует», рассказывает о чем-либо. Не побуждает к действию и не задает никаких вопросов.

Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Смотреть фото Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Смотреть картинку Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Картинка про Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Фото Что значит повествовательное и неповествовательное предложение

Повествовательное предложение – это такое предложение, которое сообщает о каких-то событиях, «повествует о них». Такие предложения ни о чем не спрашивают как вопросительные, и не побуждают ни к каким действиям как побудительные. В конце повествовательного предложения может быть точка, восклицательный знак или многоточие. А вот вопросительного знака никогда не будет.

Как характеризовать повествовательное предложение

По интонации оно может быть как восклицательным, так и невосклицательным. Обычно, когда мы повествуем о чем-то, мы не восклицаем. Потому что нельзя постоянно восклицать и восклицать, а вот спокойно говорить вполне можно. Например: «Наступила осень. На деревьях пожелтели листья. Дети теперь каждый день ходят учиться» – три спокойных невосклицательных предложения. Другой пример: «Ах, какая красивая осень! Листья на деревьях – как будто золотые!» – тоже повествовательные предложения, но уже восклицательные.

Большинство повествовательных предложений – распространенные. То есть у них кроме подлежащего и сказуемого (которые образуют грамматическую основу) есть еще второстепенные члены: дополнение, определение, обстоятельство. Распространенность будет тогда, когда из этих трех второстепенных членов в предложении будет хотя бы один. Например: «Наступила золотая осень» – кроме подлежащего «осень» и сказуемого «наступила» есть еще определение «золотая». Вывод: предложение распространенное.

По наличию главных членов повествовательные предложения бывают двусоставные или односоставные. В двусоставных есть и подлежащее, и сказуемое: «Собака спит». В односоставных будет что-то одно. Например: «Зима», «Ночь», «Метель» – это односоставные назывные предложения, у них только подлежащее. А вот примеры односоставных, в которых есть только сказуемое: «Смеркалось», «Вечереет», «Тошнит, знобит, мутит».

Повествовательные предложения могут быть осложненными или неосложненными. Основные осложнители такие:

Всё. Если этого ничего нет – предложение неосложненное.

Прямая речь ничего не осложняет

Смотрите какой парадокс. Прямая речь предложение не осложняет, но делает его сложным. Сложное – это когда две грамматические основы, а осложненное – это когда всем подряд напичкано, но основа все-таки одна. Вот предложение с прямой речью: “Мама сказала: «Я пошла в магазин»” – первая основа тут «Мама сказала», а вторая: «Я пошла».

Предложение неосложненное, но сложное. Такое может быть только в лингвистике.

Чего не бывает в повествовательном предложении

В нем никогда не бывает глаголов в повелительном наклонении. Потому что эти глаголы сразу сделают предложение побудительным.

Но, смотрите, если у вас предложение сложное, то одна из его частей может быть повествовательной, а другая побудительной. Особенно тогда, когда вы имеете дело с прямой речью: “Он сказал мне: «Подойди сюда!»” – когда вы начинаете характеризовать это предложение в целом, вам надо про него сказать, что оно «повествовательно-побудительное». А потом, когда перейдете к характеристике каждой отдельной части, все уже будет прозрачно – первая часть будет повествовательной, а вторая – побудительной.

Полезные материалы по теме

Подписывайтесь на рассылку нашего блога. Вам на почту каждую неделю будут приходить свежие статьи из рубрики Образование.

Посмотрите мои подборки курсов по русскому языку. Эти курсы могут стоить намного дешевле, чем репетиторы, а готовить к экзаменам или ВПР будут в разы лучше. Плюс, в каждой подборке я даю бесплатные материалы, электронные справочники и пособия для скачивания:

Уважаемые читатели, уделите, пожалуйста, две минутки вашего времени, и оставьте к этой статье комментарий. Форма для комментария чуть ниже – прокрутите мышью и увидите ее. Мне важно знать, сумел ли я простым языком объяснить вам, что такое повествовательное предложение, не показалась ли вам эта статья слишком сложной для восприятия. Критикуйте текст смело, чтобы я мог учесть все ваши замечания на будущее.

Источник

0.3.1. Тексты повествовательные и неповествовательные

Выше было сказано, что всякий текст есть некое синтактико-семантико-прагматическое устройство, чья предвидимая интерпретация есть часть самого процесса его создания. Но такое определение все же слишком абстрактно. Чтобы сделать его более конкретным, следовало бы представить «идеальный» текст как некую систему «узлов» или «сплетений» и установить, в каких из них ожидается и стимулируется сотрудничество-сотворчество М-Читателя.

Вероятно, подобное аналитическое представление – «вне пределов нынешних возможностей семиотики текста как теоретической дисциплины. До сих пор попытки в этом направлении предпринимались лишь применительно к отдельным текстам (и хотя в таких случаях аналитические категории создавались ad hoc, они нацеливались и на более общее применение). Примеры наиболее успешных попыток такого рода, на мой взгляд, – это анализ новеллы Бальзака «Сарразин», проведенный Р. Бартом (Barthes, 1970)[19], и анализ рассказа Мопассана «Два друга», выполненный А. Греймасом (Greimas, 1976). Более детальные и более формализованные анализы более коротких отрывков текста (как, например, разбор «Маленького принца» Сент-Экзюпери у Я. Петефи – Pet?fi, 1975) явным образом задумывались скорее как опыты применения соответствующей теории, а не как попытки исчерпывающей интерпретации выбранного текста.

Современные теории, разрабатывая модели «идеального» текста, обычно представляют его состоящим из различных структурных уровней, которые так или иначе понимаются как идеальные стадии процесса его порождения и / или интерпретации. Так буду действовать и я.

Чтобы представить «идеальный» текст, обладающий наибольшим числом уровней, я буду рассматривать в основном модель вымышленных повествовательных (нарративных) текстов (a model for fictional narrative texts)[20]. Такое решение обусловлено тем, что б?льшая часть очерков, собранных в этой книге, посвящена именно текстам вымышленно-повествовательным. Но тексты подобного рода ставят перед исследователем большинство из тех проблем, которые возникают при изучении других типов текстов: в вымышленно-повествовательных текстах мы можем найти примеры текстов диалогических, описательных, дискурсивных и т. д., т. е. любые типы речевых актов.

Т. А. ван Дейк (van Dijk, 1974b) различает повествования естественные (natural) и искусственные (artificial). Оба представляют собой описания действий, но первые повествуют о событиях, которые представляются как действительно произошедшие (их субъекты – люди или человекоподобные существа, живущие в «реальном» мире; события развиваются от некоего начального состояния до состояния конечного), а вторые имеют дело с персонажами и действиями, относящимися к миру «воображаемому» или «возможному». Очевидно, что в искусственном повествовании не выполняется ряд прагматических условий, обязательных для повествования естественного (например, в художественной литературе [fiction] от автора, строго говоря, не ожидается, что он будет говорить правду), но даже это различие для меня сейчас несущественно: так называемые искусственные повествования всего лишь заключают в себе более широкий диапазон экстенсиональных* проблем (см. обсуждение проблемы возможных миров в главе 8 данной книги).

Поэтому моя модель будет моделировать повествовательные (нарративные) тексты вообще (будь то искусственные или естественные). Я предполагаю, что идеальная модель текстовых явлений, задуманная на более высоком уровне сложности, будет пригодной и для текстов более простых.

Несомненно, художественно-повествовательный текст гораздо сложнее, чем условные контрфактические высказывания[21] разговорного характера, хотя в обоих случаях речь идет о возможном положении дел или о возможном ходе событий. Одно дело – рассказать какой-нибудь девушке, что с ней могло бы случиться, если бы она наивно приняла ухаживания какого-нибудь распутника. И совсем другое дело – поведать кому-либо (вне зависимости от пола) то, что уже необратимо произошло в Лондоне, в XVIII в., с девушкой по имени Кларисса, когда она наивно приняла ухаживания распутника по имени Ловелас.

Во втором случае мы наблюдаем некоторые специфические черты, характерные именно для искусственных повествований:

а) посредством специальной вводной формулы (явной или подразумеваемой) читателю дается понять, что он не должен спрашивать, истинны или не истинны излагаемые факты (иногда читателю внушается, что он должен воспринимать эти «факты» как правдоподобные; это условие отсутствует в повествованиях откровенно нереальных, например в волшебных сказках);

b) читателя знакомят с некими личностями, представляемыми ему с помощью ряда описаний, «привешенных» (по выражению Дж. Сёрла) к их именам собственным и придающих им определенные свойства;

c) последовательность событий более или менее локализована в пространстве и во времени;

d) эта последовательность событий считается «конечной», т. е. у нее есть начало и конец;

e) чтобы рассказать о том, что произошло с Клариссой, текст начинает с некой исходной ситуации, в которой находилась Кларисса, а затем следует за героиней в перипетиях ее жизни, предоставляя читателю возможность задаваться вопросами о том, что произойдет с Клариссой на следующем этапе повествования;

f) весь ход событий в целом, описанный в повествовании, можно резюмировать некоторым числом макровысказываний (macropropositions), образующих остов, каркас данного повествования (мы будем называть этот остов фабулой), выделив таким образом уже иной уровень текста, производный от его линейной манифестации[22], но не тождественный ей.

С другой стороны, контрфактические высказывания отличаются от отрывка искусственного повествования только тем, что в первом случае адресат приглашается к более активному сотрудничеству в деле актуализации предложенного ему текста – он должен сам придумать историю, которую ему подсказывает текст. Ниже мы рассмотрим также несколько неповествовательных текстов, которые как будто не должны соответствовать предлагаемой модели. В таких случаях можно, конечно, попытаться видоизменить модель. Но можно несколько видоизменить и сам текст: как мы увидим, неповествовательный текст обычно можно преобразовать в повествовательный, просто развернув некоторые заложенные в нем потенции.

Конечно, повествовательные тексты – особенно тексты художественные (fictional) – более сложны, чем многие иные типы текстов, и поэтому более трудны для семиотического анализа. Но тем самым они делают такой анализ более интересным и вознаграждающим. Именно поэтому, наверное, мы больше узнаём об устройстве текстов от тех исследователей, которые дерзают изучать сложные повествовательные тексты, чем от тех, кто ограничивается анализом текстов более коротких и простых. Может быть, во втором случае достигается большая степень формализации, но зато опыты первого рода дают нам более высокую степень понимания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Повествовательное предложение — это… (примеры)

В рус­ском язы­ке повест­во­ва­тель­ные пред­ло­же­ния сооб­ща­ют о реаль­ных собы­ти­ях, фак­тах, чув­ствах и ощу­ще­ни­ях людей с помо­щью осо­бой инто­на­ции.

Виды предложений

Наша речь, уст­ная и пись­мен­ная, состо­ит из мини­маль­ных син­так­си­че­ских еди­ниц — слов. Слова меня­ют свою грам­ма­ти­че­скую фор­му и объ­еди­ня­ют­ся в закон­чен­ное выска­зы­ва­ние, содер­жа­щее опре­де­лен­ную мысль, кото­рое назы­ва­ет­ся пред­ло­же­ни­ем. В рус­ском язы­ке суще­ству­ют самые раз­ные пред­ло­же­ния, кото­рые отли­ча­ют­ся по силе выра­жен­но­го чув­ства, по цели выска­зы­ва­ния и по син­так­си­че­ской струк­ту­ре.

Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Смотреть фото Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Смотреть картинку Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Картинка про Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Фото Что значит повествовательное и неповествовательное предложение

Если поин­те­ре­со­вать­ся целью выска­зы­ва­ния, то мож­но ука­зать три вида пред­ло­же­ний:

Несомненно, что повест­во­ва­тель­ные пред­ло­же­ния встре­ча­ют­ся гораз­до чаще, чем вопро­си­тель­ные и побу­ди­тель­ные, и состав­ля­ют осно­ву любо­го тек­ста.

Что такое повествовательные предложения?

Само назва­ние этих пред­ло­же­ний натал­ки­ва­ет на мысль, что такие выска­зы­ва­ния о чем-то повест­ву­ют, то есть рас­ска­зы­ва­ют.

Повествовательное пред­ло­же­ние исполь­зу­ет­ся гово­ря­щим, что­бы сооб­щить о каких-то фак­тах, явле­ни­ях дей­стви­тель­но­сти, о сво­их мыс­лях, пере­жи­ва­ни­ях и чув­ствах и т. д.

Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Смотреть фото Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Смотреть картинку Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Картинка про Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Фото Что значит повествовательное и неповествовательное предложение

Над бере­за­ми закру­жи­лись май­ские жуки. У бере­га квак­ну­ла лягуш­ка. И вот где-то невда­ле­ке раз­дал­ся певу­чий посвист, сле­дом за ним гром­кая трель и сно­ва посвист. Это запел соло­вей (Г. Скребицкий).

Вот так, исполь­зуя повест­во­ва­тель­ные по цели выска­зы­ва­ния пред­ло­же­ния, писа­тель рас­ска­зы­ва­ет нам о весен­ней при­ро­де в сред­ней поло­се России. Эти пред­ло­же­ния отли­ча­ют­ся утвер­ди­тель­ной модаль­но­стью. Повествовательное пред­ло­же­ние может отри­цать реа­лии дей­стви­тель­но­сти, и тогда оно име­ет отри­ца­тель­ную модаль­ность.

Интонация повествовательных предложений

Понаблюдав за этим отрыв­ком из худо­же­ствен­ной про­зы, сде­ла­ем вывод, что для повест­во­ва­тель­ных пред­ло­же­ний харак­тер­на спо­кой­ная инто­на­ция, сред­ний темп про­из­но­ше­ния, обыч­ной высо­ты тон в нача­ле сооб­ще­ния, незна­чи­тель­ное повы­ше­ние его в сере­дине и пони­же­ние к кон­цу пред­ло­же­ния.

Друг от дру­га повест­во­ва­тель­ные пред­ло­же­ния отде­ля­ют­ся неболь­шой пау­зой, выпол­нить кото­рую помо­га­ет гра­фи­че­ский пунк­ту­а­ци­он­ный завер­ша­ю­щий знак — точ­ка. В кон­це каж­до­го повест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся этот харак­тер­ный для него знак пре­пи­на­ния.

Характеристика и структура повествовательных предложений

По нали­чию или отсут­ствию вто­ро­сте­пен­ных чле­нов повест­во­ва­тель­ные пред­ло­же­ния могут быть рас­про­стра­нен­ны­ми и нерас­про­стра­нен­ны­ми.

Первое повест­во­ва­тель­ное пред­ло­же­ние име­ет толь­ко глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния и поэто­му явля­ет­ся нерас­про­стра­нен­ным. Во вто­ром пред­ло­же­нии, кро­ме глав­ных чле­нов, ука­жем обсто­я­тель­ство, кото­рое рас­про­стра­ня­ет это выска­зы­ва­ние.

По струк­ту­ре повест­во­ва­тель­ные пред­ло­же­ния быва­ют одно­со­став­ны­ми и дву­со­став­ны­ми.

В пер­вом повест­во­ва­тель­ном пред­ло­же­нии ука­жем толь­ко один глав­ный член — под­ле­жа­щее, у кото­ро­го име­ет­ся ряд опре­де­ле­ний. Оно явля­ет­ся одно­со­став­ным назыв­ным рас­про­стра­нен­ным. Второе пред­ло­же­ние содер­жит оба глав­ных чле­на, поэто­му явля­ет­ся дву­со­став­ным.

Повествовательные пред­ло­же­ния могут быть про­сты­ми и слож­ны­ми. Понаблюдаем:

Во вся­кое вре­мя года при­хо­ди­лось мне ездить на стан­цию из сво­е­го села. Летом доро­га, кото­рая зимой каза­лась скуч­ной, необы­чай­но раз­но­об­раз­на и живо­пис­на (В. Солоухин).

Первое повест­во­ва­тель­ное пред­ло­же­ние про­стое рас­про­стра­нен­ное, а вто­рое — слож­но­под­чи­нен­ное, состо­я­щее из глав­ной и под­чи­ни­тель­ной части, при­со­еди­нен­ной союз­ным сло­вом «кото­рая».

Восклицательные и невосклицательные повествовательные предложения

По силе выра­жен­но­го чув­ства, по эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке повест­во­ва­тель­ные пред­ло­же­ния чаще быва­ют невос­кли­ца­тель­ны­ми.

В повест­во­ва­тель­ном пред­ло­же­нии к обыч­но­му повест­во­ва­нию может при­со­еди­нить­ся допол­ни­тель­ная окрас­ка, если гово­ря­щий хочет пере­дать чув­ства радо­сти, вос­тор­га, гне­ва, воз­му­ще­ния и пр. Предложение, про­из­но­си­мое взвол­но­ван­ным голо­сом, с осо­бой эмо­ци­о­наль­но­стью, ста­но­вит­ся вос­кли­ца­тель­ным.

Сравним:

Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Смотреть фото Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Смотреть картинку Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Картинка про Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Фото Что значит повествовательное и неповествовательное предложение

Интонационная осо­бен­ность вос­кли­ца­тель­ных повест­во­ва­тель­ных пред­ло­же­ний — это высо­кий тон голо­са и напря­жен­ность про­из­но­ше­ния.

Видеурок «Виды предложений по цели высказывания»


Источник

Повествовательное предложение – характеристика, виды, примеры

Содержание статьи

Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Смотреть фото Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Смотреть картинку Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Картинка про Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Фото Что значит повествовательное и неповествовательное предложение

Предложение — синтаксическая конструкция, сообщающая о чем-то, либо содержащая вопрос, ответ, побуждение к действию.

Именно предложение выступает в качестве основной единицы языка, которое обеспечивает грамматическую и смысловую организацию слов и словосочетаний.

Повествовательное предложение, как и любое другое в русском языке, представляет собой законченную фразу, выполняющую определенную коммуникативную функцию.

Как определить повествовательное предложение

Основное его отличие в устной и письменной речи заключает в том, что оно имеет характер сообщения. Это может быть:

К жанру повествования относятся различные авторские произведения: повести, очерки, стихи, поэмы, рассказы, новеллы, романы, былины.

Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Смотреть фото Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Смотреть картинку Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Картинка про Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Фото Что значит повествовательное и неповествовательное предложение

Интонация повествовательного предложения зависит от контекста и цели высказывания. Так, если изъявляется утверждение чего-либо, то предложение является повествовательно-утвердительным, а если оно содержит в себе отрицание, то — повествовательно-отрицательным.

Примеры повествовательных предложений

В некоторых случаях эти два подвида предложений могут быть объединены в категорию вопросительно-повествовательных, например, когда налицо — вопрос, не требующий ответа, в самом себе содержащий утверждение или отрицание: «Что может быть лучше чашки горячего чая в холодную погоду?» = «В холодную погоду ничего не может быть лучше чашки горячего чая».

Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Смотреть фото Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Смотреть картинку Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Картинка про Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Фото Что значит повествовательное и неповествовательное предложение

Утвердительная модальность повествовательных предложений имеет множество примеров в художественной литературе, в частности, при описании природных явлений — «Наступило солнечное, жаркое лето», при изображении внешности персонажа — «Он был хорош собой, строен, статен» или его характера — «Он был скромен и приветлив, но в обиду себя не давал».

Пунктуационное оформление

В конце повествовательных предложений ставится точка или восклицательный знак.

Как правило, данный тип высказываний характеризуется спокойной тональностью и умеренным темпом произношения: «На улице моросит мелкий дождь», «За окном — красивый вид города».

Эмоциональную окруску им придает, например, выражение рассказчиком сильных чувств — радости, восторга, счастья: «Мама, папа приехал!», «Я так рада, что вы наконец-то здесь!».

Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Смотреть фото Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Смотреть картинку Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Картинка про Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Фото Что значит повествовательное и неповествовательное предложение

Нередки случаи, когда одно и тоже предложение может различаться интонационным фоном, который далеко не всегда максимально точно определяется по тексту; здесь важно слышать, как говорит человек.

Повествовательное предложение с обращением

Обращение — самостоятельный компонент предложения, использование которого необходимо для обозначения лица или предмета, к которому непосредственно относится речь. Это может быть:

Обращение всегда обособляется знаком препинания (точкой, запятой, восклицательным знаком) и чаще всего выступает в роли существительного в именительном падеже, иногда — в качестве причастия, прилагательного, междометия и др.

Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Смотреть фото Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Смотреть картинку Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Картинка про Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Фото Что значит повествовательное и неповествовательное предложениеОбращение может находиться в начале, в середине и в конце предложения:

Личные местоимения ты, вы в роли обращения выступают в составе с другими обращениями — «Друг ты мой милый». «Красавица вы моя». Либо самостоятельно — «Эй, вы!».

Обращение указывает, обращает особое внимание на семейный, гражданский или профессиональный статус собеседника, подчеркивает степень дружеских, официальных отношений.

Структура и характеристика повествовательных предложений

Двусоставные, включающие два главных члена предложения — подлежащее и сказуемое: «Белеет парус одинокий» (М. Ю. Лермонтов), «Этому никогда не бывать», «Жаркое солнце смотрит в синее море», «Прямая дорога уходила в даль».

Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Смотреть фото Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Смотреть картинку Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Картинка про Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Фото Что значит повествовательное и неповествовательное предложениеОдносоставные, где присутствует только один главный член — или подлежащее, или сказуемое: «Потемневшее от тучь южное небо», «Сижу, читаю книгу».

Распространенные — содержащие второстепенные члены предложений: определение, дополнение, обстоятельство. Примеры: «По всему лесу распространился шум и птичье щебетанье», «Осенью меня посещает сладкая грусть».

Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Смотреть фото Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Смотреть картинку Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Картинка про Что значит повествовательное и неповествовательное предложение. Фото Что значит повествовательное и неповествовательное предложениеНераспространенные — имеющие в содержании только главные члены. Примеры: «Было утро», «Шел снег», «Я тороплюсь».

Простые — с одной грамматической основой: «Я обедаю на кухне».

Сложные — с двумя и более предикативными единицами: «Я всегда обедаю на кухне, потому что там уютно и спокойно«.

Полные — в таких вариантах представлены все составляющие члены грамматической структуры: «Метель не на шутку разгулялась», «Мне порядком надоело вас ждать так долго».

Неполные — для них характерно отсутствие того или иного члена предложения: «Настоящий друг тебя никогда не предаст, мнимый — в любую минуту». Как видим, во второй части опущены подлежащее и сказуемое, однако смысл написанного легко восстанавливается по смыслу — из контекста предложения.

Дополнительная информация

Все предложения, включая повествовательные, строятся согласно синтаксическим и лексическим нормам русского языка. А слова и словосочетания, входящие в их состав, связываются друг с другом при помощи примыкания, управления и согласования.

Таким образом, все, что нарушает структуру предложения и искажает его смысл является ошибкой.

По терминологии российского лингвиста Ф. И. Буслаева, предложение — это суждение, выраженное словами. А согласно литературоведу Д. Н. Овсянико-Куликовскому, предложение как слово или упорядоченное сочетание слов сопряжено с особым движением мысли — сказуемостью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *