Что значит построить рассуждение
Текст-рассуждение в русском языке
Рассуждать – это последовательно излагать свои мысли, приводя доказательства.
Текст-рассуждение – это текст, в котором что-либо объясняется, делаются выводы, текст, который отвечает на вопрос почему?
Корни дерева выполняют две службы. Во-первых, они кормят и питают дерево пищей, которую сосут из земли. Во-вторых, они прикрепляют дерево к земле. Отнимите у дерева корни – и оно умрет.
Это текст-рассуждение, так как в нем дан ответ на вопрос: зачем деревьям корни?
Почему мы любим сказки или почему нельзя опаздывать на уроки, почему слоны не летают? Отвечая на эти вопросы, мы высказываем свое мнение и приводим доказательства этого мнения, а значит, строим текст-рассуждение.
Текст-рассуждение состоит из трех частей:
1. Тезис
2. Доказательство
3. Вывод
Тезис – утверждение, которое нужно доказать.
Дельфины – это животные, а не рыбы. Собака – друг человека. Я люблю ходить в школу.
Тезис можно начать словами:
Я думаю, что….. Мне кажется, что….. Я считаю, что…. По-моему…..
Я считаю, что таблицу умножения просто необходимо выучить.
Я думаю, что, когда я вырасту, стану врачом.
По-моему, по утрам надо делать зарядку.
Чаще всего для тезиса используются вопросы: Почему? Зачем? Когда? Знаете ли вы?
Почему лев – царь зверей? Зачем кукушка подбрасывает яйца в чужие гнезда?
Знаете ли вы, что у бегемота почти нет врагов?
Доказательство – вторая часть текста-рассуждения, для него используются слова во-первых, во-вторых, в-третьих.
На письме эти слова выделяются запятыми. Например:
Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница.
Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.
Тезис – я люблю ходить в школу, доказательство – во-первых, во-вторых, в-третьих, эти слова выделены запятыми.
Вывод – это итог рассуждения. Чаще всего вывод присоединяется к доказательству словами: следовательно, значит, поэтому, итак, можно утверждать, поэтому я считаю, что…
На письме все слова, кроме слова «поэтому», выделяются запятой. Например:
Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница.
Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.
Вот поэтому я люблю ходить в школу.
«Вот поэтому я люблю ходить в школу» – это вывод. В выводе можно использовать слова из тезиса.
Построение текста-рассуждения
1. Думаю над вопросом, на который надо ответить.
3. Составляю доказательства, используя слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и другие.
4. Составляю вывод, используя слова «поэтому», «следовательно», «итак» и другие.
Заключение
Все тексты: и повествования, и описания, и рассуждения – могут быть частью одного большого текста. В один вид текста может включаться другой. Так, текст повествования может содержать элементы описания или текст описания может быть с элементами рассуждения. Например:
Деревенскую ласточку называют касаткой. А вы знаете почему? Прозвали ее так потому, что хвост у нее похож на две длинные косицы. Головка и спинка у касатки тоже черные с синевой, а грудь совсем белая, будто она в белый фартучек нарядилась.
Это текст-рассуждение с элементами описания.
Это текст повествования с элементами описания.
Русский язык с репетиторами онлайн
Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:
Рассуждение как особый тип речи
Великий дар речи дан людям для общения и обмена информацией. Беседуя или ведя записи, человек может что-то или кого-то описывать, рассказывать о каком-то событии или приключении, а может порассуждать, поспорить о чем либо, высказать свою точку зрения, подкрепив ее доказательствами.
Типы речи в тексте
Прежде чем подробно остановимся и рассмотрим тип речи рассуждение, получим об этом типе общее представление, выделим, какие типы речи приняты в работе с текстом. В зависимости от цели высказывания в русском языке выделяют три типа речи:
В описательных текстах дается характеристика предмета, человека или явления. Основной вопрос к такому тексту — какой? Для описания используется много определений и эпитетов, в роли которых выступают существительные, прилагательные, наречия.
Текст-повествование — это рассказ о событиях, происходящих в развитии, поэтому наиболее употребимыми частями речи в таких высказываниях будут глаголы. К такому тексту задают вопрос что случилось? Как произошло? Что было?
Рассуждение как тип монологической речи имеет свои характерные черты. В текстах-рассуждениях проявляется авторский взгляд на какую-либо проблему или явление, присутствуют аргументы в защиту собственной точки зрения. В таких текстах нельзя выделить преобладание какой-то определенной части речи.
Рассуждение как функционально смысловой тип речи также преследует конкретные задачи. Для утверждения своего мнения понадобится все богатство языка. Вопросами, которые задают к тексту, могут быть: почему так? Почему человек или предмет такой?
Часто разные типы употребляются в речи в сочетании с друг другом. В повествовательном рассказе встречаются элементы описания. Описывая человека или какой-нибудь объект, автор может порассуждать об особенностях характера или манере одеваться и сделать какие-то свои обобщающие выводы. И это уже будет описание с рассуждением.
Рассмотрение какой-либо проблемы, сопровождаемое собственными умозаключениями, может быть проиллюстрировано примерами из реальной жизни. И тогда получится рассуждение с элементами повествования.
В высказывании возможно сочетание всей трех типов речи, например, повествование с элементами рассуждения и описания и другие.
Что такое рассуждение
Рассуждение — тип речи, используемый для изложения своего взгляда на какую-либо проблему. Рассуждая, автор обозначает тему и приводит доказательства правоты своей точки зрения, своего видения существующего явления или происшедшего события.
Подобный способ передачи речи и речевому подходу может использоваться для объяснения поступков, фактов и событий, их причин и последствий.
Композиционная структура рассуждения
Схема текста-рассуждения следующая:
Тезис нужно обозначать четко и ясно, аргументы должны быть разносторонними, полными, убедительными и в количестве, достаточном для доказательства тезиса.
Доказательства не могут противоречить друг другу. Между тезисом и аргументами важна грамматическая и логическая связь. Вывод обобщает все сказанное, кратко подтверждая основную мысль текста.
Языковые средства рассуждения
Для грамматической связи между тезисом и аргументами используются вводные слова:
Часто встречаются предлоги и союзы:
Синтаксическими признаками текстов-рассуждений является употребление в предложениях обстоятельств цели, причины, уступки и следствия.
Сами предложения часто бывают сложноподчиненными с придаточными уступки, цели, причины и следствия.
Лексика обычно используется абстрактная.
Виды доказательств в рассуждении
Доказывать основную мысль рассуждения можно разными способами. Структурно аргументы тезиса располагаются в различной последовательности. По способам расположения выделяют несколько методов, или видов доказательств.
Пример текста-рассуждения
Как распознать ложь?
Вопрос очень важный. Никому не хочется быть обманутым. При малейшем подозрении на возможность лжи нужно включать все свое внимание, наблюдательность, интуицию.
Ложь может выдать несоответствие слов выражению лица, неуместные жесты, слишком бурные эмоции, или, наоборот, их полное отсутствие, да и взгляд может о многом рассказать.
Также важно обращать внимание на руки собеседника. Они, их движения, бывают красноречивее лица. Будьте начеку, призывайте все свои знания и весь свой жизненный опыт. Хотя бы чему-то должна же была жизнь научить! Хотя, как говорится, век живи…
А иногда и чувствуешь, и даже видишь явный обман, но так хочется сладко обмануться! Лишь бы потом не стало больно и горько. Но на ошибках учатся, и горький опыт тоже опыт, да ещё какой! Тут важно не впасть в крайность, не доверяя вообще никому и ничему.
Итак, здравая доля недоверчивости, внимание к деталям, наблюдательность, даже некоторая прозорливость должны защитить вас от лжи. Уважайте себя, не позволяйте никому вас обмануть!
Чаще включайте разум, а не чувства, чтобы не испытывать потом сожаления и раскаивания. Но все равно каждый идёт своей дорогой, все предусмотреть невозможно, на то он и жизненный путь, чтобы шишки на нем набивать, но соломку подстелить всё-таки хочется… (Из школьного сочинения)
Рассуждение
Понятие рассуждения, как типа речи
Основа рассуждения – установление причин явлений или событий и обоснование вывод о том, к чему это приводит. К тексту в целом можно задать вопрос почему? Рассуждение нельзя «сфотографировать» или «снять в фильме», поскольку оно отражает не внешние события, а движение мысли автора высказывания.
Композиция текста-рассуждения
Полный текст рассуждение включает три части: тезис → аргументы → вывод.
В рассуждении, как правило, выдвигается утверждение, которое нужно доказать, ответив на вопрос почему? – тезис.
Далее для доказательства правильности выдвинутой мысли приводятся убедительные аргументы – доказательства, объяснения, которые могут подкрепляться примерами. Бывает так, что достаточно одного аргумента, но для большей убедительности приводятся несколько.
В конце рассуждения делается общий вывод, который и является ответом на вопрос почему? (общий вопрос к тексту-рассуждению). Тексты-рассуждения могут отвечать на вопросы: почему мы утверждаем что-то? что значит данное явление? в чём его причина? что из этого следует?
Языковые средства, характерные для рассуждения
Для текста-рассуждения характерно наличие:
— абстрактной лексики;
— вводных слов;
— сложноподчиненных предложений с придаточными причины, цели, следствия, уступки;
— обстоятельства цели, причины, следствия, уступки;
Пример текста-рассуждения
Слово «книга» – имя существительное. Попытаемся доказать это.
Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что?
Во-вторых, слово «книга» относится к одному из трех родов, а именно – к женскому: эта книга, новая книга, толстая книга…
В-третьих, слово «книга» склоняется, т. е. изменяется по падежам: книга, книги, книге…
В-четвёртых, в предложении слово «книга» чаще всего является подлежащим и дополнением.
Например: Книга – лучший подарок? (Здесь книга – подлежащее.) Я прочитал интересную книгу. (Здесь книга – дополнение.)
Итак, мы доказали, что слово «книга» – имя существительное, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи.
Основная цель рассуждения – убедить в истинности предлагаемой мысли, поэтому в рассуждении обязательно предъявляется тезис (основная мысль, требующая доказательства).
Тезис необходимо обосновать (объяснить), подбирая к нему доводы. Договоримся понимать доводы как ваши рассуждения по проблеме. В рассуждении доводы обычно связаны с тезисом причинно-следственной связью, поэтому полезно от тезиса задать вопрос: «Почему это так?» Ответ на вопрос и будет обоснованием тезиса или доводом. Для экзаменационного сочинения достаточно одного – двух доводов.
Справедливость обоснования (доводов) подтверждается примерами. Для экзаменационного сочинения необходимо привести два примера.
Затем следует вывод.
Общий алгоритм создания рассуждения:
Тезис – его обоснование (довод или два довода) – первый пример – второй пример – вывод.
Можно представить алгоритм создания рассуждения в виде схемы.
Например, в задании к сочинениям 15.2 и 15.3 требуется привести два аргумента. В таком случае можно использовать прием «во-первых – во-вторых». Но эти сочинения можно писать и по первой схеме (обязательно должно быть два примера).
Заполните таблицу, используя предлагаемые ниже материалы. Если предлагаемых материалов недостаточно, дополните их своими.
Структурные части рассуждения
Доводы (почему истинен тезис).
Прочитайте текст, определите тезис, доводы, примеры, следствия, постройте схему рассуждения. Заполните таблицу.
Принятие христианства имело для Руси большое значение.
Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, камнерезное дело – все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению Христианства.
С христианством распространилась грамотность: пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Появились рукописные книги. При монастырях возникали школы.
Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении.
Христианство было необходимо Руси, оно способствовало не только становлению ее настоящего, но и будущему страны.
Проанализируйте тезис, определите, о чем предстоит рассуждать и что именно необходимо доказать. Соотнесите доводы с тезисом. Согласны ли вы с тем, что названные причины соответствуют тезису и их можно считать убедительными? Если у вас есть свои доводы, назовите их. Подберите примеры. Проверьте, соответствуют ли ваши примеры доводам и можно ли их считать убедительными. Примеры можно подбирать из художественных произведений, кинофильмов, можно использовать собственные жизненные наблюдения (материалы СМИ, Интернета). Проанализируйте вывод (следствие). Можно ли сделать такой вывод? Связан ли вывод с тезисом, доводами, примерами? Постройте схему рассуждения. Какой вариант работы (с таблицей или со схемой вам показался более легким для восприятия)? Расскажите, какие правила создания текста-рассуждения вы закрепили, выполняя задание 3.
Прочитайте высказывание, определите, что может стать темой возможного рассуждения (о чем будет текст). Определите, что именно необходимо доказывать. Докажите тезис (можно использовать таблицу или схему).
Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает.
Часто мы слышим высказывания, с которыми можем согласиться только частично. В таком случае очень удобно использовать прием «с одной стороны – с другой стороны». Использование такого приема свидетельствует об умении учитывать разные точки зрения на одну проблему, а также помогает развивать свою мысль.
Схема построения рассуждения с использованием противопоставления будет такой:
При написании сочинения 15.1на ОГЭ, когда требуется рассказать о грамматических функциях языкового факта, прием «с одной стороны – с другой стороны» лучше не использовать, так как для доказательства предлагается высказывание, утверждающее неоспоримый факт. А вот прием «во-первых – во-вторых» будет очень уместен.
В сочинениях слова «с одной стороны», «с другой стороны»,«во-первых», «во-вторых» можно и не писать, но их обязательно мысленно произнести и помнить о них, подбирая доказательства.
Подумайте, возможно ли использование приема«с одной стороны – с другой стороны» при работе с предлагаемыми ниже высказываниями. Выберите одно из высказываний и докажите его, используя прием «с одной стороны – с другой стороны».
Выберите одно из высказываний (можно использовать то, с которым только что работали) и докажите его, используя прием «во-первых – во-вторых». Объясните разницу в доказательствах.
Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает.
Информация к размышлению
Очень часто тема сочинения предлагается в форме вопроса. И это закономерно, так как любое рассуждение – это ответ на вопрос, который волнует, интересует автора рассуждения. Именно поэтому необходимо научиться работать с вопросом и освоить алгоритм ответа на него.
Для того чтобы ответить на вопрос, сначала необходимо его прочитать и определить, о чем нас спрашивают и что предстоит доказывать. Работа такая же, какую мы проводили, стараясь понять смысл тезиса.
Затем необходимо ответить на вопрос. Ответ на вопрос будет тезисом нашего рассуждения. Чтобы правильно выстроить рассуждение, необходимо осмыслить ключевые слова тезиса (они должны соответствовать ключевым словам вопроса). При этом нужно помнить, что в ответе на вопрос (в тезисе) должны быть те же ключевые слова, что и в вопросе.
Определив, что именно нам предстоит доказывать, необходимо понять, по каким причинам происходит то, о чем говорится в тезисе (работа с вопросами «Почему этот тезис справедлив?», «Почему это так?», «Почему это происходит?», «По какой причине?», «Так ли это?»)
Затем следует обосновать (объяснить) причины, по которым происходит то, о чем говорится в тезисе, факты, подтверждающие справедливость тезиса.
На следующем этапе работы необходимо подобрать примеры, подтверждающие справедливость тезиса и его обоснование (справедливость доводов). Примеры нужно тоже обосновать, объяснить, а не просто перечислить.
И только после этого можно делать вывод. Вывод должен соответствовать тезису (ответу на вопрос).
Важно помнить, что есть вопросы, на которые трудно отвечать однозначно. В таких случаях полезно использовать прием «с одной стороны – с другой стороны».
При написании сочинения необходимо четко обозначать границы тезиса, доводов, примеров и вывода с помощью логических связок.
Составьте алгоритмы рассуждений по проблемному вопросу (можно выбрать один – два):
- Что важнее: любить или быть любимым?
- Определите значения слов вопроса, дайте правильное объяснение тем словам, которые вам непонятны; сформулируйте тезис (дайте ответ на вопрос); определите, что вам предстоит доказывать(работайте с составом сказуемого), обратите внимание на то, что прием «с одной стороны – с другой стороны» при написании таких сочиненийбудет уместен, так как противопоставление заложено в некоторых вопросах, но можно этот прием и не использовать); подберите и обоснуйте доводы, можно один довод (для этого необходимо ваше рассуждение о проблеме); подберите примеры из вашего опыта или литературных произведений, обоснуйте их; сделайте вывод (следствие).
Построение типа текста «Рассуждение». 5-й класс
Класс: 5
Презентация к уроку
Цели урока: повторить композицию текста-рассуждения, освоить способ выстраивания структуры текста рассуждения (находить тезис, доказательства, вывод), включать в рассуждение специальные слова.
Планируемые результаты:
УМК: Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др., учебник «Русский язык». 5 класс, часть 2, Москва, «Просвещение», 2012 г.
Ресурсы: Учебник, презентация, интерактивная доска, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
— Здравствуйте, сегодня мы снова поработаем над одним из типов речи (текста). А каким, вы сами определите.
Задание 1. По данным формулировкам определите тип речи. Свой ответ аргументируйте.
А) Вам сообщили о том, как выглядит предмет, и показали одно его изображение, а также вы услышали массу определений.
Б) Вам объясняли и доказывали, нарисовать сказанное было невозможно, употребляли слова: во-первых, значит, следовательно, поэтому.
— Какой еще есть тип текста? (повествование)
— Какие его отличительные особенности?
— Каждый тип текста имеет свое строение (или структуру). Посмотрите на экран.
(слайд 1) тип текста.
А) Общее впечатление от предмета.
— Какой тип текста имеет эту структуру? (Описание)
— Посмотрите на следующий слайд.
Б) Завязка.
— Кто назовет мне структуру рассуждения? (Дети отвечают)
В) Тезис
Задание 2. (На столах у детей тексты по рядам)
— Прочтите текст № 1. Определите его тип. (Дети называют)
1 ряд
Текст № 1
Слово бег – имя существительное. Попытаемся доказать это.
Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что?
Во-вторых, слово бег относится к одному из трех родов, а именно – к мужскому: этот бег, быстрый бег, красивый бег…
В-третьих, слово бег склоняется, т.е. изменяется по падежам: бег, бега, бегу…
Итак, мы доказали, что слово бег – имя существительное, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи.
2 ряд
Текст № 1
Сегодня каждый человек на Земле понимает важность спорта, но очень часто сам остается в стороне от занятий физической культурой. Одному не хватает времени, другому – терпения. Приобщаются к спорту у экранов телевизоров, «болея» за любимые команды: футболистов, хоккеистов и так далее. Почему же нужно заниматься спортом?
Во-первых, развиваются быстрота, ловкость, гибкость.
Во-вторых – выносливость. Человек тренированный может выдержать большие физический нагрузки.
В-третьих, если человек регулярно занимается спортом, он может избежать множества заболеваний, в первую очередь – простудных. Когда я был маленьким, очень часто болел. Родители отдали меня в секцию плавания. Теперь я «забыл дорогу» к врачу.
Вот поэтому каждому человеку важно заниматься спортом.
— Обратите внимание, что в рассуждении нет четкого выделения тезиса, аргументов, вывода. Существует много лишних слов. Надпишите, где тут тезис, доказательства и вывод.
3. Повторение о типе речи – рассуждении
— Над каким типом речи мы будем работать сегодня на уроке?
— Что помогло вам понять, что это рассуждение?
— Прочитайте доказательства в 1 тексте 1 ряд. (Потом 2 ряд)
(В это время тексты поочередно выводятся на доску)
— Давайте вместе сформулируем тему нашего урока.
— Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число, «классная работа» и тему урока: «Построение Рассуждения».
— Из каких частей состоит данный тип речи? (тезис, доказательства, вывод)
— Посмотрите в ваши тексты № 1. Найдите слова (можно подчеркнуть), которые по вашему мнению связывают части текста-рассуждения.
— Какие это слова? Назовите их.
— Теперь для каждой части рассуждения запишем эти слова в тетради.
Средства связи частей рассуждения.
ТЕЗИС
Докажем это.
Это можно доказать так (следующим образом)
Почему. И вот почему….
Это объясняется следующим.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА (аргументы)
Во-первых,… Например,…
Во-вторых,… К примеру,…
В-третьих,… Допустим,…
ВЫВОД
Итак,…
Обобщим все сказанное.
Таким образом…
Следовательно…
— Итак, что же такое рассуждение? Сформулируем определение. (Дети высказывают предположения)
(Рассуждение – тип текста, в котором основная мысль разъясняется или доказывается с помощью различных аргументов) Записать.
— Какова основная задача этого текста? (объяснить высказывание, сделать мысль более ясной и четкой, а позицию более убедительной)
— В каких жизненных ситуациях нужно использовать текст-рассуждение? Приведите примеры. (спор, ответ на уроке, написание сочинений и т.д.)
4. Восприятие на слух. Выявление места и причины затруднения
— Вот вы упомянули спор, ответ на уроке… В таких ситуациях очень важно уметь слушать, чтобы потом приводить свои доказательства. Сейчас я прочту отрывок из книги Виктора Драгунского «Денискины рассказы». При чтении сказок Дениска всегда просил маму пропустить место, где случалось что-то плохое. Получались сокращенные сказки. Определите аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ» таких сказок.
Мама опять пропускала какое-нибудь кровавое преступление, и я ненадолго успокаивался. И так с волнениями, остановками и быстрыми сокращениями мы с мамой в конце концов добирались до благополучного конца. Конечно, я все-таки соображал, что сказки от всего этого становились какие-то не очень интересные: во-первых, очень уж короткие, а во-вторых, в них почти совсем не было приключений. Но зато я мог слушать их спокойно, не обливаться слезами, и потом все же после таких сказок можно было ночью спать, а не валяться с открытыми глазами и бояться до утра. И поэтому такие сокращенные сказки мне очень нравились. Они делались такие спокойные. Как все равно прохладный сладкий чай.
5. Структура как способ определения типа речи. Работа с учебником.
Задание 3. Прочитайте письмо С.Я.Маршака на стр.48 (Задание для мальчиков: они ищут в тексте тезис и вывод, а девочки – доказательства)
— Дополните композицию текста-рассуждения: (на доске появляется слово «Тезис», после того, как мальчики его называют, ответ выводится на доску). По аналогии аргументы и вывод.
1. Тезис… (Необходимо изучать грамматику. Знание грамматики не раз оказывало услугу).
2. Аргумент №1 … (Нужно знать законы языка, чтобы правильно строить речь // Человека, не знающего грамматики, легко сбить с толку, он может усвоить неправильные обороты речи).
3. Аргумент №2 … (Грамматика нужна, чтобы человек мог выразить не только простую, но и сложную мысль // Элементарное знание языка достаточно лишь для выражения самых простых мыслей).
4. Вывод … (Грамматику изучать необходимо и полезно).
— Есть ли слова – связки между частями рассуждения? (Нет)
— Тогда как связываются в этом тексте его части? (по смыслу, интонационно)
— Какой вывод мы можем сделать? (части рассуждения могут связываться и без специальных слов, а только по смыслу и при помощи интонации).
6. Закрепление способа различения типов текста
(Обычно ребята смешивают повествовательные тексты с рассуждением, не замечая, что в них отсутствует какой-то элемент рассуждения)
Задание 4. Работа в группах или по рядам. (Тексты с начала урока на столах)
— Прочтите текст №2. Выделите его части. Относится ли данный текст к рассуждению с точки зрения структуры? Докажите это.
— Дополните этот текст необходимыми словами, чтобы получилось рассуждение.
(Когда группа начинает отвечать, текст сначала выводится на доску в первоначальном виде, а затем в исправленном, с тезисом)
Текст № 2
Кого можно назвать воспитанным человеком? Однажды я и мой друг Коля ехали в трамвае. На одной из остановок вошла старушка. Коля быстро встал и сказал: «Садитесь, бабушка, пожалуйста!» А когда мы вышли, помог старушке донести до дому тяжелую сумку. Вот что значит вежливый, воспитанный человек.
(Данный текст не рассуждение, а повествование, так как в нем нет тезиса. Возможный тезис : «Я считаю, что воспитанный человек должен быть заботливым, внимательным, как мой друг Коля». Или «Воспитанный человек тот, кто заботится о старших»)
Текст № 2
Иногда я думаю, что такое дружба… Однажды я заболел и долго не мог ходить в школу. Мой друг Петя каждый день приходил ко мне, объяснял уроки, чтобы я не отстал, смешил меня и читал вслух книги, чтобы мне не было грустно. Он меня здорово поддержал в трудную минуту. Вот это дружба!
(В тексте нет тезиса, вывод его не заменит. Возможный тезис: «Друг всегда готов прийти на помощь»)
Текст № 2
Различить ворону и галку совсем просто. Галка вдвое меньше вороны и вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост.
— А какой тезис можно выдвинуть в этом тексте? (Ворона и галка – две совершенно разные птицы.)
— Сделайте вывод по этому тексту. (Вот в чем отличие этих птиц)
7. Подведение итогов урока
(В зависимости от оставшегося времени слайд или раздаточный материал)
— Какой новый способ определения типа текста вы освоили? (построение текста-рассуждения)
— Для чего он нужен? (различать разные типы текстов, не путать их между собой)
Сначала мы выдвигаем какой-либо _______________.
Чтобы доказать его, приводим _______________.
В конце текста делаем ______________.
Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях: ________________.
8. Домашнее задание
— Откройте учебники на стр.49, упр.483. Дома вы прочитает текст и выпишите из него тезис, аргументы и вывод.
(Автор утверждает: «Хорошо быть моряком!» Его основной тезис: моряк – самая лучшая профессия.
1. Моряки бывают в разных странах, видят мир;
2. Моряки – смелые и отважные люди;
3. Работа моряка – это романтика, красота, близость к природе.)
9. Рефлексия
— В чем вы прогнозируете проблему (затруднение) в выполнении домашнего задания? (Ответы детей)