Что значит повествовательное и неповествовательное предложение
Повествовательные предложения в русском языке
В русском языке повествовательные предложения сообщают о реальных событиях, фактах, чувствах и ощущениях людей с помощью особой интонации.
Чтобы понять, что такое повествовательные предложения, рассмотрим виды предложений по цели высказывания.
Виды предложений
Наша речь, устная и письменная, состоит из минимальных синтаксических единиц — слов. Слова меняют свою грамматическую форму и объединяются в законченное высказывание, содержащее определенную мысль, которое называется предложением.
В русском языке существуют самые разные предложения, которые отличаются по силе выраженного чувства, по цели высказывания и по синтаксической структуре.
Если поинтересоваться целью высказывания, то можно указать три вида предложений:
Несомненно, что повествовательные предложения встречаются гораздо чаще, чем вопросительные и побудительные, и составляют основу любого текста.
Что такое повествовательные предложения?
Само название этих предложений наталкивает на мысль, что такие высказывания о чем-то повествуют, то есть рассказывают.
Над березами закружились майские жуки. У берега квакнула лягушка. И вот где-то невдалеке раздался певучий посвист, следом за ним громкая трель и снова посвист. Это запел соловей (Г. Скребицкий).
Вот так, используя повествовательные по цели высказывания предложения, писатель рассказывает нам о весенней природе в средней полосе России. Эти предложения отличаются утвердительной модальностью. Повествовательное предложение может отрицать реалии действительности, и тогда оно имеет отрицательную модальность.
Примеры
В прибрежных камышах шуршит ветер.
Иногда плеснет хвостом рыба, и снова стоит хрупкая тишина.
На темную гладь озера легла серебристая лунная дорожка.
Не хочется уходить в дом, так и слушал бы эту тишину.
Интонация повествовательных предложений
Для повествовательных предложений характерна спокойная интонация, средний темп произношения, обычной высоты тон в начале сообщения, незначительное повышение его в середине и понижение к концу предложения.
Друг от друга повествовательные предложения отделяются небольшой паузой, выполнить которую помогает графический пунктуационный завершающий знак — точка. В конце каждого повествовательного предложения ставится этот характерный для него знак препинания.
Характеристика и структура повествовательных предложений
Первое повествовательное предложение имеет только главные члены предложения и поэтому является нераспространенным. Во втором предложении, кроме главных членов, укажем обстоятельство, которое распространяет это высказывание.
По структуре повествовательные предложения бывают односоставными и двусоставными.
В первом повествовательном предложении укажем только один главный член — подлежащее, у которого имеется ряд определений. Оно является односоставным назывным распространенным. Второе предложение содержит оба главных члена, поэтому является двусоставным.
Повествовательные предложения могут быть простыми и сложными. Понаблюдаем:
Во всякое время года приходилось мне ездить на станцию из своего села. Летом дорога, которая зимой казалась скучной, необычайно разнообразна и живописна (В. Солоухин).
Первое повествовательное предложение простое распространенное, а второе — сложноподчиненное, состоящее из главной и подчинительной части, присоединенной союзным словом «которая».
Восклицательные и невосклицательные повествовательные предложения
По силе выраженного чувства, по эмоциональной окраске повествовательные предложения чаще бывают невосклицательными.
В повествовательном предложении к обычному повествованию может присоединиться дополнительная окраска, если говорящий хочет передать чувства радости, восторга, гнева, возмущения и пр. Предложение, произносимое взволнованным голосом, с особой эмоциональностью, становится восклицательным.
Сравним:
Интонационная особенность восклицательных повествовательных предложений — это высокий тон голоса и напряженность произношения.
Видеурок «Виды предложений по цели высказывания»
Повествовательное предложение – что это такое, как его легко найти в тексте и не спутать с предложениями других типов
Предложение, которое «повествует», рассказывает о чем-либо. Не побуждает к действию и не задает никаких вопросов.
Повествовательное предложение – это такое предложение, которое сообщает о каких-то событиях, «повествует о них». Такие предложения ни о чем не спрашивают как вопросительные, и не побуждают ни к каким действиям как побудительные. В конце повествовательного предложения может быть точка, восклицательный знак или многоточие. А вот вопросительного знака никогда не будет.
Как характеризовать повествовательное предложение
По интонации оно может быть как восклицательным, так и невосклицательным. Обычно, когда мы повествуем о чем-то, мы не восклицаем. Потому что нельзя постоянно восклицать и восклицать, а вот спокойно говорить вполне можно. Например: «Наступила осень. На деревьях пожелтели листья. Дети теперь каждый день ходят учиться» – три спокойных невосклицательных предложения. Другой пример: «Ах, какая красивая осень! Листья на деревьях – как будто золотые!» – тоже повествовательные предложения, но уже восклицательные.
Большинство повествовательных предложений – распространенные. То есть у них кроме подлежащего и сказуемого (которые образуют грамматическую основу) есть еще второстепенные члены: дополнение, определение, обстоятельство. Распространенность будет тогда, когда из этих трех второстепенных членов в предложении будет хотя бы один. Например: «Наступила золотая осень» – кроме подлежащего «осень» и сказуемого «наступила» есть еще определение «золотая». Вывод: предложение распространенное.
По наличию главных членов повествовательные предложения бывают двусоставные или односоставные. В двусоставных есть и подлежащее, и сказуемое: «Собака спит». В односоставных будет что-то одно. Например: «Зима», «Ночь», «Метель» – это односоставные назывные предложения, у них только подлежащее. А вот примеры односоставных, в которых есть только сказуемое: «Смеркалось», «Вечереет», «Тошнит, знобит, мутит».
Повествовательные предложения могут быть осложненными или неосложненными. Основные осложнители такие:
Всё. Если этого ничего нет – предложение неосложненное.
Прямая речь ничего не осложняет
Смотрите какой парадокс. Прямая речь предложение не осложняет, но делает его сложным. Сложное – это когда две грамматические основы, а осложненное – это когда всем подряд напичкано, но основа все-таки одна. Вот предложение с прямой речью: “Мама сказала: «Я пошла в магазин»” – первая основа тут «Мама сказала», а вторая: «Я пошла».
Предложение неосложненное, но сложное. Такое может быть только в лингвистике.
Чего не бывает в повествовательном предложении
В нем никогда не бывает глаголов в повелительном наклонении. Потому что эти глаголы сразу сделают предложение побудительным.
Но, смотрите, если у вас предложение сложное, то одна из его частей может быть повествовательной, а другая побудительной. Особенно тогда, когда вы имеете дело с прямой речью: “Он сказал мне: «Подойди сюда!»” – когда вы начинаете характеризовать это предложение в целом, вам надо про него сказать, что оно «повествовательно-побудительное». А потом, когда перейдете к характеристике каждой отдельной части, все уже будет прозрачно – первая часть будет повествовательной, а вторая – побудительной.
Полезные материалы по теме
Подписывайтесь на рассылку нашего блога. Вам на почту каждую неделю будут приходить свежие статьи из рубрики Образование.
Посмотрите мои подборки курсов по русскому языку. Эти курсы могут стоить намного дешевле, чем репетиторы, а готовить к экзаменам или ВПР будут в разы лучше. Плюс, в каждой подборке я даю бесплатные материалы, электронные справочники и пособия для скачивания:
Уважаемые читатели, уделите, пожалуйста, две минутки вашего времени, и оставьте к этой статье комментарий. Форма для комментария чуть ниже – прокрутите мышью и увидите ее. Мне важно знать, сумел ли я простым языком объяснить вам, что такое повествовательное предложение, не показалась ли вам эта статья слишком сложной для восприятия. Критикуйте текст смело, чтобы я мог учесть все ваши замечания на будущее.
0.3.1. Тексты повествовательные и неповествовательные
Выше было сказано, что всякий текст есть некое синтактико-семантико-прагматическое устройство, чья предвидимая интерпретация есть часть самого процесса его создания. Но такое определение все же слишком абстрактно. Чтобы сделать его более конкретным, следовало бы представить «идеальный» текст как некую систему «узлов» или «сплетений» и установить, в каких из них ожидается и стимулируется сотрудничество-сотворчество М-Читателя.
Вероятно, подобное аналитическое представление – «вне пределов нынешних возможностей семиотики текста как теоретической дисциплины. До сих пор попытки в этом направлении предпринимались лишь применительно к отдельным текстам (и хотя в таких случаях аналитические категории создавались ad hoc, они нацеливались и на более общее применение). Примеры наиболее успешных попыток такого рода, на мой взгляд, – это анализ новеллы Бальзака «Сарразин», проведенный Р. Бартом (Barthes, 1970)[19], и анализ рассказа Мопассана «Два друга», выполненный А. Греймасом (Greimas, 1976). Более детальные и более формализованные анализы более коротких отрывков текста (как, например, разбор «Маленького принца» Сент-Экзюпери у Я. Петефи – Pet?fi, 1975) явным образом задумывались скорее как опыты применения соответствующей теории, а не как попытки исчерпывающей интерпретации выбранного текста.
Современные теории, разрабатывая модели «идеального» текста, обычно представляют его состоящим из различных структурных уровней, которые так или иначе понимаются как идеальные стадии процесса его порождения и / или интерпретации. Так буду действовать и я.
Чтобы представить «идеальный» текст, обладающий наибольшим числом уровней, я буду рассматривать в основном модель вымышленных повествовательных (нарративных) текстов (a model for fictional narrative texts)[20]. Такое решение обусловлено тем, что б?льшая часть очерков, собранных в этой книге, посвящена именно текстам вымышленно-повествовательным. Но тексты подобного рода ставят перед исследователем большинство из тех проблем, которые возникают при изучении других типов текстов: в вымышленно-повествовательных текстах мы можем найти примеры текстов диалогических, описательных, дискурсивных и т. д., т. е. любые типы речевых актов.
Т. А. ван Дейк (van Dijk, 1974b) различает повествования естественные (natural) и искусственные (artificial). Оба представляют собой описания действий, но первые повествуют о событиях, которые представляются как действительно произошедшие (их субъекты – люди или человекоподобные существа, живущие в «реальном» мире; события развиваются от некоего начального состояния до состояния конечного), а вторые имеют дело с персонажами и действиями, относящимися к миру «воображаемому» или «возможному». Очевидно, что в искусственном повествовании не выполняется ряд прагматических условий, обязательных для повествования естественного (например, в художественной литературе [fiction] от автора, строго говоря, не ожидается, что он будет говорить правду), но даже это различие для меня сейчас несущественно: так называемые искусственные повествования всего лишь заключают в себе более широкий диапазон экстенсиональных* проблем (см. обсуждение проблемы возможных миров в главе 8 данной книги).
Поэтому моя модель будет моделировать повествовательные (нарративные) тексты вообще (будь то искусственные или естественные). Я предполагаю, что идеальная модель текстовых явлений, задуманная на более высоком уровне сложности, будет пригодной и для текстов более простых.
Несомненно, художественно-повествовательный текст гораздо сложнее, чем условные контрфактические высказывания[21] разговорного характера, хотя в обоих случаях речь идет о возможном положении дел или о возможном ходе событий. Одно дело – рассказать какой-нибудь девушке, что с ней могло бы случиться, если бы она наивно приняла ухаживания какого-нибудь распутника. И совсем другое дело – поведать кому-либо (вне зависимости от пола) то, что уже необратимо произошло в Лондоне, в XVIII в., с девушкой по имени Кларисса, когда она наивно приняла ухаживания распутника по имени Ловелас.
Во втором случае мы наблюдаем некоторые специфические черты, характерные именно для искусственных повествований:
а) посредством специальной вводной формулы (явной или подразумеваемой) читателю дается понять, что он не должен спрашивать, истинны или не истинны излагаемые факты (иногда читателю внушается, что он должен воспринимать эти «факты» как правдоподобные; это условие отсутствует в повествованиях откровенно нереальных, например в волшебных сказках);
b) читателя знакомят с некими личностями, представляемыми ему с помощью ряда описаний, «привешенных» (по выражению Дж. Сёрла) к их именам собственным и придающих им определенные свойства;
c) последовательность событий более или менее локализована в пространстве и во времени;
d) эта последовательность событий считается «конечной», т. е. у нее есть начало и конец;
e) чтобы рассказать о том, что произошло с Клариссой, текст начинает с некой исходной ситуации, в которой находилась Кларисса, а затем следует за героиней в перипетиях ее жизни, предоставляя читателю возможность задаваться вопросами о том, что произойдет с Клариссой на следующем этапе повествования;
f) весь ход событий в целом, описанный в повествовании, можно резюмировать некоторым числом макровысказываний (macropropositions), образующих остов, каркас данного повествования (мы будем называть этот остов фабулой), выделив таким образом уже иной уровень текста, производный от его линейной манифестации[22], но не тождественный ей.
С другой стороны, контрфактические высказывания отличаются от отрывка искусственного повествования только тем, что в первом случае адресат приглашается к более активному сотрудничеству в деле актуализации предложенного ему текста – он должен сам придумать историю, которую ему подсказывает текст. Ниже мы рассмотрим также несколько неповествовательных текстов, которые как будто не должны соответствовать предлагаемой модели. В таких случаях можно, конечно, попытаться видоизменить модель. Но можно несколько видоизменить и сам текст: как мы увидим, неповествовательный текст обычно можно преобразовать в повествовательный, просто развернув некоторые заложенные в нем потенции.
Конечно, повествовательные тексты – особенно тексты художественные (fictional) – более сложны, чем многие иные типы текстов, и поэтому более трудны для семиотического анализа. Но тем самым они делают такой анализ более интересным и вознаграждающим. Именно поэтому, наверное, мы больше узнаём об устройстве текстов от тех исследователей, которые дерзают изучать сложные повествовательные тексты, чем от тех, кто ограничивается анализом текстов более коротких и простых. Может быть, во втором случае достигается большая степень формализации, но зато опыты первого рода дают нам более высокую степень понимания.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Повествовательное предложение — это… (примеры)
В русском языке повествовательные предложения сообщают о реальных событиях, фактах, чувствах и ощущениях людей с помощью особой интонации.
Виды предложений
Наша речь, устная и письменная, состоит из минимальных синтаксических единиц — слов. Слова меняют свою грамматическую форму и объединяются в законченное высказывание, содержащее определенную мысль, которое называется предложением. В русском языке существуют самые разные предложения, которые отличаются по силе выраженного чувства, по цели высказывания и по синтаксической структуре.
Если поинтересоваться целью высказывания, то можно указать три вида предложений:
Несомненно, что повествовательные предложения встречаются гораздо чаще, чем вопросительные и побудительные, и составляют основу любого текста.
Что такое повествовательные предложения?
Само название этих предложений наталкивает на мысль, что такие высказывания о чем-то повествуют, то есть рассказывают.
Повествовательное предложение используется говорящим, чтобы сообщить о каких-то фактах, явлениях действительности, о своих мыслях, переживаниях и чувствах и т. д.
Над березами закружились майские жуки. У берега квакнула лягушка. И вот где-то невдалеке раздался певучий посвист, следом за ним громкая трель и снова посвист. Это запел соловей (Г. Скребицкий).
Вот так, используя повествовательные по цели высказывания предложения, писатель рассказывает нам о весенней природе в средней полосе России. Эти предложения отличаются утвердительной модальностью. Повествовательное предложение может отрицать реалии действительности, и тогда оно имеет отрицательную модальность.
Интонация повествовательных предложений
Понаблюдав за этим отрывком из художественной прозы, сделаем вывод, что для повествовательных предложений характерна спокойная интонация, средний темп произношения, обычной высоты тон в начале сообщения, незначительное повышение его в середине и понижение к концу предложения.
Друг от друга повествовательные предложения отделяются небольшой паузой, выполнить которую помогает графический пунктуационный завершающий знак — точка. В конце каждого повествовательного предложения ставится этот характерный для него знак препинания.
Характеристика и структура повествовательных предложений
По наличию или отсутствию второстепенных членов повествовательные предложения могут быть распространенными и нераспространенными.
Первое повествовательное предложение имеет только главные члены предложения и поэтому является нераспространенным. Во втором предложении, кроме главных членов, укажем обстоятельство, которое распространяет это высказывание.
По структуре повествовательные предложения бывают односоставными и двусоставными.
В первом повествовательном предложении укажем только один главный член — подлежащее, у которого имеется ряд определений. Оно является односоставным назывным распространенным. Второе предложение содержит оба главных члена, поэтому является двусоставным.
Повествовательные предложения могут быть простыми и сложными. Понаблюдаем:
Во всякое время года приходилось мне ездить на станцию из своего села. Летом дорога, которая зимой казалась скучной, необычайно разнообразна и живописна (В. Солоухин).
Первое повествовательное предложение простое распространенное, а второе — сложноподчиненное, состоящее из главной и подчинительной части, присоединенной союзным словом «которая».
Восклицательные и невосклицательные повествовательные предложения
По силе выраженного чувства, по эмоциональной окраске повествовательные предложения чаще бывают невосклицательными.
В повествовательном предложении к обычному повествованию может присоединиться дополнительная окраска, если говорящий хочет передать чувства радости, восторга, гнева, возмущения и пр. Предложение, произносимое взволнованным голосом, с особой эмоциональностью, становится восклицательным.
Сравним:
Интонационная особенность восклицательных повествовательных предложений — это высокий тон голоса и напряженность произношения.
Видеурок «Виды предложений по цели высказывания»
Повествовательное предложение – характеристика, виды, примеры
Содержание статьи
Предложение — синтаксическая конструкция, сообщающая о чем-то, либо содержащая вопрос, ответ, побуждение к действию.
Именно предложение выступает в качестве основной единицы языка, которое обеспечивает грамматическую и смысловую организацию слов и словосочетаний.
Повествовательное предложение, как и любое другое в русском языке, представляет собой законченную фразу, выполняющую определенную коммуникативную функцию.
Как определить повествовательное предложение
Основное его отличие в устной и письменной речи заключает в том, что оно имеет характер сообщения. Это может быть:
К жанру повествования относятся различные авторские произведения: повести, очерки, стихи, поэмы, рассказы, новеллы, романы, былины.
Интонация повествовательного предложения зависит от контекста и цели высказывания. Так, если изъявляется утверждение чего-либо, то предложение является повествовательно-утвердительным, а если оно содержит в себе отрицание, то — повествовательно-отрицательным.
Примеры повествовательных предложений
В некоторых случаях эти два подвида предложений могут быть объединены в категорию вопросительно-повествовательных, например, когда налицо — вопрос, не требующий ответа, в самом себе содержащий утверждение или отрицание: «Что может быть лучше чашки горячего чая в холодную погоду?» = «В холодную погоду ничего не может быть лучше чашки горячего чая».
Утвердительная модальность повествовательных предложений имеет множество примеров в художественной литературе, в частности, при описании природных явлений — «Наступило солнечное, жаркое лето», при изображении внешности персонажа — «Он был хорош собой, строен, статен» или его характера — «Он был скромен и приветлив, но в обиду себя не давал».
Пунктуационное оформление
В конце повествовательных предложений ставится точка или восклицательный знак.
Как правило, данный тип высказываний характеризуется спокойной тональностью и умеренным темпом произношения: «На улице моросит мелкий дождь», «За окном — красивый вид города».
Эмоциональную окруску им придает, например, выражение рассказчиком сильных чувств — радости, восторга, счастья: «Мама, папа приехал!», «Я так рада, что вы наконец-то здесь!».
Нередки случаи, когда одно и тоже предложение может различаться интонационным фоном, который далеко не всегда максимально точно определяется по тексту; здесь важно слышать, как говорит человек.
Повествовательное предложение с обращением
Обращение — самостоятельный компонент предложения, использование которого необходимо для обозначения лица или предмета, к которому непосредственно относится речь. Это может быть:
Обращение всегда обособляется знаком препинания (точкой, запятой, восклицательным знаком) и чаще всего выступает в роли существительного в именительном падеже, иногда — в качестве причастия, прилагательного, междометия и др.
Обращение может находиться в начале, в середине и в конце предложения:
Личные местоимения ты, вы в роли обращения выступают в составе с другими обращениями — «Друг ты мой милый». «Красавица вы моя». Либо самостоятельно — «Эй, вы!».
Обращение указывает, обращает особое внимание на семейный, гражданский или профессиональный статус собеседника, подчеркивает степень дружеских, официальных отношений.
Структура и характеристика повествовательных предложений
Двусоставные, включающие два главных члена предложения — подлежащее и сказуемое: «Белеет парус одинокий» (М. Ю. Лермонтов), «Этому никогда не бывать», «Жаркое солнце смотрит в синее море», «Прямая дорога уходила в даль».
Односоставные, где присутствует только один главный член — или подлежащее, или сказуемое: «Потемневшее от тучь южное небо», «Сижу, читаю книгу».
Распространенные — содержащие второстепенные члены предложений: определение, дополнение, обстоятельство. Примеры: «По всему лесу распространился шум и птичье щебетанье», «Осенью меня посещает сладкая грусть».
Нераспространенные — имеющие в содержании только главные члены. Примеры: «Было утро», «Шел снег», «Я тороплюсь».
Простые — с одной грамматической основой: «Я обедаю на кухне».
Сложные — с двумя и более предикативными единицами: «Я всегда обедаю на кухне, потому что там уютно и спокойно«.
Полные — в таких вариантах представлены все составляющие члены грамматической структуры: «Метель не на шутку разгулялась», «Мне порядком надоело вас ждать так долго».
Неполные — для них характерно отсутствие того или иного члена предложения: «Настоящий друг тебя никогда не предаст, мнимый — в любую минуту». Как видим, во второй части опущены подлежащее и сказуемое, однако смысл написанного легко восстанавливается по смыслу — из контекста предложения.
Дополнительная информация
Все предложения, включая повествовательные, строятся согласно синтаксическим и лексическим нормам русского языка. А слова и словосочетания, входящие в их состав, связываются друг с другом при помощи примыкания, управления и согласования.
Таким образом, все, что нарушает структуру предложения и искажает его смысл является ошибкой.
По терминологии российского лингвиста Ф. И. Буслаева, предложение — это суждение, выраженное словами. А согласно литературоведу Д. Н. Овсянико-Куликовскому, предложение как слово или упорядоченное сочетание слов сопряжено с особым движением мысли — сказуемостью.