Что значит посадить на пень
17 самых страшных казней в истории человечества (18+)
С развитием цивилизации человеческая жизнь обрела ценность независимо от социального статуса и богатства. Тем ужаснее читать о черных страницах истории, когда закон не просто лишал человека жизни, а превращал экзекуцию в зрелище на потеху простому люду. В других случаях казнь могла носить ритуальный или назидательный характер. К сожалению, и в современной истории есть подобные эпизоды. Мы собрали список самых жестоких казней, когда-либо практиковавшихся людьми.
Казни Древнего мира
Скафизм
Слово «скафизм» образовано от древнегреческого слова «корыто», «лодка», а сам метод вошел в историю благодаря Плутарху, который описал казнь греческого правителя Митридата по велению Артаксеркса, царя древних персов.
Сначала человека раздевали догола и привязывали внутри двух лодок-долбленок таким образом, чтобы снаружи оставались голова, руки и ноги, которые густо обмазывали медом. Затем жертву насильно поили смесью молока и меда, чтобы вызвать диарею. После этого лодку спускали на стоячую воду – пруд или озеро. Приманенные запахом меда и нечистот насекомые облепляли тело человека, медленно пожирали плоть и откладывали личинок в образовавшиеся гангренозные язвы.
Сажание на кол
Казнь через сажание на кол изобрели в Ассирии (совр. Ирак). Таким способом наказывали жителей взбунтовавшихся городов и женщин, сделавших аборт — тогда эта процедура считалась детоубийством.
Казнь проводилась двумя способами. При одном варианте осужденному протыкали грудь колом, при другом – острие кола проходило сквозь тело через задний проход. Мучившихся людей часто изображали на барельефах в качестве назидания. Позже эта казнь стала применяться народами Ближнего Востока и Средиземноморья, а также славянскими народами и некоторыми европейскими.
Казнь слонами
Этот метод применяли преимущественно в Индии и на Шри-Ланке. Индийские слоны хорошо поддаются дрессировке, чем и пользовались правители Юго-Восточной Азии.
Предание зверям
Существовало две разновидности казни. Часто приговоренного к смерти привязывали к столбу посреди гладиаторской арены и спускали на него диких зверей. Были и вариации: бросали к клетку к голодному животному или привязывали к его спине. В другом случае нечастного заставляли выйти на бой против зверя. Из вооружения у них было простенькое копье, а из «доспехов» – туника. В обоих случаях на казнь собиралось множество зрителей.
Смерть на кресте
После запрета христианства в феодальной Японии XVII в. распятие применялось против заезжих миссионеров и христиан-японцев. Сцена казни на кресте присутствует в драме Мартина Скорсезе«Молчание», повествующей именно об этом периоде.
Казнь бамбуком
Древние китайцы были чемпионами по изощренным пытками казням. Один из наиболее экзотических способов умерщвления – растягивание виновного над растущими побегами молодого бамбука. Сквозь человеческое тело ростки пробивались в течение нескольких суток, причиняя этим неимоверные страдания казнимому.
Линг-чи
«Линг-чи» переводится на русский язык как «укусы морской щуки». Было и другое название – «смерть от тысячи порезов». Этот способ применяли во времена правления династии Цин, причем казнили таким способом высокопоставленных чиновников, уличенных в коррупции. Каждый год таких набиралось 15-20 человек.
Суть «линг-чи» – в постепенном отрезании от тела небольших частей. Например, отрубив одну фалангу пальца, палач прижигал рану и затем приступал к следующей. Сколько кусочков нужно отрезать от тела, определял суд. Самым популярным вердиктом было разрезание в 24 части, а самых отъявленных преступников приговаривали к 3 тысячам отрезаний. В таких случаях жертву поили опиумом: так она не теряла сознание, но боль пробивалась даже через пелену наркотического опьянения.
Казни Средневековья
Кровавый орел
Историки ставят под сомнение существование казни «Кровавый орел», однако упоминание о ней встречается в скандинавском фольклоре. Данный метод применялся жителями скандинавских стран в эпоху раннего Средневековья.
Своих врагов суровые викинги убивали максимально мучительно и символично. Человеку связывали руки и клали животом на пень. Кожу на спине аккуратно разрезали острым клинком, затем поддевали ребра топором, выламывая их наружу в форме, напоминавшей орлиные крылья. После этого из еще живой жертвы извлекали легкие и развешивали их на ребрах.
Эта казнь дважды демонстрируется в сериале «Викинги» с Трэвисом Фиммелом. (в 7 серии 2 сезона и 18 серии 4 сезона), хотя зрители отметили противоречия сериальной казни с той, о которой рассказывалось в фольклорной «Старшей Эдде».
Разрывание деревьями
Такая казнь была распространена во многих регионах мира, в том числе и на Руси в дохристианский период. Жертву привязывали за ноги к двум наклоненным деревьям, которые потом резко отпускали. Одна из легенд гласит, что так был убит древлянами князь Игорь в 945 году — за то, что хотел дважды собрать с них дань.
Четвертование
Способ использовали как в средневековой Европе. Каждую конечность привязывали к лошадям – животные разрывали приговоренного на 4 части. На Руси тоже практиковали четвертование, но под этим словом подразумевалась совсем другая казнь – палач поочередно отрубал топором сначала ноги, потом руки, а затем и голову.
Колесование
Колесование как вид смертной казни широко применялось во Франции и Германии во времена Средневековья. В России этот вид казни известен и в более позднее время — с XVII по XIX века. Суть наказания заключалась в том, что сначала виновного лицом к небу привязывали к колесу, закрепляя руки и ноги на спицах. После этого ему ломали конечности и в таком виде оставляли умирать на солнце.
Свежевание
Свежевание, или сдирание кожи, было изобретено в Ассирии, затем перешло в Персию и распространилось по всему Древнему миру. В Средние века инквизиция усовершенствовала этот вид казни – с помощью приспособления, которое называлось «испанский щекотун», кожа человека разрывалась на мелкие клочки, содрать которые не составляло труда.
Сваривание заживо
Эта экзекуция тоже была придумана в древности и получила второе дыхание в Средние века. Так казнили в основном фальшивомонетчиков. Уличенного в подделке денег человека бросали в котел с кипящей водой, смолой или маслом. Эта разновидность была довольно гуманной – преступник быстро умирал от болевого шока. Более изощренные палачи сажали приговоренного в котел с холодной водой, которую нагревали постепенно, или же медленно опускали его в кипяток, начиная со ступней. Сваренные мышцы ног отходили от костей, а человек еще был жив.
Казнь крысами
Ноги и руки заключенного крепко привязывали к металлической скамье, на живот ставили клетку с крысами с выломанным дном. Затем палач подносил горелку к клетке, и животные в панике начинали искать выход. А он был только один – через тело жертвы.
Современные казни
Растворение в кислоте
Принято считать, что растворять жертв в кислоте начала Сицилийская мафия. В этом отошении на слуху имя киллера-мафиози Джованни Бруска. Заподозрив, что его товарищ «капает» в полицию, Бруска похитил его 11-летнего сына и заживо растворил в наполненной кислотой ванной.
Цементные ботинки
Этот способ хорошо знаком многим нашим читателям по гангстерскому кино. Действительно, убивали таким жестоким методом своих врагов и предателей во времена мафиозных войн в Чикаго. Жертву привязывали к стулу, затем ставили под ноги тазик, заполнявшийся жидким цементом. А когда он застывал, человека везли к ближайшему водоему и скидывали с лодки. Цементные ботинки мигом тащили его на дно кормить рыб.
Полеты смерти
В 1976 году к власти в Аргентине пришел генерал Хорхе Видела. Он руководил страной всего 5 лет, но остался в истории как один из самых страшных диктаторов современности. Среди прочих зверств Виделы – так называемые «полеты смерти».
Человека, который выступал против режима тирана, накачивали барбитуратами и в бессознательном состоянии проносили на борт самолета, затем сбрасывали вниз – непременно в воду.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
5 казней на Руси (18+)
Чтобы последние минуты или часы жизни преступника показались ему самыми ужасными, казни выбирались наиболее изощренные и мучительные.
Этой казни так же удостаивались бунтовщики или государственные изменники. На кол был посажен, например, Иван Заруцкий, один из главных сообщников смуты времен Марины Мнишек. Для этого его специально привезли из Астрахани в Москву.
Казнь происходила следующим образом. Сначала палач слегка насаживал тело преступника на кол, а потом ставил «деревяшку» вертикально. Под тяжестью собственного веса, жертва постепенно опускалась все ниже и ниже. Но происходило это медленно, поэтому у обреченного была пара-тройка часов мучений, прежде чем кол выходил через грудь или шею.
Особо «отличившийся» сажали на кол с перекладиной, чтобы острие не достало до сердца. И тогда мучения преступника значительно растягивались.
А это «развлечение» вошло в обиход российских палачей во время правления Петра Первого. Приговоренного к смертной казни преступника привязывали к бревенчатому Андреевскому кресту, который был прикреплен к эшафоту. А в его лучах были сделаны специальные выемки.
Несчастного растягивали так, чтобы все его конечности заняли «нужное» место на лучах. Соответственно, места сгибов рук и ног, также должны были попасть куда нужно — в выемки. «Подгоном» как раз и занимался палач. Орудуя железной палкой, особой, четырехугольной формы, он наносил удары, раздробляя кости.
Когда «пазл складывался», преступника несколько раз сильно били в живот, чтобы сломать позвоночник. После этого пятки несчастного соединяли с его же затылком и укладывали на колесо. Обычно, к этому времени жертва еще была жива. И ее оставляли умирать в таком положении.
В последний раз колесование принялось для самых ярых приверженцев Пугачевского бунта.
Этот вид казни, чаще всего, применяли к женщинам, которые убили своих мужей. Обычно, их закапывали по горло (реже по грудь) в каком-нибудь наиболее оживленном месте. Например, на главной площади города или же местном рынке.
Сцену казни по средству закапывания прекрасно описал Алексей Толстой в своем эпохальном, хоть и незаконченном романе «Петр Первый».
Пока мужеубийца была еще жива, к ней приставляли специального охранника — часового. Он строго следил за тем, чтобы никто не проявлял к преступнице сострадания и не пытался ей помочь, дав еды или воды. А вот если прохожие хотели поиздеваться над смертницей — пожалуйста. Такое не возбранялось. Хочешь плюнуть в нее — плюй, хочешь пнуть — пни. Охранник лишь поддержит инициативу. Также любой желающий мог подкинуть несколько монет на гроб и свечи.
Обычно, через 3−4 дня преступница умирала от побоев или же у нее не выдерживало сердце.
Этот вид казни любил Иван Грозный. Преступника могли кипятить в воде, масле или даже в вине. Несчастного сажали в котел, уже наполненной какой-либо жидкостью. Руки смертника фиксировались в специальных кольцах, находящихся внутри емкости. Делалось это для того, чтобы жертва не смогла сбежать.
Когда все было готово, котел ставили на огонь. Нагревался он довольно медленно, поэтому преступник варился заживо долго и очень мучительно. Обычно, такую казнь «прописывали» государственному изменнику.
Самый известный человек, которому «посчастливилось» на себе испытать все ужасы четвертования — это знаменитый казак и бунтарь Степан Разин. Сначала ему отрубили ноги, потом руки и лишь после всего этого — голову.
Вообще-то, точно также должны были казнить и Емельяна Пугачева. Но ему первым делом отсекли голову, а только потом конечности.
К четвертованию прибегали только в исключительных случаях. За поднятое восстание, самозванство, измену Родине, личное оскорбление государя или же покушение его жизнь.
Правда, подобные «мероприятия» на Руси практически не пользовались зрительским, так сказать успехом. Народ наоборот, сочувствовал и сопереживал приговоренным к смертной казни. В отличие, например, от той же «цивилизованной» европейской толпы, для которой лишение жизни преступника было всего лишь увеселительным «мероприятием». Поэтому на Руси, в момент исполнения приговора на площади царила тишина, нарушаемая лишь всхлипываниями. А когда палач завершал свое дело, люди расходились молча по домам. В Европе же наоборот, толпа свистела и кричала, требуя «хлеба и зрелищ».
Зачем владимирцы сажали больных на осиновый пень
Выражение «язык родных осин» стало почти хрестоматийным (при этом почти все забыли, что это цитата из шуточного стишка Ивана Сергеевича Тургенева), да и в отечественной поэзии множество мастеров изящной словесности отдали дань деревцу с вечно трепещущей листвой. Одно из лучших написано в победном 1945-м вязниковцем Алексеем Фатьяновым: «Далёко родные осины,/ Далёко родные края./ Как мать, дожидается сына/ Родная сторонка моя».
И в то же время на Руси бытовало выражение «осина — проклятое дерево». Ее не сажали около дома и даже сидеть в тени осины некоторые считали плохой приметой…
Узнаю по названию
Согласно вездесущей статистике, в конце XIX столетия больше всего осины произрастало в Тульской губернии. Однако и у нас осина не только составляла неотъемлемую составляющую смешанных лесов, но и образовывала целые леса и перелески.
Свидетельством распространенности того или иного дерева является число производных от его названия наименований населенных пунктов. Во Владимирской губернии по состоянию на 1900-е годы имелось 5 деревень с названием Осинки — по две в Вязниковском и в Гороховецком уездах и одна — в Мелековском уезде. Имелось сельцо Осинки в Переславль-Залесском уезде, деревня Осиновец — в Шуйском и две деревни Осиновки в Ковровском и Юрьев-Польском уездах. А еще два лесных массива с одинаковыми названиями Осиновая грива — в Вязниковском и Меленковском уездах.
Названия, действительно, говорящие. Например, у сельца Осинки, где в XIX веке находилась усадьба господ Обтяжновых, у реки Тары и сейчас осинника предостаточно. Осиновую поросль охотно поедали коровы, лошади, овцы и козы, а в лесу ею лакомились олени, лоси и зайцы — одни из первых зверей для охотников. И неспроста! Как показывают исследования состава осиновых листьев, в них до 12% белка, до 24% — клетчатки, много кальция, марганца, калия, натрия, витаминов С и каротина.
Древние легенды
В народной медицине на осину «переносили» различные болезни: при лихорадке срезанные волосы и ногти больного вкладывали в дыру, просверленную в осиновом дереве, и забивали отверстие осиновым колышком, полагая, что от этого лихорадка не сможет выйти наружу.
Иногда вещи больного закапывали в яме под осину или сажали занедужившего на свежий осиновый пень, полагая, что болезнь уйдет из человека в него. «Передавая» болезнь дереву, просили осину: «Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне леготу!» При приближении эпидемии холеры в четырех концах села втыкали в землю срубленные деревца осины, ограждая селение от заразы.
С незапамятных времен за ней тянулся мрачный «евангельский» след. Бытовало предание, что именно из осины был сделан крест, на котором распяли Иисуса Христа. Впрочем, сторонников такой версии немного.
Иуда, повесившийся на осине. Средневековая миниатюра
А вот в том, что в одной из известных древнерусских былин Добрыня Никитич вешает побежденного Змея-Горыныча «на осину кляплую», содержится отголосок славянских языческих верований, в которых осина выступала в качестве действенного средства в борьбе с нечистой силой. Не случайно для того, чтобы прикончить вампира, ему надо было воткнуть в могилу осиновый кол!
Практичный материал
Если святоши упорно именовали ни в чем не повинную осину «проклятой» и рассказывали басни, что, мол, в осинниках прячутся черти, то куда более прагматично настроенные владимирские плотники давно оценили уникальные свойства осины в качестве строительного материала.
Материалы Владимирского губернского земства второй половины XIX века свидетельствуют о том, что легкая и упругая осина часто шла «на потолки, полы, балки, стропила». Долгое время церковные купола-главки и кровли крыли лемехом — осиновыми дощечками, со временем приобретавшими красивый серебристый оттенок. Тут история с Иудой в расчет не бралась — целесообразность начисто пересиливала суеверия.
Успенская церковь в Больших Всегодичах имела лемеховое покрытие глав
К примеру, в Ковровском уезде, лемеховое покрытие имели пять куполов Успенской церкви в селе Большие Всегодичи на реке Уводи и главка часовни в честь св. Николая Чудотворца у Николо-Нередичского погоста. Примечательно, что изначально лемеховое покрытие из осины имели и знаменитые церкви в Кижах.
Лемеховое покрытие в Кижах
Та же земская статистика указывает, что «для подземных построек осину предпочитают всем древесным породам, кроме дуба. Из нее выводят стены в погребах, колодезные срубы; она идет на подземные трубы; употребляется на пароходах для устройства водяных колес.
Из осины у нас делали барки и лодки (их так и называли «осиновки») и железнодорожные шпалы. Есть указания и на то, что порой, презрев суеверия, из хорошо просушенной осины владимирские крестьяне строили избы.
Осиновка, сохранившаяся до наших дней
Вот свидетельство очевидца, опубликованное во «Владимирском земском сборнике» в 1890-е гг. об осиновых избах: «Обыкновенная крестьянская изба может прослужить от 20 до 50 лет и более. Осиновая постройка сохраняется иногда до 100-150 лет вполне здоровой и прочной».
Ложка к обеду
В крестьянском быту из осиновой древесины, мягкой и легкой, однородной и прямослойной, не трескавшейся и не коробившейся, легко коловшейся и резавшейся ножом, делали самые разнообразные изделия. Осиновыми были детские игрушки, подносы, сундучки, оконные рамы, ведра, ковши, «уполовники», бочки (они подходили даже для керосина и нефти) и сохи для пахоты. Из осины также выделывали ложки. Умельцы-ложкари резали до 400 таких ложек в неделю. Эти ложки ценились выше березовых и в начале царствования императора Николая II сбывались перекупщикам по цене от 3 рублей до 3 рублей 50 копеек за тысячу.
А еще из осины били баклуши! Сегодня это выражение употребляется для характеристики бездельника, но почти никто не помнит, а что за баклуши такие? Все просто: осиновый чурбак расчетливым ударом раскалывался на несколько обрубков-баклуш — заготовок для различных изделий, например, тех же ложек. Отсюда и происхождение выражения «бить баклуши» в качестве обозначения легкой неквалифицированной работы.
Даже дрова из осины были незаменимы. При их использовании в топке печи накопившиеся там сажа и копоть полностью выгорали. До сих пор осиновые поленья применяют для очистки дымоходов печей и каминов.
Впрочем, для большинства жителей Владимирского края куда важнее красота, которую дарят багряные листья осины лесу. А еще радуют всегда яркие и словно праздничные шляпки грибов-подосиновиков — заветная цель «тихой охоты»…
Применение. Сегодня осину используют в химической и целлюлозно-бумажной промышленности, но больше не у нас, а где-нибудь в Канаде, хотя в последнее время интерес к этому дереву проявляют и в Белоруссии.
Что значит «посадить на пень»? Что это такое?
Речь о подобном ритуале, хотя это скорее наказание, шла в сериале, который недавно закончился, это сериал «Территория» и многие, кто его смотрел понимают о чем речь.
Суть там в том, что сажают на пень, причем пень должен быть свежим, ведь в сериале его специально защищали пилой, ну и якобы если на нем посидеть, извините за выражение, голым задом, то можно подцепить некую инфекцию, из-за которой можно умереть в течение ближайших нескольких дней, трех, если не ошибаюсь. Поэтому такого наказания очень боятся, хотя, если честно, выглядит это больше смешным, нежели страшным, а существует подобный ритуал у такого народа как Коми, вернее у жителей Пермского края и Кудымкара в частности, во всяком случае существовал он раньше, потому что сейчас в это уже не особо верят, а если и верят, то единицы.
Я тоже задался таким вопросом когда смотрел одну из последних серий сериала «Территория».
Мурзин угрожал посадить на пень одного из своих пленников.
Я так понял, что сначала шлифуется пилой пенёк, а потом голой попой садят насильно туда на него человека.
Получается что заносится какая-то инфекция и человек со временем умирает.
Я на самом деле никогда о таком не слышал.
Довольно-таки странные обычия и наказания у народа Пермского края.
Сегодня они встали так рано, чтобы набрать утренней росы. Арбуз мечтал, как в зимние вечера будет прихлебывать «счастливый» чай, и жизнь его снова окрасится в радужные цвета.
Но на бахче появились сборщики арбузов, схватили его за круглые бока и кинули в кузов. Прощай мечта.
В просверленные в пне отверстия засыпают селитру, а потом добавляют воду и оставляют пень, с этими реагентами в покое на неделю. Глубина отверстий должна быть до корней. По прошествии недели в отверстия нужно залить керосин или дизельное топливо и поджечь. В результате пень полностью выгорает и отпадает необходимость в трудоёмкой корчёвке. В целях соблюдения пожарной безопасности, процесс сжигания нужно держать под контролем. Проверено на практике.
Речь о далеко немолодом человеке, пожилом или старом, который несмотря на свой возраст не вызывает уважения. Обычно пожилой возраст связывают с мудростью, со знанием, опытом жизни. Когда сталкиваешься с людьми намного старше тебя, хочется узнать что-то полезное о жизни. Но не всегда возраст совпадает с мудростью. Бывает, что человек просто состарился, а мудрости не обрел.
Когда так отзываются о человеке, это говорит о разочаровании в полезности общения и присутствия его в жизни, о степени полезности.
Хотя, на мой взгляд, все таки нежелательно так говорить о старом человеке. Субординацию нужно соблюдать молодым перед человеком в возрасте. По дружески, в шутку можно сказать, но на это нужно иметь право. Это может сказать старый друг, в таком случае это другой уровень общения, где не будет обиды. В других случаях все таки лучше не обижать пожилого человека этой фразой.
Когда что-то делается кое-как, без разбору, с постоянными перерывами, тогда говорят, что дело идет через пень-колоду. Осталось понять, причем здесь пень и что такое колода.
Другие считают, что выражение придумали лесорубы. Вернее, придумали они сравнение «как через пень-колоду», справедливо полагая, что тащить колоду через пень неудобно и тяжело.
Наиболее достоверной представляется третья версия. Возможно, в выражении «через пень-колоду» отразился древний способ обработки земли: подсечно-огневой. Для освобождения земли под пашню рубили лес, выжигали пни. Несколько лет сеяли, а потом, когда участок переставал давать урожай, его бросали.
В древнерусских текстах встречаются распоряжения: «дати пень и колода», т.е. «дать право на расчистку леса под пашню». А в выражении речь идет о чем-то посаженном на пень или колоду.
Пень и колода здесь синонимы. Употребляясь вместе, они усиливают представление о встречающихся препятствиях. Вот и получается, что делать что-то через пень-колоду изначально значило делать что-то, выжигая пень за пнем, преодолевая препятствие за препятствием. Конечно, любое такое дело продвигалось с трудом, медленно.