Что значит последний вагон
Первый (последний) вагон из центра это как? Что значит? Как понять фразу?
Когда иногородний человек приезжает в Москву, то ему достаточно часто приходится слышать выражение «Выход из метро первый (последний) вагон из центра».
Данное понятие в основном используется именно в Москве, даже в Питере с относительно хорошо развитым метрополитеном его можно услышать значительно реже. Сомневаюсь (хотя доподлинно не знаю), что в других городах, имеющих собственный метрополитен, используется подобное выражение.
Далеко не каждый человек сходу понимает, о чём идёт речь. Давайте попробуем разобраться.
Ещё относительно недавно московское метро состояло из Кольцевой линии и нескольких радиальных, пересекающих Москву с запада на восток и с юга на север.
Так вот, следует иметь в виду, что выражение «первый вагон из центра» не применяется к Кольцевой линии и МЦК, а только к радиальным.
Центральными считаются станции, расположенные на схеме метро внутри Кольцевой линии (Охотный ряд, Театральная, Площадь Революции, Третьяковская, Кузнецкий Мост и др.). К центральным станциям рассматриваемое понятие не применяется.
Для остальных станций действует такое правило. Если поезд движется от центральных станций в сторону конечной, останавливается на станции, имеющей 2 выхода в город, то тот выход, который будет со стороны головы поезда, будет называться «выход первый вагон из центра», соответственно, выход со стороны хвоста поезда называют «выход последний вагон из центра».
В качестве примера приведу станцию метро «Войковская». На рисунке изображены выходы из первого и последнего вагонов из центра.
Теперь рассмотрим вариант, когда поезд ещё не дошел до центральных станций. В этом случае ситуация меняется на противоположную. Выход из головы поезда будет выходом «Последний вагон из центра», а из хвоста «Первый вагон из центра», поскольку не принято говорить «Первый (последний) вагон в центр«. Т.е. если поезд на приведённом выше рисунке развернуть, то наименование выходов не изменится. Для той же станции метро «Войковская» приведённая схема останется в силе.
Ещё один момент. Выход в город отнюдь не всегда расположен около крайних вагонов. Иногда требуется вернуться по платформе назад и затем продолжить движение. Для примера, это на станциях «Новокузнецкая» или «Павелецкая-радиальн ая». Но суть остаётся прежней. Ориентироваться нужно на вагон с машинистом и на направление движения поезда относительно центральных станций.
Осмелюсь предположить, что в будущем, с дальнейшим развитием столичного метрополитена, вводом в строй новых станций и линий, данные понятия канут в Лету, поскольку для Большой Кольцевой линии или уже работающей МЦК они неприменимы. Но в обозримой перспективе эти расхожие выражения будут применяться.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Для начала стоит напомнить о том, что с нумерацией вагонов в составах на железной дороге «традиционная» беда. Конечно, определить первый и последний вагон по понятным причинам несложно. Но во со всеми остальными бывает не просто. В идеальном варианте нумерация должна вестись с головы состава. Однако на практике все не так, потому что нередко к поезду добавляют прицепные и дополнительные вагоны.
Путешественники довольно часто обсуждают, какие места в поезде лучше. Единого мнения на этот счет нет и быть не может, при этом многие соглашаются друг с другом в вопросе о том, что первый и последний вагоны в составе – это худший выбор. При этом первые и последние вагоны не лишены и положительных сторон. Так, в последнем вагоне можно стоять в крайнем тамбуре и любоваться убегающими в даль рельсами. В крайних вагонах обычно работают проводники-старожилы, а потому уровень обслуживания заметно выше. Кроме того, через последний вагон точно не станут «гонять» толпы пассажиров-транзитников, передвигающихся из вагона в вагон. Однако на этом достоинства, пожалуй, и заканчиваются.
Последний вагон почти всегда сильно трясет. Так же пассажирам последнего вагона нередко кажется, что его немного мотает. Все это доставляет дополнительным дискомфорт во время поездки. Во время остановки состава последнему вагону нередко не хватает платформы, из-за чего приходится переходить через другие вагоны. Периодически и вовсе приходится выходить, по сути, на пути. А это сопряжено с дополнительным риском, здесь легко оступиться и упасть. Но самое неприятное в первых и последних вагонах то, что в них почти всегда неприятно пахнет. А еще в них очень шумно. Все особенно плохо, когда состав волочет по железной дороге тепловоз какой-нибудь старой серии. Современные электровозы почти не воняют, однако шум все равно никуда не исчезает.
Так же стоит упомянуть о том, что первый и последний вагоны в железнодорожном составе самые опасные. Конечно, аварии и катастрофы поездов происходят достаточно редко. Однако, они все-таки случаются, и никто не застрахован от того, чтобы угораздить в подобную переделку. Печальная практика наглядно показывает, что в большинстве случаев самый серьезный урон приходится именно на эти два вагона.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Последний вагон.
Подходит ко мне тётенька сейчас в метро и спрашивает:
— А где здесь последний вагон?
— Вам из центра или из области последний вагон нужен?- спрашиваю я.
— Откуда я знаю, просто последний вагон нужен.
— Ок, давайте иначе, вам к какой улице или магазину нужно, или иной ориентир на поверхности, быть может вам к парку нужно?
— Да я-то откуда знаю, мне сказали выйти в тот выход, где последний вагон.
— Ну вы же понимаете, что здесь два последних вагона: из центра и из области.
— Ой, ну не знаешь сама где последний вагон, так бы и сказала!- гневно сказала тётенька и злобно бубуня что-то под нос потерялась в толпе.
Вообще-то всегда говорили «первый вагон из центра» и «последний вагон из центра». Про область вообще в первый раз слышу.
Пальцем надо было ткнуть, а не умничать.
А вам же принципиально нужно было добиться, от растерянной тетки, признания что существует два последний вагона из центра и из области.
Доступнее нужно объяснять.
Спросить в какую сторону едет и сказать где последний вагон, не?
-Простите, а где здесь противополжная сторона?
— Странно, а оттуда меня сюда послали
Спросил бы, из какого поезда она вышла, или в какой садится, и показал бы.
Ну, не знаю. Автор явно тупит. Первое, что приходит в голову — спросить с какой станции бабка ехала.
Метро в Польше vs Meтро в Германии
Ответ на пост «Интересная просьба»
«-Просто у нас задание тренинга, взять у незнакомого мужчины номер телефона. Я уже час стою, не дает никто. А я уже вся замерзла.»
Некоторые обвинили даму в читерстве.
Смысл и цель задания не получить тел. левого чувака, а спрашивать, общаться с незнакомыми мужчинами. Так что всё нормально. Судя по разговору, стесняться она перестала.
Читал совет психолога для парней, которые стесняются/боятся знакомиться с девушками. Им даётся задание завести блокнотик и собрать сотню отказов. Потом надо прийти за вторым заданием.
Т.е. подкатываешь, тебя отшивают, но ты такой: «Отлично, ещё одна галочка!» Никакого страха и негатива, т.к. цель достигнута.
Говорят, что за вторым заданием так никто и приходил.
Другая история из советских времён.
Задание на раскрепощение было такое. В транспорте громко спросить где можно купить крокодила. Парень не только раскрепостился, но и узнал, где его можно достать.
Интересная просьба
Выхожу как-то из метро. Прилично одетая женщина говорит: мужчина, дайте мне, пожалуйста, свой номер телефона. Да вы не бойтесь, я по нему звонить не буду.
-Стоп. Вам нужен мой номер телефона, но звонить по нему вы не будете. А номер телефона тогда зачем?
-Просто у нас задание тренинга, взять у незнакомого мужчины номер телефона. Я уже час стою, не дает никто. А я уже вся замерзла.
Девушка, сбросившая чадру
Об отношении к женщине в Азербайджане. В былые времена и теперь. В искусстве и в быту. Три истории из жизни.
Зодчий Фархад на горе Биситун наедине с ликом Ширин
Несколько слов хочу сказать об отношении к женщине в Азербайджане. Для потенцильных туристов сразу отмечу, что большинство девушек одеваются здесь свободно, хотя и без европейской сверхоткровенности. При этом последнее не воспрещается.
В детстве мне приходилось ежедневно садиться в метро у станции Низами, чтобы добраться до школы на Восьмом километре. Разумеется, обратно я возвращался через ту же станцию. Станция метро являет собой произведение искусства и подобна храму. Мозаика в дальнем конце станции изображает самого поэта Низами, взгляды которого отличаются необычайной смелостью даже для нашего времени (почитайте на досуге его «Пятерицу» и убедитесь). Среди этих взглядов есть и антипатриархальные. Первой женой поэта была освобождённая им рабыня по имени Афак, она преждевременно умерла. Произведения поэта пронизаны любовью. Чего стоит одна лишь поэма о безумце Меджнуне, знавшем язык зверей, влюблённом в красавицу Лейли, которая умерла, не смирившись с тем, что её насильно выдали замуж за нелюбимого человека! Радужные неземные лучи исходят позади мудреца на мозаике.
Царевич Хосров и армянская красавица Ширин
Сейчас, увы, историю о девушке, сбросившей чадру, в Баку можно услышать снова, и на новый лад, и вновь с трагическим оттенком. Людей в чадре можно встретить в Баку теперь часто, но в основном это иностранки, гости из арабских стран. Однако, нередко и азербайджанки теперь облачаются в чадру. Я знал эту красивую девушку когда-то, носившую короткие юбки и изумительно танцевавшую. Она мечтала выйти замуж за человека, много старше её. И она своего добилась. Её мужем стал иностранец, и он облачил её в пресловутую чадру. Однажды в Турции, на берегу моря, она не выдержала, сбросила её и побежала навстречу волнам. Больше она её не надевала, а муж проглотил. Тем не менее, говорят, с ней теперь невозможно общаться: она ушла в религию с головой, упоминает имя Аллаха через каждое слово, так что трудно понять, что она хочет сказать, даже когда речь идёт о бытовых делах. А вот моя одноклассница, которая на втором уроке первого сентября расплакалась и просилась домой, по религиозным мотивам носит чадру по сей день. Именно с религией местные жители увязывают решение носить чадру.
Подводя итоги, замечу, что на улицах Баку можно встретить разные образы женщин, выраженные через изобразительное искусство и моду: от традиционного мусульманского до либерального европейского. В этот ряд не вписывается античное восприятие женщины, которое представлено в азербайджанской скульптуре и изобразительном искусстве, как одна из составляющих.
В каких вагонах лучше ехать в поезде
Когда поездка длится дольше нескольких часов, важно правильно выбрать пассажирское место. В каких вагонах лучше ехать в поезде? Какие места наиболее удобны, а какие нет? Где расположены розетки? Ответы вы получите после прочтения статьи.
Существует несколько типов вагонов: сидячий, плацкартный, купейный, люкс или спальный (СВ). Они отличаются по уровню комфорта, набору услуг и стоимости билета.
Сидячий вагон
Когда путешествие продолжается до 10 часов либо вы хотите сэкономить, подойдут вагоны данного типа. Преимущество в том, что цена билета минимальная.
Предоставляется три класса:
Свободного места в салоне достаточно. Кресла могут быть оборудованы подголовниками, подлокотниками или иными приспособлениями. Иногда размещают отдельные стеллажи для багажа. Но некоторые сидячие вагоны могут напоминать электрички. Ездить на них дольше 3–5 часов неудобно.
Наиболее комфортными и быстрыми являются экспрессы «Стриж», «Ласточка», «Сапсан». Но билет стоит дороже. Например, поездка по направлению Москва–Санкт–Петербург на «Сапсане» 20 декабря обойдется 3 106 руб., в обычном поезде 998 руб.
Какие места лучше брать в сидячем вагоне:
Какие плацкартные вагоны лучше выбрать
Стоимость билетов выше, потому что удобств больше. Вы можете свободно перемещаться, полежать или поспать. Есть место для багажа, полка для вещей, кондиционеры, столики и радио. Пассажирам выдают:
Поезда категории «плацкарт», особенно фирменные, подходят для длительных путешествий (от 10 часов).
Какой вагон лучше выбрать в поезде
Желательно ближе к центру, тогда поездка будет более мягкой. Еще один плюс — недалеко расположен вагон–ресторан. Кроме того, проще добираться до магазинов во время стоянки.
Но если центральная часть поезда уже заполнена, остался только первый или последний вагон, какой выбрать? Конечно, первый. В последнем сильнее ощущается резонанс от движения.
Какие места лучше брать в плацкартном вагоне
Идеальными считаются те, которые находятся ближе к проводнику. То есть № 1, 2, 3 и 4. И вот, почему:
Нижние полки обозначают нечетным номером, верхние — четным. Последние обходятся дешевле. Подходят тем, кто планирует поехать ночью и выспаться.
Лайфхак : если вы едите семьей, постарайтесь взять билеты в первом отделении от проводника. Так вы будете всю дорогу ехать без посторонних людей, ведь билеты на соседние места не продаются. В результате условия поездки приравниваются к вагонам–купе.
Места № 1, 2, 3 и 4 разбирают в первую очередь. В каком вагоне плацкарта ехать, если вы не успели взять билет? Оптимальный вариант — номера с 5 по 32, за исключением боковых. Доступ ко всему необходимому нормальный. Основной недостаток: мимо часто проходят пассажиры.
Следующими по уровню комфорта, в порядке уменьшения, считаются боковые места с 33–36. Преимущество в том, что у вас только один сосед. Недостатки:
Наименее удобными считаются места в последнем отсеке вагона. То есть, рядом с уборной. Там постоянно хлопают дверью, а иногда ощущается неприятный запах. В таких условиях впечатления о поездке портятся.
В некоторых купе не открываются окна, поскольку являются аварийными. Как их отличить? Стекло цельное, горизонтальная перегородка отсутствует. Рядом находится молоток и информационное табло. Если вы не любите сквозняков, выбирайте места под следующими номерами: 9–12, 21–24, 43–44, 49–50.
В каких вагонах есть розетки на поезде «плацкарт», зависит от года выпуска и модификации. Например, современный транспорт имеет много источников питания. Составы с большим сроком службы — в районе боковых мест № 41, 42, 51, 52, а также внизу № 5, 7, 29, 31. Посмотреть схему расположения можно при покупке билета онлайн либо уточнить у проводника.
Какие вагоны–купе лучше выбирать
Одним из самых востребованных типов являются «купейные». Путешествовать в них удобно не только потому, что отсеки изолированы друг от друга и оборудованы задвижными дверями. В таких поездах меньше народу. Значит, атмосфера более спокойная и реже бывает очередь в уборную.
Какие вагоны-купе лучше выбрать: первый, последний или посередине — ориентируйтесь на рекомендации для плацкартных поездов.
Какое купе лучшее в вагоне
Сложно сказать, потому что все одинаково удобны. Но некоторые пассажиры не любят ездить в последнем, потому что слышен шум биотуалета. В целях безопасности можно выбирать отсеки с аварийными выходами. Учтите, что именно в таких вагонах–купе не открываются окна.
Совет : при поездке вдвоем выгодно выбирать нижние места в последнем купе — так увеличиваются шансы, что сверху попутчиков не будет.
Существует несколько видов купе: смешанное, мужское или женское. Вы можете выбирать при оформлении билета. Верхние места обходятся дешевле, но не подходят тем, кто везет много багажа. Ведь если у пассажира с нижней полки тоже большая сумка, возможен конфликт.
Лайфхак : если вы хотите сами определить тип купе, постарайтесь взять билет как можно раньше. Кто первый заказывает билет на поезд, тот и решает.
В целях безопасности можно выбирать отсеки с аварийными выходами. Посмотрите на схему вагона и отсчитайте купе № 3 и № 6. Именно там находится оборудование, позволяющее быстро выбраться наружу в экстренной ситуации. Но летом в них душно.
Благополучное путешествие — не только правильный выбор вагона и места. Важно, чтобы попутчики оказались приятными. Современные сервисы бронирования содержат опцию, позволяющую оставлять информацию о пассажирах. Так легче найти подходящую компанию. Удачных вам поездок!
Как люди выбирают места в поезде
Поделиться
Сегодня будет рассказ про то, как люди выбирают места в поезде, на что обращают внимание и какие считаются лакомыми, а какие – нет. Начинают обычно с мобильного телефона, но покупают с компьютера, уже вдумчиво. Если направление для пассажира новое, то есть он не повторяет прошлый заказ, то он проверяет следующие вещи:
Решение на этой стадии не принимается, человек просто «получает впечатление». Стадия целиком пропускается для поездок к родственникам: там однажды выбранный поезд будет покупаться каждый раз.
Дальше довольно сложная модель, что делает человек. Упрощая, это выглядит вот так:
«Возьму двухэтажный: я на нём ехала, он мне понравился, там есть интересные штучки — гигиенический набор, перекус — ерунда, но входит в стоимость, — приятно».
«Проходящий поезд не хочу покупать — хочу, чтобы он чистенький приехал».
Для поездок в отпуск процесс сдвигается: пассажиры заранее разведывают расписание и цены прошлого года, намечают себе конкретный поезд и ждут, когда билеты на него появятся в продаже, чтобы выхватить их одними из первых (из-за динамического ценообразования это дешевле).
Как отсеивают поезда?
По простым принципам:
Очень редко проверяется вся цена по поезду в личных поездках, но часто — в деловых:
«Я обычно езжу в купе, но если вижу, что цена на СВ снижена, — то почему бы не поехать на СВ с большим комфортом».
Конкретный поезд
«Я смотрю время в пути, чтобы я комфортно легла и комфортно проснулась».
«Мне не важно: фирменный это поезд или нет — я в 2 часа ночи прибывать в город не буду».
«Мне нужно, чтобы поезд приходил в Питер достаточно рано, — так как встречи по работе начнутся уже в 10:00, а мне нужно ещё заселиться в отель, подготовиться, настроиться».
Класс вагона
Сапсан, Ласточка — доехать быстро и удобно. Для деловой поездки — вариант быстрее самолёта (с учётом прибытия в центр города и отбытия из центра), и ещё можно работать в дороге. В самолёте лоукостеров с ушами, закрытыми коленями, не всегда так, да и многие на высоте чувствуют себя не очень.
Плацкарт — бюджетно доехать, сэкономить, требование безопасности, ностальгия по детству. Цитаты: «Ехать недолго, можно и потерпеть», «Всё для моего комфорта есть, всё остальное обеспечу сам», «Зачем тратиться на дорогу, если деньги можно потратить уже в поездке», «Кипит жизнь — не скучно ехать», «Безопасно — все у всех на виду». Плацкарт до сих пор воспринимается как базовый безопасный выбор, хотя перевозчики хотели бы видеть в этом месте купе.
Купе — комфорт, чувствовать себя успешным: «Если долго едешь, то лучше в комфорте», «Очень плохие воспоминания о поездках в плацкарте — неприятные запахи, торчащие ноги и др.», «Я могу позволить себе комфортные условия».
СВ — приватность и комфорт для жизни или работы. Цитаты: «Вышел в своей жизни на определённый уровень, не хочется уже другого», «Возможность комфортно поработать: мы и обсудить что-то можем, и созвониться по скайпу», «Это мой отдельный мир, никто не беспокоит», «Хочу, чтобы мой отдых начался уже в дороге».
Важную роль в выборе класса вагона играет та компания, с которой планируется поездка. Молодёжь склонна к плацкартам (купе на шесть человек для большой компании) и дешёвым билетам. С семьёй — хотят зачастую уединиться в купе. С маленькими детьми комфортнее купе.
Чем меньше расстояние до места (время в пути), тем с большим дискомфортом готовы мириться пассажиры в обмен на лучшую цену.
Практика выбора вагона как «отдельный шаг» ещё не осознаётся пользователями, но уже появляется чаще. Пользователи стараются выбрать самый свободный вагон. Потом смотрят на характеристики вагона и выбирают, какие условия важны, а какие можно потерпеть.
Есть слабое предпочтение к центру поезда (вагоны в середине воспринимаются как более безопасные и более «упорядоченные» из-за близости штабного).
«Я всегда выбираю 9-й вагон. Потому что там едет руководство поезда и косяков быть не может».
Некоторые считают, что в последнем вагоне любого поезда сильно трясёт:
«Любим вагоны посерёдке, начиная с 4-5, и не самый последний. Болтает, особенно если поезд полупустой. А в первом вагоне постоянно чем-то пахнет, может быть из-за работающей техники».
Как выбирается место в вагоне
В плацкарте лучшие места, с точки зрения пассажиров, — середина вагона или близко к ней. Самыми плохими считаются места у туалетов, на боковых полках, в первом купе. Нижняя полка воспринимается как нечто доброе и приятное. Серьёзные колебания начинаются в тот момент, когда нужно выбрать между нижней боковой и верхней обычной.
При выборе места для пожилых пассажиров, в поездке с детьми или большим багажом нижняя полка становится куда более весомым фактором в выборе. Часто, если нижней полки нет, пассажиры возвращаются на выбор вагона, а оттуда — на выбор поезда.
Места в свободных на момент покупки купе занимают быстрее, чем в тех, где уже кто-то есть (за редким исключением купе, где первый пассажир определяет пол других пассажиров).
На двухэтажных поездах самые нелюбимые места пассажиров — верхние полки на втором этаже.
В сидячих вагонах оптимальный выбор — у окна, не в противоряд с другими пассажирами («не конкурировать ногами»), ближе к середине, лицом по направлению движения поезда.
СВ — выбирается любое место.
Когда едет семья или компания, всем важно оказаться в одном купе.
Если на карте вагона есть розетки и их мало (не у каждого места), предпочтительнее места с розетками.
Если выбор с первого раза не вышел
Пассажир почти не сравнивает варианты, а постепенно «проваливается» от выбора транспорта к выбору места. Но если где-то есть блокировка «хорошего» решения, то он делает несколько шагов назад.
Если на направлении несколько поездов, то выбирается примерно похожий в том же ценовом диапазоне (но с рейтингом меньше). Ещё некоторые люди просто меняют даты поездки и смотрят тот же самый уже изученный поезд на соседние даты. Крайне редко человек меняет класс вагона: ведь если он изначально нацелился на плацкарт, то покупка купе будет восприниматься как «я мог купить в два раза дешевле, но не купил».
Зачем люди вообще ездят?
Чтобы понять, почему делается тот или иной выбор, давайте разберёмся с тем, зачем люди вообще ездят.
Причина 1: поездки к родственникам
Это одна из самых массовых причин путешествовать в нашей стране вообще. Эти поездки имеют довольно чёткую цикличность, потому что вызваны совместным отмечанием дней рождения, встречами на Новый год и помощью родителям по их просьбе (например, присмотреть за домом и собакой, пока они едут в отпуск, или сделать что-то на участке). С точки зрения модели предсказаний они очень удобны для прогнозирования, потому что планируются заранее. Сами выезды бывают двух типов: основные длительные 1-2 недели, часто совмещаются с отпусками, делаются примерно пару раз в год. И бывают кратковременные на 2-4 дня (на выходные, отгулы на работе), эти случаются 2-3 раза в год в среднем. Маршрут регулярный, хорошо изучен пользователями: выбирают примерно одни и те же поезда, знают их время выезда-приезда и время пути. Это важно, но к обобщённой модели выбора поезда мы вернёмся чуть позже. Состав участников поездки может отличаться в зависимости от обстоятельств: самостоятельная поездка (помочь родителям, ненадолго погостить); с детьми («понянчить» внуков, оставить детей на каникулы); всей семьёй (провести семейный отпуск у родных). Обратные билеты покупаются сразу редко, поскольку пассажиры знают особенности своих поездов, берут обратные уже на месте, когда разберутся с делами, то есть примерно за неделю до отправления. Эта модель поведения меняется, если пассажир хотя бы раз встречался с нехваткой самых экономичных мест в своём поезде.
От поезда такие путешественники ждут минимального комфорта и возможности доехать дёшево.
Командировки
Это вторая по важности причина путешествовать на поезде, и пассажиры этой группы очень сильно отличаются по поведению от привычных стереотипов. Обычно это люди, которые хотят работать в дороге (то есть пользуются связью, розетками, требовательны к тишине, стараются не путешествовать плацкартом). Второй критерий — выспаться любой ценой перед прибытием, то есть много внимания уделяется времени приезда и комфорту сна. Командировочные очень любят обратные поезда, позволяющие продлить поездку на 1 день по документам, но по факту на час-два (время прибытия 00:10 смотрится отлично). Если в билет включено питание — это большой плюс для отчётности.
Командировки бывают плановые (горизонт две недели) и внезапные (нужно приехать как можно быстрее на место). По большей части это краткосрочные поездки, до недели, пик в районе 1-2 дней в зависимости от города.
Билеты редко покупаются заранее: за 5 дней — хороший результат, но чаще за 1-2 дня. С точки зрения модели предсказаний — это чаще всего регулярные поездки по трём-четырём городам. Пассажир раз за разом возвращается в «свои» точки или движется между ними одинаковыми маршрутами. Если едет группа коллег, билеты могут заказываться централизованно, каждый отдельный пассажир не влияет на процесс выбора. Но если кто-либо едет один, то это либо самостоятельный выбор, либо более сложная кастомизация.
Принцип покупки билета: самый дорогой из доступного по правилам внутри компании. То есть для каждой категории командировочных есть наборы тарифов при заказе. Для топ-менеджмента это может быть «только СВ и выше или бизнес-класс Сапсана», для перемещения линейных сотрудников — «самый дешёвый» или «самый быстрый не дороже такой-то суммы» и так далее. При этом чем более срочная командировка, тем выше вероятность, что правила разрешают брать билеты дороже. Покупают туда-обратно, так как программа обычно простроена заранее и никаких «сюрпризов» по датам не предусматривается + необходимо отчитываться перед бухгалтерией.