Что значит последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет

💕 Не позволяй душе лениться

Обращение «Не ленись!» мы слышим с младых ногтей, и оно стимулирует нас, заставляя не прирастать корнями к физической лени. Николай Заболоцкий в своём стихотворении «Не позволяй душе лениться» призывает к тому же, только обращается к душе, к духовному развитию человека.

Заставить тело лишний раз подтянуться или выгулять собаку проще, а вот избавить от лени душу гораздо сложнее. Если дать ей расслабиться, то власть возьмёт тело, не ограниченное никакими моральными сводами законов. Беда будет, если душа заснёт или ляжет на печку и вытянет ноги в истоме.

Как душе бороться с ленью

Заболоцкий в стихе использует множество символических сравнений, призывая постоянно требовать от души избавиться от лени. Для этого её следует таскать с этапа на этап, волочь к намеченной цели через сугробы и бурелом. Не надо её баловать – пусть лучше будет в черном теле, которое не позволит победить истоме.

Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Душа человека – это одновременно царица и рабыня, родная дочь и наёмная работница. Если её не подгонять, не подталкивать, то она снимет с вас последнюю рубашку и пустит по миру голым.

Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

Только пройдя все испытания душа созреет и поднимется над телом на такую высоту, что ей хорошо станут видны настоящие ориентиры жизни и человек сможет уверенно идти по дороге бытия.

Анализ средств выразительности

Стих имеет шесть катренов, при этом последующий продолжает предыдущий, а в последнем поэтому делается вывод. Главная мысль стихотворения отражена в его названии.

Жанр строк – послание, которое написано четырехстопным ямбом при перекрестной рифмовке (лениться – толочь – трудиться – в ночь). Рифмы женские и мужские чередуются.

В стихотворении немного эпитетов (утренней звезде, жить с тобой по-человечьи), но много метафор:

С помощью метафор Заболоцкий показывает душу в образе живого существа, которое нужно постоянно наставлять, чтобы она не ленилась.

Есть в стихотворении и фразеологизмы, например, «чтоб в ступе воду не толочь» и «коль дать ей вздумаешь поблажку», которые обогащают речь и сокращают дистанцию между автором строк и читателем.

Мораль

Мораль сего стиха такова – чтобы быть человеком с большой буквы, надо не только развивать тело и получать знания для головы, но и не позволять душе обрастать паутиной лени.

Текст

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Видео: читает А Волобуев

Источник

Лингвистический разбор стиха «Не позволяй Душе (?) лениться. »

Что значит последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет

Автор поста Алена Обухова

Еще один лингвистический разбор знакомого многим стиха

«Не позволяй душе лениться…» Николай Заболоцкий

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

В начале, еще до моих профессиональных духовных практик, этот стих очень привлекал мое внимание.. На том уровне развития «все сходилось» и было конгруэнтно.

Но недавно я потестировала его уже с позиции регрессолога.

И вот что интересно – заметила, что его «код плывет». То есть мастер (поэт) провел это послание людям через свою призму, в ЕГО картине Мира.

В интернете даже есть разбор этого стиха:

(цитата) В идейной системе произведения олицетворенный образ души наделен конкретными характеристиками: склонная к лени, душа предпочитает безделье честному труду. (конец цитаты)

Если бы было достаточно денег, то тело бы и не работало вовсе)). Мало кто сознательно сам себе дает пинки, указатели – и большинство обычных людей гонит на деятельность только нужда, потребность в пропитании, в выживании.

Реже и намного меньше людей – работают из позиции желания работать, энергии Творения, состояния достатка и созидания.

КАК, по моему мнению, с каким смыслом этот стих должен был быть написан и распакован автором (оператором) с позиции Космических Сил:

«Не позволяй душе лениться…» Николай Заболоцкий

Душа, не позволяй лениться телу!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Тело обязано трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Гони его от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай проспать в постели
Полдня от света утренней звезды,
Держи лентяйца/ку в черном теле
Не снимая с воплощения узды!

Коль дать себе в теле вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Сознание неразвитого ума последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты держи себя физически за плечи,
Учи и развивайся дотемна,
Чтоб жить по-человечьи
А не животным разумом, помнилось всегда.

P . S . У меня к вам два вопроса, любимые читатели:

1) давайте пообщаемся в комментариях по этому поводу. Что вы думаете теперь об этом после этой статьи?

2) А вы сами работали бы там, где работали, занимались бы тем же делом, если бы у вас были неограниченные финансовые возможности?

Источник

Анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» (Н.А. Заболоцкий)

Что значит последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет

Проведем анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» (Н.А. Заболоцкий), чтобы поучиться у автора трудолюбию.

Заболоцкий написал стихотворение в 1958 году, а через несколько месяцев поэта не стало. Кажется, что он предчувствовал свой скорый уход, раз написал такое эмоциональное и проникновенное стихотворение. Его вполне можно считать творческим завещанием автора потомкам.

Сам поэт много трудился на литературном поприще. Не все знают, что Заболоцкий не только писал прекрасные стихи, но и занимался переводами с иностранных языков. Вот и тем, кто остается жить, он дает наставление не забывать, что только труд обогащает человека материально и нравственно.

Тема стихотворения – отношения человека с его душой. Автор призывает читателей к труду, но к труду не физическому, а к душевному. Мы должны работать над собой, чтобы становиться лучше и духовно богаче. В жанре послания Заболоцкий подает читателям идею о необходимости постоянно заставлять себя работать. С любовью и по-доброму автор поучает молодое поколение, передает ему то, что важнее всего для него самого – желание трудиться.

Композиция стихотворения простая, ведь оно не делится на части и от первого слова до последнего подчинено одной теме. Произведение очень легко понять благодаря простому слогу без нагромождения средств художественной выразительности. Этому способствует четырехстопный ямб и перекрестная рифма, придающие стихотворению ритмичность.

В стихотворении Заболоцкого можно отметить двух лирических героев – автора и душу.

Уже с первых строк эмоционально восклицает поэт, обращаясь к читателю на «ты». Таким образом он становится ближе к каждому из нас. Глаголами в повелительном наклонении Заболоцкий категорично утверждает единственную истину о том, что недопустимо позволять лениться душе.

Автор не оставляет душе повода и времени для отдыха. Об этом читается в последней строке первого четверостишия:

И день и ночь, и день и ночь!

Следующие строфы развивают мысль, озвученную в первой. Он безжалостен к душе. Ее нужно гнать «от дома к дому», тащить «с этапа на этап», держать в черном теле.

Заболоцкий называет душу лентяйкой, говоря этим словом о том, что все в наших руках. Только сам человек, хозяин своей души, способен управлять ей. А потому не стоит снимать с нее узду.

Интересно, что у Заболоцкого не прослеживается мысль о единстве души и тела, как о причине счастья. Здесь душа – это некая субстанция, способная начать управлять человеком, если тот решит дать ей поблажку:

С тебя без жалости сорвет.

Получается, что взаимоотношения лирического героя с душой – это своеобразный поединок. Победитель в нем должен быть только человек.

Душа предстает здесь изначально дикой, необузданной, и в который раз звучит мысль о необходимости приучать ее через силу к труду. Только так она сможет начать сосуществовать с нами «по-человечьи». По-человечьи – значит, правильно, по-доброму, по совести:

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Последняя строфа лучше всего выражает идею автора. В ней он называет душу противоположными понятиями:

Она работница и дочь…

Я думаю, автор сделал это для того, чтобы показать значение души для человека. Рабыня, работница – она подчиняется разуму лирического героя, и ее нужно заставлять работать так же, как подневольных рабов. Без отдыха, за малое вознаграждение. Царица, потому что ее нужно слушать, когда она подсказывает нам, как поступить. Но еще душа – это ребенок человека, плод его воспитания. Она дочь, потому что мы сами взращиваем нашу душу, она же результат нашей работы и зависит от нас. Потому автор завершает стихотворение повторением первой строки, делая композицию кольцевой и окончательно убеждая читателя в своей мысли.

Чтобы более эмоционально и образно донести идею стихотворения до читателей, Заболоцкий использует метафоры «гони ее от дома к дому», «она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет», «держи лентяйку в черном теле». Есть в стихотворении и эпитеты: «черное тело», «утренняя заря», «жить… по-человечьи». Восклицательные знаки не только ярче и громче передают настроение автора, но и расставляют акценты в произведении.

Я думаю, что это лирическое наставление.Заболоцкий передал его всем, кого он знал и уже не успеет узнать. Можно спорить с писателем о справедливости идеи, но в чем он действительно прав, так это в необходимости работать над собой всю жизнь, только так можно научиться жить по человечьим законам.

Источник

Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»

Философская лирика занимает в творчестве Н. Заболоцкого почетное место. Стихотворение, о котором пойдет речь в статье, изучается в 7 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Не позволяй душе лениться» по плану.

Полный текст стихотворения Н. А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Краткий анализ стиха «Не позволяй душе лениться» Н. А. Заболоцкий

Вариант 1

Заболоцкий Николай Алексеевич был знаменитым поэтом, который любил в своих стихотворениях пофилософствовать на «вечные темы». Его произведения отличались своим разнообразием, сложно сказать в каком стиле и жанре писал поэт. Очень часто в своих стихотворениях Заболоцкий напоминал нам о том, что основная задача в жизни каждого человека – это постоянная работа над самим собой.

Он считал, что только в том случае, если каждый будет самосовершенствоваться, наше общество будет обретать новые черты, развиваться вместе с нами. Одним из таких стихотворений является «Не позволяй душе лениться», анализ которого мы и должны с вами сделать.

Всё стихотворение пронизано самой главной идеей – человеческая душа должна работать, трудиться. Поэт предостерегает нас от лени и бездействий, напоминает, что расслабление губительно для человека. Не стоит давать поблажек своей душе – говорит поэт, и в этом он совершенно прав. Поддавшись лени единожды, ты становишься её заложником.

В то же время Заболоцкий в своём стихотворении «Не позволяй душе лениться» противопоставляет бессмысленному существованию человека – труд и развитие, стремление узнать что-то новое, добиться определённых высот.

Для того, чтобы человек стал Настоящим, полезным своим близким и окружающим людям, он должен овладевать какими-либо знаниями и навыками, постоянно учиться. Делая анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» мы понимаем насколько же прав его автор – Николай Алексеевич Заболоцкий. Только труд и упорство помогут нам стать достойными людьми.

Вариант 2

Многие поэты в своих произведениях поднимали вопросы об истинных человеческих ценностях. Не обошли эту тему и Н. А. Заболоцкий и А. Я. Яшин. В замечательном стихотворении Н. А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» говорится о том, как важно развиваться духовно, воспитывать свою душу, приучать ее к постоянному труду:

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.

Человек с ленивой душой эгоистичен, чёрств, его интересы ограничены, он слабоволен и не способен ни в чём добиться успеха. Поэтому так необходимо держать «лентяйку в чёрном теле», не снимая с нее узды, чтоб «жить с тобой по-человечьи училась заново она».

О необходимости быть добрым, внимательным к окружающим людям, о стремлении помочь рассказывается в поэзии А. Яшина. Поэт призывает читателей: «Спешите делать добрые дела!» Ведь они наполняют сердце радостью, делают человека более счастливым.

Причём не обязательно совершать подвиг, достаточно маленького доброго дела — например, покормить птиц зимой. И тогда без песен не придется «нам встречать весну». Я уверена, что только благодаря ежедневной упорной работе над собой можно стать настоящим человеком.

Вариант 3

Заболоцкий Николай Алексеевич был знаменитым поэтом, который любил в своих стихотворениях пофилософствовать на «вечные темы». Его произведения отличались своим разнообразием, сложно сказать в каком стиле и жанре писал поэт.

Очень часто в своих стихотворениях Заболоцкий напоминал нам о том, что основная задача в жизни каждого человека – это постоянная работа над самим собой. Он считал, что только в том случае, если каждый будет самосовершенствоваться, наше общество будет обретать новые черты, развиваться вместе с нами. Одним из таких стихотворений является «Не позволяй душе лениться», анализ которого мы и должны с вами сделать.

Всё стихотворение пронизано самой главной идеей – человеческая душа должна работать, трудиться. Поэт предостерегает нас от лени и бездействий, напоминает, что расслабление губительно для человека. Не стоит давать поблажек своей душе – говорит поэт, и в этом он совершенно прав. Поддавшись лени единожды, ты становишься её заложником.

В то же время Заболоцкий в своём стихотворении «Не позволяй душе лениться» противопоставляет бессмысленному существованию человека – труд и развитие, стремление узнать что-то новое, добиться определённых высот. Для того, чтобы человек стал Настоящим, полезным своим близким и окружающим людям, он должен овладевать какими-либо знаниями и навыками, постоянно учиться.

Делая анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» мы понимаем насколько же прав его автор – Николай Алексеевич Заболоцкий. Только труд и упорство помогут нам стать достойными людьми.

Стихотворение «Не позволяй душе лениться» – анализ по плану

Вариант 1

История создания

Центральные темы произведения – «взаимоотношения» человека и души, совет потомкам. Система образов несложная – лирический герой и душа. Лирический герой обращается к читателям, утверждая, что нельзя позволять своей душе лениться. Иначе невозможно развиваться, двигаться вперед. Лирическое «Я» сливается с автором, выражая его мысли.

Постепенно авторское внимание переключается на душу. Ее, по мнению лирического героя, нельзя жалеть, выбирая легкий путь. Нужно гнать, тащить ее по ухабам, через сугробы и буреломы. Человек должен стать властелином своего «внутреннего «Я», чтобы его душа не позволяла себе долго нежиться в постели.

Некоторые напутствия Н. Заболоцкого резковаты: «Держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды». Тем не менее, поэт убедительно аргументирует свою позицию. Он считает, что если делать поблажки душе, то она приведет к бедности. Чтобы этого не допустить, неизведанную субстанцию нужно «учить и мучить дотемна». Очень важно, чтобы она жила «по-человечьи». Этим наречием, автор видимо умение поступать, по совести. Таким образом, в произведении поднимается проблема моральности.

В последних стихах автор подводит черту под сказанным. Он понимает, что душа – противоречивое понятие, ведь является для человека «рабыней и царицей», «работницей и дочерью» одновременно. Однако это не меняет того, что «она обязана трудиться и день и ночь».

Композиция

Композиция анализируемого стихотворения простая. Оно не делится на части, все его строки – продолжение начального тезиса: «Не позволяй душе лениться!». Формально стихотворение состоит из шести катренов, каждый из которых продолжает предыдущий. Последнее четверостишье – вывод, который ставит окончательную точку в сказанном. Особенность композиции – повторение четвертой строки первого катрена в последней строфе. Ее можно считать главной мыслью произведения.

Жанр произведения – послание, так как автор обращается к читателям. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Оригинально раскрыть тему, создать образы и донести до читателя идею Н. Заболоцкому помогают художественные средства. Главную роль играет метафора, так как в центре авторского внимания душа: «душа обязана трудиться», «гони ее от дома к дому», «она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет», «держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды».

Некоторые метафоры наделяют душу человеческими привычками. Вспомогательную роль играют эпитеты: «черное тело», «утренняя заря», «жить… по-человечьи». Сравнения поэт не использует. В последнем катрене есть антитезы: «она рабыня и царица, она работница и дочь».

Привлекает внимание и интонация: строки пестреют восклицаниями, наполняющими обращение эмоциями. В некоторых строках автор использовал аллитерацию. Например, резкости придают согласные «с», «ж», «р»: «Она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет».

Вариант 2

Это стихотворение появилось на свет в 1958 году, всего за несколько месяцев до того, как автор ушел из жизни. Этот текст представляет собой своеобразное напутствие для более молодого поколения.

Главная тема стихотворения

Стихотворение имеет поучительный смысл, и передает главную мысль автора, заключенную в необходимости воспитывать в себе способность к самодисциплине. Только так, по мнению поэта, можно достичь гармонии в личной жизни и мироощущении.

Автор отмечает, что самодисциплина является главным и необходимым условием для достижения успеха в жизни. Как гласят строки стихотворения, душа, которая предпочитает лениться и занимать время безделием, не сможет добиться ничего от жизни. Добиться роста личности человек сможет только при условии активной работы над собой и строгого самоконтроля независимо от ситуации.

Структурный анализ стихотворения

Автор обращается к читателю на “ты”, и весь тон произведения поучительный. Это выдает в стихотворении тот факт, что обращается поэт, в первую очередь, к тем, кто значительно моложе его, и только начинает свой жизненный путь. Мысль о необходимости самоконтроля и самовоспитания высказывается в первых же строках, а уже во второй строфе автор дает развитие данной темы.

Работа над собой представлена в виде тяжелого, полного трудностей, пути по дороге к совершенству личности. Эта метафора позволяет более красочно и образно представить себе то, о чем написано в стихотворении, и понять его суть.

Наставления к концу произведения сменяются предостережениями о том, что будет, если не следовать советам опытного человека. Также в конце подчеркивается основная мысль поэта о том, что динамика духовного развития имеет невероятную важность в процессе достижения жизненной гармонии.

В произведении использована перекрестная классическая рифма, и это делает строчки музыкальными и достаточно легко читаемыми. Такие стихи легко запоминаются, хорошо читаются и не имеют сложных конструкций или внезапных смен ритма повествования. Ритм ровный и спокойный, подчеркивающий нравоучительный тон.

Вывод

Несмотря на то, что стихотворению почти 70 лет, оно все равно актуально, поскольку саморазвитие и самодисциплина во все времена являются залогом успешной жизни и гарантированных успехов в карьере.

Вариант 3

Стихотворение Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…» относится к его поздней лирике. Оно отличается от других философских стихотворений поэта простотой и лёгкостью при прочтении.

История создания

Произведение было написано в 1958 году за несколько месяцев до смерти Заболоцкого. Поэт знал, что скоро умрёт, поэтому ему хотелось оставить напутствие своим читателям.

Жанр, тема и идея

По жанру стихотворение можно отнести к посланию. Его темой является призыв к работе над собой. Основная мысль заключена в первой строчке, которая и стала общеизвестным названием стихотворения. Идея произведения заключается в желании Заболоцкого достучаться до каждого читателя.

Образы стихотворения

В «Не позволяй душе лениться…» можно выделить образ души. Душа наделена человеческими чертами: она лентяйка, пытается долго спать по утрам и даже без жалости может сорвать последнюю рубашку. Лирический герой показан неявно: он ведёт беседу с читателем, акцентируя внимание на человеческой душе.

Композиция

Стихотворение состоит из 6 законченных четверостиший (катренов). Во всех строфах раскрывается смысл первой строчки: «Не позволяй душе лениться…». Последние две строчки произведения повторяют строки первой строфы. Такая кольцевая композиция помогает автору логично закончить своё послание.

Ритмический строй

Произведение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой, что обеспечивает лёгкость чтения, а, следовательно, и восприятия.

Художественные средства

Заболоцкий использовал несколько приёмов для изображения человеческой души и для более сильного воздействия на читателя:

фразеологизмы: «Чтоб в ступе воду не толочь…», «последнюю рубашку … сорвёт», «Держи … в чёрном теле», «дать поблажку»;

повторы: «И день и ночь, и день и ночь!», «от дома к дому», «с этапа на этап»;

просторечные и разговорные слова: «тащи», «хватай», «по-человечьи», «поблажку»;

ряды однородных членов: «По пустырю, по бурелому, // Через сугроб, через ухаб!»;

восклицательные предложения: из 6 предложений 5 являются восклицательными;

повтор согласных звуков: в 4 строфе повторяются звуки [ж] и [ш];

противопоставление: «рабыня и царица», «работница и дочь», «и день и ночь».

Стихотворение Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» благодаря эмоциональным предложениям, простой лексике и несложной композиции легко запоминается. Можно сказать, что автор добился своей цели: смысл и идея произведения понятны даже подрастающему поколению.

Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»

Вариант 1

Произведение появилось в 1958 г., за несколько месяцев до кончины автора. Стихотворный текст, являющийся поэтическим напутствием, отличается взыскательностью позиции лирического субъекта: самовоспитание декларируется как необходимость, непременное условие гармоничного существования.

В идейной системе произведения самостоятельный статус получает олицетворенный образ души. Он наделен конкретными характеристиками: склонная к лени, душа предпочитает безделье честному труду.

Зачин открывается афористичным обращением к адресату. Поэт призывает лирическое «ты» строго и взыскательно относиться к собственной духовной жизни: постоянный труд и самоконтроль — надежный способ обеспечить рост личности.

Во второй строфе получает развитие мотив дороги. Его появление предваряет авторская мысль о непрерывной работе, упорном и энергичном движении вперед. Метафорический путь, ожидающий душу, труден, длителен, полон препятствий. Эти особенности подчеркиваются при помощи комплекса однородных обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

Под неусыпным контролем, без поблажек и снисхождения — таково правильное отношение к душе, коварной «лентяйке». В четвертом катрене череда наставлений сменяется предостережением: если поддаться минутной слабости и смягчить строгие требования, душа безжалостно воспользуется временной уступкой, обратив ее против человека.

В финальном эпизоде сообщается о разнообразии портретов и ролей, исполняемых душой. Это обстоятельство не снимает жестких обязательств, заявленных в предыдущих строфах.

Стихотворение завершается анафорой. С ее помощью обрамляется композиция, а также подчеркивается мысль о динамике духовного бытия как непременном условии гармонии.

Моделируя картину взаимоотношений человека со своим внутренним миром, поэт широко использует идиомы: в текст включены четыре устойчивых речевых оборота, которые способствуют созданию естественной атмосферы задушевной беседы, окрашивают лирический сюжет в натуральные тона. Эффект дополняют примеры употребления лексем, относящихся к разговорному стилю: наречие «по-человечьи», жаргонное слово «этап».

Тот, кто позволяет внутреннему миру погрузиться в застой, обрекает себя на «глухой путь» бессмысленного существования. В произведении «Неудачник» изображен неприглядный портрет перестраховщика, бесплодно растратившего свою жизнь на сомнения и мелочные хлопоты.

Вариант 2

Заболоцкий, наряду с Ахматовой, Хлебниковым, Бабелем, Цветаевой вошел в русскую литературу в начале 30‑х годов и стал известен как поэт-философ, поэт-гуманист. В то время наиболее популярной становится тема труда и индустриализации. Появляются новые приемы стихосложения, новые жанры и направления.

Главное место занимают агитационные стихотворения, произведения, воздающие славу народному труду. Страна была одной большой стройкой, народ нуждался в поддержке со стороны писателей и поэтов. Писались песни для поднятия трудового духа населения, было сочинено множество патриотических произведений.

Писатель хоть и старался идти «в ногу со временем», но все же его стихотворения отличались тем, что в них имелся глубокий смысл, они заставляли задуматься, а в некоторых из его произведений есть и некая романтическая нотка, хотя эта тема во времена 20–30‑х годов была отодвинута на второй план.

Стихотворение «Не позволяй душе лениться» — одно из самых известных произведений этого поэта. Главной мыслью Заболоцкого в этом стихотворении является то, что душа человека обязана беспрерывно трудиться. Он был уверен, что мир должен постоянно совершенствоваться, переходить на более высокие уровни. И самой большой ошибкой является бездействие, лень и празднество души.

Сутью каждого человека является постоянная борьба лени и труда, и если «дать душе поблажку», остановиться в своем развитии хотя бы на миг, то «она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет». Поэт полагал, что человек может развиваться только в труде. Его понятие «труд» — это не обязательно физическая работа, это может быть работа умственная или душевная. Главное, чтобы духовный мир человека постоянно пополнялся, шла постоянная борьба с несовершенством.

Только от самого человека зависит, какой будет его душа — будет она рабой или царицей, работницей или дочерью. И если остановиться в саморазвитии, заниматься бессмысленной работой — толочь воду в ступе, то можно скатиться вниз и никогда уже не взять вверх над своей ленью.

И вот прошло столько лет, наступил век высоких технологий, но стихотворение Заболоцкого до сих пор актуально и навсегда таким останется, ведь если человечество остановится в своем развитии, оно будет обречено на печальную судьбу.

Вариант 3

Стихотворение «Не позволяй душе лениться…» датировано 1958 годом и относится к позднему творчеству Заболоцкого, которое в отличие от его ранних произведений считается более простым, понятным. Оно было написано незадолго до смерти поэта. Согласно воспоминаниям Никиты, сына Заболоцкого, его отец «к смерти был внутренне подготовлен, он лучше врачей знал, что жить ему осталось немного, в последний год жизни постоянно ожидал внезапной смерти, свойственной сердечным больным». «Не позволяй душе лениться…» — развернутый совет молодым людям. Совет, который дал поэт, знавший о своей скорой смерти. К читателям автор обращается «ты». По-видимому, чтобы с первых же строк сократить дистанцию.

Стихотворение состоит из шести катренов. Оно написано четырехстопным ямбом, использована перекрестная рифмовка. В числе изобразительно-выразительных средств, встречающихся в тексте, – антитезы (душа определяется одновременно как рабыня и царица), анафора (первые три строчки последней строфы начинаются с одного и того же слова), риторические восклицания («Не позволяй душе лениться!»). Кроме того, в произведении есть несколько фразеологизмов – толочь воду в ступе, не снимать узды, держать в черном теле, сорвать последнюю рубашку.

Вообще стихотворение отличается очень простой и в некоторых случаях даже разговорной лексикой («поблажка», «по-человечьи»). Скорей всего, это сделано, чтобы каждый читатель мог понять основной посыл.

Интересный момент – автор призывает тащить душу «с этапа на этап». Терминология, связанная с тюремным заключением, возникает неслучайно. Это отголосок тех лет, что Заболоцкий провел в лагерях, — в 1938 году его осудили по делу об антисоветской пропаганде. В действительности виновен он не был. Поэта реабилитировали только 1963 году по заявлению Екатерины Заболоцкой, его вдовы.

Стихотворение «Не позволяй душе лениться…» характеризуется кольцевой композицией, за счет чего удается подчеркнуть основную идею произведения. Оно начинается с утверждения, что душа обязана трудиться, и им же завершается. По мысли автора, если человек постоянно не занимается самовоспитанием, у него вряд ли получится добиться чего-то в жизни. Душе нельзя давать поблажек, иначе останешься без последней рубашки.

Лень представляется в стихотворении страшным врагом. Если душа ленится, пусть даже только время от времени, то не стоит ждать ничего хорошего. Зато человек, который не пренебрегает работой над собой, занимается саморазвитием, имеет все шансы стать сильной, успешной и гармоничной личностью. Конечно, путь будет трудным.

Об этом говорится во втором четверостишии. Душу придется гнать от дома к дому, тащить с этапа на этап. Ей придется пройти «по пустырю, по бурелому», проследовать «через сугроб, через ухаб». Впрочем, результат стоит всех затраченных усилий.

Во время чтения стихотворения «Не позволяй душе лениться…» вспоминается жизненный принцип Заболоцкого: «Надо работать и бороться за самих себя. Сколько неудач еще впереди, сколько разочарований и сомнений! Но если в такие минуты человек поколеблется – песня его спета. Вера и упорство. Труд и честность…».

«Не позволяй душе лениться…» — одно из самых известных стихотворений Заболоцкого, которое и сегодня не утратило актуальности. В начале 1980‑х годов его положила на музыку молодая тамбовская рок-группа «Круиз», в качестве композитора выступил Валерий Гаин. Правда, в ее исполнении текст звучит откровенно комично. Это не помешало композиции войти в саундтрек к романтическому роуд-муви «Путешествие будет приятным» (1982), в котором снималась группа «Круиз».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *