Что значит повесть нос

Повести носом

Смотреть что такое «Повести носом» в других словарях:

повести носом — принюхаться, нюхнуть, понюхать, потянуть носом Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

Поводить носом — ПОВОДИТЬ НОСОМ. ПОВЕСТИ НОСОМ. Разг. Нюхать воздух; принюхиваться. В коридоре [Дыба] повёл носом, учуял, что пахнет жареной печёнкой (Салтыков Щедрин. Письма к тётеньке). Утром с соседом пол литра белой выпили, закрасив её крепкой заваркой. Так… … Фразеологический словарь русского литературного языка

потянуть носом — понюхать, принюхаться, нюхнуть, повести носом Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

и носом не повести — не заметить, пренебречь, не пожелать знать, не обратить внимания, пройти мимо, проигнорироть, переступить Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

нос — а ( у), предл.; о но/се, на носу/; мн. носы/; м. см. тж. носик, носок, носишко, носище, носина, носовой … Словарь многих выражений

Нос — а ( у), предл. о носе, на носу; мн. носы; м. 1. Выступающая часть лица человека или морды животного между ртом (пастью) и глазами; наружная часть органа обоняния. Прямой, тонкий, маленький, длинный, короткий, курносый, вздёрнутый, горбатый нос.… … Энциклопедический словарь

нос — а ( у), предл. о носе, на носу; мн. носы; м. 1. Выступающая часть лица человека или морды животного между ртом (пастью) и глазами; наружная часть органа обоняния. Прямой, тонкий, маленький, длинный, короткий, курносый, вздёрнутый, горбатый нос.… … Энциклопедический словарь

понюхать — узнать на собственном опыте, попробовать, принюхаться, отведать, нюхнуть, разузнать, разведать, узнать на своем опыте, навести справку, обнюхать, испытать, испробовать, потянуть носом, повести носом, изведать, нанюхаться, испытать на себе,… … Словарь синонимов

нюхнуть — понюхать, вдохнуть, потянуть носом, повести носом, принюхаться Словарь русских синонимов. нюхнуть см. понюхать Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

принюхаться — внюхаться, понюхать, потянуть носом, повести носом, привыкнуть, привычь, нюхнуть Словарь русских синонимов. принюхаться см. понюхать Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

Источник

Смысл рассказа Нос — Гоголя

Признанный уважаемыми историками и литераторами великий русский публицист, поэт и прозаик Н.В.Гоголь взбудоражил русскую литературу своими, не побоюсь сказать, гениальными рассказами и повестями, в которых в совершенно непредвиденных ситуациях с долей мистики и тайны раскрываются обыденные темы и вопросы. Одной из подобных повестей Н.В.Гоголь не на шутку ввел в замешательство читателей, ведь в ней происходили абсолютно никому непонятные события, а суть и основной посыл были скрыты в самых глубоких глубинах. Речь идет о известном произведении русского драматурга под названием «Нос». Давайте же разберемся, что такого удивительного можно прочесть в этой книги и как это повлияло на читателей той эпохи!

Смысл названия Нос

Название повести уже заставляет призадуматься и навострить уши. «Нос»? Почему целое произведение названо в честь одной части лица человека? Неужели нос является главным героем? Ха-ха, смешно. Да как бы не так! Нос действительно можно назвать ведущим героем произведения. Дело в том, что, по сюжету, нос главного героя обособляется и становится отдельной личностью! Такой абсурдный зачин произведения заставляет усомниться в возвышенности посыла всей повести. Но это вовсе не так. Как мы сказали ранее, Н.В.Гоголь позволяет читателю заинтересоваться сюжетом и замыслом произведения путем предоставления большой роли мистике, фантастике и всем известному абсурду. Чем ярче и необычнее описаны события, тем сильнее виден смысл и тем сильнее он отпечатается в памяти читателей.

Такой ход очень важен для самого писателя, ведь его главной целью является донести до людей свои мысли как можно четче и понятнее. В данном случае, Гоголь хотел продемонстрировать две основные идеи, плавно переплетающиеся друг с другом. Первой реакцией главного героя (асессора Ковалёва) после обнаружения необычной пропажи был страх показаться на публике в таком виде. Стать выше чином, построить успешную карьеру любым путем — именно это являлось главным желанием бедного асессора. Но без носа его планы терпят крушение, ведь Ковалев не может предстать перед уважаемыми вышестоящими гражданами в таком виде.

Смысл рассказа Нос

Н.В.Гоголь показал, что ведущей целью жизни практически всех «маленьких людей», нищих и бедных является рост по карьерной лестнице. Это, безусловно, показывает глубочайшие изъяны общества того времени (на самом деле, сейчас мало что изменилось). Второй смысл, который внес писатель в свою повесть — истинный Петербург представлен не высокими чинами и ухоженными улицами; правдивая сторона «гиблого» города состоит из бедных людей «низшего сорта», отчаянно стремившихся встать на чин выше, стать богаче и краше, гоняясь за благословением «значительных лиц». Как и во многих своих произведениях («Шинель», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего» и т.д.),

Н.В.Гоголь в своей повести «Нос» стремился показать во всей красе острую социальную несправедливость, недостатки и «пробоины» иерархии, абсурдность современного общества. Также можно заметить, что во всех своих произведениях «о маленьком человеке» писатель использует Петербург в качестве фона действий, предоставляя читателю возможность увидеть настоящую сторону аристократичного города.

Источник

«Нос» Гоголя: не человек, а черт знает что

Николай Васильевич известен необычными литературными приемами. Некоторые из них заимствованы, но идея гоголевских произведений всегда отображает волнующие автора острые социальные проблемы. В произведении «Нос» смысл раскрывается симбиозом фантастики, комизма, сатиры и повседневной жизни Петербурга.

Краткое содержание

Композиция произведения Гоголя «Нос» в кратком содержании:

Интересно! За основу сюжета повести взят популярный в то время французский анекдот.

Цирюльник Иван Яковлевич обнаружил в утреннем хлебе нос майора Ковалева — одного из клиентов. Мужчина выбросил трофей в реку.

Обескураженный изъяном лица мужчина ищет помощи повсюду. По дороге Ковалев встречает часть лица, отлично существующую самостоятельно. Герой бьет тревогу, но везде получает грубые отказы в помощи.

Тем временем сбежавшая часть лица собралась пересечь границу, где была задержана. Беглеца вернули хозяину, однако тот отказался лишаться обретенной самостоятельности. Майор даже задумался о наведенной порче штаб-офицершей Подточиной, для которой не выполнил обещание жениться на дочери, оставив женщин «с носом».

Спустя две недели, облик героя восстанавливается. Проблема решилась самостоятельно, чему Ковалев несказанно рад.

На заметку! В «Петербургских повестях» Гоголь нередко переплетает мистические мотивы с раскрытием социальных проблем. Русская литература приобретает новое направление — фантастический реализм.

Смысл сюжета

В произведении «Нос» смысл превознесен над сюжетной линией. Сверхъестественной пропажей автору удалось умело передать проблему маленького человека.

Представленные в повести образы

Главные герои повести:

Понять смысл названия повести «Нос» помогут пословицы и фразеологизмы. Часть тела в них выступает инструментом демонстрации важности или эгоизма («задирать нос», «дальше носа не видеть»). Зазнавшийся Ковалев, надменно общавшийся с людьми ниже его рангом, лишился инструмента. После этого ему уже нечего было «задирать», а вот отделившаяся часть оказалась выше хозяина и по титулу и духовному развитию. Безносый Ковалев стал беспомощным в достижении намеченных планов.

Проблематика повести

В повести поднимаются темы:

Ковалев озабочен карьерой, общественным положением, женщинами, но не внутренним миром. Изъян внешности страшит его негативным общественным мнением, мешающим свершению намеченных планов.

Примером аморальности кроме главного героя выступает цирюльник, скрывающий находку. Мужчина выбрасывает улику, страшась наказания.

Основной смысл повести «Нос» — стремление Гоголя продемонстрировать порочность и малодушие цивилизованного городского общества. Автор не пытается предложить читателю решение проблемы, но выделяет существующие изъяны общества.

В чем смысл концовки

Гоголь демонстрирует благополучный финал. Отражение полноценного лица в зеркале лишает главного героя пережитых страданий от сверхъестественной пропажи. Торжество Ковалева — авторская демонстрация торжества порочности и пошлости. Вернувшийся нос подчеркивает потерю дарованного Богом человеческого облика.

Смысл концовки произведения Гоголя «Нос» подтверждает преимущество примитивных желаний и целей над христианскими ценностями. Самоназванный майор любуется носом. Он снова издевается над слабейшими силой и статусом, продолжает начатую до происшествия погоню за вице-губернаторское место.

В повести «Нос» смысл передан поведением маленького человека, зависимого от личных пороков. Образ Ковалева олицетворяет общество, ценности которого сводятся к низменным желаниям.

Источник

Безносый ужас. Три смысловых пласта повести Нос

Повесть Н.В. Гоголя «Нос» принадлежит к тому кругу художественных текстов, для которых характерна многослойная структура смысловых значений. Каждое из них необходимо держать в уме. Только тогда мы постигнем подлинную глубину и значительность исследуемого произведения.

В качестве предварительных замечаний приведу ряд деталей из биографии писателя, которые, как мне кажется, дают веские основания трактовать повесть именно в том ключе, в каком она здесь представлена. Отмечу, что «Нос» был написан в 1836 году, на следующий год после «Невского проспекта». Обе повести написаны по «свежим следам»: Н.В. Гоголь прибыл в Петербург в 1829 году и естественно изучал этот город как провинциал, прибывший в столицу великой империи. Автору «Носа» в момент ее опубликования было всего 25 лет, он был еще совсем молодым человеком, жаждущим не только творчества и славы, но и, надо полагать, жизненных удовольствий и счастья. Повесть «Невский проспект», в которой, думается, имеется автобиографическая основа, в какой-то мере позволяет делать такие предположения.
В повести «Нос» я выделяю три смысловых пласта: социальный, эротический (фаллический) и религиозно-философский. У самого писателя можно обнаружить в тексте мысль о многозначности и многослойности его произведения. Подводя в шутливой форме итог своего повествования о приключении с маиором Ковалевым, Гоголь пишет: «… как авторы могут брать подобные сюжеты. Признаюсь, это уж совсем непостижимо, это точно…нет, нет совсем не понимаю. Во-первых, пользы отечеству решительно никакой; во-вторых… но и во вторых тоже нет пользы. Просто я не знаю, что это…
А однако же при всем том, хотя, конечно, можно допустить и то, и другое, и третье…»
Молодого провинциала, приехавшего в Петербург, не могло не поразить обилие чиновников и та огромная роль, которую они играли в жизни не только государства, но и простых граждан. Внимательному взору умного и наблюдательного человека открывалось, что при всей значительности роли чиновника в жизни государства и его граждан сами они были в своем большинстве незначительными персонами. Сатирический талант писателя едва ли мог обойти эту благодатную тему. Художественное осмысление феномена чиновничества, осмеяние и критика безликого бюрократического чина были неизбежны. Так появился на свет «Нос».

И, наконец, уместно напомнить, что коллежского асессора Ковалева (коваль-кузнец, символ мужской силы и повышенной витальности) звали Платоном. Независимо от того, сознательно или произвольно Н. В. Гоголь назвал своего героя именем античного мыслителя, но в нашем сознании неизбежно возникает ассоциация с автором не только «Государства», но и диалогов «Пир» и «Федр», посвященных проблеме Эроса. Можно вспомнить, что в «Пире» философы дискутируют вопрос о том, смертен или бессмертен бог Эрот. Окончательный вывод, сформулированный Сократом, таков: Эрот, единственный из богов, и смертен, и бессмертен. Он умирает, но затем заново возрождается. Следовательно, здесь мы находим намек на то, что как физические желания, так и любовные чувства могут угасать, но они со временем способны вновь возродиться. Образ умирающего и воскресающего бога очень важен для понимания главной идеи рассматриваемой повести.
Повесть, прочитанная под новым углом зрения, приобретает совершенно новый колорит.
Можно представить ужас гоголевского персонажа, мечтавшего приобрести капитал выгодной женитьбой и вообще ловеласа и сладострастника, потерявшего если не сам детородный орган, то хотя бы его функции. Проблема пола, точнее бездеятельного (безжизненного) пола, является иновыражением проблемы смерти. Смерти не только физической, но и личностной и социальной. Утрата так называемого «носа» сталкивает маиора Ковалева со смертью, которая — то и сводит его с ума, принуждает совершать судорожные поступки. Паника, которая охватила маиора Ковалева, есть состояние умирающего, цепляющегося за все, что может вытащить его из этого состояния.

Теперь попытаемся собрать все три смысловых пласта повести воедино в одной идее, на мой взгляд, главной в этом произведении Н.В. Гоголя. Но прежде, отмечу факт чудесного (магически чудесного ) воцарения носа на свое привычное место через две недели самостоятельного существования.
Итак, главная идея повести такова: чиновничество бессмертно. Оно бессмертно в этой земной жизни. Всякие попытки посрамить, поколебать его устои или уничтожить чиновничество, государственную бюрократию (в особенности в России) будут иметь лишь кратковременный успех. Рано или поздно оно с неизбежностью и чудесным образом возрождается, восстанавливая свое тело и функции, чиновничество, подобно богу Эроту, умирает, но затем вновь воскресает. Как фаллос, оно может в мгновение ока пасть и умалиться, но через какое–то время снова восстает, торжествующе властвует, вселяет страх и чувство покорности в сердца рядовых граждан. После каждой временной и насильственной смерти чиновничество увеличивается количественно, его жажда наслаждений возрастает в геометрической прогрессии. В то же время качественный состав чиновничества ухудшается. Образно говоря, тело его становится все более массивным, а душа и ум – все более измельчаются, т.е. чиновников, преданных государственной идее или художников в бюрократическом хороводе, наподобие Акакия Акакиевича, становится все меньше и меньше. Чиновничество живет, но вырождается, а следовательно вырождается и народ, которым оно управляет.

Источник

Анализ повести «Нос» (Н. Гоголь)

Автор: Guru · 25.10.2017

Одной из характерных для мастерства Н. В. Гоголя черт является умение сделать шедевр из случайно услышанной истории или популярного анекдота. Ярким примером такой писательской способности служит повесть «Нос», вызывавшая немало споров у современников и не утратившая своей актуальности по сей день.

История создания

Произведение «Нос» написано Н.В. Гоголем в 1832-1833 годах, оно входит в сборник «Петербургские повести». Сюжет книги базируется на известном в то время анекдоте, переведённом с французского, о пропавшем носе. Такие истории были весьма популярны и имели множество вариантов. Впервые мотив носа, мешающего полноценно жить, появляется у Гоголя в незаконченном сочинении «Фонарь умирал» в 1832 году.

Эта повесть претерпевала немало изменений на протяжении нескольких лет, что было связано с замечаниями цензуры, а также с желанием автора наилучшим образом воплотить свою идею. Например, Гоголь изменял финал «Носа», в одном из вариантов все невероятные события объясняются сновидением героя.

Первоначально писатель хотел опубликовать свое произведение в журнале «Московский наблюдатель», но ему отказали. На помощь пришел уже открывший к тому времени свой журнал А.С. Пушкин, и повесть «Нос» была напечатана в «Современнике» в 1836 году.

Жанр и направление

К моменту выхода в свет повести «Нос» Гоголь уже прославился своим сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки», где он обращается к теме мистики. Но если «Вечера…» по большей части опираются на народные суеверия, то в «Петербургских повестях» Николай Васильевич умело переплетает мотивы сверхъестественного с изображением острых социальных проблем. Так в творчестве Гоголя формируется новое для русской литературы направление — фантастический реализм.

Почему автор приходит именно к такому писательскому методу? Он на протяжении всего его литературного пути слышал общественные диссонансы, но, как писатель, он мог лишь обозначить их в своих произведениях, призвать читателя обратить на них внимание. Он не видел выхода, а обращение к фантастическому позволяло ещё более драматично изобразить картину современности. Этим же приёмом позднее будут пользоваться Салтыков-Щедрин, Андрей Белый, М. Булгаков и другие авторы.

Композиция повести

Гоголь делит «Нос» на 3 части, классическим образом: 1 – экспозиция и завязка, 2 – кульминация, 3 – развязка, благополучный для главного героя конец. Сюжет развивается линейно, последовательно, хотя логика тех или иных событий объясняется не всегда.

О чем?

Описание повести «Нос» может сводиться к достаточно простой и схематичной фабуле: потеря носа – поиск – обретение. Главное в этом произведении — его идейное содержание.

Утром 25 марта цирюльник Иван Яковлевич обнаруживает в своём хлебе нос одного из клиентов – майора Ковалёва. Обескураженный брадобрей поспешил избавиться от улики, он не смог придумать ничего лучше, чем как бы невзначай выбросить нос в реку. Иван Яковлевич уже было почувствовал облегчение, но к нему подошел полицейский «и что далее произошло, решительно ничего не известно».

Коллежский асессор Ковалев, проснувшись, не обнаружил на месте своего носа. Он отправляется к «обер-полицмейстеру». Дома он его не застал, но зато по пути встретился со своим носом, которой вёл себя самодостаточно и не желал знать своего владельца. Ковалёв предпринимает попытки воссоединиться с носом, хотел опубликовать объявление в газете, но ему везде отказывают и обходятся достаточно грубо. Наконец беглеца поймали при попытке эмигрировать и вернули хозяину. Но нос не собирался прирастать к прежнему месту. Майор приходит к предположению, что это порча, наведённая штаб-офицершей Подточиной. Он даже пишет ей письмо, но получает недоумённый ответ и понимает, что ошибся. Спустя две недели Ковалёв находит своё лицо в первозданном виде, всё разрешается само собой.

Реальное и фантастическое

Гоголь в своей повести умело сочетает реальное и фантастическое. Если, например, в «Шинели» мистический элемент возникает лишь в конце произведения, то «Нос» с первых страниц увлекает читателя в сказочный мир писателя.

В основе своей, ничего в особенного в изображаемой Гоголем действительности нет: Петербург, быт цирюльника и статского советника. Соответствуют реальности даже топографические детали и точные даты событий. Такую правдоподобность автор разбавляет одним единственным фантастическим элементом: от майора Ковалёва сбегает нос. И на протяжении произведения он от отделившейся части развивается до самостоятельной независимой личности, а в финале всё возвращается на круги своя. Любопытно, что этот факт, хоть и шокирует читателя, вплетается в канву произведения вполне органично, потому что самая большая абсурдность заключается не столько в сбежавшей части лица, сколько в отношении к случившемуся, в преклонении перед чинами и чаянии об общественном мнении. По мнению писателя, в такое малодушие поверить труднее, чем в исчезновение носа.

Главные герои и их характеристика

Темы повести

Проблемы

Смысл произведения

Главная идея повести заключается в том, чтобы показать на контрасте парадоксов всю порочность и малодушие петербургского общества. Можно рассматривать пропажу носа как некое наказание майору Ковалёву за его грехи, но Гоголь не делает на этом акцент, повесть лишена прямого морализаторства. Автор не решался указать путь, как вылечить общество, он мог лишь обозначить проблемы. Отсюда сформируется ошибочная идея «натуральной школы»: исправь общество, и проблемы прекратятся. Гоголь понимал: максимум, что он может сделать для улучшения ситуации, это в наиболее ярком свете представить изъяны социума. И ему это удалось: читатель был ослеплён, многие современники узнавали своих знакомых или даже самих себя, ужасаясь ничтожности человека.

Чему учит?

В своей повести «Нос» Гоголь изображает духовный кризис личности, одержимой тщеславными желаниями. Карьерный рост, развлечения, женщины – вот всё, что влечёт главного героя. И эта порочность не смущает Ковалёва, он имеет право вместе со всеми этими стремлениями называться человеком, но без носа – нет. А ведь образ майора Ковалёва собирательный, он похож на современников писателя. Вывод напрашивается сам собой: положение в обществе диктует правила поведения, которые никто не осмелится нарушить: ни маленький человек не проявит настойчивость, ни высокопоставленный чиновник не проявит великодушие. Об приближении такой катастрофы, которая коснется социума в целом и каждого человека в отдельности, Н.В. Гоголь предупреждает своих читателей.

Художественное своеобразие

В повести «Нос» использован весьма богатый писательский инструментарий. Наиболее широко Гоголь применяет такое средство выразительности как гротеск. Во-первых, это автономность Носа, превосходящего по положению своего хозяина. Во-вторых, комическое преувеличение характерно для изображения взаимоотношений людей разного социально уровня. Ковалёв боится подойти к Носу, а Иван Яковлевич с неимоверным трепетом и волнением начинает относиться к своему клиенту после приключившегося.

Гоголь очеловечивает нос, но приём олицетворения также использован в укрупненном масштабе. Нос становится независимым от хозяина практически полноправным членом общества, он даже собирался бежать за границу.

На синтаксическом уровне Гоголь обращается к зевгме: «Доктор имел прекрасные смолистые бакенбарды, свежую, здоровую докторшу». Эти особенности помогают писателю изображать юмор и иронию в произведении.

Критика

Повесть «Нос» вызвала широкий резонанс в литературной среде первой половины 19 века. Не все журналы соглашались публиковать произведение, обвиняя Н.В. в пошлости и несуразности написанного. Чернышевский же, к примеру, относился к этой повести не более чем, как к пересказанному анекдоту, бытовавшему в то время. Первым признал достоинства «Носа» А.С. Пушкин, разглядев фарсовый характер творения. Весомым был отзыв В.Г. Белинского, призвавшего читающую публику обратить внимание, что таких майоров Ковалёвых в обществе можно встретить не одну личность, а сотни, даже тысячи. С. Г. Бочаров видел величие произведения в том, что автор здесь побуждал социум взглянуть в глаза реальности. В. Набоков считал эту повесть одним из ярких изображений мотива, который сквозной темой проходит через всё творчество Н.В. Гоголя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *