Что значит поведенческая адаптация
Что такое расстройство адаптации (приспособительных реакций)? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Николина В. В., психотерапевта со стажем в 33 года.
Определение болезни. Причины заболевания
Ключевые факторы для развития расстройства адаптации:
К развитию расстройства приспособительных реакций могут приводить следующие события:
Симптомы расстройства адаптации (приспособительных реакций)
Проявление заболевания включает широкий спектр расстройств:
Симптоматика вариабельна по форме и тяжести, могут преобладать тревожные, депрессивные или поведенческие расстройства или наблюдаться смешанный вариант без одного выраженного вида нарушений. Преобладание тех или иных симптомов зависит от индивидуальных особенностей личности и от конкретного социального обстоятельства. Например, сензитивный молодой мужчина при изменении места жительства (миграция, одиночество, проблемы с трудоустройством) отмечает депрессивную реакцию, а в силу своей мнительности испытывает тревожные состояния из-за необходимости общения с незнакомыми людьми.
Депрессивная симптоматика в рамках расстройства адаптации может наблюдаться как в виде короткой депрессивной реакции (преходящего лёгкого депрессивного состояния) — не более одного месяца, так и в виде длительного депрессивного эпизода (в результате продолжительного действия стрессорной ситуации) — до двух лет.
Патогенез расстройства адаптации (приспособительных реакций)
В основе развития расстройство адаптации лежит сниженная способность человека анализировать, оценивать и приспосабливаться к меняющимся условиям и обстоятельствам жизни.
Инициирует развитие расстройства адаптации стрессовый фактор — ситуация или изменение условий, которые оцениваются и осознаются индивидом как угрожающие.
Стресс (по Т. Коксу, профессору психологии Ноттингемского университета) возникает как ответная реакция при значительных различиях между требованиями, предъявляемым к личности, и её способностью с этим требованиями справиться.
Невозможность достигнуть результатов, которые удовлетворяют значимые потребности, приводит к напряжённому состоянию. Ожидаемый результат, запланированные (смоделированные) состояния или события не всегда соответствуют реальности. Например, при переезде в другую страну человек может ожидать, что легко освоится и быстро найдёт работу, но сталкивается с трудностями и невозможностью воплотить свои планы. Именно это противоречие вызывает эмоциональную реакцию. Как следствие, активируются вегетативная нервная система и эндокринные механизмы, которые регулируют поведенческие реакции — выбрасывается в кровь адреналин из мозгового слоя надпочечников, секретируются кортиколиберин в гипоталамусе, адренокортикотропный гормон в гипофизе и глюкокортикоиды в коре надпочечников.
Таким образом, адаптационные реакции организма при хроническом психоэмоциональном напряжении и перенапряжении состоят в активации целого ряда биологических процессов. Этот комплекс вегетативных и энергетических сдвигов эквивалентен первой стадии стресса — мобилизации энергетических ресурсов для срочного решения жизненно важной задачи. Внезапное изменение условий существования вызывает реакцию тревоги, которая заключается в настораживании (поведение), выбросе в кровеносное русло стрессорных гормонов (эндокринология) и активации вегетативной системы (физиология). В дальнейшем тревога сменяется развернутым стрессорным ответом. Ущерб здоровью наносят неблагоприятные изменения условий существования, избежать которых не удалось к тому времени, когда защитные ресурсы организма оказались исчерпаны.
Важное звено в развитии расстройств адаптации — индивидуальные особенности нервно-психического реагирования человека, его сверхчувствительность и уязвимость. Черты личности, предрасполагающие к появлению расстройства:
Развитию расстройств адаптации часто способствуют социальные факторы, такие как отсутствие поддержки со стороны окружения.
Классификация и стадии развития расстройства адаптации (приспособительных реакций)
Виды расстройств адаптации:
Выделяют три стадии расстройства адаптации:
Осложнения расстройства адаптации (приспособительных реакций)
Утяжеление имеющейся симптоматики и нарастание дезаптационных процессов. Аффективные реакции, депрессивная и смешанная тревожно-депрессивная симптоматика выходят за рамки собственно реакции (то есть кратковременного нарушения в течение нескольких дней), развертываясь в клинически сформированное депрессивное или тревожно-депрессивное расстройство. При этом происходит полный или частичный отрыв от первоначальной причины — стрессогенный фактор уже не является основной для развития развёрнутого клинического синдрома.
Формирование невротического (патохарактерологического) развития личности — хронизация невротических расстройств при неразрешении вызвавших их внешних причин. У пациента закрепляются и развиваются личностные невротические изменения — повышенная тревожность, эмоциональная нестабильность, психическая и поведенческая неустойчивость, астенизация. При этом непосредственная связь невротических расстройств с конкретными психогенными факторами теряется, часто возникает декомпенсация невротических нарушений. Как правило, при выраженных невротических расстройствах возникает через 3-5 лет.
Диагностика расстройства адаптации (приспособительных реакций)
Диагностикой и лечением расстройств адаптации занимается врач-психотерапевт.
Для диагностики необходимо придерживаться основных критериев:
Для диагностики проводится психопатологическое изучение симптоматики, клиническая оценка состояния больного, учитываются анамнез, общесоматический и неврологический статус, анализируется динамика развития расстройства.
Клиническое психологическое исследование личности пациента проводится следующими методами [1] :
Лечение расстройства адаптации (приспособительных реакций)
Условия лечения. В большинстве случаев достаточно амбулаторного лечения. При выраженных расстройствах (например, при попытках суицида) для отстранения пациента от актуальной психотравмирующей ситуации, а также для подбора эффективной терапии при резистентных состояниях, показано стационарное лечение или условия дневного стационара.
Терапия данного вида расстройств включает фармакотерапию, психотерапию и терапию средой.
Фармакотерапия назначается с учётом характерной для невротических и эмоционально нестабильных больных чувствительности к побочному действию психотропных лекарственных средств. Для достижения терапевтического эффекта часто достаточно применения малых доз анксиолитиков, нормотимиков и антидепрессантов.
Для лечения расстройств адаптации, при наличии тревоги, применяют 1-3 недели курсы анксиолитиков:
При наличии депрессивной симптоматики применяют антидепрессанты — тианептин, пипофезин, препараты СИОЗС.
Для улучшения и стабилизации настроения (тимостабилизирующий эффект) применяют нормотимик карбамазепин, назначаемый в малых и средних дозах.
В качестве снотворных средств предпочтительны бензодиазепиноподобные препараты — кратковременные курсы зопиклона и золпидема.
Психотерапия при расстройствах адаптации зачастую играет ведущую роль. Наиболее эффективными подходами считаются:
При необходимости проводится семейное консультирование, социальная поддержка в виде семейной и групповой психотерапии. К таким видам психотерапии относятся совместная занятость по интересам с активной инициативой самих пациентов, комфортные и эстетически позитивные условия быта, проведение тренинговых занятий по обучению новым навыкам адаптации.
Длительность стационарного лечения составляет до 30 дней. После стационарного лечения рекомендуется амбулаторная (поддерживающая) терапия от трёх недель до 12 месяцев в случае неустойчивой ремиссии. Длительность амбулаторного лечения варьирует от трёх недель до 12 месяцев. Ожидаемые результаты лечения — полное или значительное уменьшение клинических симптомов расстройства адаптации.
Об успешности лечения можно судить по субъективным и объективным показателям.
Объективными показателями являются:
Субъективные показатели:
Прогноз. Профилактика
Повышение адаптационных возможностей организма, как правило, происходит на психобиологическом и психосоциальном уровне.
Профилактика на данном уровне включает:
Психосоциальный уровень включает поведенческие и коммуникативные навыки, обусловленные особенностями воспитания и культурными традициями семьи и среды проживания, а также степенью личностной зрелости индивида, особенностей самооценки и морально-этических установок. На психосоциальном уровне формируются специфические адаптационные механизмы:
Виды адаптации человека
Практически любой человек живет в определенной стране и городе, где имеются свои устои, язык, законодательство, климат. Если речь идет про адаптацию, значит, что-то изменилось. Ведь слово «адаптация» — это синоним слова «приспособление», а необходимость в нем возникает при изменении привычных для человека условий жизни.
Следовательно, вопрос про виды адаптации заключается в том, что именно меняется.
В природе человека существуют следующие виды адаптации:
Физиологическая адаптация — это процесс реагирования на изменение внешних условий окружающей среды. Под этими условиями можно понимать климат, техногенные факторы и различную деятельность человека. Естественно будет предположить, что если изменяется физиология, то это повлечет за собой и другие виды адаптации. Так оно и есть. Кроме физиологической адаптации — изменения функционирования организма, — пройдет и анатомическая адаптация.
Анатомическая адаптация — это процесс изменения структуры организма или строения отдельных его органов. Т.е., в случае ядерного взрыва, человек приспособится к жизни на Земле. Только путем, каких изменений? Данная ситуация потянет за собой другие виды адаптации: психологическую и рабочую. Очевидно, что человеку будет необходимо изменить профессиональные навыки, для того, чтобы выполнять свою работу в новых условиях. Естественно, это повлечет за собой и некие психологические перемены. Явным доказательством будут служить стрессы и подавленное состояние.
Психологическая адаптация — это процесс переосмысления фундаментальных основ и прочие игры разума. Считается, что если сравнить все виды адаптации, то наиболее непредсказуемой будет именно психологическая. Это объясняется просто — человеческий мозг исследован на малую долю. В связи с этим порой невозможно дать прогноз. Но ведь часто смысл не в прогнозе, а в возможности выживания. Известны случаи, когда в результате психологического давления организм человека прекращал свое существование.
Рабочая (профессиональная) адаптация — это процесс освоения новых навыков. Таковая появилась вследствие организации людей. Рабочая адаптация сейчас имеет огромное значение при организации труда. От того, как новый сотрудник адаптируется в новом трудовом коллективе и освоит рабочие навыки, зависит трудоспособность всего коллектива. Именно поэтому в наше время этому виду адаптации уделяется большое значение.
Социальная адаптация — это процесс восприятия и приспособления в новом обществе. Это все тот же новый коллектив, переезд в другой город или изменение социального статуса (получение должности, свадьба и прочее). Этот тип адаптации очень важен для государства, так как все принимаемые законы влекут за собой процесс адаптации общества и в обществе. На этой почве появилось множество различных психотреннигов, курсов и лекций.
Как видно, все виды адаптации довольно тесно связаны между собой. Невозможно проходить адаптацию в чем-то по отдельности. Любое изменение задевает комплекс адаптаций, которые могут проходить и независимо от осознания человека.
Регуляторами адаптации выступают:
Благодаря адаптации создаются возможности ускорения оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке.
Исследователи, выделяют три фазы адаптации.
Первая фаза — разрушение старой программы гомеостаза (способность организма поддерживать относительное постоянство внутренней среды (крови, лимфы, межклеточной жидкости) и устойчивость основных физиологических функций (кровообращения, дыхания, обмена веществ и др.) в пределах, обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность). Стремление системы воспроизводить себя, восстанавливать утраченное равновесие, преодолевать сопротивление внешней среды.
Старая программа уже не функционирует, а новые программы еще не созданы или оказываются несовершенными. На этой стадии включаются временные механизмы адаптации, позволяющие «пережить» сложный период отсутствия адекватной программы регулирования. Важнейшим компонентом адаптации является поведенческая адаптация. Поведенческие реакции в этот период несут защитную функцию, обеспечивающую минимизацию действий адаптогенных факторов.
Вторая фаза адаптационного процесса — формирование новой программы развертывания регулирующих механизмов и построение новой структуры гомеостатического регулирования.
Третья фаза адаптации — фаза стабильной адаптации, характеризующаяся стабилизацией показателей адаптации, в том числе, параметров эффективности деятельности, которые останавливаются на новом, более оптимальном уровне.
В современном мире воздействие на человека природных факторов в значительной степени нейтрализуется социальными факторами. В новых природных и производственных условиях человек нередко испытывает влияние совсем необычных, а иногда и жестких факторов, к которым эволюционно у нее нет защитных механизмов.
Жизнь каждого человека можно рассматривать как непрерывную адаптацию, ведь наша способность к адаптации имеет определенные границы. Это же касается и способности человека к восстановлению своего физического и психического здоровья. Приспосабливаясь к неблагоприятным экологическим условиям, организм человека испытывает состояние напряжения, усталости. Продолжительность напряжения зависит от величины нагрузки, степени подготовки организма, его функционально-структурных и энергетических ресурсов, но при длительном воздействии экстремальных факторов теряются возможности организма функционировать на заданном уровне, и наступает усталость.
Способность адаптироваться к новым условиям у разных людей не одинакова. Так, у многих людей при длительных авиационных перелетах и быстрых пересечениях нескольких часовых поясов, а также при сменной работе возникают такие неблагоприятные симптомы, как нарушение сна, снижение работоспособности и т.д. Другие люди адаптируются быстрее.
Среди людей можно выделить два крайних типа адаптации:
Нормальная адаптация представляет адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры и, одновременно, без изменений норм той социальной группы, в которой протекает активность личности.
Патологическая адаптация (дезадаптация) представляет собой активность личности в социальных ситуациях, которая осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения, приводящих к образованию патологических комплексов характера, входящая в состав невротических и психотических синдромов (болезни).
Однако наиболее распространены «болезни» адаптации при длительном пребывании людей в неблагоприятных условиях. Вследствие продолжительного напряжения механизмов регуляции, а также клеточных механизмов, связанных с повышенными энергетическими затратами, происходит истощение и потеря наиболее важных резервов организма. Часть структур или функций выключается: страдает память, внимание, мышление. Приспособление продолжается через болезнь. Решающая роль при этом принадлежит ЦНС. Сохранение жизни обеспечивается за счет дорогой вынужденной «платы». В дальнейшем может наступить гибель организма.
Исследователи, изучая вопросы психологической адаптации человека, приходят к следующим выводам:
1. Психологическая адаптация человека происходит благодаря наличию нервной системы.
2. Окружающая среда непосредственно оказывает влияние на эффективность функционирования нервной системы.
3. Профилактика стрессов, аффектов, фрустраций — залог эффективности протекания психологической адаптации человека.
4. Гармония психических процессов — залог успешной адаптации человека.
Адаптационный процесс характеризуется двойственностью. В нем приобретаются новые возможности и одновременно перестраиваются уже имеющиеся. Сохранение эффективности деятельности происходит благодаря готовности к привыканию в других ситуациях.
Таким образом, можно утверждать, что адаптация — это целостная система реакций живых систем, имеющих целенаправленный характер, способствующих поддержанию динамического равновесия, в данных условиях среды и обеспечивающих возможность эволюции при их изменении.
Способность к адаптации выражена не только в приспособлении к меняющимся обстоятельствам, но и в выработке фиксированных способов поведения, позволяющего преодолевать разноплановые и порой острые затруднения.
ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики» приглашает Вас посетить
индивидуальное психологическое консультирование.
Запись по тел. 282-448.
Статью подготовила: педагог-психолог – М. Н. Ларионова
Научная электронная библиотека
Басенко В. П., Жуков Б. М., Романов А. А.,
12.2. Поведенческая адаптация в коллективе
В ходе взаимодействия работника и организации происходит их взаимное приспособление, основу которого составляет постепенное вхождение работника в новые профессиональные и социально-экономические условия труда. Выделяют два направления адаптации:
первичная, то есть приспособление молодых кадров, ire имеющих опыта профессиональной деятельности (как правило, в данном случае речь идет о выпускниках учебных заведений);
вторичная, то есть приспособление работников, имеющих опыт профессиональной деятельности (как правило, меняющих объект деятельности или профессиональную роль, например, при переходе в ранг руководителя).
Успешная программа по адаптации кадров способствует созданию рабочей силы, обладающей более высокими способностями и сильной мотивацией к выполнению задач, стоящих перед организацией. Естественно, что это должно вести к росту производительности, а значит, и к увеличению ценности людских ресурсов организации. Если, например, в результате реализации такой программы производительность труда рабочих на сборке возрастает на 10% без увеличения заводской стоимости изделий, то доход на капитал, вложенный организацией в развитие людских ресурсов, гораздо выше этого показателя.
«Таким образом, типичный член организации зачастую имеет определенные ожидания по поводу своей работы, которые до некоторой степени нереалистичны с точки зрения тех надежд, которые имеет организация в отношении этого работника. Проходит какой-то период притирки и адаптации и постепенно человек лучше понимает, что ожидает от него организация, а руководство начинает понимать стремления и надежды своего нового работника».
Во время этого периода приспособления у человека через адаптацию вырабатывается новое отношение к работе. Эдгар Шейн определяет адаптацию «как процесс познания нитей власти, процесс постижения доктрин, принятых в организации, процесс обучения, осознания того, что является важным в этой организации или ее подразделениях».
Организации используют целый ряд способов, как официальных, так и неофициальных, для того, чтобы ввести человека в свое общество. Формально, во время найма на работу организация дает человеку информацию о себе с тем, чтобы ожидания кандидата были бы реалистичны. За этим обычно идет обучение специальным трудовым навыкам и собеседование на тему, что считается эффективной работой. Правила, процедуры и наставления со стороны старших по должности представляют собой дополнительные формальные методы адаптации работников в коллективе организации. Некоторые зарубежные организации, такие как «Ай Би Эм», «Тандем Компьютерз», «Пак Белл», разработали официальные программы для воспитания нужной им корпоративной культуры в своих организациях. В этих программах указывается, чего же ждет организация от своих служащих, чтобы все они, независимо от своего положения или должности, вели себя соответственно имиджу корпорации.
В ходе неофициального общения, новые работники узнают неписанные правила организации, кто обладает реальной властью, каковы реальные шансы на продвижение по службе и рост вознаграждения, какой уровень производительности считают достаточным коллеги по работе. Нормы, отношение к работе и ценности, принятые в неформальных группах, могут работать либо в поддержку, либо против официальных целей и установок организации.
И какое бы название не имел процесс адаптации, значение его неоспоримо в силу еще целого ряда аргументов и фактов, свидетельствующего о важности хорошо подготовленного процесса адаптации:
Большинство людей, приступая к новой работе, хотят быстрее освоить и показать, что они могут справляться с ней хорошо. Однако независимо от того, первая это их работа или нет, новые члены коллектива приходят в первый рабочий день с множеством естественных опасений.
Например. Питер Хамфри считает, что главное опасение большинства людей связало со страхом потерпеть неудачу на новой работе. Он указывает на некоторые примеры:
Принципиальные цели адаптации можно свести к следующему:
Следует сказать, что в отечественных организациях наблюдается неотработанность механизма управления процессом адаптации. Этот механизм требует решения важнейших проблем:
Решение проблемы структурного закрепления функции управления адаптацией может проходить по следующим направлениям:
Информационное обеспечение процесса адаптации заключается в сборе и оценке показателей се уровня и длительности. Сбор и обработку информации рекомендуется проводить в рамках процедуры текущей деловой оценки персонала. Для отечественных организаций главная проблема информационного обеспечения адаптации состоит в необходимости накопления нормативных показателей уровня и длительности адаптации.
Изучение отечественного опыта показало, что специальной службы, которая бы занималась вопросами профориентации и адаптации в организации, как правило, не существует. Формально функции по профориентации выполняет менеджер по подготовке кадров.
Вопросами адаптации занимаются отдельные работники из различных подразделений: инспектор отдела кадров, линейные руководители или коллега по работе. Они стремятся сделать процесс адаптации, приспособления молодых работников к организации как можно более коротким и безболезненным.
Необходимо отметить, что процессы как первичной, так и вторичной адаптации похожи друг на друга. Они происходят следующим образом. Процесс адаптации непосредственно начинается в отделе кадров при приеме и оформлении на работу. Инспектор отдела кадров проводит небольшую беседу, в которой в общих чертах знакомит с организацией, с отделом или цехом, где предстоит работать новичку.
Затем он провожает нового работника на его рабочее место и представляет непосредственно руководителю. Тот, в свою очередь, знакомит новичка с коллективом, с коллегами по работе, с рабочим местом. По своему усмотрению руководитель может прикрепить к новичку наставника из числа более опытных и старших работников.
Как правило, руководитель проводит периодические беседы с новым работником еще в течение месяца, интересуясь о трудностях, которые у него возникают, его успехах, и регулярно делает оценку работы. Контроль за ходом процесса адаптации со стороны отдела кадров не проводится. В некоторых организациях выдаются специальные брошюры (если они имеются) с описанием того или иного вида производства, рабочего места, профессии или должности.
Целесообразно в отечественных организациях иметь Программы адаптации, в которой затрагивались бы следующие вопросы:
Данную программу адаптации можно использовать как для первоначальной, так и для вторичной адаптации. Адаптация молодых работников, которые еще не имеют профессионального опыта, отличается тем, что она заключается не только в усвоении информации об организации, но и в обучении самой работе. Поэтому в программу адаптации обязательно должно входить обучение. Особые потребности в адаптации испытывают сотрудники старшего возраста. Они также нуждаются в обучении, и их потребности где-то схожи с потребностями молодых работников, им зачастую трудно вписаться и новый коллектив. Свои особенности имеет адаптация женщин, возвратившихся на работу после отпуска по уходу за детьми, инвалидов, сотрудников, вернувшихся после прохождения учебных курсов. Все это нельзя оставлять без внимания и необходимо учитывать при составлении программ по адаптации персонала.
Другой категорией, которая имеет особые потребности при адаптации, является сотрудники старшего возраста. Они также нуждается в обучении, не перегруженной информацией. Конечно их «что», «где» и «когда» будут отличаться от вопросов, задаваемых молодыми в аналогичных ситуациях, но их потребности при адаптации сходны с потребностями выпускников. На самом деле им может оказаться труднее вписаться в коллектив, чем молодым сотрудникам и на это следует обратить внимание.
Если рассматривать адаптацию как некую формальную процедуру, то вполне можно ограничиться работой с новичками, пришедшими в организацию извне. Если, напротив, Вы понимаете важность самого процесса адаптации и прохождения переходного периода, в ходе которых новичок становится эффективно работающим, полноправным членом коллектива, то Вы придете к заключению, что старые работники при переходе на новую работу (независимо от того, сколько они проработали в компании) также нуждаются во введении в новую должность.
Особые потребности во введении в должность возникают и у женщин, возвратившихся на работу после отпуска по уходу за детьми, инвалидов, сотрудников, вернувшихся после прохождения учебных курсов.
Вышеприведенный план относится к формальным аспектам вводного обучения. А что же делать со стрессами, формированием отношения к работе, формированием коллектива и его сплоченности? Здесь снова акцент в значительной степени переносится с содержания на процесс адаптации.
Хорошо организованная программа адаптации выполняет две одинаково важные функции: производственный инструктаж и построение организационного поведения. Для ответственного работника менее высокого уровня использование, например, ротации работы при введении в должность может быть жизненно важным решением, т.е. провести несколько дней в каждом из основных подразделений организации, где ему будет оказана поддержка и предоставлена необходимая информация.
В любых случаях полезным является организация последующих встреч с новыми сотрудниками с разумной периодичностью. Так или иначе, приведение встреч входит в функциональные обязанности менеджера, и это можно делать ежедневно, еженедельно или в большие промежутки времени, в зависимости от характера выполняемой работы.
Контрольные вопросы: