Что значит порождения ехиднины толкование

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 23:33

Свт. Иоанн Златоуст

Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну

Свт. Кирилл Александрийский

Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну

Отчего фарисеи, будучи сопричислены Господом к разряду змеев, то есть отверженных духов, названы порождениями ехидны, составляющей особенную породу змей? Ехидна есть весьма малая, едва приметная змея, слепая, но вооруженная сильнейшим, смертоносным ядом. Так и гордость есть недуг души едва заметный, часто представляющийся человекам глубочайшим смирением, часто признаваемый человеками за святость и бесстрастие, но убивающий душу, соделывающий ее неспособною ни к каким добродетелям. Ехидна слепа: слепа и гордость. Омраченный ею не видит и не ведает Бога, лишен правильного воззрения на себя и на человечество. Самая дверь к добродетелям — покаяние — затворяется, накрепко заключается гордостью. Мытари и любодейцы, грехи которых так явны и грубы, оказались более способными принять покаяние и им восхитить Царство Небесное, нежели зараженные самомнением иудейские архиереи и священники.

Аскетическая проповедь.

Прп. Иустин (Попович)

Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Иероним Стридонский

Змеи [или с прибавлением: и] порождения ядовитых гадов! каким образом избежите вы от суда геены

То же самое сказал и Иоанн Креститель (Лк. 3:7); действительно, как от ядовитых змей рождаются ядовитые змеи, так и от отцов человекоубийц вы родились человекоубийцами.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну

Евфимий Зигабен

Змия, порождения ехиднова, како убежите от суда (огня) геенскаго

Толкование на Евангелие от Матфея.

Анонимный комментарий

Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну

Как убежите ей от осуждения в геенну? Они сооружают церкви, но при этом истинной веры Церкви не придерживаются. Они читают Писания, но в них не верят. Они призывают имена пророков, апостолов и мучеников, но делам мучеников не подражают и веры их не исповедают. Разве не слышали вы, что Он сказал: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7:21)? Как не все призывающие Господа суть Господние, но только исполняющие волю Господа, так и не все, кто в своих местах проповедуют апостолов, пророков и мучеников, являются их почитателями, но только подражающие их делам и следующие их вере.

Гомилия.

Лопухин А.П.

Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну

О “порождениях ехидниных” см. прим. к 3:7. Подобное же выражение в Мф. 12: 34; Лк. 3:7. Слова Христа бросают свет на слова Крестителя, Мф. 3:7. Там будущий гнев только предполагается; здесь выставляется, как уже наступивший. Фарисеи и книжники теперь уже не могут избежать геенского суда.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну

Источник

Порождения ехиднины

Что значит порождения ехиднины толкование

Что значит порождения ехиднины толкование

Порождения ехиднины (греч. γεννήματα ἐχιδνῶν ) — словосочетание, несколько раз встречающееся в Библии (три раза в Евангелии от Матфея и один раз в Евангелии от Луки). Применяется в виде обращения от лица Иоанна Предтечи к фарисеям, а также от лица Иисуса Христа к книжникам и фарисеям.

В святоотеческой литературе рассматривается и как обвинение, и как похвала.

Содержание

Упоминание в Библии

В Библии словосочетание встречается четыре раза: три раза в Евангелии от Матфея и один раз в Евангелии от Луки.

В первый раз в Евангелии от Матфея словосочетание использует Иоанн Предтеча по отношению к фарисеям, пришедшим к нему:

Что значит порождения ехиднины толкованиеУвидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?

Во второй раз словосочетание используется Иисусом Христом по отношению к фарисеям. К Иисусу привели бесноватого человека, который был ослепшим и немым. Христос его исцелил. Фарисеи же, наблюдавшие за этим, укорили Его в этом поступке. Словосочетание «Порождения ехиднины» встречаются в следующем фрагменте ответной речи Спасителя:

Что значит порождения ехиднины толкованиеПорождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.

В третий раз словосочетание встречается в 23 главе Евангелия от Матфея, в которой Иисус Христос обличает книжников и фарисеев.

Что значит порождения ехиднины толкованиеЗмии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?

В Евангелии от Луки словосочетание упоминается один раз, использует его Иоанн Предтеча. Ситуация во многом схожа с описываемой в Евангелии от Матфея (Иоанн обращается к пришедшим и спрашивает: кто внушил вам бежать от будущего гнева?). Дело в том, что Евангелия от Матфея и от Луки (вместе с Евангелием от Марка) являются синоптическими и во многом сюжетами между собой перекликаются.

Смысл словосочетания

Что значит порождения ехиднины толкование

Что значит порождения ехиднины толкование

С греческого языка « ἐχιδνῶν » переводится как змея, гадюка. Но словосочетание «порождения ехиднины» явно имеет несколько иной смысл, чем просто змея. Само по себе слово ехидна в Библии встречается три раза, из них один раз в Новом Завете. По крайней мере, та ехидна, которая описана в Деяниях, уж точно понимается как змея (змея, напавшая на Павла на острове Мелит). [источник не указан 64 дня] Но словосочетание применяется по отношению к людям.

Святоотеческое толкование

Изъяснения по данной тематике можно встретить в Беседах Иоанна Златоуста. Иоанн Златоуст изъясняет отдельно все три случая использования словосочетания в Евангелии от Матфея.

В том случае, когда словосочетание «порождения ехиднины» используется Иоанном Предтечей по отношению к фарисеям, пришедшим на Иордан, Иоанн Златоуст изъясняет, что оно могло использоваться не как обвинение, а как похвала. Ведь фарисеи пришли послушать его проповедь оставив свой город и свои дома. Почему именно порождения ехиднины? Возможно потому, что как змея сбрасывает свою шкуру при линьке, так и фарисеи на время сбросили с себя шкуру лицемерия, жестокосердия.

Что значит порождения ехиднины толкованиеВедь он видел их не согрешающими, но кающимися; казалось бы, поэтому, он должен был не порицать их, а похвалить, и принять за то именно, что они, оставив город и свои дома, пришли слушать его проповедь. [1]Что значит порождения ехиднины толкование

В случае, когда Иисус Христос обращается к фарисеям (которые посмели упрекнуть за исцеление бесноватого), называя их порождениями ехидниными, Иоанн Златоуст объясняет, что в данном случае Иисус Христос именно обвиняет:

Что значит порождения ехиднины толкование…произносит обличения Свои с большей строгостью: „порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы“ (Матф. 12:34)? В этих словах заключается и обвинение фарисеев…

…порождениями ехидн назвал их потому, что они хвастались своими предками… [4]

Третий случай использования словосочетания порождения ехиднины в Евангелии от Матфея (когда Иисус Христос обличает фарисеев) Иоанн Златоуст тоже также трактует, как обвинение фарисеев:

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 3:7

Свт. Иоанн Златоуст

Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева

Так, скажешь: свобода велика; но вот что надобно спросить: имеет ли она какое-либо основание? Ведь он видел их не согреша­ю­щими, но ка­ю­щимися; казалось бы, поэтому, он должен был не порицать их, а похвалить, и принять за то имен­но, что они, оставив город и свои дома, пришли слушать его проповедь. Что же мы на это скажем? То, что он обращал внимание не на настоящие обстоятельства, не на то, что про­исходило, но видел тайные их помышления, которые открыл ему Бог. Так как они величались сво­ими предками, что и было причиною их погибели, и повергло их в беспечность, то он исторгает самый корень их гордости. Потому же и Исайя называет их начальниками содомскими и народом гоморрским (Ис. 1:10), а другой пророк говорит: «Не таковы ли (вы), как сыны Ефиоплян» (Ам. 9:7)? Так все их предостерегают от этого предрассудка, смиряя их гордость, быв­шую для них источником бесчислен­ных зол. Но ты скажешь: пророки справедливо так поступали, потому что они видели их согреша­ю­щими; здесь же почему и для чего делать это Иоан­ну, когда он видит их уже покорными? Для того, чтобы еще более смягчить их. Если же кто со вниманием рассмотрит его слова, то и в самом обличении откроет похвалу им, потому что эти слова были про­изнесены им от удивления, что они, хотя и поздно, но все же могли сделать то, что казалось некогда невозможным. Следователь­но, и само обличение их Иоанном означает более желание привлечь их и расположить к покаянию. В то время, когда он, по-видимому, поражает их, он открывает и прежнее их великое нечестие, и вместе с тем их дивную и неожидан­ную настоящую перемену. Как это могло быть, говорит он, что они, будучи детьми таких родителей и так худо воспитаны, начали раскаиваться? Откуда такая перемена? Кто смягчил суровое их сердце? Кто исцелил неисцель­ное? Смотри, как он с самого начала поразил их, говоря им о геен­не. Не о обыкновен­ных бедствиях сказал он им, как например: «кто внушил вам бежать от врагов, наше­с­т­вия варваров, плена, голода и язвы?» Нет; он угрожает им другим наказанием, о котором они еще не имели ясного понятия, говоря таким образом: «Кто внушил вам бежать от будущего гнева»? Справедливо назвал Иоанн фарисеев порождением ехидны. Подобно тому, как это животное убивает мать, его рождающую, и является на свет, как говорят, разгрызая у нее чрево, так и они поступали, убивая своих отцов и матерей и раздирая своими руками учителей.

Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 11-я.

Свт. Хроматий Аквилейский

Ст. 7-8 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния

Трактат на Евангелие от Матфея.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева

Святой евангелист Лука повествует, что великий Иоанн Предтеча, увещевая израильтян отвергнуть самомнение и несчастную напыщенность происхождением по плоти от Авраама, называл весь народ порождениями ехидны (Лк. 3:7). Святой же евангелист Матфей говорит, что Иоанн назвал порождениями ехидны саддукеев и фарисеев. Сам Cпаситель мира назвал книжников и фарисеев змеями, порождениями ехидны, не могущими избежать осуждения в огнь гееннский (Мф. 23:33). Это значит: название порождениями ехидны отнюдь не было только сильным выражением: оно — определение суда Божия, изреченное Самим Сыном и Словом Божиим, изреченное чрез Иоанна Святым Божиим Духом. Змеем и ехидною здесь назван падший ангел — сатана. Зараженные самомнением, называвшие себя чадами и племенем Авраама, названы чадами и племенем сатаны, названы и признаны такими Самим Богом.

Отчего фарисеи, будучи сопричислены Господом к разряду змеев, то есть отверженных духов, названы порождениями ехидны, составляющей особенную породу змей? Ехидна есть весьма малая, едва приметная змея, слепая, но вооруженная сильнейшим, смертоносным ядом. Так и гордость есть недуг души едва заметный, часто представляющийся человекам глубочайшим смирением, часто признаваемый человеками за святость и бесстрастие, но убивающий душу, соделывающий ее неспособною ни к каким добродетелям. Ехидна слепа: слепа и гордость. Омраченный ею не видит и не ведает Бога, лишен правильного воззрения на себя и на человечество. Самая дверь к добродетелям – покаяние – затворяется, накрепко заключается гордостью. «Мытари и любодейцы», грехи которых так явны и грубы, оказались более способными принять покаяние и им восхитить Царство Небесное, нежели зараженные самомнением иудейские архиереи и священники (Мф. 21:31).

По какой причине Иоанн Предтеча назвал весь народ иудейский порождениями ехидны, по преимуществу же саддукеев и фарисеев? По той причине, что саддукеи и фарисеи по преимуществу заражены были недугом плотского мудрования и самомнения, по преимуществу они величались происхождением от Авраама, родством с пророками; свой недуг они сообщали народу как начальники и учители народа.

Аскетическая проповедь.

Прп. Исидор Пелусиот

Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева

Почему Иоанн Предтеча Иудеев назвал рождениями ехидновыми. Иоанн Предтеча назвал Иудеев рождениями ехидновыми, как плод, превзошедший в лукавстве своих лукавых родителей. Ибо говорят, что ехидна, рождаясь, угрызает матернюю утробу. А посему, так как Иудеи оставили родившего их Бога и всю данную им благодать, приведя в бездействие, как бы умертвили, то св. Иоанн справедливо уподобляет их сим ядовитым животным, уничтожающим или, лучше сказать, поедающим благодеяния своею неблагодарностью.

Письма. Книга I.

Блж. Феофилакт Болгарский

Увидев же Иоанн многих фарисеев

Фарисей в переводе значит «отдельный», так как и по своей жизни, и по своим знаниям они отличались от других.

и саддукеев

идущих к нему креститься, сказал им

Фарисеи и саддукеи шли к крещению не с правым намерением, как прочие. Поэтому Предтеча и порицает их.

порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Видев же (Иоанн) многи фарисеи и саддукеи грядущыя на крещение его, рече им: рождения ехиднова, кто сказа вам бежати от будущаго гнева

Народ иудейский называется различными именами. Евреями они называются от Евера, как пользующиеся его языком: Бог сохранил несмешанным язык только его одного за то, что он не захотел присоединиться к строившим башню. Он был предком Авраама. Израильтянами они названы от Иакова, который в видении лествицы видел Бога и назван Израилем. Израиль значит – видящий Бога. А иудеями – от Давида. После того как Бог избрал его на царство из колена Иудина и предоставил его потомкам царствовать по праву наследства, то колено это Он сделал знаменитым, как бы царским, – так что и происшедшие из других колен впоследствии, стали называться от него общим именем иудеев. Определив это таким образом, следует также сказать о двух упоминаемых здесь иудейских сектах. Саддукеи в остальном были иудеи, но совершенно отвергали бытие Святого Духа, Ангелов и воскресение мертвых. Фарисеи, будучи в остальном теми же иудеями, имели некоторые, им только свойственные обычаи, пост два дня в седмицу, отдача десятой части имущества в пользу бедных, омовения и очищения сосудов, блюд и чаш и другие такого рода обычаи. А так как фарисеи и саддукеи сравнительно с другими были лучшими законниками и учителями, то они весьма превозносились над остальным народом. Иоанн, видя их приближающихся и узнавая их, как по благодати, обитающей в нем, так и по отличной их одежде и виду, весьма свободно обличает их, потому что имел уверенность в Том, Который послал его. К строгости обличения он присоединяет и похвалу, чтобы тою смирялись, а этою утешались. Он обличает их, называя их рождения ехиднова. Как дети ехидны умерщвляют своих матерей, изъедая их чрево, так и иудеи убили своих духовных отцов, т.е. пророков. Их же и похваляет, говоря: кто сказа вам бежати от будущаго гнева? Очевидно, что никто другой, как только их собственное благоразумие. Будущим гневом называет или гнев римлян во время осады, или гнев Божий в день суда, которого они избегали, приходя к покаянию. Конечно, он направлял свою речь преимущественно к фарисеям и саддукеям, которые считали себя весьма умными; но в лице их он говорил и всем долженствующим уверовать во Христа, которые вместе должны были избегнуть и предсказанного гнева. Если Лука говорит, что он сказал это народам, пришедшим к нему креститься, то не смущайся этим. Могло быть, что Иоанн сказал это дважды: раз – этим, а другой раз –тем. Удивляется же Иоанн их большой перемене: каким образом они, убившие пророков, не убили также и его, но идут на покаяние.

Толкование Евангелия от Матфея.

Евагрий Понтийский

Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева

О помыслах.

Еп. Михаил (Лузин)

Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева

Фарисеев и саддукеев: это были две самые многочисленные и влиятельные секты иудейские, возникшие не очень задолго до времени земной жизни Спасителя. — Фарисеи (от еврейского слова фараш — отделял) назывались так потому, что они отделяли себя от прочих самым строгим исполнением религиозных обязанностей (ср. Феофил.); отличались от прочих и своими некоторыми особенными верованиями, и своею внешностью. Кроме писанного закона Моисеева, они принимали еще великое множество преданий, которые будто бы переходят из рода в род также от законодателя Моисея, только устно, не будучи записаны, и соблюдали их так же строго, как и закон Моисеев писаный. Эти предписания закона неписаного касались большею частью внешней обрядности, внешнего благоповедения, и имели для них такую силу, что ради них они изменяли даже закон писаный там, где он не сходился с ними, за что, между прочим, и обличал их Христос (например, Мф. 15:2—10). Исполняя мелочные требования предания, они пренебрегали иногда существенными правилами закона и правды (см. Мф. 23) и, приказывая исполнять их другим, сами иногда не исполняли. Вследствие всего этого, являясь народу набожными, исполняющими строго наружные обряды, они были по большей части лицемерами, святошами, были и горды, и сварливы, и честолюбивы, и вообще весьма повреждены нравственно. Нет сомнения, что и из числа их были люди сердечно веровавшие и убежденные в святости закона и потому нравственные, вроде, например, Никодима (Ин. 3:1), или Савла (впоследствии Ап. Павла), или Гамалиила, учителя его (ср. Деян. 5:34; может быть, также: Мк. 15:43, Лк. 2:25, Лк. 23:51, Ин. 19:38—42, Ин. 3:1, 7:50); но вообще члены секты были испорченной нравственности; впрочем свою внешнею набожностью они имели величайшее влияние на народ и стремились руководить его нравственным направлением. — Саддукеи имя свое получили, говорят, от Садока — раввина, славившегося лет за 260 до Р. Хр., ученика Антигона Соха, председателя иудейского Синедриона, или верховного судилища. Этот Антигон проповедовал, между прочим, что человек обязан служить Богу совершенно бескорыстно, без надежды на награду и не из страха наказания по смерти. Садок же, односторонне поняв учение своего учителя, начал проповедовать, что будущей загробной жизни вовсе нет; нет и наград праведным и наказания грешникам, и на этом учении основал секту, называвшуюся от имени его Саддукейскою. Основные пункты учения ее следующие: нет ни воскресения, ни ангелов, ни духов (Мф. 22:23, Деян. 23:8); душа человеческая уничтожается вместе со смертью тела; нет божественного провидения, а все зависит от свободной воли человека. Саддукеи отвергали всякие предания, принимаемые фарисеями и прочими иудеями, и принимали только письменный закон. Саддукеи были не так многочисленны, как фарисеи, но они были более богаты, и потому пользовались уважением и имели значительное влияние, особенно в высших классах, и занимали иногда высокие места. — Фарисеи и саддукеи (многие) шли к Иоанну креститься: они вместе с народом ожидали наступления царства Мессии и, услыша о проповеди Иоанна, многие приходили к нему креститься, чтобы быть готовыми вступить в сие царство, хотя и не крестились (Лк. 7:30), может быть, потому, что им не легко было исповедовать грехи свои, чего требовал Иоанн, наравне с грешным, по их мнению, и презираемым ими народом (Ин. 7:49); может быть, они приходили также, искушая или уловляя Иоанна, что можно заключить из повествования евангелиста Иоанна о посольстве фарисеев к Иоанну Крестителю около этого времени (Ин. 1:19—25). — Сказал им: «фарисеи и саддукеи шли ко крещению не с доброю мыслию, как прочие, потому Иоанн и обличает их» (Феофил., ср. Злат.). Порождения ехиднины: ехидна — из породы змей. Говорят, что нет змеи, укушение которой было бы столь ядовито, как ужаление ехидны; ужаленный ею почти тотчас умирает (ср. Деян. 28:6). Змей и ехидна на библейском служат образом хитрости или лукавства и злости (Мф. 12:34, Мф. 23:33, Ис. 14:29, Ис. 59:5, Пс. 57:5), иногда впрочем и образом мудрости служит змей (Мф. 10:16). Здесь, очевидно, по связи речи и по характеру ее обличительному, ехидна представляется образом лукавства и злости; выражение: порождения (или дети) ехиднины значит — лукавые и злые люди (скверные), развращенные, негодные в самом своем корне или основании, как бы в утробе матери еще повредившиеся. — Бежать от будущего гнева: будущий гнев означает божественный гнев на нечестивых, сопровождаемый наказанием их. У евреев была вера, что Мессия, явившись, произведет суд и одних добрых сделает блаженными, а других подвергнет наказанию, — верование истинное, но неправильно понималоcь ими сие: они думали, что язычники будут осуждены и подвергнуты наказанию, а иудеи, особенно фарисеи, будут оправданы и осчастливлены. Иоанн же говорит, что гневу, а следовательно, и осужению, подвергнутся все непокаявшиеся, даже фарисеи, мнимые праведники. Бежать от сего гнева — значит стараться избегнуть осуждении, которому обречены нераскаянные. Креститель выражает удивление, как эти фарисеи и саддукеи думают избежать этого осуждения, будучи ык испорчены нравственно, что не могут уже измениться и обновиться духом, переменить свои убеждения и образ жизни, хотя и идут к нему креститься. Видно, он глубоко прозирал их испорченность и вместе с Тем с трогой речью хотел показать народу эту испорченность, чтобы предохранить его от вредного влияния их. Впоследствии Христос сам то же выразил им словами: порождения ехидны! как вы можете говорить доброе, будучи злы (Мф. 12:34).

Толкование на Евангелие от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему

Фарисеи и саддукеи – это были две иудейские секты, возникшие незадолго до времени явления Спасителя. Фарисеи (от евр. слова «фараш» – «отделил») назывались так потому, что они старались отделить себя от всех прочих некоторыми особенными верованиями и своею внешностью. Кроме закона Моисеева они принимали много разных преданий. Они верили, что Моисей вместе с писанным законом получил от Бога изустные наставления, нигде в книгах не записанные (предание), которые касались главным образом обрядности и внешнего благоповедения (чит. объясн. 2 ст. и дал. 15 гл.). Исполняя мелочные предания, они пренебрегали иногда существенными правилами закона – ставили предание выше писания (Мф. 23 гл.) и, приказывая исполнять предания другим, сами большею частью не исполняли их. Фарисеи носили широкие одежды с нашивками изречений Свящ. писания, старались казаться народу набожными, но на самом деле были лицемерами, потому что были людьми гордыми, своекорыстными и честолюбивыми. Встречались, конечно, между ними исключения, каковы Савл, впоследствии апостол Павел и др. Фарисеи имели большое влияние на народ, как народные руководители, законоучители. Многие из них, изучая законы, были знатоками их, потому и назывались книжниками, считались учеными, иудейскими богословами (чит. объясн. 4 ст. 2 гл.). Саддукеи имя свое получили от Садока – раввина (священника), жившего лет за 200 до Р. Хр. Они учили, что не будет воскресения мертвых, нет ни Ангелов, ни диаволов; души человеческие уничтожаются вместе с смертью тела и т. п. Они отвергали всякие предания и принимали только письменный закон. Рече им (сказал им): рождения (порождения) ехиднова и пр. Фарисеи и саддукеи шли ко крещению не с доброю мыслию, как прочие, потому Иоанн и обличает их. Порождения ехиднины. Ехидна – самая ядовитая змея. На языке библейском она служит образом хитрости или лукавства и злости. Порождения ехиднины значит лукавые или злые люди. Кто сказа (внушил) вам бежати от будущего гнева? Гнев этот означает божественный гнев на нечестивых, сопровождаемый наказанием их. Иудеи думали, что с явлением Мессии язычники будут осуждены, а они Иудеи, особенно фарисеи, будут оправданы; Иоанн же говорит, что гневу, а следовательно, и осуждению подвергнутся все не покаявшиеся, и фарисеи – мнимые праведники. Бежать от гнева значит избегать осуждения, на которое обречены нераскаянные. Словами: Кто внушил вам бежать от будущего гнева, – Иоанн как бы так говорит фарисеям и саддукеям: что заставляет вас, таких святых и чистых, какими вы представляете себя, теперь однако ж бояться и избегать предстоящего гнева Божия?

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева

(Лк. 3:7). Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев. Фарисеи и саддукеи были тогда две партии (но не секты), враждебные одна другой, историческое происхождение которых темно. Происхождение фарисеев относят ко времени Ионафана, преемника Иуды Маккавея (161-143 до Р. X.). Они были преемниками хасидимов. Хасидимы (ревнители закона, благочестивые) настаивали на исполнении закона и обязанностью человека считали исключительно только повиновение воле Божией, как она открыта в Библии. Так как хасидимы по разным причинам держались отдельно от простого народа, то получили название фарисеев, или отделенных. Число фарисеев около времени Христа доходило до 6000. Отличительным признаком их было лицемерие. Так как они посвятили все свои силы изучению и соблюдению закона, то считали самих себя истинными вождями и учителями народа. И народ до известной степени соглашался с этим. При Ионафане партия вооружилась против того, что он был первосвященником, хотя мать его была некогда рабыней. Это возбудило гнев Ионафана и он перешел на сторону саддукеев. Под этим последним названием разумелась партия практических людей, которые связали себя с судьбами Маккавейского дома. Они были преданы закону, насколько это согласовалось с их планами обеспечить для Израиля его независимость. Это была партия священнической аристократии. Название ее одни производят от Садока, который был священником при Давиде и Соломоне (3 Цар. 1:32-39); другие от Садока, жившего много после и бывшего учеником Антигона Сохо, еврейского книжника, известного только почти по одному имени. В Авот р. Нафана (гл. 5) говорится, что “саддукеи называются по имени Садока”. Оба эти производства, однако, сопряжены с лингвистическими затруднениями. Епифаний (Haeres. 14) говорит, что члены партии называют себя саддукеями потому, конечно, что это название происходит от слова праведность; ибо σεδεκ значит праведность. По этому объяснению фарисеи считали себя праведными и назывались цаддиким. Изменение в цаддуким могло произойти вследствие народной остроты. Саддукеи были немногочисленны во время Христа, к ним принадлежали высшие лица церковной иерархии, они отличались угодливостью, жестокосердием и хитростью.

Идущих к нему креститься: буквально — идущих ко крещению его (αὐτοῦ выпущено, однако, в Синайском и Ватиканском кодексах, у Тишендорфа и Вестк. Хорта), т.е. Иоанна. Предлог к (ἐπί) означает движение к месту. Указывает ли он на цель прибытия фарисеев и саддукеев — креститься от Иоанна — сомнительно, ввиду того, что “фарисеи и законники”, по словам Луки (7:30) отвергли волю Божию и не крестились от Иоанна. По всей вероятности, так делали и саддукеи.

Порождения ехиднины: под ехиднами разумеются маленькие змейки, которые живут только в жарких странах, весьма ядовитые и опасные. Иоанн называет фарисеев и саддукеев не ехиднами, а порождениями ехидн. Под этим можно понимать детенышей ехидн или же вообще змеиный род их. В обоих случаях указывается на нравственное состояние фарисеев и саддукеев, которое заставляло их походить на ядовитых змей или их детенышей.

Будущего гнева. Несомненно, что Иоанн представлял наступающее царство не только царством милосердия, но и царством гнева, и притом преимущественно, что видно из дальнейших его слов, где он сравнивает царство с гумном, людей с пшеницей и соломой, говорить о Мессии, что у Него веятельная лопата в руках. Он сожжет солому (мякину) огнем неугасимым. Такие представления не вполне соответствовали, конечно, духу нового царства и деятельности Христа, как об этом мы знаем из последующих событий, и были еще ветхозаветными.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева

Фарисеи и саддукеи приходили к Иоанну только для того, чтобы показать народу свою ревность ко спасению, а может быть им хотелось уловить в чем-нибудь незаконном Предтечу Христова, выведать его намерения: ведь чем более народ стремился к Иоанну, тем более сами они падали во мнении народа. Но Иоанн видел их тайные помышления: Бог открыл ему это; мог ли он смотреть на это равнодушно? И он восстал против них с обличением, грозил им гневом Божиим, требовал немедленного покаяния. Строгие обличения древнего пророка Исайи слышались в словах его. увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины. Ехидна — самая ядовитая змея: ужаленный ею почти тотчас же умирает. Она служит образом хитрости, злобы и лукавства. Непотребные дети гнусных отцов! Вы на словах отравляете народ своими соблазнами, вы угрызаете и убиваете даже святых ядом своих клевет! Как это случилось, что вы, будучи детьми таких злых отцов, начали раскаиваться? Откуда такая перемена? кто внушил вам бежать от будущего гнева? Думаете ли вы, что избежите Страшного Суда Божия и вечной геенны только тем, что наружно креститесь, а сердцем, душой не переменитесь, не обновитесь, не покаетесь.

Троицкие листки. №801-1050.

Анонимный комментарий

Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *