Что значит пословица сметка дороже богатства
Как известно, человеку смышлёному намного легче выжить и преуспеть в любой среде, чем тугодуму и недотёпе. Благодаря природной смекалке, находчивости, наблюдательности можно оказаться в нужном месте в нужное время, использовать благоприятную ситуацию с выгодой для себя.
Пословица даёт понять, что внезапно свалившееся богатство может так же легко покинуть своего обладателя, если у него отсутствует такое качество, как смётка. Зато человек сообразительный, с деловой хваткой, всегда будет способен заработать себе безбедную жизнь. Даже потеряв всё, он сумеет вновь оказаться на плаву, вернуть своё благосостояние.
Фразеологизм «Сметка дороже богатства» следует понимать так:
Способность человека мыслить нестандартно, проявлять сметку, часто оказывается гораздо более важным, чем наличие богатства.
Вот например богатый человек сталкивается с неожиданной проблемой. Он не видит выхода, потому что обычного решения его проблемы просто не существует. Он разоряется, теряет свое богатство или покой, терпит крах.
Но мы знаем, что безвыходных положений не бывает и используя сметку вполне можно было решить эту проблему.
Другой пример. Требуется выполнить сложную и необычную работу. Специалисты готовы за нее взяться, но требуют больших денег. Неожиданно приходит простой мужик и говорит, да я это дело за пять минут сделаю. Он использует сметку и все получается как нельзя лучше.
Можно прочитать басню Л. Толстого «Как мужик камень убрал», там как раз очень хорошо описан этот фразеологизм в действии.
Выражение «Сметка дороже богатства» относится к фразеологизмам.
Мне кажется, в данном выражении может быть непонятным слово сметка. Оно в современном русском языке практически не употребляется, его можно отнести с устаревшим или устаревающим словам. Данное существительное можно заменить словами-синонимами:
Фразеологизм из вопроса означает, что смекалка, находчивость могут придти на помощь в трудную минуту и выручить человека в казалось бы безвыходной ситуации, в которой, например, деньги или другие материальные ценности, будут бессильны. Примеров тому немало как в жизни, так и, например, в художественной литературе, особенно в русских народных сказках.
Вспомним хотя бы находчивого солдата из известной всем с детства сказки «Каша из топора». Он не растерялсяи не остался голодным, сварив кашу «из топора», а негостеприимная хозяйка, сама того не заметив, отдала служивому и крупу, и маслице.
Дети естественно свои милее, даже если они и не так воспитаны и красивы, как соседские.
А вот почему говорят, что жена чужая милее, это тоже объяснимо. Своя жена зарплату домой велит носить, а мусор вовремя выносить, она уже примелькалась и подчас(что греха таить) жены перестают дома следить за собой. Типа уже муж, куда денется и такую будет любить. А чужая жена в бигуди и тапках, с мятым лицом с утра не показывается на люди, ее мужчины видят уже при параде, когда одета подкрашена и причесана, каблучками цокает по улице. К стати, свою жену другие тоже видят нарядной и приветливой. Вот и получается, что чужая жена кажется милее. На самом деле она может быть большей мегерой, чем своя. Но это скрыто за кадром.
Это выражение о пословице тоже можно назвать своеобразной пословичной мудростью, которая, по всей видимости, создана народом и основана на жизненном опыте.
Пословица действительно может помочь. Об этом и напоминает выражение. Если как следует систематизировать самые понравившиеся нам пословицы в своём сознании или в какой-нибудь заветной тетрадочке, то окажется, что это будет для нас своеобразным пособием жизни. В нём можно будет найти пословицы на любую необходимую тему, по любому поводу, и под любое настроение. Пословица способна нас прекрасно успокоить или наоборот приободрить. Она расскажет о том, как нужно поступить и как не следует.
Насколько я понимаю пословицу о комаре и топоре, её назидательный смысл заключается в том, что никогда не нужно вкладывать в мелочи слишком большие ресурсы.
Пословица предельно сокращена, чтобы придать ей лаконичный, ритмичный и рифмованный вид. Если бы не были нужны эти моменты, то выражение могло бы приобрести более распространённый характер. Например: «Не ходите на охоту за комаром с топорами, а используйте более лёгкое оружие».
Учитывая, что почли каждая пословица имеет элементы иносказательности и обобщённости, можно сказать, что разговор идёт не только (а может быть, и не столько) о комарах, сколько вообще о любой охоте и о любом деле. Когда человек начинает какую-то деятельность, он обязательно подготавливается к ней. Он заготавливает все необходимые инструменты, инвентарь, вкладывает в мероприятие свои средства, силы, подключает нужное количество энергии. И в том случае, если он перестарается, то получится та самая картина, о которой и предупреждает нас пословица. Не нужно, как говорится, метать перед свиньями слишком уж много бисера. А то на более нужное действо сил не хватит.
Это поговорка, в ней, в отличие от пословицы, содержится только одна часть.
По определению В.И. Даля
Харктеризуя Манилова в поэме «Мё1ртвые души», Н.В. Гоголь говорит, что это был человек
Употребляется поговорка для характеристики человека, который ни в чём не является мастером, не проявляет свои способности. Это человек инфантильный, не способный к принятию самостоятельных решений.
Вот ещё несколько фразеологизмов с этим значением:
Пословицы сложены народом за годы жизни. Сейчас даже сложно определить, в какое время и как возникла та или иная пословица. Одно известно, эти краткие выражения четко и верно передают суть того или иного явления, поведения, факта.
Пословыцы передают из уст в уста, из поколения в поколение. Часто пословицы имеют поучительный или воспитательный смысл.
Не случайно пословицы изучают в школе, при этом тщательно определяют, что обозначает та или иная пословица.
Разработка урока по литературному чтению 2 класс
Цель: познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой.
отрабатывать навыки выразительного чтения.
обогащать речь учащихся.
учить работать с текстом.
расширение и обогащение словаря учащихся.
Тип урока: открытие нового знания
1) Учебник: Литературное чтение. Родная речь для 2 класса (1-4). Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Москва «Просвещение» 2009 год.
2) Рисунки учащихся к сказке «Лиса и Журавль».
3) Аудиозапись для физ.минутки.
Около кола – колокола,
И на колах – колокола.
Служивый – солдат, военнослужащий.
I .Организационный момент.
Проверьте готовность к уроку литературного чтения.
Сегодня на речевой разминке мы будем произносить скороговорку, которая написана на доске:
Около кола – колокола,
И на колах – колокола.
Вспомним, как работаем со скороговоркой.
Первый раз читаем медленно, потом чуть быстрее, ещё быстрее, очень быстро.
Самое главное, правильно произносить все слова.
Потренируемся сначала хором, затем индивидуально.
III .Проверка домашнего задания.
На магнитной доске (заранее) вывешиваются рисунки учеников. Дети зачитывают отрывки к своим иллюстрациям (2-3 человека).
IV .Самоопределение к деятельности.
Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем?
Волшебные, о животных, бытовые.
О чём рассказывают бытовые сказки?
В бытовых сказках говориться о бедных или богатых людях.
В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.
Сегодня мы познакомимся с одной такой сказкой. Откройте учебники на странице 44, прочитайте название сказки.
Можно ли по названию сказки определить главных героев?
Можно предположить, что это будут деревенские жители: топор используют, чтобы рубить дрова, а дрова используют в деревне.
V .Изучение нового материала.
1)Текст читают хорошо читающие дети, по ходу чтения ведётся словарная работа. Слова выписаны на доске.
Служивый – солдат, военнослужащий.
Побывка – приезд к кому-нибудь на короткое время.
Изба – деревянный, крестьянский дом.
Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка.
Чулан – помещение в доме, служило кладовой.
Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь, для вкуса.
Котёл – большой металлический сосуд для варки пищи.
2)Первичная проверка понимания текста.
Понравилась сказка? Чем понравилась?
Удивило ли вас название сказки? О чём вы подумали, когда прочитали его?
Зачем солдат постучал в избу?
Что попросил солдат у старухи?
Как старуха отреагировала на просьбу солдата?
Что придумал солдат?
Что он сначала попросил у старухи?
Что получилось у солдата сварить из топора?
Какой показана старуха в сказке?
Почему он так поступил?
Сделаем небольшую паузу. Выполним упражнения под музыку.
VII .Закрепление изученного материала.
1)Работа над пословицами (на доске).
Прочитайте пословицы, которые записаны на доске.
Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?
А)Догадка и смекалка не хуже разума.
Б)Смётка дороже всего.
В)Глупый киснет, а умный всё промыслит.
Лучше всего по смыслу подходит вторая поговорка – смётка дороже всего.
В сказке идёт речь не о том какой солдат умный, а о том, что смекалка помогает ему выжить в тяжёлых условиях, когда нет еды, одежды, денег и т.д.
Учащиеся читают сказку по цепочке, после по ролям.
Обратите внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат. Прочитайте в тексте.
И как лицемерно отвечает ему старуха. Прочитайте.
За ласковыми словами кроется подтекст. Эмоции не всегда выражаются прямолинейно, их можно выявить через поступки персонажей.
У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.
— Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.
3)Работа с иллюстрацией.
А ещё эмоции можно изобразить на иллюстрации.
Рассмотрим иллюстрацию на странице 45.
Какие строчки из сказки подходят к иллюстрации?
— Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.
Объясните, почему именно эти строки выбрали? Какие эмоции можно увидеть?
Солдат пробует ложкой кашу. Руку отвёл в сторону, показывает как ему вкусно. Старуха стоит удивленная. Руки сложила под подбородком, рот открыла.
4)Работа над текстом.
Возьмите простые карандаши и подчеркните слова в тексте, с помощью которых можно определить чувства, состояние, скрытые мысли героев.
Притомился солдат в пути, есть хочется – состояние усталости.
У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой – пожадничала и решила обмануть.
Глядит старуха, оторваться не может – сильное удивление у старухи.
А солдат ест, да посмеивается – про себя смеётся над глупостью и жадностью старухи. Относится к старухе с иронией (скрытая насмешка).
С симпатией в сказке изображен бывалый солдат, который умеет суп варить из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть глупую старуху. Служивый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуации. И в этом обнаруживается ирония.
Дайте характеристику солдату. Какой он? (Вопрос можно прочитать в учебнике на стр. 47.)
Смекалистый солдат, потому что сообразил, как кашу сварить «из ничего», перехитрил старуху. Также можно его назвать находчивым. Он не стал старуху упрашивать дать ему поесть, сам придумал, как выйти из ситуации. Ещё солдата можно назвать добрым. Он ни одного слова плохого не сказал старухе, вежливо, по-доброму с ней обращался.
Что вы можете сказать о старухе? Какая она? Выберете:
Про старуху можно сказать, что она жадная и глупая. Она так и не поняла, что обманула сама себя.
С какой новой сказкой познакомились на уроке?
Что в сказке фантастическое (сказочное), а что действительно могло случиться в жизни?
Сказочное, что солдат сварил кашу из топора, что старуха разрешила в своём доме хозяйничать совершенно незнакомому, постороннему человеку.
Реальное то, что солдат шёл на побывку, остановился на ночлег, что его кормить не хотели, старуха, живущая в деревне. Солдат мог перехитрить старуху.
Добился ли солдат своего? Что ему помогло?
Да, добился. Хотел поесть и поел. Помогла ему смекалка, доброе обращение со старухой, вежливость. Наказал старуху за жадность.
Так поступать солдата жизнь заставила, иначе от голода бы умер.
Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?
Сказитель на стороне солдата. Какие бы трудности не свалились на солдата, он не унывает. Находит выход из любой ситуации. Жадность и глупость должны быть наказаны. Только старуха этого не поняла. Солдат очень симпатичен сказителю.
Домашнее задание: подготовиться к чтению по ролям.
САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ.
Это седьмой урок в системе. На первых уроках происходит знакомство со статьёй Ю.Коваля «Сказки», а также со стихами Ю.Мориц «Сказка по лесу идёт…». На следующих уроках изучаются русские народные сказки о животных.
На первых уроках формируется понятия «что такое сказка», «почему все любят сказки», «чему учат сказки». На последующих уроках формируется понятие «сказки о животных». Седьмой урок посвящен изучению понятия «бытовая сказка». Далее дети знакомятся с волшебной сказкой. На протяжении всех уроков продолжается работа над умением выразительно читать. На обобщающем уроке, дети имеют возможность продемонстрировать свои знания и умения.
Цель урока познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере сказки «Каша из топора» была достигнута.
Задачи урока также были решены: отрабатывались навыки выразительного чтения. На доске были выписаны слова, которые на сегодняшний день редко употребляются, проводилась работа по разъяснению смысла этих слов. Тем самым расширялся словарный запас учащихся, и обогащалась их речь. На уроке отрабатывалось умение работать с текстом, находить нужный ответ.
Цели и задачи урока были достигнуты. Цель оправдана содержанием программы, художественной природой произведения, возрастом класса. Учитель опирается на уже имеющиеся знания учеников. На этом фоне вводится новое понятие – бытовая сказка.
В ходе урока формируются читательские и речевые умения и навыки (рассмотрены после анализа). Отрабатывается навык выразительного чтения, ролевое чтение. Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика.
На уроке анализируется сказка достаточно подробно. Анализ отвечает требованиям.
Вопросы задаются аналитического, поискового характера, обеспечивающие вычитывание подтекстовой информации.
Работа на уроке была достаточно четко продумана, каждый вопрос раскрыт и объяснен. Этому способствовал продуманный план урока. Урок прошел в приподнятой эмоциональной атмосфере, поэтому степень активности детей достаточно высока. Этому способствовали самые разнообразные формы работы со сказкой.
Учитель: Репринцева В.В.
Анализ урока по литературному чтению во 2 «Б» классе
Программой по чтению для начальной школы предусмотрено, что дети в 4 классе знакомятся с творчеством Льва Толстого, размышляют над человеческими поступками героев басни «Два товарища» и ищут ответ на вопрос о том, в чем заключается главная мысль басни «Как мужик убрал камень». Произведения эти невелики по объёму, но глубоки по содержанию, они учат детей размышлять о том, как нужно правильно поступать.
Мораль сей басни такова
Для чего изучаются басни? Что это такое? Толковый словарь С.И. Ожегова определяет басню как «краткий иносказательный нравоучительный рассказ». Знакомясь с этим жанром, дети учатся понимать его особенности, главной из которых является наличие морали. Что это такое и что понимается под этим словом?
Басня не только высмеивает недостатки и пороки, но и заставляет сделать какой-то поучительный вывод о том, как следует (или не следует) поступать. Рассказ о каких-то правилах поведения или общения, авторские наставления составляют мораль. Например, дети 4 класса в поисках морали должны ответить на вопрос о том, в чем суть басни Л. Толстого «Как мужик камень убрал» или «Два товарища».
Особенности басенного жанра
Басню можно узнать не только по наличию морали, у неё есть и другие отличительные черты. Это всегда короткий сюжет, который представляет собой занимательную интересную историю. Автору удаётся в лёгкой краткой форме изложить глубокое поучительное повествование. Например, сами события и главная мысль басни Толстого «Как мужик убрал камень» выражены всего в восьми предложениях. Небольшой объём делает произведение доступным для детей, они читают, анализируют и пересказывают его. Толстой использует жанровую форму басни для выражения своих мыслей, мораль выражена не конкретными поучениями, а иносказательно. Вывод должен сделать читатель сам для себя.
В баснях мало описаний и много диалогов. Именно таким образом достигается «жизненность» излагаемой ситуации. Главная мысль басни «Как мужик убрал камень» кроется в трёх высказываниях разных людей по одному и тому же вопросу. Каждый из героев дал тот ответ, который считал нужным, а вывод подсказан читателю автором в последнем предложении.
Основная идея одной из басен высказана брошенным в беде товарищем в адрес своего «друга», который в трудный момент предпочёл спастись бегством, оставив напарника в опасности. Главная мысль басни «Как мужик камень убрал» высказана автором, но носителем оригинальной идеи по избавлению от камня является простой мужик, который, кстати, эту идею воплощает, за что и получает заслуженную награду.
Отличие басен Крылова и Толстого
В своих произведениях Иван Андреевич Крылов чаще делает героями животных, рыб, птиц, высмеивая через их поведение человеческие пороки. Конечно, есть в его баснях и человеческие персонажи. Лев Толстой излагает свои поучения устами людей, его басни похожи на маленькие рассказы, взятые из жизни случаи.
Для своих басен Иван Андреевич Крылов выбирал стихотворную форму, у Льва Толстого главная мысль басни «Как мужик убрал камень» и басни «Два товарища» выражена в прозе. Басни Крылова представляют нашему вниманию комичные ситуации, юмористические персонажи попадают в из-за своих недостатков.
Лев Толстой, не отходя от естественного тона рассказчика житейской ситуации, создаёт для читателей жуткую картину оставленного на съедение медведю товарища или городскую улицу, посреди которой лежит камень, убрать который может только смекалистый мужик.
Нужны ли сегодня басни?
Басни Толстого похожи на народные сказки, они близки к народной мудрости, выраженной в кратких высказываниях, пословицах. Можно подобрать в русском фольклоре изречения, поясняющие, в чем заключается главная мысль басни «Как мужик убрал камень». Например, «Где не возьмёт топор, там возьмёт смекалка».
Лев Толстой с помощью небольшой истории доносит до читателя мысль, что в любом деле нужно проявлять смекалку, тогда самая трудная задача станет легкоисполнимой.
Тема : Русская народная сказка «Каша из топора.»
Цель : Сформировать представление о бытовых сказках.
Задачи : 1.Формиролвание грамотного чтения, как основы информационной компетентности.
2 Формирование учебного сотрудничества, как основы коммуникативной компетентности.
3. Привитие духовно – нравственных ценностей,как основы личностной компетентности.
Тип урока: урок решения новой задачи
Форма урока. Деревенские посиделки
Методы и приемы. Проблемный, диалоговый, игровой, опорных знаков. Словесные, наглядные, работа с учебником.
В сказках, как в жизни,
Земля и небо,
Солнце и тучи,
Добро и зло.
Добрую сказку
Помню с детства.
Хочу, чтобы сказку
Послушал и ты.
Чтобы подкралась
К самому сердцу
И заронила зерно доброты.
Добрый день, друзья. Сегодня мы собрались на наши деревенские посиделки, чтобы новое узнать и себя показать.
Дети заходят в класс под музыку в русских старинных костюмах и рассаживаются по местам.
2. Проверка домашнего задания
Вижу, что вы пришли не с пустыми руками ко мне в гости. Давайте посмотрим на ваши рисунки и послушаем чтение к ним.
Какие работы вам понравились и почему?
Дети читают отрывки и показывают свои рисунки.
Дети анализируют и оценивают друг друга.
3. Речевая разминка.
Прочитайте текст на доске и определите его жанр.
Молодцы, ребята, хорошо потрудились и знаете жанры устного народного творчества. А как называется жанр, с которым вы работали на прошлом уроке?
Сегодня мы на наших посиделках продолжим знакомиться с этим жанром. Узнаем про новый вид сказки, познакомимся с ее признаками и будем совершенствовать свою технику чтения.
А что вы знаете о сказках?
На слайде вы видите героев сказок и предметы. Распределите их по видам сказок
К какому виду сказки вы отнесли картинку солдата и старика?
А сейчас поработаем со словарем.
Найдите в словаре понятие «Бытовая сказка»
Давайте вспомним, с каким бытовым, деревенским предметом вы уже сегодня встречались?
По предложенным картинкам определите, как называется сказка.
Ребята, а как вы думаете, можно ли на самом деле сварить кашу из топора?
В бытовых сказках много слов, которые вышли из употребления, не соответствует современности. Такие слова называются устаревшими. А сможете ли вы, поработав в группах, объяснить значение этих слов.
Я тоже полистала «Толковый словарь» С.И. Ожегова и даю вам их точное значение. Прочитайте их.
Кому показалась эта работа трудной, покажите карточку со знаком вопроса. А если эта работа показалась вам интересной, покажите карточку с восклицательным знаком. Во внимание принимаются оба знака одновременно.
Сказки бывают о животных, волшебные, (бытовые), авторские народные. «Кластер»
Ребята выполняют работу и обосновывают свое решение.
Ребята рассуждают и доказывают свое мнение. Мы не можем отнести этих героев к сказкам о животных, волшебные сказки имеют в своем содержании чудеса и волшебные предметы. Здесь жизнь простых людей. Поэтому отнесем этих героев к виду бытовой сказки.
Обучающие работают со словарем и находят значение понятия «бытовая сказка»
Это не реально, но в сказках такое возможно.
Ребята работают в группах, а за тем каждая группа дает пояснение по трем словам.
Служивый – солдат, военнослужащий.
Побывка – приезд к кому–нибудь на короткое время.
Варево – горячее жидкое кушанье, похлебка.
Чулан – помещение в доме, служило кладовкой.
Сдобрить – прибавить к еде что нибудь для вкуса.
Котел – большой металлический сосуд для варки пищи.
Ребята сигнализируют свое отношение к работе карточками.
5. Первичное чтение текста
Потрудились вы не плохо. Пора и честь знать –сказку надо нам читать,
А теперь усаживайтесь по удобней и прослушайте сказку в исполнении артистов театра. (аудиозапись). А после прослушивания скажите, что вам понравилось в этой сказке?
Русские солдаты свои мужеством, отвагой и силой защищали свою Родину, её народ. А народ воспевал их в своих песнях.
Послушайте одну из них и покажите движения, которые легко выполнять под музыку.
Ребята слушают и отвечают на вопрос.
Ребята выполняют движения под русскую народную песню «Солдатушки…»
6.Вторичное чтение текста
Хорошо мы отдохнули и на место все вернулись. Ребята, где происходили события этой сказки?
Кто является главным героем сказки?
Вы без труда дадите правильные ответы, если прочитаете эту сказку в режиме жужжащего чтения.
Ребята читают сказку жужжащим чтением.
7. Первичная ступень анализа сказки.
Хорошо мы пожужжали и,конечно, всё узнали.
Где происходили события сказки?
А сейчас поработайте в парах и расскажите друг другу последовательность действий и событий в сказке.
Все действия сказки происходят в деревне, в крайней избе.
Здесь не один главный герой, а два. Это старуха и солдат.
8. Вторичная ступень анализа сказки.
Куда шёл солдат? Дайте ответ предложением из текста.
Почему он постучался именно в эту избу?
Прочитайте, что попросил солдат у старухи с порога?
Как обратился он к старухе?
Как старуха откликнулась на просьбу? Почему? (прочитайте)
Как вы понимаете слово сирота?
Что придумал солдат?
Какой был солдат, что вы можете про него сказать?
Какой была старуха, что вы можете про неё сказать?
А сейчас поработав в парах, определите черты характера старухи и черты характера солдата.
Шёл солдат на побывку.(Выборочное чтение.)
Эта изба была крайней, а солдат очень устал и был голоден.
А нет ли у тебя,хозяюшка, перекусить чего?
Он назвал её хозяюшкой.
У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.
Человека, который живёт один и никто ему не помогает, называют сиротой.
Он решил сам сварить кашу.
Он видел,что старуха врёт ему и решил обхитрить старухе. Предложил её сварить кашу из топора.
Он внимательный, сообразительный.
Работая в парах, находят черты характера главных героев. (по карточке)
Подведите итог: назовите основные черты характера героев.
Кто вам больше нравится и почему?
Как вы относитесь к старухе, к солдату?
Что бы вы посоветовали героям сказки?
Русский народ всегда славился своим гостеприимством. А особенно такими были деревенские люди. Когда они уходили на работу дом оставляли открытым, а на столе еду для дорожных людей.
А сейчас прочитайте пословицу.
Как понимаете слово «сметка»?
Как вы ее понимаете?
Мне нравиться неунывающи солдат. Он находит выход из трудной ситуации, но при этом он не обижает человека.
Старуха мне не нравиться. Она жадная, умеет притворятся и очень глупая, кашу из топора не сваришь.
Нельзя быть скупым и жадным. Сегодня ты помог другому человеку, а завтра помогут тебе.
Спасибо солдату. Он наелся сам и старуху накормил без споров и возражении. Все остались довольными.
Метка дороже богатства.
Сметка – это смекалка.
Если ты смекалистый человек, то ты всегда будешь счастливым. Ты найдёшь выход из любой трудной ситуации.
Чтобы вам было лучше понять, я обозначила разными цветами текст каждого героя и автора.
Сколько человек для этого нужно?
С какой интонацией читает каждый герой сказки?
Аналогично ведётся работа по странице 45.
Слова солдата приветливо, с просьбой?
Слова старухи спокойно, без эмоции.
Дети читают, затем анализируют чтение.
11. Домашнее задание.
Скажите, чему учит сказка. Назовите главных героев сказки. Какой герой положительный? Какой отрицательный? Почему?
Чему учились на уроке?
Что у вас получились? А что нет?
С какой сказкой познакомились?
– К какому виду сказок она относится?
– Что вы узнали о бытовой сказке?
А сейчас с помощью сигнальных карточек покажите свое отношение к уроку.
Дома чтение по ролям. Стр.44-46.и работа в рабочей тетради.
Спасибо вам за работу и помощь на уроке.
Мы познакомились со сказкой «Каша из топора»
Это бытовая сказка.Главные герои люди, действия происходят в обычных домах. В бытовых сказках высмеивают жадность, скупость, глупость, прославляются доброта, ум, смекалка
Ребята показывают карточки.
Ребята выходят из класса под музыку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:
Открытый урок по чтению. Сказка. «Каша из топора». 2 класс.
Цели:
- познакомить учащихся с новым видом сказок (бытовой) на примере сказки «Каша из топора»; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать речь учащихся, развивать мышление, внимание, память.
Планируемые результаты:
Предметные: умеют ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно и осознанно читать, связно рассказывать, умеют оценивать поступки героев,
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Дети читают различные жанры, ученики узнают какой жанр.
Служивый- солдат, военнослужащий.
Побывка- приезд к кому- нибудь на короткое время.
Варево- горячее жидкое кушанье.
Чулан- помещение в доме, служило кладовкой.
Сдобрить- прибавить к еде что-нибудь для вкуса.
Котёл- большой металлический сосуд для варки каши.
V. Первичное чтение сказки учителем.
— С какой сказкой познакомились?(«Каша из топора») – К какому виду сказок она относится? (бытовая) – Что вы узнали о бытовой сказке? (Главные герои- люди, действия происходят в обычных домах. В бытовых сказках высмеивают жадность, скупость, глупость, прославляются доброта, ум, смекалка.)
X. Домашнее задание
Подготовиться к выразительному чтению сказки по ролям.