Что значит пост панк
Что такое постпанк: 5 фактов о мрачном (но не всегда) жанре
Музыка, которая всегда живее всех живых.
Кадр из лайв-видео Joy Division
Если вам что-то говорят такие названия, как Joy Division, Bauhaus, Gang of Four или The Cure, вы наверняка представляете, что они играли в стиле, который обобщенно называется постпанк. Можно ли вообще загнать столь разные группы под один зонтичный термин? Пробуем разобраться.
1 Постпанк появился почти тогда же, когда и собственно панк
В середине — конце семидесятых годов некоторые музыканты быстро оценили свободу, которую дает панк-рок, но при этом постарались сделать его более «художественным». В Британии это (помимо прочих) были Buzzcocks, The Fall, Joy Division, в США — Devo, Pere Ubu, Suicide и другие.
С одной стороны, постпанк следовал панку: каждый может делать музыку. Можно не уметь круто пилить соляки и не иметь денег на крутые студии, но при этом уметь сочинять крутые песни. Самые клевые записи раннего постпанка, такие как Private Plane Томаса Лира записаны буквально на коленке.
При этом постпанк отошел от панковского нарочитого примитивизма: группы, относимые к этому направлению, очень часто исполняли экспериментальную музыку с насыщенными звуковыми текстурами, как This Heat. Кроме того, они проявляли явное внимание к поп-песням, запоминающимся мелодиям, танцевальной и электронной музыке, что в итоге привело, к примеру, к появлению такого жанра как нью-вейв, а затем и синтипоп.
2 Постпанк часто считают очень мрачной музыкой
Мрачной, депрессивной, но при этом и романтичной, готической. Действительно, такие группы как Joy Division или Bauhaus по-декадентски любовались тлением, распадом и смертью.
Однако не все представители направления были так погружены в готику, эскапизм и самокопание. Был и лихой обличитель Марк Смит из группы The Fall, и высмеивающие культуру потребления Gang of Four. Да и современное преломление постпанка в виде «брекзит-рока» (группы Idles, Fontaines D.C. и им подобные) — это практически газетный комментарий к текущей повестке.
3 Постпанк — один из главных музыкальных импортов бывшего СССР
Удивительно, но факт: некоторые самые громкие музыкальные прорывы российских музыкантов за рубеж связаны именно с постпанком. Попытки выйти на американского слушателя начались с пластинки «Красная волна», где были песни групп «Кино», «Алиса» и «Странные игры».
Гораздо позже — уже в 2010-е годы невероятную популярность в Латинской Америке приобрела группа Motorama.
А в последние пару лет миллионы просмотров собирают минские «Молчат дома», ставшие для многих зарубежных обозревателей ретроманским открытием года.
4 Постпанк всегда возвращается
Уже не перечесть, сколько было волн постпанка. Самым заметным стал «постпанк-ривайвл» нулевых-десятых годов (вспомните, например, группу Interpol).
Прямо сейчас продолжается уже упомянутая волна «брекзит-рока»: многие группы этого направления напрямую наследуют группе The Fall.
5 «Новая русская волна» российской музыки — тоже во многом постпанк
Название «новая русская волна» критики дали целой плеяде отечественных инди-групп, выстреливших в середине десятых годов. С одной стороны, эти проекты отворачивались от англоязычного рока, который был модным в конце нулевых. С другой — они имели мало общего и с традиционным «русским роком» формата «Нашего радио»: при этом они в большинстве своем котировали, например, группу «Кино» и стремились очистить ее наследие от «русскорочных» ассоциаций. С третьей — не ставили во главу угла умение технично играть на гитарах и клавишных.
Музыкальный жанр post-punk: смешение музыкальных стилей
Пост-панк (post-punk) – это широкий жанр музыки, который зародился в конце 70-х годов. Появление этого направления связывается с отходом о традиционного панк-рока, который отличался жесткостью и чопорной лирикой. Часто для создания мелодий использовались funk, dub, disco. В некоторой степени post-punk соотносится с new wave, neo-psychedelia, gothic-rock. Ранняя сцена пост-панк-авангарда представлена Talking Heads, The Slits, Joy Division, Pere Ubu, Gang of Four, Wire, Devo.
Зарождение и общая характеристика post-punk
Пост-панк – это собирательный жанр, который включает множество стилей и подстилей. Первоначально не было разграничений между new wave и post-punk, впервые их начали различать только к концу 70-х годов. Некоторые источники отмечают, что создателем этого определения считается Пол Морли (Paul Morley) из NME. Иногда использовалось определение арт-панк, которое предполагало выход за рамки обычного панк-рока лирикой или музыкой.
Музыкальный историк Клинтон Хейлин (Clinton Heylin) помещается отправную точку английского пост-панка между августом 1977 и маем 1978. Появляется множество интересных коллективов, которые соответствовали некоторым рамкам. В этот период зарождается доктрина post-punk. Если рассматривать AllMusic, то здесь под определением понимаются любые песни в жанре панк, но с более авантюрным и хитрым исполнением, сложной лирикой.
Пост-панк-артисты изначально черпали энергию панк-рока, но пришли к разочарованию из-за коммерциализации. Ребята отвергли популистские идеи, они отказались от радикализма и предложили слушателю нечто большее. Группы старались больше экспериментировать, внедрять различные инструменты и жанры. Часто использовался даб, фанк, электронная музыка и даже диско.
Становление жанра: 1977 – 1979 годы
В эпоху панк-рока предпринимали шаги для создания независимых лейблов, среди которых особое место занимали Rough Trade, Factory, Fast Product. К 1977 учредители старались искать методы записи, новые идеи и исполнители. В это время появляется Spiral Scratch EP от Buzzcocks. Некоторые проекты самостоятельно старались заявить о себе и создавали первые хиты без коммерческого влияния крупных игроков.
Различия в США и Великобритании
В Великобритании некоторые группы предшествовали пост-панку, где выделяются работы Throbbing Gristle и Cabaret Voltaire. Ребята экспериментировали с электронными инструментами, часто применяли магнитофон. С течением времени сцена развивалась, так появлялись коллективы Joy Division, Scritti Politti, Gang of Four. В становлении нового течения сыграли Пол Морли (Paul Morley), Ян Пенман (Ian Penman). Ребята уделяли внимание философии, радикальной политике.
В Штатах наиболее известными считаются Talking Heads. Они стали мейнстримом. Позже к пост-панк-течению подключились Devo и Pere Ubu, который черпали вдохновение и брали концептуальные идеи из индустриальной среды. В Сан-Франциско среди прославленных коллективов выделяются Tuxedomoon, Chrome, MX-80 и Residents, которые распространяли собственные эксперименты.
В рассматриваемый период появляется движение no wave, которое зародилось в Нью-Йорке. Здесь появились группы Teenage Jesus and the Jerks, Mars, Contortions и DNA. Частые тематические вечеринки проходили в клубах Mudd Club и Club 57. Заведения считались центром притяжения для музыкантов.
Дальнейшее развитие пост-панка в 80-х
К началу 80-х британский пост-панк достиг критической отметки в плане популярности. Отдельные критики отмечали, что современная музыка вышла в новую эру, которая позволила совместить поп-культуру и панк-рок звучание. Джон Пил (John Peel) восхвалял Joy Division, PiL. А количество профильных студий поражало: Industrial, Mute, 4AD. Молодая сцена сосредотачивалась в Лондоне и Манчестере.
Широкое распространение и коммерциализация стали причиной отвращения от популярной культуры некоторых исполнителей. Сюда попали Scritti Politti, Пол Хейг (Paul Haig), Josef K и прочие любители авангарда. В этот период начинается развитие new pop и new romantic, которые представлены такими группами как ABC, Bow Wow Wow, The Associates и так далее. Эти исполнители делали акцент на моде, гламуре,
Отдельного внимания заслуживают Depeche Mode, The Human League, Soft Cell, Visage, которые разработали synthpop. Если рассматривать американский рынок, то в начале 80-х зарождается течение no wave, распространившегося из Манхеттена. Представленный жанр отличался включением самых разнообразных стилей, в том числе даб и регги. Сцену представляли Liquid Liquid, B-52.
Спад интереса и возрождение музыкального направления post-punk
По факту интерес к пост-панковому движению пропал после начала коммерциализации звучания. Исполнители переходили в смежные течения, в том числе в new-pop. Некоторые группы из США оказали влияние на появление второй волны new wave. Другие исполнители перебирались в альтернативный рок, куда входит REM.
В 2000-х стилистика снова обрела популярность и оказалась востребованной. Несколько лейблов оживили пост-панк благодаря выходу переработанных компиляций. Появляются и новые группы, в том числе The Strokes, The Rapture и другие. Критики отмечают, что это не возрождение, а временной провал с середины 80-х годов.
Пост-панк
Пост-па́нк (англ. post-punk ) — жанр рок-музыки, сложившийся в конце 1970-х годов в Великобритании как продолжение панк-рока. В отличие от последнего, постпанк отличался бо́льшим разнообразием музыкального самовыражения вследствие широкого диапазона влияния на жанр (краутрок — в первую очередь, такие группы, как Neu! и Can, даб, фанк, диско, экспериментальные альбомы Дэвида Боуи так называемого «берлинского периода», электронные успехи Kraftwerk).
Дебютный альбом Public Image Ltd 1978 года считается первым и одним из наиболее влиятельных, наряду со спродюсированным Боуи альбомом Игги Попа The Idiot, вышедшим в 1977 году, альбомов постпанка. Альбом, по мнению андеграундных критиков музыкальной индустрии 80-х, имел основные предшествующие жанру черты, такие как медленный машиноподобный ритм, глубокий насыщенный холодными обертонами бас, низкий, будто потусторонний, вокал.
Вместо бьющей ключом энергии и гитарной агрессии панка для постпанка характерен медленный монотонный ритм с преобладанием баса и ударных, чувство нарастающей тревоги в мелодиях, отстранённый вокал и, как правило, депрессивные меланхоличные тексты, иногда полные размышлений о смерти и смысле жизни. [1] Благодаря работам таких групп, как Joy Division, The Cure, Siouxsie and the Banshees, Bauhaus и The Sisters Of Mercy родился производный жанр готический рок.
Ряд групп «второй волны» постпанка, опираясь, с одной стороны, на наследие ряда постпанк-групп (Killing Joke, Wire), с другой стороны — на новую волну, а также на индастриал, играли пост-панк, активно используя в записи электронные инструменты. Мелодичный электронный постпанк (Depeche Mode) по сути был малоотличим от вышедших из новой волны электропоп-групп. На развитие альтернативной музыки большее влияние оказали коллективы на стыке с индастриалом: Chrome, Clock DVA, D.A.F.. Влиятельным деятелем андерграунда 1980-х годов был Fad Gadget — один из лучших мелодистов в жанре индустриального постпанка (одно время сотрудничал с Бойдом Райсом, записав классические произведения в жанре нойз).
Мелодика постпанка легла в основу появившегося в середине 80-х годов течения shoegaze.
Постпанк
Постпанк