Что значит порядок для кабанихи
Цитатная характеристика Кабанихи из пьесы Островского «Гроза»
Пьеса «Гроза» была создана Александром Николаевичем Островским в 1859 году. Описываемые события происходят в несуществующем городе Калинове на Волге. Главная героиня — Марфа Игнатьевна Кабанова. Цитатная характеристика Кабанихи позволит наиболее полно отразить суть произведения.
Черты характера
Кабаниха — лицемерная и злая старуха, имеет признаки мании величия. В её речи никогда не было ни единого доброго слова. Больше всего ценит общепринятые обычаи. У неё есть привычка проецировать свои убеждения на всех.
Это совершенно безумная женщина, тиран и диктатор. Кабаниха просто представить себе не может, что люди могут жить не так, как она считает правильным. Доверительные отношения с ней выстроить невозможно. Постоянные ругательства и скандалы были обыденным явлением в её доме. Портрет внешности героини автор предлагает составить самостоятельно, об этом в произведении нет ни слова.
Воспитание методами Марфы Игнатьевны
Порядок в устах Кабанихи — это беспрекословное подчинение младших старшим. По её мнению, жена должна бояться мужа. Видимо, своего мужа при жизни героиня не слишком боялась, ведь после его смерти ей удалось стать тираном. Возможно, она помогла ему умереть, как и Катерине:
Кабаниха стремится подавлять волю других, прикрываясь заботой и религией. Даёт милостыню нищим, но своих близких обижает. Она лишь пытается создать видимость доброты. Это очень глупо, учитывая, что все знали, какой она человек на самом деле:
Марфа Игнатьевна убеждена в непревзойдённой мудрости представителей своего поколения, поскольку те следуют традициям и верят приметам. Своими монологами она неоднократно подчёркивает их значимость:
Женщина уверена, что молодые люди глупы и беспомощны:
Они не следуют устаревшим традициям и глупым приметам только потому, что не уважают старших:
Скудоумие непробиваемое. Похоже, уважение, с точки зрения Кабанихи, это молчаливое выслушивание безосновательных оскорблений и упрёков от «мудрецов».
То, что Кабаниха сама когда-то была молодой, а её оболванивали «умные старшие», некоторые из которых, возможно, были такими же тиранами, она, похоже, забыла. Видимо, её интеллект настолько ограничили в молодости, что ей даже в голову не приходила мысль о существовании таких вещей, как любовь, искренняя забота, ласка, и они вовсе не являются признаками слабости.
Когда Тихон уезжает из дома, Кабаниха требует, чтобы Катерина провожала мужа, как положено в других семьях. Она обращается к Катерине:
У жены Тихона были добрые родители, поэтому она также с добротой относилась к нему, но Кабаниха всегда осуждала проявления любви.
Варвара, дочь Кабанихи, считает, что для выживания под одной крышей со столь неадекватной женщиной необходимо врать:
Хорошо, что у старухи не получилось сделать всех родственников безумными. Но она всё же довела невестку до самоубийства.
Предел своего ужасающего всеобъемлющего бессердечия сумасшедшая женщина показывает, когда Катерина рассказывает о своих встречах с Борисом. Старуха злобно радуется и говорит, что такую жену жалеть нельзя, следует закопать её в землю. Воистину воплощение сатаны. Но при этом она ещё умудряется верить в Бога или создавать иллюзию веры в глазах окружающих.
Тихон же не разделял убеждений матери, хотя ему порой приходилось ублажать её, ругать супругу, чтобы мать просто заткнулась. Он искренне любил Катерину, но никак не мог защитить её, потому что сам находился в заложниках и был слишком слаб, чтобы перечить матери.
Таким образом, жизнь в доме Кабанихи была бесконечной чередой конфликтов и унижений, полнейшим адом, выход из которого был только один: Катерина утопилась. Когда её тело вытащили из воды, Тихон посмотрел на него и сказал:
Всё не слишком плохо
В третьем действии пьесы Островский показывает другую сторону личности Кабанихи. Разговор с Феклушей обнаруживает в ней:
Но, несмотря на это, Кабаниха умна и меняет манеру общения в зависимости от того, с кем говорит. Это единственное явление, где она не ведёт разговор, а только слушает и подтверждает услышанное. Феклуша — единственный персонаж, с которым героиня не говорит свысока.
Брат по разуму
У Кабанихи был друг-купец — жестокий старик Савл Прокофьевич Дикой. Это типичный представитель «тёмного царства». Охарактеризовать его можно несколькими словами, ничего при этом не упустив:
Он думает, что если у него есть деньги, ему можно оскорблять всех. Почти каждая его фраза сопровождается ругательством:
Неспроста Островский дал ему такую фамилию. Савл поистине дикий человек.
Однажды Кудряш рассказывал историю из жизни Савла, когда один человек нагрубил ему и тем самым поставил в неловкое положение, вследствие чего над ним долго смеялись. То есть Дикой на самом деле не такой уж важный и влиятельный, как образ, который он хочет создать в глазах других. Это доказывает, что он мал, как и Кабаниха. Неудивительно, что они общались на равных.
Николай Александрович Добролюбов написал о пьесе «Гроза» статью под названием «Луч света в тёмном царстве». В ней главная героиня Катерина сравнивалась с «лучом света» в «тёмном царстве» глупых и алчных купцов-самодуров, а её самоубийство автор рассматривал как определённый протест против произвола и невежества. Вот только повлиять на дураков, глубоко убеждённых в своей правоте, это вряд ли могло.
Характеристика Кабанихи
Одной из главных героинь пьесы А. Н. Островского «Гроза» является Марфа Кабанова, олицетворяющая собой русское купечество. Деспотичная, грубая, невежественная, она принадлежит к отрицательным персонажам пьесы, возглавляя когорту «тёмного царства». Характеристика Кабанихи имеет большое значение, поскольку наглядно демонстрирует всю лживость и лицемерие прогнивших патриархальных устоев, заглушающих в человеке всё живое, настоящее.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.
Полное имя — Марфа Игнатьевна Кабанова.
Возраст — не указан, женщина средних лет.
Род занятий — без определённого рода деятельности.
Семья — сын Тихон, дочь Варвара, невестка Катерина.
Социальное положение — купчиха.
Происхождение — родом из купеческого семейства.
Воспитание — воспитана в духе патриархальных устоев.
Образование — отсутствует.
Внешность — немолодая женщина.
Характер — сварливая, деспотичная, властная, холодная, самоуверенная, жадная, религиозная, защитница патриархальных устоев.
Положительные черты — чадолюбивая.
Отрицательные черты — властная, злая, лицемерная, безжалостная, деспотичная.
Произведение — «Гроза».
Автор — А. Н. Островский.
Цитатная характеристика
Описание Кабанихи с цитатами позволит раскрыть её образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Полное имя Кабанихи — Марфа Игнатьевна Кабанова. Это богатая купчиха, вдова.
«Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова».
Источник: Действующие лица
Кабанова — близкая подруга и кума купца Дикого.
«Что это ты, кум, бродишь так поздно?»
Источник: Действие третье, явление 2
Черты характера и поступки
Кабанова — лицемерная женщина, которая под видом благочестия способна на самые безнравственные поступки, особенно по отношению к членам своей семьи.
«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».
Источник: Действие первое, явление 3
В доме Кабанихи так устроено, что без обмана и лицемерия невозможно спокойно прожить.
«…ты вспомни, где ты живешь! У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».
Источник: Действие второе, явление 2
Кабанова привыкла держать детей в страхе и полном подчинении. Особую власть она имеет над старшим сыном Тихоном.
«Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!
Источник: Действие первое, явление 5
«Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг».
Источник: Действие первое, явление 5
«Кабанова (строго). Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит. (С улыбкой.) Оно все лучше, как приказано-то».
Источник: Действие второе, явление 3
«У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь надает приказов, один другого грозней, да потом к образу побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано».
Источник: Действие второе, явление 2
Кабанова, по-своему желая детям добра, держит всех домочадцев в ежовых рукавицах, делая их глубоко несчастными людьми.
Кабанова упрекает сына в том, что тот много времени уделяет молодой жене. Она боится потерять власть над Тихоном и ловко манипулирует им.
«Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу».
Источник: Действие первое, явление 5
Кабановой ничего не стоит обидеть человека. Она не видит в этом ничего предосудительного.
Кабаниха демонстративно религиозна, однако её набожность никак не влияет на тяжёлый, деспотичный характер.
«Ну, я богу молиться пойду, не мешайте мне».
Источник: Действие второе, явление 7
Кабанова не готова отказываться от власти над детьми. Она уверена, что поступает правильно, как испокон веков поступали предки.
«Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит. Я давно вижу, что вам воли хочется. Ну что ж, дождетесь, поживете и на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте что хотите, не будет над вами старших».
Источник: Действие первое, явление 5
Кабанова не сомневается, что жена должна бояться мужа. В противном случае в доме не будет порядка.
При виде Катерины, которая обняла Тихона перед разлукой, Кабаниху одолевает ярость. Она считает, что верная жена должна демонстрировать не любовь и нежность, а полную покорность главе дома.
«Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж — глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!»
Источник: Действие второе, явление 5
Силу и опору общества Кабанова видит в стариках, которые могут научить молодёжь давно заведенным порядкам. Без них, по мнению героини, быстро наступит хаос.
«Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта: ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят; а выйдут на волю-то, так и путаются на покор да смех добрым людям… Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего».
Источник: Действие второе, явление 6
«Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет».
Источник: Действие четвертое, явление 5
Характеристика Кабанихи другими героями
Кабанов
Тихон привык во всём и всегда слушаться свою мать.
«Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»
Источник: Действие первое, явление 5
«Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг».
Источник: Действие первое, явление 5
Тихон считает, что в смерти Катерины виновата его мать, которая буквально заела невестку вечными упрёками и руганью.
Варвара
Варвара знает, как матери тяжело отпускать от себя Тихона, оставить полностью без своего жёсткого контроля.
«У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь надает приказов, один другого грозней, да потом к образу побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано».
Источник: Действие второе, явление 2
Варвара вынуждена подчиняться неписаным правилам, которые установила Кабаниха в своём доме, и постоянно лгать и изворачиваться.
«…ты вспомни, где ты живешь! У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».
Источник: Действие второе, явление 2
Варвару раздражает, что мать к месту и не к месту читает наставления.
«Варвара (про себя). Нашла место наставления читать».
Источник: Действие первое, явление 5
Катерина
Катерина подтверждает, что и она сама, и Тихон с почтением относятся к Кабановой, как она того и требует от своих детей.
«Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит».
Источник: Действие первое, явление 5
Катерине тяжело живётся с грубой Кабановой, которой ничего не стоит обидеть, унизить человека.
Жёсткий, властный, деспотичный нрав Кабанихи становится причиной того, что Катерина морально подавлена.
«Кабы не свекровь. Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны».
Источник: Действие второе, явление 10
Кулигин
Кулигин считает, что Кабанова — лицемерная женщина, которая пытается создать образ доброй, милосердной женщины, но сама при этом постоянно изводит своих близких.
«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».
Источник: Действие первое, явление 3
Кулигин прекрасно знает, какой крутой нрав у Кабанихи.
«Кулигин. Маменька-то у вас больно крута».
Источник: Действие пятое, явление 1
Кудряш
Кудряш соглашается, что Кабаниха отличается тяжёлым и деспотичным характером, но совершает плохие поступки под видом благочестия.
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Кабанихи вместе!
Биография
Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая купчиха, живущая в провинциальном городе Калинове. После смерти супруга в одиночку занималась воспитанием двух детей, старшего сына Тихона и младшей дочери Варвары.
После женитьбы Тихона в большом доме Кабановых поселилась его супруга Катерина. Кабаниха сразу невзлюбила невестку, к которой испытывала сильную ревность и ничем не прикрытую ненависть. Старания Катерины понравиться свекрови не приносят положительных результатов.
Конфликт между Кабанихой и Катериной обострился с отъездом Тихона. По мнению Кабановой, невестка не проявляет должного почтения и уважения к мужу, а тот, в свою очередь, слишком слабый и мягкий.
После отъезда Тихона Кабаниха с удвоенным вниманием принялась следить за Катериной, и от неё не скрылось тяжёлое душевное состояние женщины. Катерина, не выдержав тяжелой атмосферы дома, призналась Тихону и его матери в совершённой измене. Эта новость стала для Кабанихи поводом для ещё большей тирании по отношению к невестке.
Образ Кабанихи
Марфа Кабанова — отрицательный персонаж в пьесе А.Н. Островского «Гроза», в котором нет ни одного положительного качества. С первых строк женщина предстаёт лицемеркой, ханжой, привыкшей к полному подчинению и почитанию. Демонстративно привечая странников и паломников, она всячески измывается над своими близкими. Крутой нрав Кабанихи отмечают не только члены её семьи, но даже совершенно посторонние люди.
Кабаниха является ярой защитницей патриархальных устоев. Она не приемлет ничего нового и считает, что нужно жить по правилам, по закону, то есть во всём слушаться старших, подчиняться им, даже если их видение жизни не соответствует твоему.
Для Кабанихи очень важно впечатление, которое производит она и члены её семьи на окружающих. Именно потому в доме царит лицемерие, ложь, страх, ненависть. Искреннее проявление чувств для неё совершенно неприемлемо, она считает это чем-то неприличным.
Марфа Кабанова не сомневается, что крепкая семья должна быть построена на страхе. Она постоянно внушает сыну, что Катерина должна бояться его, всячески выказывать почтение. Кабанова не в состоянии понять, что отношения между мужем и женой могут строиться на любви и взаимном уважении и потому всячески мешает окрепнуть союзу Тихона и Катерины.
Кабаниха — религиозная женщина, однако её вера только напоказ. Она много и усердно молится, регулярно посещает церковь, раздаёт милостыню, однако в её душе нет Бога. Кабановой ничего не стоит обидеть человека, нагрубить ему, проявить жестокость и равнодушие.
Циничность и бессердечность Кабанихи особенно остро проявляется в последнем действии пьесы, когда она не пускает Тихона взглянуть на тело погибшей Катерины и не даёт попрощаться с ней, угрожая материнским проклятием.
Речевая характеристика Кабанихи
Кабанова — необразованная, невежественная женщина, которая в речи использует просторечные слова и выражения, также часто встречаются пословицы и поговорки: «Никому не закажешь говорить», «Не заступайся, матушка, не обижу небось!», «…у меня об вас сердце болит», «Чужая душа — потемки». Её речь максимально проста и понятна для восприятия.
Кабаниха — религиозная женщина, и в её речи часто проскальзывают выражения церковно-житейского характера: «Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то!», «Полно, полно, не божись! Грех!»
Размеренный характер речи Кабанихи придают повторы просторечных слов, словосочетаний: «…кабы своими глазами не видела да своими ушами не слыхала», «…что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает…»
Образ и характеристика Кабанихи (Кабановой) в пьесе Гроза Островского сочинение
Кабанова Марфа Игнатьевна – довольно крупная фигура в пьесе, мы можем смело назвать одной из главных героинь произведения. Кабанова является свекровью Катерины, помимо этого, у нее есть дети – Тихон и Варвара. Она обладает большим богатством, не нуждается в дополнительных финансовых средствах. Муж ее умер.
В произведении ее образ необходим для того, чтобы читатель проникся образом Катерины. Для того, чтобы выявить основные черты характера, идеалы Кабанихи, попробуем сделать некоторый сравнительный анализ этих двух героинь. Ведь эти две героини являются абсолютными противоположностями по отношению друг к другу.
Естественно, между ними есть и сходства, но они незначительны. Во-первых, и Кабаниха и Катерина имеют четко сформированную систему ценностей, при этом они совершенно не готовы мириться с человеческими слабостями и нерешительностью, требуя такого же отношения к жизни и к миру. Также обе героини не верят в прощение.
Итак, а какие же существенные отличия мы можем отметить между двумя этими героинями. Катерина – девушка мечтательная, витающая в облаках. Кабаниха же более приземленная женщина, ее интересуют бытовые вопросы, человеческие взаимоотношения. Она требует беспрекословного подчинения, все должно быть так, как скажет она. Для нее основными понятиями являются приказ, страх и дисциплина. Кабаниху совершенно не смущает ее поведение, она даже не задумывается о том, что, возможно, она поступает нецелесообразно, грубо.
Кабаниха придерживается консервативного уклада, она протестует против нововведений, новых взглядов. Мало того, она считает, что и другие всенепременно должны считать также. Ее умозаключения не на чем не основаны, она просто считает свою точку зрения единственно верной и правильной. Во все эти суеверия она заставляет верить и своих детей. Дети не могут проявить самостоятельность, им приходится поступать так, как велит их мать. Своему сыну она говорит о том, что жена должна бояться мужа, только тогда она будет слушать его и выполнять все его прихоти и просьбы.
Даже после смерти Катерины, Кабаниха ничего не поняла и продолжила себя деспотично и недостойно себя вести, считая себя правой абсолютно во всем.
Характеристика героини
(Фаина Шевченко в роли Кабанихи, драматическая постановка, 1934
Кабаниха — богатая купчиха и вдова, живущая в провинциальном городе Калинове с дочерью, сыном и женой. Она единолично руководит все делами семьи и не приемлет никаких возражений, имеет очень сильную и властную натуру. Для неё главные понятия в семейном укладе, которые она требует неукоснительно исполнять, это «страх» и «приказ».
Несмотря на то, что она религиозна и является ревностной христианский, далека от духовной жизни, а интересуется исключительно земными и насущными проблемами. Она очень лицемерная, холоднокровная и хитрая старуха, которая на людях подает милостыню нищим, а дома обижает и тиранит детей и невестку. Ей ничего не стоит оскорбить или унизить человека, она отличается жесткостью и суровостью, ей нравиться держать людей в страхе, так ими лучше управлять и подчинять своей воле.
(Иллюстрация Герасимова С,В, детгиз 1950
Кабаниха — типичный представитель старого патриархального уклада жизни, для неё в первую очередь важны порядки и обычаи, с чувствами и желаниями близких она просто не считается и думает, что имеет полное моральное право унижать их, «читать морали» и всячески ими управлять. Причем оправдываясь родительской заботой и любовью к детям она совсем не считает себя тираном и твердо верит в то, что действует во благо. Кабаниха уверена в том, что она совсем не обязана рассуждать верно она поступает или нет, главное жить по завету отцов и неукоснительно выполнять их наставления, тогда везде будет царить мир и порядок. По её разумению только люди в возрасте обладают достаточным умом и мудростью, молодые должны все делать по их наставлению, сами они не могут принимать никаких решений.
Больше всех от тирании злобной Кабанихи страдает тихая и покорная невестка Катерина, которую та ненавидит всей душой и бешено ревнует к сыну. Мать считает его тряпкой, а проявления ласки по отношению к молодой жене — слабостью, перед его отъездом она советует ему как можно строже отчитать Катерину, чтобы боялась его и уважала. От неё не ускользают перемены в поведении невестки и она подозревает её в измене мужу. Когда Тихон возвращается мать доводит Катерину до того, что она во всем сознается. Кабаниха полностью удовлетворена, ведь она оказалась во всем права — ласковое отношение к жене не может привести ни к чему хорошему.
Образ героини в произведении
Образ Кабанихи, тирана и самодура в женском обличье, символизирует нравы и моральные устои, царившие в купеческом обществе в России 19-го столетия. Погрязшие в устаревших догмах и незыблемых традициях, они имеют силы и финансовые возможности, чтобы сделать государство лучше, но не обладая достаточным самосознанием и увязнув в косности и ханжестве, не могут на это решиться.
В конце произведении злобную и жестокую Кабаниху ждет своя собственная «гроза» и полное крушение её мира: невестка Катерина признается в чувствах к другому мужчине, сын публично восстает против неё, дочь убегает из дома. Все заканчивается весьма печально: Катерина под давлением стыда и морали, доведенная Кабанихой до полного отчаянья, бросается с обрыва в реку, дочь находит спасение в побеге, а сын Тихон наконец отбросив все годы унижений и потаканий капризам маменьке наконец говорит правду: « Вы её погубили!Вы!».
В своем произведении Островский создал страшный и мрачный вымышленный город Калинов, настоящее воплощение жестокого и бесчеловечного отношения к людям. Это царство тьмы, где безраздельно властвуют такие монстры как купчиха Кабаниха и её кум Дикой. Иногда там пробиваются редкие лучики света и доброты, такие как Катерина, но выразив свой протест против страшного и темного царства, погибают, не выдержав неравной борьбы с засильем зла и жестокости. И все же царство тьмы рано или поздно будет рассеяно, и люди в Калинове заживут новой, счастливой жизнью.
Характеристика Кабанихи из пьесы Гроза
кабаниха пьеса героиня
Кабанова Марфа Игнатьевна (Кабаниха) — центральная героиня пьесы, мать Тихона и Варвары, свекровь Катерины. В перечне действующих лиц о ней сказано: богатая купчиха, вдова. В системе персонажей пьесы — антагонист главной героини, Катерины, контрастное сопоставление с которой имеет определяющее значение для понимания смысла пьесы. Сходство героинь можно усмотреть как в принадлежности их к миру патриархальных представлений и ценностей, так и в масштабе и силе характеров. Обе они — максималистки, никогда не примирятся с человеческими слабостями, не допускают возможностей никакого компромисса. Религиозность обеих также имеет одну сходную черту: обе они не верят в прощение и не вспоминают о милосердии. Однако этим черты сходства исчерпываются, создавая почву для сравнения и подчеркивая сущностно значимый антагонизм героинь. Они представляют собой как бы два полюса патриархального мира. Катерина — его поэзию, одухотворенность, порыв, мечтательность, дух патриархального уклада в его идеальном значении. Кабаниха вся прикована к земле и земным делам и интересам, она блюститель порядка и формы, отстаивает уклад во всех его мелочных проявлениях, требуя неукоснительного исполнения обряда и чина, нимало не заботясь о внутренней сути человеческих отношений (см. ее грубый ответ на слова Катерины о том, что свекровь для нее все равно что родная мать; все поучения сыну).
Кабаниха умеет говорить и доброжелательно-поучительно («Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что же делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит»), и лицемерно прибедняться («Мать стара, глупа; ну а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать»), и властно приказывать («Смотри ж, помни! На носу себе заруби!», «В ноги кланяйся!»). Кабаниха старается показать свою религиозность. Слова: «Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то!», «Только грех один!» — постоянно сопровождают ее речь. Она поддерживает суеверия и предрассудки, строго соблюдает старинные обычаи. Неизвестно, верит ли Кабаниха в нелепые сказки Феклуши и приметы горожан, сама она ничего подобного не говорит. Но она решительно пресекает всякие проявления свободомыслия. Высказывания Кулигина против предрассудков и суеверий она осуждает, а суеверные пророчества горожан, что «эта гроза даром не пройдет», поддерживает и назидательно говорит сыну: «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет». И в религии, и в старинных обычаях она видит главную цель: запушить человека, держать его в вечном страхе. Она понимает, что только страх может удержать людей в подчинении, продлить пошатнувшееся господство самодуров. На слова Тихона, зачем жене бояться его, Кабанова в ужасе восклицает: «Как, зачем бояться! Как, зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит?» Она защищает закон, по которому слабый должен бояться сильного, по которому у человека не должно быть своей воли. Как верный страж этого порядка, она поучает своих домашних на виду у толпы горожан. После признания Катерины она громко, с торжеством говорит Тихону: «Что, сынок! Куда воля-то ведет! Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!»
В сыне Кабанихи, Тихоне, мы видим живое воплощение той цели, к которой стремятся властители «темного царства». Они были бы совершенно спокойны, если б могли сделать всех людей такими же забитыми и безвольными. Благодаря усилиям «маменьки» Тихон настолько пропитался страхом и покорностью, что не смеет даже думать о том, чтобы жить своим умом и своей волей. «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» — уверяет он мать.
А ведь Тихон от природы неплохой человек. Он добр, отзывчив, искренне любит и жалеет Катерину, чужд всяких корыстных стремлений. Но все человеческое подавлено в нем деспотизмом матери, он становится покорным исполнителем ее воли. Однако трагедия Катерины заставляет даже покорного Тихона поднять голос протеста. Если первые слова Тихона в пьесе: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!», то в конце ее он с отчаянием бросает в лицо матери страстное, гневное обвинение: «Вы ее погубили! Вы! Вы!»
Невыносимая жизнь под гнетом Кабанихи, тоска по свободе, стремление к любви и преданности — все это, не нашедшее отзыва в Тихоне, явилось причиной зарождения чувства Катерины — к Борису. Борис не похож на остальных обитателей Калинова. Он образован и кажется человеком из другого мира. Как и Катерина, он тоже угнетен. и это. вызывает у молодой женщины надежду найти в нем родственную душу, способную ответить на ее горячее чувство. Но Катерина горько обманулась в Борисе. Борис только внешне кажется лучше Тихона, в действительности же он хуже его. Как и Тихон, Борис не имеет своей воли и безропотно подчиняется.
Пьеса «Гроза» одна из самых известных в творчестве Островского. Яркая, социально-бытовая драма, события которой происходят в 19 веке в городке Калинове. Женские образы в пьесе заслуживают отдельного внимания. Они колоритны и уникальны. Образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» несомненно, важны в произведении. Она главный деспот и тиран в пьесе. Она же виновна в смерти Катерины. Цель Кабанихи подчинить себе как можно больше народа, чтобы навешать им нравы, традиции и законы, свято соблюдаемые ею. Истинный страх закрался в ее душу, когда она поняла, что надвигается новое время, время перемен, противостоять которому она не в силах.
Марфа Игнатьевна Кабанова – она же Кабаниха. Вдова. Купчиха. Мать Варвары и Тихона.
Кабанова в пьесе Гроза
Современники А.Н. Островского о — драма народной жизни. Драматург понимал социальные реалии и создавал достоверные и узнаваемые характеры. Одним из воплощений русского народного сознания является Марфа Кабанова — зажиточная купчиха и представительница старого патриархального мира.
Привычно соотнося Кабаниху с «темным царством», сторонники Н.А. Добролюбова в ней видят героиню страшную, прячущую самодурство под видом благочестия. Марфа Игнатьевна уверена, что в опоре на устои заложена возможность ее власти в семье. Старина – то, на чем, по ее мнению, держится мир: «Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы». У нее сформировалось ясное представление об устройстве патриархальной семьи, которое она готова отчаянно защищать. Кабаниха по натуре — невероятно сильная женщина. И силу ее чувствуют все: не только забитый Тихон («Забыл, с кем говоришь!»), но и Дикой («Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!»). Именно на внутренней силе характера и стоит ее несложная идеология, именно поэтому она единолично управляет всем и не терпит никаких возражений. Возникает мрачная картина быта, где мать — ненавистница всего, что связано с человеческой волей и свободой: «Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит…» Кабаниха изо всех сил цепляется за традиции, ее наставления — отчаянная попытка сохранить собственное понимание истинного. Чувствуя, что земля уходит из-под ног, что молодое поколение, несмотря на внешнее почтение, ей сопротивляется и её позицию не принимает, Кабаниха приходит в бешенство. Все это приводит лишь к большему напряжению в семье.
В восприятии современных Островскому критиков Кабаниха была страшным злом русской жизни. Но был и другой взгляд на образ Марфы Игнатьевны, восходящий к А.А. Григорьеву. Он отмечал, что Островский не был обличителем «самодурства»; понятие «самодурства» слишком узко. Островский показывает народную жизнь во всех ее проявлениях и особенностях. Так, Кабаниха стремится «законсервировать» устои, естественные на Руси. В этом она не одна — приверженность к консерватизму свойственна людям. «Домостроевские» законы хоть и устарели, но остались законами. А возможно ли жить без правил?
Таким образом, расхождения в оценке образа Кабанихи только подтверждают талант Островского в умении изображать драму народной жизни.
Образ и характеристика
Фамилия Кабанова подходит главной героине очень точно, характеризуя ее с первых минут. Дикое животное способно наброситься на человека без весомой причины, так же и Кабаниха. Яростная, свирепая. Способна «загрызть насмерть» человека, если он ей не угоден, что и произошло с Катериной, которую вдова просто сжила со свету. Угодить ей невозможно. Она всегда найдет повод к чему придраться, как ни старайся.
Кабаниха, после смерти мужа осталась с двумя маленькими детьми на руках. Унывать было некогда. Пришлось заботиться и поднимать Варвару и Тихона. Брат с сестрой совершенно разные по характеру и внешне, хотя воспитывались одинаково.
Властная, деспотичная женщина
, держащая в страхе не только домочадцев, но и всю округу.
«Маменька-то у вас больно крута…»
Подчинять и властвовать вот ее кредо. Абсолютно убеждена, что семья строится на страхе и подчинении младших старшим. «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть». В своем отношении к детям не видит ничего ненормального.
«Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить».
Религиозна.
Эта не вера религиозного фанатика, свято соблюдающего все посты и божьи законы. Скорее дань традиции. Она выполняет обряды на автомате, не особо вникая в процесс и его значение. Вера в прощение и милосердие у нее отсутствует. Для нее главное строгое выполнение патриархальных порядков. Это святое.
«Ну, я Богу молиться пойду; Не мешайте мне…».
К окружающим она требовательна не меньше, чем к себе. Что по этому поводу думают сами люди и какие чувства испытывают ей глубоко безразлично.
Постоянно всем недовольна. Брюзжит по поводу и без. Угодить ей сложно. Собственная семья и та ее раздражает, особенно сын и сноха. Вот где Кабаниха отрывается по-полной программе. Сует нос в их жизнь, лезет с советами. Считает, что сын после женитьбы охладел к матери, превратившись в тряпку и подкаблучника.
«Может ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая».
Сноха отдельная тема. Поведение невестки из ряда вон. Традиции не соблюдает, мужа ни во что не ставит. Совсем отбилась от рук. Старость не уважает и не чтит.
Убеждена, что делает все правильно. Искренне верит, что если поддерживать старинный порядок и уклад, то дом не пострадает от внешнего хаоса. С хозяйством управляется жестко, похлеще мужика. Проявление эмоций ей не свойственно. По ее мнению это лишнее. При малейшем проявлении бунта со стороны домашних, Кабаниха пресекает все на корню. Любой проступок с их стороны влечет за собой наказание. Ее сразу приводит в бешенство, если они молодежь пытается пойти ей наперекор. Посторонние люди ей родней, чем сын и сноха.
«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем…».
Слово доброе скажет, милостыней наградит.
Кабаниха привыкла, что держит на себе все хозяйство. Она уверена, что прав тот, у кого больше наличных в кармане. Поселив у себя богомолок-приживалок она каждый день слышит их хвалебные речи в свой адрес. Льстивые бабки совсем задурили ей голову. Кабаниха даже мысли не допускает, что может сделать что-то не так. Своими разговорами о конце света, старухи поддерживают представление Кабанихи о жизни на земле.
В литературе очень часто появляются образы исключительно негативные. В то время, когда в основном высказывается мнение о двойственности человеческой души и природы и наличии и положительной и отрицательной стороны личности, мастера художественного слова то и дело намеренно наделяют своих персонажей только плохими чертами характерами, исключая даже малейшие проявления положительного влияния деятельности героя.
В пьесе «Гроза» Островского одним из таких персонажей является Кабаниха.
Характеристика личности Кабанихи
Полное имя героини – Марфа Игнатьевна Кабанова, но в тексте ее чаще всего называют Кабанихой. Марфа Игнатьевна состоит в дружеских отношениях с Диким, также он является ее кумом. Стоит отметить, что такая дружба не удивительна, ведь оба персонажа очень похожи по характеру.
Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с в пьесе Островского “Гроза”.
Кабаниха – состоятельная купчиха. Ее положение в обществе подразумевало толерантное отношение к окружающим, но на самом деле повадки у нее совсем не дворянские. Кабаниха обладает твердым и непоколебимым характером. Она жестокая и грубая женщина.
Марфа Игнатьевна слишком консервативна, она «застряла» в прошлом времени и живет принципами и устоями давно минувшими, не понимая, что в мире произошли перемены и жить по-старому уже невозможно. Она считает, что мудрость человека определяется его возрастом – молодые люди априори не могут быть умными, это только прерогатива стариков: «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают».
Кабаниха уверена, что дети обязательно должны кланяться в ноги своим родителям, а муж должен все время «приказывать» своей жене. Марфу Игнатьевну очень огорчает, когда эти нормы поведения не соблюдаются и думает, что это проблема невоспитанности молодого поколения: «Ничего-то не знают, никакого порядка».
Кабаниха привыкла играть на публику – она старается в глазах общества быть добродетельной и благородной женщиной, хотя на самом деле такой не является. Марфа Игнатьевна часто дает милостыню нищим, но делает это не по велению сердца, а для того, чтобы все думали, что она добрая и щедрая женщина.
Кабаниха очень набожная женщина, но, судя по всему, ее религиозность тоже напускная, так как несмотря ни на что, Кабаниха не придерживается законов Божьих и часто пренебрегает основными правилами поведения по отношению к другим людям.
Семья и отношение к родным
Сложность характера во всю силу проявляется по отношению к своим родным людям. В составе ее семьи три человека – сын, дочь и невестка. Со всеми ими у Кабанихи сложились крайне противоречивые отношения.
Все сложности и конфликты в семье связанные с авторитарным характером матери, ее консервативностью и особой любовью к скандалам.
Предлагаем вдумчивым читателям ознакомиться с в пьесе Островского “Гроза”.
Сын Кабанихи – Тихон – на момент повествования уже взрослый человек, он мог бы быть вполне самостоятельным, но мать не дает ему возможности это сделать. Женщина все время опекает сына и старается проконтролировать его каждый шаг, ссылаясь не некомпетентность Тихона. В результате
Кабаниха стала не просто давать советы сыну, а буквально жить вместо него: «поедом ест, проходу не дает».
Марфа Игнатьевна постоянно вмешивается в отношения сына и невестки и порой приказывает побить жену сына, ибо такой порядок: «А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала».
Тихон же, несмотря на свой возраст и убеждения в том, что такие грубые действия по отношению к жене не нужны, все же беспрекословно выполняет волю матери.
К молодой невестке Катерине у Кабанихи не лучшее отношение – она все время недовольна ней и всегда найдет, чем упрекнуть молодую девушку. Причина такого отношения кроется не в недобропорядочном отношении Катерины к Кабанихе или же не в не выполнении своих обязанностей со стороны Катерины, а в привычке Кабанихи всеми командовать и ревности, возникшей по отношению к невестке.
Кабаниха не может принять взрослость своего сына, ей обидно, что Тихон отдает предпочтение жене, а не своей матери.
Дочь Кабанихи Варвара не столь прямолинейна, она уже давно поняла, что отстоять свою позицию у нее никогда не получится: мать, которая по своей сути была домашним тираном, просто не выносила ничего подобного и не допускала никаких вольностей. Из этой ситуации девушка нашла только один выход – обманывать мать. Варвара всегда говорила то, что хотела услышать Марфа Игнатьевна, но поступала так, как ей хочется: «У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».
Такие действия внутри семьи со стороны Кабанихи стают причиной множества трагедий. Дочь ее Варвара сбегает из дому, чтобы никогда не появляться уже здесь – для девушки побег стал единственным спасением от домашнего тиранства матери. Тихон и Катерина, которые даже не задумывались о том, как возможно изменить их положение, а всего лишь заняли выжидательную позицию и молча терпели оскорбления и унижения со стороны матери, не смогли добиться успеха.
Катерина, изменив мужу, чтобы почувствовать себя счастливой, под давлением морали и стыда признается в своем поступке, а затем, но уже под давлением унижений Кабанихи, заканчивает жизнь самоубийством. Только лишь после смерти Катерины Тихон нашел в себе силы дать словесный отпор матери и упрекнуть ее в неправомерных действиях по отношению к своим близким: «Вы ее погубили! Вы! Вы!». Однако из-за мягкости характера Тихона вряд ли он сможет отстоять свою позицию до конца.
Кабанова, или как ее называют – Кабаниха – одна из главных героинь в пьесе Островского «Гроза». Марфа Игнатьевна является богатой купчихой, а также вдовой. У нее двое детей: сын Тихон и дочь Варвара. В ее доме сын Тихон проживает вместе со своей женой Катериной.
Кабаниха представлена, как злая, завистливая и лицемерная женщина, которая ненавидит, казалось бы, всё вокруг себя. Ее любимое занятие — это читать морали сыну и дочери, а Катерин она вообще держит в страхе. Один ее вид грозен и бесстрашен.
Писатель не зря наделяет главу семейства таким странным прозвищем. Оно полностью передает характер героини. Оценив ее действия, можно с уверенностью назвать ее бессердечной.
Самым большим ее проступком является то, что сына своего она вырастила безвольным и бесхарактерным человеком. Он не может и шага ступить, не спросив ее. Таким образом, он не может и даже не пытается защитить свою жену от нападок свекрови. Со стороны же Кабанихи читатель видит обыкновенную ревность к собственному сыну.
Ее образ противоречив: она верит в Бога, но творит зло, подает милостыню, но обижает своих близких. Она умело играет на глазах окружающих: прикидывается непонимающей, называет себя старой и изможденной, но вместе с тем полна решимости поучать других.
Естественно, что образ Кабановой – это прототип Екатерины, ее противоположность. Хотя, общее между ними всё-таки есть. Они обе уважают старину, но понимают ее по-разному. Для свекрови старина – это то, что должно подчинять молодежь. Ее установка говорит о том, что старые люди должны приказывать, а молодые беспрекословно подчиняться. У Катерины же другие представления. Для нее старина – это любовь и забота к ближнему, это милосердие и сострадание не только в отношении пожилых людей, но и ко всем окружающим. Катерина является жертвой Кабанихи, которая терпит издевательства и ругань, в то время как Варвара лишь делает вид, что слушает мать, придерживаясь на самом деле только своих взглядов.
После прочтения пьесы читатель осознает, что именно Кабаниха способствовала гибели Катерины. Она угрожала, что сведет счеты со своей жизнью, явно убегая от нападков свекрови. Может, Кабаниха и не желала такой развязки, но желание сломить невестку в любом случае преобладало. Как итог, семья Кабановой рушится. Дочь обвинила мать в гибели Катерины и ушла из дома, Тихон же впадает в запой.
Интересные факты
Семья Кабанихи
Сочинение на тему Кабаниха
Одной из главных героинь в произведении «Гроза» является Марфа Игнатьевна Кабанова. В народе все ее называли Кабанихой. Богатая купчиха и вдова имела двоих детей, Варвару и Тихона, который имел в женах Екатерину. Она была типичным представителем старшего поколения, который любит давать наставления и читать нотации. Для нее самым главным приоритетом в жизни было соблюдать установленные в обществе обычаи и порядки. Она не любила своих детей, держала весь дом в страхе, и часто обижала людей.
Автор пьесы описывает свою героиню как грозную, строгую, злую, жестокую и бессердечную женщину. Она не пренебрегала тем, чтобы проявлять лицемерие. На людях она старалась вести себя порядочно. Помогала бедным, но в то же время обижала родных детей и свою невестку Екатерину. Она нередко уходила ото всех, чтобы помолиться Богу. Но это не помогало ей жить святой жизнью. Ее дети считали, что выжить в доме их матери можно только одним способом, научиться обманывать. Своего Сына Марфа Игнатьевна предпочитала держать в страхе. Часто ревновала его к молодой жене. В своих наставлениях она не раз повторяла, чтобы молодые люди уважали стариков. На самом деле она имела только себя. Ей не так важно было, чтобы слушались других. Просто ей нравилось держать всех в страхе и чувствовать, что она держит все в своих руках. Кабаниха строго соблюдала традиции и заставляла молодежь делать то же самое.
Героиня была весьма суровой женщиной. Часто можно было услышать, как она бранит и критикует всех вокруг. В ее характере можно было наблюдать деспотизм, который являлся результатом ее слепого доверия сложившимся обычаям. Суровость ее выражалась и в отношении к собственной невестке. Каждое слово Екатерины она обрывала и делала ядовитые замечания. Она осуждала невестку за то, что та ласково обращалась со своим мужем. По ее мнению, женщина должна бояться мужа настолько, чтобы чувствовать себя его рабою.
Александр Николаевич Островский написал свою пьесу «Гроза» в 1859 году. В центре сюжета находится конфронтация между поколениями. Старшее поколение всегда держалось на старых нравах, опытах и обычаях. Они отказывались понимать молодых. А те, напротив, никогда не стремились следовать установленным веками традициям. Поэтому старшие пытались перевоспитать их волю Данная проблема, которую описал в своей пьесе Островский навсегда останется значимой, пока существуют отцы и дети. Родители желают, чтобы дети были похожи на них, и следовали их путями.
Действие первое
События истории происходят в городе Калинов на Волге, который на первый взгляд кажется спокойным, однако в нем господствует произвол. Действие разворачивается вокруг богатого купца Савелия и вдовы Кабановой Марфы Игнатьевны. Первый славится своей жесткостью и постоянно ругается со своими работниками и семьей. Купчиха, которую зовут Кабанихой, больше известна своими нудными лекциями и нотациями. Одним из немногих положительных характеров является Кулигин – бедный механик, который мечтает изобрести что-то вроде вечного двигателя, который мог бы принести пользу всем людям.
В первом действии продолжается знакомство с персонажами. В доме Савелия Дикого живет Борис, который мирится с произволом купца, потому что надеется получить от него наследство. Он старается наладить отношения, так как умершая бабка завещала ему деньги, однако купец не спешит отдавать их законному наследнику. В семье Кабановой живет жена ее сына Тихона Катерина, выделяется добротой, сильной волей и религиозностью, которая воспринимается в положительном ключе.
Катерина и Борис периодически встречаются в городе, часто на службах в церкви. Между ними возникает взаимная симпатия, которая, однако, не перерастает в нечто большее. Борис слишком стеснительный и нерешительный, а для Катерины завести отношения при наличии живого мужа – тяжкий грех. Кроме того, Борис не собирается оставаться в захолустном городе навсегда.
Тихон, муж Катерины, постоянно выслушивает нравоучения матери, после чего обвиняет ее за глаза во всех своих неудачах. Сестра Тихона Варвара пытается сказать ему, что он сам в ответе за собственную жизнь.