Что значит пословица встречают по одежке провожают по уму
По одёжке встречают.
Хотя, казалось бы, о чём тут думать? Первое впечатление о человеке складывается на основе его внешнего облика, в частности, его одежды. А окончательное мнение о человеке формируется на основании знакомства с его глубинной сущностью, с его душой, с его характером и умом. И тут уже внешний облик отступает на второй план,
То есть всё предельно просто и понятно. Например, какой-нибудь архангельский мужик в лаптях и обносках приходит в столицу, а потом оказывается, что это величайший учёный Ломоносов. Или, наоборот, приезжает в какой-то городишко некий столичный франт, его принимают за важную птицу, а он оказывается пустым болтуном Хлестаковым.
Ведь что такое одежда? Это же не только спасение человека от холода, жары, ветра, дождя, насекомых. Это не только украшение человека. Это ещё и сигнал всем остальным людям о том, кто ты есть, какой ты есть, как к тебе следует относиться. Потому что «по одёжке встречают». Причём сигнализирует об этом не только одежда. Сигнализируют и любые другие элементы внешнего облика, включая, кстати, и манеру поведения.
Поэтому, выбирая свой внешний облик, надо помнить, что ваш внутренний мир скорее всего останется для окружающих неизвестным. Точнее, они будут отождествлять ваш внутренний мир с вашим внешним обликом. И лучше, конечно, чтобы внешний облик соответствовал внутреннему миру, душе, характеру, уровню развития, убеждениям, уму. Или хотя бы не противоречил им. В противном случае не стоит жаловаться на чёрствость, глупость, предвзятость окружающих. Надо понимать, что они встречают и провожают нас исключительно по одёжке. Вникать глубже в нашу душу они просто не могут.
И опять же попробуем представить обратную ситуацию. Матёрый уголовник-рецидивист, одетый в строгий тёмный костюм с красным галстуком. Окружающие скорее всего примут его за важного чиновника. Впрочем, как раз в данном случае разрыв между формой и содержанием, между одёжкой и умом будет не слишком велик.
Смысл пословицы «встречают по одёжке, а провожают по уму»
Первое впечатление обманчиво. Так ли это? Не бывает ли, что представление о человеке, полученное при первой встрече, оказывается самым верным?
Ведь дело здесь не только в красивой оболочке. Неужели мы так примитивны, что всегда встречаем по одёжке, а провожаем по уму? Порассуждаем об этом вместе.
Значение выражения
Пословица «встречают по одёжке, а провожают по уму» означает, что при первом столкновении с человеком или явлением в первую очередь в глаза бросается внешняя сторона. Только потом, спустя некоторое время, нам приоткрывается внутренняя суть.
Например, при выборе «второй половинки», который сейчас происходит не на смотринах или во время специального конкурсного отбора, а в процессе самой жизни, мы отдаём предпочтение людям симпатичным, привлекательным внешне.
Хочется, чтобы избранник или избранница имели определённый тип лица, цвет волос и глаз, стройную фигуру. Все эти стандарты подкидывает нам холодный ум.
А когда в дело вступают настоящие чувства, физические параметры отходят на третий план. Мы влюбляемся в душу человека: сияние его глаз, улыбку, голос, свет, который от него исходит.
Прав был Антуан де Сент Экзюпери, сказавший: «Самого главного не увидишь глазами. Зорко одно лишь сердце».
Происхождение пословицы
Источник возникновения идиомы – житейский опыт, наблюдения за человеческим поведением. Большинство из нас не может игнорировать то, что видно с первого взгляда: рост человека, его стать, красоту или безобразие лица, походку, наряд.
Так было всегда. В старину одежда выполняла не только практические функции. С разделением общества на сословия, касты, уровни, появилась необходимость в демонстрации статуса.
Головные уборы, длина платья, количество поясных и височных украшений, перстней, бус, богатство орнамента свидетельствовали о происхождении человека, его имущественном и правовом положении.
Например, в допетровской России ношение длиннополых шуб считалось обязательным. Тем теплее укутывался в меха боярин, тем он был «статуснее».
Времена меняются, а пережитки прошлого дают о себе знать. И сегодня есть люди с встроенным счётчиком внутри. Они могут за несколько секунд подсчитать, сколько вы стоите вместе со своим костюмом, часами и автомобилем.
Увы, ваш ум может их так и не заинтересовать. К счастью, люди-калькуляторы пока всё-таки находятся в меньшинстве.
Синонимы
Русский язык содержит множество пословиц о приоритете внутренней стороны дела над внешней. Достаточно вспомнить несколько примеров:
Впрочем, хорошо то, что гармонично. Как тут не вспомнить знаменитые слова А. П. Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…»
Тест на знание пословиц
Оцените выразительность своей речи! Пройдите тест на знание пословиц.
Что означает пословица «Встречают по одежке, а провожают по уму»?
Как часто в школьные годы мы слышали русскую пословицу: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Так говорили нам «умудренные» жизненным опытом взрослые, вкладывая при этом значение: а ум-то важнее одежки, неважно, как ты одет, главное — что в твоих мозгах!
Как нас бессовестно обманывали! Правда, обвинять тогдашних взрослых в злонамеренном факте сокрытия истины от подрастающего поколения нельзя — они и сами были обмануты точно так же. Да и сегодня мы, став взрослыми, то же самое твердим своим подрастающим отпрыскам. А они нам не верят. И правильно делают!
Дети вообще на уровне интуиции чувствуют лучше нас, взрослых, смысл русских народных сказок, пословиц и поговорок. Поэтому, если вы не уверены на 100% в правильности своего толкования той или иной народной пословицы или сказки, лучше не растолковывайте её детям. Просто прочитайте или расскажите — без разбора смысла (это же не урок русской литературы), дайте молодому пытливому уму самому найти истину. Вдруг он докопается до сути? А потом ещё и вам объяснит значение пословицы.
Например, та же пословица «Встречают по одежке…», оказывается, может быть рассмотрена совсем с другой точки зрения. А почему встречают по одежке? Потому что одежда наших предков — это была визитная карточка, полное описание того, что собой представляет данный человек. Одежда отражала статус человека
Фото: Andriy BONDAREV, Shutterstock.com
Во-первых, в разных регионах, в разных местностях Руси одежда была разная. И встретив человека в определенно скроенной одежде, уже можно было сделать вывод — откуда он.
Во-вторых, одежда очень четко отражала статус человека. Например, если бы вам попались две девушки примерно одного возраста (да хоть сестры-близнецы), очень четко по их одежде можно было определить их социальный статус. Пусть на одной надета просто рубаха, волосы заплетены в одну косу и перетянуты ленточкой. Вторая поверх рубахи имеет что-то типа юбки (понёва), и волосы у неё собраны хотя бы под простой платок, а может, и под более замысловатый головной убор. Можно точно сказать: первая девушка незамужняя, а ее сестра — молодуха, уже замужем. По одежде можно было определить откуда человек родом
Фото: velirina, Shutterstock.com
Также по одежде легко определялось общественное положение. Наряды знати и князей выделялись тонкой выделкой ткани, драгоценными украшениями, особыми красочными узорами и большей длиной. Воинскую одежду нельзя было спутать ни с какой другой по особому покрою и узорочью с множеством перуниц, солнечных и воинских знаков чести. Одежда крестьян, основным родом деятельности которых являлось земледелие, отличалась тем, что была проста в крое, но добротна, прочна, обильно украшена знаками плодородия, земли, солнца, стихий природы. На праздничной и обрядовой одежде крестьян вышивались изображения славянских божеств, способствующих плодородию и благоденствию, покровительствующих ремёслам.
Но больше всего, больше чем фасон, покрой и материал, «говорила» о своем хозяине вышивка на одежде.
Ведь абсолютно разные орнаменты наносились на одежду в разных жизненных ситуациях, и даже один и тот же символ может быть прочитан по-разному. Например, ромб в мужской одежде означает, что мужчина имеет отношение к обработке земли, в женской же — это способность к деторождению: у девушки можно встретить множество пустых квадратов (поле не засеяно), а у замужней женщины, молодой — множество мелких с точками (поле засеяно и плодородно), у пожилых женщин квадраты крупные и их малое количество (отплодоносила). Но больше всего «говорила» о своем хозяине вышивка на одежде
Фото: depositphotos.com
Основными символами для девочки были: Богини-покровительницы судьбы, символ рода, древесные орнаменты, символ покровителя дня ее рождения, символы земли (опять же, отличающиеся от женских символов земли — у тех в основном она представлялась либо распаханной, либо уже засеянной) и женских ремесел.
Одежда мальчиков изобиловала символами огня, солнечными символами, изображениями тотемных животных, колокольчиками-бубенчиками и символами мужских ремесел.
У молодых девушек — символы плодородия, у молодых юношей — воинские. На свадебных рубахах — лебеди, виноград.
Поэтому и встречали по одежке: одежда, вышитые на ней узоры могли «рассказать» и о том, к какому народу принадлежит человек, из какого он рода, в каких краях живёт, семейный или нет, сколько у него детей, чем занимается
А вот провожали «по уму». Вдруг ты прибыл в княжеской одежде, тебя встречали как князя (как великого воина), а оказалось, что ты не только других, но и себя защитить не можешь.
Да-а… А неплохо было бы, если бы и сейчас люди научились «встречать по одежке», оценивая в первом впечатлении не стоимость твоей одежды, а смысловую нагрузку, которую она несет.
Народные орнаменты нынче в моде, правда, многие напяливают на себя что попало в стиле а-ля рус. Может, стоит сперва попробовать разобраться, что за символику ты на себя примеряешь?
Значение пословиц — По одежке встречают по уму провожают, повинную голову и меч не сечет, под лежачий камень вода не течет, поживем — увидим
«По одежке встречают, по уму провожают«
Смысл : при встрече с незнакомым человеком прежде всего бросается в глаза его внешний вид, одежда, а после знакомства с ним отдают должное его уму, знаниям. Говорится, когда первое впечатление от знакомства с человеком не совпадает с последующей оценкой его достоинств.
Примеры из литературы:
1) — Певица появилась на сцене без объявления — высокая, изящная, хорошо причёсанная, в красивом платье… Первые аплодисменты предназначались даже не песне — самой певице, её облику, костюму. «Встречают по одёжке» — я много раз убеждалась в правильности этих слов по отношению к сцене (Л. Зыкина, «Путь к песне…»);
2) — Послушайте, Андрей Петрович, вы явились в этом самом костюме? Я думала, что вы заедете к себе домой, переоденетесь… — Ну, ладно! по платью встречают, а по уму провожают… (Н. Успенский, «Издалека и вблизи»);
3) — Вид у нас, Петька, неудобно людям на глаза показываться, — сказала мама. Вид действительно был у нас заброшенный. Волосы от пыли и солнца стали жёсткими как солома, вся одежда измялась. — Ничего, — сказал я, — по одежде встречают, по уму провожают. — Тогда всё в порядке, — рассмеялась мама, — ты выходишь вперёд и демонстрируешь свой ум (Р. Коваленко, «Пешком в мамино детство»);
4) На длинном столе сотни книг. Вокруг экзаменаторы: издатели, полиграфисты, художники. Специалисты исследуют качество оформления, будет ли приятно взять их в руки, удобно читать. Это «встреча по одёжке». «Проводы по уму» будут позже, когда с литературой познакомятся читатели (Газета «Правда», 22 нюня 1977).
«Повинную голову и меч не сечет«
Смысл : обычно не наказывают того, кто признаётся в совершённом проступке, в своей ошибке, кто не скрывает своей вины и раскаивается. Говорят, когда прощают виноватого, слыша его признание и раскаяние, а также говорит сам виноватый, признавая за собой вину и надеясь на прощение.
Пример из литературы:
— Винюсь! — склонил голову Николенька. — Повинную голову и меч не сечёт! (Е. Фёдоров, «Каменный пояс»).
«Под лежачий камень вода не течет«
Смысл : дело само собой не делается. Говорится, когда человек ничего не делает для того, чтобы чего-то добиться, продвинуть дело, что-то изменить.
Примеры из литературы:
1) — Я хотел поступать учиться, — растерянно протянул я.. — Хотел — так поступай. Посылай бумаги. Под лежачий-то камень и вода не течёт (А. Беляев, «Капитан Усачёв»);
2) — Наши многие говорили: сходи, узнай. Под лежачий камень вода не бежит (П. Проскурин, «Горькие травы»).
«Поживем — увидим«
Говорят, когда не хотят или не имеют достаточных оснований высказывать своё мнение о том, что в данный момент не совсем ясно и станет очевидным лишь в будущем.
Примеры из литературы:
1) — Курганов не такой, каким вы его нарисовали. — Не знаю, не знаю. Поживём — увидим (Н. Озеров, «Трудные годы»);
2) Как практика будет выглядеть у нас, пока неясно. Возможно, лекции в Загорском интернате, которые мы будем читать педагогам, или что-нибудь другое. Поживём — увидим (Журнал «Знание — сила», 1975, № 8);
3) Не сомневаюсь: у компактных изданий, массовых и дешёвых, — радужное будущее. Как говорится, поживём — увидим (Газета «Правда», 14 ноября 1975);
4) С мировым рекордом 2 метра 33 сантиметра Владимир станет не только чемпионом месяца, но и года, — считает земляк рекордсмена Н. Панченко из Запорожья. Что ж, поживём — увидим (Газета «Комсомольская правда», 9 августа 1977).
По одежке встречают, а.
«Встречают по одежке, провожают по уму», — утверждает популярная пословица.
Часто плохая неподходящая одежка мешает увидеть хороший ум. Например, если вы одеты в рабочий комбинезон или будничную, затрапезную одежду, людям будет очень сложно оценить ваши таланты и способности.
И вот в огромной сети Интернет нашла я такой показательный пример вышеозвученных слов, историю, которой с Вами делюсь:
Холодным январским утром на станции метро Вашингтона расположился мужчина и стал играть на скрипке. Он был одет в обычную одежду — джинсы и теплый шерстяной свитер. На протяжении 45 минут он сыграл 6 произведений. Был час пик, и за это время мимо него прошло более тысячи человек. Большинство из них шли на работу.
Несколько минут музыканта никто не замечал. Первым, кто обратил на него внимание, был мужчина средних лет. Он замедлил свой шаг, остановился на несколько мгновений и. поспешил далее по своим делам.
Минуту спустя скрипач получил свой первый заработок: одна молодая женщина бросила несколько мелких монет в футляр. И, без остановки, продолжила свой путь.
Еще несколько минут спустя один мужчина остановился возле музыканта, облокотился к стене и стал слушать его игру. Но вскоре он взглянул на свои часы и продолжил путь.
Наибольшее внимание музыканту досталось от трехлетнего мальчика. Его мама в спешке вела его за собой, но мальчик остановился, чтобы посмотреть на скрипача. Мама потянула чуть сильнее и мальчик продолжил движение, постоянно оглядываясь назад. Эта ситуация повторилась еще с несколькими детьми. Все без исключения родители не дали им задержаться и на минуту.
За 45 минут игры только 6 человек ненадолго остановились и послушали игру музыканта. Еще 20 человек, не останавливаясь, бросили деньги. В общей сумме заработок музыканта составил 32 доллара.
Никто из прохожих не знал, что скрипачом был Джошуа Белл — один из лучших музыкантов в мире. И играл он одни из самых сложных произведений из когда-либо написанных. И инструментом ему служила не обычная скрипка, а уникальная скрипка Страдивари, стоимость которой —3,5 миллиона долларов.
Игра Джошуа Белла в метро являлась частью социального эксперимента газеты «Вашингтон Пост», посвященного восприятию, вкусу и приоритетам горожан. Эксперимент должен был ответить на такие вопросы: «В будничной среде в неподходящий момент ощущаем ли мы красоту?», «Остановимся ли, чтобы оценить ее?», «Распознаем ли талант в неожиданной обстановке?».
Один из выводов, сделанный газетой после этого эксперимента, гласил:
«Если мы не можем найти время на то, чтобы ненадолго остановиться и послушать лучшие из когда-либо написанных музыкальных произведений в исполнении одного из лучших музыкантов планеты; если темп современной жизни настолько всепоглощающ, что мы становимся слепы и глухи к таким вещам — тогда что же еще мы упускаем?»
Интересно будет Ваше мнение, дорогие читатели..
Считаете ли Вы, что в суете будней многие просто не успевают оглядеться вокруг или это осознанное желание не замечать вокруг того, что может быть лучше нас самих?
прекрасного всем настроения и солнечной погоды:)